Почему многие, даже не будучи верующими, с таким интересом, а порой и трепетом, относятся к старым церквям? Думаю, потому, что в отличие от бытовых и гражданских сооружений, отношение к ним было более бережным, что обеспечило их относительную сохранность и сейчас эти сооружения остались немногими свидетельствами истории, культуры далеких времен. А к деревянным церквям это относится еще в большей степени. Что меня подтолкнуло создать данную тему и ролик? Скорее всего чувство потери прекрасного зодчества мастеров прошлого.Сколько архитектурных творений сгорело от нерадивых рук, сколько покосившись догнивает по глубинкам России.
Церкви так похожи на ракеты. Упираясь куполами в небосвод, Будто во Вселенной бродят где-то, Вместе с твердью совершая оборот. Наполняясь на Земле теплом и светом, Храмы, как на старте, напряглись, Чтобы вмиг сорваться к тем планетам, На которых все мы родились. Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии… Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей.Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово "плотничество" означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки. На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: "А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни". Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: "и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною". Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола, чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи.О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах.По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был уподоблен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прорубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными. Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а местонахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: "не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с неотделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности". Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии.
Спасибо за пополнение темы AVIA, Немного истории Гефсиманский скит В 1907 году на острове Городомля озера Селигер открыли необычный монастырь – Гефсиманский скит. Он был приписан к Нило-Столобенской пустыни. Скит –это небольшой, удалённый от мира и даже больших обителей монастырь, где проживали старцы. Старец – это монах, исполненный Духа Святого и ставший для других наставником, водителем на пути к духовному совершенству. Возможность стать старцем зависит не от взятого на себя определённого послушания, ни даже от ревностного стремления к Божьему делу, но исключительно от духовного облика человека, преображённого Божественной благодатью. Духовный навык, молитвенный образ жизни и самоотречение делают инока старцем. Он невольно притягивает к себе человека, ищущего Бога, так как в старце самом ощущается присутствие Божие. Множество народа приходило к старцам. Исполненные милостью Божией, они выслушивали все покаянные признания, призывали к христианскому совершенству и наставляли на путь Божий. Они старались научить людей смирению, прощению и управлению своей волей. Старцы стали учителями русского народа. Их кельи были открыты для всех страждущих, но при этом они оставались «не от мира сего». Духовным центром нового времени являлась Оптина пустынь, к старцам которой приходили выдающиеся мыслители эпохи, философы, мыслители России: Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.М.Соловьёв и многие другие. Несомненно, великий духовный и нравственный подвиг во имя Господа и людей свершили и старцы Гефсиманского скита Ниловой пустыни. К сожалению, в архивах нет материалов, характеризующих особенности их духовной жизни. До нашего времени дошло лишь описание строений этого скита. Он имел деревянную ограду, над главным входом были устроены Святые ворота в виде часовни. В 1907-1909 годах возвели двухъярусную пятиглавую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и колокольню, а поблизости, к юго-западу – деревянную кухню и трапезную с церковью во имя Преподобного Нила Столобенского Чудотворца. В юго-восточной стороне в 1909-1911 годах построили настоятельский дом, на северо-западе расположили стоявшие в два ряда девять маленьких деревянных домиков-келий; у святых ворот – сравнительно большой деревянный дом для приезжих богомольцев. За оградой скита разместились овощные огороды, келья для сторожа, сараи, конюшня. Гефсиманский скит, как и Нилова Пустынь, был закрыт в 1920-годы. Снесли скитскую ограду, перестроили до неузнаваемости храм. В зданиях Гефсиманского скита с конца 50-х годов до сего времени размещается ведомственный дом отдыха «Селигер»; кельи старцев используются под жилые помещения, а храм до недавнего времени - под клуб. Сейчас закрыт. А ещё остаётся монастырский яблоневый сад, буйно цветущий нежным бело-розовым цветом весной. На фоне тёмных густых вековых сосен и елей он удивителен, как живой свидетель давно ушедшего … Природа острова необыкновенно живописна. Внутреннее озеро дышит покоем и тишиной. Уникальная песчаная коса плавно уходит в воды Селигера более чем на сотню метров. Это единственное по красоте, в своем роде, место на озере, привлекающее сюда путешественников. ФОТО С.М.Прокудина-Горского (фото 1910 года). 1) Гефсиманский скит в Ниловой пустыни. 1910 2) Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту. 1910 3) Древняя часовня на острове. 1910 4) Монахи за работой: посадка картофеля 1910
Церкви и часовни Смоленской области 1) Бакланово. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери (Бакланово - Демидовский район - Смоленская область). фото №1 и №2 2) Баскаково. Часовня Параскевы Пятницы (Баскаково - Гагаринский район - Смоленская область).фото №3;№4;№5 3) Бодуны. Церковь Константина и Елены (Бодуны - Краснинский район - Смоленская область).фото №6;№7;№8;№9 4) Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Часовня (Болдино - Дорогобужский район - Смоленская область).фото №10; №11 5) Борис-Глеб. Церковь Нила Столобенского (Борис-Глеб - Сычевский район - Смоленская область).фото №12;№13 6) Борис-Глеб. Часовня Нила Столобенского фото №14 7) Часовня Серафима Саровского ( Боровики - Демидовский район - Смоленская область).фото №15;№16
Много чего видел, но максимальное впечатление произвела церковь в месте Ширков Погост, постойка конец семнадцатого века, стоит до сих пор...очень интересная архитектура и решение фундамента. Погуглите.
Посмотрел.Красота.Но не всем церквям повезло попасть под реставрацию и охрану.В большинстве своём на бумаге памятник занесён в реестр,но что с ним и в каком состоянии,ни кого не интересует.Есть одно село в Владимирской губернии.Была деревянная церковь.Сгорела в 80-х прошлого столетия.Так по реестру состоит на учёте.Реестр обновляли в начале нынешнего века.Вывод: Ни кто не удосужился приехать (как положено) на место и зафиксировать недвижимость истории. Ещё раз благодарю за информацию Ширков Погост Памятник красивый.
Вот, может быть кому будет интересно! Губерния Рязанская, уезд Скопинский, с. Корневое и с, Пупки. История двух церквей.
Добрый день уважаемые комрады. Внесу лепту про церковь, где ранее жили мои родные с 18.... лохматого года. Вятская духовная консистория 2 октября 1906 г. утвердила решение прихожан об открытии нового самостоятельного прихода и села при д.Андреевской Копкинской волости. В состав прихода вошли 9 населенных пунктов. Закладка храма проведена 2 октября 1907 года. Деревянная церковь построена в 1910 году на средства прихохан с одним престолом и освящена 3 февраля 1911 года в честь Св.Апостола Андрея Первозванного. В 1909 г. при церкви учреждена братская школа Св. и Чудотворца Николая. Андреевская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 13 марта 1941 года. Здание использовано под клуб. В настоящее время деревень не существует, осталась церковь и пара домов. Дойти можно только пешим или доехать на мотоцикле и то не на каждом. Фото не мое.