Русская тройка

Тема в разделе "Разговоры о истории", создана пользователем Юрмальчанин, 13 сен 2017.

  1. Offline

    Юрмальчанин Команда форума

    Регистрация:
    11 июл 2017
    Сообщения:
    1.111
    Спасибо SB:
    5.592
    Отзывы:
    344
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Юрмала
    Имя:
    Василий
    Интересы:
    Юрмала; русские в Латвии
    Русская тройка

    Я создал эту тему, как филокартист. Очень надеюсь, что к ней подключатся эксперты и собиратели из других областей.

    «Вот мчится тройка почтовая...»

    Мощный рысак-коренник и две пристяжные с изогнутыми «лебедиными» шеями, идущие галопом, звон колокольчиков и бубенцов – этот образ давно стал символом России, символом русской удалой и широкой души. И сейчас без «птицы-тройки» не обходятся народные праздники-гуляния, на ней приезжают под Новый год Дед Мороз и Снегурочка, её порой заказывают на свадьбу, на ней катают заморских гостей.

    17.jpg




    Несколько фактов.
    Уникальность Тройка – это чисто русская старинная упряжь и затея, ибо никто, кроме русских, не ездил на тройке лошадей. Особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног, а более легкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда, выглядит очень гармонично и красиво. Такая комбинация разложения «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость. Коренник должен быть на несколько сантиметров выше пристяжных, уравновешенным по характеру, однако пристяжки должны признавать в нем лидера, ибо он, по сути, единственная «управляемая» лошадь в упряжке.

    11.jpg

    Скорость Русская тройка считалась самой быстрой. Она могла развивать скорость до 50 километров в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата!

    16.jpg


    Порода лошадей Тройки ассоциируются у нас, в основном, с орловскими рысаками. А до того, как граф Орлов вывел эта породу, наибольшей популярностью пользовались некрупные и неказистые, но очень выносливые и быстрые вятские лошади. Еще один тип лошади для быстрой езды был выведен Забайкалье. Это – так называемые «бегунцы» с ярко выраженной рысью. Их, как правило, запрягали в пассажирские повозки. Лучшая тройка — это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.


    Применение В царские времена на тройках ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные, важные господа и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.

    22.jpg
    4.jpg
    5-1.jpg
    21.jpg
    Грузинский П. Масленица.jpg
    12.jpg
    15.jpg


    Украшение Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка. Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой.

    В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты.

    Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось - дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.

    Поддужные колокольчики выполняли две функции. Главной была сигнальная. Колокольчик издавал громкий, требовательный звон, который был слышен за две версты. Другая функция эстетическая. Курьерам, пассажирам и ямщикам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Поэтому звон колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Еще раз заметим, что такие понятия, как тройка, дуга, поддужный колокольчик, были чисто русскими и за пределами тогдашней России не встречались. Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа.

    Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми тройками появились тройки многочисленных частных владельцев. Потребности в изготовлении колокольчиков быстро росли. Литье колокольчиков в России с самого начала приняло кустарный характер. Кустарные предприятия были мелкими, но получили широкое распространение во многих городах и селениях страны. Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, который выгодно располагался посредине тракта Петербург - Москва, главной почтовой магистрали России. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

    Многие мастера любили снабжать свои изделия литыми надписями и украшениями. Год изготовления обозначался с начала XIX века. Часто ставилось имя мастера и место изготовления. Интересны отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы: "Дар Валдая" (слова из песенной строки "И колокольчик - дар Валдая"), "Кого люблю, того дарю", "Купи, не скупись, езди, веселись", "Звенит - потешает, ездить поспешает" и другие. Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.

    Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей.

    Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятие звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать "гамму" - созвучную группу, производившую при езде "согласный" звон.

    К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием "ямской гармони". Источник: Анатолий Ганулич, журнал "Охота" 1998 – 5 http://www.zooclub.ru/horses/8-2.shtml

    Надеюсь, что лучше об этом расскажут эксперты в этой области.

    7.jpg
    8.jpg
    9.jpg
    10.jpg


    Русские тройки нашли широкое отражение в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, фольклоре.

    Самокиш Н. Тройка.jpg
    troika-perov+.jpg
    Палех. Тройка. Смирнов.jpg
    18.jpg
    19.jpg
    Пряничная тройка.jpg
    водка.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Шикарная тема!) 14 сен 2017
    Юлиа: 1 пункт (Какая интересная тема!) 7 дек 2018
    Пчелка: 1 пункт (Узнала кое-что новое! Спасибо!) 21 мар 2020
    Последнее редактирование модератором: 14 сен 2017
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    8783_5.jpg

    9bf31c7ff062936a96d3c8bd1f8f2ff3autor_id.jpg
     
    Duplik, Andrey70, Юлиа и 2 другим нравится это.
  4. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.466
    Спасибо SB:
    4.934
    Отзывы:
    208
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕЗАВТОМОБИЛЬНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    Автомобили на улицах городов давно стали не роскошью, а средством передвижения. И мы даже не задумываемся, как некоторое время назад люди перемещались из точки А в точку Б. Например, как русские писатели обходились без автомобиля в XIX веке.
    Энциклопедию русского безмоторного транспорта в литературе составила Софья Багдасарова.

    Вот что писал Владимир Соллогуб в повести «Сережа»:
    «Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог;
    вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда;
    вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик;
    вот дормез,
    вот коляска,
    а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе»
    .

    Итак, начнем расшифровку.

    Б — БРИЧКА

    [​IMG]
    Том Уинанс. Русская тройка. 1847

    Слово польского происхождения обозначает легкую повозку, зачастую без рессор, с открытым верхом. Главный параметр — невыносимый шум.

    Согласно Льву Толстому, бричка подпрыгивает, у Шолохова она везде гремит или громыхает, а Серафимович пишет, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». «Бричка запрыгала, затрещала по всем швам и со звоном понеслась вниз», — уточняет Арцыбашев. Давид Бурлюк, посвящая стихи некоей птичке с невыносимым голосом, сравнивает ее со старой разломанной бричкой. У Чехова она взвизгивает и звякает всеми своими частями. В общем, недаром именно на этот несолидный вид транспорта усаживает своего ЧичиковаГоголь.


    В — ВОЗОК

    [​IMG]
    Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской


    Термин употреблялся для зимнего вида транспорта — крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа — «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

    У Салтыкова-Щедрина детей запихивали в возок, «как сельдей в бочонок, и при этом закутывали так, что дышать было трудно». Замерзшие на улице, они быстро согреются, потому что «через минуту нас затискают в крытый возок и так, в закупоренном виде, и доставят по назначению» («Пошехонская старина»).

    Отмечают, как он легко шел по снегу. Борис Чичерин честно признается: «Когда я, разряженный, сел на возок, мне хотелось все ехать и ехать и никогда не доехать». Наконец, «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок», в котором отправляется у Некрасова жена декабриста княгиня Трубецкая. Транспорт этот считался тяжелым, неуклюжим и барским, старомодным: в «боярском возке» везут провинциальную Татьяну Ларину на ярмарку невест.


    Д — ДОРМЕЗ

    [​IMG]
    Дормез


    Словом, происходящим от французского «спать», называли большие кареты, в которых можно было вытянуться. Покупка иностранных дормезов была предметом гордости. НеслучайноЖуковский пишет на Чичерина эпиграмму: «Сибири управленьем / Мой предок славен был, / А я, судьбы веленьем, / Дормез себе купил».

    Повозка была тяжелой с торжественным ходом: «Тяжелый венский дормез, с форейтором, шестериком вороных, медленно выехал, погромыхивая, из Бронной» (Григорий Данилевский. «Сожженная Москва»).


    Д — ДРОВНИ

    [​IMG]
    Николай Сверчков. С хворостом. 1870-е. ГЛМ


    Дровни — это крестьянские сани для перевозки грузов. Писатели XIX века сами на подобном не ездили, зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку. Поэтому-то в 1918 году Цветаева патетически восклицает: «Кровных коней запрягайте в дровни! / Графские вина пейте из луж!»


    Д — ДРОЖКИ

    [​IMG]
    Неизвестный художник. Серый жеребец, запряженный в дрожки. 1-я половина XIX века


    Этим говорящим словом называли легкий экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость — и, естественно, дрожать. У Пушкина дрожки «удалые» и увозят «красоток молодых», «щегольские»; у Лермонтова — «лихие». На «щегольских дрожках» ездит неприятель Голядкина в «Двойнике» Достоевского. Звуки они издают следующие — дребезжат (Алексей Жемужников, Константин Фофанов) и гремят (Иван Никитин).

    Булгарин пишет, что дрожки — это «самый беспокойный экипаж в мире». «Это не экипаж, — кричали цивилизаторы, а пытка; он постыдный остаток варварства, он трясет все существо человека не хуже лихорадки», — писал Иван Кокорев в рассказе «Извозчики-лихачи и ваньки».


    К — КАБРИОЛЕТ

    [​IMG]
    Джон Корни. Джентльмен с парой своих лошадей, запряженных в экипаж. 1806. Йель


    Это были легкие двухколесные экипажи без козел — то есть для людей, которые хотели править самостоятельно. Экипаж этот был элегантным. Так, у Писемского «неуклюже и робко полез в довольно высокий кабриолет» персонаж по имени Елпидифор Мартыныч, чье имя сразу выдает его неуместность в щегольском транспорте.

    В них хорошо было катать девушек: «Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу» (Александр Шеллер-Михайлов). Управлять им было так легко, что за вожжи брались даже дамы.


    К — КАРЕТА

    [​IMG]
    Николай Сверчков. Помещица в пути. 1855. ГРМ


    Расхожее слово обозначало закрытый экипаж на четырех колесах и рессорах. Употреблялось оно достаточно широко. А порой становилось и универсальным средством спасения — «Карету мне, карету!» («Горе от ума»).

    У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.


    К — КИБИТКА

    [​IMG]
    Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ


    Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

    Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

    Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»


    К — КОЛЯСКА

    [​IMG]
    Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей


    Четырехколесный рессорный экипаж с поднимающимся верхом. Она становится героиней одноименной повести Гоголя — владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска — вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

    Л и д и я (глядя в окно). Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! <…> Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?
    Александр Островский. «Бешеные деньги»


    Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).


    Л — ЛАНДО

    [​IMG]
    Николай Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888. Частное собрание


    Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, который по желанию превращал ее в карету. Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться: «Туда, сюда, ландо упрям; / Он всех переупрямил дам, / Принудил их переселиться / Без церемонии в другой, / А сам отправился пустой».

    Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества. Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

    У Григоровича читаем: «Cколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу карету на ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж принято в Петергофе» («Город и деревня»).


    С — САНИ

    [​IMG]
    Заводской склад в Петропавловске. Самарский областной художественный музей. Фотография: russianphoto.ru


    Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей) и т. п. В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.

    У Плещеева в «Зимнем катанье» и у других авторов их кроют ковром. В «Женитьбе» Гоголя в роспись приданого входят дрожки и «сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый». У Николая Телешова упоминаются сани «с ковровым задком и мягким сиденьем». Обильно употребляется поговорка «Не в свои сани не садись».


    Т — ТАРАНТАС

    [​IMG]
    Тарантас. 1880-е. Национальная библиотека Конгресса


    Тарантасом называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме, уменьшавшей тряску в долгом пути. Часто он ветхий и дребезжащий (Сергей Соловьев), идет вперевалку (Иван Суриков). У Соллогуба в повести «Тарантас» главный герой совершает в нем путешествие по России — разумеется, сатирическое, и колымага в итоге превращается в аллегорию.

    «Но что за тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого!.. Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, как исполинский клубок».
    Владимир Соллогуб. «Тарантас»


    Но если «тарантас скрипит» у Брюсова или Блока — то это уже нарицательное.


    Т — ТЕЛЕГА

    [​IMG]
    Телега. Открытка. Фотография: spb.aif.ru


    Если верить нашим поэтам, телега на ходу стучит (Жуковский, Пушкин, Огарев), гремит (Фет, Иван Суриков) и «скрыпит» (Некрасов), особенно если она «несмазанная», что бывало часто. Ход ее ленивый, спокойный (Иван Никитин). У Пушкина движение телеги становится аллегорией бытия («Телега жизни»).

    У Некрасова ее пассажирка — жена декабриста Мария Волконская: «…Сперва / Телега меня занимала, / Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, / Я прелесть телеги узнала».


    Т — ТРОЙКА

    [​IMG]
    Николай Сверчков. Тройка. 1865. Томский областной художественный музей


    Это не вид повозки, а способ упряжки — три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом — колесный транспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание птицы-тройки Гоголем — «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).

    Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов. Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и «Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также «тройка удалая» с «колокольчиком — даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее лихость и скорость — она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».


    Ф — ФАЭТОН

    [​IMG]
    Фаэтон императрицы Марии Федоровны. Дания. До 1821. ГМЗ Царское Село


    Легкая коляска с откидным верхом, часто двухместная, получила название в честь сына бога Гелиоса (кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе). Если верить классике, фаэтон — «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный» (Федор Кони).

    У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде. Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.

    Виртуальный тур по хранилищу карет и конской упряжки в Эрмитаже.


    https://www.culture.ru/materials/136109/entsiklopediya-bezavtomobilnoy-zhizni-v-russkoy-literature
     
    Duha, Duplik, Andrey70 и 4 другим нравится это.
  5. Offline

    Юрмальчанин Команда форума

    Регистрация:
    11 июл 2017
    Сообщения:
    1.111
    Спасибо SB:
    5.592
    Отзывы:
    344
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Юрмала
    Имя:
    Василий
    Интересы:
    Юрмала; русские в Латвии
    Немного пополню тему.
    Господа-товарищи, коллекционеры поддужных колокольчиков, бубенцов и прочих украшений троек! Очень надеюсь на вашу помощь в развитии этой темы.


    33.jpg 28.jpg 24.jpg 25.jpg 32.jpg 36.jpg 34.jpg 27.jpg 29.jpg


    Как Наполеон Бонапарт тикал из России. Заметьте, что делал он это на русской тройке!

    23.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За открытки!) 7 ноя 2017
    Последнее редактирование модератором: 7 ноя 2017
    Пчелка, Duplik, Andrey70 и 4 другим нравится это.
  6. Offline

    Юрмальчанин Команда форума

    Регистрация:
    11 июл 2017
    Сообщения:
    1.111
    Спасибо SB:
    5.592
    Отзывы:
    344
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Юрмала
    Имя:
    Василий
    Интересы:
    Юрмала; русские в Латвии
  7. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.466
    Спасибо SB:
    4.934
    Отзывы:
    208
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    [​IMG]

    Ух, и мастит русский народ на веселье! Иностранцы всегда поражались тому, с каким размахом гуляют на Руси-матушке.
    Тут тебе и кулачные бои стенка на стенку, и катание с гор на санях, и купание в проруби — кто дольше выдержит, в буквальном смысле до посинения (проигравших нередко от реки доставляли прямиком на погост), — и много чего еще, удалого, разухабистого, такого, что дух захватывает.
    Но неизменно самое большое изумление у заморских гостей вызывало катание на тройке.

    Частенько русскую тройку называют «старинным» экипажем.
    Но на самом деле этот вид запряжки лошадей относительно «молод»: первые упоминания о тройке появляются в начале XVIII века,
    а значит, троечной езде около 250 лет.

    [​IMG]
    В то время весь цивилизованный мир ездил на лошадях, запряженных попарно (цугом).
    Но русский народ всегда славился умением пойти другим путем.
    В России не признавали запряжки цугом — такие экипажи были неповоротливы, да и скорость даже при количестве 4-6 лошадей развивали небольшую.

    У нас чаще всего применялась запряжка в две лошади, поставленные рядом: более сильная лошадь шла под дугой, а вторая рядом — пристяжной. Экипаж сохранял маневренность, и всего при двух лошадях развивал скорость, сравнимую со скоростью шести лошадей, запряженных цугом.

    Россия — страна большая.
    Пока корреспонденция али указ какой из Петербурга до восточных окраин добирались, политическая и экономическая ситуация могла поменяться на прямо противоположную. Это, само собой, создавало трудности царствующим особам в управлении страной.

    Остро стоял вопрос о сокращении сроков доставки важной корреспонденции в дальние города и веси нашей необъятной родины.
    И вот однажды кто-то из почтовых ямщиков решил поэкспериментировать и впряг в такую упряжку третью лошадь…

    [​IMG]

    Имя этого новатора не сохранилось, но помянем добрым словом этого человека, создавшего не просто новый вид экипажа, а один из символов, можно сказать, бренд России. Эксперимент удался.
    Сразу выяснилось, что три лошади, запряженные в ряд, бегут гораздо быстрее, чем четыре, запряженные цугом.
    Дело в том, что боковые, пристяжные, лошади идут галопом, а центральная, коренник, идет размашистой рысью.
    Таким образом пристяжные как бы «подхватывают» коренника и помогают ему бежать и тянуть повозку.
    Слаженная тройка могла достигать скорости до 40 км/ч — невиданная резвость для XVIII века!

    Поначалу на тройках возили почту, но очень быстро поняли, что и человек может сократить время в пути, если воспользуется этой запряжкой. Однако мчащаяся во весь опор тройка требовала широкой дороги — такая повозка с тремя разгоряченными лошадьми могла запросто снести все, что попадется на пути.
    Для беспрепятственного передвижения троек были проложены особые дороги — тракты, ширина которых позволяла разъехаться двум тройкам, идущим во встречных направлениях.

    Кроме того, было введено ограничение на использование троек: если в санях или в кибитке находилось меньше, чем три пассажира, впрягать третью лошадь запрещалось.
    Исключение делали только для важных персон: государственных курьеров, генералов и царской семьи.
    Те могли ездить на тройке в гордом одиночестве.

    «Синие ведерки» не являются изобретением нашего времени.
    Спецсигнал для повозок особого значения был придуман еще в те времена, когда лошадиные силы в транспорте были настоящими, с четырьмя ногами. В культурной Европе почтовые и «особые» упряжки предупреждали о своем движении по дороге звуками почтового рожка, который сейчас стал символом почты во всем мире.

    [​IMG]

    Русские же ямщики предупреждали пешего и конного о своем приближении лихим посвистом, от которого народ шарахался в стороны, — свист прочно ассоциировался с разбойниками. Почтовое начальство решило окультурить ямское дело и пригласило из Клайпеды почтальона, который должен был обучить русских ямщиков игре на рожке.

    Ямщики приняли новшество в штыки.
    Свист был куда милее слуху русского мужика, да и лошади под него бежали бойчее, как уверяли ямщики.
    Немецкий почтальон со своим рожком уехал обратно, а ямщики продолжили свистеть. Их штрафовали и даже били батогами.

    Но это не помогло — озорной посвист разносился над российскими дорогами, и кто знает, чем бы все закончилось, если бы кто-то не додумался изготовить миниатюрную копию церковного колокола и подвесить ее под дугу.

    Поддужный звон очень быстро завоевал популярность, и мода на него распространилась по всей России.
    Знатоки умели на слух определять место производства колокольчика: касимовский, пурехский, слободской, валдайский.

    Колокольчики подвешивали к дугам на сыромятных ремнях. Ремни часто перетирались, колокольчики терялись.
    Поэтому стали крепить их к дуге по несколько штук, сначала про запас, а потом, научившись подбирать их по тону, и для благозвучия. Самый крупный из колокольчиков называли «мужик», а меньшие по размеру «бабами».

    Но простым людям было запрещено ездить с колокольчиками, как сейчас обычный водитель не может ездить с мигалкой.
    И тогда нашли способ обойти колокольный запрет: вместо колокольчиков стали вешать под дугу бубенцы.

    Бубенцы звучали потише, что отражалось на их прозвищах: «воркуны», «глухари».
    Очень быстро придумали подвешивать бубенцы не только под дугу, но и на хомуты, на постромки и уздечки.
    Подобранные по тону бубенцы при движении звенели очень красиво, такой подобранный комплект называли «ямской гармонью».

    К XIX веку тройка перестала быть привилегией государственных служащих и знатных господ.
    Правда, хорошие лошади стоили огромных денег, и поэтому троечная езда была доступна только состоятельным людям.
    Простой человек проехаться на тройке мог только по большим праздникам, когда устраивались народные гуляния: Масленица, Святки, Светлая cедмица.
    Само собой, на тройке увозили из церкви молодоженов после венчания.

    [​IMG]

    Почти 200 лет Европа могла знать о странных русских экипажах только по рассказам тех, кто побывал в России и видел тройку своими глазами.
    Говорят, что многие не верили рассказчикам — этого не может быть, так никто не ездит!
    В самом деле — русская тройка единственный в истории человечества экипаж, в котором лошади должны идти разным аллюром — коренник рысью, а пристяжные галопом. Подобного не было ни до, ни после появления тройки.

    Только в 1911 году Европа получила возможность убедиться: так ездят, да еще как ездят!
    На Всемирную выставку в Лондоне впервые была привезена тройка светло-серых орловских рысаков.
    Публика рукоплескала русскому чуду, и Россия получила первую премию.

    В 1982 году на международной конной выставке «Эквитана» в Германии русская тройка получила титул чемпиона выставки, а когда в 1989 году на другой выставке русская тройка с легкостью исполняла фигуры «высшего пилотажа» для упряжек, зрители аплодировали стоя.

    Русская тройка столь прекрасное зрелище, что, повстречав ее, люди оборачиваются и провожают долгим взглядом.
    И, правда, с чем можно сравнить стремительный бег тройки? Только с полетом птицы.
    С чем можно сравнить ее красоту? С красотой русской души.

    Николай Васильевич Гоголь написал слова, которые точно передают поэтический образ России в образе летящей по степи тройки:
    «Эх, тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, — в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».
    http://www.matrony.ru/vot-mchitsya-troyka-udalaya/
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юрмальчанин: 1 пункт (за интересный рассказ) 10 ноя 2017
    Duha, Duplik, Andrey70 и ещё 1-му нравится это.
  8. Online

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.260
    Спасибо SB:
    23.289
    Отзывы:
    583
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Цугом - немного не то!
    Мы даже танки из грязи таскали "русским" методом, цугом. :) :)

    [​IMG]
     
    Red_s и Юрмальчанин нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    21.jpg

    003_enl.jpg

    22.jpg

    0_bfecc_7384e32f_orig.jpg

    0_bfee8_fbc430b5_orig.jpg
     
    Duplik, Andrey70, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Безымянный.jpg
     
    Duplik и Andrey70 нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Гурьев Иван Петрович
    Свадебная тройка

    0_c8ad6_a43e3069_orig.jpg

    Гурьев Иван Петрович
    Тройка

    0_c8ad7_f3b1ee7_orig.jpg

    Гурьев Иван Петрович
    Тройка

    3.jpg

    Гурьев Иван Петрович
    Сбившиеся с дороги

    4.jpg
     
    Юрмальчанин, Duplik, Andrey70 и 3 другим нравится это.
  12. Offline

    Воронино Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 окт 2017
    Сообщения:
    372
    Спасибо SB:
    628
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Лена
    Интересы:
    поиск
    Море удовольствия!
    Спасибо за тему!
    Раньше были заезды троек на ипподромах.
     
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Русская тройка
    1896 год

    1.jpg
     
    Юрмальчанин, Duplik, Andrey70 и ещё 1-му нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1.jpg
     
    Юрмальчанин и Duplik нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Москва. 1907-1914 гг.
    Тверская застава

    1.jpg
     
    Юрмальчанин, Duplik, Annchen и ещё 1-му нравится это.
  16. Offline

    Воронино Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 окт 2017
    Сообщения:
    372
    Спасибо SB:
    628
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Лена
    Интересы:
    поиск
    Триумфальная арка и тверская застава - невероятно!
     
  17. Offline

    volic Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 апр 2015
    Сообщения:
    1.023
    Спасибо SB:
    2.011
    Отзывы:
    67
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Протвино
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    Ищу ответы на вопросы
    Почему невероятно? В то время именно так и было.
     
  18. Offline

    Эни Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 окт 2018
    Сообщения:
    734
    Спасибо SB:
    1.686
    Отзывы:
    34
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    интереса
    Интересы:
    история коннозаводства
    Подстаканник с рельефной тройкой - бомба! ))

    Тройка у Метрополя. 1907 г.

    Ly4BAk411sg.jpg

    Советская тройка (ВДНХ, 60-е годы ХХ века

    GFUGFXG-CeQ.jpg
    7jIFyAExmUo.jpg

    Последние извозчики первопрестольной. Москва 60-е годы ХХ века.

    WYtsGolU-HY.jpg
     
  19. Offline

    Эни Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 окт 2018
    Сообщения:
    734
    Спасибо SB:
    1.686
    Отзывы:
    34
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    интереса
    Интересы:
    история коннозаводства
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.596
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Москва. Девичье поле. 1905
     
  21. Offline

    Эни Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 окт 2018
    Сообщения:
    734
    Спасибо SB:
    1.686
    Отзывы:
    34
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    интереса
    Интересы:
    история коннозаводства
    А фото над ней?
    Спасибо.
     
    Василий Е нравится это.

Поделиться этой страницей