Детские дома для ленинградских детей

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Курнак, 28 окт 2017.

  1. Offline

    Курнак Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 янв 2017
    Сообщения:
    1.852
    Спасибо SB:
    5.535
    Отзывы:
    397
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Челябинск
    Интересы:
    историческая правда
    img114.jpg
    Посвящаю сотрудникам Детских Домов Ленинградских детей.
    img344.jpg img120.jpg 05.jpg йй.jpg img427.jpg P4120071_exposure.JPG img102.jpg 6еп.jpg img117.jpg img118.jpg img119.jpg img122.jpg img115.jpg img116.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 28 окт 2017
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Курнак Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 янв 2017
    Сообщения:
    1.852
    Спасибо SB:
    5.535
    Отзывы:
    397
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Челябинск
    Интересы:
    историческая правда
    Так уж получилось ,что у меня оказалось три дневника о жизни в Детском доме сирот Ленинградских детей. Документы по расселению эвакуированных из Ленинграда. Это не оборудованное жилье,. Скудное питание , нет одежды, валенок. Председателей колхозов за излишнее рвение арестовывали. Помогали жители чем могли. Нашим повезло с жильем. С школой , учителями, тех персоналом. В 1947 году Мешковская Клеопатра Ивановна решила сама отвезти детей постарше в Ленинград. Деньги собирали всем селом. Когда приехали оказалось, что они никому не нужны. Квартиры- заняты. Прописывать нельзя. Началось мытарство. Кончилось -возвращением. Начали устраивать по ФЗУ, в пед училища. В 9-10 класс надо было платить за учебу, за жилье, так как 9-10 классы были в крупных поселках , маленьких городках. В 1953 году Детдом закрыли.
    IMG_1971.JPG
    detskii dom (4).jpg
    ec945f371047c8d2a8ea09993bdfda36.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 3 ноя 2017
  4. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    А сами дневники не можете выложить?
    Это Варламовский детский дом?
     
  5. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Информация со школьного сайта http://zvyagino-sch.edusite.ru/

    Школьный конкурс «Человек в истории. Россия - XX век» и
    В рамках темы: Цена Победы.
    Тема: Когда закончилась война


    Дети блокадного Ленинграда на Чебаркульской земле.
    (к 70 – летию снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне)
    Автор работы: Керзин Василий Павлович
    11 класс МОУ «СОШ д. Звягино»
    Руководитель работы: Волгина Ирина Петровна
    учитель высшей категории МОУ «СОШ д. Звягино»
    Чебаркульский муниципальный район, д. Звягино.
    2014 год
    Оглавление:
    Часть I. Введение _______________________________________3-5
    Часть II. Глава 1. Мы дали кров ребятам Ленинграда __________6-10
    Глава 2. «А сейчас рассказ о тебе пойдёт – добрый и мудрый
    прекрасный учитель, слава тебе и почёт!» _____________10-18
    Глава 3. Детский дом для ленинградских сирот на
    Чебаркульской земле _______________________________19-25
    Часть III. Заключение ______________________________________26-28
    Краткая история написания работы__________________________29-30
    Библиографический список _________________________________30-31
    Приложения_______________________________________________32
    Введение.
    Работа представляет собой исследование материалов и свидетельств о пребывании детского дома-интерната из блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в Чебаркульском районе Челябинской области, в деревне Звягино.

