д.Хотьково Сычёвский район Смоленская область

Тема в разделе "Сычевский район", создана пользователем Юлиа, 18 мар 2017.

  1. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    д.Хотьково Новодугинский район Смоленская область
    Опубликовано в газете "Красная Звезда" №86 от 13.04.1943г.
    Лагерь для военнопленных
    Хотьково.jpg
     
    fidji и Андрей Бутерман нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Хотьково всегда было в Сычевском районе. Просьба перенести тему в Сычевский район. Спасибо..
     
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Хотьково — деревня в Сычёвском районе Смоленской области России.
    Входит в состав Дугинского сельского поселения. Население — 22 жителя (2007 год).

    Расположена в северо-восточной части области в 13 км к югу от Сычёвки, в 2,5 км западнее автодороги Р134 «Старая Смоленская дорога» Смоленск — Дорогобуж — Вязьма — Зубцов, на берегу реки Вазуза.
    В 6 км восточнее деревни расположена железнодорожная станция Вазуза на линии Вязьма — Ржев.

    В годы Великой Отечественной войны деревня была оккупирована гитлеровскими войсками в октябре 1941 года, освобождена в марте 1943 года.

    История

    Село ХОТЬКОВО Владельцы села :

    Боярин Салтыков Федор П. С 1692
    Граф Панин Никита Иванович До 1781
    Граф Панин Никита Петрович 1781
    Граф Панин Александр Никитович 1844
    Княгиня Мещерская Мария Александровна 1860

    Списки 1804г. – 1 дв. 4 муж. и 5 жен.
    Списки 1859г. – 9 дв. 28 муж. и 29 жен.
    Списки 1904г. – 19 дв. 27 муж. и 40 жен. – 2
    церкви, земская школа, ярмарки : в день Вознесения Господня, в 10-ю пятницу по Пасхе, 15 августа, 15 сентября и 28 сентября; 6 мелочных лавок.
    Первое упоминание о церкви в с.Хотьково относится к 1685 году.

    Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы История - 1826-1827 - построена новая, на средства графа Никиты Петровича Панина взамен прежней ветхой, по плану, вывезенному графами Панинами из Италии, с приделами: во имя Св. мученицы Параскевы (справа) и Св. великомученика Никиты (слева)

    Описание

    - 1826 - каменная, высокая, обширная, массивной постройки, с каменной оградою.
    Окон нет, освещается только из купола ;на 1910 - каменная; оштукатурена; покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою; длина церкви с колокольней 22 саж ширина 12 саж высота до верха карниза 9 саж; на церкви 1 глава; окон полукруглых с двойными рамами 4 шт, в куполе больших окон 8 шт; двери наружные створчатые обшитые железом – 3 шт, в тамбуре 1 дверь створчатая столярной работы, внутренних дверей створчатых столярной работы – 3 шт.; отапливается 3 изразцовыми печами; иконостасы : главного храма длиною 9 арш и высотою 8 арш, придельные – каждый длиною 7 арш и высотою 4 арш. Колокольня в 3 яруса, высота 13 саж.

    Церковь во имя Вознесения Господня (кладбищенская)
    – История - 1692 - построена двухпрестольная церковь с приделом великомученицы Параскевы, нареченыя Пятницы (находилась в 1 версте от каменной церкви) на средства боярина Федора Петровича Салтыкова.

    1839 - прекращено богослужение в церкви, закрыто старое и устроено новое кладбище.
    1841 - получено разрешение на строительство новой церкви.
    1844 - построена из второго этажа прежней церкви с колокольней на средства графа Александра Никитича Панина, находится в 250 саженях от каменной церкви у нового кладбища.
    Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, архитектор М.Д.Быковский:

    image.png

    Эти фотографии (ниже) сделаны на кладбище при бывшем селе Хотьково. Именно там хоронили из всех окрестных деревень, в том числе и из Шанихи (Дугинской). Кстати, было две Шанихи...и старожилы их называют - Шаниха Дугинская и Шаниха Бехтеевская.

    image.png

    image.png

    image.png

    https://ok.ru/duginoidug/topic/66082451715429

    с. Хотьково, Сычёвский район Смоленской области в дни оккупации.
    Успенская церковь, разобрана после войны.

    1.jpg 2.jpg 3.jpg image.jpg image (1).jpg
     
    Любовь Н., fidji, Юлиа и 2 другим нравится это.
  5. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Сталинский пилот 1943.03.29 №76 (3).JPG
     
    Wolf09 и PaulZibert нравится это.
  6. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Я нашел более раннее упоминание - РГАДА ф. 1209 оп. 1 ч.2 д.10808

    Книга вяземского уезду письма и меры Артемья Рчинова да подъячего Федора Леонтьева 174 и 175 годов дворцовым волостям. (1666 и 1667 годы).

    [​IMG]

    Сычовская волость
    Верхней трети погост Хотьковский у речки у Возузы, а на погосте церковь имя Св(я)тыя м(у)ч(ени)цы Парасковьи, нарицаемая Пятницы. Древяна клети. А в церкви(?) Божия милосердия, образ пречистыя....образ Святыя мученицы Парасковьи, нарицаемыя Пятницы.
    При окладу ? шесть алтын четыре деньги, образ великого чюдотворца Николы, образ святаго мученика Георгия, двери царские, сень и столпцы.


    [​IMG]
     
    Yulia, Овинцы, Серж 2010 и 4 другим нравится это.
  7. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    В теме Кликунихе писал, что данной переписи по годам верить нельзя, так как многое не сходится с другими переписями. Так определился чему верить то будем ???
     
    Любовь Н. нравится это.
  8. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Алексей, я писал, что нельзя верить тому, как сотрудники РГАДА назвали эту перепись. В описи РГАДА она называется:

    РГАДА Фонд 1209 оп.1 ч.2. дело 10808
    1676-1678 гг. - Переписная книга дворцовых земель Вяземского уезда письма П. Лихарева. Список XVII в. Начальных листов недостает. Дата и писец установлены по кн. 626 лл.1-829).

    Но в самой книге написано, что это не 1676-1678, а 1666-1667 годы:

    Книга вяземского уезду письма и меры Артемья Рчинова да подъячего Федора Леонтьева 174 и 175 годов дворцовым волостям.

    То есть верить нужно Патриаршему стольнику Артемию Михайловичу Рчинову. Раз он написал, что это 1666-1667 годы, значит так оно и было.
    И сравнение данной переписи с другой переписью 1678 года (ф.1209, оп.1, ч.2 д.10811) так же подтверждает этот факт - данная перепись более ранняя, чем 1678 год, об этом я и писал в теме про Кликуниху.

    Вот полный перевод по Хотькову:

    Верхней трети погост Хотьковский у речки у Возузы, а на погосте церковь имя Св(я)тыя м(уч)е(ни)цы Парасковьи, нарицаемыя Пятницы. Древяна клети. А в церкви(?) Божия м(и)л(осе)рдия, образ Пре(чис)тыя Б(огороди)цы в киоте, образ Святыя мученицы Парасковьи, нарицаемыя Пятницы.
    При окладу шесть алтын четыре деньги, образ великого чюдотворца Николы, образ святаго мученика Георгия, двери царские, сень с столпцами, деисус с празники, да на пр(е)ст(о)ле образ Пр(ес)в(я)тыя Богородицы, крест благословящей, сосуды белыи, укропник медной, кадило медное же, Евангелие нап(ре)стольное, евангелисты медные, Апостол, Псалтырь меньшая, часовник, шестоднев, полустав, служебник печатные, да ризы, стихарь, поручи, епитрахель полотняные. Да на колокольнице два колокола весом полтора пуда, а у церкви:

    Во дворе поп Максим Исаев, у него детей Якушка да Ивашка.
    Во дворе дьячок Илюшка Исаев.
    Во дворе пономарь Стенка Сидоров, у него братья Терешка да Рамашка.
    Во дворе просвирница Пелагеица Гарасимова жена
    да бобылей:
    Во дворе Якушка Иванов, у него детей Митка да Митка ж.
    Сообщения объединены, 19 апр 2019, время первого редактирования 19 апр 2019
    Кстати упоминание Хотькова в еще более ранней переписи 1646 года тоже наверное интересно, можно привести:
    РГАДА ф.1209 оп.1 ч.2. д. 10813
    1664 г. Мая 25. – Переписная книга дворцовых земель Вяземского уезда переписи В. Богданова. Список XVII.

    Деревня Хотькова, что было Пятница, а в ней крестьяне:

    Во дворе Куприянко Оверкиев сын, у него сын Васка, а у Васки четыре сына
    Пантелейка да Гарасимка да Ивашка пяти лет да Мишка году
    Во дворе Алешка Кондратьев
    Во дворе Якушка Иванов, у него два сына Еремка да Тараско смоляне.

    Ну и до кучи тогда уже и перепись 1778 года:
    РГАДА ф.1209, оп.1, ч.2 д.10811
    Книга переписная дворцовых земель Вяземского уезда переписи Петра Лихарева да подьячего Якова Незамаева 186 (1678) года


    Сычевской волости верхнея трети Погост Хотьковский на левом берегу реки Вазузы, а на погосте церковь во имя Святыя мученицы Параскевы и нарицаемой Пятницей, деревяна клецки.
    У церкви церковные причетники :
    во дворе поп Максим Исаев, у него дети Якушко да Ивашко да Микишка, у него ж зять Мартинко Исаев
    во дворе дьячок Илюшка Исаев, у него сын Костка
    во дворе дьячок Терешка Сидоров, у него брат Ромашка да сын Гордешка 1 году
    во дворе пономарь Лучка Обрамов
    во дворе просвирница Пелагеица попа Сидоровскоя жена
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2019
    Овинцы и Ellenna нравится это.
  9. Offline

    Овинцы Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 сен 2010
    Сообщения:
    265
    Спасибо SB:
    400
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов
    Описание села Хотьково Прибавление к Смоленским Епархиальным Ведомостям за 1865 год.

