По пути со дня копаря решили посмотреть местные достопримечательности и проехались по округе.Поразило своими размерами и памятниками село Алексино.На скорую руку было сделано несколько снимков,ну вобщем судите сами. Село Алексино расположено в Дорогобужском районе Смоленской области. Примерно в 16-17 калометрах на юго-восток от Дорогобужа, на берегу реки Рясны. По одной из гипотез название села происходит от «Олекса» (варианта имени Алексей). На территории Алексина в древности располагалось другое село - Ведроши. Это село отечено тем, что рядом с ним в 1500 году произошла Ведрошская битва ( битва Русско-Литовской войны 1500—1503 года). Первое известное упоминание села Алексина - в 1610 г. В тот момент оно было пожаловано Михаилу Бартеневу. Село являлось частью вотчины землевладельцев Салтыковых. В 1774 году село приобретено И. С. Барышниковым для графа И. Г. Орлова. Ровно через 20 лет в бывшей деревне возведена церковь Михаила Архангела и Алексино приобретает статус села, а село Ведроши упраздняется. В 18-19 веках село очень активно застраивается Барышниковым И. И. (его хозяином). Возведена церковь Михаила Архангела, построена Андреевская крепость (скотный двор в виде крепости), конюшня, несколько хозяйственных построек. Строительство проходило под руководством архитектора Казакова М. Ф. Есть гипотезы, что барельефы в церкви были созданы Шубиным Ф. И. С 1810-х годов усадьба застраивается другим архитектором - Доменико Жилярди. В это время построены музыкальный павильон, усадебный дом. Тогда же разбивается парк, создаются каскадные пруды, оранжерея и цветники. В 1847 году в селе возведена вторая церковь Андрея Стратилата. По статистическим данным в 1859 году в селе проживало 172 жителя, из производства имелась писчебумажная фабрика и конный завод. В 1913 году в селе построена школа 2х этажей, из кирпича. Через год построена каменная больница. В 20 годах прошлого века в селе располагается педагогический техникум, а также музей усадебного быта. В 1920-21 годах в алексинской сельской школе работал Пришвин М. М., известный русский писатель. Считается, что на основе Алексинских впечатлений Пришвин написал повесть «Мирская чаша». В 1922 году существовавший конный завод Барышниковых был преобразован в Смоленский конезавод № 16 (позже ему присвоено имя С. М. Будённого). По состоянию на 2009 год в селе насчитывалось 574 жителя. Автор: Администрация сайта версия для печати
Да красивое место, веет историей, только к сожелению и там прошлись вандалы, "не помнящие родства", не интересующиеся историей, готовые на все ради наживы. В этой часовенке есть склеп в котором на сколько я помню стояла два или три гранитных гроба или как они правильно называются, так вот вход туда абсолютно свободный, надгробия осквернены, одна из крышек надгробий была снята и расколона на пополам, другая просто сдвинута в сторону. Вот такие дела.....
знаю одного хорошего человека, который за свои средства скоро поставит там двери и окна(в данный момент решается вопрос)
Один местный житель рассказывал,что эпизод из фильма "Война и мир" ,где Андрей Балконский разговаривает с дубом,снимался в Алексино.Была там достаточно давно,но впечатления очень яркие остались.Есть,что вспомнить...
Носит меня работа по любимой области. Сегодня вот в Дорогобуж катался, наслаждаясь замечательной погодой, разнообразием летних красок..... фотик теперь таскаю с собой надо и не надо))))))) Ну а от Дорогобужа до Алексино - короче, двадцать вёрст нам не крюк)))))))) Об истории Алексино распоэзиваться не буду, желающих узнать побольше отправлю к замечательной книжке Анны Лапиковой "Дворянские гнёзда Смоленщины". В ней и описана история Ивана Ивановича Сидорова (Барышникова) и его потомков, построивших эту красоту. Первый раз приехав в Алексино по работе (давно уже, лет семь назад) я оказался в детском туберкулёзном санатории....с него и начнём вот такая замечательная картина висит между этажами))))))) а рядом вот такой мемориал...вечная память погибшим, и огромное спасибо поисковикам идём дальше.... в Алексино стоит попасть даже только ради этих прудов лепота...небо сверху-небо снизу)))))))) едем по селу....... Андреевская крепость зашли внутрь и охуе....удивились жутко...в крепости, оказывается люди живут, блин малость прифигевшие от всего увиденного, идём к дамбе.....о, абориген плывёть))))))))) я б на таком плавсредстве побоялся верхний пруд музыкальный павильон и большой дворец а вообще кругом разор и запустение, лишь некоторые старые постройки под что-то приспособлены едем дальше.......церкви....Андрея Стратилата Михаила Архангела уезжали с очень странными чувствами.......замечательная природа, очень интересные памятники архитектуры и полное запустение, разор и люди живущие в крепости, которой почти 200 лет........неужели мы действительно не сумеем сохранить то, что осталось от предков?........... грустные мысли ..........
Один мой товарищ, после бурных споров за рюмкой чая, о судьбе России и СССР лет 15 назад сказал: "А чего ты хочешь? Нам досталось жить на обломках великой империи". Глядя на Ваши фото, я еще раз убеждаюсь в правоте его слов.
До 1774 года усадьба Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии принадлежала помещику Салтыкову До 1774 года усадьба Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии принадлежала помещику Салтыкову. Новым её владельцем стал человек во многом необычный. Это был Иван Барышников – внезапно разбогатевший вяземский купец, пользовавшийся покровительством графа Ивана Орлова, старшего из пятерых знаменитых братьев Орловых. История с селёдками О внезапном «скоробогачестве» Ивана Барышникова ходили тёмные слухи. Необходимые связи и стартовый капитал он приобрёл при Елизавете Петровне в Семилетнюю войну с Пруссией в 1756–1763 годах. В то время он был маркитантом и занимался поставками провианта в армию под началом генерал-фельдмаршала Степана Апраксина. «Какой-то задрипа мещанишка из Вязьмы, он в Семилетнюю войну втёрся к главнокомандующему графу Апраксину в доверенные, – писал в своём историческом романе-эпопее «Емельян Пугачёв» русско-советский писатель Вячеслав ШИШКОВ. – Как говорили злые языки, Апраксин получил взяточку от Фридриха II и велел Барышникову доставить в Питер несколько бочонков якобы с селёдками, а на дне каждого бочонка было спрятано золото. Тароватый Барышников об этом пронюхал и, как прибыл из Пруссии в Питер, передал графине Апраксиной одни селёдки, а золото же притаил. С того и в люди вышел». Почему же обман не открылся? Случайность, счастливая для Барышникова. В 1757 году Апраксина обвинили в измене и арестовали. Генерал-фельдмаршал внезапно умер, находясь под следствием. Покупка родового имения Так или иначе, но вскоре после окончания Семилетней войны Иван Барышников стал одним из богатейших петербургских купцов и оказался вхож в самые высокие кабинеты. В 1774 году на имя своего покровителя графа Ивана Григорьевича Орлова (купцы, как сословие «неблагородное», иметь в ту пору поместья и крестьян не могли) Барышников приобрёл смоленское имение Алексино. В 1782 году он был пожалован Екатериной II в потомственное дворянство, и с этих пор Алексино уже законно стало его родовым имением. Обустройство усадьбы началось сразу после покупки. При этом Барышниковы, не поскупившись, пригласили для создания усадебного ансамбля лучших архитекторов того времени – Матвея Казакова и Доминико Жилярди. Смоленский Мюнхгаузен Сын Барышникова Иван Иванович получил в наследство от папеньки каменный дом в Петербурге, более 500 тысяч рублей, около 5 тысяч крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях. Иван Иванович был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, даже вступил в масонское общество. В 1784 году он вышел в отставку, продал дом в Петербурге, ликвидировал все дела и покинул столицу. Оставшуюся часть жизни Барышников провёл в двух своих дорогобужских владениях: Алексине и Николо-Погорелом. В последнем Иван Иванович даже хотел создать город: был построен большой усадебный дом и мавзолей-усыпальница Барышниковых по проекту Матвея Казакова. Но город в Николо-Погорелом «открыт не был», да и остальные памятники утрачены во время Великой Отечественной войны. От грандиозных затей Ивана Ивановича осталось лишь Алексино. Художественное собрание Барышниковы были известными на всю Россию коллекционерами. Из своих путешествий они привозили полотна российских и зарубежных живописцев. Основоположником будущей знаменитой коллекции стал Иван Иванович Барышников. Его внук Сергей Андреевич также не был чужд искусству и в 1860-х годах открыл своё ателье – художественную мастерскую в Мюнхене. Две дочери Сергея Андреевича, Мария и Христина, продолжили собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность отца. Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине. Изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. Вышивки мастерской Барышниковой были представлены на Всероссийской кустарной выставке в 1912–1913 годах. После революции жизнь в Алексине сильно изменилась, сестры пытались сохранить уникальные коллекции и архивные материалы. И в 1919 году в целях сохранения были вывезены в Москву полотна Рафаэля, Ротари, Левицкого, Тропинина и Брюллова. В 1920-е годы сестры Барышниковы передали в Москву еще более 20 картин русских и западноевропейских художников. А в 1927 году ценнейший архив семьи Барышниковых поступил в Смоленский областной архив. Учитель Пришвин В начале 1920-х годов в Алексине был устроен музей помещичьего быта, и обстановка усадебного дома, мебель, посуда, роскошно оформленные интерьеры, архив Барышниковых ещё какое-то время сохранялись. В ту пору в Алексине работал Михаил Пришвин. В начале лета 1920 года он с семьёй приехал сюда из Москвы, спасаясь от голода. Писатель поступил работать учителем в школу, помещавшуюся в зданиях усадьбы. В своём дневнике 28 февраля 1921 года он оставляет запись, которая свидетельствует о тяготах и лишениях того времени: «Школа вторую неделю не действует по недостатку дров, хотя дрова в 200 саженях от школы, а за полверсты – леса, сплошь заваленные макушками и сучьями. Вина отчасти наша, мы, учителя, мало проявили энергии для добывания: учителю теперь даются только голые стены школы и ученики, остальное всё он должен добывать сам. И всё жалованье 15 фунтов овсянки в месяц». В главном доме был музей, и Пришвин по совместительству работал его заведующим. «Теперь в парке пасут коров, и мальчики жгут костры, – писал он в своем дневнике. – Озеро начинает вытекать понемногу: видно, спуск испортился, и некому починить. В особняке живёт детская колония и устраивается школа второй ступени». Считается, что материалы этого периода жизни писателя легли в основу повести «Мирская чаша». Алексинские скакуны Конный завод Барышниковых 22 мая 1922 года был преобразован в Государственный конный завод № 16 (позже ему присвоено имя С. Будённого). Национализированные на Московском ипподроме и в частных хозяйствах лошади чистокровной верховой породы и орловско-американские помеси переведены в Алексино. В их числе были два жеребца завода Ельчинского – Барон-дель-Рей и Трепет. Трепет в дальнейшем стал основателем собственной линии в русской рысистой породе: был выведен уникальный тип рысака, который называют «смоленский». Основным направлением конезаводства в Алексине было выбрано разведение орловско-американских помесей. 25 августа 1929 года скакуны Петушок и Трепач побивают дореволюционный рекорд, установленный в 1910 году. Оба жеребца выступали под управлением наездника Ситникова и показали свою резвость на дистанции в 1600 метров. Кстати, резвость, показанная Петушком, являлась в то время ещё и европейским рекордом. По количеству побед в Большом всесоюзном дерби (шесть побед, последняя в 1978 году) Смоленский конезавод занимает первое место в России, поделив его только с Лавровским и Еланским заводами. Марина СЕРГУЧЕНКОВА В этом здании находится находится небольшой музей, созданный местными ребятами.
Цитата(Хан @ 13 Июня 2013, 20:44) Носит меня работа по любимой области. Сегодня вот в Дорогобуж катался, наслаждаясь замечательной погодой, разнообразием летних красок..... фотик теперь таскаю с собой надо и не надо))))))) Ну а от Дорогобужа до Алексино - короче, двадцать вёрст нам не крюк)))))))) Надо было ещё посетить д. Чамово в пяти км. от Алексино где пока ещё находится усадьба усадебный дом кн. Долгорукова, до перестройки в нём ещё жили люди, был клуб, вокруг дома были кирпичные постройки того времени (которые благополучно разобрали на кирпич) кедровая алея, липовый парк, его стоит посетить, пока он не ушёл в забвение, не долго ему осталось существовать.
Мы были в Алексино 7 ноября 2003 года. Впечатление осталось удручающее. В крепости так же жили люди, все заросло бурьяном, кругом разруха. И, все-таки, кажется, намечались сдвиги по спасению усадьбы. В усадебном доме отреставрировали балкон с решетками. Тогда точно березок на лестнице не было, и даже позолота виднелась. И купол церкви Михаила Архангела побелили. Я так надеялась, что за 10 лет там хоть что-то сделали доброго!!! УВЫ!!! Что ж мы за люди такие.... Ничего нам не жаль, ничего нам не надо!!! А в подвале за открытой для всех , кому не лень, дверью, стояли надгробья семьи Барышниковых. На некоторых тяжеленные крышки сдвинуты искателями сокровищ. Все заброшено и жутко. Хан, извините, что влезла со своими некачественными фотками, тем более со старого фотика.
Цитата(Хан @ 13 Июня 2013, 20:44) В ней и описана история Ивана Ивановича Сидорова (Барышникова) и его потомков, построивших эту красоту. Поправлю, речь идет об Иване Сидоровиче Барышникове. Сам род Барышниковых происходит из вяземских посадских людей, фамилия известна с 17 века. Никаких Сидоровых там отродясь не бывало.
Юр, за что купил, за то и продаю........возможно Анна Лапикова что-то напутала и он таки Иван Сидоров сын Барышников...но вот страница её книги
Да, писали Иван Сидоров сын Барышников. Она, вероятно, это имела в виду. С Анной Викторовной Лапиковой хорошо знаком.
Дополню историю села Алексино событиями Великой Отечественной войны Как немецкий помещик-рабовладелец Франц Губерт хозяйничал в совхозе Алексино В совхоз Алексино, Дорогогобужского района Смоленской области в июле 1942 года приехал из Германии офицер Франц Губерт. Он согнал весь народ на площадь и на ломаном русской языке об'явил: — Указом фюрера вы теперь принадлежите пне, а земля ваша является достоянием Германской империи. Помещик повел себя круто: посемейно переписал всех людей, никому не разрешал отлучаться, заставлял работать по 20 часов в сутки, отменил воскресные дни. Даже в ночное и дождливое время люди должны были работать. За малейшее неповиновение присуждал 20 — 30 палок или, привязав человека к березе, порол плетью. Люди разбегались в леса. Кого находили ищейки Губерта, тех сажали за «строптивость» в Еремину башню — железобетонный застенок с глухими дверьми. Брошенных в каземат по три—четыре дня не кормили, не поили, оттуда их приходилось выносить на руках, еле живых. Губерт забрал у крестьян больше 200 коров, несколько десятков лошадей. Коровы давали хорошую продукцию, которая отправлялась в Германию, а рабочие получали пол-литра отходов из сепаратора. Хлеба не давали совсем. Правда, зимой помещик в течение одного месяца выдавал по 200 граммов хлеба, но потом и это отменил, и стал в два месяца раз отсыпать по «банке» ржи. В банке же было не больше килограмма. Весной и летом Губерт ничего не давал. Люди питались древесной корой, желудями, пухли от голода, вымирали. Помещик занимал лучший дом, привез венецианские зеркала, держал погреб французских вин, устраивал дикие попойки. развратничал. Больше всего доставалось людям от многочисленных «управляющих» Губерта. Первым управляющим был унтер-офицер Авар, сухопарый, длинный немец. Всегда ходил с плетью. Если кто скажет ему слово, — хватается за револьвер. Однажды он публично ни за что, ни про что выпорол Екатерину Тарасютину. Авара сменил офицер Гендендорф, маленький, пузатый, с прищуренными поросячьими глазами. Гендендорф был такой же изверг, как и его предшественник. Затем Гендендорф уехал, и прибыл в Алексино Гофман Виппер — горбатый урод. Русского языка не признавал и переводчиков не держал: говорил только по-немецки.
Часовня в усадьбе Алексино. 1920-1930 гг. Часовня, поставленная на берегу озера к северо-востоку от главного дома, - оригинальное произведение неорусского стиля в строгой трактовке. Кладка кирпичных стен лицевая. Над кубическим объемом крутая четырехскатная кровля из щепы увенчана вертикальной узкой маковицей на круглой шейке. На углах - огибающие лопатки. Над крупным арочным входом, не имеющим обрамления, помещен киот под двускатным навесом, врезанным в кровлю. Глухие двустворчатые двери ведут в квадратное помещение под сомкнутым сводом. В боковых стенах прорезаны небольшие арочные окна. Усадьба Алексино. Церковь Михаила Архангела 1794 г. Фото 1919-1927 гг. Церковь Михаила Архангела занимает центр квадратного церковного участка, который был обнесен оградой (не сохр.). Кирпичные стены храма оштукатурены, базы колонн белокаменные. Четверик с широкими ризалитами на каждом фасаде завершен ротондой с крупной главой над куполом. К высокому цоколю на всех сторонах (кроме восточной) подходили площадки-террасы со спусками лестниц. На каждом фасаде четырехколонные ионические портики в антах увенчаны фронтонами. Стена в глубине каждого портика расчленена декоративным поясом на два неравных яруса окон: верхние близки квадрату, нижние - прямоугольные. Венчающая ротонда имеет четыре небольших ризалита, расположенных по диагоналям. Окна ротонды (каждое второе ложное) обрамлены раннеклассицистическими наличниками. Лоджии в глубине портиков украшены горельефами и декоративными накладками с гирляндами. Окраска фасадов была двуцветной: красный фон и белые рельефы. Внутреннее крестообразное в плане пространство перекрыто в центре полусферой купола. Подкупольное пространство с трех сторон окружали хоры, куда вели две винтовые лестницы в западных пилонах здания. Хоры поддерживались коринфскими колоннами в два ряда. Изломы антаблемента над колоннами превращали центральное пространство в октогон. К амвону солеи была выдвинута купольная сень с царскими вратами иконостаса. Стены под хорами и арки украшены лепным декором: розетками, ионикой, дентикулами. В интерьере основным тоном стен, колонн и пилястр был желтый, фоновые поля в архивольтах и нишах, обрамление парусов и окон барабана, а также участки стен под окнами – розового цвета. Розетки, архивольты и вся лепнина - белые. В подцерковье, куда ведет железная дверь с восточной стороны, находится одностолпная усыпальница с белокаменными надгробиями Барышниковых в западной части. Усадьба Алексино. Церковь Михаила Архангела 1794 г. Фото 1900-1917 гг. Усадьба Алексино. Церковь Андрея Стратилата 1847 г. Фото 1919-1927 гг. Одноэтажное здание в формах позднего классицизма имеет в плане латинский крест. Все ветви креста, расчлененные тосканскими пилястрами под фризом с триглифами, завершаются фронтонами. На фасадах два типа окон: в алтаре и главном нефе - прямоугольные с сандриками, на рукавах креста - в глубоких арочных нишах с архивольтами на консолях. Кирпичные стены оштукатурены. В 20 в. разобран восьмерик над средокрестием и заложены проемы в лоджии западного фасада. Алексино. Усадьба Барышниковых. Фото 1910-1920 гг. Усадьба Алексино Крупный архитектурно-парковый ансамбль, создававшийся на протяжении сорока лет. Начиная с 1782 г. для владельца усадьбы И.И. Барышникова выполнял заказы М.Ф. Казаков, которому, возможно, принадлежат и проекты зданий, сооруженных в Алексине. По стилистическим признакам к работам Казакова могут быть отнесены церковь Михаила Архангела, Андреевская крепость, конюшня, контора, амбары. Строительство в усадьбе велось под непосредственным наблюдением крепостного архит. Я. Жданова - ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х гг. в создании алексинского ансамбля принимал участие Д. Жилярди, который мог проектировать дворец и музыкальный павильон. В этот период строительство в усадьбе возглавлял ученик Д. Жилярди крепостной архит. Д. Поляков. Формирование парка продолжалось вплоть до 20-х гг. 19 в. Дворец — одно из лучших произведений позднего классицизма на Смоленщине - сохранил оригинальную отделку интерьеров. Кирпичные стены оштукатурены. Чугунный балкон подъезда на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазами относится к сер. 19 в. Во втором этаже бокового фасада и в цоколе несколько проемов растесано. Композицию здания составляют три двухэтажных корпуса, прямоугольных в плане и соединенных более узкими галереями той же высоты. Над центральной частью среднего объема возвышается мезонин. Все три корпуса выходят со стороны плотины на одну линию. В первом этаже среднего объема выступает ризалит с пятью арочными нишами. Шестиколонный портик на трехчетвертных тосканских колоннах расположен на уровне второго этажа. Мезонин с глубокой арочной нишей по ширине равен ризалиту. На ризалитах боковых кубических корпусов в первом этаже сделаны три неглубокие арочные ниши. Во втором этаже эдикула с двумя колоннами обрамляет среднее окно. Первый этаж рустован и прорезан окнами с замковыми камнями в перемычках. Восточный фасад дворца, обращенный к парадному двору, аналогичен западному, однако здесь средний корпус значительно выдвинут вперед. Алексино. Интерьер усадебного дома. Фото 1910-1917 гг. Андреевская крепость в усадьбе Алексино. Фото 1950-1960 гг. Андреевская крепость, названная по имени сына И.И. Барышникова, находится на правом берегу верхнего пруда. Первоначально крепость имела замкнутую композицию, но к настоящему времени сохранилась лишь часть, обращенная к водоему. В 20 в. верхний ярус главной башни был разобран. Кирпичные стены были оштукатурены не сразу. Помещения этого оригинального произведения псевдоготики использовались для складов. Композицию здания, вытянутого вдоль водоема, составляют двухъярусная (в прошлом трехъярусная) главная башня над протяженным одноэтажным корпусом, восемь небольших двухэтажных башен с четырьмя или пятью гранями и крепостные стены, объединяющие все объемы. Главная башня, возвышающаяся в центре длинного здания, значительно превышает высоту других сооружений крепости. Сохранившиеся два яруса четырехгранные, таким же был и третий ярус, с высоким многоступенчатым аттиком и шпилем. На его фасаде, обращенном к пруду, помещались часы. Одноэтажные крылья, с двух сторон примыкающие к главной башне, со стороны пруда имеют высокий цоколь, за которым находится полуподвал. Здание расчленено тремя ризалитами со стрельчатыми окнами. Между выступами прорезаны стрельчатое и два круглых окна. Башни делятся на два типа. Квадратные поставлены при соединении прямых участков стен под прямым углом, пятиугольные размещены там, где стены сходятся под тупым углом. В местах понижения рельефа башни и стены имеют высокие цоколи. Грани башен, обращенные наружу, прорезаны в нижней части тремя арочными окнами, а в верхней части - тремя круглыми. По верху стен каждой башни проходят аркатурный пояс и высокий парапет с двумя рядами бойниц. Рельефные кольца на пряслах имитируют пушечные амбразуры. Верхний пруд в усадьбе Алексино. Фото 1900-1917 гг.