Нашивной знак- колодка с наградной чешуей

Тема в разделе "Императорская Россия до 1917", создана пользователем Ильдар, 11 авг 2018.

  1. Offline

    R.P.-F. Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 июл 2013
    Сообщения:
    881
    Спасибо SB:
    806
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    XVIII век
    Ну моя "провокация" почти сработала. Про "Северного Амура" я как бы в курсе. Потому и слегка охренел, когда именно от Вас тут почитал. Про "Салаватку" - мне немного по-хрену чей национальный герой, который прославился в мятеже и убийствах сотен людей. В основном русских по национальности. "Салаваткой" его писали в русских документах того времени. И если кто-то напишет про Емельяна Пугачёва "Емелька", то я в бутылку лезть не стану. Грозить мне конференциями и местными участниками, это даже не смешно. Уровень знаний по ХО 18-го века мне слишком хорошо понятен. Кстати, за последнее время я лично определил до селе не понятный карабин обр. 1776 г. для компанейских полков и драгунскую шпагу обр. 1731 г. Внешнего вида которых до того не было известно. Которые как-то из участников конференций никто не определял. Это к слову. Про цветочки, которые Вы скопом записываете в башкирские, это тоже не смешная тема. Про то, что орнамент на затыльнике ружья (а что Вы коллекционируете затыльники я прекрасно помню и что от ББ отличите сразу, догадаться было легко) Вы не в состоянии определить как рокальный, это тоже показатель. А про мою осведомлённость в стилях и орнаментах, так вынужден напомнить, что в отличие от энтузиастов изучения национальной истории, я как бы имею высшее художественное образование по специальности ДПИ. История искусств в моём только институтском 5-летнем образовании (а было и до него) занимала довольно значительный пласт. И по национальным ДПИ в том числе. Демонстрировать мне эфесы сабель тоже не особо нужно. Я с ними давно занимаюсь. И оригиналами в том числе в разных коллекциях. "Цветочек" та перекрестье там не русский. Как и на первом фото. Сабля не понятно чья. Так как в Европе они тогда были мало-различимыми.
    Сообщения объединены, 17 янв 2019, время первого редактирования 17 янв 2019
    Вообще-то Паласиос моя фамилия. Но я не обижаюсь, как Вы за "Салаватку". Что Вы не в курсе, что я давно занимаюсь ХО, тоже не Ваша проблема. И даже не беда. Это вообще не имеет ни к чему отношения. Что на наезды нужно отвечать - я с Вами согласен. Вот только конкретно, а не перечислением своих премий за участие в сценических постановках и реконструкторском движении.
    Сообщения объединены, 17 янв 2019
    Всё про эту саблю я написал выше. И даже дал лист с его музейной легендой. По Вашему фото тут можно хоть убиться забральцем, но увидеть на его клинке "тот самый цветок" только если ...накуриться какого-нибудь национального сушёного растения.
    Кто-нибудь смог увидеть? Может это только у меня "забрало" заклинило?
    Сообщения объединены, 17 янв 2019
    Где писали Вы? Да вот здесь, в самом начале ветки: "Сам узор характерен для многих тюркских народов, мужской оберег, наносился почти на все мужские предметы, оружие в том числе. Чешуя Петровская? может кто скажет год? Награды за Крымский поход Петра первого? Там принимали участие башкиры и даже себя проявили."
    Это я про награды за Крымский поход написал, а потом и "доказательствами" сыпать начал? Или кто?
     
  2. Offline

    Ильдар Рук-ль обьединения "Millihasite"

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.032
    Спасибо SB:
    526
    Отзывы:
    16
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Уфа-Казань
    Имя:
    Ильдар
    Интересы:
    Реконструкция
    Всем привет! походный письменный футляр для чернил и пера:

    94877519.jpg


    Чайная ложка, с тем же мотивом в орнаменте.

    31690958.jpg
     
    Andrey70 нравится это.
  3. Offline

    Ильдар Рук-ль обьединения "Millihasite"

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.032
    Спасибо SB:
    526
    Отзывы:
    16
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Уфа-Казань
    Имя:
    Ильдар
    Интересы:
    Реконструкция
    Я Вам так скажу, место того, что бы там свои штаны просиживать и на форумах строчить, составьте новый определитель по огнестрельному, ладно Маковская есть, карабин он определил... смешно, за что Вам деньги платят, не пойму. По остальному, у меня нет на Вас времени. не лезьте в мою работу.
     
    Ершов нравится это.
  4. Offline

    R.P.-F. Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 июл 2013
    Сообщения:
    881
    Спасибо SB:
    806
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    XVIII век
    Ильдар, теме уже много месяцев. Я полагал, что уже все здесь высказались. Каждый по уровню знаний и пониманий. Да, Ваши многих удивили и не сказать, чтоб порадовали. Но не беда.
    Определитель по огнестрелу у Маковской хороший. Его можно просто дополнять. Чем и мне удалось отметиться. Но конечно если его сделать в цвете и с новыми полиграфическими возможностями - это все будут ЗА. Может музейщики и сподобятся. Огнестрел по 18-му веку не в коллекциях , а в музеях практически на 100 процентов. В Вашу работу я не лезу и не лез. Делать национальные костюмы и получать на это премии и оплату - дело достойное, но мне не близкое. Деньги мне не платят. Я их зарабатываю САМ. А советы Ваши Вы давайте жене и близким. Мне не надо. Потому как сам могу дать хороший и приятный во всех отношениях совет. Если есть желание напроситься, то в путь.
     
  5. Offline

    redflag рядовой запаса

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    6.946
    Спасибо SB:
    15.467
    Отзывы:
    514
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Belarus
    С нетерпением жду сообщений в этой теме. Ильдар, почему так редко пишете?
    Кстати, не уловил в каком месте мотивы на ложке и походном письменном футляре (который без указания размеров чертовски напоминает игольницу) пересекаются?
     
    Lemmik нравится это.
  6. Offline

    Andrey70 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 янв 2017
    Сообщения:
    382
    Спасибо SB:
    2.760
    Отзывы:
    50
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленщина
    Интересы:
    Поиск
    Вечер добрый.
    По-моему тема себя изжила. ТС вместо того что бы следовать теме занимается бичевание м неизвестно чего. Какая разница что где и как нанесено на ХО и остальные предметы личного обихода ДЛБ. Если все так закручено на Цветике Семицветике то пусть так и останется. Мы же взрослые образованные люди, на дворе начало 21 века и зачем тратить нервную систему друг друга
    С уважением.....
     
  7. Offline

    Ильдар Рук-ль обьединения "Millihasite"

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.032
    Спасибо SB:
    526
    Отзывы:
    16
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Уфа-Казань
    Имя:
    Ильдар
    Интересы:
    Реконструкция
    Многие вещи я не могу тут выложить, есть определенные орнаментальные комплексы-обереги в мужском комплексе 18-19 века, у казаков и башкир. Определенного типа орнаменты, наносились на все снаряжение, это и оружие и бытовые предметы, предметы личного обихода, одежда и т.д. Это уже факт, в теме выложена небольшая часть подборки по теме. Рекомендую всем кто читает тему, посмотреть внимательнее на фото которые я выложил, зачем тут копья ломать, если вещевой комплекс сам за себя говорит... я не понимаю, почему я должен что то еще доказывать, если все есть на фото... вообще удивляюсь. Коллекционеры по теме 1812г и т.д... которые визуально по фото могут определить новодел это, или тип оружия и обладают знаниями, мы же все смотрим на фото предметов... так почему же тут в теме, мало кто это замечает?? Я не имею пока возможности все в графику перенести, нет времени на это.

    По орнаментальным комплексам, вышивке и узорам, есть книги по многим народам, там ничего просто так не наносилось! Почему Вы думаете что кто то от балды наносил одни и те же мотивы?? ничего просто так не изображалось, все имело свой смысл, если Вы не специалисты в этой области, то как можете об этом судить?

