Московское метро

Тема в разделе "Москва и Московская область", создана пользователем Юлиа, 25 авг 2013.

  1. Offline

    Lev «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 июн 2009
    Сообщения:
    3.402
    Спасибо SB:
    2.905
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленская
    Интересы:
    филобутонистика
    А мне интересно, когда строили метро, были старые находки???
     
    Wolf09 и Дождевой Земляк нравится это.
  2. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Однозначно были и есть:)
     
    Дождевой Земляк, Kot63 и Lev нравится это.
  3. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.055
    Спасибо SB:
    39.676
    Отзывы:
    667
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Ещё немного.
    Спичечные этикетки 1950-х и 1970-х годов.

    P1230367.JPG P1230368.JPG P1230369.JPG P1230370.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kot63: 1 пункт 17 май 2015
    Кудасов, Duha, Владислав и 8 другим нравится это.
  4. Offline

    Lev «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 июн 2009
    Сообщения:
    3.402
    Спасибо SB:
    2.905
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленская
    Интересы:
    филобутонистика
    Освещались где?
     
  5. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.055
    Спасибо SB:
    39.676
    Отзывы:
    667
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Вот - http://tass.ru/obschestvo/1089224
    http://azbukivedi-istoria.ru/publ/prochee/arkheologicheskie_nakhodki_v_moskve_7/5-1-0-380
    Сообщения объединены, 17 май 2015, время первого редактирования 17 май 2015
    Метро и камень


    [​IMG]

    Гранит

    Кремень - находки при строительстве метро

    [​IMG]

    Кремень. Пражская, ст. метро, Москва, Россия. Образец: Геолог. музей им. В.В. Ершова МГГУ. Фото: © А.А. Евсеев.

    Лабрадорит

    [​IMG]

    Лабрадорит в облицовке колонн ст. метро "Площадь Революции".

    Лазурит

    [​IMG]

    Лазурит, родонит, офиокальцит, мрамор (разных месторождений). Станция метро "Белорусская" (кольц..). 2012.01. 04. Фото: © А.А. Евсеев

    Мозаики (мрамор, смальта и др.)

    [​IMG]

    Мозаика А. Дейнеки на ст. метро "Маяковская". [смальта]. Фото: А. Евсеев.

    Мраморный оникс

    [​IMG]

    Слева направо - мрамор (Хабаровский край) и мраморный оникс (Агамзалинское м-ние). Станция метро "Белорусская" (рад.). 2012.01. 04. Фото: © А.А. Евсеев.

    Мрамор

    "В Ороктойском месторождении (среднее течение Катуни, Алтай) мрамор нескольких цветов и оттенков: палевые и белоснежные мраморы сменяются розовыми и золотистыми. Ороктойским мрамором облицована Таганская станция Московского метрополитена, а пуштулимским — колонны станции «Парк культуры и отдыха». Пуштулимское месторождение находится на Салаире". \\ Источник: http://www.altai.tv/geo-id-10.html

    [​IMG]

    Розовый мрамор (из Буровщины, Ю. Прибайкалье) на станции метро "Баррикадная". Фото: © А.А. Евсеев.

    [​IMG]

    Мрамор. Молитское м-ние, Грузия. Облицовка колонн ст. метро "Речной вокзал"(Москва). Фото: А. Евсеев. \\ НМК-111



    Облицовочный камень

    [​IMG]

    Облицовочный камень. Выставка "Занимательная минералогия" в камне" (Мин. музей им. А.Е. Ферсмана РАН, 2008.11). Фото: А. Евсеев

    Офиокальцит

    [​IMG]

    Офиокальцит (зелёный), мрамор (разных месторождений). Станция метро "Белорусская" (кольц..). 2012.01. 04. Фото: © А.А. Евсеев.

    Родонит

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Уральский родонит на ст. метро "Маяковская". Фото: А. Евсеев.

    Скарн

    [​IMG]

    В.С. Чернавцев: " В 1975 году я еще только мечтал украсить станцию метро Петровско-Разумовскую дальнегорским скарном. Я убедил тогда гл. архитектора Метростроя Алешину Н.А. Хотя это не удалось сделать на станции Полянка в 1976 г, но удалось на Петровско-Разумовской в 1991 г. ". Фото предоставил В.С. Чернавцев.

    [​IMG][​IMG][​IMG]

    [​IMG]

    Скарн (Дальнегорск) , мрамор. Станция метро "Петровско-Разумовская" . 2012.01. 04. Фото 1-4: © А.А. Евсеев.

    ЦВЕТНЫЕ КАМНИ В МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ

    ЭКСКУРСИИ В.С. ЧЕРНАВЦЕВА \ май 2006 г. \ январь 2012 г.

    В мае этого года в Москве для студентов Экологического университета была проведена необычная экскурсия по теме: “Цветные камни в московском метрополитене”. Экскурсию проводил эксперт-геммолог Владимир Сергеевич Чернавцев – энтузиаст внедрения цветных камней в оформление станций метрополитена. По его инициативе, предложенной еще в 1975 году, мозаиками из цветных камней украшены несколько станций московского метрополитена: "Чеховская", "Тимирязевская" и "Петровско-Разумовская".

    Продолжительность экскурсии была рассчитана на два часа, но фактически все путешествие заняло более трех часов. Для экскурсии были выбраны семь наиболее знаменитых и интересных станций на трех линиях метрополитена: Замоскворецкий радиус ("Маяковская" и "Динамо"), Кольцевая линия ("Белорусская" и "Комсомольская") и Тимирязевский радиус ("Чеховская", "Тимирязевская" и "Петровско-Разумовская").

    Баррикадная

    [​IMG]

    [​IMG][​IMG]

    В.С. Чернавцев и Т.Б. Здорик рассматривают розовый мрамор (из Буровщины, Ю. Прибайкалье) на станции метро "Баррикадная". Фото: © А.А. Евсеев.

    Белорусская

    [​IMG]

    Мрамор (Хабаровский край) и мраморный оникс (Агамзалинское м-ние). Станция метро "Белорусская" (рад.). 2012.01. 04. Фото 1-2: © А.А. Евсеев.

    [​IMG]

    Офиокальцит (зелёный), мрамор (разных месторождений). Станция метро "Белорусская" (кольц..). 2012.01. 04. Фото: © А.А. Евсеев.

    [​IMG]

    Лазурит, родонит, офиокальцит, мрамор (разных месторождений). Станция метро "Белорусская" (кольц.). 2012.01. 04. Фото: © А.А. Евсеев.

    [​IMG]

    Мозаика. Мрамор (разных месторождений), офиокальцит и др. Станция метро "Белорусская" (кольц..). 2012.01. 04. Фото: © А.А. Евсеев.

    [​IMG]

    Полевой шпат (порфировые вкрапленники) в породе. Метро "Белорусская" (рад.) . Фото: © А.А. Евсеев \\ НМК-124

    Комсомольская

    [​IMG]

    Мозаика на переходе станций метро "Комсомольская". 2012.01. 04. Фото: А. Евсеев

    Маяковская

    [​IMG]

    В.С. Чернавцев начинает экскурсию "Цветные камни московского метро" на станции "Маяковская". Станция метро "Маяковская". 2012.01. 04. Фото: А. Евсеев.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Родонит (Файзулинское м-ние, Ю. Урал). Станция метро "Маяковская". 2012. 01. 04. Фото 1-3: © А.А. Евсеев.

    Петровско-Разумовская

    [​IMG][​IMG]

    [​IMG]

    1. Т.Б. Здорик, Д. Тонкачеев, В.С. Чернавцев. 2. Скарн (Дальнегорск) , мрамор. Станция метро "Петровско-Разумовская" . 2012.01. 04. Фото: © А.А. Евсеев.

    Чеховская

    --Подробнее о станции "Чеховская" и фото мозаичных панно - http://www.mymetro.ru/cgi-bin/list.pl?lng=ru&a=1&b=9&c=15

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG][​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Мозаики на станции метро "Чеховская". По наблюдениям В.С. Чернавцева, в некоторых из работ использовано до 15 разновидностей цветного камня. Фото 1-9: © А.А. Евсеев.

    В.С. Чернавцев. Самый грандиозный подземный музей в мире \\Фотоальбом - https://fotki.yandex.ru/users/vlad-chernavtsev/album/214999/

    [​IMG]

    В.С. Чернавцев рассказывает о цветном камне московского метро. Минер. музей МГРИ-РГГРУ. 2015. 01. 13. Фото: © А.А. Евсеев.

    [​IMG]

    Минер. музей МГРИ-РГГРУ. 2015. 01. 13. Фото: © А.А. Евсеев.

    [​IMG]

    В.С. Чернавцев рассказывает о цветном камне московского метро. На экране - он же с полированным срезом дальнегорского скарна (Образец 1974 года. Музей "Самоцветы"). Минер. музей МГРИ-РГГРУ. 2015. 01. 13. Фото: © А.А. Евсеев.

    [​IMG][​IMG]

    Скарн (геденбергит-волластонитовый). Дальнегорск, Приморье, Россия. 1. В отделке станции метро "Петровско-Разумовская". Фото: В.С. Чернавцев. .2. Полированный срез. Высота более 50 см. Образец: Геологический музей им. В.В. Ершова МГГУ (1989 г.). Фото: А.А. Евсеев.



    [​IMG]

    Картинки на станциях метро. Фото М.Е. Березовского. "Удивительное в камне-2005" выставка

    [​IMG]

    "Кошечка". Метро "Варшавская". Фото М.Е. Березовского

    [​IMG]


    http://geo.web.ru/druza/m-metro_kam.htm
     
    Duha, Любовь Н., vadimir и 5 другим нравится это.
  6. Offline

    KATI Старший политрук

    Регистрация:
    11 май 2010
    Сообщения:
    826
    Спасибо SB:
    1.838
    Отзывы:
    51
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, СССР
    Интересы:
    6 ДНО, 1941г
    «Вечерняя Москва» 14 августа 2014
    Поиск книг Ивана Грозного

    ЮРИЙ СУХАНОВ
    Среди первых археологов, работавших в Метрострое, был энтузиаст своего дела Игнатий Стеллецкий — не получивший фундаментального исторического образования, но всю сознательную жизнь посвятивший раскопкам. Сверхцелью этого фанатичного самоучки было найти легендарную библиотеку Ивана Грозного, поиски которой начались при Петре I и периодически возобновляются до сегодняшнего дня.
    «Тоннель первоочередной трассы метро, который должен пройти под зданием Библиотеки имени Ленина, составляет определенную угрозу архитектурному гиганту, если таинственные пустоты под ним времен Ивана Грозного своевременно не будут учтены и обезврежены», — так писал в 1933 году Стеллецкий начальнику Метростроя Павлу Ротерту.
    С целого ряда таких предупреждений (почти всегда оправданных) началось сотрудничество археолога с Метростроем. Он постоянно дежурил в шахтах во время проходки.
    — На первых порах метрополитен не мог смог выделить даже комнаты для экспонатов музея, и они размещались в маленькой квартире Стеллецких, — рассказывает историк Таисия Белоусова.
    Особые надежды Стеллецкий возлагал на обнаруженную при прокладке метро площадку Опричного дворца, куда Иван Грозный мог спрятать библиотеку. Ученый писал в дневниках, что там нашлись подземные ходы в сторону Кремля, но темпы строительства и недоверие кремлевской комендатуры не дали ему закончить дело.
    Главное — не выкопать, а сохранить
    О том, как работают археологи в метро, «Вечерке» рассказал главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.
    Cтроительство метро очень тесно связано с развитием московской археологии. С самого начала работ на первой очереди метро у строителей непонятно куда стал уходить бетон. Быстро сообразили, что уходит он в старые подвалы разрушенных зданий, в колодцы и так далее… Поэтому было создано две бригады: одна — историков-архивистов, которые изучали местность, и бригада археологов. В нее вошли выдающиеся археологи Артемий Арциховский (на его учебниках выросло не одно поколение специалистов) и Татьяна Пассек. Именно эти ученые в свое время заложили основу современной московской археологии — создали первую хронологическую таблицу московской керамики (она позволяет быстро датировать культурные слои по черепкам посуды).
    В настоящее время, когда в метро происходят любые земляные работы в пределах культурного слоя, они непременно предваряются археологическими исследованиями. Таково требование закона. Цель археологов никогда не состоит в том, чтобы при прокладке метро раскопать тот или иной объект. Наоборот, когда трасса выбирается, проектировщики выбирают места в обход объектов культурного наследия, чтобы их ни в коем случае не нарушить. Исследователи будущего будут, возможно, иметь более точные технологии, так что важно оставить им поле для работы.
    СПРАВКА
    Самый известный музеефицированный археологический объект метро — подножие башни Китай-города на выходе из одноименной станции метро к Варварке. Коллекция находок, сделанных во время прокладки метро с 1930-х годов, находится в Музее Москвы и в Археологическом музее под Манежной площадью.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kot63: 1 пункт 17 май 2015
    Кудасов, Duha, ohranik и 4 другим нравится это.
  7. Offline

    fantom1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    1.728
    Спасибо SB:
    6.351
    Отзывы:
    190
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Имя:
    Стас
    Интересы:
    история под пивко
    По слухам, во время строительства станции рабочие на глубине 5 м обнаружили дом XIX века. Для чего он был предназначен, зачем и, главное, как он был построен под землёй — осталось загадкой. Самым удивительным было то, что обстановка в доме была нетронутой. В нём решили устроить музей. Но дом негативно сказался на здоровье строителей: все они, находясь около него, чувствовали недомогание. В итоге постройку разобрали и увезли за окраины Москвы.
    . В 1986 году в ходе строительства станции "Боровицкая" рабочие наткнулись на необычную находку. На глубине 5-6 метров был обнаружен небольшой дом из красного кирпича, с сохранившимися окнами и стенами. Еще более странным является тот факт, что внутри самого здания сохранились и мебель, и домашняя утварь. Работы были приостановлены. Приехала комиссия из строителей, ученых и археологов. Ученые установили, что старинное здание стало жертвой природного катаклизма, земля под фундаментом осела и увлекла дом на глубину, сам же дом чудесным образом остался не повреждён.
     
    Любовь Н., ohranik, Юлиа и 3 другим нравится это.
  8. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Выставка к 80-летию метро на станции "Партизанская" продолжается

    IMG_7425_thumb.jpg IMG_7426_thumb.jpg IMG_7427_thumb.jpg IMG_7428_thumb.jpg IMG_7431_thumb.jpg IMG_7433_thumb.jpg IMG_7434_thumb.jpg IMG_7435_thumb.jpg IMG_7437_thumb.jpg IMG_7438_thumb.jpg IMG_7439_thumb.jpg IMG_7441_thumb.jpg IMG_7442_thumb.jpg IMG_7444_thumb.jpg IMG_7445_thumb.jpg IMG_7448_thumb.jpg IMG_7450_thumb.jpg IMG_7451_thumb.jpg IMG_7452_thumb.jpg IMG_7454_thumb.jpg IMG_7456_thumb.jpg IMG_7457_thumb.jpg IMG_7458_thumb.jpg IMG_7459_thumb.jpg IMG_7462_thumb.jpg IMG_7463_thumb.jpg
     
    Кудасов, Duha, vadimir и 5 другим нравится это.
  9. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    По синей ветке пустили новый поезд "Краски". Все приятней и приятней на работу ездить:)
    IMG_7837.JPG IMG_7838.JPG IMG_7839.JPG IMG_7840.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kot63: 1 пункт 29 май 2015
    Кудасов, Duha, vadimir и 7 другим нравится это.
  10. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Возвращаюсь к любимому поезду "Акварель":)

    IMG_7864.JPG IMG_7865.JPG

    Борис Суханов. "В чайной", 1920-1930-е. Бумага, акварель

    IMG_7848.JPG

    Борис Суханов. "Гуляния в Александровском саду", 1926г. Бумага, акварель

    IMG_7853.JPG IMG_7858.JPG

    Виктор Пивоваров. "Утро, день, вечер, ночь". 2002г., холст на оргалите, масло

    IMG_7861.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Владислав: 1 пункт (Спасибо!) 13 окт 2015
    Duha, Владислав, vadimir и 4 другим нравится это.
  11. Offline

    Прапорщик Завсегдатай SB

    Регистрация:
    31 дек 2014
    Сообщения:
    293
    Спасибо SB:
    1.507
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    new Moskau
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    рыбалка,копалка,каталка
    Представте,депутаты обсуждают идею о сносе скульптур в метро,решают о Пл.Революции,типа такие страшные они-что дети пугаются.Мультики советские(лучшие)запретили,теперь и скульптуры им не угодили,инициатор кажется жирик
     
  12. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Я даже комментировать не могу это, на нецензурные выражения пробивает.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kot63: 1 пункт 31 май 2015
  13. Offline

    "Люля" Полковникъ

    Регистрация:
    12 апр 2012
    Сообщения:
    105
    Спасибо SB:
    387
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Вот спасибо, прояснили, всё думала, что же это за минерал такой интересный на этой станции. На первый взгляд, простенькая станция, но очень элегантная. Рассматривать этот самый "скарн" можно долго.

    И совсем не соглашусь с вот этим описанием:
    "Станция — глубокого заложения, колонного типа — явно неудачная. Её архитектура слишком проста, напоминает станции начала 1970-х («Китай-город»). Ещё более «Петровско-Разумовская» напоминает «Полянку» (1986), но, в отличие от «Полянки», не имеет идейного центра композиции, выраженного у той через оригинальную форму свода. Напротив, свод «Петровско-Разумовской» выложен традиционными стеклопластиковыми элементами. Он подсвечивается светильниками-карнизами из золотистого металла. На фоне беломраморных колонн и стен этот карниз кажется чужеродным, как и жёлтый мраморный пол. Вертикальные прорези колонн впервые в метро отделаны поделочным камнем, напоминающим срез дерева. Но этот нарядный камень, упрятанный в прорези, не производит должного эффекта: он почти не заметен. В торце зала установлена оригинальная композиция из дорических колонн и ваз с медными «цветами».
    http://wiki.nashtransport.ru/wiki/От_«Савёловской»_до_«Отрадного»_(статья)
    Они тоже не знают, что такое этот самый "скарн":)...а туда же: "он почти не заметен":mad-23:
    Очень даже заметен! И сразу напоминает о том, что здесь было имение, парки.

    Петровское-Разумовское1.jpg
    Вазы и дорические колонны тоже, на мой взгляд, неплохо смотрятся

    Петровское-Разумовское..jpg
    фото из Сети.
     
    Duha, Kot63, Дождевой Земляк и 2 другим нравится это.
  14. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.361
    Спасибо SB:
    121.911
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    39be61bc5079.jpg
    Вестибюль метро Сокольники 30- годы

    a_on_sokolniki_1940.jpg
    Метро Сокольники. 1940 год
     
    Duha, Kot63, Юлиа и 2 другим нравится это.
  15. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.361
    Спасибо SB:
    121.911
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Как строили метро.

    a964a043df134a820b3bda4b01b7c2dc.jpg

    Построить в Москве метро хотели еще в конце XIX века, в 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Официальной версией отказа от строительства стала экономическая нецелесообразность. На время революций и последовавшей за ними Гражданской войны идея строительства метрополитена в Москве была позабыта. Вновь к этому вопросу в 1923 году вернулись уже власти нового, только что образованного государства — Союза Советских Социалистических Республик.

    В августе 1923 года президиум Моссовета под председательством Л. Б. Каменева постановил возобновить переговоры с иностранными компаниями по строительству московской подземки, прерванные революциями и войной. Но увидеть пуск первой линии столичного метро Каменеву так и не удастся: за несколько месяцев до ее открытия он будет арестован, а в августе 1936 года по делу так называемого «Троцкистско-зиновьевского объединенного центра» расстрелян. В сентябре 1923 года по распоряжению того же Моссовета при техническом отделе Московских городских железных дорог (МГЖД) был создан специальный отдел по проектированию метро, названный «Метрополитен». На тот момент он состоял из единственного сотрудника — инженера К. С. Мышенкова, занявшегося сбором сведений о предвоенных проектах.

    1.jpg

    С этого момента идея строительства столичной подземки вновь стала активно прорабатываться. В 1924 году делегация Моссовета первый раз отправилась в Европу, чтобы привлечь к проекту иностранных партнеров. Переговоры опять велись с немецкими компаниями Siemens-Bauunion и AEG. Но договориться с иностранцами советским чиновникам не удалось: компании не смогли получить финансовую поддержку банков, а передавать в концессию им московский трамвай московские власти не хотели.

    2.jpg

    Наконец, в 1928 году было решено перейти от проектирования и агитации к решительным действиям: Моссовет занялся переговорами с потенциальными кредиторами и созданием акционерной компании, которая должна была заняться строительством.

    3.jpg

    2 ноября 1928 года газета «Правда» вышла со статьей под заголовком «Весной 1929 года начнется строительство московского метрополитена». В заметке отмечалось, что в ближайшие годы парижским способом в столице будут проложены три линии, идущие от центра до Каланчевской площади, до Тверской заставы и до Арбата. И уже заканчивалась организация акционерного общества, которое должно было отвечать за проект. Его акционерами должны были стать МГЖД, Московская государственная электростанция (МОГЭС), Государственный электротрест, а финансировать стройку намеревались Центральный коммунальный банк, Промышленный банк.

    4.JPG

    Но вместо криков «ура» публикация вызвала волну критики, инициатором которой стала Рабоче-крестьянская инспекция Рабкрин, отвечавшая за вопросы государственного контроля. «Нельзя ли отложить постройку метрополитена на несколько лет, используя средства, предназначенные для его постройки, на новые фабрики и др. неотложные нужды, как, например, жилищное рабочее строительство?»

    5.jpg

    Но споры продолжались недолго. Сначала прошла реорганизация управления треста Московского коммунального хозяйства (МКХ), затем МГЖД. Процесс сопровождали чистки, в ходе которых большинство инженеров-проектировщиков подотдела МГЖД «Метрополитен» были арестованы. Впрочем, ликвидация подотдела «Метрополитен» и арест его сотрудников совсем не означали, что в вопросе московского метро поставлена точка. Все годы, пока инженеры МГЖД трудились над проектом столичной подземки, партийное руководство не проявляло к этой теме особого интереса.

    6.jpg

    Все изменилось с назначением в 1930 году одного из самых близких соратников Сталина Л. М. Кагановича на пост первого секретаря Московского областного комитета партии, в подчинении которого до 1931 года находилась Москва. Именно его именем будет названо открытое в 1935 году московское метро, а самого Кагановича будут именовать «главным инженером» столичной подземки.

    7.jpg

    Одной из главных проблем, требовавшей безотлагательного решения от нового руководства, стал никуда не девшийся транспортный вопрос, о котором все эти годы писали специалисты МГЖД. Была организована специальная комиссия Политбюро под председательством «главного инженера», в которую вошли сам Сталин, председатель Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотов, Народный комиссар по военным и морским делам К. Е. Ворошилов, будущий народный комиссар внутренних дел СССР Г. Г. Ягода и первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров. В мае на заседании комиссии Политбюро Сталин заявил, что нужно форсировать тему метрополитена и рассматривать его как основное средство сообщения.

    8.jpg

    В августе 1931 года был создан Метрострой. Стройке был присвоен статус ударной, и новая организация получила право на приоритетное обеспечение ресурсами, материалами и оборудованием. Начальником был назначен П. П. Ротерт — инженер путей сообщения по образованию, с 1927 года возглавлявший Днепрострой. Его опыт метростроительства ограничивался служебной командировкой в Европу и Америку, где он увидел, как прокладывали подземку в Нью-Йорке, Филадельфии, Париже и Берлине. В отличие от Ротерта, у его заместителя К. С. Финкеля практический опыт был: он работал на строительстве берлинского метро в 1911–1914 годах.

    9.jpg

    Ротерту и Финкелю было поручено сформировать штат руководящих сотрудников, в который должны были войти инженеры и техники. Чтобы усилить команду специалистами-практиками, на работу принимались «иноспецы». В общей сложности их было 16 человек: 7 немцев, 4 американца, 2 чеха, один австриец и один французский еврей. Главным консультантом Метростроя был американец Джордж Морган, специалист по тоннельным работам, чей опыт очень пригодился метростроевцам.

    10.jpg
    Арбатская площадь

    Куратором стройки по партийной линии был непосредственно Л. М. Каганович, его правой рукой и помощником стал второй секретарь Московского городского комитета партии Н. С. Хрущев.

    11.11.jpg
    Снос домов под первые станции метро

    Первым опытным участком стал отрезок на улице Русакова, дом 13. Прокладку решено было вести все-таки парижским способом, когда тоннель строится на небольшой глубине, а его своды укрепляются бутовым камнем. Берлинский открытый способ, по которому сначала роется котлован, был неприменим в центре города с интенсивным движением и плотной застройкой.

    12.jpg

    Вход в тоннель начинался прямо во дворе одного из домов, куда в середине декабря 1931 года пришли семь строителей, которым выдали лопаты, полушубки и валенки, и начали копать. Качество работ на этом участке вызывало множество нареканий: неквалифицированные рабочие без специального оборудования продвигались медленно и оставляли огромное количество недоделок. 12 февраля 1932 года на участке случилась авария: строители при проходке натолкнулись на грунтовые воды, они полностью затопили шахту, грунт осел, на зданиях появились трещины. Водопровод был поврежден, без воды остались близлежащие дома и фабрика минеральных вод. Шахту пришлось бросить — она так никогда и не стала частью столичного метрополитена.

    13.JPG

    Грунт стал одним из главных врагов метростроителей. Начиная работы, инженеры опирались на геологические изыскания, утверждавшие, что город стоит на прочном основании из отложений юрского периода. На самом деле этот слой оказался тонким — проходчики то и дело натыкались на плывуны, грунтовые воды, подводные речки, засыпанные еще в XIX веке пруды, пустоты и даже склепы. До сих пор на стенах первых станций, если присмотреться, можно заметить водяные разводы и следы потеков.

    14.JPG

    Отдельным бедствием Метростроя стал недостаток рабочей силы. Традиционно на стройки нанимались сезонные рабочие, приезжавшие из деревень. Они искали работу артелями, староста которой заключал договор с конторой и сам распределял и работу, и полученные деньги. Рынок найма рабочей силы был неорганизованным, а спрос на рабочих — очень высоким. К 1932 году Метрострой смог обеспечить себя работниками только наполовину: из 600 человек, необходимых по плану, реально на стройке было занято только 320. Начальник одного из строительных участков вспоминал, что сам ходил на Каланчевскую площадь к вокзалам, чтобы успеть перехватить приехавших на заработки сезонных рабочих раньше, чем это сделают другие.

    15.jpg

    В результате до конца 1932 года из 18 запланированных шахт работы велись только на 4. Остальные 14 были либо законсервированы, либо закрыты.
    Осенью 1932 года заместитель начальника Метростроя инженер Осколков, доведенный до отчаяния неразберихой на стройке, написал заявление об уходе.
    Увольняясь, он заявил, что дешевле купить каждому десятому москвичу автомобиль, чем построить метро.

    16.jpg
    Собрание партийной ячейки метростроевцев.

    К концу 1932 года стало окончательно ясно, что такими методами и темпами запустить первую линию к 1 января 1934 года не удастся. Каганович взялся за исправление ситуации.
    Не будучи специалистом в строительстве, Каганович часто отменял приказы инженеров, в работе использовал все приемы советских руководителей: от аврала и штурмовщины до зачистки недовольных.
    У него были информаторы практически в каждой бригаде. От идеи пустить метро в ноябре 1934 года, в годовщину Октябрьской революции, несмотря на ее явную невыполнимость, он отказался только тогда, когда от нее отказался сам Сталин, решивший, что качество работ все-таки важнее.

    17.jpg

    Из книги «Кремлевский волк» племянника Кагановича Стюарта Кагана:

    «Он никому не давал пощады. Он пренебрегал предостережениями по технике безопасности, высказанными специалистами, и издавал приказы, от которых обязательно воздержались бы профессионалы. Результаты такого самоволия обернулись травматизмом и гибелью многих рабочих. Утвержденный Лазарем график работы, по словам самих рабочих, “держал их за глотку”. Рабочие ненавидели Кагановича. В канун нового 1933 года он выступил перед строителями метрополитена:

    — Надо со всей ответственностью признать, что при ныне существующих темпах работы, невозможно завершить строительство метро к 7 ноября 1934 года. Главная задача дня — ускорить строительство. В самый короткий промежуток времени мы обязаны в пять раз увеличить скорость подачи грунта на поверхность и в восемь-девять раз ускорить прокладывание туннелей.

    Решение не обсуждалось. Это был приказ, и он должен быть выполнен. Скорость, скорость, скорость. Поднимался ропот недовольства.

    — Да он ни черта не знает!

    — Чихать я на него хотел!

    Но всплеск недовольства прекратился так же быстро, как и возник. Широкая сеть информаторов быстро собрала и донесла имена возмущенных и “несознательных”. Многие из них были признаны виновными и расстреляны»

    18.jpg

    К 1934 году на стройке метрополитена необходимо было выполнить 85% земляных и 90% бетонных работ от запланированных. В этот момент количество рабочих здесь достигло максимума — 75 тыс. человек.
    Многие строители и проходчики проявляли настоящий трудовой героизм, сутками не выходя из шахт. Был взят головокружительный темп работ, который удерживался до самого окончания строительства.
    Под лозунгами «Вся страна строит метро» проводились субботники, в которых с марта по апрель приняло участие около 500 тыс. москвичей.

    19.jpg

    Московское метро стало мощнейшим инструментом пропаганды успехов молодого советского государства как среди его населения, так и за границей, где не верили, что находящаяся в сложных экономических условиях страна, пережившая несколько революций и Гражданскую войну, сможет в столь сжатые сроки построить достойное метро.

    20.jpg

    Первые пассажиры спустились в Московский метрополитен 6 февраля в 11 утра. Ими стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов, которых сопровождали секретарь МГК ВКП(б) Н. С. Хрущев и председатель Моссовета Н. А. Булганин. Газеты писали: «Еще задолго до отправления к перрону станции “Крымская площадь” (ныне «Парк культуры») подано четыре поезда, по четыре вагона в каждом. Первыми немного неуверенно, улыбаясь и оглядываясь, входят в вагон делегат съезда колхозник Захарцев из Ижевского района, колхозник Костеров из Волоколамского района. Они осматривают вагон. Они по-хозяйски оглядывают широкие окна с зеркальными стеклами, кресла, покрытые шевро, никелевые поручни, стеклянные перегородки, двери с полыми резиновыми прокладками».

    21.jpg

    В середине февраля возможность проехаться на поездах Московского метрополитена была предоставлена и делегатам съезда колхозников.
    На этом посещения столичной подземки до апреля прекратились — власти вели прием работ, открывая линию только по случаю приезда особо важных персон: 31 марта московское метро показали лорду—хранителю печати Великобритании Энтони Идену. 19 апреля московские власти решили открыть метро для ударников труда, а 22 апреля была разыграна самая главная карта: неожиданно для всех московское метро в сопровождении Кагановича, Молотова и народного комиссара тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе посетил сам Сталин.
    Через несколько дней газета «Рабочая Москва» публиковала восторженные письма увидевших воочию вождя пассажиров.

    22.jpg

    Западная пресса также следила за успехами советских метростроевцев. Британская газета The Times отдельно отметила награждение английского инженера, присутствовавшего на заседании в Колонном зале.
    «Газета “Правда” называет метрополитен “могучим агитатором за социализм” и вместе с другими газетами заявляет, что завтрашний день докажет зарубежным экспертам, что московское метро — лучшее в мире.
    Особое внимание уделяется системе вентиляции. Утверждают, что в московском метро воздух обновляется восемь раз в час, в то время как в лондонском — пять раз».

    23.jpg
    Двигатели эскалаторов.

    «Народ, который при реализации метро придает столько значения роскоши и свету, при этом сочетая практичное с приятным, уже построил главное — это народ, который уверен в своем будущем»,
    — писал для французской газеты Paris-soir в одном из своих репортажей, посвященных путешествию по СССР, будущий автор «Маленького принца» француз Антуан Сент-Экзюпери.

    24.JPG

    В дни открытия по всему городу шли массовые гулянья, сравнимые по размаху с революционными торжествами.
    Над Москвой кружил самый большой самолет того времени с сухопутным шасси «Максим Горький».
    На всех фабриках и заводах не стихали митинги, славившие метростроевцев и комсомольцев.

    25.jpg

    26.jpg
    Первая карта-схема Московского метров.

    27.jpg
    Покупаем билеты.

    28.jpg
    Первая станция: "Сокольники".

    11111.jpg
    Станция "Красносельская".

    30.jpg
    Интерьер станции "Красносельская".

    31.jpg
    Станция "Комсомольская площадь".

    32.jpg
    Второй вход на станцию "Комсомольская площадь" в здании Казанского вокзала.

    33.jpg
    Интерьер станции "Комсомольская площадь"

    34.jpg
    "Красные ворота"

    35.2.jpg
    Турникеты 1935 года.

    36.2.jpg
    Станция "Кировская" (ныне - "Чистые пруды").

    37.jpg
    Станция "Дзержинская"(ныне "Лубянка").

    38.jpg
    Станция "Охотный ряд".

    39.jpg
    Станция "Библиотека имени Ленина"

    40.jpg
    Станция "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская").

    41.jpg
    Станция "Парк Культуры".

    42.jpg
    Станция "Коминтерн"(Ныне "Александровский сад").

    43.2.jpg
    Станция "Арбатская"

    44.JPG
    Станция "Смоленская площадь".

    45.jpg
    Интерьер станции "Смоленская площадь".
     
    Кудасов, rebl, Duha и 7 другим нравится это.
  16. Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    11.212
    Спасибо SB:
    37.614
    Отзывы:
    830
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губерния
    Интересы:
    Реставрация
    DSC00383.JPG

    Метро. Фонарь.)
     
    Последнее редактирование модератором: 13 окт 2015
    Кудасов, Duha, Kot63 и 4 другим нравится это.
  17. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.361
    Спасибо SB:
    121.911
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Климентовский пер. В 1970 году при строительстве станции метро “Новокузнецкая” обнаружили большой горшок, в нем находилось 19734 серебряные монеты времени Михаила Федоровича—Петра 1 (до 1696 г.).
    Комсомольский проспект (начало — бывш. ул. Чудовка). При строительстве 2-й очереди метро в чернолощеном горшке найден клад — 500 серебряных монет XVII века.

    http://klads.org/klady-najdennye-v-moskve/
     
    rebl, Duha, Любовь Н. и 3 другим нравится это.
  18. Offline

    olga2015 Новобранец

    Регистрация:
    14 ноя 2015
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    1
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    москва, история, минералы, фото
    Юниор, СПАСИБО ВАМ ОГРОМНЕЙШЕЕ !!! Потрясающие фотографии. Всю жизнь мечтала рассмотреть всю эту красоту! Украткой фотографировала стены Чеховской... фотоаппарат не мог конечно передать так как у Вас.
    Скажите, Вы случайно не знаете, что происходит с нашим любимым метро сейчас? Станция Отрадное была облицована - вход в метро (лестница с улицы) явно камнем, и мне даже казалось лабрадоритом (стены на уличной лестнице)? Потому что помню как красиво лежал иней на темных стенах.... может быть я путаю?
    Но этого камня нет сейчас. Провели ремонт и теперь там живет серый непонятный материал и гипсокартон. Неужели просто разбили и вывезли на помойку? А ведь это одна из молодых станций...
     
    Kot63 нравится это.
  19. Offline

    rebl Наблюдатель

    Регистрация:
    14 сен 2008
    Сообщения:
    3.199
    Спасибо SB:
    3.236
    Отзывы:
    117
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    default city
    Интересы:
    из дачников
    Не столь трагична, но тем не менее то же весьма интересна судьба прототипа скульптуры матроса-сигнальщика с линкора "Марат".
    0_83575_c1dea59b_XL.jpg
    Для создания образа матроса-сигнальщика советскому скульптору Матвею Генриховичу Ма́низеру
    ui-508f93d1b3fc35.88425962.jpeg
    которому позировал молодой курсант Ленинградского военно-морского училища Рудаков Олимпий, который сделал великолепную карьеру, дослужился до высокого звания контр-адмирал, работал при Генштабе Минобороны, возглавлял военно-морскую кафедру в академии. Тогда не только художник, но и сам курсант даже и не подозревал, что произойдёт с ним 15 лет спустя. Конечно, за правдоподобность истории уже трудно ручаться. Если даже всё здесь вымысел, то это красивый вымысел. И если половины даже половины из описываемого не могло быть, потому что не могло быть никогда, то этот вымысел достоин пересказа.
    Летом 1953 года Елизавета Виндзорская всходила на английский престол. Коронационные торжества сопровождались военно-морским парадом в Портсмуте, главной военно-морской базе "Владычицы морей". В торжественном смотре должны были участвовать более 250 английских и 22 заграничных военных корабля. Причём же здесь матрос-сигнальщик с "Площади революции"?
    К 1953 году наш герой уже давно служил социалистической Родине и дослужился до капитана I ранга. Судьбе было угодно, чтобы бывший простой матрос принял участие в коронации Ее Величества Елизаветы. Незадолго до этого события Олимпий Рудаков получил новое назначение - стал капитаном самого современного на то время советского крейсера "Свердлов". Главнокомандующий военно-морскими силами Советского Союза адмирал Головко вызвал к себе самого красивого офицер Балтийского флота капитана I ранга Олимпия Рудакова и приказал ему представлять Советский Союз на церемонии коронации.
    По пути в Портсмут «Свердлов» попал в сильнейший шторм. В Портсмуте ждали советское судно, а его всё не было. Начать без "Свердлова" не могли. В Англии существует давняя традиция, согласно которой Россия должна первой поздравить Её Величество с вступлением на престол. Наверное, такая традиция пошла со времён капитана Ченслера, подробности об этом можно узнать в статье: "Дипломатические отношения с Англией в XVI веке". Когда устроители торжества уже почти отчаялись, на горизонте появился советский крейсер. На полной скорости, он влетел на Спитхейдский рейд и.... начал швартовку, отказавшись от лоцмана. Адмирал Хатчинсон, который был очевидцем швартовки, говорил: «Что он себе позволяет, этот русский капитан! Он сошёл с ума! У причалов пришвартованы более 300 кораблей, порт такой тесный, даже более опытные капитаны не могут самостоятельно причалить, здесь нет места для маневрирования, течение сильное, перепады глубин, и без лоцмана!!!». Встречающие на пирсах и кораблях замерли, никто не кричал, стояла жуткая тревожная тишина.
    Совершив сложнейший маневр,стальная громадина замерла точно в отведенном для нее месте. В порту началась настоящая феерия. Сдержанные и невозмутимые англичане, как дети, прыгали от радости, кричали и кидали в воду цветы, разноцветные ленты, шляпки.
    Поразительно ещё и то, что места швартовки обычно обозначены буем с надписью имени корабля. Метки «Свердлов» не было! Уже позже удалось выяснилось, буй с надписью просто затянуло течением под воду. Но крейсер точно встал на отведенное ему место! И если на швартовку подобного корабля обычно отводится час и двадцать минут, то Рудаков затратил на всё лишь 12 минут.
    Советский капитан стал героем! Фотографии Олимпия Рудакова обошли первые страницы всех британских газет!
    «Daily Telegraph» считала Рудакова национальным героем.
    Морской парад проходил на следующее утро. Строй обходила сама королева на яхте «Surprise». Иностранное судно должно было салютовать королевской яхте одним залпом. С русского крейсера "Свердлов" прозвучало три залпа и оглушительное «Ура!»
    Затем Елизавета II устроила награждение капитанов гостевых кораблей юбилейными медалями на британском флагмане "Авангард". На корме линкора командиры построились в порядке старшинства воинских званий. Капитан первого ранга Рудаков стоял третьим, впереди него были американский и французский адмиралы. Но королева первой подошла к Олимпию Ивановичу, нарушив весь мыслимый этикет. Её Величество поздравила капитана, вручила ему медаль и только затем повернулась к французскому и американскому адмиралам. Уинстон Черчилль был в шоке.
    Следующим пунктом коронационных торжеств стал бал. Капитан Рудаков и двадцать офицеров «Свердлова» получили приглашение в Королевские морские казармы.
    Рудаков поздравил новую королеву и преподнес Елизавете II подарок от Советского правительства – горностаевую мантию. Но свидетели говорили, что этот царский дар впечатлил на королеву куда меньше, нежели сам капитан. Окружающие заметили, что русский офицер и английская королева так непозволительно долго смотрели друг на друга, что даже устроители церемонии смутились.
    [​IMG]

    Первым танцем бала, согласно церемониала, должен быть тур вальса королевы с русским офицером. И снова королева нарушила этикет - во время танца, ее величество весьма оживленно болтала с Олимпием. Уинстон Черчилль,невозмутимый премьер Англии, недоуменно повёл плечами. Затем Елизавета познакомила Рудакова со своей сестрой Маргарет. Заиграла музыка, начался следующий танец и Рудаков закружил принцессу Маргарет в вальсе.

    Для обязательной после бала аудиенции королева уединилась в кабинете отнюдь не с "высокими" представителями СССР (их было двое), а с Рудаковым. Черчилль развёл руками и удалился с приема.

    Знаки королевского внимания на этом не окончились. Вскоре к пирсу, где стоял "Свердлов", поъехал набитый розами фургон. "Капитану Рудаков от принцессы Маргарет" - говорилось на визитной карточке.
    Но дело в том, что Олимпий Иванович не переносил запаха роз, он страдал аллергией на цветочный аромат. Розы раздали по кубрикам. И тут же к борту крейсера причалил катер с принцессой.

    Её очень обидело то, что ни в каюте Рудаков, ни в кают-компании крейсера не было цветов нет. Разве их не доставили капитану?
    – Розы так прекрасны, Ваше Высочество! Благодарю! – отозвался голос Рудаков. – И весь экипаж очарован Вашим Высочеством, я посчитал необходимым раздать цветы морякам.
    – Правда? – благосклонно ответила принцесса. – Тогда вам завтра же доставят новые цветы!
    [​IMG]

    Навестив крейсер на другой день, Маргарет нимало не смущаясь присутствия русских офицеров, заявила Рудакову, что он ей очень нравится, и она с удовольствием проведёт с ним время..
    Олимпий Иванович не ожидал такого поворота дел:
    – Простите, Ваше Высочество, но я офицер, а здесь в некоторой степени военный корабль. По уставу я не имею права его покинуть надолго.
    Принцесса надула губки:
    – Возражения не принимаются! В моём ридикюле лежит бумага, я привезла письменное разрешение королевы. В Вашем сопровождении я еду путешествовать по замкам старой Англии на десять дней!
    Рудаков тут же позвонил в посольство:
    – Что прикажете предпринять?
    Москва дала добро на двухдневный отпуск...

    Любопытно, что история могла продолжится. Через несколько лет после «английского» похода, Рудакову предложили пост военного атташе при посольстве СССР в Великобритании. Олимпию Ивановичу выпал шанс еще раз увидеть королеву Елизавету и её сестру Маргарет. Однако, судьба распорядилась по-другому. Поговаривали, что против Рудакова активно интриговали те чиновники, которых Елизавета игнорировала, назначив аудиенцию капитану "Свердлова". Назначение не состоялась. Но сын нашего героя, Борис Рудаков, опровергает слухи:
    - Всё это вымыслы. Отец сам отказался от этого назначения по просьбе мамы . Тогда мой старший брат учился в выпускном классе школы. Родители могли меня забрать с собой за границу. С Юрием были проблемы. Он собирался продолжить семейную традицию и хотел поступить в военное училище. Отец и мать предпочли остаться из-за сына.
    В год описываемых событий Олимпию Рудакову исполнилось 39 лет. Его карьера стремительно полетела вверх. Он стал одним из самых молодых контр-адмиралов советского флота. Потом его пригласили на должность начальника кафедры Военно-морской академии. Здесь он и прослужил до смерти. Умер Олимпий Иванович в июне 1974 года.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kot63: 1 пункт (спасибо, интересно) 15 ноя 2015
    Duha, Kot63, Дождевой Земляк и ещё 1-му нравится это.
  20. Offline

    Саввич 59 Фельдфебель

    Регистрация:
    17 янв 2016
    Сообщения:
    61
    Спасибо SB:
    55
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Имя:
    Евгений
    Интересы:
    награды РИ
    Очень интересная и познавательная экскурсия! Большое спасибо!
     

Поделиться этой страницей