с. Горки Вяземский район

Тема в разделе "Вяземский район", создана пользователем Никита Мозуров, 17 июл 2019.

  1. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Адрес:Смоленская обл., Вяземский р-н, с.Горки
    Координаты:55.418523, 34.517182 https://yandex.ru/maps/?ll=34.524367,55.416310&z=16.2
    Проезд:От ж/д пл.215 км пешком или на велосипеде (дорога разбита и подболочена) 3,5 км, на авто с М1 через Дмитровку (пл.Мещерская) 24 км. Церковь к северу от кладбища, в западной части села. С запада, со стороны церкви в Леонтьево, проезжей дороги нет (только мотовелотриал через Митьково либо пешком, от Митьково в Леонтьево есть тропинка и перекинута узкая бетонная плита через Касню).

    Село Горки расположено на речке Рузе, принадлежало Леонтьевской волости Вяземского уезда Смоленской губернии. Название село получило от своего месторасположения: оно находилось на горке, в долине речки Касни.

    В 1687 году в селе был устроен деревянный храм (1). В 1757 году на старом месте была построена вновь двухпрестольная церковь во славу Живоначальной Троицы с приделом Святителя Николая Чудотворца на средства майора Михаила Васильевича Коротнева. Вокруг церкви ограда деревянная исправная. В 1774 году в церковном причте был 1 священник и 1 причетник (2).

    В 1883 году деревянная церковь сгорела. На ее месте в 1887 году на каменном фундаменте был построен новый деревянный храм. Престолов в нем было два: во славу святой Живоначальной Троицы и Святителя Николая Чудотворца (1).

    Храм был рублен из бревен с остатком и обшит горизонтально тесом. Высокий двусветный крестообразный объем храма завершен двумя узкими восьмериками. Оба восьмерика световые: окна верхнего расположены по сторонам света, нижнего - по диагоналям. Пятигранная апсида уже храма и равна храму по высоте, такой же и придел с западной стороны. С южной стороны к храму примыкает притвор с двухскатной крышей, над которым размещалось двойное окно.

    В 1904 году к храму пристроена каменная колокольня и трапезная в старорусском стиле, которая обхватила придел храма с трех сторон. Четверик трапезной шире и ниже самого храма, с южной и северной стороны посередине располагаются двери, по бокам от них находятся полуколонки, на которых устроен треугольный фронтон, в его центре - ниша с полуколонками, а поверху - кокошник. Окна по сторонам от дверей арочные, двойные, украшенные полуколонками и кокошниками. Над окнами идет ряд из ширинок, сверх него идет поребрик, переходящий и на колокольню. Колокольня примыкает к трапезной с западной стороны, она трехъярусная и четырехгранная. Первый ярус с входными арочными дверями, сверх которых устроен ложный кокошник, по бокам колокольни расположены небольшие комнатки наравне с деревянным храмом, окна в них украшены полуколонками, а сверху кокошником. Второй ярус с оконным проемом, украшенный полуколонками и кокошником, идет сверху поребрика. По бокам расположены закругленные полуфронтоны. Третий ярус убывающий, с западной стороны арочный проем для колоколов без всяких украшений, а с остальных сторон - проемы для колоколов, украшенные, как и во втором ярусе. Завершается колокольня треугольными фронтонами, сверх которых на низком восьмерике располагалась закругленная крыша с крестом (3).

    Во время войны 1812 года французскими мародерами были сняты напрестольные одежды (4).

    В 30-х годах XX века храм был закрыт (5).

    В 1859 году село Горки принадлежало графу Емельяну Петровичу Зотову. У него было крепостных крестьян 144 души, дворовых -15 душ. В имении насчитывалось: усадебной земли - 26,21 десятин, пахотной - 272 десятин, сенокосной - 222 десятин (6). В этом же году в селе находилось 25 дворов, в которых проживали 110 мужчин и 137 женщин. (8).

    В 1897 году церковной земли в селе было 44 десятины, в том числе: усадебной - 1 десятина, под пашней и сенокосной-43 десятины.

    Священнослужителями в 1897 году были: священник Василий Иванович Смирнов, 1868 года рождения, окончил Алферовскую учительскую семинарию, священник с 1895 года, жалованье получал 120 рублей; псаломщик Василий Павлович Тарарин, 1878 года рождения, образование домашнее, в должности с 1893 года, жалованье получал 36 рублей (7).

    В 1904 году в селе было 39 дворов со 124 мужчинами и 142 женщинами, две мелочных лавки, чайная и ярмарки (9). Церковноприходская школа была основана в 1895 году, заведующий и законоучитель в 1897 году - священник Василий Смирнов, учительница - Елизавета Конокотина, учеников - 58 человек (10). В 1898 году обучалось 45 человек (7).

    В 1945 году священником в селе был Аркадий Соколов. Он родился в1870 году, окончил духовное училище, в селе служил с 1917 года (11).

    Сейчас деревня Горки находится в Мещерском с/п Вяземского района Смоленской области (12).

    Литература:
    1) Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №1. С. 165.
    2) Смоленские епархиальные ведомости. 1873. №7. С. 259.
    3) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. М., 2001. С. 351.
    4) 1812 год. Исторический альманах. Вып. 2. Смоленск, 2006. С. 82.
    5) Воспоминания жителей села Горки.
    6) Приложение к трудам Редакционных комиссий для составления Положений о крестьянах. Сведения о помещичьих имениях. Т. IV. СПб., 1860. С. 22.
    7) Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №1. С. 165.
    8) Список населенных мест по сведениям 1859 года. Смоленская губерния. СПб., 1868. С. 128.
    9) Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 115.
    10) Смоленские епархиальные ведомости. 1897. №10. С. 567.
    11) Амельченков В.А. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006. С. 183.
    12) Административно-территориальное устройство Смоленской области. Справочник. М., 1981. С. 15.

    Олег Федоров, член Союза краеведов России, г. Вязьма
    «Край Смоленский», № 4, 2011 г.

    церковь Горки.jpg
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2019
    kress 71, PaulZibert, Юлиа и ещё 1-му нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    В 17 веке село Горки было центром Горковской дворцовой волости Вяземского уезда.

    Из переписной книги Вяземского уезда 1667 года Артема Рчинова (РГАДА ф. 1209 оп. 1 ч.2 д.10808):

    Волость село Горки у пруда и у колодезя, а в селе церковь Николы Чудотворца, строение великого Государя.

    А в церкви Божия милосердия образов:
    Образ Живоначальные Троицы, образ Пресвятые Богородицы одигитрия, образ Николы Чудотворца, венец и цата серебряные, позолочены, да прикладу десять денег, образ святых мучеников Фрола и Лавра, венец и цата серебряные, позолочены, образ святые мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, венец и цатаа резные позолочены, да прикладу
    десять денег. Да за престолом образ Пресвятые Богородицы Владимирские, венец и цата серебряные позолочены, да прикладу полтора рубля денег.
    Крест да хоруговь, деисус девять икон, паникадило, три свечи восковые местных. Двери царские с сенью. Сосуды церковные деревянные.
    Да на престоле Евангелие печатное да ризы, стихарь, поручи, патрахель.
    Да книг государевых печатных: Пслатырь малая, Апостол тетр, Шестоднев, Триод цветная, Потребник малой, Служебник.
    Да вкладчиковых: Евангелие толковое, Потребник, Минея общая, Житие Николы Чудотворца печатное, да писмяные Трефолой.
    Да на колокольнице четыре колоколоа весом в пять пуд.

    У церкви ж:
    Во дворе поп Егоргий Алексеев, у него детей Ивашко да Микифорко, да Илюшка, да Якушко.
    У Ивашка сын Нестерко.
    Во дворе пономарь Максимко Осипов, у него шурин Федосейко Степанов.
    Во дворе просфирница вдова Хр... Гарасимова жена, у нее детей Сергушка да Ивашко.

    Пашни паханые церковные середние земли 14 чет в поле, а в дву потому ж.
    Да у той же церкви:
    Пустошь Головинская на реке на Касне и на ручью. Пашни паханые наездом середние земли четь без третника, да лесом поросло чет
    в поле, а в дву потому ж. Лесу непашенного болота десятина.
    Пустошь Поповская на ручью. Пашни паханые наездом середние земли 3 чет с третником в поле, а в дву потому ж.
    Всего пашни паханые церковные и с наезжею пашеню 19 чет в поле, а в дву потому ж.
    Сена от колодезя вверх по ручью по Вяземской дороге и вниз по ручью по обе стороны доголовинского заплоту 30 копен.
    Да на реке на Касне против шалнева (?) сена 15 копен, да на реке Рузе возле Вязеской дороги вверх по ручью 5 копен.
    Да от селковские дороги по ручью до Маркова колодезя сенные покосы поросли лесом 20 копен.
    Всего сена 70 копен.
    В том же селе крестьян:
    ...
     
    PaulZibert, Овинцы и Юлиа нравится это.
  4. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Еще оттуда же про строительство мельницы возле села Горки:

    ...
    В селе ж Горках на реке на Касне против пустоши Шальневы ниже старой плотины велено строить мельницу вновь Вознесенского и Предтеченского монастыря что в
    Вязьме Вяземского уезду села Ондреевского мельнику Евсейке Семенову собою, а льготы ему дано июля 31 числа РОД году (1666г) впредь на пять лет до такова же числа.
    А как льготные годы выйдут и с той мельницы оброк на нем Евсейке имать по оценке погодно.

    P.S.
    Интересно - где Вязьма, и где Горки, с чего бы это Вяземский монастырь строил мельницу в Горках? Почему в Вязьме себе мельницу монахи не строили?
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2019
  5. Offline

    Овинцы Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 сен 2010
    Сообщения:
    265
    Спасибо SB:
    400
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов
    Наверное Евсейка сам с тех мест и имел какие то связи с этим монастырём, либо на Вязьме реке запрещали делать запруды для мельниц что б немешать судоходству?????
     
    Никита Мозуров нравится это.
  6. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Да, скорее всего дело именно в плотине, о которой там написано - мельница же водяная была, ей нужна плотина, а на Вязьме возможно плотины было труднее строить, или чтобы судоходству не мешать, тоже верно.

    А еще вот подсказали:

    "Монастырские владения - это не только собственно монастырь с его землей под ним или прилегающие к нему, но и наделы земли далеко за его пределами, переданные ему за вечное поминание или полученные по кабале за непогашенный кредит и т. п. По всей видимости в Горках был один такой жереб или что-то другое. Например, та мельница или ее доля, часть. "
     
    Овинцы нравится это.
  7. Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    3.700
    Спасибо SB:
    5.883
    Отзывы:
    179
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Олег
    Интересы:
    Генеалогия, краеведение
    Монастырские владения распространялись на большие территории, иногда достаточно далеко от самого монастыря. Как, впрочем, и у помещиков, владения могли быть раскиданы по всем уездам и даже по нескольким губерниям.
    Источник происхождения этих владений мог быть различный - государственная дача, вклад частного лица, покупка, невыкуп заклада и т.д. и т.п.
    Евсей, скорее всего, имел статус монастырского бобыля. Он подрядился хозспособом (собою) построить мельницу. Но монастырю, конечно же, нужна была не мука за тридевять земель, а денежный оброк с Евсея, который он начал выплачивать после льготного периода в 5 лет, сюда входила, видимо, аренда под мельницу монастырской земли и % от заработка мельника.
    Евсей-то тоже был не дурак, и брал с крестьян окрестных деревень денежку за помол зерна.
    И слыл на всю округу мироедом и колдуном, потому что всем известно, мельники водятся с нечистой силой, в данном случае с водяным.
    Кстати, я так понял, Евсей был мельником из села Андреевского.
    ...
    И была у Евсея дочка, Прасковья. Барин ее как увидел, так умом и поехал. Или, говорит, женюсь, или в мраморе изваяю.
    Амор с ним исделался... ;)
     
    Овинцы, Никита Мозуров и kress 71 нравится это.
  8. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Знакомая личность?) А что за село Андреевское, где было расположено?
    P.S. А-а, догнал, это из Формула Любви?) А село Андреевское там тоже в кино было, или нет?)
    [​IMG]

    Сообщения объединены, 23 июл 2019, время первого редактирования 23 июл 2019
    Чуть раньше там же в книге встретилось описание другой действующей мельницы, зацените.
    Интересно - мельницу мог построить один человек, тот же Евсей Семенов? Или же строил не он собственноручно?

    Села ж Горок присёлку Шуйскому оброчной луг от старой мельницы по реке по Касне вверх до устья реки Рузы. Сена 160 копен. Оброку полтора рубля. Да под древнею Кравскою мельница на реке на Касне, на оброке за вязьметином посацким человеком за Васкою Борышовым со 1656 года февраля с четвертого на десят числа впредь на десять лет без перекупки. Оброку по 6 рублев, по 21 алтыну, по 4 деньги на год.
    На мельнице заводу двои жерновы на ходу, верхние тощиною 5 вершков, длиною аршин с четью.
    Нижние жерновы в толщину трех вершков, в длину аршин с четью.
    Два ковша у дву шестерней и у лежней обручи, и похприцы и подпятник железные.
    Два ящика, семь насек, два топора, один долгой польской, а другой корельской, напаря малая, долото круглое, скобель.
    Анбар мельнишной у исподняго замок личинной, изба мельничная, три камени жерновых измолков.


    (прим. нижний жернов, лежень, лежал на прочном полу мельницы и был неподвижным, а верхний жернов вращался валом с помощью насаженной на него железной вилки-порхлицы. Насека - по Ефремовой - род острого молотка для насекания жерновов.)
     
    Овинцы нравится это.
  9. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Кстати а откуда взялось поверье, что мельники знаются с нечистой силой?) Просто вот читаю дальше -

    Под селом же Васильевским на речке на Осме на церковной земле мельница. А другой берег государев.
    Построил того же села благовещенский поп Леонтий.
    А по оценке тое ж волости крестьян деревни Шутовой Афонки Самойлова с товарищи з государева берега оброку положено вновь три алтына две деньги на год.


    Если уж поп Леонтий мельницу строил, то откуда там нечистой силе-то взяться?) Строил-то наверняка помолясь, и святой водичкой наверное окропил)
     
    Последнее редактирование: 24 июл 2019
  10. Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    3.700
    Спасибо SB:
    5.883
    Отзывы:
    179
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Олег
    Интересы:
    Генеалогия, краеведение
    Смоленские мельники описывали водяных как мужиков “с длинными пальцами на ногах, с лапами вместо рук, с двумя… рогами на голове, с хвостом назади, и с глазами, горящими подобно раскаленным углям”.
    https://anni-manninen.livejournal.com/348033.html
    Сообщения объединены, 24 июл 2019, время первого редактирования 24 июл 2019
    https://info.wikireading.ru/36888
    Мельник, как и другие «специалисты», труд которых не был земледельческим, имел особое положение в крестьянской общине. Многие причины обусловили мифологические представления о нем, в которых он предстает необычным человеком. Специфическое расположение мельниц, водяных — на реке, пруду или другом водоеме, а ветряных — на высоком месте, но в любом случае — в отдалении от поселения, породило веру в связь мельника с нечистой силой: духами воды и теми, которые заведуют ветрами. Умение мастера совладать с природными стихиями, приводящими в движение мельничный механизм, послужили основой для наделения его в крестьянском сознании магическим знанием сродни колдовскому. Кроме того, особое отношение к мельнику складывалось в связи с причастностью его работы к основному продукту крестьянского труда — хлебу.

    От профессиональных знаний и умений мельника зависело не только качество и количество получаемой из зерна муки, но и долговечность работы мельничной постройки. Неслучайно в народе говорили: «Мельник не бездельник, хоть дела нет, а из рук топор нейдет». Секреты в работе мельника относились простыми людьми к области необычного. В связи с этим знаменательны сведения о получении профессионального опыта, которые содержатся в одном из мифологических рассказов, записанном в селе Новиковка Самарской губернии: умелый местный мельник перенял все свои знания от нерусских мастеров, у которых ему пришлось учиться пять лет. Согласно мифопоэтическому сознанию, «специалисты»-инородцы всегда считались в народе более умелыми, сильными, «знающими».

    Крестьяне были уверены, что мельнику в работе помогает нечистая сила, что хозяева водяных мельниц вступают в договор с водяным, а работающие на ветряных мельницах — с лешим или вихрем. В Симбирской губернии даже считали, что мельник продает свою душу водяному и каждую ночь отправляется спать к нему на дно водоема. Договор поддерживался постоянными жертвоприношениями. Обычной жертвой были продукты, связанные с мельничной работой: крошки хлеба, часть муки или зерна из каждого мешка. Остановка механизма мельницы нередко связывалась с несоблюдением мельником своевременного принесения жертвы. Так, в Вятской бернии бытовал рассказ о том, как женское мифологическое существо «шишига» не давала мельнику работать, садясь на мельничную шестерню и останавливая все устройство. Перебои в работе продолжались до тех пор, пока тот не привез табаку и не бросил его в пруд для шишиги. По праздникам в качестве жертвы-угощения водяному в воду лили водку. В Белоруссии при заморозках под мельничное колесо помещали кусок сала, чтобы водяной не слизывал смазку с мельничного колеса.
    Более серьезные и даже страшные жертвы, по поверьям, приносились или бывали обещаны мельником непосредственно при строительстве мельницы, а также ежегодно перед наступающим паводком, грозящим снести плотину, и накануне весеннего запуска мельницы. В этих случаях жертвой служили не только хлеб, но и домашний скот, люди. В Новгородской губернии при постройке мельницы под водяное колесо бросали шило, мыло, голову петуха. В некоторых местностях в основание самой мельницы или под ее порогом нередко зарывали живьем какое-нибудь животное: кошку, собаку, петуха, ворону. При поломке механизма или плотины этих животных бросали в воду для водяного. В Смоленской губернии для этой цели мельники специально держали на мельнице животных черной масти. Если в деревне начинали переводиться кошки или гибнуть лошади, крестьяне связывали это с постройкой мельницы. Они верили, что мельник за сохранность своего строения обещает водяному этих животных.