    IMG_6833.jpg IMG_6834.jpg IMG_6837.jpg IMG_6839.jpg IMG_6841.jpg IMG_6844.jpg IMG_6845.jpg IMG_6846.jpg IMG_6847.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юлиа: 1 пункт (Спасибо за интересные материалы!) 8 мар 2020
    Последнее редактирование модератором: 23 июл 2019
    Юлиа, Любовь Н., PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  10. Offline

    Colonel унтер-офицер 1-го егерского

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    3.116
    Спасибо SB:
    6.446
    Отзывы:
    292
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моя Смоленщина
    Нигде не могу найти даты полного закрытия Хотьковского храма. Может кто-нибудь подскажет?
     
  11. Offline

    Colonel унтер-офицер 1-го егерского

    Регистрация:
    14 окт 2011
    Сообщения:
    3.116
    Спасибо SB:
    6.446
    Отзывы:
    292
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моя Смоленщина
    Вот очерк из моей новой книги "Записки старого краеведа" о Хотьково.
    История бросками и рывками

    Эпохи вытрясает с потрохами,

    И то, что затевало жить веками,

    Внезапно порастает лопухами.

    И. Губерман


    На высоком берегу Вазузы

    В советские времена было не принято говорить о религии. Лишь в деревнях, среди бабушек, можно было слышать разговоры о церкви, молитвах...; чего им было терять, всё равно пред Господом вскоре предстанут и никакие коммунисты им не указ.
    Когда мне исполнилось лет 16, я осмелился спросить у своей бабушки, крещен ли я? Бабушка улыбнулась, огляделась по сторонам и молча кивнула. До этого времени я думал, что коммунисты отец и мать меня не крестили, а тут...
    - И что ж, что коммунист. И мать твоя крещеная, - спокойно сказала бабушка.
    - Ну, когда же меня крестили, я не помню? - всё допытывался я, чем ещё больше развеселил бабушку.
    - Как же, помнишь... Конечно не помнишь, так как было тебе несколько месяцев отроду, - вновь улыбнулась бабушка. - В пятимесячном возрасте привезла тебя мама к нам в деревню Безымянка. Вот тогда тайком и носила я тебя..., - неожиданно тихим голосом, словно кого-то опасалась, сказала бабушка.
    - Куда носила? - не унимался я. Кто же еще может поведать, как не участник этого таинства.
    - Куда? В Хотьково. Там тебя крестили.
    Не могла бабушка оставить некрещёным своего первого внука, несмотря на протесты отца...
    ...Много лет спустя я посетил бывшее село Хотьково. Лишь несколько старых домишек и сараев - всё, что осталось от села. На возвышенности, заросшей крапивой, лопухами и прочим густым бурьяном, по обломкам кирпича и разбросанным кускам железа, следам от фундамента, я отыскал место бывшего храма. Мне стало интересен стоявший здесь храм, интересно село, будто неведомая сила легко манила, нашептывая - это родное.
    Я взошёл на возвышенность, где когда-то стоял храм. С высоты была хорошо видна тихая Вазуза, которая здесь делает крутой поворот, несет свои воды к высокому берегу, на котором возвышалась церковь, и, будто поклонившись, разворачивает течение вспять, образуя петлю. Так и кажется, что древнее это место было выбрано не для постоянного жилья, а поклонения, отдохновения и дальнейшего следования вниз по реке, в дальние страны, по пути "из варяг в греки".

    Письменное упоминание о селении Хотьково есть в Переписной книге за 1646 год. Это селение Вяземского уезда входило в состав Сычевской дворцовой волости. Вот что о Хотьково было сказано:
    "Деревня Хотькова, что было Пятница, а в ней крестьяне:
    Во дворе Куприянко Оверкиев сын, у него сын Васка, а у Васки четыре сына
    Пантелейка да Гарасимка да Ивашка пяти лет да Мишка году.
    Во дворе Алешка Кондратьев.
    Во дворе Якушка Иванов, у него два сына Еремка да Тараско смоляне"
    .(1)
    То есть, к середине XVII века в деревне Хотькова было всего три двора, в которых жили 10 душ мужского пола и примерно столько же женского, коего не учитывали при переписи. Но в этой записи важно не столько указание количества дворов и душ мужского пола, сколько замечание, "...что было Пятница..." Эта пометка указывает, что изначально селение называлось Пятница. Такое название селение могло получить только от церкви во имя Святой Параскевы, именуемой в народе Пятницей. Да и селение ли это было? Возможно, это был погост Пятница; православная церковь с дворами священника и причётников - вот и всё. Когда, в какое время и кем устроена была здесь первая православная церковь - об этом не ведомо.

    В последующем, вблизи церкви стали селиться одиночные крестьяне. К 1646 году церковь была утрачена, попы и причетники, за неимением службы, ушли в другой приход, а в деревне, ставшей Хотькова остались три крестьянских двора.
    Название Хотьково происходит от языческого славянского имени Хотька - уменьшительное от имени Хот или Хотен, что означает «желанный». Имя Хóтен часто встречается и после введения христианства на Руси. В русских былинах один из персонажей – дамский угодник, был с именем Хотен Блудович.
    Примечательно то, что около села Хотьково, у юго-восточной окраины, на высоте от 7 до 14 метров над уровнем реки, археологами было найдено селище XIV-XVII веков.(2) Нельзя исключать, что именно в XIV-XV веках это селище именовалось Пятница.
    Следующее письменное упоминание о Хотьково было сделано в "Книге вяземского уезду письма и меры Артемья Рчинова да подъячего Федора Леонтьева 174 и 175 годов дворцовым волостям", а если перевести на современное летоисчисление, то в 1666 и 1667 годах.
    "Верхней трети погост Хотьковский у речки у Возузы, а на погосте церковь имя Святыя мученицы Парасковьи, нарицаемыя Пятницы. Деревяна клети. А в церкви Божия милосердия образ Пречистыя Богородицы в киоте, образ Святыя мученицы Парасковьи, нарицаемыя Пятницы, при окладу шесть алтын четыре денги, образ великого чудотворца Николы, образ святаго мученика Георгия, двери царские, сень с столпцами, деисус с празники, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы.
    Крест благословящей, сосуды белыи, укропник медный, кадило медное же, Евангелие напрестольное, евангелисты медные, Апостол, Псалтырь меньшая, Часовник, Шестоднев, Полустав, Служебник печатные, да ризы, стихарь, поручи, епитрахель полотняные.
    Да на колокольнице два колокола весом полтора пуда.
    Во дворе поп Максим Исаев, у него детей Якушка да Ивашка.
    Во дворе дьячок Илюшка Исаев.
    Во дворе пономарь Стенка Сидоров, у него братья Терешка да Рамашка.
    Во дворе просвирница Пелагеица Герасимова жена.
    да бобылей:
    Во дворе Якушка Иванов, у него детей Митка да Митка ж".
    (3)
    Очень не часто встретишь в Переписных книгах описание убранства церкви; Хотьково повезло. Спустя 20 лет от описания 1646 года деревня Хотьково превратилась в погост Хотьковский; небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, а так же дворами священника и причта. Появление крестьянских дворов на погосте давало право поселению именоваться селом. В описываемом периоде один таковой двор имелся, но это не явилось для писца поводом указать, что это село. Указанная же церковь была построена в 1654 году. Об этом рассказывали Смоленские епархиальные ведомости в 1865 году: "Освящена быть церковь сия в лето 7162 (от Рождества Христова 1654 г.) месяца Ноемврия в 6 день..."(4) Вполне возможно, что этот храм освящал сам Патриарх Никон, который в это время находился в Вязьме.
    Клети или клецки, указанные в Переписной книге - деревянный сруб в четыре угла, над которым возвышался шатер - покрытие в форме высокой многогранной или четырехгранной пирамиды, которую, чаще всего венчала небольшая главка с православным крестом. Такой тип церквей в русском деревянном зодчестве применялся и в ХVIII веке. Именно такой и была эта церковь, да ещё с небольшой колокольницей.
    Очередное упоминание о Хотьково встречается в Переписной книге за 1678 год.
    "Сычевской волости верхнея трети Погост Хотьковский на левом берегу реки Вазузы, а на погосте церковь во имя Святыя мученицы Параскевы и нарицаемой Пятницей, деревяна клецки.
    У церкви церковные причетники :
    во дворе поп Максим Исаев, у него дети Якушко да Ивашко да Микишка, у него ж зять Мартинко Исаев
    во дворе дьячок Илюшка Исаев, у него сын Костка
    во дворе дьячок Терешка Сидоров, у него брат Ромашка да сын Гордешка 1 году
    во дворе пономарь Лучка Обрамов
    во дворе просвирница Пелагеица попа Сидоровскоя жена".
    (5)
    В этой переписи крестьянские дворы отсутствуют и погост Хотьковский полностью оправдывает свое название.
    В период правления Петра Алексеевича (Петра I), особенно в начальный период, государь щедро одаривал своих приближенных землями с деревнями... из своих дворцовых владений. Так и погост Хотьковский был жалован боярину Салтыкову Федору Петровичу. Барского имения новый владелец здесь не ставил. Бытует мнение, что именно на средства боярина в 1692 году был построен каменный храм, освященный во имя Вознесения Господня с приделом великомученицы Параскевы, нареченыя Пятницы, что не совсем верно. Действительно, в указанном году была построена двухпрестольная церковь во имя Вознесения Господня и великомученицы Параскевы, но на средства прихожан и не каменная, а деревянная, но на каменном фундаменте. Церковь была двухэтажная. На первом этаже - престол великомученицы Параскевы, а на втором этаже - престол Вознесения Господня.
    Наличие в новой церкви престола Святой Параскевы дает право утверждать, что старая церковь во имя Параскевы к этому времени была или утрачена, или разобрана по ветхости. Да и с архитектурной стороны новая церковь в два этажа мало походит на упоминаемые клети.
    С конца XVIII века село Хотьково принадлежало графу Н.И.Панину, его наследникам, а в последующем князьям Мещерским.
    В начале XIX века Хотьково трудно было назвать селом, даже при наличии храма; на 1804 год в селе насчитывался лишь один двор с 4 душами мужского и 5 душами женского пола, в котором жил священник. В начале XIX века в храме служил священник Алексий Георгиевич Попов.
    В 1820-х годах графом Н.И.Паниным направляется прошение на строительство в Хотьково нового каменного храма. Вскоре было получено разрешение. На строительство нового, каменного храма, граф Никита Иванович Панин выделил средства и в 1827 году в Хотьково была построена церковь, освященная во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Святой мученицы Параскевы и Святого мученика Никиты. Как следует из описаний современников освящения церкви, храм был высок, массивной постройки с освящением из купола. Церковь была построена архитектором М.Д. Быковским (1801-1885), став одной из первых самостоятельных работ будущего знаменитого архитектора. До середины 1860-х годов церковь была не оштукатурена и не окрашена, что портило внешний вид прекрасного строения. Храм был огорожен каменной оградой.
    Помимо этой новой церкви, в селе продолжалась служба и в старой, деревянной, которая, в большей степени, выполняла функции кладбищенской, так как именно вблизи неё находилось старое кладбище.
    Говоря о кладбищенской церкви, следует помнить, что изначально не храм ставился на кладбище, а кладбище возникало около церкви, монастыря. По мнению известного историка церковной архитектуры Виктора Васильевича Антонова (1938-2014): "Кладбищенской" архитектуры, как таковой... не существует - есть кладбищенские церкви с некоторыми особенностями функционального свойства. ...Православию, в котором отпевание - часть литургии, вообще чужда идея "погребальной" архитектуры". И далее: "...для кладбищенских храмов были характерны довольно скромные размеры и небогатое архитектурное убранство..."(6)
    В конце 1830-х годов, распоряжение Государя "вынести сельские кладбища за границы села", стало неспешно выполняться. В 1839 году церковь Вознесения Господня, находящаяся на старом кладбище в самом селе, была закрыта. За 147 лет служения церковь обветшала и ей требовался ремонт. В связи с новыми "кладбищенскими" требованиями, было решено старую церковь снести и выстроить новую на отведенном участке под новое кладбище за пределами села. Кладбище располагалось в 250 саженях или полукилометре от границы села. В 1841 году было получено разрешение на строительство церкви. Средства на строительство предоставил новый владелец (с 1837 года) земель и деревень, в том числе села Хотьково, граф Александр Никитович Панин (1790-1850). Для удешевления строительства, было решено использовать материал второго этажа старой церкви, после её разборки. В 1844 году новая церковь вблизи нового кладбища была освящена так же, как и прежняя - во имя Вознесения Господня с приделом великомученицы Параскевы, нареченыя Пятницы. Из старой церкви в новую, помимо прочего, были перенесены наиболее почитаемые в округе: икона Казанской Божией Матери "в большом виде", икона Господа Вседержителя и икона Божией Матери Троеручицы - обе "в большом виде", на больших досках. Была перенесена особо почитаемая, древняя икона Божией Матери, именуемая "Порощинскою". Кроме того, большой напрестольный серебряный "вызолоченный" крест, сделанный в 1737 году, Богослужебные книги, Цветная Триодь, напечатанная в Москве при Патриархе Иосафе в 1670 году, Октоих, напечатанный в 1699 году и многое другое. (7)
    По данным на 1859 год село оставалось небольшим; 9 дворов, в которых жили 28 мужчин и 29 женщин. Хотьково оставалось центром духовности; в приход входило более 500 дворов.
    Многие годы в Хотьково служил священник Алексей Георгиевич Попов, которого сменил священник Василий Изгородин (ум.1887 г.), а 5 мая 1866 года в село был назначен еще один священник - Григорий Евдокимович Ковалев (1839-1910), из семьи священника села Мольгино. Современники отзывались о нем, как о человеке «простом и искренне приветливом. Держал себя со всеми ровно...» (8).
    В 1865 году о селе писали: "Село Хотьково не многолюдно; в нем только 8-мь священно- церковнослужительских домов и 2 крестьянских". (9) Жители этих двух крестьянских домов были выходцы из церковнослужителей, с числившимися девятью ревизскими душами (1869 г.)
    В 1860 году в селе Хотьково княгиней Марией Александровной Мещерской для крестьянских мальчиков окрестных деревень, был устроен деревянный на каменном фундаменте "училищный дом", очень просторный, с комнатой для жилья мальчиков. "Каждую зиму в нем обучается по 70 и более мальчиков".(10)
    В 1887 году в селе открылась земская школа, в которой было 4 отделения. В 1915/1916 учебный год 37 мальчиков и 28 девочек учились в этой школе. Ежегодно в школе проводились детские елки. В следующем учебном году школу посещали 30 мальчиков и 23 девочки. Преподавали две учительницы, которые организовали при школе библиотеку.
    В том же 1887 году вместо умершего священника Василия Изгородина в храм Успения Пресвятой Богородицы села Хотьково был назначен священник Александр Лызлов.
    К началу XX века село Хотьково становится волостным центром, насчитывающим 19 дворов с 27 мужчинами и 40 женщинами. В селе открыто 6 мелочных лавок. Удобное местоположение села способствовало тому, что крупные ярмарки собирались пять раз в году: в день Вознесения Господня, в 10-ю пятницу по Пасхе, 15 августа ст.ст. (в день Успенья Пресвятой Богородицы), 15 сентября ст.ст.(на следующий день после празднования Воздвижения Креста Господня) и 28 сентября ст.ст. Торговать приезжали из многих городов не только Смоленской губернии. Торговали льном, пенькою, но основным товаром был скот: лошади и коровы. Недаром почитаемая в селе Святая Параскева считалась покровительницей торговли.
    По описаниям на 1910 год церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы оштукатурена, побелена, кровля покрыта железом, которое окрашено зеленой масляной краской. Длина церкви с колокольней 22 сажени (46,9 м), ширина 12 саженей (25,6 м), высота до верха карниза 9 саженей (19,2 м). Однокупольная. В куполе 8 окон. Церковь отапливается тремя изразцовыми печами. В церкви иконостасы: главного храма длиною 9 аршин (6,4 м) и высотою 8 аршин (5,7 м), придельные - длиною 7 аршин (5 м) и высотою 4 аршина (2,8 м) каждый. Колокольня трехярусная, высотой 13 саженей (27,7 м).
    Церковь Вознесения Господня в то же время представляла собой: деревянная на кирпичном цоколе, снаружи обита тесом. Кровля покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви 12 саженей (25,6 м), ширина 4 сажени 2 аршина (9,9 м), высота 3 сажени 1 аршин (7,1 м). Венчает церковь одна глава. Церковь холодная. Иконостас длиной 11 аршин (7,8 м) и высотой 6 аршин (4,3 м). Иконостас перенесен из старой церкви. Колокольня двухярусная высотой 5 саженей.
    В это время в состав причта села входили: настоятель, помощник и два псаломщика. В приходе числилось 1621 человек, из которых 33 человека в самом селе и 1588 человек в 37 деревнях в радиусе 8 верст.(11)
    Храбро сражались солдаты из Хотьковской волости на всех войнах и фронтах. Матрос 1 статьи Рютиков Игнатий Ефимович из деревни Хухрыниха Хотьковской волости проходил службу на эскадренном броненосце "Бородино". Погиб в русско-японскую войну в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года.
    В Первую Мировую войну за 1916-1917 годы погибли, были ранены и пропали без вести 12 человек из Хотьковской волости...
    Не минуло горе-горькое это село из 33 домов (на 1939 год) в годы лихолетья Великой Отечественной войны. Село было оккупировано в октябре 1941 года. В июне 1942 года фашисты организовали здесь лагерь для военнопленных; бывшую колхозную конюшню огородили двумя рядами колючей проволоки 4 метра высотой. В лагере содержали до 400 пленных. Их использовали на ремонтных работах аэродрома у деревни Лёвшино и других работах. 27 ноября, за ненадобностью, лагерь был ликвидирован; остававшихся пленных живьем сожгли в конюшне. Согласно акта о зверствах фашистов, были сожжены 137 пленных красноармейцев.
    За период оккупации в селе Хотьково бесследно исчезли 85 жителей села. Село, как и весь район, было освобождено в марте 1943 года. В 1972 году в селе был установлен обелиск жертвам фашизма.
    После войны Хотьково входило в состав племзавода "Дугино"...
    Красивый вид открывается с высокого холма - место бывшего храма, особенно в весеннюю пору, когда воздух свеж и прозрачен, дышится легко и видно далеко; на восток - река Вазуза, на запад - хмурый лес через поле, на юг - дорога в Дугино, а первый поворот на запад - так это к месту, где покоятся жители села и окрестных деревень. На север посмотришь - дорога в ещё живое Ерохово, чуть далее Ладыгино, а дальше поля, поля, среди которых доживают свой век однодомные деревни Кашутиха, да Горки.
    ...Я часто представляю, как совсем ещё молодая, сорокапятилетняя красивая женщина - моя бабушка, украдкой несет младенца за несколько верст, чтобы хотьковский священник совершил таинство крещения... Кто же был моими крёстными отцом и матерью, я так никогда, видимо, и не узнаю...

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    1. РГАДА Ф.1209, Оп.1 Ч.1. Ед. хр. 10813. Микро. 1646 г. – Переписная книга дворцовых земель Вяземского уезда переписи Романа Федоровича Боборыкина. Список XVII в. Л.117 об.
    2. Археологическая карта России, под ред. Ю.А.Краснова. Смоленская область. Часть 2. М., 1997, С.142.
    3. РГАДА, Ф.1209, Оп.1,Ч.2,Д.10808. Книга вяземского уезду письма и меры Артемья Рчинова да подъячего Федора Леонтьева 174 и 175 годов дворцовым волостям.
    4. Прибавления к Смоленским епархиальным ведомостям за 1865 год, Т.2, См., 1865, С.8.
    5. РГАДА Ф. 1209, Оп.1. Ч.1, Ед.хр. 621, 1676-1678 г.г. Писцовая книга дворцовых сел и деревень Вяземского уезда, писца Петра Лихарева. Копия XVIII в., Печ. Оп.№372, Л.238.
    6. А.В.Кобак, Ю.М.Пирютко. Исторические кладбища Санкт-Петербурга /В.В.Антонов. Архитектура кладбищенских церквей/, СПБ, 2011.
    7. Прибавления к Смоленским епархиальным ведомостям за 1865 год, Т.2, См., 1865, С.11,12.
    8. СЕВ, 1910, № 12-13, С. 437
    9. Прибавления к Смоленским епархиальным ведомостям за 1865 год, Т.2, См., 1865, С.6.
    10. там же, С.13.
    11. Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Смоленской епархии, 1910, См., С.46

    Книга "Записки старого краеведа" в настоящий момент находится в издательстве и её выход планируется в середине апреля этого года.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Любовь Н.: 1 пункт (За новую книгу!) 8 мар 2020
    Yulia, PaulZibert, Ellenna и 3 другим нравится это.
  12. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Господа краеведы, подскажите пожалуйста номер отказного дела в РГАДА, по которому Хотьково (вместе с прилежащими деревнями) было пожаловано боярину Салтыкову Федору Петровичу в конце 17 века.
     
  13. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Нашел-таки это отказное дело 1692г. Интересный документ, 80 листов, по сути представляет собой переписную книгу по данной местности, промежуточных лет между переписями 1717 и 1678гг.
    Позже хочу полностью перевести дело и опубликовать в своей теме. А здесь - выкладываю перевод по Хотькову, с которого оно начинается.

    200-й год (1692)
    Погост Хотьковской на левом берегу реки Вазузы, а на погосте церковь во имя святые великомученицы Параскевии, нареченные Пятницы, древянна клецки.
    А в церкви образов месных: образ спасителев на престоле седящ, образ пресвятые Богородицы Казанские, образ великомученицы Параскевии, на нем венец с цатою серебряные позолочены да прикладу крест серебряной, образ Николая Чюдотворца, образ Георгия Страстотерпца, образ пресвятые Богородицы Одегитрие, образ Илии пророка, два образа великомученицы Параскевии, один с чудесы, на нем венец серебряной золоченой, образ Архангела Михаила.
    Те образы и дейсус и празники и царские и северные двери писаны на красках.
    Перед месными образы три подсвешника деревянных, росписаны красками.
    Да в дейсусе поликадило медное небольшое, да в олтаре образ пересвятые Богородицы Знамение, и на престоле Евангелие печатное старой печати, евангелисты древянные золоченые, два креста благословящих писаны на древе красками.
    На престоле и на жертвеннике одеяние крашенинное, покровы кумчаные, сосуды оловянные, два кадила медных.
    Да книг новой печати: минея общая, служебник, апостол, шестоднев, псалтырь учебная, часослов, ирмолог, половина пролога с сентября по март, две треоди посная да цветная, канонник. Ризы тафтяные желтые, оплечье полу изорбафное травчатое, другие ризы да стихарь полотняные, оплечье выбойчатое, пояс нитяной, двои поручи киндяшные, две потрахели выбойчатые.
    Колокольня четвероугольная деревянная, на ней три колокола.

    Да у той церкви:

    Во дворе поп Терентий Сидоров, у него сын Сенка, да племянник Савка Степанов.
    Во дворе дьячек Никитко Максимов, у него детей Евстратко, Стенка.
    Во дворе дьячек Костка Ильин, у него сын Васка.

    Хотьково.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Colonel: 1 пункт (За старание и упорство в поиске) 2 май 2020
    xRUDYx, АЕБ, PaulZibert и 2 другим нравится это.
  14. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Газета "Сычевская жизнь" от 02.07.1917г. №3 цена 10 коп.
    Орган Совета рабочих и солдатских депутатов и Профессионального Союза
    рабочих и служащих по найму.


    Село Хотьково.

    На состоявшемся совещании крестьян нашей волости 13 июня вынесено постановление о том, чтобы вырученные от сдачи в аренду земель Мещерского по цене от 10 до 25 руб. за десятину, деньгами сдавались в распоряжение местных волостных комитетов.
    Водяная мельница "Белый Берег" принадлежащая тому же Мещерскому, должна отойти в распоряжение населения под контролем вол. продовол. к-та без всякой платы владельцу.

    По вопросу о реквизиции для нужд армии и населения продуктов первой необходимости постановлено: весь хлеб, за исключением необходимого количества, по разсчету по 1 пуду на душу в месяц до 13 августа, реквизировать по установленной таксе, от лиц же скрывающих продукты, отобрать таковые без всякой за то платы.
    Было предложено вол. комитету следить за дезертирами и в случае небрежного исполнения подвергать членов комитета штрафу в 25р.; если же по истечении 3 дней по явке дезертира на родину, комитет его не обнаружит, то штраф повышается до 50 р. с каждого члена.
    Семьи же дезертиров лишаются всех пособий и пайков.
    Здесь же было решено запретить продажу скота в другую волость. Продажа племенного скота воспрещена и в пределах волости без разрешения, на каждый раз, всех волостных комитетов.

    Хотьково-1.JPG

    Хотьково.JPG
    Сообщения объединены, 9 окт 2020, время первого редактирования 9 окт 2020
    Газета "Сычевская жизнь" от 24.09.1917г. №14

    С. Хотьково

    17 сентября открылось первое волостное земское собрание.
    Председательницей земских собраний на 1917-1918 г.г. избрана учительница М.Л. Павлова (23 голосами против 3).
    Состав управы определен в количестве 3-х членов.
    Оклад содержания установлен для председателя и членов управы по 1200 руб. в год.
    Председателем управы избран С.Я. Кабанов (16 против 9); членами управы - Ф.А. Шишков (15 избир., 10 неизбир.) и Ф.И. Глебов (20 избир., 5 неизбир.).

    Хотьково-3.JPG
    Сообщения объединены, 9 окт 2020
    Газета "Знамя Коммунара" от 08.04.1920г. №13

    Хотьково

    16-го марта состоялся волостной съезд.
    Съездом вынесена резолюция, говорящая о готовности крестьян напрячь все силы для укрепления завоеванной кровью свободы, ликвидации разрухи и поддержки всех начинаний своей, рабоче-крестьянской власти.

    Хотьково-1920-0.JPG

    Хотьково-1920.JPG
     
    Юлиа и Slavman1952 нравится это.
  15. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    СЕВ 1890г вып. №18 ​

    Обозрение церквей Преосвященнейшим Гурием, Епископом Смоленским и Дорогобужским в 1890 году.

    Из Дугина Преосвященный отправился в село Хотьково.

    На возвышении над рекою Вазузой высокая, обширная, массивной постройки, трехпрестольная церковь, снаружи хорошо содержится, с каменного вокруг оградой; внутри очень благолепна, но темна; по неимению в стенах окон, освещается только из купола; план церкви строителями, графами Паниными, вывезен из Италии, и вероятно, не вполне выполнен, отчего и недостаток света в церкви. На главном алтаре антиминс изветшал, прочее все исправно, утварь и ризница достаточный, библиотека порядочная; церковное письмоводство ведется удовлетворительно. После молебна Преосвященнейший Владыка сказал народу речь, в которой, в виду величия и благолепия храма, приглашал прихожан усердно посещать Богослужения; ибо здесь они могут научиться устроять и благоукрашать свои внутренние храмы по закону евангельскому и правилам св. отец.

    Преподав благословение всем, Владыка посетил дом священника, где представился ему и причт села Слизнева. Из Хотькова Преосвященнейший Владыка направился в город Сычевку.

    Хотьково.jpg
     
    Ellenna и Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей