с.Радичи Рославльский уезд

Тема в разделе "Населенные пункты", создана пользователем anvlad, 2 ноя 2011.

  1. Offline

    anvlad Новобранец

    Регистрация:
    25 апр 2011
    Сообщения:
    2
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    родословие
    Уважаемые форумчане. Поделитесь информацией - что в Вас есть по Радичам?

    Сейчас это Дубовский район Брянской области, а до 1929 г. - в составе Рославльского уезда Смоленской губернии. Да еще и волостной центр.
    Полагаю, хоть и периферия интересов (т.к. уже не Смоленщина), но материал может быть. Интересует все - исторические факты, владельцы, ссылки на архивное хранение...

    Мой прадед оттуда. Жутко интересует и интригует.
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    В инете не смотрели?

    Русская старина, Том 33, 1882г, стр 738
    "На одномъ изъ кургановъ Рославльскаго уезда, по Брянскому шоссе, близъ села Радичей, древнейшей колонии Радимичей, до настоящего времени возвышаются две вековые сосны, посадку которых местные крестьяне приписывают сказочным богатырям".

    http://www.roslavl.su/forum/showthread.php?t=2340
    «Народное предание говорит о богатыре Сидоре, здесь рубившем лес богатырскою «сякирою» (топором). Рубя лес, Сидоря невзлюбил почему-то свою секиру и, желая обменять ее, крикнул своему брату богатырю Раде, верстах в 45 от него упражнявшемуся тоже в рубке леса на месте села Радичь (1885 г.), и предложил ему переброситься секирами. Секиры, сильно брошенные богатырями, перелетев 45 верст, угодили братьям в головы и обоих уложили на месте. В селе Радичи похоронили Ради, могила узкая и невысокая грядоподобная насыпь, аршин в 9 длиной. А топорище долго хранили в деревенской часовне и лобызали как святыню. Топорище Сидорино было сделано из цельного кленового дерева, от часовенного помоста достигало до груди человека.»
     
    anvlad нравится это.
  4. Offline

    anvlad Новобранец

    Регистрация:
    25 апр 2011
    Сообщения:
    2
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    родословие
    Юлия, за отклик спасибо!

    В нете и инете :rolleyes: смотрел. Находил мало. Хотя в ГАСО ранее обещали раскопать конкретную инфу по родичам. Пока не запускал.
    А Вы как считаете, - есть ли смысл по этому месту искать материалы, кроме Смоленска, в Рославле и Брянске?

    Заранее признателен за ответ.
     
  5. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Однозначно!!! Информацию можно найти в самых неожиданных местах:)

    Историко-художественный музей г. Рославля http://www.roslavl.ru/kulture/museum/main.htm, http://roslver.narod.ru/

    А еще можете поискать в Ленинской библиотеке (в т.ч. в разделе газет по Рославльскому уезду)

    Еще Вам по с.Радичи

    из книги Русские уголовные процессы. Том IV, автор - Любавский А., 1868 г.

    «О майоре Броневском, штабс-капитане Степанове, помещиках Похвисневых (ложно» обвиненных прапорщиком Мельницким в ограблении у него шубы»
    В ноябре 19844г. служивший в охотском егерском полку прапорщик Мельницкий донес по команде, что 26 ноября, часу в 7 вечера, проезжая в санях на собственной лошади, с казенным денщиком своим Марковым, из села Радичи Рославльского уезда, где он квартировал с частью своей роты, к помещице Володкевичевой в село Узкое, отстоящее от Радич не более как в 6 верстах, он заметил, что на дороге возле постояло дома, называемого Островенским, стояли у крыльца три тройки лошадей, запряженных в сани, и лишь только он отъехал от того дома версты полторы, как догнали его на санях тройкой четыре помещика, из коих он знал только одного, Дмитрия Похвистнева; другой сам назвался майором Броневским, а остальных двух Похвистнев рекомендовал ему своими родственниками, по фамилии тоже Похвистневы
    Все эти помещики, остановив его, Мельницкого, стали спрашивать его с ругательствами, где находится штабс-капитан одного с ними полка Смирновский; на ответ же его, что не знает, грозили бить его Мельницкого плетьми, если он не скажет. Посему, видя себя в опасности, он Мельницкий, сбросив бывшую на нем медвежью шубу, побежал в сторону от дороги с намерением скрыться, но помещики, догнав его, посадили въ свои сани и привезя въ означенный Островенскій постоялый домъ, снова требовали съ ругательствами и угрозами сказать, гдъ штабсъ-капитанъ Смирновскій, а потомъ стали требовать отъ него письма, что будто онъ продалъ имъ свою шубу и деньги за оную получилъ. Уступая такиагь угрозами и видя себя въ совершенной опасности, онъ Мельницкий выпужденъ былъ дать имъ требуемую записку, въ которой на имя помещика Дмитрія Похвиснева написалъ, что шубу свою онъ продалъ ему за 365 руб, ассигнациями и деньги получилъ чрезъ маіора Броневскаго. После всего означенные помещики оставили его Мельницкого и взявъ еще его кисетъ съ табакомъ, въ которомъ находился кошелекъ съ однимъ полуимперіалом и рублемъ серебра, уехали. Въ справедливости сего Мельвицкій сослался: на деньщика своего, хозяйку постоялаго дома Ме щанку Куричину и бывшаго въ томъ же домъ отставнаго солдата Кузьмина, присовокупляя къ сему, что тотчасъ по отъѣздѣ означенныхъ помъщиковъ, онъ Мельницкій посылалъ деньщика своего Маркова съ увадомленіемъ о случившемся съ нимъ происшествін къ помъщику села Радичь, Правикову, а потомъ къ помвщицев села Краснополья, Киржевой, съ просьбою прислать ему теплую одежду, и сверхъ того объявлялъ о семъ помъщикамъ Дурикову и Игнатьеву, которые послъ сего проъзжали по той дорога и останавливались зъ постояломъ домѣ. При производстве в слъдствія деньщикъМельницкаго , Маркова подъ священническимъ увъщапіемъ подтвердилъ донесесеніе Мельницког , объяснилъ только, что когда помъщики привезли Мельницкаго въ Островенскій постоялый домъ и вошли съ нимъ въ комнату, то оттуда его Маркова oни выгнали, и онъ слышалъ только громкій между ними разговоръ и требованіе отъ Мельницкаго какой-то записки."
     
  6. Offline

    Бомбовед Фельдфебель

    Регистрация:
    28 авг 2009
    Сообщения:
    44
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    А вот с Брянском могут быть проблемы. Я занимался Сещей, это Радичская волость. В архиве ЗАГС Смоленска мне сообщили, что материалы на пограничные районы были переданы в Брянский архив, но Брянск мне ответил, что материалов 1917-1930 у них нет.

    Что касается ГАСО - материалы по Радичской волости сохранились в большом объеме - есть почти все метрические книги, причем по ряду сел с брачными обысками (это в принципе редкость), есть очень полезный материал - сельскохозяйственная перепись 1917 года. Это выгодно отличает Радичи от Юхнова, по которому нет практически ничего.
     
  7. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    интересное предание про богатырей

    вспомнилось вот это:

    "вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам."

    "В Новгороде сброшенный в Волхов идол Перуна, проплывая по реке, выбросил палицу на мост, соединяющий Софийскую и Торговую части города, чтобы посеять вражду между жителями двух берегов. И поплыл идол дальше, замечает летописец, "из свет во кощное, сиречь тьму кромешную".

    "Интересно, что регулярные драки, случавшиеся между жителями разных концов Новгорода, можно соотнести с тризной по «умершему» Перуну (драки и состязания во время поминок по «заложным» покойникам (например, в Семик) встречались у русских вплоть до недавнего времени). Интересно и упоминание палицы, как атрибута Перуна, и то, что она использовалась во время таких драк. Как гласит приписка на полях Степенной книги, в 1652 году митрополит Никон изъял и сжёг последние палицы, таким образом прекратив «бесовское то тризнище», почти 700 лет!!!!
    Эти палицы с тяжёлыми оловянными наконечниками хранились в церкви святых Бориса и Глеба, которые отчасти восприняли у Перуна функцию покровительства князю и дружине. Сигизмунд Герберштейн, в 1517 и 1526 годах побывавший в Московии, оставил интереснейшее сообщение о связи новгородских драк с Перуном:
    …в определенные дни в году раздается Перунов глас, заслышав который граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит великих усилий усмирить его."


    Таким образом сравнивая эти два момента:

    1.Там Перун-Бог воинов, тут Богатыри
    2.Там палица, тут топорище
    3.Там драки, тут состязание
    4.Там хранят в церкви и тут тоже


    Можно говорить о явной аналогии, какой то общей архаике, которая и на Смоленщине сохранилась

    п.с.забыл, топорики Перуна как раз часто можно видеть на этом сайте, это как символ Громовержца
     
    anvlad нравится это.

Поделиться этой страницей