    Глава 1. Мы дали кров ребятам Ленинграда.
    Перед нами фотография из семейного архива Паньковой Марии Ивановны на ней в 1951 году сфотографированы сотрудники детского дома, находившегося в годы Великой Отечественной войны в деревне Звягино, Чебаркульского района, Челябинской области. (приложение №1) Воспитанницей этого детдома была и Мария Ивановна. На снимке пронзительная правда времени. Жизнь страны в условиях послевоенного времени. Снимок - фотографа любителя. К сожалению, автора фотографии не помнит никто.
    С трудом жители села узнают людей на фотографии. Мы обратились за помощью к библиотекарю, краеведу - Паньковой Любовь Михайловне и бывшей учительнице Ольшанской Клавдии Васильевне , и к жителю нашего села Гневашеву Вячеславу Алексеевичу ( его мама – Гневашева (Гончарова) Екатерина Петровна, на этой фотографии стоит в верхнем ряду, вторая справа). Опросили ветеранов села и вот, что нам удалось установить об интернате, а затем детском доме в нашей деревне во время войны и после её окончания.
    Южный Урал к 1941 году был крупным советским индустриальным центром. По этой причине ему суждено было стать одним из центров эвакуации во время Отечественной войны.
    А теперь перенесемся в Ленинград. В воспоминаниях блокадников, собранных Д.Граниным и А. Адамовичем в «Блокадной книге», читаем: «У всех мечта: эвакуироваться. Уехать из Ленинграда. Куда угодно, только бы получить кусок настоящего хлеба. Эвакуация давно прекращена: нет пути, по которому можно увозить людей, – но люди сладко мечтают об этом, сидя в темноте своих морозных комнат, шагая пошатывающейся походкой по мертвым, заснеженным улицам города, стоя в очереди у пустых полок магазинов, на работе, в столовых» [1]. Особенно тяжело проходила эвакуация детей: как я выяснил в ходе исследования, это были детские дома, интернаты, ремесленные училища, школы и детские сады. Бывали случаи, когда родители утром отводили ребенка в детский сад, а после работы выяснялось, что его эвакуировали. Эвакуации подлежали и детприемники, куда попадали дети, у которых погибли родители. Но многим детям повезло – они приехали на Урал вместе со своими родителями.
    Вспоминает Панькова Мария Ивановна (Маша Бедэч) – уроженка г. Ленинграда, Октябрьского района, 1932 г.р. ( приложение №2) , эвакуированная к нам в 1942 году, теперь – жительница д. Звягино. (на фотографии №1 Маша Панькова - Бедэч, стоит в верхнем ряду, в центре):
    «Проводив всех родных на фронт, остались мы одни с бабушкой. Немцы всё плотнее окружали Ленинград в кольцо…моей бабушке пришла повестка:»…срочно доставить ребёнка в приёмный пункт для эвакуации. При себе иметь документы, ложку, кружку, сменное бельё». В приёмном пункте сказали, что детей увозят ненадолго, поэтому вещей много не нужно. Это, было весной-летом 1942 года. Привезли нас в деревню Шульца Ярославской области, разместили в школе, там мы пробыли до холодов. Немцы уже подходили к селу вплотную. Слышно было, как грохотали орудия, земля гудела от разрывов. Было очень страшно. Однажды среди ночи прозвучала команда: «Подъём! Быстро одеваться. Едим на станцию. А что надевать? Тёплой одежды не было. Выбежали, а нас уже ждали подводы, запряжённые быками. Тревожная весть о том, что детей увозят, разнеслась по селу. Жители сбежались нас провожать, несли тёплые вещи. Прибежала, плача и тётя Валя, местная жительница, которой видно я приглянулась. Она даже к директору ходила с просьбой меня удочерить, но ей отказали, потому, что мы были не сироты, а эвакуированные. Увидев, что я легко одета, тётя Валя сняла с себя варежки, гамаши, кофточку. Натянув всё это на меня, сверху ещё повязала крест накрест толстой пуховой шалью. Этим и спасла мне жизнь.
    По дороге на станцию многие дети обморозили руки, ноги, лица. На станции нас погрузили в холодные товарные вагоны без окон, где были сделаны нары, и, посредине, стояла печка-буржуйка. В каждом вагоне с нами находился сопровождающий воспитатель. В пути нам выдавали хлеб, воду. Нам говорили: «Потерпите, миленькие, приедем на Урал. Там не стреляют, там вам будет хорошо. И мы с нетерпением ждали спасительный Урал. Но до него нужно было доехать живыми. Наш эшелон беспрерывно бомбили. В один из налётов я потеряла подружку. Ещё в Ленинграде, на эвакопункте, бабушка познакомила меня с девочкой постарше и попросила её приглядеть за мной. В суматохе при погрузке мы попали в разные вагоны. Бомба угодила в последний вагон. Его расщипало в дребезги, раскидав окровавленные тела по округе. Моя подружка Зиночка была в том вагоне. Наш вагон сильно качнуло от удара. Мы попадали с нар. Буржуйка вспыхнула пламенем. Началась паника…». [2] В семейном архиве М.И. Паньковой (Бедэч) сохранилась единственная фотография из довоенного Ленинграда, где она маленькая девочка со своей тётей Лизой.
    (приложение №3) Тётя Лиза сестра мамы Марии Ивановны. Это единственное фото, чудом уцелевшее и связывающее Марию Ивановну с довоенной судьбой её семьи.
    За полгода войны в Челябинскую область прибыло 123 детских дома (14 722 человека), 78 интернатов (5 878 человек), 65 детских садов (6 148 человек), 15 домов ребенка (1 473 человека), 5 детсанаториев (647 человек), а всего с домами собеса – 29 565 человек. [3]
    « Во время ВОВ из Ленинграда прибыл поезд с детьми. Шел он до Урала четыре долгих месяца. Детей приходилось выносить из вагонов во время бомбардировки. Довезли не всех. Одних похоронили, других оставили в госпиталях. А за жизнь тех, кого привезли в Чебаркуль, предстояла борьба. Дети были истощены, измучены и безучастны. Почти все они были без одежды. Закрывая телогрейками люди выносили их в тёплое помещение станции. Дети тут же засыпали и тогда начинались страшные кошмары пережитого. Они вскакивали во сне, бредили войной. Дежурившие женщины плакали.» [4] (приложение № 4)
    Из воспоминаний о ленинградцах жительницы села Галины Астафьевны Лаптевой:
    «-эвакуированным детям отдали лучшие дома, Местные жители, хотя и жили впроголодь, несли ребятишкам последнее – яйца, молоко. Им было жаль измученных и усталых малышей, которых только со станции Чебаркуль везли на открытых машинах 35 км! Топили бани, чтобы отмыть и отогреть ребятишек, старались разговорить, успокоить их, облегчить детские страдания…». [5](приложение №5)
    Из воспоминаний М. А. Горшковой, директора детского дома, а затем директора Звягинской школы в 50-е годы: «… в 1941 году Челябинское ОблОНО направило меня директором Варламовской школы. Село Варламово было тогда небольшое, и школа была семилетняя, тоже небольшая, здание такое красивое, классы большие. Школа вполне удовлетворяла тогда варламовских жителей. Но в начале октября 1941 года в Варламово приехали эвакуированные дети из Ленинграда. Были эвакуированы школьники двух школ: 240 и 233, и дошкольники двух детских садиков Смольнинского района. В общем, детей прибыло 500 человек. И когда в школу влились Ленинградские школьники, то школа начала работать в три смены, и количество учащихся в некоторых классах доходило до 68 человек, сидели за партой по 3-4 ученика. И вот на второй год, чтобы несколько облегчить положение дел в селе Варламово, часть ленинградцев, а именно, детские садики переводят в село Звягино. Таким образом, в Звягино приехали эвакуированные ленинградцы летом 1942 года. Заведующими детских садиков были прекрасные ленинградские педагоги: это Лидия Александрова Беляйкина и Надежда Романовна Синцовская. Кроме них было много сотрудников детских садиков, это воспитатели и весь обслуживающий персонал.» [6]
    Вывод: Маше Бедэч было 7 лет, когда она вместе с другими детьми попала в нашу деревню в интернат для эвакуированных, это мы установили по свидетельству о рождении Бедэч Марии Ивановны.
    (Смотри приложение № 2).
    Глава 2. «А сейчас рассказ о тебе пойдет - добрый и мудрый прекрасный учитель, слава тебе и почет!»
    Из истории Звягинской школы в годы войны и послевоенные годы
    После посещения Ольшанской К.В., бывшего учителя русского языка и литературы, завуча Звягинской школы, мы стали обладателями уникальной тетради. В ее семейном архиве хранилась
    неприметная тетрадь (приложение №6), с оборванными корочками и листочками, с воспоминаниями бывшего директора школы Горшковой М.А. Обычная школьная тетрадь, но когда мы ее прочитали, то поняли, что это не обычная тетрадь. Это история нашей школы, нашего села. Много нового мы узнали. Мы узнали о школьной послевоенной жизни наших дедушек и бабушек, подивились их стойкости, жажде знаний, жажде жизни. Оборванные, голодные, они стремились учиться. Читая эту тетрадь, испытываешь щемящее чувство, что все это было и ушло. Но потом мы поняли, что это ушло не в пустоту, а стало нашим настоящим.
    Из воспоминаний М. А. Горшковой, директора детского дома 1951-1954гг , а затем директора Звягинской школы в 50-е годы. « В Звягино назрела необходимость в семилетней школе. Проблема с учителями для семилетней школы так остро не стояла, так как сотрудники ленинградцы многие были учителями с высшим образованием. Итак, в Звягино с 1942 года была уже школа – семилетка
    В 1945 году после реэвакуации детей - ленинградцев часть остались в Варламово и Звягино, так как не было известий о родителях. Вскоре ОблОНО Челябинска решил в Звягино организовать детский дом ленинградских детей. Я привезла оставшихся ленинградских детей из Варламово, были привезены дети из Коелги и других мест Челябинской области.
    (Приложение №7- фрагмент тетради с воспоминаниями Горшковой Марии Ивановны-директора детского дома 1951-1954гг.)
    Директором детского дома с 1945года назначили Клеопатру Ивановну Мешковскую. (приложение №8 – довоенное фото Клеопатра Ивановна и её брат. Фото подарено ученице Паньковой Марии Ивановне, хранится в семейном архиве Паньковой М. И.)
    Клеопатра Ивановна пережила блокаду в Ленинграде и в состоянии дистрофии приехала в Звягино еще до окончания войны к своей бывшей воспитаннице Лидии Александровне, которая работала воспитателем в детском садике. Немного поправив свое здоровье, Клеопатра Ивановна стала работать учителем в школе, а когда открылся детский дом, я уже писала, ее назначил ОблОНО директором. В детском доме остро стоял вопрос с воспитателями. Клеопатра Ивановна приехала ко мне в Варламово с предложением, чтобы я дала ей согласие работать воспитателем в детском доме. Я жила с дочкой, и она сознавала , что в Звягино мне будет трудно с ней из-за отсутствия детского садика. Она сказала мне: «Дорогая Мария Александровна, ваши воспитанники много говорят о вас, дайте согласие и переезжайте в Звягино». Я подумала и согласилась. Клеопатра Ивановна Мешковская в Чебаркуле в РайОНО договорилась о моем переводе. И с 15 сентября 1945 года я стала работать в Звягино воспитателем детского дома. И одновременно учителем химии, биологии, физики и математики в школе. Не удивляйтесь моей многопредметности. Это тогда не было редкостью. Учителей тогда не хватало. Всего было в семилетней Звягинской школе тогда 7 учителей, из них двое с высшим образованием - это я и Клеопатра Ивановна.
    ( На фотографии №1 – Клеопатра Ивановна Мешковская находится во втором ряду, третья слева) Клеопатра Ивановна была просто кладом для Звягино. Она была культурнейшим, воспитанным, образованным человеком. Она в Ленинграде окончила два института: педагогический - по специальности историк и институт иностранных языков на переводчика. Она владела немецким и французским языками. Кроме того, она была поэтессой, писала стихи.» [7]
    «… Таким чарующим обаянием обладала эта удивительная женщина. Спокойная выдержанная, она и голоса не повышала в разговоре с детьми и с подчинёнными… Всех называла по имени лаково: «Шурочка, Клавочка, Зиночка… Ученики с нетерпением ждали её уроков литературы и истории, на которых, затаив дыхание, слушали её увлекательные рассказы. О таких, как Клеопатра Ивановна, говорят: «Большой души человек». В те времена был расцвет художественной самодеятельности. Клеопатра Ивановна писала сценарии к праздничным концертам. На праздниках дети читали написанные ею стихи, которые вызывали у слушателей восторженные чувства». [8]
    До сих пор Мария Ивановна Панькова (Бедэч Маша) помнит, как она декламировала стихотворение на областном конкурсе художественной самодеятельности. « И мне – исполнителю и Клеопатре Ивановне – автору, были вручены грамоты и призы. И, хотя прошло много лет, Мария Ивановна помнит это стихотворение:
    Нам великим вождём завещано здесь
    Охранять минералы, животных и лес.
    Посети заповедник хоть раз:
    В нём уральские недра раскрыты для глаз.
    Отыщи под ногами руду, самоцвет,
    Посмотри, в сентябре, как нарядно одет
    Спелый лес из листвянки, берёзы, сосны,
    Как потянет тебя в заповедный лес!
    На Урал, на Ильмень, в край богатств и чудес.
    Здесь красавицы-козы с большими глазами,
    Здесь могучие лоси с рогами-ветвями,
    Горностаи, орлы и пятнистый олень,
    Чей наряд - блики солнца в сияющий день.
