Ростов-на-Дону - путешествие в прошлое

Тема в разделе "Южная Россия", создана пользователем Wolf09, 24 апр 2017.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    3977072_large.jpg
    Coat_of_Arms_of_Rostov-on-Don.svg.jpg
    Ростов-на-Дону - порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей.

    Демьян Бедный и Валентин Катаев в поэтическом экспромте подметили одну очень яркую черту нашего города:

    Верней нет вывода простого.
    Как тут мозгами не верти:
    Живее города Ростова
    На нашем юге не найти!

    История Ростова-на-Дону

    В истории нет случайных явлений, и возникновение, а тем более расширение и процветание Ростова не было случайным явлением, в чем как нельзя лучше убедит нас хотя бы легкая экскурсия в область древней истории, где мы найдем причины и факторы, коим наш город обязан не только своим развитием, но, быть может, и самим существованием. В числе этих факторов первенствующее и, чуть ли не исключительное значение, всегда сохраняло, сохраняет и теперь географическое положение местности. Весьма выгодные местные особенности, дающие последней отличную от прочих степей физиономию; Дон, этот великий водный путь, счастливое соприкосновение с двумя морями, — Черным и Азовским, самый состав и устройство ее поверхности, не совсем враждебной успехам народной деятельности и общественного благоустройства, — все это сознавалось еще в древние времена.

    Бедность земледельческого хозяйства в Греции, избыток народонаселения, смуты внутренние и опасности от нападений извне заставили греков переселяться сюда. Еще задолго до Р. X. греки, владевшие Боспором Киммерийским, между теперешними слободами Недвиговкой и Синявкой, основали Танаис, самую северную из своих колоний. Вскоре от сделался одним из значительнейших после Пантикапеи (Керчи) рынков для торга с варварами. Сюда привозили азиатские и европейские кочевники рабов, кожи, меха и прочие произведения кочевых народов, а отсюда вывозили все предметы для одеяния, вино, ковры и другие произведения образованных стран. Танаис разбогател, сделался независимым городом, говорят даже, что напоминал древние Афины, но был разрушен боспорским царем Полемоном I. Восстановленный жителями вновь, Танаис быстро поправился, привлек к себе массу торговцев и в сравнительно ничтожный промежуток времени достиг цветущего состояния, но вновь разрушен, — впрочем, кем и когда неизвестно. Затем, некоторое время история умалчивает о нашем крае, по-видимому, частые набеги диких орд варваров сделали невозможным основание здесь, торгового центра. Но экономическое могущество края заключалось именно в том, что забывались препятствия, опасности, шли на риск, на удачу. И вот в XIII столетии мы наталкиваемся на итальянскую колонию Тану, — главное складочное место тогдашней торговли, т. е. торговли между Азией и Европой. Венециане, пизане и генуэзцы завладели этим новым рынком, и слава о Тане гремела повсюду, но участь ее была та же, что и Танаиса: она была разрушена и разорена. Впрочем, выгоды торговли столь велики, что в XVI столетии сперва венециане, а потом генуэзцы стали селиться здесь, и в разрушенной Тане вновь забила ключом экономическая жизнь. В XV веке турки овладели Таной и утвердили за нею название Аксака, Адзака, — иначе Азова.

    Танаис сменился Таной, Тана — Азовом; померкла слава всех этих трех городов и сделалась лишь достоянием истории, и несмотря на все это местность, занимаемая Донской дельтой, ничего не потеряла — и до сих пор сохраняет за собою свое громадное значение. Значительные, несомненные выгоды для торговли, проистекающие вследствие естественных и географических условий, привлекли сюда предприимчивых и энергичных людей, и они не преминули создать новый важный рынок международной торговли. Таким рынком явился Ростов-на-Дону, — этот законный преемник греческого Танаиса и венецианской Таны, богатейший коммерческий порт, стоящий во главе всех Азовских портов и чуть ли не единственный в России город, своим развитием и процветанием обязанный не столько правительственной поддержке и иным каким-либо привилегиям, а себе, своему raison d'etre...

    Ознакомившись, таким образом, предварительно с историей края, с его торговым значением, мы переходим непосредственно к летописи города Ростова-на-Дону.

    Местность, занимаемая ныне Ростовским уездом, еще в конце XVII века находится под турецко-татарским владением и входит, как и прочие местности Екатеринославской губернии, в состав Крымского Ханства, существовавшего под покровительством Турции. Кроме турецкой крепости Азова, этого единственного населенного пункта всего края, и уединенно стоявшей на месте современного Таганрога турецкой сторожевой каменной башни, обнесенной земляным валом и служившей судам указанием пути по морю, здесь все было пустынно и дико. Хотя издревле, по грамотам или преданиям донские казаки, а прежде их черкесы, то есть низовые запорожцы, и считали всю эту местность своими дачами, но до половины XVIII столетия сами донцы далее Старо-Черкасска усадьбами своими не доходили. Лишь ногайские и татарские орды кочевали повсюду.

    Азовские походы Петра Великого в 1695 и 1696 годах составляют первое важное и замечательное военное предприятие наше в этой местности и первый шаг на пути к упрочению в ней русского господства. Взятие крепости Азова в 1696 году нанесло сильный удар турецко-татарскому владычеству, пошатнуло его и убедило Петра I в непрочности его.

    111.jpg
    1696 году построена Таганрогская гавань; в 1698 году в Таганроге находится уже губернатор (звенигородский воевода Иван Андреев Толстой). Но господство русских длится недолго, и по Прутскому договору 1711 года только северная часть Ростовского уезда остается во владении русских. Тем не менее, владычество турок к татар сильно поколеблено и приходит к концу. В 1739 году, по условию Белградского мира, турецкий султан срывает крепость свою — Азов, а в 1740 году возобновлена уничтоженная по Прутскому договору граница между русским и турецким владениями; спустя же 40 лет и Крым окончательно присоединен к России [1].

    Но до присоединения Крыма «в этой юной стране на затоптанной кочевьями степной земле» возникает одна слободка, разросшаяся впоследствии и сделавшаяся уездным городом Ростовом.

    Вблизи нынешней Старо-Черкасской станицы, основанной запорожцами в 1570 году, т.е. в одно почти время с их Кошем или Сечью на Чертомлыке, семью верстами ниже, на урочище, называемом «Монастырским Озером», «Монастырским Яром» или просто «Монастырским», был род запорожской паланки или укрепленного стана, куда по временам стекалась казачья молодежь, так называемая «Охота», чтобы на лодках «поискать врагов», особенно татар и турок, близких соседей, владевших Азовом и Каланчами (укреплениями) на реках: Чулек, Койсуг, Кагальник и других. Это «Монастырское Озеро» вплоть до самого неудачного похода Петра Великого 1711 года было последним к устьям Дона, или самым «нижним» постом Донского казачества, а следовательно и Российской Империи. И в самом деле, из описания похода боярина Шеина под Азов, мы видим, что этот воевода на обратном пути в Россию имел ставки:

    а) в 8 верстах от Азова, у речки Косучи (Кой-су),

    в) на урочище Курган, в 10 верстах от последней (на реке Батай-су),

    с) у реки Ерик.

    Русские войска, переправившись через Дон против Маныча, пошли к реке Аксай, перешли ее и вошли в степи земель войска Донского. Журнал Петра Великого упоминает лишь о речках и об одном кургане, и на всех упомянутых местах русские ничего больше не нашли, да ничего больше и не было. Таким образом, ниже урочища Монастырского русские не селились.

    В 1711 году, когда русские потерпели поражение и был заключен невыгодный Прутский мир, — местность, занимаемая ныне Ростовом, заселена выходцами из Азова и Таганрога, уступленных Турции. Местность была уже достаточно знакома: сам Петр Великий не раз посещал ее и даже, как гласит предание, здешний источник название «Богатого» получил от него за обилье и доброе качество воды. Как долго существовала эта слободка, неизвестно. Впрочем, можно гадательно сказать, что весьма недолго, ибо немыслима была прочная оседлость русских там, где бродили свободно полудикие орды татар, да и турецкие гарнизоны ближайших крепостей не могли оставить русских в покое.

    Между тем Петр Великий, чтобы сохранить опорный стратегический пункт для дальнейших предприятий и удержать в повиновении самих донцев, не привыкших к честной трудовой жизни и желавших создать statum in statu, возобновил, находившийся на Монастырском Яру, ретранжамент, укрепил его пушками, вывезенными из Азова, перевел в него из той же крепости гарнизон регулярных войск, а команду поручил русскому штаб-офицеру. Как ни спорили о том турки, как часто ни били челом ко Двору донские казаки, — это укрепление оставалось во всегдашней готовности к военному делу до 1730 годов. В официальных актах и в просторечии оно называлось «Транжаментом» и зависело непосредственно от Азовского губернатора, названного в 1712 году Воронежским.

    В конце 1729 года, когда от частных разливов Дона потоплялся не раз и Монастырский Транжамент по проекту инженера — генерал-лейтенанта де-Вриньи (de Vrigny), представленном Императрице Анне Иоанновне, поведено избрать для крепости новую и более прочную в том крае местность. Но ввиду того, что крепость эта назначалась для удержания донцов от своевольства, а кубанских ногаев (доходивших кочевьями до реки Ей) и азовских турок в страхе и тишине, то должна была находиться на-Дону же, вблизи от главной донской казачьей станицы, Черкасска (т. е. Старочеркасска, а ныне Старочеркасской станицы).

    Генерал Де-Вриньи вместе с французским инженером де-Кулон (de Coulong), посланным в то время на устья речки Миуса и Кальмиуса для осмотра Азовского побережья, где предполагалось устроить адмиралтейство или хоть верфь, избрали для крепости урочище на речке или овраге Васильевке, называемом в народе «Васильевскими Буграми». По Указу от 16 марта 1730 года эта крепость должна была строиться из камня или из крепкого дерева, и быть обведена валом и острогом. Именным указом от 22 января 1731 года Императрица назвала ее крепостью Св. Анны и передала в ведение генерал-квартирмейстера де-Вриньи, постройку же поручила инженеру де-Кулону. Впоследствии, когда, несмотря на победы Миниха, надобно было по Белградскому миру уничтожить Азов и даже подорвать его порохом в присутствии турецких комиссаров, русский двор настоял, чтобы «фортеция близ Черкасска», то есть крепость Св. Анны была непременно окончена. Для ее охранения учрежден особый казачий полк, под названием «Азовского» в числе 365 человек, который набирался из «служилых» казаков и калмыков, получал определенное жалованье и состоял до 1749 года в особом ведении каммер-коллегии.

    По вступлении на престол Императрицы Елизаветы Петровны крепость Св. Анны делается столь важной для нашего рубежа, что при ней и в ближайших «окрестных» с ней местах повелено было устроить несколько таможенных застав для сбора «портовой пошлины» и для «смотрения привозимых греками и других наций людьми, товаров, а также, чтобы великорусские купцы и донские казаки иностранных товаров глухими трактами не ввозили в Россию». Заставы были учреждены, но донцы стали жаловаться на «утеснение в торгах и промыслах», так что в 1745 году коменданту крепости Св. Анны, бригадиру Вырубову, приказано снять на план всю окрестную местность и там избрать новое урочище, способное для учреждения пограничного поста и таможни. В 1746 году бригадир Вырубов в рапорте своем в каммер-коллегию пишет: «до времени, новых мест для таможни выбрать нельзя, ибо кругом сей крепости одни озера и болота, а способных землемеров в команде нет».

    Между тем успели заметить, что те же невыгоды местоположения, которые были гибелью «Монастырского транжамента», оказались в равной силе в крепости Св. Анны: низменность места, разлив Дона, отделявший крепость от всего мира, болота, камыши, отсюда и сильные горячки, истреблявшие и жителей и гарнизон, все это заставляло людей «вольных» «форштадских» уходить из-под крепости и переселяться к Богатому колодцу, месту, казалось, самим провидением избранному к порождению большого и богатого города. Они строили домики, одни на урочище Полуденка, другие ниже колодезя, на самом устье реки Темерника. Вот это устье мелкой реки Темерника, впадающей в Дон, составит теперь главную точку, около которой будет вращаться наш рассказ.