    На форуме редко, потому что работаю на себя и весь в работе.

    Символ богини Умай, трилистник. Умай;

    Безымянный.jpg

    f41bf091a4e18f2312495cc0e975d9f7.jpg

    Символы бога Тенгри;

    780360-e9d15218cb5293611fd2b6cc5feb7818.jpg masonskii_krest_1.png

    И дальше пошли танцы с бубнами! :t13503:Орнаментальные комплексы;

    Башкирский колчан;

    780361-0a7a87dc3d4c2d31332a8aa69e77b99f.jpg

    Походный письменный прибор:

    111.jpg 22.jpg

    И так везде? показать остальное?

    733483-71bdc085c051f6b00c6c8f13c3d47bda.jpg

    780351-87d8cfb633466748c174115a1ac4bbe2.jpg

    780355-060504079df7ecf39fe1e38ea6b7262f.jpg

    787668-b3ec75ac0adeefec2c4796a71a1d5e00.jpg

    780827-b2479155e84ce2d1b9606e9b59dc92bc.jpg

    780824-5feb4173ed32d506c64e1f231d5b3492.jpg

    787661-6ef76f0de569ddafc911ca70f2ab60cc.jpg


    Думаю теперь понятней....
    Сообщения объединены, 2 май 2019, время первого редактирования 2 май 2019


    И еще кучи предметов по теме, с тем же орнаментальным комплексом!

    Да не, показалось Вам, это просто цветочки и листики.
    Сообщения объединены, 2 май 2019
    яж херней занимаюсь 10 лет... Всем успехов. ;)
     
    Последнее редактирование: 2 май 2019
  8. Offline

    R.P.-F. Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 июл 2013
    Сообщения:
    881
    Спасибо SB:
    806
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    XVIII век
    А есть ещё и Носовский с Фоменко. и тоже со своими доказательствами... Всё, я тоже закончил.
     
  9. Offline

    Ильдар Рук-ль обьединения "Millihasite"

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.032
    Спасибо SB:
    526
    Отзывы:
    16
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Уфа-Казань
    Имя:
    Ильдар
    Интересы:
    Реконструкция
    не верь глазам своим, все в этом мире, лож и фотожоп... земля плоская, на трех слонах. Зачем Вы на чернное, говорите белое? когда уже все Вам разжевали выше, понять не могу... или это принципиальное не согласие?

    Аналоги;

    Монголы богиня Умай:
    мон.jpg

    Осетинцы, богиня мать:
    slide_20.jpg

    Аналогий можно много привести, общий итог, богиня мать, символ трилистник, трехлистный цветок.
    Сообщения объединены, 3 май 2019, время первого редактирования 3 май 2019


    Киргизия, богиня Умай:
    кирг.jpg

    "Похожие" Но далеко от Умай:

    Марийцы, Шочынава:
    83bdfbcb66d42f702af0c92f4ba4eec4.jpg
    Славяне, Берегиня
    Безымянный.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 май 2019
  10. Offline

    Lemmik Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 дек 2018
    Сообщения:
    479
    Спасибо SB:
    8.408
    Отзывы:
    477
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Волковыск
    Интересы:
    Коп по пмв
    Со всем уважением к Ильдару, но под Умай и Тэнгри при богатом воображении можно выдвинуть все что угодно. Да есть вещи похожие, но во многом....В любом случае коллекция у вас хорошая и вещи делаете красивые!
     
  11. Offline

    Ильдар Рук-ль обьединения "Millihasite"

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.032
    Спасибо SB:
    526
    Отзывы:
    16
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Уфа-Казань
    Имя:
    Ильдар
    Интересы:
    Реконструкция
    Я уже и не знаю как тут что то обьяснить, настолько все просто в последних постах показал. Ну да ладно, тут в Башкирии, идет рассвет культуры, все возрождается, а для остальных пусть они будут "цветочки" и "листики" это не Славянская культура, а наша тюрская, остальным народам это и не нужно... ну и хорошо) Наше оно, не Ваше, и понимать Вам всем это не нужно. Судьба)

    Саламзаде Э. А., Азербайджан, г. Баку ertegin@baku.ab.az Тенгри и тамга: мифология и морфология Знаки и символы Тенгри в тюркской культуре разнородны и разнообразны по своей морфологии. Своей печатью они отмечают все виды и формы искусства от наскальной живописи и ковров до скульптуры и монументальных архитектурных сооружений. География тенгрианской визуальной культуры охватывает обширные пространства Евразии, Северной Африки, Центральной Америки. Ее хронология, по некоторым данным, восходит к VIII-VI тыс. до н.э. и в отдельных регионах завершается лишь в XIX столетии. Мифология тенгрианской культуры – это наследие свыше 40 тюркских народов, проживающих на планете. Издревле по всей территории тюркского мира на скалах изображались равноконечные кресты, вписанные в круг. Этот символ имеет ключевое значение для понимания всей тюркской культуры и для объяснения ее происхождения. Знак этот является, с нашей точки зрения, парадигмой всей тюркской культуры, а также матрицей, на основе и с помощью которой тюркский мир воспринял изначальную, Примордиальную Традицию. Данный символ можно также назвать отцом геральдики и матерью алфавита, поскольку все богатство визуальных и вербальных элементов произрастает из него. Наконец, обсуждаемый символ выступает еще и визуальной матрицей, от которой берет начало орнамент тюркской культуры, что особенно наглядно видно в искусстве ковра. А орнамент, как известно, является верным идентификатором культуры. В тюркологической литературе последних лет утвердилось мнение о том, что равноконечный крест, вписанный в круг – это символ Тенгри-Солнца [12, с. 143]. Действительно, это одно из значений данного символа, но, по нашему мнению, значение относительно позднее. Авторы, анализирующие морфологию креста в контексте христианского мировоззрения, считают, что «впервые крест в круге встречается на одном египетском памятнике XV века до н.э.» [9, с. 168]. По мнению христианских богословов, «в состоящих из двух компонентов знаках круг олицетворяет планету Земля, а равносторонний крест христианскую религию» [12, с.181]. Радикальные христианские мистики интерпретируют изображение креста в круге как знак света Мессии, излучающегося в мир, после окончательной победы христианства над другими религиями. В свою очередь круг, увенчанный крестом, служит «символом ожидания Царства Божия» [9, с.280]. Равноконечный крест в обсуждаемой традиции именуется греческим, здесь утверждается, что в западной астрологии греческий крест внутри круга символизирует Землю. Уместно напомнить, что в средние века христианская церковь не признавала гелиоцентрическую концепцию мироздания и учение Галилея. Поэтому возможность средневекового христианского происхождения символа Земли в форме круга полностью исключена. Иконография креста в круге сложилась, разумеется, не в христианское средневековье и даже не в египетской древности. Изображения равноконечного креста, вписанного в круг, на скалах Гобустана и Гямигая на территории Азербайджана датируются исследователями | 21 8-7 тыс. до н.э. Проведя сравнительный анализ петроглифов Гобустана, Гямигая и Орхоно-Енисейских надписей, А. Фарзали пришел к выводу, что наскальные изображения на территории Азербайджана представляют собой один из древнейших алфавитов. Он назвал данный алфавит Гямигая-Гобустанским и определил его как полиморфный, то есть сочетающий графемы латиницы, кириллицы и собственно пиктограммы. На основе авторской методики А.Фарзали прочитал на скалах Гобустана и Гямигая около 300 слов, в том числе теоним Тангры – Тенгри. Среди наскальных изображений теоним встречается как в виде отдельного знака «Т», как в форме креста в круге (получая дополнительную семантическую нагрузку Тенгри – Солнце), так и в качестве написанного Гямигая-Гобустанским алфавитом слова «Тангры». Важной особенностью обсуждаемого алфавита является необходимость прочтения тех или иных знаков, словосочетаний на основе принципа зеркальности. Если быть более точным, то принцип зеркальности организует в целом визуальный язык петроглифов Гобустана и Гямигая: это в равной степени относится и к надписям, и к композициям, передающим сцены охоты и различным животных, а также многофигурным и портретным изображениям. По словам А.Фарзали, «зеркало – важнейший атрибут тенгрианства» [10, с. 111], с помощью принципа зеркальности древние художники передают один из главных религиозных постулатов – «Тенгри все видит, но сам никому не виден» [10, с.178]. Мировоззрение, язык, изображение составляют триаду, благодаря которой стала возможной расшифровка древнего послания. Самое пристальное внимание в оптике рассматриваемого символа привлекает тамга рода албан. Казахское племя албан наряду с дулатами и суанами относится к Старшему жузу. Во времена Атиллы все они входили в племенной союз, где доминировали дулаты. Племя дулат известно также под названием «дуло», «дулу», «тулу». Тамга племени дулат представляет собой круг правильной формы. Тамга албан известна под названием «серьга» в двух вариантах формы – в виде круга с вертикальной чертой снизу и в виде круга с небольшим крестом вверху. По инению А.Гурбанова, «тамга албан возникла из соединения олицетворяющего Тенгри – Солнце круга и напоминающего силуэт головы священного овна символа «qoshqar» (гочгар, кочкар, качкар, кочкар) » [12, с. 180]. Вместе с тем, А.Гурбанов отмечает, что «первоначальная семантика известного как «серьга» знака неизвестна» [12, с. 179]. Определить первоначальную семантику форм тамги албан и дулат поможет обращение к Примордиальной или, как чаще говорят, Гиперборейской Традиции. Известно, что Изначальная Традиция была воспринята индейцами Америки, древнегреческой культурой, а также на северо-востоке Евразии, где ее носителем стал прототюркский этнический элемент. Это обращение тем более плодотворно, что этноним дулат «дуло», «дулу», «тулу» в точности воспроизводит название сакрального центра Традиции – Тулу, Туле. Данное обстоятельство позволяет предположить, что дулаты и, возможно, албаны являются прямыми потомками носителей Традиции и хранителями определенной сакральной информации. Концентрированным сгустком подобной информации являлся первокалендарь, более известным нам как символ Тенгри – Солнца. Первокалендарь и его изображение сформировались в широтах Арктики, когда климатические условия были благоприятны для проживания людей в регионе Северного полюса. Визуальный образ годового цикла представляет собой круг со вписанным в него равноко- 22 | нечным крестом, где точки пересечения креста с окружностью отмечают четыре священных события года: дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Первокалендарь выступал информационной матрицей тюркской культуры: из него она разворачивалась, в него она могла быть свернута. Глядя на первокалендарь, тюрок одномоментно постигал пространство и время, в календаре, выражаясь словами Ю. Лотмана, происходило стягивание пространственно-временного континуума в одну точку. Из нее человек ментально начинал движение вверх, к Вечному Синему Небу – Тенгри… Однако первокалендарь не всегда имел форму креста, вписанного в круг. В условиях Северного полюса, где полгода длится день и полгода – ночь, значимы были только два астрономических события: дни летнего и зимнего солнцестояния. Наиболее древним арктическим календарем был знак , [5, с. 22]. На фоне нескольких последовательных трансформаций календаря, связанных с географическим положением мигрантов-носителей полярного сознания с Севера в южном направлении, «арктический крест служил культовым сакральным ориентиром», а знак «золотой сердцевиной Традиции» [5, с. 32, 31]. Таким образом, тамга дулат на самом деле означает «целый», весь год. А тамга албан действительно является солярным символом, но не просто солярным, а знаком именно летнего солнцестояния. В этом заключается его первоначальная семантика. Исследуя крестообразный орнамент на обширном археологическом материале, азербайджанский ученый З. Гасанов приходит к выводу, что у тюркских народов он символизирует центр Мира. По данным археологии, появление этого орнамента датируется периодом неолита или даже верхнего палеолита [4, с. 255]. Анализ знака как особого случая крестообразного орнамента позволяет исследователю уточнить свои выводы и констатировать: «символика крестообразного знака, заключенного внутрь круга или квадрата, олицетворяет шаманистические представления о центре Мира или космической пуповине» [4, с. 259]. И сразу же вокруг рассматриваемого знака выявляется масса дополнительных семантических значений. Так, например, «в якутских мифах повествуется о том, что в «золотом пупе Земли» растет дерево с восемью ветвями» [4, с. 258]. То есть выстраивается космологическая модель, где слиты воедино образ Мирового древа / Мировой горы, пупа Земли, четырех сторон света или четырех углов земли и т.д. Причем модель трансформируется из плоскостной в объемную, приобретая наряду с горизонтальными еще и вертикальные координаты. Полное, исчерпывающее воплощение данной модели З. Гасанов видит в архитектуре тюркской юрты. Во время проведения шаманом своего ритуала в центре юрты разводится огонь, здесь же вбивается столб с привязанной к нему веревкой и прикрепленным к последней куском материи. Крайне интересно, что «конструкцию столба и веревки кыргызы называют tuu» [4, с.258] (древнетюркское и азербайджанское tug) – то есть «флаг». Кульминацией ритуала является момент, когда шаман, поднявшись по столбу с помощью веревки, «высовывает свои ноги из дымового отверстия наружу и висит некоторое время вниз головой» [4, с. 261]. В ходе ритуала, таким образом, осуществляется путешествие шамана из нижнего через средний в верхний мир, где дымовое отверстие юрты символизирует верхний мир. В целом, на примере крестообразного орнамента, заключает З.Гасанов, «мы наблюдаем синтез языка, мировоззрения и орнамента» [4, с.259]. То есть, анализируя знак ©, З. Гасанов приходит к тому же фундаментальному выводу, что и А. Фарзали, рассматривающий петроглифы Гобустана и Гямигая. Иными словами, все это означает, что тюркская | 23 культура имела единую матрицу, из которой берут свое начало язык и письменность, модель мира, орнамент и все визуальные формы искусства. Остается добавить, что дымовое отверстие юрты является крестообразной конструкцией, вмонтированной в круг, где три балки пересекают другие три балки. На кыргызском языке дымовое отверстие юрты называется tunduk, на казахском языке – шанырак. «Шесть хорд («кулдiреуiш») пересекают круг в 12 местах, причем 12 точек сгруппированы в 4 группы, так что шанырак может рассматриваться как изображение зодиакального круга, а также мушеля» [6, с.502] – пишет казахская исследовательница З. Наурзбаева. Тамга – феномен, рожденный тюркской цивилизацией. Берущая начало от первокалендаря, практика присвоения/получения тамги создала универсальную систему идентификации. Возражая по поводу исключительного исторического приоритета тюркских народов, чаще всего ссылаются на широкое распространение подобных опознавательно-различительных знаков у некоторых кавказских и иранских народов. Однако у нетюркских народов Кавказа тамга появляется не раньше начала XVII века, а у иранской династии Сасанидов под влиянием контактов с Тураном, когда белые хунны (эфталиты) привносят сюда, например, знак «Айбулат» [12, с. 282, 285]. Вопрос о тесной морфологической связи тамги и туга, клейма и флага уже был подробно исследован нами в одной из публикаций [7]. Если тамга явилась прототипом современного герба, то первоосновой государственного флага выступает туг. Древние тюрки считали туг духом рода, а еще точнее – местом, где обитает дух. Как и во всем тюркском мире, знамя-туг было святыней для казахов. Есть сведения, что в XVIII веке в войсках Казахского ханства назначались два военачальника, первый из которых непосредственно командовал войском, а второй охранял знамя. В огузском, азербайджанском эпосе «Китаби Деде Коркут» военачальник также обозначается как человек, имеющий право нести знамя. У узбеков мы находим яркий пример синкретизации тамги и туга, в результате чего возникает государственный флаг империи Тимура. По сообщению посла Кастилии при Дворе Тимура в 1403 году на печати властителя был вытеснен знак, представляющий собой три равных круга, расположенные в форме равностороннего треугольника. Тот же знак изображен на голубом полотнище флага империи Тимура. Наконец, многочисленные изображения равноконечного креста в круге мы встречаем на церквях и в орнаментах Кавказской Албании – тюркского государства на территории античного и средневекового Азербайджана. Круг в кольце был тамгой рода албан – основателей этой страны и ее государственным гербом. Символ креста в круге занимает важное место и в современной геральдике тюркских народов. Модификация этого знака – шанырак изображен на Государственном флаге Кыргызстана и на государственном гербе Казахстана. Причем если на кыргызском флаге шанырак изображен в проекции сбоку-сверху, то на гербе Казахстана «он дан с точки зрения человека, находящегося внутри юрты, в ее центре, т.е. в центре сакрального пространства, и устремленного взглядом вверх» [6, с. 510]. Заключение С точки зрения морфологии мы рассмотрели, по сути, один знак, который образуется из сочетания двух геометрических фигур – круга и креста. На разных исторических этапах и в контексте различных мифологем, возникших в тех или иных регионах тюркского мира, появлялась очередная модификация данного знака. Но морфологическая эволюция обсуж- 24 | даемого символа не смогла заслонить его первоначального смысла. Изображение креста, вписанного в круг, символизирует начало начал, где пространство и время слиты воедино. Познавая этот символ, человек постигает Тенгри и становится тюрком. Тюрки – теофорный народ, а тюркская цивилизация родилась благодаря постижению Абсолюта. Вокруг знака вырастал из героического мифа тюркский Логос. Символ креста в круге схватывает и фиксирует абсолютное качество, состояние, известное в шаманской практике и в современной психологии под названием «Вечное Сейчас». Источники и литература: 1. Аджи М. Тюрки и мира: сокровенная история. – М., 2004. 2. Акилова К. Знаки и символы Тенгри в традиционном искусстве Узбекистана. // Проблемы искусства и культуры, № 2, 2015. 3. Аюпов Н. Тенгрианство как открытая мировоззренческая система. – Алматы, 2011. 4. Гасанов З.Г. Социально-культурные ценности скифов: древних ашгузов / ишкузов / гузов. – Астана, 2013. 5. Дугин А.Г. Гиперборейская теория. – М., 1993. 6. Наурзбаева З. Вечное Небо казахов. – Алматы, 2013. 7. Саламзаде Э.А. Тамга и туг. Визуальная идентификация в тюркской культуре. // Историко-культурное наследие и современная культура. – Алматы, 2012. 8. Серикпаев К. Заповеди Тенгри. – Алматы, 2013. 9. Смирнова Н. Тайная история креста. – М., 2007. 10. Фарзали А. Ноев Ковчег и Гямигая-Гобустанский алфавит. – Баку, 2014. 11. Эвола Ю. Мистерия Грааля. – Воронеж, 2013. 12. Qurbanov A. Damğalar, rəmzlər... mənimsəmələr. – Bakı, 2013. | 25 А
     
    Последнее редактирование: 3 май 2019
  12. Offline

    Ильдар Рук-ль обьединения "Millihasite"

    Регистрация:
    17 ноя 2009
    Сообщения:
    1.032
    Спасибо SB:
    526
    Отзывы:
    16
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Уфа-Казань
    Имя:
    Ильдар
    Интересы:
    Реконструкция
    Давно тут не был, из нового, шлем и пороховница.

    J9vVREj3to0.jpg
    1111.jpg
     
    PaulZibert и Andrey70 нравится это.

Поделиться этой страницей