    На заре птичий хор ты послушать приди,
    На зеркальные воды озёр погляди,
    Посмотри, как сияет бушующий май,
    Как смеётся весной древний сумрачный край.
    Здесь симфонию жизни в суровый свой век
    Диссонанс разрушений не внёс человек.
    Полюби же тот край, ту страну, тот народ,
    Где, как сказочный рай, заповедник цветёт.
    Где науки, пытливый и пристальный взор
    Изучают природу средь гор и озёр.
    Это единственное стихотворение, сохранённое мной (Марией Бедэч), всё, что осталось от Клеопатры Ивановны. Оно посвящено Ильменскому заповеднику (заповедник находится на территории Чебаркульского района, является заповедником федерального значения). Огромная коробка из-под спичек, полная рукописей, пропала после смерти Клеопатры Ивановны, которая умерла в городе Челябинске, работая в институте усовершенствования учителей после расформирования детского дома. Может быть, там были стихи и рассказы о нашем селе Звягино, ведь Мешковская Клеопатра Ивановна обрела здесь вторую малую Родину. Все её родственники погибли в блокадном Ленинграде, а дом был разрушен во время бомбежки». [9]
    Изучая этот материал трудно не отметить, что люди, приехавшие из Ленинграда, своей культурой, эрудицией, образованностью оставили неизгладимый след в сердцах звягинцев.
    Это были тяжелые послевоенные годы. Многие ученики были плохо одеты, недоедали, а учиться старались. Дети колхозников ходили на поля, собирали прозимовавшую картошку и хлебные колоски. Выщелушивали зерна, размалывали их вручную, а затем из этой муки и картофельного крахмала пекли вкусные, по тем временам, оладьи и лепешки. Худенькие, бледные, плохо одетые, дети старательно овладевали знаниями.
    Из воспоминаний Горшковой М.А.:
    « Мне особенно врезался в память первый 7 класс в Звягинской школе. Это был маленький класс, но они все сознательно учились.
    Вот список класса:
    1. Холина Вера
    2. Холина Женя
    3. Бедич Маша ( По документам установлено Бедэч)
    4. Мамонова Клава
    5. Плотникова Женя
    6. Токмакова Лена
    7. Лаптев Гена
    8. Лавыгин Сережа
    9. Соловьев Паша
    10. Кокорюкин Толя
    Ученики любили объемистые домашние задания и старательно их выполняли. Домашние задания я проверяла до урока и ставила обязательно оценку. Часто дети приходили ко мне домой, если у них что-то не получалось, и мы вместе решали задания. А по геометрии ребята учили так, чтобы теоремы укладывались в голове с урока. Они очень любили после моего объяснения выходить к доске и доказывать. А дома каждый, кроме всего прочего, должен был на особом листке начертить «немой» чертеж и по нему доказывать. К концу года таких чертежей накопилось много, что облегчило подготовку к экзаменам. Очень серьезное отношение к учебе было у этих детей, они желали учиться.
    Все те ребята, трудных военных и послевоенных лет, пошли учиться дальше, чтобы обрести профессию…
    Холина Женя и Маша Бедеч пожелали учиться в Мичуринском сельскохозяйственном техникуме. Женя окончила техникум и уехала в Ленинград, там она работает агрономом в пригородном хозяйстве. Маша Бедич не захотела учиться в техникуме и вернулась в детский дом в Звягино». [10]
    « - После окончания войны, - рассказывает Мария Ивановна,- всех ленинградских детей, у кого были родственники, разобрали. За мной приехать было некому. Отец и мама погибли. Бабушка тоже: «предприимчивые» люди выменяли у неё четырёхкомнатную квартиру вместе с мебелью и вещами на три булки хлеба. Бабушка наелась хлеба и умерла… В 1948 году вместе с директором Звягинского детского дома К.И. Мешковская приехала в свой родной город на Неве. Нашла свой дом. Двери открыла пожилая женщина. Маша увидела, как из детской комнаты выбежал ребёнок с её – Машенькиной куклой на руках. Эту большую красивую куклу когда-то до войны подарил ей папа… ( папа привёз её из командировки в Германию, куда ездил вместе с другими инженерами завода им. Егорова)
    Узнав, кто такие приехавшие люди, новая хозяйка дверь с грохотом захлопнула. Горькие слёзы отчаяния текли по детским щекам. Для Маши Бедэч двери в родной дом были закрыты навсегда. Погостив у родственников, девочка вернулась в Звягино». [11] (приложение № 9)
    … Очень не охотно Мария Ивановна долгие годы рассказывала о довоенной судьбе своей семьи и только во время нашей с ней последней встречи в июне 2013 года, она рассказала и показала нам документы семьи. (Приложение № 10, 11)
    « папа Иван Иванович Бедэч 1893 г.р. – сын венгерского революционера-эмигранта. Иван Иванович до 1937 года работал на заводе им. Егорова в г. Ленинграде машинистом парового котла, ездил в командировку в Германию. 17 марта 1938 года репрессирован (со слов Марии Ивановны за участие в покушении на Кирова)
    12 мая 1958 г. Военный трибунал отменил постановление 1938 года и посмертно реабилитировал Бедеч И.И.
    Мама Маргарита Иосифовна Бедеч в 1938 году со старшей дочерью Терезой Ивановной 1929г.р. высланы в город Каргополь Архангельской области. Мария Ивановна не помнит и не знает, почему она осталась с бабушкой в Ленинграде, а не была выслана вместе с мамой. Маргарита Иосифовна умерла во время третьих родов. Младшая сестра Галина (отцом которой был кладовщик) после смерти мамы попала в детский дом, и так как была больна врождённым пороком сердца умерла во время операции. Будучи замужем в 1956 году, Мария Ивановна ездила вместе с мужем в Каргополь, виделась со старшей и младшей сёстрами, хотела забрать младшую сестру, но ей не разрешили, обещая операцию на сердце». [12] Вот так трагически сложилась судьба этой семьи.
    В 1954 году Маша Бедич вышла замуж за местного жителя Панькова Максима Фёдоровича. (приложение № 12) Мария Ивановна после реорганизации детского дома стала работать заведующей почтового отделения в д. Звягино и закончила свою трудовую деятельность в 1989 году. Они вырастили с Максимом Фёдоровичем двоих детей – сына Василия и дочь Татьяну. Панькова Мария Ивановна живет в нашей деревне и сейчас. Так сложилась судьба у ленинградской девочки. У неё растут четверо внуков и есть один правнук, все её родственники, часто навещают свою бабушку.
    Вывод: нам удалось в этой главе рассказать об учителях последних лет войны и послевоенного времени, работавших в Звягинской школе и принявших активное участие в судьбе одной из немногих воспитанниц – Бедэч Марии. Мы проследили и послевоенную судьбу Паньковых. Нам удалось пополнить работу документами из семейного архива.

    Глава 3 Детский дом для Ленинградских сирот на Чебаркульской земле.
    В детском доме Мария Ивановна проработала с 1948 года до реорганизации. Сначала Клеопатра Ивановна Мешковская устроила её работать кухонным работником, а затем поваром.
    «Наш детский дом был небольшой - на 50 человек. У нас было 2 группы: старшие и младшие дети. В младшей группе основным воспитателем была Татьяна Ивановна (фамилию забыла). Она приехала к нам, мобилизовавшись с фронта, была одета в военную форму. Она была энергичным, строгим человеком, любила детей, жила с ними в группе.
    В старшей группе воспитателем была я. Я и жила с ребятами, занимая маленькую комнатушку. Весь наш детский дом занимал 4 здания: 2, расположились группы детей, одно – административно – хозяйственное помещение, в нем была кухня, кладовые. Жила в нем Клеопатра Ивановна, позднее она взяла к себе старших девочек, это Вера Холина, Женя Холина и Маша Бедэч. Четвертое здание было под изолятором, и в нем же размещался наш медпункт, в котором работал фельдшер. (приложение № 13)
    При хозяйственном доме у нас располагался хоздвор, т.к. у нас были домашние животные: рабочие быки, лошади, коровы, и свиньи. Хотя детдом и занимал много зданий, но все они были небольшие и, конечно, без удобств. Но что делать? Приходилось и в них воспитывать, растить человека.
    Я вам опишу, как проходил день для ребят. В 7 часов подъем. Если зимой, то открывали дверь, чтобы помещение проветривалось. Убирали некоторые топчаны в коридор, а если погода позволяла то во двор и проводили физзарядку, после – умывание, заправка постелей наведение личного туалета. Дежурные занимались своими обязанностями: шли за завтраком, а со всеми остальными надо было проводить время так, чтобы дети были заняты. Обычно в этот небольшой промежуток садились за столы, кто-то играл в настольные игры, а чаще вслух читали газеты, Если дело было летом, то зарядка и умывание были на речке, После физзарядки ребята купались. Купались по моей команде. Время выдерживалось строго. После купания -завтрак. После завтрака подготовка уроков. Домашние задания готовили самостоятельно. С кем нужно было заниматься, то за другим столом, кому надо было помочь, кого проконтролировать. В школьный час все должны были заниматься подготовкой уроков. Кто справлялся быстро, то они занимались дополнительно или читали журналы, газеты или др. познавательную литературу.
    В режиме нашего дня были обязательны прогулки, игры на свежем воздухе два раза в день, независимо от времени года. Если зимой, то прогулки в бор на местах, лыжи были у всех, в тои числе у воспитателя. В бору проводили время обычно катаясь с горок. Затем шли домой, обедали и отправлялись в школу, если со второй смены. Питание было в нашем детском доме хорошее, четырехразовое. Ну, об этом я расскажу после. А летом, когда наступали летние каникулы, у нас было правило, как только установится постоянное устойчивое тепло, то дети получают летнюю одежду: трусы, майки, а девочки вместо трусов юбочки и белые панамы. Это вводилось ежегодно для того чтобы организм детей был здоровым, чтобы тело получало больше воздуха и лучей солнца. Летом мы обычно прогулки устраивали на Собольковку, там были хорошие полянки и березняк. Весной на полянах много было щавеля, мы его заготавливали и сдавали на кухню прямо мешками. А затем его превращали в салат или с песком, или со сметаной. Дети охотно поедали.
    Там те дети организованно под моим руководством принимали солнечные, а временами воздушные ванны. Как те, так и другие проводила строго по часам, начиная с 5 минут и кончая 15 минутами. А после мы шли на купание. Купались у моста, выдерживая время. А затем шли домой на обед. После обеда летом проводили сончас, после полдник. Затем занятие полезным делом, мелким трудом, уборка помещения, работа на хозяйственном дворе, работа на своих маленьких участках. После ужина обязательно было пребывание на свежем воздухе. После прогулки подготовка, ко сну: надо внести и заправить топчаны, если не лето, то привести в порядок обувь с тем, чтобы к утру она была чистой и сухой, тоже с носками, чулками и варежками. А перед сном ребята любили слушать чтение художественной литературы. С каким интересом мы читали «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Два капитана» , «Молодая гвардия», «Робинзон Крузо» и многие другие. Кроме всего, кажется обычно, повседневного ребята у нас много работали. Летом работали в огороде: он у нас был большой и находился на конце деревни за Елсуковыми, а затем там построил дом Калинкин. Там мы выращивали овощи: капусту, морковь, горох, редис, бобы, укроп. Выращивали много, ибо, как только вырастал молодой горох, его собирали ежедневно по 4-5 ведер в бобах и давали детям на полдник, также и редис, морковь, капусту. Да все это морковь, свекла, картофель выращивалось для закладки в хранилище на питание на год. А в поле выращивали картофель тоже на целый год. И все это делалось руками детей. Кроме того, дети разделывали дрова, все здания надо было отопить и дрова разделывали на квартирные ребята, они их пилили и кололи. Учтите, пилили пилой, ибо о «Дружбе» тогда и не знали. Пилить дрова и раскалывать их умели все старшие ребята, все умели топить печи. Дети старшие мыли полы в своих помещениях, белили. Это все входило в трудовые обязанности детей. Ребята содержали свои комнаты в полном порядке. Кроме того, дети должны свои личные вещи также держать в порядке, мелкий их ремонт, глажение, чистка. Я уже говорила, что питание у нас в детском доме было хорошее: калорийное, с большим содержанием витаминов, летом это было легко восполнять за счет поедания овощей, а также ягод: клубники, земляники, за которой мы ходили с детьми охотно. А вот зимой дело осложнялось, тогда ведь мы зимой не видели мандаринов и апельсинов, а тем более лимонов. Но тогда обязательно в меню детей был рыбий жир. Известно, что большинство к нему питало отвращение, хотя его еще и не пробовали. Я рыбий жир обычно раздавала ребятам перед завтраком. Каждый должен был выпить его столовую ложку, я перед приемом говорила ценность для детского организма, а чтобы после принятия не было неприятного ощущения, я рекомендовала сразу после принятия жира съедать кусочек хлеба, круто посоленный солью. У меня в группе рыбий жир принимали хорошо, а у некоторых аппетит разыгрался и просили добавку. Ко всем праздникам мы детским домом готовили большую программу художественной самодеятельности. В нее входили хоровые выступления, пьесы, декламация и танцы. Основным художественным руководителем, конечно же, был воспитатель группы. Выступали как в детском доме, так и в сельском клубе. Зрителей в клубе было всегда полно, заняты были не только сидячие места, но и проходы. Наша художественная самодеятельность представлялась на районных смотрах. а один раз нам выпало счастье быть участниками областного смотра детской художественной самодеятельности. Мы в Челябинск поехали хоровыми номерами, художественным чтением и пьесой Гайдара РВС. Смотр художественной самодеятельности был детских коллективов со всей Челябинской области и длился несколько дней. Старшие девочки читали стихи написанные Клеопатрой Ивановной, нашим директором. Читала их Маша Бедич и была они отмечены призом, а также приз получила и их автор, то есть Клеопатра Ивановна Мешковская. Жили мы во время пребывания в Челябинске в гостинице «Южный Урал». Ребята от всего и смотра в театре, и от жизни в «Южном Урале» были в большом восторге. Несколько раз со старшими ребятами летом мы ходили на экскурсию в село Коелгу на мраморные разработки, а также отделочные фабрики по мрамору и известковые печи. Ездили неоднократно в город Челябинск, чтобы познакомить детей с достопримечательностями нашего областного города. Летом дети нашего детского дома помимо всех прочих работ для себя, для своего дома помогали в работе колхозу.
    Колхоз детскому дому также оказывал помощь: выделял транспорт, чтобы вывезти дрова, иногда выделял транспорт, чтобы привезти продукты. Продукты мы получали на районной базе райпотребсоюза, а их было много, в том числе и муку, так как хлеб мы выпекали сами в своей пекарне. Ребята у нас росли в основном здоровые, крепкие и сильные, они любили труд, учебу, отдых. Любили дети природу, летом мы ходили в бор и пололи молодые саженцы сосенок, руководил нашей работой замечательный лесник Филлип Николаевич Калинкин. Ребята одновременно любовались и природой. Как – то раз мы с ним в бору увидели даже соболя. Вы наверное, ребята, сочтете, что я немного привираю. Но соболи действительно в Звягинском бору были. И вот откуда. Из Свердловской области по линии лесхоза привезли на участок бора Калинкина 5 семей соболей в клетках и выпустили их в наш бор. Это было сделано с тем, чтобы они прижились и развелись в нашем лесу. Соболи прижились, но когда их отловили и исследовали, то оказалось, что их шкурка некачественная, волос груб, редок и ломается. А соболи, как вы знаете, ценны именно своим мехом. А в нашем лесу он не получается по причине отсутствия кедровых орешек, которыми соболи питаются…» [13] .
    На этом месте воспоминания Горшковой М.А. прерываются.
    Из воспоминаний Логиновой Зои Гавриловны (1930 года рождения, уроженка и жительница д. Звягино) :
    «Сначала 1-2 классы учились в доме, который находится напротив дома Давыдовых. Два класса занимались в одной комнате. Парты стояли в три ряда. Учебников мало, вместо тетрадей были старые газеты, писали карандашами между строчек. Помню, в отпуск приехал старший брат Василий, он после срочной службы остался в армии учиться на командира, привёз в подарок тетради и карандаши. Так я такая гордая ходила (самая младшая в семье, мама рано умерла, отец на работе постоянно, жили очень бедно). Учительницей у нас была Евдокия Ивановна, фамилию её уже не помню, после она уехала в Варламово.
    Потом в этом доме ремонт делали, и школу перенесли в другой дом (где долгое время Понятовы жили). Там печка круглая была, и я любила греться около неё. Серафим Николаевич всегда жалел меня, подходил, гладил по голове. Хотя учителем он был строгим и требовательным. Особенно попадало мальчишкам. Подходил к провинившемуся и, пальцем тыкая в лоб, говорил: «Дитятко ты несчастное» или «Разбойник ты несчастный». Боялись его, но любили и уважали безмерно.
    Однажды в школе фильм показывали. Все побежали смотреть, меня кто-то толкнул. Я упала и разбила коленку. Ваня меня отвёл домой, и тут же Серафим Николаевич заходит с тряпочкой чистой и какой-то мазью, обработал рану и перевязал.
    В школе я проучилась три класса, а когда эвакуировали сюда ленинградских ребятишек, пошла работать в детский дом ». [14]
    Вывод
    : в этой главе я собрал сведения о детском доме и жизни детей в нём, конечно, помогла тетрадь с воспоминаниями директора школы 50 годов Горшковой М.А.
    Мы внуки детей войны. Заключение.
    В ходе своего исследования я выяснил, что самое большое количество эвакуированного в Челябинскую область населения составляли ленинградцы, по приблизительной оценке – более 20 тысяч человек.
    Постоянно размышляя над вопросом о том, как взаимодействовали и как воспринимали друг друга эвакуированные ленинградцы и местное население, я пришёл к выводу, что это зависело от ряда обстоятельств: от приказов государственной власти, от организации и организаторов эвакуации на местах, от конкретного человека, даже от стечения обстоятельств или случайностей. Но, несомненно, одно подтверждается то, что работники, воспитатели и воспитанники детского дома – интерната из Ленинграда и жители нашей деревни,как личности становились для окружающих опорой в трудных испытаниях страны.
    Я понимаю, что тогда все было подчинено интересам военной целесообразности. Страдания населения в расчет не принимались. О людях никто не думал. «Все для фронта, все для победы», но не меньшей ли ценой досталась бы победа, если бы руководители страны больше заботились о людях?
    На основании собранных и исследованных материалов Чебаркульского краеведческого музея, семейных архивов односельчан, рассказов очевидцев событий, изучения исторических книг были сделаны следующие выводы: тяжелые испытания легли на судьбы родственников, но главные качество старшего поколения: достоинство, честь, трудолюбие, вера - помогли остаться достойными гражданами страны; в основе истинного патриотизма советского человека, участника Великой Отечественной войны в тылу или на передовой, лежит преданность Родине и простые человеческие ценности – сердечность, доброта, любовь к детям, сострадание к чужому горю.
    К сожалению в краеведческой литературе о нашем Чебаркульском районе пока нет опубликованных материалов на эту тему, кроме публикаций в периодической печати - В газете «Южноуралец», нам открылись неизвестные исторические факты не только семьи Паньковых, но и истории страны;
    В нашей работе применялись разнообразные методы научного исследования: картографический, документальный, статистический, визуальный , интервьюирования местных жителей.
    Применяя картографический метод исследования, мне удалось отметить на плане-схеме по свидетельству ветеранов села: Панькова И. Н.; Лаптевой Г.А.; Логиновой З. Г.; Паньковой Л.М., все дома по улице Красной, в которых во время войны и в послевоенное время находились: школа, хозпостройки, дома для проживания детей.
    Применив статистический метод - собрана информация о количественном составе эвакуированных детей, проживающих в детских учреждениях. К сожалению подтверждение этой информации из архива мы не получили и имеем только устные свидетельства современников. Составлена таблица о количественном составе учащихся в школе.
    Применяя документальный метод, мне удалось изучить, проанализировать и сопоставить 5 статей посвященных детям Ленинграда, находящихся в эвакуации в Чебаркульском районе, в д. Звягино; которые были опубликованы в районной газете «Южноуралец с 1986 по 2010 годы, где использованы документы из семейных архивов и фотоальбомов Ольшанской К.В., Логиновой З. Г., Гневашевой В.В., Паньковой М.И. Панькова М.И. в 2013 году передала мне документы своей семьи, и дополнила свои воспоминания о довоенной и послевоенной судьбе своей семьи.
    Применяя метод визуальных исследований, я сфотографировал жилые дома, в которых в разное время размещались классы школы и помещения детского дома, снимались видео- и фото - интервью с участниками нашего проекта.
    Цель, поставленная во время исследования, в целом достигнута, обобщены материалы и свидетельства современников при изучении судеб воспитателей, учителей и воспитанников детского дома (на примере судьбы Паньковой Марии Ивановны) на фоне исторических событий Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

