Памяти комендора подводной лодки С-7

Тема в разделе "СССР и Красная Армия", создана пользователем Wolf09, 18 апр 2014.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Друзья, данную тему посвящаю своему земляку герою - подводнику Василию Сергеевичу Субботину.

    Безымянный.jpg

    Субботин Василий Сергеевич, моторист-торпедист с ПЛ "С-7"
    10.09.1942 г.

    12 апреля исполнилось бы 95 лет моряку-подводнику, кавалеру ордена Ленина, Василию Сергеевичу Субботину(умер Василий Субботин в 2000 году). Накануне в Выксу из Белгорода приехала его дочь Бугаева Людмила Васильевна. Людмила Васильевна встретилась с главой округа, который обещал ей содействие в решении задачи по увековечению памяти участника Великой Отечественной войны. На внеочередном заседании Совета по сохранению культурного наследия городского округа город Выкса, было принято решение направить ходатайство о присвоении имени В.С. Субботина одной из новых улиц города. Капитан III ранга в отставке Станислав Борисович Кукушкин, много сил отдающий сохранению памяти выксунских моряков, сообщил собравшимся о том, что вопрос о необходимости установить памятный знак в честь отважного комендора-торпедиста В.С. Субботина уже обсуждался в Выксунском отделении Союза офицеров России. Офицер С.Б. Кукушкин считает решение этого вопроса делом чести.
    К сожалению, место захоронения В.С. Субботина на Южном кладбище выглядит удручающе.


    173816045.jpg
    комендор ст. краснофлотец В.С. Субботин и торпедист старшина 2-й ст. Н.И. Кулочкин, Кронштадт, сентябрь 1942 г.

    лодка.jpg
    img.jpg
    Подводная лодка «С-7» относилась к лодкам серии IX-бис

    11 июля Хрусталев, будучи вахтенным офицером, севернее пролива Кальмарсунд обнаружил конвой в составе 16 транспортов, шедших в охранении миноносца, двух сторожевых кораблей и самолета. Командир повел подводную лодку в атаку,

    Из-под воды время от времени осторожно высовывался глазок перископа. Лисин дожидался, когда выбранный им транспорт выйдет на рассчитанный угол упреждения. И опять противник заметил перископ. Снова, как два дня назад, устремился к лодке миноносец. Неужели сорвет атаку? До угла упреждения еще 2°, а острый форштевень миноносца совсем близко. Уже в отсеках отчетливо слышен шум его винтов. Хотя бы еще секунду выгадать...


    — Аппараты, пли! — хриплым от волнения голосом командует Лисин.

    Две торпеды устремляются к цели, в тот же момент лодка ныряет на глубину. Шум винтов миноносца над головой сливается с грохотом взрывов глубинных бомб. Лодка содрогается от страшных ударов. Но в центральном отсеке уже обычная рабочая обстановка. Командир электромеханической боевой части инженер-капитан 3 ранга В. Е. Корж невозмутимо отмечает в блокнотике количество сброшенных на лодку бомб. Гаснет свет, звенит разбитое стекло, но лодка уходит из-под удара.

    Командир, сдвинув назад пилотку, тыльной стороной ладони вытирает со лба пот.
    капитан.jpg
    Командир С-7 Лисин Сергей Прокофьевич у перископа...

    Прошел час. Лисин приказал всплыть на перископную глубину. Осторожно поднят перископ. В районе атаки были видны плавающие обломки. Там же стояли без хода сторожевой корабль и еще один небольшой транспорт, возможно поврежденный второй торпедой. Среди обломков сновали шлюпки, подбирая уцелевших гитлеровцев.

    В течение последующих пяти дней сигнальщики подводной лодки «С-7» обнаружили в общей сложности 29 транспортов, но в атаку удалось выйти только в двух случаях, причем обе выпущенные торпеды в цель не попали. А 18 июля командование бригады приказало сменить район боевых действий, и «С-7» перешла к Виндаве.

    Транспорты ходили здесь по мелководью, под самым берегом, так что сблизиться с ними в подводном положении было невозможно. 24 июля при попытке атаковать вражеский транспорт «С-7», идя на перископной глубине погружения (8 метров), ударилась о грунт. Когда подводная лодка сползала с мелководья, ее выбросило на поверхность, и она в течение трех минут находилась на виду у вражеского наблюдательного поста, установленного при входе в Виндаву.

    Утром 27 июля в районе маяка Ужава «С-7» выпустила две торпеды по шедшему по мелководью одиночному транспорту, но ему удалось уклониться. Тогда командир приказал всплывать. Объявлена артиллерийская тревога. И вот, несмотря на то что со стороны Виндавы показался тральщик, лодка всплыла в крейсерское положение.

    Быстро отдраен рубочный люк, загремели по ступенькам трапа тяжелые сапоги артиллерийских расчетов. 100-миллиметровая пушка открыла огонь.

    Первый снаряд упал с перелетом, второй — с недолетом. Старший лейтенант Г. А. Новиков, управлявший огнем, не сомневался, что третий снаряд накроет цель. И вдруг замок орудия заклинило. Командир еще в течение 10 минут, пока комендоры своими средствами пытались устранить повреждение орудия, продолжал преследовать транспорт. Нервы у фашистов не выдержали, и транспорт выбросился на камни. Вражеский тральщик был уже близко. «С-7» пришлось уйти под воду.

    После выхода из строя 100-миллиметрового орудия подводная лодка осталась с весьма ограниченным вооружением. Имелось лишь три торпеды да 420 снарядов к 45-миллиметровой пушке, причем преимущественно трассирующих. Но подводники продолжали настойчиво искать врага.

    Утром 30 июля в районе маяка Акменьрагс были обнаружены четыре транспорта. Они шли по мелководью, но Лисин решил, не считаясь ни с какими трудностями, атаковать транспорты из позиционного положения. «С-7» всплыла. Был дан полный ход обоими дизелями. Атака началась.

    На транспортах заметили подводную лодку. Суда сильно задымили, увеличивая скорость хода. Навстречу транспортам из Павловской гавани (Павилоста) спешил вражеский катер.

    — Глубина под килем семь метров, — доложили на мостик из центрального поста.

    Значит, погрузиться в случае преследования уже нет возможности. И все-таки командир продолжал атаку. Вот уже лодка резко покатилась влево, забрасывая корму, прозвучала короткая команда — и из кормового аппарата стремительно рванулась торпеда. Небольшой подворот курса вправо — и вторая торпеда устремилась к цели.

    Торпеды вышли хорошо. С мостика лодки напряженно наблюдали за их пенистым следом. Не менее напряженно следили за неумолимо приближающимися торпедами и на фашистских транспортах. Одному из них удалось отвернуть, и торпеда, пройдя вдоль его левого борта, взорвалась у берега. Зато другая торпеда разворотила корму транспорта «Kothe» («Кёте») тоннажем 1599 брутто-регистровых тонн. Он начал погружаться с дифферентом на корму и сел на грунт. Над водой остались торчать мачты, труба и мостик вражеского судна.

    Командир уводил подводную лодку с мелководья. Когда глубина под килем увеличилась до нескольких десятков метров, «С-7» легла на грунт.

    Началось партийное собрание. Моряки, находившиеся еще под впечатлением боя, принимали в партию наиболее достойных, наиболее преданных Родине матросов и офицеров.

    Обсуждается заявление старшины 1-й статьи А. М. Лебедева. В тяжелые зимние месяцы блокады Ленинграда, в холод и стужу, недоедая и недосыпая, готовил торпедист Лебедев вместе со своими товарищами корабль для боевых дел. Зимой в Ленинграде умерла его маленькая дочь. К общему горю прибавилось еще и личное. Гитлеровские мерзавцы были тому виною. Тщательно готовился Лебедев к встрече с врагом. Будучи кандидатом в члены партии, Лебедев проявил себя страстным большевистским агитатором, умеющим словом зажечь негасимый огонь ненависти к врагу, подбодрить уставшего. Боевой работой, беспредельной преданностью Родине Алексей Лебедев заслужил почетное право быть в рядах Коммунистической партии. Решение о принятии его в члены партии было единогласным.

    Обсуждаются заявления и других товарищей. Эти люди выросли на глазах всего коллектива, возмужали и закалились в боевых походах. Собрание приняло в ряды партии шесть верных сынов Советской страны. Только за 1942 год партийная организация подводной лодки «С-7» приняла девять человек в члены партии и восемь — в кандидаты .

    4 августа «С-7» перешла в район маяка Ужава. С оставшейся единственной торпедой и 45-миллиметровой пушкой трудно было рассчитывать на успех, но командир настойчиво продолжал поиск.

    Наступило утро 5 августа, над морем плыл туман. Однако сигнальщики сумели разглядеть одиночный вражеский транспорт, пытавшийся незаметно миновать опасный район. На нем, видимо, также заметили лодку. Транспорт быстро развернулся и, дымя, стал уходить обратно в Виндаву. Однако «С-7», идя в надводном положении, догнала противника. Торпеда была выпущена с небольшой дистанции, но она пошла неправильно и в цель не попала. Больше на лодке не было ни одной торпеды.
    Но неудача не обескуражила советских моряков.

    — Товарищ командир, орудие к бою готово, — доложил комендор старший матрос В. С. Субботин.
    Лисин приказал открыть огонь. С предельной скорострельностью стреляла пушка. От частых выстрелов закипело масло в накатнике. Брызги его вырывались через сальники и обжигающими иглами впивались в лица артиллеристов. Но моряки словно не замечали ожогов. Старшина 2-й статьи Н. Кулочкин не отрывал глаза от прицела, хотя при каждом выстреле его сильно ударяло в лицо. Правая щека и нос моряка распухли, превратившись в сплошной кровоподтек.
    После первых же попаданий в транспорт его команда перебралась в шлюпки. Транспорт загорелся. Подводная лодка подошла к одной из шлюпок. В ней оказался капитан. Вместе с одним из матросов он был взят на борт лодки.
    пленные.jpg
    Первые пленные балтийских подводников. Краснофлотец конвоирует доставленных подводной лодкой «С-7» капитана Лайнио Кутоса Кайнио финского транспорта «Похъянлахти» и кочегара Коснинен Анимо Вильгельма.

    Покинутое экипажем судно все еще продолжало оставаться на плаву. Вновь пришлось открыть по нему огонь, и вскоре финское транспортное судно «Pohyanlahti» («Похьянлахти») тоннажем 682 брутто-регистровые тонны затонуло в 6 милях западнее маяка Ужава.

    «С-7» ушла под воду. Из показаний пленных выяснилось, что транспорт вез продовольственные грузы для финской армии и следовал к месту встречи с немецким конвоем.

    — Нам немцы говорили, что русский флот заперт в Ленинграде и что опасности нет, — говорил, удивленно разглядывая советских моряков, финский капитан.

    — Теперь, вероятно, вы начинаете сомневаться?

    — Да. Немцы говорили, что если в Балтике и появится какая-нибудь подводная лодка, то не русская, а английская.

    — Вы убеждаетесь в ином?

    — Да.

    Зашла речь о положении в Финляндии. Капитан рассказывал:

    — Дома я давно не был. Одно письмо пришло, но почти все зачеркнуто цензурой. В стране чувствуется усталость. Все хуже и хуже снабжение населения продовольствием. Ухудшилось питание и на торговых судах. В порту нам ничего не выдали.

    Капитан жадно ест флотский борщ и продолжает отвечать на вопросы.

    — Что вы слышали о Ленинграде? — спросили капитана.

    — Слышали, что он год как окружен, и все удивляются, как он держится.

    — А как это объясняете вы?

    — Это непостижимо.

    Мерно гудели электромоторы. «С-7» возвращалась в базу.

    Около 38 суток продолжался боевой поход подводной лодки, не считая времени, затраченного на переходы от Кронштадта к Лавенсари и обратно. При этом около шести суток ушло на форсирование в оба конца Финского залива, осуществленное со средней скоростью 83 мили в сутки. Это было одним из лучших показателей, достигнутых советскими подводными лодками, форсировавшими Финский залив в 1942 году.

    Весь экипаж подводной лодки «С-7» за этот поход, во время которого подводники сумели добиться блестящих боевых успехов, был награжден орденами.Более пятидесяти орденов и медалей Советского Союза насчитывалось уже у личного состава «С-7». Эти высокие награды были заслужены в боях за Родину.

    экипаж.jpeg
    Экипаж подводной лодки Балтийского флота С-7. после вручения наград.
    Первый ряд (слева направо): старшина 1-й ст. командир отделения рулевых И.Б. Воробьев, краснофлотец радист Е.А. Ямпольский, главстаршина старшина группы радистов А.А. Антифеев, краснофлотец электрик Г.Р. Лукаш, старший краснофлотец старший трюмный В.И. Куница, старшина 2-й старший командир отделения гидроакустиков М.Ф. Лямин, краснофлотец строевой В.Н. Сухарев, старший краснофлотец моторист С.А. Журавлев, краснофлотец трюмный А.И. Лимарь, краснофлотец торпедист Г.В. Бурый;
    Второй ряд, сидят: инженер-капитан-лейтенант командир группы движения О.Г. Брянский, капитан-лейтенант помощник командира А.И. Думбровский, капитан 3 ранга С.П. Лисин, старший политрук военком В.С. Гусев, старший лейтенант командир БЧ-3 Г.А. Новиков, ст. военфельдшер Ф.М. Шкурко;
    Третий ряд: старшина 2-й статьи торпедист Н.И. Кулочкин, старший краснофлотец А.Н. Волков, краснофлотец Б.П. Ламутов, главстаршина старшина электриков П.И. Ляшенко, старший краснофлотец старший электрик А.И. Клушин, старший краснофлотец старший моторист М.И. Гавриков, старшина 2-й статьи командир отделения штурманских электриков М.И. Игнатьев, краснофлотец рулевой А.К. Оленин, старший лейтенант командир БЧ-1 М.Т. Хрусталев, старшина 1-й статьи командир отделения торпедистов А.М. Лебедев, старшина 2-й статьи командир отделения радистов М.М. Егоров, старшина 2-й статьи командир отделения СКС П.И. Иванов, старшина 2-й статьи командир отделения мотористов И.Ф. Назин;
    Четвёртый ряд: старшина 2-й статьи кок И.Т. Шинкаренко, краснофлотец рулевой А.Л. Воронежцев, старшина 2-й статьи командир отделения комендоров П.А. Сенокос, краснофлотец моторист Н.Д. Сорокин, старшина 2-й статьи моторист Н.К. Стрельцов, краснофлотец В.А. Булеев, старшина 1-й статьи командир отделения электриков С.М. Самонов, старшина 1-й статьи командир отделения трюмных П.А. Скачко, старший краснофлотец комендор В.С. Субботин, главстаршина боцман П.В. Пятибратов, главстаршина старшина группы мотористов П.С. Михайлов, старший краснофлотец И.В. Мартыненко, главстаршина старшина группы трюмных В.И. Нахимчук.


    Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 октября 1942 года командиру подводной лодки «С-7» коммунисту капитану 3 ранга Сергею Прокофьевичу Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза. Но Золотая Звезда Героя была вручена ему лишь через несколько лет.

    ...17 октября 1942 года подводная лодка «С-7» вышла из Кронштадта в новый боевой поход. Через четыре дня была получена радиограмма, в которой Лисин докладывал о форсировании Финского залива. Подводная лодка 42 раза пересекла линии мин, дважды — 19 и 20 октября — касаясь бортом минрепов. Несмотря на это, форсирование залива от острова Лавенсари до устья было осуществлено в течение всего двух суток со средней скоростью около 145 миль в сутки. Подобного высокого показателя в 1942 году не добилась ни одна подводная лодка. Этот выдающийся успех был обеспечен не только превосходной организацией штурманской службы, но и исключительным воодушевлением и высоким боевым порывом всего личного состава.
    Подводная лодка… эти два слова всегда навевают какую-то таинственность, особенно если она всплывала в секретном, пустынном районе моря, вдали от посторонних глаз… Часто в детстве, читая книги о подводных лодках, я представлял себя на мостике такой подводной лодки... Это лирическое отступление.
    Пройдя двадцать три мили и определившись по пеленгу на остров Мохни, легли на курс 100. Дойдя до двадцатиметровой изобаты и определившись по маяку Сёдершер, легли на курс 2300. На траверзе мыса Нинамоо лодка погрузилась. Их путь лежал в секретный район с координатами Шс=5901310211 Дв=2300510111. Этот район использовался нашими подводниками для зарядки аккумуляторных батарей. Это был пустынный район моря. Он лежал вдали от рекомендованных путей и любопытных глаз. Произведя зарядку аккумуляторов и баллонов ВВД, двинулись курсом 3090 со скоростью 10 узлов. Пройдя 74 каб. лодка легла на ГКК2700. В 04 часа 00 мин Лисин С.П. после пересечения 22 меридиана передел в штаб роковую радиограмму РД №0400. Именно её перехватили и расшифровали финские ВМС. Подводная лодка С-7 вышла в точку с координатами Шс=59°38' Дв=19°50' вечером 21.10.1942г. пройдя 192 каб. с момента подачи радиограммы. Часы обратного рокового отсчета времени для экипажа подводной лодки С-7 запущены.
    Судовое время 18 час 50 мин. Здесь командир принимает решение всплыть, произвести зарядку АБ и провентилировать отсеки лодки перед последним броском - форсированием пролива Южный Кваркен. Позади минные поля, противолодочные дозоры, сети. Командир подает команду: - "По местам стоять, к всплытию готовиться". На глубине 12м следует команда: " Ход — малый. Поднять перископ". Командир в перископ осматривает горизонт. Гидроакустик внимательно прослушивает горизонт в режиме шумопеленгования. Следует доклад акустика: "Горизонт чист". Командир БЧ-5 готовит один дизель для продувания главного балласта.
    Командир: - "Пузырь в нос. Продуть среднюю". В 19 час 00 мин подводная лодка С-7 всплыла в позиционное положение. Курс 320° - поступает команда командира. Лодка ложится на свой гибельный курс. Проходит несколько минут, пока давление в лодке выровняется с внешним. Верхний рубочный люк еще задраен. Наблюдение за горизонтом ведется через поднятый зенитный перископ вахтенным офицером из центрального поста. Командир: - "Рубочный люк отдраить. Начать заполнение цистерн быстрого погружения. От мест по всплытию отойти!"
    Лисин С.П. поднялся по вертикальному трапу на мостик своей лодки С-7 в последний раз…Подводная лодка движется к месту своей неминуемой гибели девяти узловым ходом. Лодка вышла на финишную прямую.
    В 19 час 26 мин. "С-7" была засечена на дистанции 43 кбт. на пеленге 190° гидроакустиком подводной лодки "Весихииси". Она осуществляла поиск нашей подводной лодки. Командир финской подводной лодки капитан 3 ранга О. Айтолла точно знал, где надо осуществлять поиск лодки противника. Во избежании быть обнаруженной первой, финская лодка двигалась в надводном положении под электромоторами экономичным ходом т.е. 3,5-4 уз. Она находилась в более выгодном положении...
    А затем «С-7» замолчала. Напрасно кронштадтские радисты упорно посылали в эфир ее позывные. Не откликнулись подводники и на радостную весть о присвоении их командиру звания Героя Советского Союза. Все меньше и меньше оставалось надежды на возвращение «С-7». И в январе 1943 года, когда Финский залив сковало льдом, приказом командующего флотом подводная лодка «С-7» была исключена из состава действующих кораблей как погибшая при выполнении боевого задания...

    ...21 октября 1942 года «С-7» находилась у входа в Ботнический залив. Вскоре после 17 часов солнце скрылось за горизонтом. Быстро наступила темнота. В 19 часов командир решил всплыть для зарядки аккумуляторной батареи. Акустик внимательно прослушал горизонт и доложил, что все тихо. «С-7» поднялась на поверхность. Взяв курс на север, лодка начала зарядку батареи.

    На мостике лодки находились командир, штурман Хрусталев, рулевой-сигнальщик Оленин и комендор Субботин, выполнявший обязанности второго сигнальщика. Попросился наверх и трюмный старший матрос В. И. Куница, страстный курильщик.

    Ночь была такая темная, что люди на мостике еле различали друг друга. По левому борту виднелись вспышки маяка Сёдерарм. Уже примерно около 45 минут шла «С-7» в надводном положении. Кругом по-прежнему стояла глубокая тишина.

    И вдруг сильный взрыв потряс подводную лодку. Яркое, ослепительное пламя ударило в глаза. Все, кто был на мостике, мгновенно оказались в воде. Корпус лодки поглотило черное ночное море.
    атака.jpg
    Динамика гибели подводной лодки С-7

    Ледяная вода судорогой сводила руки и ноги. Поддерживая друг друга, моряки поплыли на далекий огонь шведского маяка. Но неожиданно из темноты бесшумно надвинулась черная тень какого-то судна. То была финская подводная лодка «Vesihiisi» («Весихииси»). Это она с помощью гидроакустики обнаружила «С-7» и выстрелила по ней торпеду.

    111.jpg
    Финская ПЛ "Vesihiisi"

    Список погибших членов экипажа подводной лодки С-7
    1 Антифеев А.А. 1914 Главный старшина
    2 Баранцев Б.А. 1915 Инженер-капитан-лейтенант
    3 Баскаков А.И. 1922 Краснофлотец
    4 Брянский О.Г. 1910 Инженер-капитан-лейтенант
    5 Булев В.А. 1921 Краснофлотец
    6 Бурый Г.В. 1920 Краснофлотец
    7 Винокуров А.Ф. 1913 Главный старшина
    8 Воробьев И.Б. 1913 Старшина 1 статьи
    9 Воронежцев А.Н. 1920 Краснофлотец
    10 Гавриков М.И. 1917 Старший краснофлотец
    11 Гаран А.Г. 1918 Старший лейтенант
    12 Гусев В.С. 1916 Старший политрук
    13 Думоровский А.И. 1913 Капитан – лейтенант, помощник командира
    14 Егоров М.М. 1919 Старшина 2 статьи
    15 Журавлев С.А. 1920 Краснофлотец
    16 Иванов П.И. 1918 Старшина 2 статьи
    17 Игнатьев М.И. 1918 Старшина 2 статьи
    18 Клушин А.И. 1921 Старший краснофлотец
    19 Кулочкин Н.И. 1914 Краснофлотец
    20 Лебедев А.М. 1915 Старшина 2 статьи
    21 Лимарь А.И. 1918 Краснофлотец
    22 Лукаш Г.Р. 1919 Краснофлотец
    23 Лямин М.Ф. 1914 Старшина 2 статьи
    24 Лященко П.И. 1911 Главный старшина
    25 Михайлов П.М. 1915 Главный старшина
    26 Назин И.Ф. 1914 Старшина 1 статьи
    27 Нахимчук В.И. 1912 Главный старшина
    28 Пустовойт В.Д. 1916 Краснофлотец
    29 Пятибратов П.В. 1914 Главный старшина
    30 Самонов С.М. 1915 Старшина 1 статьи
    31 Сенокос П.А. 1915 Старшина 2 статьи
    32 Скачко П.А. 1915 Старшина 1 статьи
    33 Смирнов Б.Н. 1919 Старший лейтенант
    34 Сорокин Н.Д. 1918 Краснофлотец
    35 Стрельцов Н.К. 1916 Старший краснофлотец
    36 Сухарев В.Н. 1919 Краснофлотец
    37 Тищенко А.А. 1918 Краснофлотец
    38 Хомутов Б.П. 1921 Краснофлотец
    39 Хрусталев М.Т. 1918 Старший лейтенант, командир БЧ-1
    40 Шинкаренко И.Т. 1918 Старшина 2 статьи
    41 Шкурко Ф.М. 1918 Военфельдшер
    42 Ямпольский Е.А. 1921 Краснофлотец


    Из членов экипажа спаслись только пятеро, в том числе командир С.П. Лисин.
    От сильного удара взрывной волны Лисин потерял сознание и очнулся в воде. Капитан-лейтенант М.Т. Хрусталёв погиб — утонул, а остальные поплыли к методически мигавшему вдалеке огню маяка. «Там Швеция, попробуем доплыть туда», — сказал командир. «Весихииси» подошла к месту гибели «С-7» и подобрала плывущих — капитана 3 ранга С.П. Лисина, краснофлотцев А. К. Оленина, В.С. Субботина и В.И. Куницу. Их доставили в Мариенхамн, на Аландские острова и поместили в лагерь для военнопленных.

    Французский военный журнал, издающийся в Париже, «Ревю Маритим» в номере за февраль 1957 г. опубликовал статью «Операции советских подводных лодок на Балтийском море в 1942 году», в которой привёл следующие подробности гибели «С-7»:

    После того, как лодка была запеленгована, за ней началась охота. В этот район было переброшено несколько финских подводных лодок. Когда «С-7» всплыла для зарядки батарей, ночь была тёмной, но потом взошла луна. Финская лодка «Морской чёрт» под командованием капитана 3 ранга Айтолы бесшумно патрулировала в надводном положении. При лунном свете вахтенный офицер заметил на горизонте советскую лодку. С финской лодки, оставляя после себя светящийся след, была выпущена торпеда. Время для взрыва истекло, и Айтола уже приказал открыть огонь из носового орудия. Но через три с половиной минуты торпеда попала в правый борт. Лодка «С- 7» разломилась и мгновенно пошла ко дну.

    На момент гибели экипаж С-7 совершил 5 боевых походов, уничтожив 4 и повредив 2 транспорта противника.
    экипаж.jpeg
    В первом ряду пятый слева старший матрос В.И. Куница; во втором ряду слева направо военинженер 3 ранга О.Г. Брянский, капитан-лейтенант А.И.Думбровский, капитан 3 ранга С.П. Лисин, старший политрук В.С. Гусев, старший лейтенант Г.А. Новиков; в третьем ряду: крайний слева старшина 2й статьи Н.И. Кулочкин, девятый слева матрос А.К. Оленин, десятый слева старший лейтенант М.Т. Хрусталев; в четвертом ряду девятый слева старший матрос В.С. Субботин

    При пленении финнам, а от них — немцам удалось узнать личность Лисина, как и то, что он является Героем СССР. Ему было предложено перейти на службу Германии в разных, довольно высоких должностях, в том числе, в качестве командира подводной лодки с правом «свободного охотника». Таких в фашистской Германии было несколько человек. Эти лица пользовались особым доверием, сами планировали выход и возвращение, маршрут и район патрулирования, а также самостоятельно определяли и топили очередную жертву. Когда Лисин отказался и от этих предложений, то был отправлен в лагерь в Финляндию, а фашистское радио передало, что он — в плену, согласился служить Германии в качестве командира подводной лодки и им, якобы, уничтожены такие-то (действительно потопленные) советские суда и корабли. После чего Лисин на родине был объявлен врагом народа, лишён званий и наград, а его жена — подверглась репрессии. По освобождению в 1944 г. из плена (первый признак лживости переданной информации) он также до выяснения был изолирован. В этом же году в финских архивах были обнаружены протоколы всех допросов Лисина. Фашисты блюли пунктуальность. Стало известно его истинное поведение в плену. Это послужило основанием его и его семьи освобождения и реабилитации. Кроме самых близких ему людей, об этой стороне событий, по словам рассказчика, никто не знал, по-видимому, не случайно.Лисин принял участие в разгроме империалистической Японии.

    777.jpg
    Лисин Сергей Прокофьевич (13 июля 1909 - 5 января 1992)

    А как сложилась судьба оставшихся в живых его товарищей по «С-7»?

    Гитлеровская Германия еще пыталась отчаянно сопротивляться. Оленин, Субботин и Куница настояли на том, чтобы их послали на фронт.
    Александр Оленин успел ещё принять участие в боях на сухопутье., после войны продолжал служить на подводных лодках. Прекрасный специалист, он и после увольнения с военной службы, работал, удостоился звания ударника коммунистического труда.
    Василий Субботин жил и работал в своём родном городе Выкса Горьковской области. Ветераны «С-7» до конца своих дней были связаны крепкой дружбой со своим командиром.

    105088108_4059776_qkRLr06x_uM.jpg [​IMG]

    http://wyksa.ru/2014/04/10/v-okruge...veta-po-soxraneniyu-kulturnogo-naslediya.html
    http://moremhod.info/index.php/library-menu/16-morskaya-tematika/181-sovpl3?showall=&start=17
    http://dive.azur.ru/index.php?menuid=91
    http://waralbum.ru/21149/
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    skrim28 задушевник

    Регистрация:
    26 май 2011
    Сообщения:
    276
    Спасибо SB:
    73
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Волковский
    Интересы:
    Речка Вотря
    Спасибо за тему прочитал на одном дыхание :new (10):
     
    Юлиа и Дождевой Земляк нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В 1998 году «С-7» была обнаружена группой шведских аквалангистов любителей вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море.

     
    Юлиа и Дождевой Земляк нравится это.
  5. Offline

    maslopoop Новобранец

    Регистрация:
    21 мар 2020
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    подводный флот
    Внесу небольшие изменения/исправления:) на втором сверху фото не С-7, а С-4 - разницу легко заметить, если посмотреть на рубку - у С-7, как и у С-8, С-9 она была "низкая", без иллюминаторов, а вот у С-4, как и у С-5 и С-6 - "высокая", т.к., с постройки имела крытый мостик и иллюминаторы. В сети есть еще одно подобное фото в Кронштадте, которое тоже подписано - С-7, но там тоже С-4.
    Подпись к групповому фото экипажа С-7 после награждения сделал я с помощью М.Морозова, но почему-то при её копировании опускают добавлю последний абзац:(

    Старший лейтенант командир БЧ-3 Г.А. Новиков в последний поход не пошел, а старший краснофлотец И.В. Мартыненко и старший краснофлотец А.Н. Волков были переведены на С-13, на которой воевали до Победы.. На фото нет старшего лейтенанта А.Г. Гарана, пошедшего в последний поход вторым штурманом, командира БЧ-3 старшего лейтенанта Б.Н. Смирнова, рулевого краснофлотца А.И. Баскакова, моториста краснофлотца А.А. Тищенко и рулевого краснофлотца Б.П. Хомутова - они пришли на лодку позднее, уже в сентябре.

    А вот это: При пленении финнам, а от них — немцам удалось узнать личность Лисина, как и то, что он является Героем СССР. Ему было предложено перейти на службу Германии в разных, довольно высоких должностях, в том числе, в качестве командира подводной лодки с правом «свободного охотника». Таких в фашистской Германии было несколько человек. Эти лица пользовались особым доверием, сами планировали выход и возвращение, маршрут и район патрулирования, а также самостоятельно определяли и топили очередную жертву - я бы убрал, какой-то бред
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2021
  6. Offline

    maslopoop Новобранец

    Регистрация:
    21 мар 2020
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    подводный флот
     

Поделиться этой страницей