с.Тяполово Духовщинский район Смоленская область

Тема в разделе "Духовщинский район", создана пользователем Юлиа, 30 янв 2018.

  1. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    с.Тяполово Бересневское сельское поселение Духовщинский район Смоленская область
    Ранее:
    с.Тяполово Духовщинский уезд Смоленская губерния

    Занимающее левый берег речки Тяполовки старинное с. Тяполово сменило за XVIII-XIX вв. многих владельцев.
    Память о себе оставил поручик В.Е. Кубаровский, построивший в 1815 г. каменную церковь Успения. Этот оригинальный усадебный храм в стиле классицизма представляет собой крупный двусветный овальный объем, завершенный восьмериком, который, в свою очередь, увенчан граненым куполом с главкой. Отдельно была возведена трехъярусная колокольня.
    1 Тяполово.jpg
    Лит:
    Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов «Страницы истории Смоленщины», 2007 г., Смоленск

    Источники:
    http://nasledie.admin-smolensk.ru/istoricheskie-mesta/duhovschinskij-rajon/tyapolovo/tyapolovo/
    http://foto-planeta.com/photo/397095.html


    Духовщина 1938.05.22 №114.jpg 1938г.
    Учитель Данилов Г.Д. читает материалы о выборах
    Тяполовский сельсовет Духовщинского района
     
    Последнее редактирование: 14 июл 2018
    Любовь Н. и PaulZibert нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    1929г.
    Умолкнувшие колокола
    - Когда умирает человек, его труп глубоко закапывают в землю, чтобы он не заражал здоровых. Мы же переживаем эпоху, когда умирает целый старый мир... Что же удивительного, если этот зловонный труп заражает иногда и здоровых... 
    Эти слова Ильича вспомнились нам, когда мы ознакомились с событиями, происшедшими на днях в дер. Тяполово и всколохнувшими вею округу. 
    Началось это давненько. 
    Когда тяполовский поп Сергей Турин выдавал свою дочку за местного учителя Михайлова, он на свадебную попойку пригласил и предсельсовета Новикова, кандидата в члены партии. С тех пор и началось у них "сближение". 
    Новиков продолжал пьянствовать. Однажды, в пьяном виде, он стрелял в толпу крестьян, крича: 
    - Деньги или жизнь! 
    Все это было своевременно замято, но Новиков ужо оказался в "плену" попов. 
    Приходит в Новикову поп Плаксин. 
    - Дайте мне справку, что я никакого имущества не имею.
    Новиков мнется. 
    - Дайте, а то сообщу куда следует о ваших проделках... Хе-хе... в уком сообщу. 
    И Новиков, безропотно, выдает. 
    Почувствовав свое полное влияние на сельсовет, попы всей Тяполовской округи решают. что д. Тяполово— самая удобная база для развертывания своей работы. 
    В помещении тяполовского попа Турина проходит ряд секретных совещаний, на которых присутствовало до 15 попов и головка местного церковного совета.
    ….

    Так или иначе, но в наших руках очутились подлинные дневники попа Турина—с 15 ноября 1922 года и но 20 декабря 1928 года. 
    Отец Сергий производил ежедневные записи в свой дневник. По-видимому, к этому занятию он относился, как летописец Нестор, со всей серьезностью. Выпьет и запишет в дневник. "Согрешит" с прислугой и—тоже в дневник... 
    Очень правдивый "летописец". 
    В виду исключительного интереса мы предлагаем вниманию всех крестьян губернии выдержки из этого дневника без всяких изменений. Вот что записывал поп Турин в свой дневник: 
    1922г.
    20 ноября. День прошел неблагополучно. До обода ворвался Нил Евграфов Новых, который привез часть долгу за венчание—30 фунтов ржи, но начал скандалить и оборвал пуговицы у меня на подряснике. 
    15 декабря. Встал в 5 часов утра. Прислуга Екатерина была груба, за что получила пощечину. Поехал на мельницу и в деревнях собирал долги соломой, около 6-ти пудов. 
    23 декабря. Еду опять рождествить. В пять час. утра пошумел с прислугой Екатериной. Дал ей маленькую пощечину за упрямство. Собираюсь в дорогу, т.е. в приход. Вечером привез: мяса—1 пуд. овса— 5 фунтов н сена—2 пуда.
    Тяполово РП 1929-01-09 №6 Чижевская.jpg
    Газета "Рабочий путь" от 09.01.1929г. №6
     
  4. Offline

    Kirovbes Новобранец

    Регистрация:
    13 мар 2019
    Сообщения:
    2
    Спасибо SB:
    10
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    Интересы:
    Interests
    У меня были родственники, проживавшие в 20-30-х годах рядом с селом Тяполово. Считаю, что описание событий, указанных в конце газетной статьи, и причины их — пропаганда и ложь. На самом деле инцидент с ограблением церкви был куда трагичнее.

    Автор статьи утверждает, что некто обнаружил дневники тяполовского священника и там, за 24 декабря 1928 года есть заметка: дескать к тому времени церковный «завхоз» распродал казённое имущество, испугался ревизии и провёл инсценировку кражи.

    Мол сами духовные лица обвинили в этом комсомольцев, что по результатам расследования комбеда оказалось клеветой. Это всё попытки очернить бравых комсомольцев.

    Сразу говорю, фактов у меня нет, но предводитель местных комсомольцев сам хвастался по пьяной лавочке, как они «бомбанули» церковь как раз накануне рождества, поскольку тогда всё ещё путались с датами по старому и новому стилю. Так вот: пардон за подробности, но церковного сторожа не просто убили, а отрезали ему детородный, так сказать, орган и запихнули в рот.

    Не слишком ли жестоко для инсценировки? Не думаю, что представители церкви смогли бы так расправиться со своим сотрудником — сторожем. Скорее всего бравые комсомольцы разгромили церковь по приказу свыше. А поскольку высокими моральными качествами не отличались, решили выместить удаль молодецкую и праведный люмпен-пролетарский гнев на простом стороже.

    Про моральные качества предводителя комсомольцев скажу, имени, к сожалению, не помню: спустя несколько лет после инцидента бравый молодец возвращался ночью с очередной гулянки и решил подшутить над своей матерью: внезапно открыл входную дверь и запрыгнул ей на спину. Та умерла, скорее всего, от сердечного приступа.

    Вот такая операция «Ы» тяполовского масштаба в молодом советском государстве.

    Почему виновных не наказали? В те годы на местах творилось беззаконие. Например, моего прадеда и других зажиточных деревенских мужиков ночью вызвали на собрание комбеда и расстреляли бы на месте, если бы те не успели убежать и скрыться в доме прадеда. Комбедовцы для порядка разбили камнями окна, постреляли в них и через полчаса ушли. Пронесло, в общем.
     
    Овинцы, Любовь Н., STEH и 4 другим нравится это.
  5. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Kirovbes, спасибо за то, что поделились историей села. Публикация статьи была в период антирелигиозной политики и, соответственно, все статьи в таком ключе печатали. А комсомольцы разные были, и такие, как Вы написали, и нормальные были, это все от людей зависит.
     
  6. Offline

    Kirovbes Новобранец

    Регистрация:
    13 мар 2019
    Сообщения:
    2
    Спасибо SB:
    10
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Smolensk
    Интересы:
    Interests
    Я знаю правнуков и правнучек тех комсомольцев. Кого лично, а кого по рассказам. Процентов 10 стали нормальными членами общества. Остальные повторили судьбу предков. Булгаков предсказал развитие истории правильно: царскую элиту заменили шариковы.

    Вот пример члена комбеда деревни Чаица, которая находилась в 400-500 метрах севернее Тяполово: Борис Трумалев, отсидевший к середине 20-х годов за изнасилование. За это получил кличку «Борис бабу», на что очень злился и даже ударил однажды маленькую девочку лет 5-6-ти, дразнившую его. Да не просто ударил, а пнул с такой силой, что та отлетела в стену собственного дома.

    С соратниками занимался грабежами. В те годы от села Кузьмичино Духовского уезда проходила второстепенная дорога на Тяполово и там в середине была крутая горка. Людям, ехавшим на ярмарку или из Духовщины с обозом приходилось замедлять скорость на спуске и вести коня под уздцы. Тут из лесу выскакивали разбойники и грабили незадачливых путников.

    Борис в молодости проходил военную службу в Белоруссии, где повадился захаживать к дочке местного зажиточного крестьянина. Звал её с собой и хвастался, что у него на родине есть собственная торговая лавка. Дамочка с дуру согласилась и поехала с ним.

    Трумалев привёл белоруску в свой дом с клопами, та очень удивилась и спросила: «Боря, ты же говорил, у тебя есть своя лавка?». Борис не растерялся. Указал рукой на деревянную лавку шконочного типа у окна (такие были в старых избах вдоль стен во всю длину, на них сидели и спали) и ответил: «Вот тебе лавка».
    Сообщения объединены, 15 мар 2019, время первого редактирования 15 мар 2019
    Вот ещё одна история. Селом Тяполово более ста лет владели дворяне польского происхождения Милитинские. Не знаю, что было при крепостном праве, но сразу после его отмены тогдашний помещик Егор Васильевич Милитинский отдал один из принадлежащих ему домов под школу, в которой обучались крестьянские дети. После отъезда Егора Васильевича по делам службы в Рославль, в школе вместо обучения стали проводить праздники и в итоге сожгли дом.

    После возвращения в Тяполово в 1881 году Милитинский снова открыл школу и долго боролся за то, чтобы священный синод выделил для обучения детей священника, поскольку нанятый прежде учитель был пьяницей. В итоге Егор Васильевич добился своего. Школа была открыта и нашёлся учитель из духовенства.

    В 1871 у помещика родилась дочь Клавдия, а в 1875 — сын Николай. Он и стал последним помещиком Тяполово. Далее приведу цитату из статьи Духовщинского краеведа В. Желудова:

    «Однако, события 1917 года коренным образом изменили жизнь русского дворянства и Н.Е. Милитинский, владелец с.Тяполово, был вынужден с семьей покинуть отчизну. Спустя десятилетия он вернулся на родину, чтобы быть похороненным рядом с отцом, но, увы! В одну из темных ночей могила была разорена, а гроб с телом хозяина выкинут на дорогу...

    А в конце XX века был изъят и мраморный памятник с могил Милитинских, распилен и пущен «в дело» оборотистыми дельцами.

    «Золотой телец» неизменен: разъедает нравственность русского человека, определяя ему дорогу, вымощенную грехами в преисподнюю ада.»

    Замечу, что дело не в золотом тельце. Имена тяполовских «Лар Крофт, расхитителей гробниц» не помню. Но знаю, что причиной разорения была русская водка и праведный люмпен-пролетарский гнев внуков бывших комсомольцев, которые никак не были причастны к разграблению тяполовской церкви.

    Проклятые буржуины нещадно эксплуатировали передовую бедноту: давали ей рабочие места на помещичьей земле, обеспечивали жильём и питанием во время сельхоз работ, да ещё и платили по завершении тяжких трудов частью урожая. Только это и спасало многие семьи от голодной смерти.

    Как говорится, не делай добра — не получишь и зла. Разрытую могильную яму на родовом кладбище близ бывшей поселковой церкви видел своими глазами. А памятник положили или в основании крыльца, или как укрепляющий элемент коровьего хлева в одном из дворов одной из близлежащих деревень.
     
    Последнее редактирование: 15 мар 2019
    Любовь Н., STEH и Юлиа нравится это.
  7. Offline

    Xenjas Новобранец

    Регистрация:
    19 фев 2019
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    3
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижний Новгород
    Интересы:
    история России и Германии
    Kirovbes, добрый вечер! Спасибо за заметку о событиях в с. Тяполово. Разыскиваю информацию о событиях начала 20-конца 30 гг. В связи с этими погромами. Мой дедушка Савченков Николай Иванович (г.р 1925-1926 в с. Тяполово, был выведен при Операции Дети из с.Тяполово, но этому предшествовали трагические события связанные с храмом в с. Тяполово и с. Слобода, его отец являлся по документам 1922г. служителем культа с. Слобода и погиб вместе с женой защищая храм, они были были жестоко убиты. Документы о них, хранятся в закрытом отделе архива и ни каких сведений нам не дают, лишь указывают, что прадед был священником. Может быть вам известно об этих погромах и где-то есть хоть косвенные сведения об этом. С уважением и буду любой информации о Савченковых. Оксана Заводевко (дедушка Савченков Николай Иванович 15 октября1925-1926г.р и прадед Савченков Иван священник)
     
    Любовь Н., Овинцы и Юлиа нравится это.
  8. Offline

    VonNagel Новобранец

    Регистрация:
    16 окт 2020
    Сообщения:
    6
    Спасибо SB:
    12
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Обнск
    Интересы:
    История
    Возможно ктото из старожил узнает домик. Там располагался штаб 5-го армейского корпуса.
    Тяполово.jpg
     
    Овинцы, STEH, Xenjas и ещё 1-му нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.217
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Тяполово. Церковь Успения, нач. 19 в.

    uspenija_max.jpg

    Расположена на возвышении и доминирует в окружающем холмистом пейзаже.
    Построена из кирпича в 1815 г. на средства подпоручика В.Е. Кубаровского и оштукатурена.
    Оригинальный усадебный храм в стиле классицизма.
    Крупный двусветный овальный объем, завершенный световым восьмериком, поставленным на низкий четырехгранный постамент, дополнен небольшими ризалитами на узких сторонах и пилястровыми портиками на боковых фасадах. Восьмерик увенчан невысоким граненым куполом с главкой. Стоящая отдельно по оси храма с запада колокольня состоит из трех четвериков: нижнего глухого с арочным входом с востока, второго с открытым арочным проемом с той же стороны (на других сторонах - три ложных) и сквозного яруса звона, завершенного высокой выпуклой кровлей. Четырехпилястровые портики и ризалиты прежде завершались фронтонами. Над нижними прямоугольными проемами - полукруглые ниши, окна второго света круглые. На гранях восьмерика по странам света помещены полукруглые трехчастные ниши. Арочные проемы колокольни имеют ленточные обрамления с замками.

    plan_max.jpg

    В интерьере храма западное и восточное полукружия отделены от главного объема стеной с проемами (три -в западном и пять - в восточном) и перекрыты коробовыми сводами, переходящими в конхи.
    Над боковыми частями центрального помещения перекинуты широкие коробовые своды, а в центре двухступенчатые тромпы поддерживают восьмерик с лотковым сводом.
    Из помещения с полуциркульным сводом в нижнем ярусе колокольни начинается внутристенная лестница.

    Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область.
    Москва, «Наука», 2001 г.

    https://nasledie.admin-smolensk.ru/...n-cerkvi/tyapolovo-cerkov-uspeniya-nach-19-v/
     
    Любовь Н., Овинцы, Xenjas и ещё 1-му нравится это.
  10. Offline

    viz Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 май 2015
    Сообщения:
    351
    Спасибо SB:
    785
    Отзывы:
    55
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    москва
    Интересы:
    поиск
    https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/9272/
    13 ноября 1918 г. в с. Тяполово Духовщинского уезда были расстреляны служивший здесь протоиерей Александр Афанасьев и священник с. Введенье Тяполовской волости Николай Добромыслов. В докладе Духовщинской ЧК о восстании сказано, что 12 ноября (наверняка и включая ближайшую ночь) за участие в восстании были расстреляны 19 человек — по всей видимости, протоиерей А. Афанасьев и священник Н. Добромыслов были в их числе.

    «…по всей видимости, протоиерей А. Афанасьев и священник Н. Добромыслов были в их числе.» - это предположение. Может кто подробнее знает об этих событиях?
     
    Овинцы, Юлиа и Любовь Н. нравится это.

Поделиться этой страницей