Выкса - город железной розы

Тема в разделе "Поволжье", создана пользователем Wolf09, 5 мар 2014.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    14.jpg
    52viksa.gif

    Выкса - город расположен в Приокской низине и входит в Приокский юго-западный низинный полесский край. Его территория равна 184,3 тыс. га. Район граничит с Рязанской областью на юге и Владимирской областью на западе. На севере и северо-востоке от него располагаются Навашинский и Кулебакский, а на востоке и юго-востоке – Ардатовский и Вознесенский районы Нижегородской области. Всего в Выксунском районе 46 населенных пунктов.Город расположен недалеко от побережья Оки, в 28 км от железнодорожной станции в г. Навашино на магистральной железной дороге Москва — Екатеринбург, в 186 км от Нижнего Новгорода.

    2.jpg

    Центром района является промышленный город Выкса, площадь которого составляет 2124 га. Расстояние от города Выкса до областного центра - г. Нижний Новгород - по автомагистрали составляет 186 км. Доехать до Выксы можно по Оке, но удобнее железной дорогой до станции Навашино, а оттуда до города 28 км на автобусе «Выкса – Навашино».

    В настоящее время Выкса является не только административным центром Выксунского района, но и крупным промышленным городом Нижегородской области. Большинство промышленных предприятий района расположено в Выксе. К 2000 г. в городе кроме улиц и переулков выросли целые микрорайоны: Гоголя, Юбилейный, Жуковского, Центральный, Южный. Особенностью Выксы является и то, что она окружена крупными заводскими селами, сейчас поселками, часть населения которых работали и работают в Выксе.

    Выкса восьмой по численности населения среди районов Нижегородской области. Численность населения 93,8 тыс. человек, что составляет примерно 3% от общего числа жителей области. Плотность населения - 50 человек на квадратный километр Большая часть населения (66,8%) проживает в городе Выкса. По национальному составу - преобладают русские. В настоящее время численность населения города Выкса составляет – 57 тысяч 911 человек.

    Герб города

    Герб был принят 10 июля 1984 года и с тех пор сохраняется в неизменном виде.
    Автор герба — художник А. А. Сеппиус.

    Безымянный.jpg

    Герб Выксунского района представляет из себя геральдический щит размером 30 на 20 мм, разделенный на четыре цветовых поля. В верхнем белом поле - красный олень, символизирующий принадлежность Выксы к Нижегородской области. В правом нижнем углу расположен сложный символический знак, объединяющий шестерню, колос, трубы, сталеразливочный ковш на красном поле. Сталеразливочный ковш и трубы - атрибуты металлургического производства, шестерня - машиностроительного, колос - агропромышленного комплекса. Красный цвет на гербе показывает главенствующую роль металлургии в промышленности.

    Новый герб утвержден решением Совета депутатов городского округа город Выкса от 28.02.2017 № 7

    52viksa.gif

    Герб городского округа отражает местные особенности, связанные с историей развития металлургической промышленности в городском округе.

    Исторически Выксе выпало сыграть видную роль в развитии металлургической промышленности Нижегородской земли. Первые предприятия, где велось кустарное изготовление железа, появились в окрестностях реки Выксы в первых десятилетиях XVIII века. Первый железорудный завод, основанный братьями Баташёвыми в 1765 году, дал толчок к развитию металлургии и металлообработки в Выксунском районе, что в дальнейшем позволило Выксе занять одно из ведущих мест в России по литейному производству. Выкса стала центром железоделательных заводов семейства Баташёвых.

    Вклад братьев Баташёвых в развитие металлургии был оценен столь высоко, что в знак особой милости эти промышленники недворянского звания потомственно получили дворянский титул, а на их дворянском гербе был изображен в голубом поле щита скачущий в левую сторону (геральдически) единорог. Использование мотива герба Баташёвых (единорога), пожалованного братьям Андрею и Ивану и их родственникам императрицей Екатериной II в 1783 году, символически отражает заслуги этого семейства в становлении и развитии металлургического производства и обработке металла в Выксе.

    Единорог символизирует единство, духовную власть и благородство.

    Деление щита на 4 части в целом повторяет деление герба города Выксы, утверждённого решением Исполнительного комитета Выксунского городского Совета народных депутатов от 10 июля 1984 года №341, что подчеркивает преемственность прежней и новой символики.

    Каждая часть четверочастного щита несет определенную символику.

    Червлень (красный цвет) - цвет раскаленного металла, символически отражает роль металлургии в становлении и развитии городского округа, символизирует труд, мужество, жизнеутверждающую силу, красоту, праздник.

    Зелёный цвет - символ природы городского округа, окружающих его лесов и полей, городских парков, символизирует жизнь, процветание, стабильность, надежду.

    Лазурь - цвет, символизирующий водные пространства, аллегорически отражает происхождение наименования городского округа "город Выкса". Является символом истины, чести и добродетели, чистого неба.

    История Выксы

    До Х-XI веков на территории города и округа обитали племена угро-финской группы народов.
    С XII века территория заселяется славянами.
    Вторая волна заселения наших мест начинается в XVI веке, после завоевания Иваном Грозным Казани.

    «Железный век» Выксы начался в первых десятилетиях XVIII века.
    В 1719 году знаменитый указ Петра Великого разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы».

    Именно тогда в окрестностях Выксы появились первые родники-«дудки», где велось кустарное изготовление кричного железа. Но подлинное – промышленное – развитие металлургии в этих краях связано с указом дочери Петра Елизаветы, которая, возможно сама того не подозревая, стала первым русским правителем-экологом. «Для охраны лесов от истребления» императрица распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных «железных заводов промышленников» Андрея и Ивана Баташевых, и братья были вынуждены оправиться на поиски новых мест.

    Окрестности Выксы в то время идеально подходили для создания нового металлургического производства. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали – реке Оке – и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташевых определяющими факторами. Спустя два года после переселения, в 1757 году, начал выпускать чугун первый на новых землях – Унженский – завод Баташевых, расположенный во Владимирской губернии.
    Развитию же производства непосредственно в Выксе препятствовало серьезное обстоятельство: эта территория считалась «землями новокрещенной мордвы», а потому строиться здесь разрешалось только с особого монаршего благоволения. И в августе 1765 года Екатерина II преподнесла братьям царский подарок: спустя несколько дней после дня рождения Ивана Родионовича Баташева и чуть раньше его именин императрица подписала особый указ, разрешающий братьям осваивать берега Выксы и Велетьмы.

    Иван Баташев.jpg Андрей Баташев.jpg
    Братья Андрей и Иван Баташевы

    Интересен механизм приобретения земель, который использовали предприимчивые Баташевы: новые земельные угодья закладывались под внушительный залог, а крепостные крестьяне из купленных деревень переводились на заводы и становились рабочими. Таким образом, Баташевы одновременно увеличивали оборотный капитал своих предприятий и обеспечивали их дополнительной рабочей силой. Результатом этой практики стало троекратное увеличение объемов производства на Унженском и Гусевском заводах Баташевых за три года, с 1762 по 1764 годы.

    Баташевские железоделательные заводы стали промышленным символом своей эпохи, поэтому неудивительно, что и с самими предприятиями, и с их владельцами связано немало любопытных легенд и историй.

    ruda_01.jpg
    Добыча руды

    Одна из них касается эпохи турецких кампаний в конце XVIII века. Тогда Баташевские заводы стали основными поставщиками орудий, ядер и бомб для русской армии. Только в 1770 году в Выксе досрочно изготовили почти полторы сотни пушек разного калибра и «бомб и ядер без счету». Но пушечное производство было новым делом для выксунских предприятий, и на испытаниях часть баташевских пушек разорвало. Для выяснения обстоятельств на заводы отправили нового государственного приемщика из Петербурга, который помог выксунцам наладить производство. По преданию, нового приемщика, капитана 2-го ранга русского флота звали Осип Абрамович Ганнибал, а был он родным дедом А.С. Пушкина.
    Другая легенда рассказывает, что в казне не хватало денег для пушек. И Баташевы направили Екатерине послание, в котором просили из-за этого «матушку не беспокоиться»: «Поставим пушек, - писали они, - сколько России нужно будет».