    В крестьянской среде широко бытовали истории и о том, что мельники специально заманивают припозднившихся путников и сталкивают их в омут или под колесо мельницы. Иначе, по поверьям, может утонуть сам мельник или разрушится его мельница. В Вятской губернии при обещании жертвы нечистой силе, мельник говорил: «Возьми сколь людей, чтоб только мельница стояла». Подобные представления о жертвенных договорах с водяным поддерживали страх односельчан по отношению к мельнику. Иной раз его обвиняли в произошедшей около мельницы гибели людей и животных. Вместе с тем в крестьянской среде признавалась необходимость и неизбежность жертвы при строительстве мельницы, как и любой другой постройки. Распространенной жертвой при возведении мельницы, по мнению крестьян, была часть зерна, которое они привозили для помола. Существовало даже такое понятие, как «поставить мельницу на девятом зерне». Это означало, что девятая часть зерна постоянно будет отдаваться водяному или лешему за помощь в работе.

    Если мельник не ладит с водяным, и последний сердится на него, то мельничная плотина всегда будет прорываться. Поломка деталей мелющего механизма приписывалась нечистой силе. Один из крестьян Ярославской губернии рассказывал об этом так:

    Раз молол мой дядя на мельнице вдруг слышит он, что один жернов мелет не так, как следует — то попойдет, то остановится. Пошел дядя к жернову, глядит, а на жернове сидит большущий черный кот, и жернов то попойдет, то остановится, словно его задевает что. Подошел дядя ближе, хотел схватить кота, а тот убрался дальше, на другую сторону, дядя туда, а кот опять прочь. Наконец кот вдруг с треском провалился сквозь землю, и жернов пошел ровно и плавно. На другой же день после этого дядя умер. Считалось, что в подобных случаях мельник должен суметь договориться с нечистой силой. Зачастую мельник сам поддерживал слухи о своих отношениях с нечистью и сверхъестественных способностях. Делалось это подчас для личной выгоды. Так, в Вятской губернии полагали, что «знающему» мельнику следует платить большую плату. Вознаграждение за работу мельник получал зерном. В зависимости от местной традиции, репутации мельника, а также обстоятельств клиентов доля за работу могла варьировать от одной десятой до одной третьей с мешка. Больше платили не только мельнику «знающему», но и надежному, тому, который, по мнению крестьян, знал толк в своем деле и был честен с людьми в вопросах соблюдения очередности и оплаты. По поверьям, сила мельника пропадала, если он обсчитывал крестьян или изменял обычаю обслуживать их по очереди. Нарушение этих сложившихся в традиции обязательств могло, по народным представлениям, навлечь на мельника гнев помогающей ему в работе нечистой силы с соответствующими последствиями: помехи в процессе помола, разрушение механизмов, а также утас-кивание в воду самого мельника. Среди ограничительных действий, касающихся мельника, известен был запрет отряхиваться от муки. Его несоблюдение грозило тем, что мельник заболеет лихорадкой и весь «век будет трястись».

    Вера в наделенность мельника магическим знанием и его авторитет среди односельчан поддерживались также благодаря его способности определять по виду привезенного зерна колдуна или ведьму, которые «пережали» чужое поле и забрали себе хлеб. В Ярославской губернии считали, что у пережинщика зернышки с одного края обломаны, обкусаны или обожжены. По характеру работы мельничных механизмов знающий мастер мог также указать на то, что у хозяина зерна кем-то был сделан «пережин»: «стал молоть, а камень не так ходить. Мельник говорит: «У вас хтось спор забрав с хлеба»». Таким образом, от мнения мельника могла зависеть репутация того или иного жителя деревни.

    Обычно, стараясь задобрить нечистую силу, мельник вместе с тем сам мог иметь власть над нею. Для этого ему следовало добыть чародейственную траву, которая называлась «адамова глава», или другую. Согласно рассказу из села Новиковка Самарской губернии, у мельника в подчинении были четыре мельничных беса «морлютки». Крестьяне полагали, что власть над ними дает распускающийся один раз в году цвет «спрыг»-тра-вы, или папоротника, который мельнику удалось добыть накануне Иванова дня «на самой вершине Жегулевских гор». Мор-гулютки не только постоянно помогали мельнику удерживать все четыре мельницы, находившиеся в его ведении, но и пришли на выручку, когда того решили отправить в солдаты: по просьбе своего «хозяина» бесы разрушили барские мельницы, и мельника возвратили к его занятию — поправлять мельничные постройки.

    Мельничные бесы, по поверьям, не дают покоя мельнику, оставляя его без сна и требуя все время работы. Избавиться от нечисти можно лишь с помощью трудных даже для нее заданий: считать песок, перемеривать воду в море, пересчитывать пеньки в лесах, некоторые из которых рублены с молитвой, что обычно сбивает бесов со счету, и т. п.

    Среди мифологических рассказов был распространен сюжет о том, как мельник получает власть над самим водяным, который случайно заскакивает в его лодку в виде рыбы. Мельник набрасывает на водяного крест и отпускает лишь тогда, когда нечистый дает обещание по весне не размывать мельницу.

    Мельник, водящийся с нечистыми духами, нередко наделялся статусом колдуна. В русских заговорах, в частности, мельник и мельничиха упоминаются в ряду колдунов и других опасных и вредоносных персонажей. Наряду с представителями других неземледельческих специальностей, которые, согласно традиционным представлениям, знаются с нечистой силой, мельник в народной христианской культуре мог определяться как грешник. Так, на одной иконе XVIII века мельник с другими персонажами-грешниками изображен в аду, где все танцуют под музыку скрипача. В приведенном выше рассказе о мастере с помощни-ками-моргулютками сообщается, что во время добывания волшебной травы, дающей власть над мельничными бесами, мельнику был представлен ад, где мучаются грешники и где он приготовил место и себе: «Ужас как там маются, а мне хуже всех». В некоторых мифологических рассказах повествуется о страшной, как у колдуна, смерти мельника, что объясняется его греховными отношениями с нечистой силой:

    Не очень давно еще жил на одной деревне богатый человек. Имел он водяную мельницу. <…> Но вот, пришло ему время помирать. Он и говорит работнику: «Закладывай тройку лошадей и вези меня на мельницу: я буду сегодня ночью умирать».

    Работник увез хозяина. А когда поехал домой, то подумал: «Почему же хозяин знает, что он сегодня умрет?» — Остановил лошадей и пошел обратно на мельницу. Приходит и тихонько смотрит в окно. И что же? Сидит его хозяин и горько плачет. Открывается подпольная западня, и выходят оттуда дьяволы. И содрали с него кожу, а мясо съели. Потом один дьявол влез в его кожу и остался там. В Вятской и Самарской губерниях верили, что мельник, заключивший договор с водяным, на сорок дней после своей смерти становится еретиком — ходячим покойником, опасным и вредоносным для людей. С другой стороны, фольклорные тексты, в частности загадка, указывают и на противоположную оценку деятельности мельника и его вознаграждения за нее по смерти:

    Коптил, коптил,

    Много лет коптил,

    Много душ кормил,

    Много спасенья залучил

    (Мельник).

    Мельник-хозяин, владевший мельницей, был, как правило, зажиточным человеком, что определяло его высокий социальный статус в рамках деревенского общества. Народные загадки о мельнице зачастую рисуют ее работу через отрицание видов крестьянского труда, но при этом как чрезвычайно прибыльную:

    Стоит кулик на болоте,

    Не жнет, не молотит,

    Только денежки колотит

    (Мельница).

    Специфика достижения мельником достатка отражена в русской поговорке: «Не ворует мельник, а люди сами носят». Вместе с тем, состоятельность даже самого работящего мельника в значительной мере зависела от природных стихий, о чем свидетельствуют пословица: «Богат мельник шумом!» — и загадки о мельнике: «Есть вода — пью винцо, / Вода убежит — винцо улетит», «Какие люди питаются ветром и водой?» (Мельник). Крестьяне считали, что зависть к богатству мельника могла послужить причиной нарушения мельничной плотины. Завистнику стоило лишь бросить в воду около мельницы какой-либо предмет, который, согласно традиционным представлениям, был опасен для мельничного хозяйства. К таковым относились, например, свиное рыло, овечья кость, наполненная ртутью, и некоторые другие предметы.

    Разнообразные и подчас противоречивые представления о мельнике-специалисте в традиционной культуре в значительной степени обусловливались особенностями его труда, в том числе и местом работы. Известны загадки, в которых очевидно самое уважительное отношение к мельничной постройке: «Весь мир кормит, сама голодна» (Мельница). Мельница сочетала в себе и культурное, и природное начала: с помощью этого сооружения происходило превращение одного вещества в другое, причем для осуществления этого процесса использовались силы природных стихий. Несмотря на изображение мельницы в загадках как подательницы пищи — она «весь мир кормит», — а соответственно и жизни, в народном сознании она воспринималась, прежде всего, как «нечистое» место, что объяснялось ее и пространственной закрепленностью в отдалении от жилого пространства и постоянным шумом при работе. Согласно украинскому преданию, мельница вообще была придумана чертом, хотя ему не удалось установить жернов, так как крылья постройки имели форму креста. Место близ мельницы считалось небезопасным. В народе говорили: «Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет», то есть утопит человека. Восприятие мельницы, не только водяной, но и ветряной, как опасного объекта отразилось в традиционной загадке: «На горе-горище стоит беленище, в этом беленище деготь и ле-готь и смерть недалеко» (Ветряная мельница).

    На мельницах, особенно старых, заброшенных, по народным верованиям, живут мифологические существа, о присутствии которых можно узнать по шуму и музыке. Это, прежде всего, водяной, или мельничный, а также русалки, которые любят мыть или расчесывать свои волосы, сидя на столбах разрушенной постройки или на рабочем колесе, черти, мелкие бесы «ичетики», женский дух «шишига». Верным знаком пребывания таких персонажей на водяной мельнице являются неожиданная остановка ее работы или, напротив, внезапный запуск механизма.

    По поверьям, около плотин водяных мельниц водилось много рыбы. Вместе с тем, рыбачить здесь опасались, полагая, что в виде налима или щуки можно вытащить самого водяного, а то и он сам может откусить палец или утянуть рыбака на дно. Верили также, что как ни лови у плотины, ничего не поймаешь, поскольку водяной из вредности отведет рыбу. Кроме того, он еще и рассердится: сорвет плотину, сломает мельничное колесо и т. д. Поэтому рыбную ловлю близ мельницы устраивали только с разрешения мельника — посредника между людьми и мифологическими персонажами, а водяному при этом приносилась жертва в виде табака или водки.

    С мельницей как опасным пространственным объектом были связаны некоторые принятые в традиции запреты. Так, на мельнице запрещено было ругаться и брать что-либо без спроса. Жители Архангельской губернии во время пребывания на воде старались никогда не упоминать об этом сооружении, иначе, по местным поверьям, можно накликать бурю. В Заонежье при запуске мельницы к ней уважительно обращались за разрешением на работу. В Вятской губернии было известно закрепленное за определенной календарной датой почитание мельниц-«шумих»: в девятую пятницу после Пасхи совершался ритуал, называемый в народе «шумному богу молиться». На месте, где прежде стояла мельница, никогда не ставили жилой дом, так как, по поверьям, здесь не станет вестись скот. Да и остатки от мельницы никогда не использовали в качестве материала для построек, за исключением свинарников, поскольку мельничные бесы боятся свиней.

    Отличительная особенность работы мельницы — постоянный шум — легла в основу соотнесения ее образа в мифопоэтической речи и текстах с понятием безмерного говорения — болтливостью. Иногда мельничный шум изображается в фольклоре через образ нерусской, то есть необычной речи. Например, в загадке:

    Тыло-тыло, мотвило,

    По-немецки говорило

    По-французски лепетало,

    В поднебесье улетало

    (Мельница).

    В этой связи показательно, что о болтливом человеке до сих пор в народе говорят, что он «мелет языком», и называют его «пустомелей». Соотнесение языка болтливого человека с мельницей нередко встречается и в пословицах: «Язык — безоброчная мельница», «Язык — жернов, мелет, что на него ни попало».

    Если место работы скорее бросало тень на образ мельника, в традиционной культуре способствовало восприятию его как опасного персонажа, то продукт его труда — мука, напротив, обеспечивал высокий статус этого специалиста в рамках мифо-поэтических представлений. Ведь мука в народной традиции воспринималась как символ богатства и плодородия, что нашло отражение во множестве обрядов и поверий. У восточных славян, например, был известен свадебный обычай «бить» новобрачных мучным мешком, это действие было направлено на избежание бесплодия молодых. У русских в северо-восточных районах таким мешком слегка похлопывали только что родившегося теленка, чтобы он выжил, а также обтирали корову или свинью, чтобы отвести от скотины порчу. Родившихся слабыми детей сквозь мучной мешок протаскивали. О продуцирующей силе муки свидетельствует бытовавший в Заонежье запрет на Русальной неделе просеивать ее через сито прямо в дежу: по народным поверьям, это могло привести к чрезмерной рождаемости детей в семье.

    В древних представлениях, характерных для всех славянских народов, мука осмыслялась как первоэлемент, из которого был сотворен человек. Неслучайно до сих пор существует выражение — «сделаны из одного теста». Мотив творения человека из муки сохранился в детской дразнилке «Тили-тили тесто, жених и невеста». Сама технология изготовления муки, основанная на принципе вращения, по всей видимости, воспринималась в народном сознании как операционный прием, соотносимый с актом творения. Неслучайно в святочное время, когда, по народным представлениям, происходило формирование мира вновь, существовал запрет на осуществление человеком любых трудовых действий, основанных на этом и подобных операционных приемах — прядение, витье веревок, тканье, плетение лаптей, гнутье изгородей, взбивание масла, помол муки, — близких космогоническому процессу. Эти действия возможны были только в инсценированном виде в рамках игр ряженых в Святки. Действительно, в некоторых местных традициях были известны святочные игры «в мельника», «смазывать мельницу», имеющие ярко выраженную эротическую символику — девкам задирали палкой подолы, а мельницу изображал старик, на обнаженный зад которого клали решето, — что соотносится с идеей творения. Жизнеутверждающий характер имела и распространенная кое-где у русских святочная игра, в которой ряженый мельник мог «перемолоть» старика на молодого.
    Сообщения объединены, 24 июл 2019
    Исповедание христианской веры и освящение попом Леонтием будущей постройки никоим образом не уменьшало веры крестьян в нечистую силу))).
     
    PaulZibert и Никита Мозуров нравится это.
  11. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    По вашей ссылке вот это заинтересовало:

    “У нас был мельник, да вельми пьяница,–рассказывает жительница с.Грабовка на Гомельщине. – Пьяный ляже у мельницы. Сам ён говорил:–Я, каже, ляжу, а мне говорить: чаго ты ляжишь, подымайсь, надо пускать мельницу. А я ляжу и думаю: ня буду. А, чую, пустили мельницу, и вона шумить, и вона тарахтить. Яму гаварили, шо “табе сниться”,–а ён гаварить:–Не, на самом деле. Вони – лукавые – как люди бегали. Я их боявся, ня подымався, ляжав. Потом проснувся, пошов – никого няма. И ничого ня помелено”

    Может в этом и ответ? Мельник по роду деятельности жил в одиночестве, может от скуки употреблял частенько :p09021:, вот ему и мерещилось всякое :t10108:. А потом крестьянам об этом рассказывал :t141038:
     
    Овинцы нравится это.
  12. Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    3.700
    Спасибо SB:
    5.883
    Отзывы:
    179
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Олег
    Интересы:
    Генеалогия, краеведение
    Самое интересное, что все знакомые мне Мельниковы кудрявы и слегка угрюмы или себе на уме.
     
  13. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Да, тоже вспомнил, я только одного человека знаю с такой фамилией, девушка, тоже кудрява, угрюма и себе на уме)
     
    Babarin нравится это.
  14. Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    3.700
    Спасибо SB:
    5.883
    Отзывы:
    179
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Олег
    Интересы:
    Генеалогия, краеведение
    явно какая-то закономерность...)))) :funk:
     
    Никита Мозуров нравится это.
  15. Offline

    Овинцы Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 сен 2010
    Сообщения:
    265
    Спасибо SB:
    400
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов
    IMG_7098.jpg IMG_7116.jpg IMG_7125.jpg Антиминс выдан Церкви Живоначальной Троицы
     
    Никита Мозуров нравится это.
  16. Offline

    Овинцы Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 сен 2010
    Сообщения:
    265
    Спасибо SB:
    400
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов
    IMG_7234.jpg

    Персоналии жертвователи на церковь села по данным Епархиальных ведомостей за 1879г."22"
     
    Последнее редактирование модератором: 12 авг 2019
    Ellenna и Никита Мозуров нравится это.
  17. Offline

    Овинцы Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 сен 2010
    Сообщения:
    265
    Спасибо SB:
    400
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов
    ED6EC06B-D059-4877-BC88-32036DC219A5.jpeg 57572083-EAB7-4C66-B0DB-F0AB185B3582.jpeg
     
    Ellenna и Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей