Вкопанные танки

Тема в разделе "Фортификация", создана пользователем Юниор, 7 май 2015.

  1. Online

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.069
    Спасибо SB:
    39.711
    Отзывы:
    668
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    «Вкопанные танки». Оборонная панацея или вынужденная необходимость?

    [​IMG]

    Для начала разговора приведу сообщение болгарское информационное агентство Novinite.com:

    «АФИНЫ, 7 окт 2010 года - РИА Новости, Алексей Богдановский.

    Болгарский суд вынес в среду обвинительный приговор двоим гражданам Германии и местному жителю по обвинению в краже германского танка времен Второй мировой войны. Гражданин Германии Томас Гмайнер и офицер болгарской армии Алексей Петров были приговорены к четырем годам тюрьмы и штрафу в миллион евро, а немец Матеус Майер получил три года условно. Оба иностранца отсутствовали на процессе - они бежали из Болгарии в начале 2008 года, вскоре после того, как были отпущены под залог из болгарской тюрьмы. Суд посчитал доказанным, что обвиняемые в 2007 году распилили и вывезли за границу принадлежащий Болгарии немецкий танк модели Panzerkampfwagen IV. Их задержали при попытке украсть второй танк.

    После Второй мировой войны на территории Болгарии остались десятки германских танков. Болгария, входившая в Организацию Варшавского договора, использовала их в качестве стационарных огневых точек на границе с Турцией, участником НАТО. Вкопанные в землю танки были фактически брошены на границе, чем и воспользовались обвиняемые. Военной ценности танки не имеют, однако представляют интерес для коллекционеров.

    После кражи танка болгарская армия распорядилась убрать все остальные машины на территорию военных частей. От первоначальной идеи продать танки отказались после протестов ветеранов Второй мировой. Наиболее ценные машины теперь планируется перевезти в национальный военный музей.»

    Действительно, в начале 50-х годов на вооружение Болгарской армии начали поступать новые советские танки , а для старых немецких машин уже не было запасных частей , тогда военное руководство страны приняло решение вкопать их на протяжении Турецко-Болгарской границы и сделать из них ДОТы .
    Идея воплотилась как раз в период, когда в болгарской армии убрали царских офицеров с военным образованием , а на их места пришли бывшие партизаны.
    Там танки лежат и по сей день. Говорят, что скоро их будут выкапывать и продавать на металл, поскольку средств на перемещение этих машин и их восстановление до хотя бы внешнего «нормального» вида Минфин Болгарии не имеет.

    Вот некоторые снимки ДОТов на базе этих бронеединиц:

    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]

    Вкопанные танки…

    Это словосочетание настолько часто встречается как в мемуарах воевавших людей, так и в многочисленных публикациях – как журналистов, так и серьезных историков. Вкопанный танк преподносится чуть ли не как шедевр полевой фортификации, некое «вундерваффе» обороняющейся стороны. Однако зачастую происходит смешивание понятий – собственно «вкопанный танк» и ТДОТ 9танковая долговременная огневая точка).

    Первое понятие – вкопанный танк – (т.е. боевая машина, расположенная в танковом окопе) – общепринятый и широко применяемый тактический прием , обусловленный использыванием БТТ в обороне, в особенности при постановке в оборону бронетанковых подразделений без достаточной поддержки обеспечивающих пехотных и артиллерийских частей. Впервые опробованный еще в Испании, этот прием получил широкое распространение в РККА в начальный период Отечественной войны, был доведен практически до совершенства танкистами Катукова под названием «организованная танковая засада». В более-менее упрощенном виде применялся всеми воюющими армиями практически на всех ТВД. И применяется до сих пор без принципиальных изменений, с небольшими поправками на совершенствование и развитие технических средств. Способ этот детально оговорен в уставах и боевых наставлениях и останавливаться на нем более подробно смысла в короткой статье смысла нет.

    Кроме того, вкапываться до состояния неподвижной огневой точки танк может и по другим причинам. Полученные повреждения, технические неисправности, которые невозможно устранить быстро в ПТАРМе или «на коленке», в конце концов – банальное отсутствие горючего вынуждали использовать танк или САУ в обороне именно таким образом. Но о боевой эффективности такого применения – чуть ниже, а пока приведу цитату из воспоминаний Карпова Михаила Ивановича, прошедшего свой боевой путь от Ровно до Берлина и уничтожившего в последние дни войны вкопанный танк прямо у Бранденбургских ворот.

    [​IMG]
    «Крестница» М.И.Карпова – вкопанная «Пантера».

    Вот его слова о том, почему немцы в последние месяцы войны все чаще и чаще вкапывали свою БТТ, тем самым лишая ее одного их главных преимуществ – подвижности.

    «…Про немецкие танки спрашиваешь? А мы их мало видели под конец войны. Мало их на ходу осталось. В основном, орудия и танки вкопанные. У них горючки не было".

    Второе понятие – несколько иного характера. Известно, что танк в бою живёт не долго. Тем не менее, трудно найти более живучее и универсальное оружие. На танковой базе создавались САУ, зенитные и огнемётные варианты, артиллерийские корректировщики, БРЭМы и мостоукладчики. Подбитому танку давали вторую, третью и Бог знает ещё какую жизнь в ремонтных мастерских. Статистика боевых действий говорит о том, что до 85% поврежденных машин возвращались в строй, если, конечно, они не выгорали полностью до изменения структуры металла или не доставались после боестолкновения противнику.

    Однако и танк не вечен. Износ механизмов и вооружения выше самых запредельных норм эксплуатации, делающий реновацию машины попросту нецелесообразной, моральное устаревание образца (а на войне он устаревает особенно быстро) приводят машину к списанию. Но и после списания танки не всегда шли в переплавку, а продолжали служить.

    Отправлять в переплавку бронеединицу, изготовленную из высококачественной стали, оборудованную системами и вооружением для ведения боевых действий зачастую расточительно и неприемлимо. Эффективнее использовать как сами танки, так и их элементы при создании ДОТов, усиления УРов и так далее.

    Впервые актуальность этой проблемы возникла в середина – конце тридцатых годов ХХ века, когда «вышли в тираж» образцы машин, созданных в конце 20-х на основе опыта Первой Мировой. БТТ тогда развивалась достаточно быстро, в силу того, что танк являлся оружием новым, с неисчерпаемыми на тот период резервами развития как технически, так и концептуально. Поэтому созданные модели устаревали быстро, и машина с концептуальным возрастом в пять-семь лет уже становилась устаревшей морально и непригодной для применения в бою по своему прямому назначению.

    [​IMG]

    Захваченные Вермахтом «Рено».
    Франция. 1940-й год.

    Наибольшее освещение в современной исторической литературе получило использование устаревших, трофейных или поврежденных машин для создания ТДОТов и УРов немцами в ходе Второй Мировой. Это произошло отчасти потому, что такие укрепления доставили немало хлопот наступающим, особенно болезненные рубцы остались на шкуре союзничков после вторжения из войск в Европу. Отсутствие боевого опыта, соответствующего вооружения и ошибочная надежда на господство в воздухе приводило к серьезным потерям, тактическим и оперативным заминкам. «Панцер-головы» Вермахта крепко врезались в память. Справедливости ради следует нужно признать, что и для наших ребят борьба с такими точками, особенно в условиях городского уличного боя была не простой. Однако, немцы в этих вопросах были не первыми, хотя бы потому, что устаревшей бронетехники, пригодной для фортифицирования у них не было вовсе. На ходу старались держать все: вплоть до Pz-I и трофейных «Рено».

    Одним из первых примеров применения списанных танков для создания ТДОТов в УРах перед Второй Мировой может служить передача в 1938 году около 700 единиц советских Т-18 и 22 единицы Т-24 для усиления УРов. Однако устаревшие танки имели и устаревшее вооружение. Машины перевооружались пулемётами ДА-2 или 45-мм танковыми пушками обр. 1932 г. Переоборудованные танки использовались уже в качестве ТДОТов. В конце февраля 1939-го года 45-мм пушками перевооружили 70 Т-18 в УРах Западного направления. Примечательно, что эти танки должны были стрелять только с упорами или будучи вкопанными. Впрочем, проявить себя ДОТы не смогли потому, что немцы вышли к незанятым УРам на плечах отступающей Красной Армии.

    [​IMG]
    [​IMG]

    Т-18. Стационарная танковая точка

    В отличие от РККА, немцы подошли к проблеме несколько по-иному, с присущей им скрупулезностью и педантичной продуманностью. В начале Второй Мировой немецкая армия захватила большое количество трофейных танков. Значительная часть трофеев не заинтересовала немцев для применения их по прямому назначению. Например, французские танки и чехословацкие LT.35 немцы рассматривали, как морально устаревшие и использовали их в качестве либо машин «второй линии», либо в качестве машин охранения. Использовали также их шасси для создания различного рода САУ.
    Расхоже также у современных историков и очень популярно мнение, что «… захваченные в большом количестве советские БТ и Т-26 не применялись, потому что не ездили на низкокачественном немецком бензине.» (цитата).

    Применялись. И ездили. Еще как применялись и ездили!
    Основной причиной вывода трофейных советских танков из эксплуатации стало отсутствие ЗИПа. Заниматься же «тюнингом» русских машин «по-фински» Германии не было особой нужды (да и возможности) – их танкостроительная промышленность к 1942-му году набирала обороты, имея в заделе свои разработки, и мощности для налаживания выпуска ЗИПа к устаревшим трофейным образцам выделять было нецелесообразно.

    [​IMG]
    Т-26 с конической башней. 1942-й

    [​IMG]
    Бэтушка». Конец 1941-го


    [​IMG]

    Т-60. 1942-й.

    Сложилась ситуация, когда в руках Германии оказалось огромное количество неиспользуемой техники и бронетанковые производственные мощности. Пытаясь извлечь максимальную выгоду, немцы стали демонтировать с трофейных танков башни для своих фортификаций. Как правило, танковые башни-ТДОТы устанавливались на заранее подготовленных оборонительных линиях. Французские и советские танковые башни пошли на оснащение в основном Атлантического Вала. Остальные башни применялись практически на всех направлениях. По мере устаревания танков немцы стали активно использовать и свои танковые башни от Pz 38(t) и Pz II.
    Принято считать, что сама по себе танковая башня - одна из самых защищённых частей танка. (это –спорно, так как башня при действительно серьезной бронезащите уязвима по погону и т.д.) Из неё можно вести как пулемётный, так и артиллерийский огонь на 360гр., при этом у башни нет уязвимой амбразуры, а расчёт защищён. Поворот осуществлялся вручную. Башня устанавливалась на крышу скрытого под землёй каземата, гораздо боле просторного, чем танк и с более удобной боеукладкой.

    Чтобы исправить положение с устаревшим башенным вооружением, немцы стали применять башни от ранних модификаций своего 45-тонного танка Pz V Пантера Ausf. A и Ausf. D. По мнению некоторых экспертов, это была самая эффективная стационарная танковая башня Второй Мировой. 75-мм пушка KwK 42 L/70 обладала превосходной баллистикой, бронепробиваемостью и угловой кучностью.

    Первое время башни Pz V устанавливались на бронированное основание сваренное из листов толщиной 60-65мм. Затем была разработано стандартное бронированное основание. Оно состояло из двух готовых модулей, которые оставалось только установить на месте. Впервые с башнями-ДОТами на базе Pz V Panther Союзники встретились в Италии на Готской линии (немцы называли её Зелёной Линией). Уничтожение такой башни стоило больших потерь. Из ДОТа выводился подземный ход, сообщавшийся с линией окопов или блиндажом. Имелся вариант ДОТа с башней установленной только на одну секцию, которую при необходимости можно было не закапывать.

    Карьера стационарных башен от Pz V оказалась настолько успешной, что немецкие производители даже разработали упрощённый вариант башни для ДОТа - без командирской башенки. Обзор из новой башни естественно стал гораздо хуже, зато цена упала, а технологичность возросла.

    Пиком эффективности стационарных танковых башен считаются городские бои в Германии. Чтобы прикрыть подходы к опорным узлам на перекрёстках вкапывали башни-ДОТы и танки, не имеющие хода. Под днищем машины находилось небольшое помещение с боеприпасами соединённое подземным ходом с подвалом ближайшего здания. Во время арт- или авианалёта экипаж мог безопасно покидать танк и потом возвращаться. Поскольку советские войска вели непрерывные уличные бои посменно, то иногда днём в машине-ДОТе дежурил один экипаж, а ночью другой. Улицы немецких городов, часто пересекающиеся под прямыми углами, хорошо простреливались врытыми на перекрёстках танками и башенными ДОТами. Нередко танки вкапывали за прочными (до 4 метров) баррикадами, чтобы предотвратить разрушение заграждений выстрелами ИС-2 и СУ-152. Огонь вёлся через специальные бойницы, проделанные в баррикаде. Иногда врытые танки прикрывались трамвайными вагонами, загруженными крупными камнями. При необходимости вагон отводился в сторону, танк делал выстрел и защита быстро возвращалась на своё место - экипаж мог спокойно перезарядиться.

    [​IMG] [​IMG]
    Танковая башня Pz V Ausf D на одном из перекрёстков.

    Наглядно видно как ДОТ мог простреливать окрестные улицы. Танковая башня не имеет командирской башенки и покрашена явно не в уличный камуфляж. Основание ДОТа обложено каменными блоками. Слева от ДОТа на дороге - люк ведущий в подземные городские коммуникации. ДОТ соединён с подземным туннелем.

    Одним из эффективных тактических приемов советских штурмовых групп с подобными огневыми точками являлся обход или выдавливание противника из данного района действиями передвижных пехотных штурмовых отрядов. Когда немецкие солдаты оставляли дома, экипажи ДОТов, оставшись без прикрытия, были вынуждены тоже отходить. Встречались случаи прямого поражения таких ТДОТов снарядами большой мощности (122мм или 152мм).

    Многие современные историки, писатели и люди, интересующиеся военной техникой и ее историей, но имеющие представление о реалиях боевых действий по страницам книг, кадрам фильмов (пусть и хроникальных) и компьютерным играм, считают загадкой, - почему немцы активно использовали танковые стационарные башни на Западе, а на Востоке захваченная советская техника ржавела годами?

