Одну из первых субмарин российского флота нашли у берегов Крыма

Тема в разделе "Россия. Русская Императорская Армия", создана пользователем zunder1, 19 окт 2014.

  1. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    88.001
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    0.jpg

    Заложенную в Санкт-Петербурге в 1911 году подводную лодку «Нарвал» времен Первой мировой войны обнаружили в Черном море у берегов Крыма почти столетие спустя после затопления.

    0.jpg
    Фото: Youtube

    «Нарвал» вышла в море из Николаева в 1915 году. Воевала у берегов Крыма, Турции и Болгарии. На боевом счету несколько османских пароходов и парусно-моторных шхун. После удачных боев в составе морфлота России, перешла под контроль немцев, а затем - войск Антанты. В 1919 затоплена где-то возле Севастополя без экипажа на борту.
    Подводную лодку нашли на внешнем рейде - сразу после выхода из севастопольской бухты. О том, что на этом месте есть рукотворный объект, знали еще в 1975 году. Но выяснить подробности тогда не позволял уровень техники. После распада Союза для исследований дна у Украины не было ни денег, ни желания, а делать это России киевские власти запрещали.

    «Нарвал» сотрудники называют уникальной находкой. В самостоятельный род российских войск субмарины выделили только в 1906. Кораблей из тех времен во всем мире сохранилось не так уж много. Место вечной стоянки «Нарвала» теперь нанесут на карты. Что будет дальше с самой лодкой, будут решать эксперты. Поднять на поверхность ее удастся вряд ли, а вот пополнить музейные стенды экспонтатами почти столетней давности попробуют.
    http://vz.ru/news/2014/10/18/711175.html

     
    Последнее редактирование: 19 окт 2014
    Wolf09, Mithrandir, вова75 и 4 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.397
    Спасибо SB:
    122.079
    Отзывы:
    1.959
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В 1907 г. была утверждена "малая кораблестроительная программа", предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской генеральный штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года г. разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский завод представил проект полковника И.Г. Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для ПЛ водоизмещением 750/950 т при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным в постройке ПЛ, отличных от "русского типа" для выбора "лучшей в дальнейшем строительстве" ПЛ, Морской Технический Комитет (МТК) настоял на передаче заказа на 3 ПЛ Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 г. представило два проекта ПЛ Голланда: типа 10С водоизмещением 455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный по заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А" в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911г. МТК рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении дальности плавания под водой в течение 2 часов при скорости 11 уз. и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз. Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс. руб. Продолжительность постройки - 28 месяца (окончательно - 24 месяца). 9 июля 1911 г. выдан заказ Невскому заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала испытаний - 9 июля 1913 г.

    В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу "Сименс и Гальске", электрооборудование поставляло Русское общество "Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском заводе в С.-Петербурге, а сборка осуществлялась в г. Николаеве отделением Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и "Кашалот".

    Нарвал.jpg
    Подводная лодка Нарвал

    Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 г. ГУКиС заключил контракт с американской фирмой "New-London" на поставку 12 дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по 4 на каждую лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены на пароходе Добровольного флота "Тамбов" во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, т.е. лодки этого типа были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части ПЛ). ПК был разделен 6 прочными водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атм. Все управление ПЛ было сосредоточено в 3 отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть ПК прикрывала проницаемая надстройка. Прочная рубка с ограждением и 2 люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в ПК продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной магистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В ЦП находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 м. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3,2 раза больше чем на ПЛ "Морж". Время заполнения ЦГБ - 1 мин. Время перехода из позиционного в подводное - 40-50 сек., т.е. ПЛ типа "Нарвал" – первые быстропогружающиеся ПЛ русского флота. Лодки типа "Нарвал" хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.

    Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы.

    Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых ТА с запасным комплектом торпед и два спаренных поворотных ТА (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на ПЛ "Нарвал" и "Кит" поставили по 8 ТА системы Джевецкого (но без запасных торпед), а на ПЛ "Кашалот" - 4 ТА системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. Установлено артвооружение.

    Самым ненадежным элементом лодок типа "Нарвал" были нештатные двигатели фирмы "New-London", которые оказались слишком "малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом", что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках "Кит" и "Кашалот" пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подлодке "Нарвал", где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на подлодках "Нарвал" и "Кит" возросла до 3500 миль, а на подводной лодке "Кашалот", где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4800 миль. Время зарядки АБ - 20 часов вместо 12 по проекту.

    В целом постройка подводных лодок типа "Нарвал" стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.

    777.jpg

    "Нарвал"

    Зачислена в состав Черноморского флота 11 октября 1911. Заложена в декабре 1911 на судоверфи Отделения Невского судомеханического завода в Николаеве. Спущена 11 апреля 1915. Вступила в строй 23 августа 1915.

    10 октября 1913 г. на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки ПЛ. 11 апреля 1915 г. спущена на воду. 20 июня 1915 г. - начало сдаточных испытаний в Николаеве. В виду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что "муфты ненадежны и даже опасны". 18-19 июля 1915 г. перешла из Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены. 23 августа 1915 г. вступила в строй.

    В октябре 1915 г. при переходе морем на ПЛ сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодку пришлось отправить в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации комиссии на ПЛ носовые двигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок типа "АГ". После окончания ремонта ПЛ принимала активное участие в боевых действиях Черноморского флота.

    16 октября 1916 г. во время блокадного дозора у Босфора в районе маяка Кефкен встретила турецкий вооруженный транспорт водоизмещением около 4000 т, заставила его выброситься на берег, а затем взорвала его четырьмя торпедами. 17 октября 1916 г. взорвала торпедой турецкий пароход "Ирминград", подорвавшийся 4 октября на русских минах и выбросившийся на берег в районе мыса Кара-Бурна Азиатского. 19 января 1917 г. захватила буксирный пароход водоизмещением 300 т и восемь парусных шхун. Потопив пароход и 7 шхун, лодка пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в свежую погоду буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12 июня 1917 г. захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а шхуну потопила. 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского Флота.

    01 мая 1918 г. захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 г. захвачена англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 г. при уходе англо-французских войск из Крыма была затоплена ими в районе Севастополя.

    Нарвал 2.jpg
    Подводная лодка Нарвал

    Нарвал 3.jpg
    Подводная лодка Нарвал

    http://www.navy.su/navysub1917/narval/index.htm
    http://humus.livejournal.com/4005268.html
     
    Последнее редактирование: 23 окт 2014
    Димсаныч, Юниор, PaulZibert и 3 другим нравится это.

Поделиться этой страницей