    Следует заметить, что еще в 1749 году донские казаки признали Темерник более способным для торговли и оседлости, нежели таможенный пост у крепости Св. Анны, т. е. у ворот их Старочеркасска, о чем и бил челом ко Двору атаман Ефремов. По его ходатайству указом 16 декабря 1749 года поведено: «учредить таможню Русскую на-Дону, от устья реки Темерника, против урочища, называемого Богатый колодезь, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами». Эта таможня известна под названием Темерницкой заставы и существовала вплоть до конца XVIII столетия, когда таможенный пост перенесен в селение Кагальник.

    В 1760 году инженер-полковник Александр Ригельман донес военной коллегии о необходимости покинуть крепость Св. Анны, выяснив вышеприведенные нами ее недостатки и вскоре получил приказ осмотреть низовье Дона, сколько это можно было сделать, не нарушая белградского трактата, и там, на Дону же избрать местность, способную и к обороне, и к жительству. В 1761 году поручение исполнено Ригельманом блистательно: для крепости и города избрал он урочище Богатый колодезь и здесь заложил крепость, которую Императрица Елизавета, незадолго до своей кончины, назвала крепостью Св. Дмитрия Ростовского, указом 13 сентября 1761 года. Таково начало города Ростова на-Дону, который, как метко выразился протоиерей о. Н. Ручкин, — «возрождался под материнским кровом церкви Покровской» или, говоря справедливее, — крепости Св. Дмитрия.

    Расположенная на правом возвышенном берегу реки Дона против самого урочища Богатый колодезь, крепость Св. Дмитрия Ростовского имела в окружности 1650 сажен и, судя по рассказам старожилов, в длину она простиралась от бывшего Посохова дома, где недавно помещалось хирургическое отделение городской больницы, до Малого проспекта, а в ширину от тюремного замка до солдатских пекарен, находящихся на Богатом источнике. Крепость была укреплена рвом и высоким земляным валом с каменной одеждою, ворота и ходы были каменные; батареи защищали часть реки, называемою Темерниковский порт, ибо с одной стороны река Темерник, с другой Темерницкое озеро входили в Дон.

    Внутри крепости были расположены все необходимые для гарнизона здания: пороховые погреба, арсенал, казармы, госпиталь и квартиры для разных учреждений и начальников. На площади с западной стороны Покровской церкви, было устроено громадное здание для помещения коменданта крепости и военного отделения кантонистов, окруженное большим фруктовым садом, под который входили не только западная сторона теперешней площади церковной, но и места Петрококи, Руденка, Гончарова и Датченковых. На восточной стороне церкви, где теперь склад земледельческих орудий и ночлежный дом, было устроено помещение для арестантов, которых ежегодно там содержалось от 200 до 300 человек. Два помещения для арсенала устроены: одно, где теперь дом Уманского, а другое на месте настоящего водопровода (на берегу Дона). Пороховые погреба и помещения для госпиталя находятся и в настоящее время на своих местах, с тем различием, что при последних были разведены сады. От порохового погреба, который на Богатом источнике, шел подземный ход по направлению к северо-востоку; дороги между казенными зданиями были мощены. Несколько позже, для снабжения крепостного гарнизона более дешевым провиантом, устроены правительством на Богатом источнике две водяные мельницы, колеса которых приводились в движение водою самого источника. Вслед за устройством крепости Св. Дмитрия сюда перенесена из крепости Св. Анны и устроена в 1762 году в самом центре крепости небольшая деревянная церковь во имя Покрова Пр. Богородицы, которая в 1785 году была перенесена на кладбище на кладбище с поименованием «Всех святых,» а здесь, на месте ея, устроена обширная Покровская церковь. [2]

    Земли для жителей отмежевано на все четыре стороны на двадцать верст, лес отведен в Миусских и Леонтьевских буераках.

    Политическое назначение крепости св. Дмитрия Ростовского в отношении к Империи было то же, что и Сечи запорожской: во-первых, это два единственные рынка для заграничной торговли России с югом Европы, или вернее с турецкими татарскими владениями; во-вторых, как пограничныя, весьма отдаленныя точки Российской Империи, это крайние военные посты для наблюдения за движениями врагов-соседей: азовских турок, ногайцев и горцев, а самое главное, подобно тому как на низовьях Днепра Новосеченский Ретраншамент, вооруженный русскими пушками и русским гарнизоном, держала в повиновении и страхе Сечь запорожскую, имея возможность двумя или тремя бомбами превратить ее в пепел, так точно и крепость Св. Дмитрия Ростовского, н6а низовьях Дона, блюла за повиновением Донского казачества, в главном их стане, Черкасске, не допуская «охотиться» на азовских турок, кубанцев, крымцев.

    В 1762 году при крепости учрежден карантин; в 1764 году большая часть земли, отведенной для крепости в числе слишком четырех сот кв. верст, вновь размежевана и возвращена Донцам, а при крепости и форштадте Полуденке оставлено до 20.000 десятин и части Донского берега для рыболовства.

    Со времени устройства здесь крепости Св. Дмитрия только и началось правильное оседлое заселение местности вокруг нея. Правда, мы уже раньше здесь застаем несколько незатейливых куреней, несколько мазанок, покрытых соломой и камышем, сколоченных кое-как, на скорую руку и принадлежавших «вольным» форштадским людям, выходцам из крепости Св. Анны, из которых один селился на урочище Полуденке, другие на самом устье реки Темерника, - но тем не менее эти бузъименныя слободки могли быстро заселиться и свободно жить только под прикрытием крепости. К востоку и западу от последней, не более 600 или 700 сажен, основались и устроились эти две слободки; одна на урочище Полуденке, другая на Доломановке, которая в простонародьи называлась Солдатской слободкой.

    Когда в 1779 году Крымские армяне под начальством и руководством князя Аргутинскаго Долгорукаго и капитана русской службы Степана Чалхушьяна двинулись из Крыма в Россию и по совету своих депутатов Арутюна Халыбова и Карабета Ахашева избрали местность для поселения урочище Полуденку, где уже водворилось было лучшее предградие Ростовской крепости – по воле Манархини жители полуденского форштадта, забрав «свои пожитки и домы» перешли ниже крепости на Солдатскую слободку или Доломановку. А через семнадцать лет указом Императора Павла I от 12 Декабря 1796 года крепость Св. Дмитрия с новым своим форштадтом на Доломановке названа в первый раз городом Ростовом, а окрестный край, с большею частью земель Черноморскаго войска, Нахичеванью, Таганрогом, Азовом и Кагальником, составили Ростовский уезд новообразованной Новороссийской губернии.

    keWXWrCHeic.jpg

    В 1779 году армяне с разрешения Екатерины II , с восточной стороны от крепости образовали поселение Нор-Нахичеван. Так рядом с Ростовом образовался совершенно новый город под названием Нахичевань.
    После того как к территории России были присоединены кубанские земли, Ростовская крепость теряет свое значение и статус, в связи с этим Александром I был назначен статус уездного.
    В 1811 году город Ростов получает герб.

    7777.png
    Герб, утверждённый в 1811 г.

    В последствии стены крепости были снесены, рвы заложены в городе расширяются улицы, переулки и жители в основном занимаются торговлей.

    1280px-Rostov-na-Donu_1811.jpg
    «Прожектированный» план города Ростова Екатеринославской губернии 1811 года

    Вместо деревянных домов в городе появляются каменные дома. Свое процветание город Ростов-на-Дону начинает в 1835 году, здесь была разрешена крупная торговля товарами, которые шли через Таганрог и Мариуполь. Вторая половина XIX века характеризуется для Ростова стремительным развитием торговли.

    Увеличивается число заводов и фабрик и, главное, усиливается производство на них и обороты достигают солидных сумм. Причем число заводов и фабрик:

    В 1863 г.:

    Макаронных - 3
    Табачных - 3
    Пивоваренных и медовых - 1
    Чугунноплавильных - 3
    Колокольных - 1
    Известковых - 2
    Рыбных - 3
    Галетно-сухарных - 1
    Свечных - 2
    Мыловаренных - 1
    Кирпичных - 1
    Канатных - 2
    Кожевенных - 4
    Салотопенных - 1

    Всего: - 28

    В 1867 г.:

    Макаронных - 4
    Табачных - 3
    Пивоваренных и медовых - 2
    Чугунноплавильных - 3
    Химический - 1
    Колокольных - 1
    Водочных - 2
    Известковых - 3
    Рыбных - 5
    Галетно-сухарных - 1
    Свечных - 5
    Мыловаренных - 5
    Кирпичных - 2
    Канатных - 3
    Кожевенных - 5
    Салотопенных - 1

    Всего: - 40

    Все производство на этих заводах и фабриках простирается в 1867 году до 2 миллионов р. с.; 4/5 части фабрикантов идет в окрестные места, в земли войска Донского и на Кавказ, и «в последние десять лет Ростов из небольшого уездного городка превращается в громадный по своей торговле и промышленности…».

    В этом 1867 году первые из ростовцев — братья Сидоровы — получают на Всемирной парижской выставке серебряную медаль за рыболовные снасти. Кроме названных фабрик и заводов в г. Ростове в 1867 году мы застаем следующие торговые, промышленные заведения и лавки:

    Контор Пароходства и торговли - 1
    Хлебных контор - 13
    Паровых мельниц - 2
    Контор страхования зданий и транспортирования кладей - 5
    Контор публичных нотариусов - 4
    Аптек - 3
    Гостиниц - 8
    Складов спирта - 2
    Иконописных заведений - 1
    Кондитерских заведений - 2
    Булочных заведений - 23
    Колбасных заведений - 4
    Шапочных и картузных заведений - 8
    Фруктовых погребов - 4
    Буфетов - 2
    Галантерейных лавок - 31
    Мануфактурных лавок - 39
    Бакалейных лавок - 77
    Скобяных и железных лавок - 35
    Кожевных лавок - 14
    Соляных лавок - 7
    Бакалейных лавочек и ларей - 91
    Мучных лавок - 51
    Мясных лавок - 30
    Рыбных лавок - 21
    Торговых бань - 7
    Харчевень - 38
    Хлебных ларей - 16
    Ветряных и водяных мельниц - 20
    Постоялых дворов - 36
    Ренсковых и русских погребов - 21
    Питейных домов - 271
    Артелей плотников, штукатуров, каменщиков и ремесленных заведений - 170
    Табачных лавок - 7
    Типографий и литографий - 4
    Фотографий - 3
    Почтовых станций - 1
    Кузниц - 51
    Лавок с восковыми свечами - 2
    Лесных бирж - 6
    Складов шерсти - 1
    Сахарных складов - 2

    Считая и вышеозначенные заводы и фабрики, число всех торговых заведений г. Ростова в 1867 году равняется — 1223


    В начале XX века территория Ростова уже увеличена почти в два раза. Город процветает, так же процветает промышленность, и на территории города уже имеется более 140 промышленных предприятий.

    И только сейчас, спустя столько времени, Ростов-на-Дону по праву можно назвать столицей Юга России. Сейчас Ростов привлекает интерес многих людей, они хотят посетить множество культурных мест, находящихся в Ростове, ознакомиться с его богатой промышленностью и увлекательнейшей историей создания и развития.

    1 (1).jpg
    Ново-Покровская церковь.

    2.jpg
    Окружной судъ

    3.jpg
    Спуск Большой проспектъ.

    4.jpg
    Садъ и театръ Буффъ.

    5.jpg
    Николаевскiй переулокъ

    6.jpg
    Большой проспектъ.

    7.jpg

    8.jpg
    Большая Садовая улица.

    9.jpg
    Базаръ.

    10.jpg
    Реальное училище.

    11.jpg
    Мужская гимназия.

    12.jpg

    13.jpg
    Пристань у моста.

    14.jpg
    Угол Большой Садовой и Таганрогскаго Проспекта. (Грандъ Отель).

    15.jpg
    Гостиница
    Кузнецова.

    16.jpg
    Новый Соборъ.

    17.jpg
    Гостиница Московская.

    18.jpg
    Коммерческiй клубъ.

    55.jpg
    Коммерческiй Клубъ.

    19.jpg

    20.jpg
    Общiй видъ.

    21.jpg
    Большая Садовая улица.

    23.jpg
    Большая Садовая улица.

    28.jpg
    Большая Садовая улица, уголъ Богатянскаго пер.

    31.jpg
    Большая Садовая и гостиница Кузнецова.

    47.jpg
    Большая Садовая улица.

    48.jpg
    Видъ на Большую Садовую улицу.

    53.jpg
    Большая Садовая улица.

    22.jpg
    Новый Соборъ.

    24.jpg
    Общiй видъ съ Собороной Колокольни Стараго Собороа.

    25.jpg
    Домъ Волжско-Камскаго Коммерческаго Банка.

    26.jpg
    Театръ Мошонкина.

    27.jpg
    Общiй видъ.

    29.jpg
    Таганрогскiй проспектъ.

    30.jpg
    Гостинница Асторiя.

    32.jpg
    Чугунный мостъ черезъ реку Донъ.

    33.jpg
    Окружной Судъ.

    34.jpg
    Ворота городского сада.

    35.jpg
    Богадельня.

    36.jpg
    Мореходное учебное заведенiе, Яхта.

    37.jpg
    Мореходное учебное заведенiе, Буэръ.

    38.jpg
    Пристань.

    50.jpg
    Пристань.

    39.jpg
    Училище имени Токарева.

    40.jpg
    Церковь Краснаго Креста.

    41.jpg
    Соборъ.

    42.jpg

    43.jpg
    Синагога Ремесленниковъ.

    44.jpg
    Московская улица.

    45.jpg
    Реальное училище учреждённое М.К. Шкитко.

    46.jpg
    Городская больница.

    49.jpg
    Городской театръ.

    51.jpg
    Городской домъ.

    52.jpg
    4-я Выставка садоводства.

    54.jpg
    Собранiе О-ва Приказчиковъ.

    56.jpg
    Набережная

    58.jpg
    Вид на набережную с Дона

    57.jpg
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    kotov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 дек 2015
    Сообщения:
    2.443
    Спасибо SB:
    4.032
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московия
    Имя:
    Волонтёр
    Интересы:
    Разные
    Супер интересно вспомнить 1970-е в Ростове и грустно на первом цветном фото не узнал район с храмом... Благодарю за экскурс:sbgirl:
     
    Юниор и Wolf09 нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Хорошо. Давайте окунёмся для начала в 60-е прошлого столетия.

    В парке им. Максима Горького

    1.1.jpg 2.jpg

    3.jpg 6.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    47.jpg
    Фонтан в парке им. Максима Горького

    48.jpg
    Фонтан в парке им. Максима Горького

    7.jpg

    8.jpg 36.jpg

    9.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    49.jpg
    Фонтан в парке им. Максима Горького

    12.jpg

    13.jpg

    14.jpg

    В парке Вити Черевичкина

    15.jpg

    18.jpg


    В парке Островского

    17.jpg

    19.jpg

    20.jpg

    21.jpg

    26.jpg

    22.jpg

    24.jpg 25.jpg

    27.jpg

    29.jpg

    28.jpg
    Район парка Островского

    30.jpg
    Вдоль ограды парка Революции

    51.jpg
    Фрагмент решетки парка Революции

    31.jpg
    Вид на город

    32.jpg
    Впереди Театральная площадь

    33.jpg
    Впереди улица Советская

    34.jpg
    Драматический театр

    35.jpg
    Кинотеатр Россия

    37.jpg
    На Театральной площади

    38.jpg
    На Театральной площади

    50.jpg
    Фонтан на Театральной площади

    42.jpg
    Театральная площадь

    43.jpg
    Театральная площадь

    39.jpg
    РИИЖТ (Ростовский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта)

    40.jpg
    РИИЖТ (Ростовский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта)

    41.jpg
    РИИЖТ (Ростовский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта)

    44.jpg 45.jpg
    У фонтана

    46.jpg
    Ул. Советская и начало ограды парка Революции
     
    Последние данные обновления репутации:
    Сусанна: 1 пункт (За фотографические свидетельства и память) 12 дек 2017
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Городская набережная, названная гордым именем одного из знаменитейших русских флотоводцев адмирала Федора Ушакова — одна из самых известных достопримечательностей города.
    История набережной Ростова – это история торговли по воде и в то же время эволюция благоустройства города.
    Все поселения в районе Ростова начинались с воды.

    История ростовской набережной неразрывно связана с историей улицы Береговой – одной из старейших улиц города.
    На месте старинной дороги сформировалась улица, названная в 60-х годах XIX века Береговой. Получивши однажды это название, она никогда не переименовывалась.

    img_5745_1.jpeg

    Улица осваивалась очень интенсивно, не оставляя свободных участков. Строения стояли стена к стене.
    В связи с частыми пожарами Городская Дума запретила в 1873 году деревянное строительство на Береговой улице.
    Здания здесь должны были быть кирпичными и с крышей из железа.

    Узкая Береговая улица не удовлетворяла растущие потребности грузового товарооборота. Проблема была решена путем наращивания, расширения берега, сооружения рядом с улицей насыпной, каменной набережной, предусмотренной еще первым городским планом 1811 года.
    Первый проект строительства набереж-ной был выдвинут военным строителем - подполковником Шмелевым в 1834 году.
    Проект остался на бумаге – не нашлось средств.

    В 1842 году ростовцы добиваются разрешения на постройку набережной по проекту корпуса инженеров капитана барона Фиркса.
    По этому проекту набережная шла на протяжении 433 саженей (924 метра) и представляла ряд свай с каменной отсыпью откосов.
    Работы были сданы с торгов керченскому купцу Сазонову, но контракт не утвердили, а начатые работы прекратили.
    Осуществление работ по благоустройству набережной растянулось на долгие годы. От бесконечных разговоров в 1895 г. переходят к делу, и начинается постройка портовой набережной.

    После многих неудачных попыток в 1895-1905 гг. удалось, наконец, построить грузотоварную набережную.
    В проект входило устройство пирса, водопровода, электрического освещения, столовой и чайной, а также оборудование набережной механическими кранами.

    Набережная являлась самым оживленным местом. Сезонные рабочие нанимались в порт в поисках заработка. Здесь находились громадные каменные корпуса хлебных амба-ров, склады железа, меди и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, таможня, биржи по торговле рыбой и прочее. Здесь были сосредоточены пароходные пристани пассажирского и грузового движения. Порт был известен особенно хлебными грузами. Суда с пшеницей шли в Голландию, Англию, Италию, Грецию, Францию, Испанию. Зерновые экспортные склады середины – конца XIX в. и сейчас можно увидеть у берегов Дона по ул. Береговой, 47-51 (пять корпусов) – всем известные как «Парамоновские склады».

    Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний — в конце 1890-х годов. Строили склады инженеры В. Якунин и Эрнст Шульман.
    За время своего существования склады принадлежали разным владельцам и фирмам, но их принадлежность до сих пор приписывается одному хозяину, знаменитому зернопромышленнику Елпидифору Парамонову.

    Инженеры грамотно воспользовались уникальной природной особенностью данного места — родниками, круглый год бьющими со склона донского берега. Они собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба сквозь складские помещения. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом — 9°C. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна.


    1.jpg
    Суда у причала;на втором плане-вид части города

    2.jpg
    Вид на набережную с реки Дон

    3.jpg
    Вид домов на набережной;на первом плане-общий вид строительных работ

    4.jpg
    Вид части набережной;на первом плане-железнодорожный состав и лес,приготовленный для транспортировки

    5.jpg
    Суда у причала;на первом плане-группа горожан

    6.jpg
    Группа рабочих и подрядчиков на новой набережной

    7.jpg
    Загрузка мешков с товаром,выгруженным из железнодорожных вагонов,на баржу

    8.jpg
    Рабочие за разгрузкой угля на склад антрацита и курного угля П.Я.Волкова на набережной;на втором плане-вид части города

    9.jpg
    Судно Негропонте у причала

    10.jpg
    Рабочие на строительстве набережной;на первом плане (в лодке)-водолаз в скафандре

    11.jpg
    Вид складов на набережной

    12.jpg
    Управляющие строительством.подрядчики и рабочие на строительстве набережной

    13.jpg
    Рабочие на строительстве набережной

    14.jpg
    Рабочие на строительстве набережной

    15.jpg
    Забивка свай и закладка фундаментов во время строительства набережной

    16.jpg
    Общий вид строительных работ на набережной

    17.jpg
    Общий вид строительных работ на набережной

    18.jpg
    Вид складов на набережной

    19.jpg
    Разводной мост через Дон

    33333.jpg
    Пристань у моста.

    post-9600-1208361183.jpg

    20.jpg
    Станция Ростов-на-Дону

    21.jpg
    Вокзал станции Ростов

    0_efe35_f4b3c918_XXXL.jpg

    000.jpg
     
    vitaly_cn, kotov и Дождевой Земляк нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    История Ростовских мостов

    Первый постоянный наплавной мост появился в створе Таганрогского проспекта (Буденовского). Дату его постройки можно определить между 1781 и 1811 годами.
    Разные источники дают разные данные, но учитывая неспешный темп жизни в те времена можно предположить, что источники не ошибаются, а просто мост рождался не сразу и не легко.

    195150_900.jpg

    Наложения этого фото на современный вид



    В течении дня это мост несколько раз разводился. А на зиму он пришвартовывался к берегу. Как люди, а главное телеги, переправлялись с берега на берег в это время, неизвестно.
    Вероятно паромами, по льду, на казачьих «дубах» (такие большие лодки) и кто как может.
    Это фото 1913 г.

    195559_900.jpg

    мост.jpg

    62289196.jpg

    Известно, что в 1926 году этот мост приподняли над уровнем воды установив на понтоны. Но он продолжал оставаться низководным.
    Незадолго до войны рядом с наплавным мостом началось строительство высоководного моста.

    Мост во время Великой Отечественно Войны.

    888.jpg

    На фото наша пехота вступает на ВЫСОКОВОДНЫЙ мост. Это видно. Видно и то, что этот мост в створе Буденовского.
    Несмотря на то, что фото сделано с правого берега, местоположение моста можно определить по ориентации его к складским строениям на южном берегу залива «Ковш».
    Хотя надо признать, что при оккупации немцы очень быстро построили не один, а целых два моста – понтонный и высоководный.
    На следующем фото хорошо виден уже готовый понтонный мост (на 70 метров выше по течению от Буденовского) и начало строительства высоководного моста в створе Буденовского.

    999.jpg

    У Вермахта был целый комплекс унифицированных модулей для строительства мостов производства фирмы «Brueckengeraet» Переводится с немецкого как «Мостовое имущество».
    На следующем фото - секция понтонного моста этой фирмы,с помощью которых можно было быстро собрать мост любой длины.

    222.jpg 111.jpg

    А на этом фото строительство наплавного моста с помощью металлических ферм этой фирмы.

    333.jpg

    Именно из таких ферм построен высоководный мост в створе Буденовского во время второй оккупации Ростова-на-Дону.
    На этом фото хорошо виден высоководный мост и телега, едущая по понтонному.

    444.jpg

    На этом фото начало строительства моста. Установлена первая мостовая ферма.

    555.jpg

    На этом фото понтонный мост, уже виденный нами.
    Но фото интересно тем, что на нем запечатлена одна из ростовских достопримечательностей – причальная тумба, отлитая на заводе Пастухова.
    При желании эту тумбу можно найти на современной набережной.

    6666.jpg

    P1070178.JPG

    Еще одно фото понтонного моста, сделанное у начала высоководного на левом берегу.

    777.jpg

    В кадрах Советской кинохроники нашел общий вид высоководного моста существовавшего до второй оккупации города.

    7777777777777777777.jpg

    Ещё виды понтонного моста.

    888.jpg

    01.jpg

    02.jpg

    Если внимательно смотреть последние фото, заметно, что мост постоянно менялся, менялась форма и количество понтонов. Вероятно мост постоянно модернизировался.
    Посмотрите на высоководный мост зимой 42-43 гг. Как раз в это время группировка Паулюса замерзала в Сталинграде.

    03.jpg

    И посмотрите на немецкий радостный плакат о строительстве моста через Дон.

    05.jpg

    На этом фото мост в створе Семашко или близко нему.

    06.jpg

    На фото лето 42-го. Ростов взят немцами, это видно по понтону уже упомянутой фирмы «Brueckengeraet» . Для чего им было строить низководный мост в километре от высоководного?
    На фото хорошо виден семиэтажный доходный дом Рецкера – Хосудовского (в советское время гостиница «Дон»). А известно, что обломки этого дома использовались немцами при строительстве насыпи к высоководному мосту. Значит высоководный только строится. Или это не мост, а причал? Или паромная переправа? Непонятно. В любом случае это сооружение не пережило боев за освобождение Ростова в феврале 1943-го.
    На этой немецкой аэрофотосъемке 43-го года хорошо видны оба разрушенных железнодорожных моста, виден разрушенный высоководный, а моста в створе Семашко нет и следа.

    07.jpg

    Немного о послевоенной судьбе высоководного. Его восстановили. Это видно на фото. Можно различить немецкие фермы.

    08.jpg

    И модернизировали. На фото 1955 г. уже не видно немецких ферм, но зато появилось освещение.

    09.jpg

    А это фото начала 60-х. Последние годы существования высоководного моста на Буденовском. Его называли Автогужевым. Красивое название.

    10.jpg

    Стоит еще посмотреть на остатки всех этих мостов на современном левом берегу Дона. Дальняя красная стрелочка показывает на мощный бетонный пирс - памятник всем мостам на Таганрогском - Буденовском.
    Средняя стрелочка показывает на некие конструкции, которые вероятно остались от понтонного. Ближняя стрелочка показывает на известную всем насыпь с флагштоками, которая, вероятно, осталась на месте моста (причала, переправы) в створе Семашко.

    11.jpg

    12.jpg
    На фото понтонный мост, а вдали виден мост в створе Семашко

    Автор статьи Андрей Соколов
    http://meotyda.ru/comment/763
    http://andrey-meot.livejournal.com/54594.html


    Переправа во время войны по понтонному мосту

    47106_900.jpg

    0001111.jpg

    000222.jpg

    000333.jpg

    00444.jpg

    00555.jpg

    00666.jpg

    photo132.jpg
     
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    8.jpg

    9.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    13.jpg

    14.jpg

    15.jpg

    16.jpg

    17.jpg

    18.jpg

    19.jpg

    20.jpg

    21.jpg

    22.jpg

    23.jpg

    24.jpg

    25.jpg

    26.jpg

    27.jpg

    28.jpg

    29.jpg

    30.jpg
     
    Сусанна, Юниор и PaulZibert нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    777777777.jpg
    Аэросъемка Ростова на Дону во время ВОВ. Фото сделано с немецкого самолета.
     
    Юниор и kotov нравится это.
  9. Offline

    Сусанна Полковникъ

    Регистрация:
    11 авг 2016
    Сообщения:
    102
    Спасибо SB:
    121
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Rostov
    Интересы:
    Поиск информации
    http://smolbattle.ru/data/attachments/552/552725-686015009de9ed72223da3cd932f0153.jpg

    Вертушки эти в парке Островского помню еще были живы в 80-е годы. Они такие необычные. Спасибо за воспоминания!
    Сообщения объединены, 12 дек 2017, время первого редактирования 12 дек 2017
    Очень интересно увидеть столько фотографий города. Жаль, что не сохранились многие здания. И не по вине захватчиков, а из-за халатности, глупости или жадности современных градоначальников. Здания, которые были памятными, примечательными местами Ростова уже разрушены или почти разрушены. Центр заполнен жуткими архитектурными монстрами, не вписывающимися в стиль Старого Города.
     
    Wolf09 и Юниор нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    nku5fclsqta7v2zwhb.jpg

    t9cs1fca49dlg6c47o.jpg
    Субботник на набережной. 1968-1970 гг. Автор: Струков Л.И.

    2mzt633xx5ldxieshf.jpg
    Бывшее здание экспортных зерновых складов. Фото 1993 год.
    Здание изначально построено под зерновой склад в 1889 году по проекту архитекторов Якунина и Шульмана.
    Принадлежало Е.Т. Парамонову для хранения зерна (1,2 этажи) и для конторских помещений (3 эт) до 1917 г.
    Вход на 2 и 3 эт. осуществлялся с северной стороны с промежуточной террасы входа.
    Памятник промышленной архитектуры последней четверти XIX века. Одних из немногих сохранившейся на Дону и Приазовье.

    twd8614zladlhi1fm9.jpg
    Вид на здания зерновых складов. 1942 год. Фото немецкого военнослужащего в период оккупации.

    5.jpg
    Вид на здания зерновых складов. 1942 год. Фото немецкого военнослужащего в период оккупации.
     
  11. Offline

    kotov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 дек 2015
    Сообщения:
    2.443
    Спасибо SB:
    4.032
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московия
    Имя:
    Волонтёр
    Интересы:
    Разные
    Интересная фотография ж\д и авто моста через Дон. Сейчас авто мост новый в 1966 году не было.
     
    Юниор нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В боях за освобождение Ростова в ноябре 1941 года принимали участие донские казачьи части, части народного ополчения и отряды рабочих.
    Особо отличились бойцы 33-го мотострелкового и 230-го конвойного полков, а также Ростовский полк народного ополчения.
    Переправившись по тонкому льду через Дон, эти части первыми ворвались в город и завязали уличные бои.
    Несмотря на ожесточенное сопротивление врага, части центральной группы 56 армии совместно с новочеркасской группой 9 армии и ростовскими ополченцами 29 ноября освободили Ростов.

    1.jpg 2.jpg
    Начало штурма Ростова

    На фото - на Командном пункте 230-го полка НКВД. В центре — комбат-2 (2-го батальона) старший лейтенант М.В. Галушко накануне наступления на Левом берегу Дона.
    Участок обороны 230-го полка НКВД в ноябре находился в районе Зелёного острова. Бойцы данного полка осуществляли так же атаки уже в занятый немцами город (район Нахичевани).

    3.jpg
    Советские войска накануне штурма

    На фото бойцы пулеметного расчета в дни предшествующие первому освобождению Ростова.

    4.jpg
    Пулеметчики на левом берегу Дона

    Истребитель использовался в качестве электрогенератора для нужд советского эвакогоспиталя расположенного в доме №19 по пер. Подбельского (пер.Соборный)

    2yy239smtbfksnmndd.jpg
    Фото немецкого фотографа периода оккупации


    2.jpg
    Фото немецкого фотографа периода оккупации

    Подбитая советская техника на пр. Буденновском

    3.jpg
    Подбитый советский огнеметный танк ХТ-133 и 76-мм пушка УСВ. Ноябрь 1941 года.
    В центре снимка здание бывшей сельскохозяйственной выставки.

    4.jpg
    Подбитый советский огнеметный танк ХТ-133 и 76-мм орудие на перекрестке Буденновского проспекта и улицы Шестой (Варфоломеева). Снимок сделан в ноябре 1941 года.

    5.jpg
    Вход на Старый базар. Фото немецкого фотографа периода оккупации.

    6.jpg
    БТ-7 на Комсомольской площади.
     
    Воронино, Юниор и PaulZibert нравится это.
  13. Offline

    kotov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 дек 2015
    Сообщения:
    2.443
    Спасибо SB:
    4.032
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московия
    Имя:
    Волонтёр
    Интересы:
    Разные
    Благодарю за уникальные фото боёв за прибрежные, центральные улицы города помню по 1966-197о годы учёбы. В основном сохранились . Что сейчас -не узнать .
     
    Юниор и Wolf09 нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Митинг в первые дни освобождения Ростова. На бронеавтомобиле капитан 5-го гвардейского корпуса С.Р. Бруменский.

    glwsg0sw8oe25e0g1m.jpg
     
    Сусанна, Юниор и kotov нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Участники революции 1905 г. на ул. 1-ой Советской.
    1957 год.

    e1b2d4ejcx3ue9gvq1.jpg
     
    Воронино, Сусанна и Юниор нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Парад частей 1-ой Конной армии в честь освобождения Ростова от белогвардейцев.
    1920 год.

    ea8dr3agzhk1ksw28t.jpg

    Восстановление Буденновского моста. 1943-1947 гг.
    Фото из книги В. Лобжанидзе, Г. Лаптев, Путешествия по старому Ростову, "Донгрейн", 1999

    1dgnxm2la54j54942m.jpg


    У фонтана "Грот". 1948-1949 гг.
    Автор: В.Д.Кондратенко

    uu9ssr9c2p91t1na2o.jpg

    У фонтана. 1952 год.

    jcy7x93fcryjkdo27e.jpg

    Последний выпуск кулинарной школы. 1912 год.
    Фото из книги В. Лобжанидзе, Г. Лаптев, Путешествия по старому Ростову, "Донгрейн", 1999

    v6xvyl9jxbixpo6jv4.jpg
     
    Сусанна и Юниор нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    У памятника Ю.А.Гагарину на базе отдыха "Чайка" (В наше время база отдыха АО "Южтехмонтаж")
    1974 год.

    cfs9c82mtrnmmio2lj.jpg

    o487b3yex284r3hj7i.png
     
    Сусанна и Юниор нравится это.
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ростов на Дону. 1940 год.
    Многоликая «западная» клумба в парке им. М. Горького

    37tg5hwdajif3uanxl.jpg

    1954 год.

    mqwsdwdx531uqinjno.jpg

    1957 год.

    32.jpg

    1980 год.

    g9b6o1ke51xo67rq67.jpg

    1997-1998 гг.

    tqwjmvudv7lqxf6tsy.jpg

    В парке на сохранившейся площадке между входным пилоном и колесом обозрения когда то стоял танк.
    1946 год трофейный Mark.V - «Рикардо», переданный городу в 1938 году.
    Ростову передали два таких танка «для использования их как исторических памятников гражданской войны».
    Танки утилизировали на 258-ом заводе в Батайске в 1978 году.

    image_0.jpg

    366374926.jpg

    screenshot_26.jpg
     
    kotov и Юниор нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Здание табачной фабрики КИМЗ. 1920-1930 гг.

    3qihx178julgo6bux9.jpg

    Здание было разрушено во время боёв 1941-43 гг

    bhwhqmdwaoc5u2p8fv.jpg

    Танки MK-V на Таганрогском проспекте. 1919-1920 гг.
    Первые английские танки Mk-V (Рикардо) прибыли в Россию в марте 1919 года.
    В январе 1920 года в ходе боев за освобождение Ростова от белогвардейцев бойцами Красной армии было захвачено 9, а в ходе боев за освобождение Таганрога 19 танков Mk-V.
    Два танка Mk-V стали экспонатами музея революции открытого в ротонде городского сада в 1930 году (смотри фото постом выше)

    ox2szqo0w1tc0wh27r.png
     
    Сусанна, kotov, Юниор и 2 другим нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ростов-на-Дону. Рынок.
    Май 1919

    0_1e7dd0_a564263d_orig.jpg
     
  21. Offline

    РоманХ.Т. Фельдфебель

    Регистрация:
    20 ноя 2018
    Сообщения:
    34
    Спасибо SB:
    135
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новгород Великий,Россия
    Имя:
    Роман
    Интересы:
    амуниция,нумизматика,металлопоиск
    Спасибо!Очень интересно и информативно.
     
    kotov, Wolf09 и Юниор нравится это.

Поделиться этой страницей