    В качестве ответа на этот вопрос о недальновидности и роковой близорукости как самого Гитлера, так и руководства Вермахта.

    Якобы:

    «…Гитлер долго считал западное направление основным и планомерно возводил там основательные фортификации, часто расходуя силы в ущерб Восточному фронту. Гудериан в своё время приложил немало усилий пытаясь начать оборудование прочных оборонительных районов на Восточном фронте. Однако Гитлер "в отношении востока заявил, что если построить укрепления, то генералы с меньшей энергией будут обороняться на своих участках и будут склонны к преждевременному отходу на тыловые оборонительные рубежи."(Гудериан). Возводить фортификации на Востоке Германия начала только с выходом Красной Армии к границам Рейха. Но и тут не обошлось без роковых решений высшего германского руководства. "Вначале сформировали сто... крепостных пехотных батальонов и сто батарей. Вслед за ними должны были быть сформированы пулемётные, противотанковые, танковые подразделения и подразделения связи. Но мы ещё не успели как следует обучить эти первые части, как 80% из них было отправлено на Западный фронт... На востоке превосходные оборонительные позиции и укрепления оказались незанятыми..."(Гудериан). Именно благодаря ошибочным взглядам Гитлера Советская Армия встретилась с башнями-ДОТами только на финальной стадии 2МВ, когда они уже не могли сыграть важной роли. А чрезвычайно эффективные ДОТы с башнями от Пантер вообще применялись исключительно против Союзников и только в Берлине показали советским танкам свои смертоносные клыки. Нетрудно представить чего избежали советские танкисты, если вспомнить простые немецкие пулемётные бронеколпаки и чего они стоили советской пехоте…» (цитата).

    Попробую разобраться с этими утверждениями с точки зрения танкового командира, которому самому приходилось не раз и не два вкапывать свою машину и становиться в «танковую засаду». Для начала выскажу свое мнение о том, насколько эффективен именно ВКОПАННЫЙ ТАНК. ( машина либо поврежденная, либо отработавшая ресурс, либо – попросту без топлива).

    [​IMG] [​IMG]

    Рz-III ausf.N.

    Немецкий танк нашли в Норвегии, из дивизии СС "Райх" - вкопали немцы в конце войны, когда ждали высадку союзников. На снимке хорошо просматривается причина «окопного сидения» - поврежденная ходовая левого борта. Видимо, возможности восстановить на тот момент не было.

    Еще раз повторю то, что говорил в начале статьи: размещение машины в танковом окопе общепринятый прием при организации танковой засады. Помимо организации скрытого наблюдения за противником и взаимодействия с «локтевыми» машинами подразделения, в обязательном порядке ( по возможности, конечно – факторы времени, погоды, и т.д. и т.п.) создаются несколько таких позиций, с предварительным маскирыванием и возможностью «выпрыгнуть из нее в кратчайшее возможное время. Один-два ( максимум – ТРИ!) выстрела по противнику – и меняй позицию. Как только тебя обнаружит – тебя сожгут. С гарантией. Пристреляться в неподвижно торчащую башню при хорошей оптике – намного менее сложно, чем кажется. Тем более, что в таких случаях противник зачастую несколько превосходит тебя численно. (Не всегда, но - как правило) Вот так и танцуешь, от выстрела к выстрелу. Так же точно, как танцевали под Москвой наши деды-танкисты. Разве что дистанции огневого боя да маневренные качества машин увеличились.

    Так что полностью вкопанный «живой» танк – от невозможности его использовать полноценно, т. е. «…на бесптичье и ___ - соловей».

    Впрочем, предоставлю слово человеку, разбирающему в вопросе профессионально и так же профессионально владеющим словом:
    «…Священный ужас перед вкопанным танком объясним с бытовой точки зрения, но странен для человека, знакомого, по крайней мере, с азами тактики. С точки зрения защищенности закопанный танк отнюдь не является рекордсменом. ДОТ с крышей толщиной 2,5 метра бетона намного устойчивее к попаданиям снарядов артиллерии. Объединяет танк и ДОТ отвратительная обзорность. И тот и другой видят огрызки внешнего мира через оптику перископов. Как бы хороша ни была эта оптика, она остается узким окошком с ограниченным полем зрения. Поэтому командиры танков стремились высунуться из него, в буквальном смысле рискуя головой.(Это абсолютно справедливо, подтверждаю личным опытом! Е.М.) Поэтому в сравнении с имеющим широкую амбразуру ДЗОТом у танка просто отвратительный обзор и условия использования основного оружия. Основной противник закопанных танков также посильнее легких противотанковых пушек. Не пехотинцы сражаются с закопанными танками, а гаубичная артиллерия, засеивающая сотнями и тысячами снарядов атакуемые позиции. Прямое попадание осколочно-фугасного снаряда калибром свыше 100 мм даже по сегодняшним нормативам означает вывод танка из строя. Пришпиленный к окопу неподвижный танк — это не такая уж трудная мишень. Артиллеристы с закрытой позиции, даже не видя несчастный танк, будут методично бросать в него тяжелые 122-мм — 152-мм, а то и 203-мм снаряды один за другим, пока не добьются попадания. Задача принципиально ничем не отличается от поражения перекрытого бревнами и землей пулеметного ДЗОТа. Артиллерия была богом войны на протяжении столетий, в XX веке заставив кланяться себе даже новомодные танки. Кроме того, закопанные танки используются преимущественно для стрельбы прямой наводкой, т.е. оказываются в первой линии обороны и могут быть обнаружены визуально. Если организовано нормальное сопровождение атаки огнем артиллерии с прямой наводки, закопанный в землю Pz.III получит с километра снаряд из 76-мм дивизионного «ратш-бума» и прикажет долго жить. Стреляющая с закрытой позиции навесным огнем САУ с закрытым противоосколочной броней расчетом с точки зрения возможностей ее обнаружения и гарантированного поражения намного опаснее для наступающего. В общем, вкопанный в землю танк — цель более прочная, чем пулеметное гнездо, но отнюдь не вершина фортификационного искусства. В конце концов, никто не отменял танки как средство борьбы с себе подобными в наступлении.»

    Напомню, что здесь идет речь о вкапывании непосредственно танка – во первых, и о организации оборонительной позиции НЕ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА. Это – ВАЖНО.

    Теперь о причинах отсутствии строительства «Панцер – голов» на Восточном Фронте. Говорить о том, что немцы не располагали ресурсами для подобных работ могут только люди, никогда не видевшие СВОИМИ ГЛАЗАМИ немецких фортификационных сооружений, построенных буквально «на коленке», в кратчайшие сроки на территории СССР. В частности – на Черноморье; Под Керчью, в Севастополе и еще кое-где. Я – ВИДЕЛ. И работал в них. И сравнить было с чем – в той же Испании.

    [​IMG]


    Для справки:

    Башни танков на Атлантическом Валу: Сохранились в целости до наших дней. Немцы часть Атлантического Вала «по ошибке» построили на испанской территории. Франко, чтобы не ссориться с соседями, стерпел. Ну а вот союзничков он туда не пустил и все сохранилось в неприкосновенности, включая танковые башни. Испанцы вообще не имеют привычки металл на фортсооружениях курочить, и там масса береговых батарей с сохранившейся матчастью. Нам бы поучиться у них.

    Так почему же немцы пугали «башнями» американо-англичан, а у нас не сподобились, вкапывая только то, что уже заведомо не могла передвигаться самостоятельно?

    Снова цитата из А.Исаева:

    «…В документах возглавлявшегося Жуковым Резервного фронта среди задач танковых войск присутствует: «танки KB — уничтожать ПТО пушки и закопанные танки с дистанции не ближе 1000 метров».

    На 14 августа 1941 г. в составе 100-й стрелковой дивизии был 1 KB и 6 Т-34, в составе 107-й стрелковой дивизии — 4 KB, 2 Т-34 и 15 Т-26. Соответственно, танк KB может при некоторой сноровке расстрелять вкопанный немецкий танк с километровой дистанции.

    Само по себе закапывание танка в землю — это распространенный, но не самый лучший способ его использования. Фактически обреченный на ожидание в позе каменного изваяния, танк лишается одного из своих главных средств борьбы — двигателя. Превращение танков в плохие ДОТы также приводит к распылению сил на широком фронте. Намного целесообразнее держать танки в резерве в готовности выдвинуться на участок атаки противника и поддержать контратаку своей пехоты. Именно так, кстати говоря, немцы чаще всего и поступали. В этом случае успех зависел от умения наступающего закреплять захваченные рубежи, организовывать отражение контратак с помощью штатных противотанковых орудий.»

    Практика вкапывания в качестве ТДОТов вышедшей из строя бронетехники имела место и в РККА, и тоже – не от хорошей жизни. Вкапывали то, что лишено хода, топлива или еще по каким-либо причинам было обездвижено. Вот типичный пример:

    [​IMG]
    «Это серийный танк Т-46-1, его уже лет пять назад в Москву отвезли, одно время он стоял на Поклонной горе, потом его отдали на Кубинку - красить. Ходовой у танка нет, возможно, на Кубинке и смастерят муляж.» (от автора снимка).