    777.jpg
    Люди на добыче руды

    88.jpg
    Люди на добыче руды

    Два века назад наша армия дала уверенный отпор захватническим войскам Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Свою лепту в ту нелегкую победу внесли и выксунские железоделательные заводы, основанные братьями Иваном и Андреем Баташевыми. Не жалея печей и угля, металлурги отправляли на фронт все новые и новые партии пушек и снарядов. Выксунцы приняли непосредственное участие в чествовании победителей. Ведь именно местные мастера изготовили сложнейшее художественное чугунное литье для декора знаменитой Триумфальной арки на Кутузовском проспекте в Москве. Архитектурный памятник и по сей день венчает композиция «Колесница славы», отлитая в Выксе. Строительство арки проходило с 1829 по 1834 годы под руководством главного архитектора Москвы Осипа Бове. Для ее украшения скульпторы Витали и Тимофеев создали композицию из чугунного литья: крылатую богиню Победы в колеснице Славы, запряженную шестью конями. Все фигуры были отлиты на Выксунских заводах Баташевых-Шепелевых.

    Триумфальная арка в Москве.jpg

    Кроме Триумфальной арки выксунское литье использовалось для украшения многих известных памятников истории и культуры в Москве. В Выксе отлили винтовые лестницы для арсенала Московского кремля, ворота и решетку Провиантских складов, чугунные напольные плиты для храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке. После смерти Ивана Родионовича Баташева заводы стали собственностью его зятя – героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.Д. Шепелева. Заводы Шепелева были одним из главных промышленных центров России, и не удивительно, что с ними связаны имена многих известных людей. Писатель Сухово-Кобылин, один из близких родственников управляющего заводами, писал в Выксе свою знаменитую «Свадьбу Кречинского». Д.Д. Шепелева некоторые склонны считать прототипом пушкинского князя Верейского – того самого «вкусившего жизни» жениха Маши Троекуровой из повести «Дубровский».

    546.jpg

    В начале XIX века происходит стремительное развитие выксунских заводов, растет объем производства, в том числе и в связи с выполнением военных заказов. Одновременно поистине всероссийскую известность приобретает усадьба выксунских заводчиков, частыми гостями которой становятся не только первые лица губернии, но и вельможи российского императора.

    doc_002.jpg
    Реклама Общества Выксунских горных заводов

    01.jpg

    02.jpg

    После смерти Д.Д.Шепелева в 1841 на фоне общего социально-экономического кризиса в России в связи с использованием крепостного труда усугубляется упадок производства на Выксунских заводах. Да и новый владелец заводов И.Д.Шепелев не проявлял большой энергии в делах, не стремился поддерживать на прежнем уровне, вел расточительную жизнь. Выксунские заводы попадают в зависимость от торгового капитала. По просьбе сестер и младшего брата Николая правительство отстраняет от управления заводами Ивана Шепелева и назначает опекунский совет. С 1846 года полновластным распорядителем дела стал назначенный опекуном находившийся в родственных связях с Шепелевыми артиллерийский полковник В.А.Сухово-Кобылин.
    Состояние дел на заводе становилось все более тяжелым, производство сокращалось. Опекунство переходило из рук в руки.

    12343455667.jpg
    Рабочие доменного цеха

    К 1826 году заводы попали в полную зависимость к купцам Пастухову, Баркову и Рукавишникову.
    В это время появилось правительственное распоряжение об оценке Выксунских заводов и продаже их с публичных торгов. В июле 1865 заводы переходят к английским акционерам.
    В 1881 году заводы правительством были переданы баварскому подданному – Лессингу.
    Было образовано акционерное общество "Выксунских горных заводов".

    4444.jpg
    Работные люди. 1909 г.
    р.п. Виля. Работные люди мелкосортного прокатного цеха. Управляющий — фон Лессинг. Обер мастер — В. И. Шмыров. Выксунский горный округ.


    8790.jpg
    Работники завода

    Начало XX века было в Выксе, как и везде в России, временем неспокойным. С началом Первой мировой войны вынужден был уехать на родину германский подданный, управляющий выксунскими заводами А.И. Лессинг. Именно ему обязано было своим стремительным ростом металлургическое производство Выксы в конце XX века. По инициативе Лессинга были построены новые корпуса, в которых выпускалась только самая ходовая продукция: железо, гвозди, стальные болванки.
    Рельсы, изготовленные на выксунских заводах, использовались при строительстве всех железных дорог империи.

    stend_001.jpg
    Стенд на Международной выставке в Турине (Италия) 1911г.
    ОВГЗ


    Но война диктовала свои условия, и предприятия, приспособив производство к военным заказам, переходили от одного государственного управляющего к другому. Революцию 1917 года выксунские заводы встретили в статусе одного из ведомств управления шоссейных дорог Министерства путей сообщения.

    pis_00.jpg
    У входа в контору общества Выксунских горных заводов.

    Всю Гражданскую войну заводы оставались единственным металлургическим предприятием европейской России, которое стабильно работало и выпускало металлопродукцию.
    В Поволжье в то время бушевал голод.
    В 1918 году в Москву, на имя Ленина, пришла телеграмма из Выксы.
    Ее безвестные отправители сообщали, что «едут на пароходах со своими отрядами и пулеметами добывать хлеб силой». В ответном послании Ильич расценил их действия как «превосходный план массового движения с пулеметами за хлебом», назвав выксунских экспроприаторов «истинными революционерами».

    654321.jpg
    Служащие у проходной завода. 1919 г.

    Присвоение рабочему поселку Выкса статуса города

    Протокол заседания Административной комиссии Горьковского Крайисполкома — 4 марта 1934 г.

    000.jpg

    В годы Великой Отечественной войны завод в рекордные сроки освоил выпуск принципиально новой продукции, необходимой оборонной промышленности. Несмотря на то, что план по выплавке стали был увеличен более чем в семь раз, выксунские металлурги перевыполнили и его.

    Броневая сталь Выксы использовалась не только для создания танков и бронепоездов. В 1942 году из этой брони собирали корпуса уникального выксунского проекта - железнодорожного бронеавтомобиля Б-64В. Буква «В» означала «выксунский». Легкий броневик должен был ездить… по рельсам! Для этого автомобиль поставили на железнодорожные колеса, и он успешно прошел испытания, обнаружив единственный недостаток – малую скорость движения.

    83-154-thickbox.jpg

    Для охраны бронепоездов и разведки на местности с развитой железнодорожной сетью броневик пробовали поставить на рельсы. В декабре 1942 года испытывался БА-64в (разработки Выксинского завода) на металлических колесах с ребордами вместо автомобильных. Недостаток конструкции заключался в длительности и трудоемкости замены обычных колес на железнодорожные.

