Размещаю материалы собственные и Ивы по истории пароходства в Смоленском крае. Пароходство по Днепру началось с 1902 года, когда от Смоленска до Дорогобужа стал совершать регулярные рейсы частный пароход капитана Вирта "Отважный". Позднее парходов стало три («Отважный», «Благодать» и «Удалой»). Они ежедневно перевозили грузы и пассажиров на участке реки от Могилева до Дорогобужа. Пароходы находились в ведении Судоходного отдела Киевского округа Министерства путей сообщения. В 1903 году на месте бывшей купальни (левый берег Днепра) построили пристань, состоявшую из склада и двух комнат ожидания для пассажиров (на фото). Уже в советское время в Заднепровье была построена пристань «Смоленск» Днепро-Двинского государственного пароходства, а при ней – судоремонтная мастерская. Пассажиров тогда перевозили колесные пароходы «Пятилетка», «Советская Беларусь» и несколько речных трамваев, грузы – девять барж и буксирный пароход «Правда». В 1940 году речные суда перевезли 114 тысяч человек и свыше двух миллионов тонн различных грузов. В истории смоленского флота есть множество героических страниц. Так, 21 июля 1941 года разведкатер «Дзержинский», отправленный в уже оккупированный врагом Смоленск, собрал нужные данные и, прорвавшись через огненный заслон, сумел доставить их к месту назначения. После Великой Отечественной войны речной транспорт перевозил грузы и пассажиров на участке протяженностью 134 км: от деревни Бовшево (расположенной на границе с Белоруссией) до Дорогобужа. За навигацию (с весны по осень) перевозилось до 125 тысяч человек. Особенно удобно добираться до Смоленска было жителям прибрежных деревень – Боровики, Лопино, Ратчино, Сырокоренье, Немыкари. Прогулочные рейсы теплоходами «Дон», «Енисей», «Десна» и «Днепр» совершались в Красный Бор и на Соколью гору. Судоходство по Днепру было закрыто местными властями в 1976 году. Официальными причинами этого тогда назывались «размыв берегов» теплоходами и наносившийся ими «ущерб рыбному хозяйству». Несколько фотографий начала XX века. Стоянка парохода у церкви Тихона Задонского во время половодья. Посадка на пароход. Пароход «Удалой» на Днепре. 1913 год. На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой. Окрестности Смоленска с палубы парохода, 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой. На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой. Окрестности Смоленска с палубы парохода, 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
В этом году начнётся возрождение судоходства. Это конечно не параходство но всё таки. Прогулочные катера тоже приятны.
Остатки какой-то то ли пристани, то ли моста видны летом, напротив Кловки, правда, это на левом берегу Днепра, а не в заднепровье. Хотя, может это просто свалка в реке...
Цитата(Шмяк @ 27 Мая 2009, 18:03) Остатки какой-то то ли пристани, то ли моста видны летом, напротив Кловки, правда, это на левом берегу Днепра, а не в заднепровье. Хотя, может это просто свалка в реке... Вы правы Шмяк, это пристань.
Цитата(Шмяк @ 27 Мая 2009, 19:41) А що за пристань тогда? та, что при Советах строили? Издавана там пристань была, ещё при царе-батюшке.
Немного истории в тему, слегка позволю себе "расширить и углубить" Кузьмича на тему "...как это начиналось": Летом 1902 года в Смоленске открылось пароходное движение товаров и пассажиров по Днепру. Капитан парохода «Отважный» Фридрих Карлович Вирт на свой страх и риск первым начал совершать рейсы между Смоленском и Дорогобужем. Второй пароход – «Благодать», курсировавший по Днепру в 1902 году, принадлежал витебскому купцу Савве Федоровичу Заворотнову. К концу первой навигации капитан Вирт оказался заложником обмелевшей реки. Из-за низкого горизонта воды и Катынских порогов ему не удалось вернуться в Киев. В декабре 1902 года оба судовладельца обратились в смоленскую городскую управу с просьбой о строительстве пароходной пристани. Для этих целей был выделен участок береговой линии (слева по течению Днепра) на месте бывших купален. В 1903 году на средства городской казны пристань была построена. Она располагалась выше старого моста и представляла собой деревянный павильон, разделенный на три помещения. В одном из них хранились грузы, а два других были залами ожидания для пассажиров 1,2 и 3 классов. Поскольку взимаемая плата за проезд была невелика, услугами пароходства пользовались как городские, так и сельские обыватели. К 1911 году смоленская пристань находилась в ведении 1-й судоходной дистанции Киевского округа МПС, а прибрежье Днепра в черте города было разделено на пристанские участки, один из которых предназначался для стоянки наземных судов и снарядов, работавших на расчистке русла. В результате их деятельности Катынские пороги были освобождены от огромных валунов, мешавших судоходству, и открыто движение пароходов вниз по течению до Сырокоренья. В 1913 году по Днепру стал курсировать новый пароход «Удалой», с апреля 1915 года начали совершать рейсы между Смоленском и Могилёвом пароходы судовладельца Маховера. Особенностью смоленского пароходного участка было его замкнутость. Установлению сквозного пароходства вниз по Днепру мешали Кобелянские пороги близ Орши. Через них суда могли пройти лишь в очень короткий период высоких весенних паводков, в остальное время пороги были непроходимы. Литература по теме: 1. Виноградова О. «Судоходство на Днепре» (журнал «Смоленск», №4 - 2003г.) 2. Судоходство на Днепре в годы войны (сборник "…Все судьбы в единую слиты…") 3. Смоленский этнографический альбом, часть 1 (если не ошибаюсь) Что касается реальной причины закрытия - насколько ведомо их несколько, объективных и субъективных, как то: обмельчание Днепра и нежелание (или невозможности) местных властей чистить русло, полный износ к середине 70-х годов матчасти, развитие автотранспорта и дорожного хозяйства (как следствие - потеря значимости реки как транспортной артерии, в первую очередь для грузоперевозок). Немного хотел бы уточнить по дате закрытия судоходства. В 1977 году Смоленский областной Совет депутатов трудящихся своим Решением №348 от 07.06.1977 года запрещает использование теплоходов, катеров и моторных лодок на водоемах области с 1 июня 1977 года ссылаясь на Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 29.12.1972 года №898 "Об усилении природы и улучшении использования природных ресурсов". Представляется, что Исполком преследовал цель в первую очередь ограничить судоходство для мощных и быстроходных судов в черте Смоленска из-за разрушения берегов. На судах типа "Москвич" пассажироперевозки не запрещались. А тут про возрождение пароходства 30 мая 2009 года.
Добавлю немного из своего архива. Середина 20 века. Расцвет судоходства в Смоленске (незадолго до его закрытия). Суда, ходившие по Днепру у Смоленска в конце 70-х переданы в БССР. Интересно, теперь оттуда их гонят опять к нам (по линии "Днепровский форватер"). Лишь бы не повторилась история "Возрождение Днепра". А вот набережной у нас нет. Просто нет... Куда причаливать будем? Судно Ока. 1963 г. Пристань в Смоленске 1966 г. то же то же Судно Заря 1972 г. (ходить ему осталось три года). И для разнообразия. Такие вот скутеры ходили в Смоленске в 1965 году. Судоходство было организовано еще на р.Сож до 1941г. (перевозка полезных ископаемых - фосфаритов на переработку в БССР), на р. Вопь (пассажироперевозки), на р. З.Двина (пассажироперевозки от Велижа до Риги, потом до Витебска, сплав леса). История этих путей не менее интересная.
andr067; Сырье фосфоритовое судами переправляли по р.Сож в Кричев на завод по переработке (разрушен в 1941 году немцами и не восстановлен). Запасы фосфоритов на территории Смоленской области по берегам Сожи до 10 млн. тонн. Шахты в наличии и на настоящее время (от д.Стайки до д. Вороновки по левому берегу). Народ лазит.
Цитата(andr067 @ 28 Мая 2009, 22:29) Интересно куда свозили грунт,ил,или что там вытаскивали? Было-бы интересно походить там! Ulan, как я понял, Андрей имел в виду грунт, который вынимался после очистки форватера.
Понял. Форватер как таковой не чистился. Лишь подчищался. Земснаряд до недавнего времени стоял на правом берегу Днепра за Колхозной площадью. Второй переволокли на озеро Купринское. Еще один переволокли в Дорогобуж (где он благополучно притонул, потом, правда, достали). Поскольку в русле не было товарного песка, то очистка экономически не оправдывалась. Куда свозили всяко-разно - не ведаю. Но подозреваю, что на рекультивацию карьера у озера Скворцова дача (у ул. Госпитальной). Подтверждение, что не чистили радикально - куча военного мусора в русле. Последний раз были попытки чистить в 1992 году (в районе Катынь-Покровское - авиабомбы на месте переправы) и в 2000-2001г.г. (от Смоленска до Борка - металлоконструкции).
На дне столько хлама должно быть-ужас,но можно найти что-то интересное! В прошлом году в Питере поисковики извелись когда на баржах вывозили грунт со дна Нивы!
Сомневаюсь, что грунт на Скворцову дачу возили, там Лермонтовский карьер рядом, гораздо проще. По земснаряду, что у автовокзала стоял, он там не стоит уже лет 5-8, порезан на лом, кстати сказать, многие его считают обычной баржей, чем он по-моему и являлся. Хотя, может ошибаюсь.
День добрый участникам форума. Расскажите какая сейчас обстановка с удоходством на Днепре. Русло чистят, суда ходят ? Очень интересно, как там у вас. Мы в Брянске с группой единомышленников делаем, что в наших силах всё, чтобы Десна вновь стала полноводной. Обсаживаем обезлесенные берега разными породами деревьев весной и осенью.
Очень интересно! Если будет время интересно было бы увидеть темку по вашим работам, так сказать отчёт из Брянска. С уважением, Егор