    Мы внуки детей войны. Нас разделяет с этим великим событием и испытанием два поколения, и вопросы изучения страниц истории для нас сегодня актуальны. Самая главная ценность работы состоит в том, что за великими событиями мы стремились разглядеть судьбу простого человека, сделали свои открытия, о которых не прочтёшь ни в одной книге.

    Краткое описание истории создания работы.
    Учащийся Звягинской средней школы Керзин Василий под руководством учителя истории Волгиной Ирины Петровны с 2010 года ведут исследовательскую работу по теме «Дети блокадного Ленинграда на Чебаркульской земле». Работа началась с изучения материалов по истории школы в деревне Звягино. Одна из страниц истории Звягинской школы связана с годами Великой Отечественной войны. В сельской библиотеке хранятся вырезки из районных газет «Южноуралец» разных лет, которые рассказали о судьбах некоторых воспитанников интерната, а затем детского дома, который находился на территории села Звягино. Статьи в газету были написаны по воспоминаниям односельчан в разные годы, эти воспоминания записала и сохранила краевед деревни Панькова Любовь Михайловна, она много лет работает сельским библиотекарем. Материалы, которые попали в руки ученика Керзина Василия, были дополнены документами и фотографиями из семейного архива Паньковой (Бедэч) Марии Ивановны. Мария Ивановна была эвакуирована в годы войны из Ленинграда на Урал. Так как в краеведческой литературе Чебаркульского района нет материалов и публикаций на эту тему, учащийся систематизировал публикации газет, сравнил информацию разных лет, выявил ошибки в именах, доказав их найденными документами. Записал интервью с современниками и работниками школы, односельчанами. Во время одной из встреч со старейшим учителем нашей школы - Ольшанской Клавдией Васильевной (1923 года рождения) были записаны воспоминания о работе её учителем в Звягинской школе в 50-60 годы. Клавдия Васильевна в 2010 году отдала тетрадь с воспоминаниями Горшковой Марии Александровны ( записаны в 50- годы). Горшкова Мария Александровна в годы войны работала воспитателем, учителем в интернате, а затем с 1951- 1954 год стала директором детского дома и директором Звягинской школы. Эти воспоминания, которые носят мемуарный характер, легли в основу данной работы. Материалы носят субъективный, но достоверный характер, являются очень ценными для родственников, современников, так как авторы сопричастны с описываемыми событиями.
    Заметка об исследовательской работе ученика и учителя в газете «Южноурале» от 21.05.2013., помогла найти дочь Марии Александровны – ныне Демидову Елену Ивановну, проживающую в деревне Шахматово, Чебаркульского района. Демидова Елена Ивановна рассказала о судьбе своей мамы и семьи, уточнила некоторые факты изложенные в работе.
    Руководитель работы Волгина И.П. помогала автору систематизировать и правильно оформлять материалы работы, работать с источниками, проводить, записывать и обрабатывать материалы интервью. Связываться с родственниками героев работы, организовывать встречи.
    С материалами этой работы Керзин Василий выступал перед учащимися школы, на районной конференции исследовательских работ, на областном фестивале научно-исследовательских работ старшеклассников. «От старины до современности».
    Библиографический список:
    1. Д. Гранин, А, Адамович «Блокадная книга» М, Советский писатель 1983, с. 166
    2. Из воспоминаний бывшей воспитанницы детдома Паньковой М.И.
    3. Урал в 1941-1945г. Экономика и культура военного времени. (к 60- летию Победы СССР в В.О.в) материалы регионального научного семинара, Челябинск 2005г., с 169-177
    4. А. Мурашова «В те трудные годы», газета «Южноуралец», № 58, 9 апреля 1986г,
    5. С. Архипова «Ванечка, это твоя мама…», газета «Южноуралец» №54, 8 мая 2010 год.
    6. Из воспоминаний бывшего директора детского дома Горшковой М. А.
    7. Из воспоминаний бывшего директора детского дома Горшковой М. А.
    8. Воспоминания, записанные со слов односельчан Л.М. Паньковой, заведующей библиотекой д. Звягино.
    9. Из воспоминаний бывшей воспитанницы детдома Паньковой М.И.
    10. Из воспоминаний бывшего директора детского дома Горшковой М.А
    11.С Архипова при участии Паньковой Л.М. «Из Ленинграда в Звягино», газета «Южноуралец №50-51, май 2010г.
    12. Из воспоминаний бывшей воспитанницы детдома Паньковой М.И.
    13. Из воспоминаний бывшего директора детского дома Горшковой М.А
    14. Из воспоминаний Логиновой Зинаиды Гавриловны, жительницы д. Звягино, 1930 года рождения.

    Приложение
    № 1-2
    . Исследуемое фото. Сотрудники Звягинского детского дома 22.ноября 1951 года.
    № 3. Фотография из семейного архива Паньковой (Бедич) Марии Ивановны. Довоенная фотография Маши Бедич и её тёти Лизы, сделана в городе Ленинграде.
    № 4. Статья «В те трудные годы», А. Богайчук из газеты «Южноуралец», 9 апреля 1986 г., № 58
    № 5. Статья «Ванечка, это твоя мама…», С. Архипова из газеты «Южноуралец», 8 мая 2010 г., №54
    № 6. Справка Варламовского сельского поселения о проживании Паньковой Марии Ивановны в деревне Звягино. 20.02.13. №26
    № 7. Фрагмент интервью Горшковой Марии Александровны, записано Ольшанской К.В. в 1955 году.
    № 8. Фотография автора исследовательской работы Керзина Василия и краеведа Лаптевой Любовь Михайловны. 2013 год
    № 9. Статья «Из Ленинграда в Звягино», записала С.Архипова из газеты «Южноуралец», май 2010 года.
    № 10. План деревни Звягино. 2010 год. Отмечены дома в которых находился детский дом.
    № 11-14 Дома д. Звягино (современный вид) по улице Красной, в которых располагались дети-воспитанники детского дома в годы войны и послевоенные годы
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  6. Offline

    Курнак Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 янв 2017
    Сообщения:
    1.852
    Спасибо SB:
    5.535
    Отзывы:
    397
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Челябинск
    Интересы:
    историческая правда
    Добрый день. Это все Взято у меня. Но я не стал опубликовывать дневники без разрешения родственников. Я дал материал из своего архива.Я имею ввиду SB. Волгина И,П. с Керзиным сделали презентацию для подтверждения категории. Мало того они не вернули фото , которые брали у Марии Ивановны и у других респондентов. Мне пришлось напечатать из маминого архива и отдать им. Горшкова Мария Александровна в войну работала в Варламово . У нее остались старшие ., а маленьких перевели к нам. У нее трое детей . Лена, Люся, Сергей. Сергей Почетный Металлург, Почетный гражданин г. Череповца, он мой одноклассник. Я ему переслал Дневник матери. Клавдия Васильевна жива ( 94 года дай ей бог здоровья) . Но она не работала в Д.Д . Сейчас в живых, кто работал или был детдомовцем нет. После смерти бабы Зины я и решил сказать о них. О скромных и светлых женщинах., отдавших свои сердца детям.
     
  7. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Вот эту презентацию имеете в виду?
    "Дети блокадного Ленинграда на Чебаркульской земле"
    Слайд1.JPG Слайд2.JPG Слайд3.JPG Слайд4.JPG Слайд5.JPG Слайд6.JPG Слайд7.JPG Слайд8.JPG Слайд9.JPG Слайд10.JPG Слайд11.JPG Слайд12.JPG Слайд13.JPG Слайд14.JPG Слайд15.JPG
     
    Панаев и Дождевой Земляк нравится это.
  8. Offline

    Курнак Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 янв 2017
    Сообщения:
    1.852
    Спасибо SB:
    5.535
    Отзывы:
    397
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Челябинск
    Интересы:
    историческая правда
  9. Offline

    Курнак Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 янв 2017
    Сообщения:
    1.852
    Спасибо SB:
    5.535
    Отзывы:
    397
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Челябинск
    Интересы:
    историческая правда
    В 1942 году в Звягино переводят дет- сады вместе с заведующими, которые были учителями с высшим образованием. Это Лидия Александровна Беляйкина, Надежда Романовна Синдовская. Среди сотрудников - воспитателей то же были учителя. Это дало право на открытие школы семилетки.Учителя: Первухина Парасковья Евтеевна- директор и учитель арифметики; Серафим Николаевич Сергиевский- завуч , русский язык и литература;Машковская Клеопатра Ивановна--история, география. немецкий язык;Ершин Алексей Григорьевич- физ-культура; Кораблева Нина Николаевна -начальные классы.Ягупова Евгения Аркадьевна- начальные классы. Мой отец с 1945 года- начальная военная подготовка. После войны поваром работала Мария Александровна Логинова. Даже , когда не стало Д.Д при школе был интернат. У нас 3 деревни плюс вокруг были заимки , где жили казахи, башкиры, татары. Интернат просуществовал до 70 г. img156.jpg img159.jpg img157.jpg img160.jpg
    Сообщения объединены, 3 ноя 2017, время первого редактирования 3 ноя 2017
    Выше у Волгиной список выпускников 7 класса. Из этого списка трое Д.Д.- сестры Холины, Маша Бедич. Остальные местные. Веру определили в Миаский Д.Д. , где она с золотой медалью зкончила 10 классов . Закончила Ленинградский ВУЗ. Сестра Женя -Агроном, то же уехала в Ленинград.На фото ,( где девчата) в левом углу, моя яблоня. Мария Александровна Горшкова за всеми , что то , да закрепила .Каждый день по 40 ведер воды под яблони. Только ананасов не было- остальное чего только она не садила. Каких диковин мы только неростили.
     
  10. Offline

    Курнак Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 янв 2017
    Сообщения:
    1.852
    Спасибо SB:
    5.535
    Отзывы:
    397
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Челябинск
    Интересы:
    историческая правда
    img198.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 24 дек 2017

Поделиться этой страницей