    Достопримечательности города
      • Выксунский городской парк культуры и отдыха находится в центре города. Он спланирован во французском стиле по образцу известных европейских парков Версаля, Летнего сада в Санкт-Петербурге, парков Петергофа. Главная липовая аллея заканчивается домом-дворцом Баташевых.
      • Памятник Ивану Баташеву и памятник Андрею Баташеву, открытые в 2001 году.
      • Православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы на улице Ленина, 67, построенная в 1797-99 годах.
      • Христо-Рождественская церковь на Советской площади, построенная в 1773 году.
      • Православный крестильный храм Варнавы Гефсиманского на Советской площади, построенный в 1999 году.
      • Памятник Ленину на Советской площади, открытый 7 ноября 1927 года.
      • Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, открытый в 7 ноября 1977 года на площади Октябрьской Революции.
      • Здание Дворца культуры металлургов, построенного в 1927-29 годах.
      • Здание Дворца культуры имени Ленина, построенного по типовому проекту в стиле провинциального "сталинского" ампира в 1952-62 годах.
      • Четырёхэтажный дом 23 на улице Красных Зорь, построенный в 1958 году, - один из первых панельных домов в СССР.
      • Гиперболоидная башня, сооружённая в 1898 году, и цех с парусообразными перекрытиями, построенные по проекту архитектора Владимира Григорьевича Шухова на металлургическом заводе. Башня - одна из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций. Другая - в Дзержинске.
      • Православный Выксунский Иверский женский монастырь на Краснофлотской улице, 58, на территории которого находятся:
      • Собор Троицы Живоначальной, построенный в 1897-1904 годах.
      • Церковь Иверской иконы Божьей Матери, построенная в 1886 году.
      • Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1884-87 годах.
    Церковь Иоанна Богослова

    Богослов.jpg

    fasad.jpg

    Храм Иоанна Богослова является одним из зданий, построенных благодаря активной деятельности братьев Баташевых в Выксе. Возвели его в конце XVIII века, а освятили в 1799 году. Ныне находящаяся на пересечении улиц Ленина и Красных зорь церковь стояла раньше между двумя слободами, на пригорке рядом с кладбищем. Прихода первоначально в нём не было, так как главной в городе считалась Христо-Рождественская церковь, возведённая ещё раньше. В XIX веке храм увеличили в размерах, к нему пристроили трапезную, и в целом обновлённый храм стал напоминать корабль. В 1936 году храм закрыли в связи с тем, что считался он кладбищенским, а через кладбище собирались проводить магистраль. В церкви собирались сделать клуб пионеров, но прихожане собрали подписи и прислали Сталину прошение об отмене переделки храма для целей клуба. Сталин, по словам очевидцев, был неприятно удивлён, что верующих оказалось так много. Тем не менее, церковь была закрыта, и в 1937 году переоборудована под детский сад. В связи с переделками в храме, многие первоначальные росписи внутри него были утрачены. В 1994 году началось восстановление храма, и ему был присвоен статус архитектурного памятника республиканского значения. В 2006 году реставрация завершилась, и храм снова стал принадлежать верующим.


    Христо-Рождественская церковь

    otk_104.jpg
    В последствии Христорождественская церковь.

    9999999.jpg

    24.jpg

    glu_col_70e_02.jpg
    Христорождественская церковь 70-е гг.

    1979.jpg
    Фотография В. М. Скороделова. 1979 г.

    skorodelov_01.jpg
    Христо-Рождественская церковь. 1980-е

    skorodelov_04.jpg
    Христо-Рождественская церковь. 1990-е

    xr_cerk_003.jpg

    3.jpg
    Христо-Рождественская церковь. 1990-е

    800px-Vyksa-tserkov.JPG церковь 2.jpg

    Как и большинство старинных церквей, Христо-Рождественская церковь была сначала деревянной. Каменной она стала в 1773 году, хотя колокольню возвели уже позднее. Церковь строил архитектор, который возвёл и дворец братьев Баташевых — М. П. Кисельников. Состоит здание из двух частей — летней и зимней, зимняя церковь более продолговатая. В целом церковь возведена в стиле классицизм, о чём свидетельствуют её пропорциональность и строгие формы, но имеются элементы стиля барокко, который отразился, например, в разных формах проёмов окон. Колокольня состоит из четырёх ярусов, которые образуют красивый тонкий силуэт на фоне неба.

    Выксунский Иверский монастырь

    verh6.jpg

    Выксунский Иверский женский монастырь основан в 1863 г. прп. Варнавой Гефсиманским.
    Прп. Варнава взялся за устройство женской обители, исполняя завет своего старца Григория.
    Иверская обитель началась в 1864 г. с богадельни, правительницей которой признавалась и в течении десяти лет управляла одна из первых двенадцати насельниц – Неонилла Честнова, старшая по возрасту и несколько знакомая с правилами и уставами монашеской жизни.
    Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи.

    1.jpg
    Главный храм Иверского Выксунского женского монастыря

    4.jpg


    С середины 1874 г. на протяжении семи лет до 1882 г. обителью управляла Мария Пивоварова – дочь усопшего юродивого Димитрия Пивоварова. При ней был построен первый каменный храм, колокольня, а также сложена фасадная стена ограды.

    1-(2).jpg
    Гравюра. Издательством Шерер и Набгольц была выпущена в качестве открытки. 19 век

    С 1882 г. Начальницей общины назначена монахиня Софийского Рыбинского монастыря старица Митрофания (Крюкова). Мудрая и опытная в монашеской жизни, она была с радостью принята сестрами и стала поистине духовной матерью всем подвизающимся в обители.
    Не случайно, именно при Митрофании в 1887 г. Иверская община была возведена в степень третьеклассного монастыря, а настоятельница - в сан игуменьи.

    1111.jpg
    Иконостас Храма Иверского женского монастыря

    Следующей настоятельницей с 1892 г. стала монахиня Павла (при ней 17 августа 1897 г. совершилась закладка величественного собора в честь Живоначальной Троицы). А с 1907 г. и до самого закрытия обителью управляла игуменья Серафима.

    3.jpg
    Выксунский Иверский женский монастырь. Начало XX века.

    monastyr_001.jpg
    Выксунский Иверский женский монастырь. Начало XX века.


    Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси .
    Три монастырские святыни были особо почитаемы:

    - икона Иверской Божией Матери,
    - металлическая художественной работы гробничка с частями мощей св.угодников «числом до 100»,
    - купель и статуя Плачущего Христа (в настоящее время находится в Христорождественской церкви),

    Ансамбль монастыря составляли:

    - Успенская больничная церковь,
    - величественный Иверский храм,
    - Собор Живоначальной Троицы, внешним видом своим напоминавший Храм Христа Спасителя,
    - колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки.

    Окаймленная густым лесом территория монастыря была украшена роскошными цветниками, аллеями и фруктовыми садами. Стены храмов расписывались художниками знаменитой палехской мастерской Сафонова.

    Даже сама система расположения зданий имела символический смысл. Монастырский комплекс вызывал ассоциации с описанным в Апокалипсисе (XXI, 12-16) и изображаемым на иконах небесным градом Иерусалимом.

    Паломники стекались со всех концов Руси, чтобы побывать в этом благодатном месте.

    Разорение.

    После Октябрьской революции Иверский монастырь не избежал участи других российских монастырей.

    В 1919 году обитель закрыли. Церковное имущество, иконы и утварь были национализированы. Монастырские строения и некоторые храмы использовались советскими организациями или были отданы под жильё.

    В 1927 году были взорваны колокольня и разрушен Собор Живоначальной Троицы.

    1.jpg 2.jpg 3.jpg

    5.jpg

    ivmon_39.jpg
    Иверский монастырь. 24 апреля 1939 г.

    4.jpg
    Колокольня Иверского женского монастыря. 1960-е годы

    5.jpg
    Иверский женский монастырь. 1960-е годы

    skorodelov_18.jpg
    Руины монастыря


    image.jpg
    Угловая башня монастырской ограды Иверского женского монастыря. 1990-е

    26 октября 1991 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, зарегистрирована религиозная община. Ее настоятелем назначен священник Александр Куликов, под руководством которого шли работы по воссозданию первого действующего храма. Им стало здание бывшей церковной лавки, соединенной с колокольней. Его переоборудовали под храм и освятили главныйпрестол в честь иконы Иверской Божией Матери.

    25 февраля 1993 г., в день праздника иконе Иверской Божией Матери здесь была отслужена первая Божественная литургия.

    Величественная, пятиярусная колокольня была в плачевном состоянии: три верхних яруса снесены, а на их месте водружен огромный железный бак. При Советской власти колокольню пытались приспособить под водонапорную ю башню для снабжения водой населения "Монастыря".
    Тогда же в начале 90-х начались реставрационные работы и в домике прп. старца Варнавы, а также расчистка от мусора и камня взорванного Троицкого собора.

    Радостным событием в жизни возрождающегося прихода стало возвращение в монастырь уцелевшей святыни - Иверской иконы Божией Матери. Икона находилась в плачевном состоянии, поэтому было принято решение о ее ревставрации. Святыню отправляют в Дивеевский монастырь, где стараниями сестер - реставраторов она получает второе рождение.

    Рассказывают, что когда, иконы Троицкого собора были сброшены в груду недалеко от приготовленного к разрушению храма, собравшиеся верующие слышали раздававшийся оттуда плач. Он прекратился только после того, как жители ближайшего дома тайно извлекли изображение Иверской Божией Матери. Недавно с этой иконой вновь случилось чудесное событие – при реставрации ее произошло самообновление.

    При расчистке завалов в Троицком соборе из под обломков кирпича была извлечена Тихвинская икона Божией Матери, что еще больше укрепило веру в Небесную покровительницу.
    В 1997 г. община была переименована в монастырь, первой настоятельницей которого становится монахиня Феофилакта (Левинкова). С малым количеством сестер она возобновила монашескую жизнь старинной обители. А 24 октября, накануне празднования престольного праздника Иверской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Николая (Кутепова), были одеты в подрясники первые 14 сестер.

    В монастыре началась совершаться Неусыпаемая Псалтирь.
    Постепенно обители передаются бывшие монастырские здания, в частности - бывшей Купеческой гостиницы, в одной из половин которого размещается епархиальное Духовное училище.
    С ноября 1999 года действует Попечительский совет по восстановлению притвора Троицкого собора монастыря во главе с благочинным Выксунского округа прот. Геннадием Колоколовым.
    11 февраля 2002 года старшей сестрой монастыря назначается инокиня Вера (Миронова) (в монашестве – Антония)

    Совместными усилиями благотворителей и сестер монастыря притвор Троицкого собора был отремонтирован. Чин освящения притвора в честь прп. Варнавы Гефсиманского совершен 27 ноября 2003 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. С этого времени здесь проходят ежедневные утренние и вечерни богослужения. Сюда перенесены и главные святыни монастыря - чудотворная икона Иверской Божией Матери и ковчежец с частицей мощей прп. Варнавы.
    17 августа 2004 года монахиня Антония (Миронова) назначается настоятельницей Иверского женского монастыря с возложением наперсного креста. Чин утверждения в настоятельницы состоялся в Кафедральном Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода. Сегодня в монастыре подвязаются 14 сестер. Они трудятся на различных послушаниях. В обители имеется большое подсобное хозяйство, скотный двор, на котором разводят коров, коз, птичник. Во дворе келейного корпуса (бывший домик прп. Варнавы) разведен цветник, а на окнах келий растут экзотические растения.

    В апреле 2005 года одна из комнат первого этажа домика Варнавы была переоборудована под "детскую". Сегодня в Иверской обители под опекой матушки-настоятельницы живут и воспитываются пять девочек-сирот.

    колокольня.jpg собор.jpg 777.jpg
    Варнава.jpg

    Городской парк культуры и отдыха

    4444.jpg
    Открытка № 13. Липовая аллея

    Выксунский городской парк культуры и отдыха — ценный памятник русского садово-паркового искусства второй половины XVIII века. Созданный трудом крепостных крестьян заводчиков Баташевых, он и сегодня является самой примечательной особенностью города и вместе с голубым ожерельем Выксунских прудов делает Выксу неповторимо оригинальной, непохожей на другие города. Парк создавался в 70-е годы XVIII века, когда в садово-парковом искусстве всецело господствовал английский (пейзажный) стиль. Этот стиль своей простотой и безыскусственностью не импонировал великосветским вельможам и богатым помещикам, но в то же время создать роскошный, помпезный французский (регулярный) парк было для большинства не по карману.
    Заводчики Баташевы нашли компромиссное решение. Часть будущей территории парка площадью около 8 гектаров, непосредственно примыкающего к господскому дому, распланировали в чисто французском стиле. Для этого вырубили лес, выкорчевали пни, насыпали плодородную землю. Основной породой высаживаемых деревьев была липа, которую подстригали. Не забыта была и центральная, на полверсты пересекающая весь парк широкая аллея. Вся остальная территория не подверглась строгой планировке. Росший здесь естественный лес проредили, очистили, окультурили, и он стал английской частью парка.

    park_02.jpg
    Акционерное общество Гранберг в Стокгольм.
    Изд. фот. М. Дмитриева, Н. Новгород. Право худож. собственности заявлено Импер. Акад. Худож.


    Как типичный памятник русского провинциального садово-паркового искусства, парк вместе с барским домом составлял единый ансамбль, так как был скомпонован по широко распространенной тогда схеме, называемой курдонером. Открытая часть парка, примыкавшая к главному зданию, обычно была самой нарядной. Она называлась партером и украшалась своеобразными цветниками со сложным геометрическим узором, фонтанами, вазами, мраморными статуями. Четыре статуи, изображавшие времена года, стояли в партере Выксунского парка. Центральная аллея, уходящая от партера в северном направлении, заканчивалась зданием театра и идущими в ряд с театром четырьмя оранжереями — ананасовой, виноградной, вишневой и с южноамериканскими растениями. За театром лежала дикая, нетронутая лесная территория — зверинец, огороженный забором. Здесь жили олени, дикие козы, серны. На двух небольших выкопанных водоемах плавали лебеди, дикие утки. Для редкостных павлинов был построен специальный павильон. В XIX веке новый владелец Выксы генерал-лейтенант Д. Д. Шепелев предпринял попытку украсить парк обширными водоемами. Они были вырыты, но заполнить их водой оказалось невозможно. Глубокие выемки неудавшихся каналов быстро заросли деревьями и несколько оживили равнинный характер парка. До революции парк был закрыт для мастеровых и их семей. По аллеям чинно гуляла только «чистая» публика — служащие, гости. После Великой Октябрьской революции широко распахнулись ворота парка перед выксунскими рабочими. Он становится любимым местом отдыха горожан. В 1936 году в парке началась реконструкция, завершению которой помешала Великая Отечественная война. В настоящее время разработан проект реконструкции Выксунского парка.

    01.jpg
    Памятник Баташеву в парке.

    pamyat_01.jpg
    Памятник Баташеву в парке.

    0896432.jpg
    Люди с коляской отдыхают в Выксунском парке около памятника.

    0000000.jpg
    Парк зимой

    gonch_001.jpg
    В парке. 1956 г. (фотография из альбомов Марины Гончаровой).

    image9.jpg
    Мама с детьми на лавочке в городском парке. Весна 1948 год.

    291.jpg
    Главный вход в парк культуры и отдыха. 1960-е

    dunai_001.jpg
    Ресторан Голубой Дунай в ПКиО.

    image11.jpg
    Ресторан «Голубой Дунай» в городском парке. Сгорел в 70-х.

    293.jpg
    Сгоревший летний кинотеатр в городском парке.
    Памятник Сталину, со временем замененный памятником Горькому.


    парк 2.jpg park8.jpg

    Музей Выксунского металлургического завода

    Сейчас Музей Выксунского металлургического завода располагается во дворце братьев Баташевых, архитектурном памятнике XVIII века. Андрей и Иван Баташевы являлись основателями города и завода, так что неудивительно, что часть экспозиции музея посвящена им. Музей появился в этом доме в 1992 году, и сейчас его экспозиция поделена на три части: литературную, историческую и художественную. В исторической части посетитель может увидеть образцы художественного литья Выксунского завода — от XVIII века до наших дней. Имеются в экспозиции и чугунные бюсты Ивана Баташева, его внучки Дарьи, предметы, которые отливал завод по заказу — якоря, пушки, плиты для пола и предметы быта. Гости могут увидеть и старинные заводские документы, личные подписи братьев Баташевых. Литературная часть экспозиции — это рассказ о писателе А. Б. Сухово-Кобылине, проживавшем в этом доме в XIX веке. Здесь он написал свою пьесу «Свадьба Кречинского», и в доме сохранились его личные вещи. Представлены картины, имевшиеся в коллекции братьев Баташевых, есть предметы их личного быта, остатки старых интерьеров дома.

    Дом_Баташовых_стм.JPG 153.jpg

    Уважаемые друзья,приглашаю Вас в краткую прогулку по музею.
    В вестибюле музея нас встречает витрина с кладом найденным при производстве реставрационных работ,в доме Баташевых.

    клад пятаков Е II.JPG

    Немного об истории находки клада.
    12 октября 2007 г. при прокладке водопровода в доме Баташевых рабочие Антон Воронов и Андрей Солоницын нашли глиняный кувшин, наполненный медными монетами.

    8.jpg

    Кувшин с монетами достоинством 5 копеек пролежал под чугунной лестницей бывшей прокуратуры более двух веков, со времен правления Екатерины Второй. Монеты 1779 года выпуска прекрасно сохранились.

    1.jpg
    2.jpg

    Проходим в первый зал музея,где в стеклянных витринах хранятся предметы эпохи неолита и украшения племени Мурома.

    1 (1).JPG 2 (1).JPG

    Поразило тонкое искусство современных кузнецов завода.Откованная железная роза поражает тонкостью работы.
    Кузнец на Руси всегда считался сильным и мудрым человеком. К нему обращались при разрешении споров, на него положились при защите поселения от врагов. Сначала значение кузнеца было очень велико, поскольку он ковал жизненно необходимые человеку изделия: орудия труда, холодное оружие, бытовые предметы. С появлением мануфактур, фабрик и заводов необходимость в таких людях отпала, и, следовательно, кузнецов почти не осталось. Пожалуй, единственное, что оставалось востребованным все это время и становится более популярным сейчас, - это изделия художественной ковки.

    железная роза.JPG

    Далее мы окунаемся в быт русского работного 18-19 вв.

    изба 2.JPG
    сундуки,короба,коробки.JPG
    горшки,туеса.JPG

    Также в данной экспозиции представлена известная до революции 1917 года в России и за рубежом Бородачевскся игрушка.
    За время своего существования мастерская Е.В. Кикиной-Бородачевой была удостоена множества наград, в числе которых золотая медаль на Всемирной выставке в Чикаго (1893 г.), малая серебряная медаль на Казанской международной выставке (1909 г.), диплом и Гран-при на Международной художественно-промышленной выставке в Турине (Италия, 1911 г.). Изделия мастерской есть в экспозициях Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника и музея истории Выксы.

    Бородачевскся игрушка.JPG Бородачевскся игрушка 2.JPG

    В следующем зале представлено художественное литьё из чугуна времён правления братьев Баташевых.

    2.JPG 3.JPG 3.3.JPG 5.JPG 6.JPG ов.JPG

    художественное литьё.JPG художественное литьё 2.JPG художественное литьё 3.JPG плита чугунная.JPG художественное литьё (решетка).JPG

    В экспозициях представлен быт мещанина Выксы 19 века и инструмент ремесленного люда.

    мещане.JPG мещане 2.JPG инструмент ремесленников.JPG аптекарь.JPG

    Рабочий кабинет заводчиков Баташевых.

    5.JPG 1.JPG 2.JPG

    Зал музея "Выкса православная".

    колокол.JPG DSC03631.JPG евангелие.JPG евангелие 2.JPG
    Евангелие (1).jpg

    В завершении прошу совершить небольшую видеопрогулку по музею.



    Ссылка на виртуальную экскурсию по музею http://www.vyksa-usadba.ru/virtual/

    Шуховская водонапорная башня

    shu_renov_01.jpg
    Водонапорная башня в г. Выксе. Общий вид башни. Фото начала 20-го века.


    Выксунский завод издавна стоял в ряду передовых предприятий отечественной металлургии. В 1898 г. к строительству водонапорной башни и заводских цехов был привлечен выдающийся инженер-изобретатель В.Г. Шухов (1853-1939), впоследствии почетный советский академик. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 г. в Н. Новгороде им впервые в мире была продемонстрирована водонапорная башня, бак которой стоял на стальном основании, имеющем форму гиперболоида и конструкцию в виде сетки, составленной из прямолинейных стержней.

    12_14.jpg

    Вскоре по системе В.Г. Шухова во многих русских городах, в том числе и в Выксе, начали строить водонапорные башни, а в дальнейшем подобные конструкции достигали больших размеров, подобно 160-метровой мачте Шаболовской радиостанции в Москве (1920-1922).

    11_b_275.jpg shuhov1.jpg shuhov2.jpg shuhov3.jpg

    Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД [​IMG]





    ДОБРАТЬСЯ ДО г. ВЫКСА МОЖНО СЛЕДУЮЩИМИ СПОСОБАМИ:

    АВТОМОБИЛЬ:
    • Москва – Выкса: 380 км, трасса М7 до г. Владимир, затем по Р72 до г. Навашино, далее по указателям на Выксу.
    • Нижний Новгород – Выкса: 170 км, трасса Р125 до г. Навашино, далее по указателям на Выксу;
    • Арзамас – Выкса: 139 км, трасса Р72. Не доезжая до г. Навашино, свернуть на Выксу.
    ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (до станции «Навашино»):

    • Из Москвы отправление с Казанского вокзала, время в пути ~ 5 часов. Расписание движения поездов и стоимость билетов Вы можете посмотреть здесь (http://pass.rzd.ru/pass/public/pass?STRUCTURE_ID=735&)
    • Из Нижнего Новгорода: прямых поездов нет. Возможен вариант с пересадкой в Арзамасе: от ст. Нижний Новгород (отправление с Московского вокзала) на поезде № 6705/6706 до ст. Арзамас-2. Далее от ст. Арзамас-2 на поезде № 6075 до ст. Навашино. Время в пути ~ 7 часов.
    • Из Арзамаса: отправление с ж/д вокзала Арзамас-2 на электричке по направлению «Арзамас-2 - Навашино». Время в пути ~ 2 часа. Расписание электричек Вы можете посмотреть здесь (http://www.nawashino.ru/rasppoezd.php)
    Из Навашино до Выксы: ежедневно с 5-30 до 21:50 каждые полчаса курсирует рейсовый автобус.

    АВТОБУС:
    • Из Москвы отправление с Щелковского автовокзала в 7:20 ежедневно. Время в пути ~ 7 часов 40 минут. Тел. Щелковского автовокзала: (495) 462-52-23
    • Из Нижнего Новгорода: ежедневно с Автовокзала (пл. Лядова) автобусы № 614 в 7-10; 9-30 (пт., сб., вс., пн.); 13-30; 15-30; 16-45 (пт.); 17-30 и № 1614 10-01; 12-05 (кроме вс.); 17-45; 19-41 (пт., вс.). Тел. автовокзала: (831) 433-55-98.
    • Из Арзамаса: ежедневно в 15:10 с автостанции №2 автобус «Арзамас - Выкса». Тел. автостанции: (83147) 4-18-14

    [​IMG]
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    WorёnkA Подполье SB Команда форума

    Регистрация:
    31 мар 2011
    Сообщения:
    1.338
    Спасибо SB:
    668
    Отзывы:
    33
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Там где тихо!
    Интересы:
    SB
    Wolf09, :new (10)::new (10)::new (10)::new (10)::new (10): красота, СПАСИБО!!!
     
    Seregas1979, Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  4. Offline

    Алёнда Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 июн 2011
    Сообщения:
    364
    Спасибо SB:
    236
    Отзывы:
    7
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Wolf09, спасибо! Музей посетила вместе с Вами! Город очень уютный!
     
    Seregas1979, Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Спасибо друзья огромное.:c0102:
    Не перевелись на земле Выксунской ещё мастера :sbboy:

    Рождение Железной Розы. Выкса, 2013



     
    Duplik, Пашка, Seregas1979 и 3 другим нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ежегодный фестиваль "Арт-Овраг" в Выксе

    logo_artovrag-1.jpg

    Небольшой город в Нижегородской области третий раз на несколько дней превратился в музей под открытым небом. В местном парке появились скульптуры Ив Бейли, Роба Малхолланда и Габора Соеке, а дома и лестницы превратились в рабочее пространство для граффити-мастеров. Всего в программе фестиваля заявлено десять направлений, в том числе стрит-арт, визуальное искусство и скульптура, паблик-арт и спортивные дисциплины — паркур, триал и прорайд. Танцевальные мастер-классы дали Stomp, немецкий фанк-танцор Storm и нью-йоркская труппа Battery Dance Company.
    Сквозная тема фестиваля, «Город-сад», в Выксе — моногороде, расположенном рядом с крупным металлургическим заводом, достаточно актуальна. Ей же посвящена выставка «Тень зеленого города», организованная Музеем архитектуры им. Щусева. В экспозиции, которая рассказывает о жизни в городах-садах, представлены наброски к плану поселка-сада Никольское архитектора Александра Веснина и различные утопические проекты городов, центром которых мог бы стать цветущий сад.
    «Арт-Овраг» проводится с 2011 года культурным центром «Арт-Резиденция», и с тех пор ни одна работа не пропала со стен домов Выксы. В прошлом году, например, здесь работала московская граффити-команда Zuk Club 2012 года. Она украсила торцевую стену пятиэтажки портретом Маяковского из серии фотографий Александра Родченко. Сохранилась и прошлогодняя «Сказка о потерянном времени» недавно погибшего «русского Бэнкси» Паши 183, где ребенок в попытке остановить время дергает гирьки старинных часов с кукушкой. То, что стрит-арт — главный козырь фестиваля, подтверждает и опыт нынешнего года. Горожане, задрав головы, любуются огромной самодовольной уткой от казанских ребят Qbic, огромным розовым фламинго, шея которого завязана на манер пружины от Zuc Club, и работой в стиле комиксов 80-х от московской группы 310squad.
    По словам куратора фестиваля Константина Гроусса, изначально «Арт-Овраг» был направлен на развитие уличной культуры в моногороде, теперь же в Выксе представлено и современное искусство: например, в этом году показали перформанс на скульптуре Ив Бейли, а победитель конкурса «Балансирующий павильон» архитектор Хавьер Понсе выступил с лекцией. Проект Понсе состоит из металлических труб, колец и колонн и отсылает нас к наследию Шухова, чьи инженерные конструкции есть в Выксе. Теме металлургии посвящена и скульптура Роба Малхолланда «Случайный акт деконструктивизма»: стройная колонна из металлических труб разрушается, образуя двухметровую арку. Итальянский художник Рикардо Мурелли создал для фестиваля скульптуру «Интроспективная структура». Это очередная работа серии «Интроспекция», начатой в 2003 году и включающей множество объектов из дерева и стали.
    Некоторые скульптуры после фестиваля демонтируют, другие останутся и станут поводом для обсуждения среди горожан. Впрочем, от арт-объектов есть и практическая польза: жители теперь договариваются о встрече не «у памятника Ленину», а у «стены с фламинго».

    http://rbcdaily.ru/lifestyle/562949987228282

    1.1.jpg 1.2.jpg 1.JPG 2.JPG 3.JPG 4.JPG 5.JPG 6.JPG 8.JPG 9.JPG 7.JPG 10.JPG 11.JPG 13.jpg 12.jpg 14.jpg 15.jpg 16.jpg 17.JPG 18.JPG 19.JPG 20.jpg 21.jpg 22.jpg 23.jpg 24.jpg 25.jpg 26.jpg
    Воркаут. Арт-Овраг 2013


    Соревнования по Parkour среди детей. Арт-Овраг 2013



    Vyksa-town, the capital of Russian graffiti



    Номинанты на Премию Паблик-Арт



     
    Duplik, Пашка, SIMON и 8 другим нравится это.
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Легенды и предания о «Выксунской земле»

    В трех верстах от Выксы, на северо-востоке начинается казенная лесная дача, которая называется Ризадеевскою или просто «Ризадея». Когда царь Иван Грозный шел походом на Казань, то проходил недалеко от Выксы через Велетьму, и там, где теперь стоит церковь, он дневал, а войско раскинуло лагерь на том месте течения р. Велетьма, где она переходит из Нижегородской губернии во Владимирскую, неподалеку от Велетьминского пруда.
    Это было в 1552 году 20 июля. Через непроходимые муромские леса пройти было весьма трудно, чтобы не заблудиться. Иван Грозный нашел опытного проводника — татарина Ризадея, который отыскал для войска надежный путь. За эту услугу царь наградил Ризадея лесными угодьями на 200 верст в окружности, которые с тех пор и получили название «Ризадеи».

    Легенда о попе Сороке
    Стоит храм на правом берегу Оки у пристани Досчатое, которая раньше, по преданию, была известна под названием пристани «попа Сороки» оттого, что служивший при этой церкви священник имел прозвание «Сороки». Он с троими своими сыновьям на Оке держал ватагу занимался грабежом и разбоем. Хозяева или приказчики судов, плывших по реке Оке, чтобы не получить от Сороки больших неприятностей, по необходимости должны были, хотя на лодках, приставать к берегу в этом месте и добровольно заплатить дань попу. А те, которые проплывали тут благополучно, без уплаты пошлины, добравшись до первого села, служили благодарственные молебны. Поп Сорока со своими сыновьями за такие дела был сослан в Сибирь.
    Проведал об Унженском заводе поп Сорока и поехал туда. Андрей Родионович встретил попа, и пошли оба смотреть завод. На плотине Андрей, часто нагибаясь, поднимал куски руды и клал в халат. Сорока спросил его: что собираем? — Собираю золото… ответил Андрей. Сорока с насмешкой сказал: такой дряни у меня на пристани сколько хочешь. Андрей Родионович принял это к сведению.
    По указанию попа Сороки Андрей Родионович отправился по речкам Большой и Малый Выксунь, по Ягодной и Березовке осмотреть местность, выбрал место, где делать запруды, а затем привел народ и начал постройку завода.

    Легенды о захвате земель братьями Баташевыми
    Братья Баташевы в приобретении земель часто прибегали прямо к хищническим способам. Так однажды Андрею Родионовичу приглянулась одна из соседних помещиц, молодая красивая вдова, он стал преследовать ее своими ухаживаниями, но встретивши с ее стороны отказ, нагрянул со своею челядью на усадьбу помещицы, в ее отсутствие разгромил ее и сжег все дотла, а для скрытия следов преступления распорядился убрать и вспахать это место и засеять его хлебными злаками.
    У одного из соседних помещиков Баташев оттягал деревню, причем ее владелец исчез неизвестно куда, наследники помещика начали дело; приехали следователи, которые осмотрели издали и самую деревню и, переночевав у Баташева, утром собрались ехать туда; вышли на крыльцо и что же видят, что деревни как и не было. После оказалось, что две тысячи человек работали в ночь пребывания на заводе следователей; деревню разнесли по бревнышку, а землю вспахали так, что и следа деревни не осталось, а жителей ее Баташев разослал по своим заводам.
    В начале Баташев предложил деньги, но помещик отказался. Тогда Баташев, дождавшись отъезда своего соседа из владения, нагрянул туда в сопровождении эскадрона улан с оружием и толпами мужиков с сохами и боронами. Они подожгли усадьбу и деревню с четырех сторон. Уланы связали мужиков, их жен и детей и переправили пленников в деревню Гусь. А пахари быстро запахали и заборонили выгоревший участок.
    Однажды казенный лесничий, вновь назначенный по соседству с Выксой, стал воевать с Баташевыми и добился присылки ревизоров и землемеров. Но вдруг умер странной смертью: холодного квасу выпил у себя же дома. Ревизия явилась, пожила на Выксе с неделю, пировала у Баташевых каждый день, угощаемая барином, и уехала.

    Легенды о Дружине Андрея
    Называлась Егерьским полком и «опричниками». Сюда Андрей Баташев выбирал самых отчаянных головорезов из подвластных ему десятков тысяч людей. В его усадьбе на Гусь Железном для них вина было «море разливанное». Шайка ела, пила, охотилась в окрестных лесах. Рабы глухо, опасливо, тайком говорили друг дружке, что это за притча, что человек был и сплыл (попал в домну, в Козье болото, в Павлиний павильон, исчез бесследно). Предания о пропавших без вести обрастали зловещими подробностями…

    Предание о «страшном дворе» А. Р. Баташева
    На поверхности земли стояли виселицы, дыбы, эшафоты с плахами и колесами для лютых казней, а в недрах ее в мрачных подземельях томились заживо погребенные люди. У виселиц и дыб по два три дня морили голодом и жаждой привязанных, как собак, людей, а зимой часами держали босых и в одних рубахах. При входе в мастерскую дежурили баташевские уланы, предававшие жесточайшим истязаниям каждого мастерового, опоздавшего на работу.

    Предание о Павлином павильоне Выксунского парка
    Позади большого дома расположен липовый парк. На краю находилось небольшое здание в два этажа, где внизу жили павлины, павы, цесарки, аисты и разные другие редкие птицы. В верхнем этаже были отдельные комнаты, в которых никто никогда не жил. Под павильоном был большой и глубокий подвал. Провинившиеся здесь находили себе смерть. Двое рунтов приводили виновного с заткнутой глоткой и, открыв три железных двери подвала, толкали его туда и двери запирали. Человек пропадал без вести. В Выксе суеверно боялись этого места, говорили, что возле него «нечисто».
    Парк, где был этот легендарный павильон — отличительная особенность нашего города., его достояние, ценный памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века. До нас дошли рассказы — легенды о красоте и изяществе этого места.
    Парк был расчерчен аллеям и дорожками, по краям которых били фонтаны, стояли беседки, утопавшие в высокой чистой траве. Одним из красивейших мест парка были озера, на которых плавали лебеди. На всей территории парка действовала система каналов. Райский уголок называли «Маленькой Венецией». Особенно экзотически в условиях суровой русской природы выглядели оранжереи парка. В них росли ананасы, абрикосы, виноград, плоды которых в зимние месяцы доставлялись к столу империатрицы Екатерины Второй и ее фавориту — всесильному князю-Потемкину-Таврическому.

    Легенды о подземных ходах
    В Выксе часто приходилось слышать о подземных ходах, ведущих от Большого дома к театру, к доменным печам, к большой церкви, к Оке. Рассказывают, что кто- то спускался в подвал дома, нашел там дверь, ведущую в подземелье, пытался проникнут туда, но от спертого воздуха гасла свеча и он, боясь обвала, возвращался назад. Еще якобы в подвале Большого дома был колодец, откуда вел начало подземный ход, а на потолке этого подвала висели железные кольца, на которых господа вешали своих провинившихся крестьян. Ходы начинались от спальни Ивана Баташева, чтобы ему в любой момент можно было исчезнуть из дома. Для этого у него в полу была искусно сделана западня, через которую он по « винтушке» — винтовой чугунной лестниц — спускался вниз, а потом проникал в подземный ход, который вел под большую аллею липового парка к театру?
    Кстати, подземные ходы и страшные катакомбы очень красочно описала Л. Чекина в очерке «Орлиное гнездо»: «…Что потайные ходы были сделаны всюду, как в истинном феодальном замке, не только под землей, но и в стенах дома, это уж не предание только, а факт. Последняя владелица Баташева сама рассказывала мне, что, увлекшись рассказами о тайниках баташевского дома, стала выстукивать стены комнат и велела разломать одну из них, где звук ей показался особенно подозрительным. За тонкой кирпичной оболочкой действительно оказалась крохотная комната — площадка с винтовой лестницей в верхний этаж, в бывший кабинет Андрея Родионовича. Около лестницы стоял маленький круглый стол на трех вызолоченных львиных лапах, а на нем лежали особой формы шапка, гвоздь и молоток — первый владелец Баташева был масоном.. Около столика была маленькая подъемная дверь, ведущая в подземельную часть здания. К сожалению, последняя Баташева побоялась проникнуть в подземелье и велела снова заложить стену.

    Легенда о Дмитрие Шепелеве и Дарье Ивановне Баташевой.
    Однажды на Выксу со стороны Мурома въехала загадочная карета с гербом. Миновав базарную площадь, она влетела на холм перед Большим домом и… перевернулась как раз перед барскими окнами. Пострадавшим оказался некий гусарский генерал. Вызванный доктор объявил: рана опасна для жизни…Гусара вносят в дом… Лечиться он будет до тех пор, пока не женится на барышне — Дарье Ивановне Баташевой «с Выксой в кармане…»

    1.JPG 2.JPG 3.JPG 4.JPG 5.JPG 6.JPG 7.JPG 8.JPG 9.JPG
     
    Duplik, Чегадай, Пашка и 6 другим нравится это.
  8. Offline

    ValeraMXM Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2012
    Сообщения:
    3.370
    Спасибо SB:
    7.406
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Гомель
    Имя:
    Валерий
    Интересы:
    Дрём
    Wolf09, спасибо за тему, очень интересно :new (10):
     
    Seregas1979, Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Я рад,что Вам интересна тема о моём родном городе :post-43-1210696242:
     
    Duplik, Seregas1979 и Дождевой Земляк нравится это.
  10. Offline

    ValeraMXM Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2012
    Сообщения:
    3.370
    Спасибо SB:
    7.406
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Гомель
    Имя:
    Валерий
    Интересы:
    Дрём
    Всегда интересно узнать что-то новое. Но информации очень много, не каждый сразу осилит :m1039:
     
  11. Offline

    Дарья Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 авг 2012
    Сообщения:
    306
    Спасибо SB:
    667
    Отзывы:
    30
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленскъ
    Интересы:
    1812 год, региональная история
    Wolf09, великолепный отчёт! Мне очень понравилось) Особенно заинтересовала бородачевская игрушка) Красивые фото, написано с теплом и любовью к родному городу)
     
    Seregas1979 и Wolf09 нравится это.
  12. Offline

    Владислав ФилосоФил

    Регистрация:
    20 дек 2009
    Сообщения:
    6.018
    Спасибо SB:
    8.598
    Отзывы:
    177
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Оренбург
    Имя:
    Владислав
    Интересы:
    ФИЛобутонистика
    Алексей, спасибо за интересный рассказ!))
    Работа кропотливая, сам знаю, но в плане познания:thumbup:
     
    Seregas1979, Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Спасибо за оценку Владислав :post-43-1210696242:
     
    Seregas1979 и Владислав нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Выкса - город в котором хочется жить.


    Прогулка по улицам города
     
    Duplik, Seregas1979 и Дождевой Земляк нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Каким был город

    1.jpg 2.jpg
    Главные конторы Выксунских заводов, сегодня это часть гостиничного комплекса «Баташёв»

    3.jpg 4.jpg
    Дворец культуры им. Лепсе, 40-е годы. Современный ДК Металлургов — местный Нотр Дам

    5.jpg 6.jpg
    Улица Красные зори в 1964 году, 50 лет спустя...

    7.jpg 8.jpg
    Крупный торговый центр — универмаг в 50-е годы, ныне разросся вширь


    9.jpg 10.jpg
    Центральный вход в городской парк культуры и отдыха со стороны Красной площади, 50-е годы. Теперь он выглядит так

    11.jpg 12.jpg
    1960 год. Парк. Летний кинотеатр, сейчас на этом месте стоит развлекательный центр «Звезда»

    13.jpg 14.jpg
    Троицкий собор Иверского монастыря после взрыва в 1927 году, 2014-й — восстановительные работы идут полным ходом

    15.jpg 16.jpg
    Строится одна из центральных улиц города, 60-е годы. Спустя годы пейзаж несколько изменился

    17.jpg 18.jpg
    Малая церковь, 1984 год. Церковь Иоанна Богослова, сегодняшние дни

    19.jpg 20.jpg
    Здесь находилось ремесленное училище № 15. Ныне — торговый центр «Красные зори»
     
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Выксе — 80 лет! Выкса, с юбилеем!

     
    Duplik, Seregas1979 и Дождевой Земляк нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    18 июля в честь дня Металлурга на фасаде дома-усадьбы Баташевых-Шепелевых было показано 3D-mapping шоу.



    Выкса - это город, в котором хочется любить, жить и работать. Поздравляем наш любимый город с 80-ым Днём рождения!

     
    Последнее редактирование: 20 июл 2014
    Duplik и Seregas1979 нравится это.
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    20 июля 2014 года.
    Вот такие Выксунские парни.

    ( победителем стал мой коллега Евгений Макаров)

     
    Duplik и Seregas1979 нравится это.
  19. Offline

    Seregas1979 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 июл 2013
    Сообщения:
    1.743
    Спасибо SB:
    1.774
    Отзывы:
    24
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московская область
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Поиск
    Спасибо за экскурсию по Выксе! Весьма интересная и познавательная тема! Оч.понравились граффити, экспозиции их труб, "Предания" и сравнение старых и новых фотоснимков!)
     
    Wolf09 нравится это.
  20. Offline

    Verzond директор ДЕДсада

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    965
    Спасибо SB:
    2.896
    Отзывы:
    76
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    не знал, оказывается:
    В 1937-1938 годах заводом ДРО города Выкса по заказу санитарного управления РККА был разработан проект «бронированного мото-медицинского пункта для мехчастей РККА» (фактически — санитарного бронетранспортёра) на базе серийного трёхосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА, получивший обозначение БА-22. Опытный образец бронетранспортёра был построен заводом в сентябре 1938 года. Вскоре был выполнен заводской пробег протяжённостью в 331 км, по результатом которого были выявлены недостатки машины, после устранения которых она была отправлена для на НИБТ полигон для дальнейших испытаний, проходивших с 15 мая по 23 июня 1939 года. Машина показала неудовлетворительные результаты испытаний и не была принята на вооружение, дальнейшие работы по ней были прекращены, а опытный образец был передан в научно-исследовательский санитарный институт РККА
    BA-22.jpg
     
    Duplik, Пашка и Wolf09 нравится это.
  21. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В Выксе открыт памятник преподобному Сергию Радонежскому

    19 октября 2014 года епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова города Выксы и совершил освящение памятника преподобному Сергию Радонежскому на территории собора.
    Монумент установлен в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия на средства депутата законодательного собрания Нижегородской области Валерия Анисимова, присутствовавшего на чине освящения. На освящении вместе с многочисленными прихожанами также были глава местного самоуправления городского округа город Выкса Игорь Матюков, глава администрации Владимир Кочетков, менеджер по связям с общественностью администрации округа Елена Шолохова, представители СМИ и общественных организаций.
    В своем слове на освящении памятника епископ Варнава поблагодарил создателей и благотворителя памятника и выразил надежду, что он послужит напоминанием о русской традиции святости и станет символом идеи единства.
    После этого в храме правящий архиерей вручил патриаршие грамоты и памятные знаки всем, кто особо потрудился в подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и отличился своими трудами на благо Церкви. Среди них были священно- и церковнослужители, педагоги, сотрудники епархии и начальники структурных подразделений епархиального управления, благотворители, представители администрации округа.

    img_6642.jpg 1414042229_kkkpp.jpg


    Капсулу с землей из некрополя Андрея Родионовича Баташева заложили в Выксе

    1.1.1.jpg

    5 ноября на территории Выксунского Храма Иоанна Богослова (Малой церкви) состоялось заложение капсулы с землёй из некрополя Андрея Родионовича Баташева. Ее привезли месяц назад в наш город по инициативе администрации Выксы из поселка Гусь-Железный Рязанской области, где захоронен старший из братьев Баташевых.

    Некрополь в Гусь-Железный представляет собой облагороженный и огражденный участок кладбища, на котором находится памятник в виде изящной каменной колонны на широком фундаменте. На этой территории покоятся знаменитый брат-основатель выксунских заводов и его родственники.

    «Именно с Баташевых и началась история нашего города, — сказала краевед Галина Никулина. — Они основали металлургическое производство здесь, которое с середины XVIII века и по сей день ни разу не останавливалось».

    По ее словам, заложение капсулы именно в 2014 году неслучайно: в этом году исполняется 280 лет со дня рождения Андрея Баташева, а в декабре будет 205 лет со дня его смерти.

    Почтить память воссоединившихся братьев пришли представители администрации Выксы и поселка Гусь-Железный, духовенства, краеведы, работники музея.

    Каждый из присутсвующих отмечал, что заложение капсулы с землей — историческое событие. Выксунцам важно знать и чтить историю своего города, который появился благодаря братьям Баташевым.

    111.jpg 222.jpg


    Иверскому женскому монастырю в Выксе исполнилось 150 лет

    333.jpg
    Мозаичное панно с изображением монастыря может попасть в книгу рекордов Гиннеса

    16 ноября в Выксе прошли праздничные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею Иверского женского монастыря.

    В честь торжества наш город посетил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в канун праздника, 15 ноября, возглавил Всенощное бдение в кафедральном соборе Рождества Христова. Ему сослужили правящий архиерей Выксунской епархии епископ Варнава и клирики митрополии.

    На богослужении молились студенты и преподаватели православного духовного училища, сотрудники епархиального управления, многочисленные прихожане и паломники.

    На следующий день, 16 ноября, празднование началось с Божественной литургии в кафедральном соборе Рождества Христова, под предводительство епископа Выксунского и Павловского Варнавы. На ней вместе с многочисленными прихожанами молились настоятельница Иверской обители игумения Антония, настоятельницы и старшие сестры других монастырей Нижегородской и Выксунской епархий, депутат областного Законодательного собрания Валерий Анисимов и представители муниципальной власти Выксы.

    Оттуда присутствующие крестным ходом прошли по городу до Иверского сквера, где состоялось освещение мозаичного панно.

    «В создании мозаичного панно объединились около тысячи детей из общеобразовательных школ. Ежедневно по три группы они приходили к нам, где знакомились с историей Иверского монастыря и собирали части картинки панно, — рассказывает присутствующим руководитель проекта Сергей Матюгин. За его основу взята черно-белая литография 1901 года, которую сделали цветной».

    Сергей отметил, что панно является одним из самых больших в мире — оно собрано из 282 тысячи элементов, поэтому по благословению Владыки была подана заявка в книгу рекордов Гиннеса.

    Собранная мозаика теперь находится в Иверском сквере, посмотреть на нее может любой желающий.
    444.jpg 555.jpg
    66666.jpg 7777.jpg

    Иверский женский монастырь http://vm1864.ru/PhotoGalery.html
     
    Duplik и PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей