Сёла Верхние и Нижние Чебеньки Сакмарского района Оренбургской области

Тема в разделе "Оренбургская область", создана пользователем Владислав, 30 окт 2014.

  1. Offline

    Владислав ФилосоФил

    Регистрация:
    20 дек 2009
    Сообщения:
    6.018
    Спасибо SB:
    8.598
    Отзывы:
    177
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Оренбург
    Имя:
    Владислав
    Интересы:
    ФИЛобутонистика
    Родился я в селе Нижние Чебеньки, где прожил первые восемь лет своей жизни.

    Немного истории.

    Не богатую, но самобытную историю имеют села Нижние и Верхние Чебеньки.

    Первые жители сел Верхние и Нижние Чебеньки приехали на нынешнее место в 1754 г. из Сеитовой слободы (Каргала) и образовали хутора. Это были недавние переселенцы - выходцы из татарских деревень Казанского, Свияжского уездов и Арской дороги Казанской губернии.

    В 1797-1804 гг. проходило межевание земель Оренбургской линии.

    Для практического осуществления Генерального межевания на территории края весной 1798 г. Нижегородская межевая контора переехала в г. Уфу - один из уездных городов Оренбургской губернии.
    Выбор уездного города для местонахождения Конторы объясняется тем, что Уфа являлась географическим центром края, что было весьма удобно для руководства процессом межевания.

    Из послужных списков чиновников за 1798 г. можно узнать, что значительное количество землемеров было из числа отставных военнослужащих.
    В то же время часть землемеров с самого начала своей деятельности работала по линии межевого ведомства, проходя всю чиновничью иерархию от второклассного ученика или копииста до должности землемера. К ним относился и городовой секретарь Ф. С. Громовский.

    Межевавший тогда землемер Громовский доложил в межевую Оренбургскую канцелярию о том, что у жителей хуторов Нижние и Верхние Чебеньки нет права на поселение и пользование землей.
    Тогда Оренбургское губернское управление отношением от 31 мая 1799 г. потребовало от жителей хуторов предоставления уездному суду документов на поселение и высылки казаков нерегулярного войска из Чебеньков на разбор в уездное управление.
    При разрешении спора в суде участвовали есаул Нижних и Верхних Чебеньков Сафаргали Давлетов, указный мулла Айса Абзалилов, сотник Губайдулла Рахманкулов, от Сакмарского городка Данила Чеботарев и купец II-й гильдии Сеитовой слободы Рахимкул Ибраев.
    Последний представил уездному суду привилегию (грамоту) на поселение хуторов, оставленную ему еще основателем Каргалы Сеитом Хаялиным.

    Сеит Хаялин - купец, основатель Каргалинской слободы под Оренбургом.
    В начале 1744 г. он обратился к оренбургскому губернатору И. И. Неплюеву с прошением о разрешении поселиться под Оренбургом двумстам семьям казанских торговых татар, которые, получив освобождение от рекрутской повинности и сохранив право исповедовать свою веру, могли бы взять на себя торговые операции с восточными купцами из приграничных казахских ханств и государств Средней Азии.
    Просьба Сеита Хаялина была поддержана оренбургской администрацией и санкционирована указом Сената от 8 марта 1744 г. Просителям была отведена земля в 18 верстах к востоку от Оренбурга, на правом берегу Сакмары при впадении в нее Средней Каргалки. В том же году казанцы поселились на отведенном им месте, основав слободу, получившую название Каргалинской (иногда ее, по имени основателя, называли Сеитовой).
    Сеит Хаялин, возглавивший управление слободой, в 1745 получил жалованную грамоту от императрицы Елизаветы Петровны. Грамота определяла права татар на землю, перечисляла предоставляемые им льготы и привилегии .
    Указанная личность упоминается Пушкиным в одном из примечаний к пятой главе "Истории Пугачева".

    В грамоте было сказано: "... на данных им землях, где ныне деревни Верхние и Нижние Чебеньки, прежде заведены были как хутора, а потом зачали населяться из тех времен не поселившихся немалое количество душ, в рассуждение чего Рахимкул Ибраев имеет привилегию на поселение данные им еще в 1745 г., а в 1754-ом владеном".

    Распологались хутора Нижние и Верхние Чебеньки в 30 километрах к востоку от Сакмарского казачьего городка, вверх по течению реки Сакмары, на левом ее берегу.
    В пойме реки стеною тянулись широколиственные леса, близко примыкавшие к хуторам, а к югу от них простирались почти нетронутые ковыльные степи до берегов Урала.
    Раньше здесь, как и во всем юго-западном Предуралье, было башкирское кочевье.

    Интересно происхождение и название сёл.
    Сеит Хаялин, основатель Каргалы, приехавший на лошадях в середине лета 1754 г. на место будущих хуторов, облюбовал этот уголок для поселения.
    Распряг лошадей и принялся за богослужение (икенде намаз), но лошади забеспокоились: их сильно одолевали мухи.
    "Чебенле урын", - произнес своим спутникам старый Сеит (чебен - муха, по-татарски "чебенле" - мушиное).
    Отсюда, якобы, пошло название Чебенле, с русским произношением "Чебеньки".
    Это - предание, которое передавалось из поколения в поколение чебеньковских и каргалинских татар.

    Сакмарская линия будущего Оренбургского казачества только устраивалась. К концу 40-х годов XVIII в. на этой линии уже существовали такие крепости, как Сакмарская, Пречистинская и Воздвиженская, а также Никитинский и Желтый редуты.

    Не хватало людей для охраны от неприятеля восточных границ Российской империи по реке Урал. Шло усиленное заселение Сакмарской линии, закладка хуторов и будущих станиц Оренбургского нерегулярного казачьего войска. Одними из таких защитников становились бывшие жители Казанской губернии.

    Сеитова слобода (нынешняя Каргала), куда они прибыли, для них оказалась уже "тесной". Купеческая верхушка, старшины Каргалы расселяли переселенцев по трактам и берегам Урала, Сакмары и других рек.

    Малоземелье, крайняя нужда и боязнь быть обращенными в христианство (а тогда шла насильственная христианизация нерусских народов Среднего Поволжья, центром которой являлся город Свияжск) - вот что заставляло покидать родные места переселенцами. В первые же месяцы пребывания на новом месте будущие жители Чебеньков попали в разряд государственных крестьян-казаков.

    Архивные источники о Чебеньках сообщают: "Деревни Верхния и Нижния Чебеньки владения иррегулярного войска из татар служащих и казаков... Пашут землю, сторожат на линии от набегов казаков (в каждом по мечети). По Сакмаре бывает весною плотами гонка строевого и дровяного лесу из башкирских волостей".

    "... хлеб лучше родится полба, пшеница, овес и просо... Землю обрабатывают предписанные казаки на себя, которые сверх сего откомандировываются по неравному количеству на разные отряды в состоящие по границе реки Урала для сбережения от кочующих киргиз-кайсаков".

    Жизнь на новом месте для приезжих оказалась не из легких. Освоение веками нетронутых земель деревянными сохой и бороной было по плечу не каждому. Важное место в хозяйстве хуторян занимало скотоводство: разведение коров, овец, коз, особенно лошадей. Последние играли решающую роль не только в хозяйстве, но и в военной службе.
    Овощных культур жители Верхних Чебеньков не возделывали. Обходились без них. Редко покупали или выменивали их на другие продукты у переселенцев - малороссиян (украинцев).

    http://kraeved.opck.org/towns/sakmarskii_raion/sela_verh_niz_chebenki.php
    http://www.istmira.com/istnovei/rus-rossiya-srednevekove-i-novoe-vremya/page/162/
    http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/seit_hayalin.html
     
    Последнее редактирование: 30 окт 2014
    PaulZibert нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей