Первая Мировая в небе

Тема в разделе "Первая Мировая. Общий раздел", создана пользователем zunder1, 27 май 2014.

  1. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Думаю,что да. Главное начать копать инфу по этой теме.:p0305:
     
  2. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    I-й выпуск школы летчиков - наблюдателей. Киев. Август 1916

    1.jpg

    Вид здания Педагогического музея, где размещалась школа летчиков - наблюдателей.

    2.jpg

    Группа слушателей школы; в центре за столом - великий князь Александр Михайлович.

    3.jpg

    Слушатели школы во время практических занятий - по испытанию зажигательной бомбы.

    4.jpg

    Группа слушателей школы во время практических занятий по сборке мотора.

    5.jpg

    Группа слушателей школы во время занятий на телеграфных аппаратах.

    6.jpg

    Группа слушателей рассматривает фотографии, сделанные во время полётов.

    7.jpg

    Группа слушателей школы во время практических занятий по фотографированию.

    8.jpg
    Группа слушателей школы во время практических занятий радиотелеграфом.

    9.jpg
    Группа слушателей школы во время практических занятий по изучению радиотелеграфных приборов.

    10.jpg
    Группа слушателей школы во время практических занятий по изучению устройства бомб.

    11.jpg
    Группа слушателей школы во время изучения устройства пулемета в классе.

    12.jpg
    Группа слушателей школы во время практических занятий за разборкой пулемета.

    13.jpg
    Группа слушателей школы отправляются на полигон для обучения пулеметной стрельбе.

    14.jpg
    Слушатели школы во время практических занятий по стрельбе из пулемета.

    15.jpg
    Группа слушателей школы во время учебной стрельбы.

    16.jpg
    Группа слушателей школы во время практических занятий по стрельбе из пулеметов.

    17.jpg
    Техники школы за установкой радиотелеграфа на летательный аппарат Вуазен.

    18.jpg
    Группа слушателей школа у летательного аппарата Моран-Парасоль.

    19.jpg
     
    fantom1, В.Л.С., flyagi и 7 другим нравится это.
  3. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    XII корпусной авиационный отряд. 1915

    1.jpg
    Военные за расчисткой и утрамбовкой аэродрома отряда. Польша, близ г.Кросно. 1 января 1915

    2.jpg
    Военные за расчисткой и утрамбовкой аэродрома отряда. Польша, близ г.Кросно. 1 января 1915

    3.jpg
    Военные за выгрузкой из вагонов новых летательных аппаратов, предназначенных для отряда. Польша, станция г.Кросно. 2 февраля 1915

    4.jpg
    Военные за выгрузкой из контейнеров новых летательных аппаратов, предназначенных для отряда. Польша, станция г.Кросно. 2 февраля 1915

    5.jpg
    Военные за выгрузкой из контейнеров новых летательных аппаратов, предназначенных для отряда. Польша, станция г.Кросно. 2 февраля 1915

    6.jpg
    Военные за выгрузкой из контейнеров новых летательных аппаратов, предназначенных для отряда. Польша, станция г.Кросно. 2 февраля 1915

    7.jpg
    Летательный аппарат Фарман 18, разбитый офицером отряда подпоручиком Лаймунтовичем, на летном поле. Польша, д. Поток. 4 февраля 1915

    8.jpg
    Летательный аппарат Фарман 18, разбитый офицером отряда подпоручиком Лаймунтовичем, на летном поле. Польша, д. Поток. 4 февраля 1915

    25.jpg Военные во время строевых занятий. Польша, д. Поток. 13 февраля 1915
    9.jpg
    Военные убирают столбы телефонной линии во время подготовки нового аэродрома отряда к полетам. Польша, д. Поток. 7 февраля 1915

    23.jpg
    Военные за установкой телефонной линии для связи со штабом XII корпусного авиационного отряда. Польша, д. Поток. 15 февраля 1915
    24.jpg
    Военные за установкой телефонной линии для связи со штабом XII корпусного авиационного отряда. Польша, д. Поток. 15 февраля 1915


    10.jpg
    Механики за сборкой нового летательного аппарата для начальника отряда капитана Макарова на летном поле. Польша, д. Поток. 13 февраля 1915

    11.jpg
    Начальник отряда капитан Макаров с наблюдателем старшим унтер-офицером Катеринчуком в кабине самолета перед вылетом в разведку. Польша, д. Поток. 14 февраля 1915

    12.jpg
    Группа военных за наполнением водородом шара-пилота. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    13.jpg
    Группа военных перед запуском шара-пилота, наполненного водородом.1915 Волынская губ., район г. Ровно

    14.jpg
    Солдаты и офицеры за работой в мастерской авиационного отряда.1915 Волынская губ., район г. Ровно

    15.jpg
    Один из членов авиационного отряда за разогреванием масла в земляной печи. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    16.jpg
    Вид (с самолета) на станцию города Ровно в день приезда императора Николая II. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    17.jpg
    Военный летчик-охотник Смирнов у самолета. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    18.jpg
    Наблюдатель авиационного отряда вольноопределяющийся Дзык. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    19.jpg
    Военный летчик-охотник Смирнов (слева в самолете) и наблюдатель авиационного отряда Дзык перед вылетом на разведку. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    20.jpg
    Военный летчик прапорщик Ляхов. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    21.jpg
    Наблюдатель подпоручик Павловский. 1915 Волынская губ., район г. Ровно

    22.jpg
    Вид разбитого самолета, на котором находились военный летчик прапорщик Ляхов и наблюдатель подпоручик Павловский. 1915 Волынская губ., район г. Ровно
     
    Куликов, kaban1941, Bolek и 8 другим нравится это.
  4. Offline

    Жульковъ Слесарь-интеллигент со средним образованием

    Регистрация:
    13 ноя 2012
    Сообщения:
    6.169
    Спасибо SB:
    26.166
    Отзывы:
    774
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Униформа
    Огромное спасибо за фото.Удивило именно ребристые кожухи на Максимах.Почему-то был убежден,что такие появились уже позднее.Значит ошибался.
    С уважением
     
  5. Offline

    Боян Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 июн 2008
    Сообщения:
    2.344
    Спасибо SB:
    3.086
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    .
    Интересы:
    .
    Думаю, это "виккерсы", а не "максимы".
     
    Дождевой Земляк и flyagi нравится это.
  6. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    DhAwSOSPO70.jpg

    В 1916 г. была впервые осуществлена аэрофотосъемка всей оборонительной полосы противника, что позволило увидеть главные элементы позиционной обороны и использовать их при подготовке наступления Юго-Западного фронта. Крупное значение имело применение массированного действия истребителей и тяжелых бомбардировщиков. Впервые были осуществлены действия авиации ночью. Опыт русских был широко использован союзниками.
     
    В.Л.С., Юниор, Mizan и 2 другим нравится это.
  7. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фотоальбом XIII авиационного корпусного отряда

    3.jpg 10.jpg 2.jpg 1.jpg 1.1.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg 14.jpg 15.jpg
     
  8. Offline

    В.Л.С. Фельдфебель

    Регистрация:
    3 июн 2014
    Сообщения:
    39
    Спасибо SB:
    184
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Kiev
    Интересы:
    Фото, открытки Русск.тур. и I Миров
    Открытка издана в 1915 году в г.Тарнов, город был возле линии фронта, взял а потом оборонял его IX армейский корпус, командовал корпусом знаменитый русский полководец Абрам Михайлович Драгомиров. Эта открытка одна из иллюстраций в моём альбоме IX корпуса в Первой Мировой, думаю на ней солдаты этого корпуса. Вообще, альбом содержит 250 фотографий и около 100 открыток (имеющих непосредственное отношение к походу IX корпуса), в том числе переписка с фронта IX корпуса. Архив В.Л.Святенко.

    Тарнов 1914-1915.jpg
     
  9. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    ...буду добавлять фото по мере поступления :

    getImage (29).jpg
    getImage (33).jpg

    Военный лётчик прапорщик Орлов,сбивший 5 неприятельских аппаратов.1916 год
    getImage (34).jpg
     
  10. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    Фарманн
    getImage (81).jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 4 янв 2015
    В.Л.С., PaulZibert, ohranik и ещё 1-му нравится это.
  11. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    "Илья Муромецъ"

    getImage (12).jpg getImage (13).jpg getImage (14).jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 5 янв 2015
  12. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Батареи для стрельбы по воздушному флоту, 1914-1918 гг.

    1.jpg

    Приказ о формировании при Офицерской Артиллерийской школе 1-й отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту был отдан Штабом Верховного Главнокомандующего 5 октября 1914 г.
    Но лишь вначале марта 1915 г. Путиловский завод закончил изготовление первых 76-мм противоаэропланных пушек образца 1914 г. и их установку на автомобили.
    Батарея получила возможность закончить формирование и в том же месяце была отправлена на Северный фронт.
    Довольно долго она оставалась единственной находящейся на фронте специальной зенитной частью, и потому ей приходилось действовать повзводно, а то и отдельными орудиями, прикрывая кроме объектов своего фронта в районе Двинск-Рига и переправы через Вислу у Варшавы.

    2.jpg
    76-мм зенитная пушка образца 1914 г. системы Тарновского-Лендера на грузовике "White" в походном и боевом положении.

    Для своего времени это была весьма хорошо оснащенная в техническом отношении войсковая единица. Кроме четырех грузовиков «White» с пушками, на каждом из которых помещалось также по 64 снаряда и 6 номеров расчета, она имела в своем составе четыре автомобиля – зарядных ящика (по 96 снарядов и по 330 кг бензина и масла, а также по три солдата в каждом), три легковых автомобиля для офицеров и команды связи, четыре мотоцикла для разведчиков и автомобиль – кухню-цейхгауз. На каждый автомобиль полагалось по два водителя: шофер и его помощник. Таким образом эта батарея вероятнее всего была первой полностью моторизованной артиллерийской частью Русской Армии.

    3.jpg
    Автомобиль - зарядный ящик

    Орудийные автомобили и автомобили – зарядные ящики имели бронирование из щитов 3,5 мм толщиной, прикрывавших мотор и кабину водителя от шрапнели и дальнего ружейного огня. В 1916 г., по опыту боевых действий, в штат батарей были включены дополнительно: грузовик для запасных частей, теле озонного имущества и приборов наблюдения, автомобиль-мастерская, трехтонная автоцистерна, прожекторный автомобиль и автомобиль с генераторной установкой; мотоциклов осталось теперь только два, но с колясками, остальные два были заменены на «самокаты» (велосипеды).

    76-мм зенитная пушка образца 1914 г. была спроектирована под тот же снаряд что и 76-мм полевые легкие пушки образцов 1900 и 1902 гг. (т.н. «трехдюймовки»), составлявшие большую часть орудийного парка. Этим достигалось удобство боепитания. Углы возвышения – от -5° до +65°, горизонтальный обстрел 360°. Дальность стрельбы по наземным целям – 9 км, досягаемость по высоте – 5 км. Благодаря тому, что орудие было оснащено полуавтоматическим клиновым затвором системы Лендера, расчетная скорострельность составляла до 30 выстрелов в минуту. Практически при беглом огне без смены прицела и с умелым расчетом можно было делать до 20-25 выстрелов в минуту, при обычной стрельбе – 6-12 выстрелов.

    Перевод пушки из походного положения в боевое занимал 3-5 минут. Для этого надо было опустить закрепленные вертикально сошники – два боковых и один задний – забить их клиньями в землю и откинуть борта для образования орудийной платформы. Иногда такое крепление оказывалось недостаточным, особенно на мягком фунте; раскачивание при стрельбе бывало причиной снижения скорострельности и даже поломок.

    Всего по штату в батарее было пять офицеров, один военный чиновник и 68 нижних чинов (по штату 1916 г. – 118). Никаких отличий в форме одежды по сравнению с другими артиллерийскими частями не предусматривалось, если не считать того, что несущим службу при автомобилях полагалось добавочное обмундирование: кожаные куртки и брюки, особого «шоферского» образца фуражки, перчатки с крагами и бурочные сапоги.

    Возглавил батарею капитан В.В. Тарновский – автор проекта этих пушек, энтузиаст развития зенитной артиллерии. Еще в 1911-12 гг., состоя в прикомандировании к Офицерской Артиллерийской школе, он занялся изучением проблемы стрельбы по летательным аппаратам. Вскоре ему стало ясно, что потребуется орудие специальной конструкции, а поскольку таких орудий нельзя будет иметь много, он считал целесообразным устанавливать их на автомобилях. Однако его идеи не нашли в начале поддержки в Главном Артиллерийском Управлении. Авторитетные военные специалисты считали, что успешно бороться с аэростатами, дирижаблями и аэропланами смогут обычные полевые пушки. Стремительный рост грузоподъемности, скоростей и высот полета нарождающейся боевой авиации оказался для них неожиданностью. Ситуация была аналогичной практически во всех странах, вступивших вскоре в войну, кроме Германии, которая уже имела к началу боевых действий 18 специальных пушек для стрельбы по дирижаблям, установленных на бронеавтомобилях (по другим сведениям – только шесть на автомобилях, а еще 12 – на конной тяге).

    Лишь за несколько недель до начала войны, в июне 1914 г., Тарновский получил возможность приступить к осуществлению своего проекта на Путиловском заводе, в сотрудничестве с инженером артиллерийского отдела Ф.Ф. Лендером.

    Пока шла спешная работа над специальными орудиями, на фронте пришлось использовать в целях «воздухообороны», как тогда говорили, ту материальную часть, которая была налицо. Следуя указаниям «Правил стрельбы» издания 1911 г., наши артиллеристы подкапывали хоботы орудий, либо подкладывали под колеса клинья, увеличивая этим угол возвышения до 25-30°. Таким образом удавалось достигнуть даже отдельных случайных попаданий – но не более того! Все возрастающая угроза с воздуха требовала более радикальных средств борьбы с ней. Вначале, как логическое продолжение подкапывания, появились так называемые ямные установки для стрельбы по воздушным целям, но вскоре выяснились их недолговечность и неудобство для расчета, и от них отказались в пользу тумбовых установок. Этих последних изобретено было множество, разных систем и из различного материала.

    4.jpg
    Ямная установка 76-мм полевой пушки образца 1902 г. для стрельбы по воздушным целям. (Рисунок).

    Так, станок системы Гвоздева (15-я артиллерийская бригада, начало 1915 г. – по-видимому, первый официально утвержденный образец) собирался из железнодорожных шпал, на Кавказском фронте с этой целью использовали детали механических молотилок, и так далее и тому подобное. Во всех случаях цель была одна: после закрепления на таком станке орудие (как правило 76-мм полевая образца 1900 г. или 1902 г., или других образцов легкая полевая пушка) получало угол возвышения до 50-70° (смотря по устройству станка) и возможность кругового горизонтального обстрела. Немаловажной была легкость вращения – в лучших образцах это мог делать один номер расчета. Наиболее удачным считался станок системы Иванова, поскольку он мог перевозиться без разборки, в запряжке, наподобие зарядного ящика; впоследствии он состоял на вооружении в РККА вплоть до начала 30-х годов. Как правило, для стрельбы по аэропланам назначалась одна из батарей бригады или дивизиона, или один из взводов батареи. Разумеется, о выделении их в какой-то особый род оружия речи еще не шло.

    И все же первые специальные зенитные батареи были созданы именно на базе приспособленных, а не специальных орудий. Это 1-я, 2-я и 3-я противосамолетные батареи, сформированные в Кронштадте и включенные третьими батареями в дивизионы формируемого там же тяжелого пушечного полка. Каждая батарея имела четыре морские 75-мм пушки на тумбах, приспособпенные для зенитной стрельбы увеличением угла возвышения до 50°.
    11 ноября 1914 г. эшелон с этими батареями отбыл на фронт. За время войны было сформировано восемь таких батарей.

    Больше в течение 1914 г. официально ни одной зенитной батареи сформировано не было. Между тем становилось ясно, что мощностей Путиловского завода, и без того перегруженного разнообразными военными заказами, явно недостаточно для быстрого производства требуемого количества пушек системы Тарновского-Лендера. Перед лицом постоянно возрастающей угрозы с воздуха высшему командованию пришлось официально утвердить существование зенитных батарей с приспособленными полевыми пушками, созданных распоряжениями местных начальников, и пойти на их дальнейшее формирование. В 1915 г. были сформированы 1-я – 4-я отдельные легкие 4-х орудийные батареи, в 1916 г. – 18 батарей, а в 1917 г. – еще 53. Кроме того, в 1916 г. было начато формирование позиционных легких 4-х орудийных батарей для стрельбы по воздушному флоту, не имевших полного числа конского и подвижного состава, что в условиях неподвижного фронта считалось допустимым. Такого рода батареи с трехдюймовками образца 1900 г. и составили большую часть русской зенитной артиллерии этого периода: в 1916 и 1917 гг. сформировано по 60 батарей. Всего же за время войны было сформировано 215 батарей из трехдюймовых орудий на самодельных станках различного наименования; на фронте из этого числа находилось одновременно к концу войны 130-150 батарей. Многие противоаэропланные батареи формировались распоряжением командующих фронтами и даже армиями по мере необходимости, по самым разным штатам, 2-х, 4-х и 6-ти орудийные. Обычно затем эти сформирования утверждались приказами Ставки, но далеко не всегда. Часто для таких формирований использовались трофейные пушки; многие были переформированы из ополченских батарей. Не все это вошло в официальную статистику. Следует иметь в виду также и противосамолетные подразделения полевых батарей, дивизионов и бригад, о которых сказано выше.

    Несомненно, батареи из приспособленных пушек были во всех отношениях хуже специальных. Громоздкие станки трудно было маскировать и неприятельские летчики, обнаружив их издали, имели полную возможность облетать зону поражения таких батарей. Смена же позиций была нелегким делом, особенно для позиционных батарей. Ненормальное положение для стрельбы отрицательно влияло на боевые качества орудий: снижалась скорострельность (в среднем она была вдвое ниже чем у специальных батарей), повышался износ всех частей и механизмов, особенно накатника и лафета. При стрельбе на малых углах возвышения иногда с некоторых типов станков происходило выпрыгивание орудий на землю. К тому же не существовало еще твердо установленных правил стрельбы по летательным аппаратам, надежных приборов наблюдения и управления огнем, достаточного количества подготовленных к этому роду стрельбы командиров и орудийных номеров. Все это «выковывалось» в ходе боев, методом проб и ошибок. Однако, несмотря на все недостатки, эти батареи выполняли возложенную на них задачу: зачастую сам факт открытия огня по вражескому самолету вынуждал пилота прекратить выполнение своего задания. К чести наших артиллеристов можно сказать, что многие из них этим не довольствовались. Так, например, 7-я отдельная легкая батарея для стрельбы по воздушному флоту капитана Б.Н. Иванова (вышеупомянутого изобретателя станка), имела на своем счету 9 официально зарегистрированных приказами по 6-й армии сбитых неприятельских самолетов. А по 2-3 сбитых имели многие батареи (например, по два сбитых аэроплана было на счету 30-й и 116-й позиционных и 2-й легкой отдельной батарей для стрельбы по воздушному флоту).

    Отдельных автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту всего за время войны сформированио девять: в 1915 г. – 2, в 1916 г. – 5, и в 1917 г. – 2, с 1-й по 9-ю, в порядке номеров. Кроме того, 20 пушек системы Тарновского-Лендера в 1917 г. было назначено на вооружение 2-орудийных железнодорожных, и еще 12 – для 3-х отдельных ездящих (вместо автомобилей пушки ставились на деревянные платформы, перевозимые шестерочной запряжкой) батарей для стрельбы по воздушному флоту.

    В 1916 г. началось формирование 1-й, 2-й и 3-й отдельных бронированных батарей для стрельбы на воздушному флоту. Каждая их них имела на вооружении по четыре автоматические пушки системы «Vickers» калибра 40-мм, установленные на автомобилях «Pierless». Броневые щиты прикрывали не только кабину, но и орудийный расчет, отчего и получили эти батареи свое название. По сравнению с другими артсистемами, применявшимися для стрельбы по воздушным целям, эти пушки-пулеметы (иногда их называли даже просто пулеметами) имели гораздо большую скорострельность – до 300 выстрелов в минуту, трассирующие боеприпасы и, таким образом, были гораздо лучше приспособлены к этому виду стрельбы. Трудности со снабжением боеприпасами, получаемыми морем из Великобритании, мешали эффективному применению бронебатарей. По крайней мере две из них – 1-я и 3-я приняли участие в боевых действиях, из них 3-я прибыла на фронт в конце мая 1917 г., и уже в конце августа отведена в тыл по причине отсутствия снарядов. За это время от ее огня пострадало два вражеских аэроплана.

    Таким образом с некоторой натяжкой (поскольку далеко не все части в 1917 г. смогли закончить формирование и попасть на фронт) от Балтийского до Черного моря Русская Армия имела 75-80 специальных зенитных пушек. В то же время к концу декабря 1916 г. специалисты определяли минимальную потребность в 146 батарей с 584 орудиями (из расчета по одной 4-х орудийной батарее на корпус, по три на каждую армию и по четыре на каждый фронт). Формирование импровизированных батарей продолжалось до конца войны, к сожалению, путем замещения количеством орудий отсутствие должного качества. Уместно заметить, что и Германия, и Франция, и Великобритания, сумевшие быстро создать многочисленную зенитную артиллерию, тем не менее также прибегали к аналогичному приспособлению полевых орудий вплоть до окончания боевых действий.

    5.jpg
    Пулемет "Максим" на самодельном зенитном станке

    В ходе боев с неприятельской авиацией быстро выяснилось, что зенитные батареи сами требуют защиты от воздушного противника. Не простреливаемая «мертвая воронка» над позицией батареи имела довольно значительные размеры (на высоте 1000 м ее диаметр был около 3000 м). Пользуясь этим, вражеские летчики снижались непосредственно над орудиями и безнаказанно бомбили и обстреливали их из пулеметов. Для противодействия этому (хотя бы только морально) командиры батарей требовали от начальства представить в их распоряжение 1-2 пулемета, огонь которых мог бы прикрыть мертвое пространство. Как правило, вопрос решался прикомандированием пулеметных взводов от соседних пехотных частей, но иногда пулеметы выдавались со складов, а расчет подготавливался из состава батареи – то есть батарея получала нештатную пулеметную команду. Пулеметы (чаще всего «Максимы» и «Кольты») приспосабливались к стрельбе под большими углами возвышения тем же порядком, что и орудия – с помощью разного рода станков кустарного изготовления.

    Вначале солдаты и офицеры батарей для стрельбы по воздушному флоту не имели в форме одежды никаких внешних отличий по сравнению с другими артиллеристами. Первой частью зенитной артиллерии, получившей такие отличия, стала сформированная в апреле 1915 г. Отдельная батарея для воздушной охраны Императорской Резиденции. Эта, замечательная в своем роде, часть состояла из трех полубатарей с 12-ю 76-мм полевыми пушками образца 1900 г. на неподвижных установках системы генерала Розенберга, и автомобильной полубатареи с 4 пушками образца 1914 г., а также пулеметной команды (здесь она была включена в штат). Очевидно, что фактически по своему составу это была не батарея, а по меньшей мере дивизион. Огнем этих орудий были прикрыты все важнейшие объекты г. Царское Село: Екатерининский дворец, железнодорожная станция, Царский Павильон, дворцовая электростанция, радиостанция, казармы и другие. С самого начала эта батарея получила характер «придворной»: подчинена она была непосредственно Дворцовому коменданту, форма одежды ей была установлена походная «по образцу гвардейской легкой артиллерии». Отличительные выпушки полагались: по нижнему краю воротника гимнастической и суконной рубахи и офицерского кителя, вокруг воротника шинели – алые, как у всех артиллеристов, а по верхнему краю обшлагов рубах и шинелей, и вокруг клапанов (петлиц) на воротнике шинели – бирюзовые. О цвете самого клапана в приказе ничего не сказано, но, следуя его смыслу, надо полагать что он должен был быть черный, у офицеров – бархатный, у нижних чинов – плисовый. Погоны указано иметь защитные, без шифровки, но с алым подбоем. Так сказать, намек: «Если заслужите, разрешим погон перевернуть!» (то есть зачислим в Гвардию).

    6.jpg
    Офицер позиционной батареи для стрельбы по воздушному флоту с трофеем — пропеллером сбитого германского аэроплана. Западный фронт. 10-я армия, 1917 г.

    На заднем плане — 76-мм полевая пушка образца 1900 г. на станке системы Гвоздева.
    Шпоры и кожаные леи — не дань моде, а необходимость: для прикрытия максимальной площади, позиционные батареи, как правило, размещались повзводно или даже поорудийно на значительных интервалах, поэтому верховые лошади полагались не только всем офицерам, но даже взводным фейерверкерам. На погонах — эмблема, установленная Приказом по военному ведомству от 25.02.1916 №105.
    An officer of positional artillery battery for firing on Air Fleet with a trophy - a downed German airplane propeller. Western Front. The 10th Army, 1917
    In the background - a 76-mm field gun, model 1900 on the device for firing anti-aircraft system Gvozdev.
    Spurs and leather lei - not a fad but a necessity: to cover the maximum area, position the battery is usually located platoons or even a gun at considerable intervals, so saddle horses have relied not only to all officers, but even a platoon bombardier. In shoulder straps - emblems of the Order of the War Department from 25.02.1916 № 105.

    А возможность отличиться не заставила себя долго ждать. По воле Императора Николая II в 1916 г. батарея должна была принять участие в боевых действиях на тех же основаниях, как и сотни Собственного Его Величества Конвоя, то есть полубатареи должны были выезжать на фронт на несколько месяцев по очереди. На деле автомобильная полубатарея вела боевые действия практически все время, пока погода позволяла аэропланам совершать интенсивные полеты – с июля по октябрь. Задачей было прикрытие тылов Гвардии в районе Луцка, особенно железнодорожной станции Рожище, где выгружалось снабжение и прибывающие пополнения. Особенно сильны были налеты противника 25 и 26 августа: группами по 4-6 машин Рожище атаковали свыше 20 самолетов. 21 и 22 сентября полубатарея стреляла по аэропланам неизвестного ранее типа: двух и трехмоторным, по размерам близким к «Илье Муромцу»; всего за день появилось до 14 таких аппаратов. Документально зафиксировано сбитие за указанный период трех неприятельских аэропланов, в том числе одного двухмоторного. В марте 1917 г. взвод автомобильной полубатареи, дежуривший при Екатерининском дворце, вместе с чинами Конвоя составил его гарнизон, до последней возможности сохранявший верность царской семье. При Временном правительстве батарею переименовали в Отдельную батарею воздушной охраны Петроградского района. Автомобильная полубатарея была выделена из ее состава и, будучи переименована в 7-ю отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту, в мае 1917 г. отправилась на Северный фронт, а в октябре 1917 г. вернулась в Петроград. В мае 1918 г., в связи с переездом в Москву Советского правительства, 7-я батарея, развернула свои позиции непосредственно на территории Московского Кремля.

    Что касается подготовки кадров, то вначале значительная часть офицеров и нижних чинов вновь формируемых батарей проходила стажировку при 1-й автомобильной батарее Тарновского. Затем, уже в 1917 г., поскольку такой способ не мог удовлетворить растущих потребностей, на Северном и Юго-Западном фронтах одновременно были открыты Курсы стрельбы по воздушному флоту, а в октябре было принято решение о ликвидации Курсов Юго-Западного фронта. переформировании Курсов Северного фронта в Офицерскую школу стрельбы по воздушному флоту и о переводе ев в Евпаторию. Должность начальника школы с правами командира дивизии должен был занять В.В. Тарновский, к этому времени уже полковник. При школе должна была формироваться батарея из 12 пушек на позиционных установках: 4 – 76-мм полевых образца 1900 г., 4 – 76-мм полевых образца 1902 г. и 4 – 76-мм противоаэропланных образца 1914 г., пулеметная команда (8 пулеметов).

    Согласно Положению о школе, чины постоянного состава получали отличия в обмундировании, аналогичные ранее присвоенным батарее воздушной обороны Императорской Резиденции. Погоны «полевой легкой артиллерии – гладкие».

    Несмотря на название «офицерской», эта школа должна была готовить специалистов и из числа нижних чинов: дальномерщиков, орудийных номеров, пулеметчиков, прожектористов. Точно не известно, сколько времени функционировало это учебное заведение, и сделало ли оно хотя бы один выпуск (курс был рассчитан на 1,5-2 месяца).

    7.jpg

    В 1916 г. были введены специальные знаки на погоны чинов автомобильных и легких батарей для стрельбы по воздушному флоту; подтверждено право на ношение добавочных предметов обмундирования в автомобильных батареях, а также кортиков вместо шашек у офицеров и бебутов вместо шашек у фельдфебелей, при несении службы на автомобилях. Позднее дополнительно введены шифровки и спецзнаки для зенитных батарей 76-мм пушек и отдельных бронированных батарей, а в 1917 г. – для железнодорожных батарей.

    Зародившийся и получивший развитие в ходе Первой Мировой войны новый род войск – зенитная артиллерия – к 1917 г. вполне формировался: была создана специальная боевая техника, шла подготовка кадров для владения ею в особом учебном заведении, имелась организационная обособленность от других частей и соединений и особые отличия в форме одежды.


    Источники и литература:

    1. Приказы по военному ведомству №582 от 29 октября 1915 г., №105 от 25 февраля 1916 г., №336 от 26 июля 1916 г., №629 от 10 ноября 1916 г., №565 от 31 августа 1917 г.
    2. РГВИА: Ф. 4184, 4186, 4187, 4191, 4192, 4196-4199, 4225-4236, 15351, 16105, 16208, 16272, 16274 и др.
    3. Барсуков Е. 3. Артиллерия Русской армии 1900-1917 гг. Тт. 1 и 3. Воениздат. 1946.
    4. Иванов Б. Борьба с воздушный врагом. М-Л. 1930 г.
    5. Wörterbuch zur deutschen Militärgeschichte Militärverlag der DDR, Berlin. 1987
     
    В.Л.С. нравится это.
  13. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    На том фото слева Виккерс,справа Максим обр 1910г.Причём на Виккерсе,скорее всего, установлен "русский" ствол под мосинский патрон - ибо надульник русский. На российских Максимах рифлёные кожуха появились с 1916-го года(по некоторым источникам с конца 1915-го...)

    Воздушный бой
    getImage (19).jpg
     
    В.Л.С. и Wolf09 нравится это.
  14. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    русский аэроплан,сбитый в воздушном бою
    getImage (24).jpg
     
    В.Л.С. и Wolf09 нравится это.
  15. Offline

    Andualex Новобранец

    Регистрация:
    10 янв 2015
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    17
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Луцк
    Интересы:
    Авиация Первой мировой войны
    Господа, помещаю весьма загадочный текст.

    http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/ … poruchika/
    Общее число писем около пятидесяти. Написаны они в 1913-1917 годах вначале поручиком, а затем штабс-капитаном Борисом Адамовичем Жуковским к невесте Елизавете Игнатьевне Поповой, ставшей вскорости его женой.
    И вот, наконец, письмо после объявления войны, 26 июля 1914 г., село Кульчин: «Полк из Луцка ушел и расположился поротно по окрестным селам и деревням. Ждем прихода австрийцев. Войну нам Австрия объявила 24 июля и теперь можно ожидать появления австрийцев около Луцка. Из Луцка всё бежит в глубь России: Окр. Суд, Казначейство, Банки уже уехали. Мосты сожжены, дабы австрийцы не могли переправиться по ним. Моя рота стоит в 10 верстах от Луцка для защиты переправы от австрийской кавалерии. Вчерашний день, когда я узнал от ротного командира Зилитинковича об объявлении войны, я провел в каком-то полусознательном сострадании. Я как автомат ходил, сидел и мало понимал, что вокруг меня делается. А в селе бабы подняли плач, не знают куда бежать. Ужасная картина».
    Первые фронтовые впечатления поручика состояли от зрелища австрийского военного дирижабля 1 августа ( 13 по н.с.), село Рачин: «Моя единственная, полк наш весь перешел вчера из Луцка под город Дубно, и расположился в его окрестностях. Вчера ночью над нашим расположением летал цеппелин. Точно звездочка казался простым и невооруженным глазом. Сначала он низко и плавно пролетел над нашим отрядом, а затем поднялся высоко-высоко над нами и остановился. Только прожектор, установленный в передней его части, то убавлял огонь, то ярче разгорался. В сильный бинокль виден был ряд освещенных окон каюты его и чуть заметные в темноте очертания сигары - его корпуса. Какая смелость - быть над лагерем противника. К утру, конечно, улетел за свою границу.
    Что-то будет дальше? Этот вопрос сверлит мозг целые дни. Вчера я познакомился с нашим полковым врачом. Он сам мог не идти на войну, но пошел потому, что в его семье много пошло родных. У него остались и и мать, и отец, и жена, и двое детей. Доктор охотно присоединился к моим проклятиям по адресу Вильгельма, из-за которого весь мир, быть может, обольется кровью.
    Пиши мне теперь по адресу: «В действующую армию, Юго-Западный фронт, 44 Камчатский пехотный полк, поручику Жуковскому Б.А. Город на конверте упоминать нельзя, ибо такое письмо уничтожат на почте».

    Парадокс заключается в том, что в период написания письма (11-12 августа 1914 г.) совершил полет только цеппелин Z-V в районе Вроцлавек-Плоцк(севернее Варшавы)-Лодзь.
    Что же увидел поручик Жуковский?
     
    В.Л.С., Wolf09 и PaulZibert нравится это.
  16. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    офицеры 30-го авиаотряда,приданного 3-му кавалерийскому корпусу (графа Келлера?)
    getImage (50).jpg
     
    В.Л.С. и Wolf09 нравится это.
  17. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Очень занимательная история. Видимо что то впечатляющие и ужасное. А у Вас есть мысли ?
     
    В.Л.С. и Wolf09 нравится это.
  18. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
  19. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    Русские Авиаторы
    getImage (87).jpg
     
    Дождевой Земляк, В.Л.С. и Wolf09 нравится это.
  20. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.384
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    Британский пилот
    getImage (87).jpg

    6-й самолётный отряд Донской авиации 1919 год(ГВ)
    getImage (89).jpg

    копия "фокер-триплан"
    getImage (91).jpg

    Русский истребитель Ольховского "Торпедо"
    getImage (92).jpg
     
    Дождевой Земляк, В.Л.С. и Wolf09 нравится это.

Поделиться этой страницей