    А теперь я хочу снова вернуться к началу статьи, к сообщению и снова проанализировать сообщение болгарского информ.агенства. Опыт немецких инженеров-фортификаторов и армейцев по созданию и боевому использованию УРов на основе ТДОТов, оказавший такое влияние на умы теоретиков военного дела, не пропал даром. Появление в послевоенное время подобных комплексов объясняется не столько их особой стойкостью в обороне по сравнению с обычными фортификационными сооружениями, сколько «эхом войны». Под «эхом войны» я подразумеваю следующее:

    История развивается по спирали. И история техники – не исключение.Коллосальная насыщенность армий мира бронетехникой к концу Второй Мировой войны и начало практически сразу, без перерыва череды войн локальных, совпавшая (да скорее ставшая следствием новой мировой войны «ХОЛОДНОГО» типа) снова дало толчок к почвлению все новых и новых образцов БТТ, что сделало большинство старых машин морально устаревшими. Т.е. история ТДОТов конца тридцатых повторилась снова, но уже на новом, качественно более высоком витке развития. С учетом боевого опыта минувшей Большой войны. С конца 40-х годов начали строиться СПУРы – специальные укреплённые районы с ТДОТами в качестве своего основного вооружения. Это комплексы подземных сооружений с казармами, обеспечивающими структурами, отделениями и оборонительными точками по периметру. Комплексы эти строились во многих местах – от «моря до моря, от края до края».

    Вот, к примеру, что говорится о таких комплексах на Китайской границе:
    «…В 70-годы. уже прошлого века в связи с напряженнейшей военно-политической обстановкой, особенно в отношениях с Китаем, остро встал вопрос об усилении защищенности объектов приграничных ракетных дивизий РВСН, расположенных на востоке СССР от превосходящих сухопутных сил вероятного противника в случае начала и длительного ведения боевых действий. К таким дивизиям в первую очередь была отнесена 47 рд

    Ближайшие БСП (№№ 7, 9 и 10) самого южного 255 рп располагались от стыка китайской и монгольской границы на удалении 70 – 80 км. Это позволяло сухопутным войскам вероятного противника в течение очень короткого времени, несмотря на расположенную вдоль государственной границы сеть укрепрайонов (УРов) и, дислоцирующиеся части прикрытия, выйти к границам позиционного района дивизии. Предполагался захват или уничтожение практически всех пусковых установок стратегических ракет до начала боевых действий с применением ядерного оружия.

    С целью усиления охраны и обороны позиционного района 47 рд были принято решение и практические меры по оборудованию каждой пусковой установки в батальонный опорный пункт с круговой обороной. Это означало, что каждая БСП должна быть способна сама себя защитить от нападения не только диверсионно-разведывательных групп, но и от частей и подразделение сухопутных войск и авиации противника во взаимодействии с войсками ЗабВО.

    [​IMG]


    С 1975 года во всех полках дивизии началась организационная и практическая работа по дооборудованию БСП в инженерном отношении и подготовке их к отражению нападения, боевому противодействию захвату и уничтожения наземными и воздушными силами и средствами вероятного противника.

    В течение трех лет под руководством командира дивизии генерал-майора Козлова Г.В. и начальника оперативного отделения полковника Парфенова В.А. были проведены сотни рекогносцировок местности, десятки встреч с командованием соединений и частей войск 36 А ЗабВО (штаб, Борзя) по организации взаимодействия. В выполнение практических задач по дооборудованию БСП свою душу и знания вложили начальники инженерной службы майоры Бриль П.Я. и Горохов В.И., помощник начальника службы РВО по артвооружению майор Снаговской Н.Т., офицеры штаба и службы РВО дивизии, начальники штабов полков, командование и офицеры отдельного инженерно-саперного батальона. Все инженерные работы по дооборудованию БСП были проведены личным составом ракетных полков, частей спецвойск и тыла дивизии.

    В 47 рд из войск ЗабВО были поставлены дополнительные огневые средства (ДОС) - 36 танков Т-34-85, 90 переносных зенитно-ракетных комплексов ПЗРК «Стрела-2М», 90 зенитных пулеметов «Утес», 3 зенитных установки ЗУ-23, сотни мин направленного действия МОН, а также новейшие средства радиоэлектронной борьбы.

    В результате выполнения задачи, не свойственной стратегическим ракетчикам, к 1980 году практически каждая БСП в южных и западных полках была подготовлена к самостоятельной борьбе с наземным и воздушным противником и имела кроме штатных средств охраны и обороны:
    • неподвижную танковую огневую точку (НТОТ) - вкопанный по вращающуюся башню один танк (на отдельных БСП по два танка) Т-34-85 с двумя боекомплектам выстрелов и отрекогносцированными ориентирами и секторами обстрела на танкоопасных направлениях и НТОТ бункерного типа с установкой башни тяжелого танка.

    Все позиции ДОС и сооружения на БСП соединялись между собой подземными железобетонными потернами, в которых имелись амбразуры для ведения кругового огня из стрелкового оружия. Созданные потерны, налаженная связь с караульными помещениями и между собой, позволяли усиленному гарнизону БСП скрытно маневрировать, сосредотачивая усилия на угрожаемом направлении.»

    [​IMG]

    Подобного же типа укрепрайоны находятся и в районе КаУРа, их в 1940-49 годах строили в бывшем Посьетском и других УРах 1-й ОКА, Эти точки можно найти в зоне пограничных инженерных заграждений, например в районе озера Хасан и во многих других местах. Сооружения находятся на условной консервации (другими словами: в условиях развала Империи и «Смутных Времен» мародёры пограбили и повеселились на славу), однако территория до сих пор считается режимной и проникновение туда считается по меньшей мере административным правонарушением. Именно поэтому я не озвучиваю настоящие имена ребят из «Поиска», ДПО «КаУР – Сестрорецкий Рубеж» и других поисковых отрядов, совершающих свои экспедиции в эти места. Хочу только еще и еще раз выразить им благодарность за то, что они делают и свое восхищение их молодой смелостью.

    Сотни и сотни снимков, сделанных такими ребятами, как «Ох-Макс», «Краеведъ» и другими их товарищами не дают забыть прошлое и по новому кругу переиначивать нашу историю. Ниже я привожу снимки, помогающие получить представление о фортификационных сооружениях с ТДОТ, построенных в СССР в послевоенное время.

    Так выглядит один из входов в галереи СПУРА. Шахта защищена тамбурными бронедверями. Внутри расположены казематы с Б/К, дизельгенераторный отсек, отсеки связи, санблоки, жилые помещения и прочее.

    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]


    Подводя итог, хочу высказать свое личное мнение:

    Вкопанные списанные боевые машины и ДОТы на их основе отнюдь не являются фортификационной оборонительной «панацеей», однако они создавались, создаются и будут создаваться, поскольку позволяют повысить стойкость УРа с гораздо большей экономической эффективностью, чем традиционная фортификация. Боевая эффективность подобных ТДОТов вполне сопоставима с другими средствами ПТО, в чем-то уступая, а в чем-то превосходя их.

    С уважением, Е.Митьков

    http://www.dogswar.ru/armii-mira/vooryjenie/3476-vkopannye-tanki.html
     
    Последние данные обновления репутации:
    -HUNTER-: 1 пункт 31 дек 2016
    voFka: 1 пункт (за инт. тему+++) 20 фев 2017
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Закопанный на границе Т18, захвачен финнами.
    0_107e01_231436b4_XXL.jpg
     
  4. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    1941 г. БТ5 закопанный на подступах к Москве.

    b7ac05b428cf.jpg
     
  5. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    На финской границе.

    0_10812e_c3e63247_XXL.jpg
    0_126cbe_2d74afce_XXL.jpg
    0_11dcea_c2c3f4dd_XXL.jpg
     
  6. Online

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.069
    Спасибо SB:
    39.711
    Отзывы:
    668
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Микола, Ludkin и Дождевой Земляк нравится это.
  7. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Самому интересно, но ответа нет.
    По третьему фото, то там виден открытый люк механика- водителя, поэтому можно предположить, что вход в танк через моторное отделение, но нам он не виден.
    На первых двух снимках судя по ландшафту одна и та же башня, где вход непонятно. Или хорошо замаскирован, или пулеметчик залезал через башенный люк, в боевой обстановке это равносильно самоубийству.
    И ещё один интересный снимок. Закопали танк посреди села.

    0_126cbc_f9e6bf9b_XXL.jpg
     
  8. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Т26 на западных рубежах.
    10173_html_m2aabb408.jpg
     
    Tataren67, -HUNTER-, Кудасов и 6 другим нравится это.
  9. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Не брезговали закапывать танки и в финской армии.
    Разбитый советской артиллерией финский Рено 17 на линии Маннергейма.
    otvaga2004_2_fin_27.jpg

    Война не дошла до линии Салпа, где финны прикопали трофейный БТ5. (снимок из сети)
    0_482bd_14a05d9f_XL.jpg
     
  10. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.286
    Спасибо SB:
    23.370
    Отзывы:
    586
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Кстати о танках.

    Свободная танковая энциклопедия
    http://tankopedia.org
     
    -HUNTER-, Ludkin, Spirit и 2 другим нравится это.
  11. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Недавно в Питере на проспекте Славы открыли памятник, долговременная огневая точка №19 с башней танка КВ 1.

    wreYz7vTA68.jpg
     
    Джексон, indulis, -HUNTER- и 9 другим нравится это.
  12. Offline

    Alligator Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 сен 2014
    Сообщения:
    155
    Спасибо SB:
    1.026
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Dvinsk
    Интересы:
    ретрожелезо
    Красиво.Потомкам в назидание.
     
    -HUNTER-, Ludkin, Spirit и 3 другим нравится это.
  13. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    И ещё под Питером, основание под танковую башню КВ1.

    0_76974_b5657cb4_XL.jpg

    0_76972_a9ad69db_XL.jpg
     
    -HUNTER-, Кудасов, Ludkin и 8 другим нравится это.
  14. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    На оставленных позициях
    0_b2158_bf96759d_XL.jpg
    0_bd986_65948158_XL.jpg

    А этот БТ7 уже прикопали немцы
    post-1216389627.jpg
     
  15. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Закопанные японцами танки Тип 97 "Чи-ха"
    134.jpg

    345.jpg

    А тут уже интересней, японцы прикопали наш Т26. Видимо трофейный с Халхин Гола.
    okopa.jpg
     
  16. Offline

    Димсаныч Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 окт 2013
    Сообщения:
    512
    Спасибо SB:
    1.651
    Отзывы:
    40
    Страна:
    Из:
    Москва
    Интересы:
    XVII-XX вв.
    Бондарь Александр Васильевич. 20 танковая бригада, Калининский фронт. 1942г. http://iremember.ru/memoirs/tankisti/bodnar-aleksandr-vasilevich/
     
  17. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    По мнению специалистов советский танк Т50 был лучшим легким танком второй мировой войны. В красной Армии он должен был заменить танк Т26, но не успели, их выпустили по разным данным не более 65 штук. Можно сказать редкая машина.

    7773.jpg

    а тут удалось найти фото закопанного Т50, ориентировочно Ленинградский фронт.
    11m-170.jpg
     
  18. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Глядя на эти обломки долго не мог понять какой танк прикопали финны, пока не попалось фото со стареньким FT 17.

    0_118289_9fbf2f02_XXL.jpg

    FT 17
    0_115a85_971941dc_XXL.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юниор: 1 пункт (За пополнение темы) 28 ноя 2015
    -HUNTER-: 1 пункт 31 дек 2016
  19. Offline

    Vovan171 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июн 2014
    Сообщения:
    253
    Спасибо SB:
    1.160
    Отзывы:
    59
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Обширные
    Не, это точно не Реношка, у нее такой рамы нет и траки другие. Скорее всего, трактор какой-нибудь. По тракам на наш Коммунар похож -
    00000001.jpg
     
    Юниор, -HUNTER- и vadimir нравится это.
  20. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Vovan171, Давайте подумаем:
    1. Прямо за корпусом лежит подбашенная коробка с круглым вырезом под башню.
    2. За коробкой на бруствере V - образная железяка, похожа на "хвост" для преодоления траншей
    3. Справа на земле купол - разбитая башня?
    4. Да, траки не такие , но ведь танк могли и переобуть, финны постоянно занимались модернизацией своего старья :)
    5. Зачем для трактора рыть капонир? Пока в финском архиве не нашел ни одного снимка с прикопанным трактором.
    Эти пять пунктов и послужили для меня исходной точкой, что на фото разбитый танк.
    А по размерам он больше всего подходит под Рено.
     
    Последние данные обновления репутации:
    вад: 1 пункт (да нееее... ТРАКТОР!) 5 дек 2017
    Последнее редактирование: 5 дек 2015
    -HUNTER-, Ludkin, Vovan171 и ещё 1-му нравится это.
  21. Offline

    Vovan171 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июн 2014
    Сообщения:
    253
    Спасибо SB:
    1.160
    Отзывы:
    59
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Обширные
    Давайте.
    1. Это может быть видна задняя часть радиатора с кожухом под вентилятор. Слева от нее можно увидеть переднюю часть кабины с рамой лобового стекла.
    2. То, что похоже на хвост танка может быть разбитым каркасом крыши, вроде, он соединяется с той самой передней стенкой кабины.
    3. Коробчатую конструкцию справа не могу идентифицировать однозначно...
    4. Переобувка вызовет трудности в плане совпадения шага траков и зубцов на ведущем колесе, как мне кажется.
    5. Зачем рыть трактору капонир? Вопрос сложный, но может быть это тот вариант, когда близость передовой требовала этой меры, чтобы сохранить механизированную тягу для тяжелых орудий.

    Да, размеры. Но понять их по фото без объекта известного размера сложно. FT-17 танк очень не большой, там достаточно тесно. Рычаги управления на фотографии смещены к одному из бортов. На Реношке же разнесены по бортам - водитель сидит между ними. Ходовая тоже не такая как на ft17 - рама, хорошо видимая на фотографии, никогда не стояла на французе. Хотя проще показать мои аргументы за трактор. Здесь я использовал фотографию из сети с трактором, который "сохранился" где-то на севере. Других таких, насколько мне известно, до наших дней не дошло. Так что, возможна разница в деталях -

    Безымянный-1.jpg
     
    Последнее редактирование: 5 дек 2015

Поделиться этой страницей