c.Рубихино Юхновский район Калужская область

Тема в разделе "Калужская область", создана пользователем Никита Мозуров, 5 сен 2019.

  1. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.222
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Координаты - 54.800346°N 35.183655°E

    На карте - ссылка

    Рубихино.jpg

    Из переписной книги Вяземского уезда 1666 года:

    Волость Коробовская, что была в Дорогобужскогм уезде в прошлых годех, по указу блаженные памяти великого Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси и по мирному договору выменяно вместо Вяземского уезду из порозжих земель Свечского стану с пустошами из Дорогобужского уезду пустая земля, а ныне село Рубихино у речки Служки, а в селе церковь во имя Николы Чудотворца деревянная клетцки.

    А в церкви Божия милосердия образов: образ Спаса Вседержителя, образ Пречистые Богородицы Казанские, образ Святителя Николы Чудотворца Можайского, венец и гривенка серебряные позолочены в киоте, образ святого мученика Георгия, образ святые мученицы Парасковеи нарицаемые Пятницы, деисус девять икон.

    Свеча месная восковая. Двери царские с сенью и з столпцами.

    Да на престоле образ Пречистые Богородицы Казанской в окладе, венец и цата серебряные позолоченые, да прикладу 10 алтын.
    Свеча восковая, образ Пречистыя Богородицы Одегитрия запрестольные. Сосуды древяные. Крест благословящей в окладе медной.
    Да книг печатных: Евангелие запрестольно, евангелисты медные, Минея общая большая, Псалтырь малая, Служебник, Шестоднев, Часослов, Апостол тетр. Да Треод письменная.
    Да ризы, стихарь полотняные, поручи, пояс.
    Да на колокольне два колокола весом пуд.

    У той же церкви:

    Во дворе поп Иван Данилов, у него сын Офонка да братья Петрушка да Гараска.Степановы, да приемыши Бориско Борисов да Стенка Гаврилов.
    Во дворе дьячок Елисейко Епифанов з братом Фомкою. У Елисейки детей Левка да Кипреюшка.
    Во дворе пономарь Ондрюшка Исаев, у него детей Сергушка да Васка.

    л. 779:
    Пустошь Сидорова у речки Сохны, пашни паханые наездом середние земли чет, да лесом пороло две чет в поле, а в дву по тому ж. Лесу чернаго и болот вдоль на полверсты, а поперег тож. Владеет села ж Рубихина Никольской поп Иван.

    л. 778:
    Пустошь Глебная, пашни паханой наездом середние земли чет, да лесом поросло четыре чет в поле , а в дву по тому ж. Сена 30 копен. Лесу непашеннаго чернаго и болот вдоль на пол версты, а поперег тож. Владеет Никольской же поп Иван.


    РГАДА ф.1209 оп.1 ч.2. дело 10808 переписная книга Вяземского уезда письма и меры Артемия Рчинова да подьячего Федора Леонтьева 174-175 году (1666-1667) дворцовым волостям. л. 752
     
    Юлиа, Любовь Н., Серж 2010 и ещё 1-му нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Online

    Ellenna Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 янв 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо SB:
    234
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    Краеведение
    ГАКалужО ф. 435 оп 4 д 3
    1788 год О производстве дьячка Лаврентия Сергеева во священника
    1791 год Рубихино церковь Николая Чудотворца Деревянного здания, Троепрестольная 421 двор
    д 29 Священник Григорий Максимов, Священник Лаврентий Сергеев, сын Иоанн, сын Алексей;
    Священник Борис Феофилактов, сын Петр
    дело 17 л. 3 у 3х священников дворов по исповедным сего 1794 года росписям написано 419 мужеска пола 2049
    1798 год д. 75 упоминается ктитор полковник Иван Иванов Нарышкин
     
  4. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.222
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    СЕВ 1902г. №18​

    Село Рубихино Юхновского уезда.

    Село Рубихино находится в 7 верстах на северо-запад от города Юхнова, в 6 верстах от реки Угры, в полу-версте вправо от большой дороги из Юхнова в Гжатск, на левом берегу речки Служки и на нравом берегу реки Сохни, которая отделяет село Рубихино от Медынского уезда.

    Местность, занимаемая ныне селом Рубихиным и приходом его, в прежние времена (до 1634 года) известна была под именем двух Государевых дворцовых волостей, принадлежавших к Дорогобужскому уезду, Карцовской и Коробовской; в первой было село Карцово, а ко второй принадлежало село Рубихино 1).

    На основании старинных записей, можно с достоверностью предполагать, что Рубихино и Карцово, по началу своего существования, принадлежат к первым годам семнадцатого столетия. Из выписки, сделанной из меновых книг межевых судей князя Никиты Михайловича Мезецкаго, Осипа Хлопова и дьяка Потапа Внукова, видно, что в царствование Государя Михаила Феодоровича 31 августа 7142 (1634) года, на пустые земли Вяземского уезда 2) выменены были у Польского Короля пустые же земли из Дорогобужскаго уезда 3) к уезду Вяземскому. В числе этих, вымененных у Польского Короля, пустых земель упоминается: волость Карцовская, а в ней пустошь, что было село Карцово и волость Коробовская, а в ней пустошь, что было село Рубихино.

    Так село Рубихино и село Карцово к 1634 году были уже пустошами. Опустошение их произведено было, по всей вероятности, поляками в 1611 году. В это время, как видно из историко-статистическаго описания Смоленской епархии 4), был разрушен поляками Юхновский монастырь; а так как Коробовская волость и волость Карцовская смежны с этим монастырем и самые села Рубихино и Карцово от монастыря в близком расстоянии (около 10 верст), то вероятно, по разрушении монастыря, поляки перенесли свои разрушительные действия в эти волости и опустошили их и бывшие в них села Рубихино и Карцово; с этого-то времени, должно быть, и тяготело над ними польское иго до 31 августа 1634 года.

    По переходу с 31 августа 1634 года (по случаю обмена земель с Польским Королем) под ведение Русского правительства, пустые земли, составлявшие прежде Коробовскую и Карцовскую волости, начали снова населяться жителями, выходцами из разных губерний и уездов 5), и когда их собралось порядочное число, 6) тогда из них возобновилась прежняя Дворцовая волость Коробовская 7), и для них восстановлено село Рубихино.

    Восстановление села Рубихина было около 1666 года; так в выписке приказа Большого Дворца из писцовыхь книг Артемия Рчинова и подъячего Феодора Леонтьева 1666 года написано: «в Вяземском уезде волость Коробовская, что была Дорогобужскаго уезда, в прошлых годах выменена из Дорогобужскаго уезда пустая земля, а ныне село Рубихино у речки Служки, а в селе церковь во имя Николая Чудотворца».

    С этого-то времени возобновленное село Рубихино, без особых перемен, существует и ныне у речки Служки. Первоначально же (до Литовского разорения в 1611 году) село Рубихино находилось не у речки Служки, я версты четыре отсюда, у речки Черменки, где ныне приходская деревня Семеновская; предположение это основывается на выписке приказа Большого Дворца из писцовых книг Петра Лихарева и Якова Незымаева 182 (1674) года, так написано, «деревня, что была пустошь Семеновская на левом берегу речки Черменки, а в ней церковное место, что была церковь во имя Николая Чудотворца». Между жителями деревни Семеновской и до сего времени живо сохранилось предание 8) о существовании здесь церкви и села.

    Так как Коробовская волость с селом Рубихиным до Литовского опустошения была Дворцовою волостью 9) и после обмена земель с Польским Королем в 1635 году была опять Государевой вотчиной до 1690 года 10), то основание села Рубихина (до 1611 года) и восстановление его (около1666 года) вероятно сделано было на счет Государевой казны.

    О храмах села Рубихина

    Первый храм села Рубихина находился, как мы сказали, где ныне приходская деревня Семеновская; вероятно он разрушен был в 1611 году поляками 11).

    Второй Рубихинский храм был во имя того же, как и первый — угодника Божия Николая чудотворца, храм этот был деревянный— («клецки») 12) и устроен около 1666 года у речки Служки 13). Когда и как уничтожился этот храм не известно; нужно полагать, что по устроении нового храма в 1702 году, он, как малопоместительный 14), был разобран. Есть предание, что храм этот находился на север от настоящего храма сажен на 100 , где ныне крестьянские Рубихинские овощники, но на месте признаков незаметно никаких. Кем устроены были первый и второй Рубихинские храмы, неизвестно. Судя потому, что село Рубихино с приходом своим составляло тогда Государеву ветчину. Нужно полагать, что храмы эти устроены были на средства Дворцового Приказа.

    Третий храм в селе Рубихине, который существует и ныне, устроен в 1702 году приходскими помещиками из фамилии Нарышкиных 15), но кем именно, неизвестно 16). Храм этот деревянный «клецки», с таковою же колокольней, на каменном фундаменте, обит снаружи тесом и покрыт железом, — крепок 17). Престолов в этом храме два: настоящий во имя святителя и чудотворца Николая, а придел во имя св. мучеников Флора и Лавра. Настоящий храм освящен 1702 года, октября 4 дня игуменом Мещовского уезда, Юхновского монастыря, Трифиллием 18 ); но в каком году освящен придел Флора и Лавра, не известно; впрочем, судя по надписи на антиминсе 19), нужно полагать, что и этот престол освящен скоро после Николаевскаго, если еще не прежде.

    В настоящее время, благодаря пожертвованиям разных лиц; церковь весьма достаточна утварью, ризницею, паникадилами и проч., из жертвователей особенно выдается своим усердием местный землевладелец Я. И. Авученков, употребивший из своих средств на украшение Рубихинскаго храма свыше 800 рублей и получивший за это два Архипастырских благословения.

    Древности в Рубихинском храме следующие:

    а) антиминс па парусине, освященный при патриархе Адриане, Трифиллием, митрополитом Сарским и Подонским, 1702 года октября 2 дня 20).

    б) Образ Николая чудотворца резной, так называемый Можайский; об этом образе упоминается в выписке Приказа Большого Дворца из писцовых книг Артемия Рчинова 1666 года 21); но с какого времени он существует и откуда приобретен, не известно. Образ этот особо чествуется местными прихожанами, и к нему издавна приходят богомольцы из разных мест, но с какого времени и по какому особенному случаю, достоверно не известно 22).

    Вокруг Рубихинского храма есть ограда каменная с деревянными перилами; устроена она в 1859 году и 1860 иждивением прихожан, которым в помощь пожертвовано от приходской генеральши Барышниковой 25000 кирпича и 70 кореней соснового леса.

    В селе два кладбища: одно вокруг храма и существует вероятно со времени устроения церкви, а другое за селом в 1/4 версты на крестьянской земле; кладбище это заведено около 90 лет назад на место прежнего, существовавшего с незапамятных времен на поле близ большой дороги, более версты от села, которое по неудобству упразднено. В деревнях кладбищ нет.

    О церковной земле

    О земле, принадлежавшей первому Рубихинскому храму, в выписке Приказа Большого Дворца из писцовых книг писца Томилы Дивова и подъячего Ивана Губанова 178 (1670) года упоминается так: «на левом берегу речки Черменки церковное место, что была Церковь Николая Чудотворца; пашни церковныя худыя; земли лесом поросло десять четвертей в поле, а в двух потому-же; сенных покосов лесом поросло двадцать копен».

    Сколько было этой земли по нынешней мере— не известно,и где были границы её, об этом тоже не сохранилось никакого предания, предание говорит только, что земля эта находится под приходской деревней Семеновской.

    Земля, находившаяся при втором Рубихинском храме, в выписке Приказа Большого Дворца из писцовых книг Артемия Рчинова и подъячего Феодора Леонтьева 1666 года описана так: «пашни церковныя паханыя и перелогом и лесом поросло— средния земли; двадцать четыре четверти вполе, а в двух потому-же; сена подле речки Служки десять копен. И по Государеву указу и по грамоте из Приказа Большого Дворца за приписью дьяка Евстрата Флорова дано Попу Ивану с причетники на пропитание земли десять четвертей, а четырнадцать четвертей велено ему владеть из оброку до Государева указа, а оброку взимать по чему Государь укажет». В этой же выписи упоминается еще, что во владении Рубихинского священника находятся еще три пустоши:

    а) пустошь Хотенова у речки Служки на правом берегу: «пашни паханы наездом; средней земли осьмина, да перелогом четверть, да лесом поросло две четверти в поле; а в двух потому-же; лесу бору десять десятин; владеет села Рубихина Никольский поп Иван Васильев».

    б) Пустошь Суворова у речки Сохни на правом берегу: «пашни паханы наездом; средней земли четверть, да лесом поросло две четверти в поле, а в двух потому-же; лесу чернаго и болота вдоль на полверсты, а поперек тоже,—владеет села Рубихина Никольский поп Иван».

    в) Пустошь Хлебная по обе стороны речки Железенки: «пашни паханы наездом; средней земли четверть, да лесом поросло четыре четверти в поле, а в двухь потому-же; сена тридцать копен; лесу непашеннаго, чернаго и болота вдоль на полверсты, а поперек тоже,— владеет села Рубихина Никольский поп Иван».

    Кроме этого, в 1689 году, в отказной книге Приказа Большого Дворца подъячего Луки Волкова, в числе Рубихинской церковной земли упоминается еще какая-то примерная земля: «да за дачею, примерной земли двадцать две четверти, одиннадцать десятин в поле, а в двух потому-же».

    Как велико было, по нынешней мере, количество всей вышеупомянутой земли, находившейся во владении Рубихинского причта, с точностью определить невозможно; на основании же предания 23) и позднейших документов 24) нужно полагать, что общий итог всей церковной земли был до 460 нынешних десятин.

    В таком количестве, во владении Рубихинского причта, земля находилась во всё то время, пока волость Коробовская с селом Рубихиным была Дворцовой волостью; по переходе же оной, по жалованной Грамоте 1689 года, во владение окольничего Матвея Филимоновича Нарышкина и его наследников, пустоши Хотенова и Хлебная были у причта Нарышкиным отняты 25), но по какому праву и в какое время, не известно.

    В 1785 году помещик Нарышкин присвоил и последнюю церковную пустошь Суворову, но со стороны причта и крестьян (из церковных бобылей) тогда же заявлена на Нарышкина претензия и по оной началось дело, которое тянулось до 1830 года; в этом году состоялось решение Сената следующего содержания: «Нарышкину в присвоении церковной земли, отказать; а как в оной церковной земле по межеванию показано 355 десятин сь саженями; а оной же в поселении крестьян казеннаго ведомства 22 души: то за отчислением им 176 десятин, остальное за тем количество 179 десятин с саженями предоставить в непосредственное владение церковно-служителей села Рубихина» 26). Это количество земли, 179 десятин и 1762 кв. саж., находится во владении Рубихинскаго причта и в настоящее время; план и межевая книга на эту землю есть. Земля песчаного грунта, для хлебопашества не плодородна, а для лесных зарослей подходяща.

    О причте

    Кто состоял в причте при первом Рубихинском храме до 1611 года, об этом не сохранилось ни документов, ни предания; при втором же храме с 1666 года и при третьем по 1896 год были, как видно из разных нижепоименованных записей, следующие лица:

    Священники

    1-й — Иван Васильев— находился на должности священника с 1666 года по 1689-й 27); далее о нем ничего не известно.

    2-й— Елисей Епифанов —из дьячков этого села 28), поступил во священника в 1670 году; в 1673 о нем упоминается, что был на должности 29) а после ничего не известно.

    3-й— Леонтий Елисеев в 1689 году поступил во священника 30); прежде же и после этого года о нем ничего не известно.

    4-й— Афанасий Иванов и 5-й — Киприан Елисеев в 1706 году были в селе Рубихине священниками 31); но в этом ли году поступили на должность или прежде и в каком году уволились, не известно; уроженцы они были этого же села священнические дети 32); Киприан был в этом селе дьячком 33).

    6-й -Никита, 7-й - Василий и 8-й— Максим— об этих священниках известно только, что они были на должности 34) но в каком году поступили и сколько лет были на должности, не известно.

    9-й -Прокопий Никитин, села Рубихина священнический сын, в 1782 году был на должности священника 35), но в этом ли году поступил, или раньше, не известно; в 1789 году за старостью и болезнью от должности уволен 36); в 1798 году умер 37).

    10-й— Прокопий Васильев, Рубихинского священника сын, в 1782 г. был священником 38) и в 1785 г. умер 39), более о нем ничего не известно.

    11-й— Григорий Максимов, села Рубихина священнический сын,- в 1782 году был на должности священника 40) и в 1794 г. умер 41).

    12-й —Лаврентий Сергиев Вишневский, Вяземского уезда, села Чепчугова, церковнический сын, из дьячков села Рубихина 42), поступил в это же село на должность священника на место умершего своего тестя— священника Прокопия Васильева 43) состоял на должности до 1796 г. и вь этом году умер 44).

    13-й—Борис Феофилактов Богоявленский, природою Юхновской округи, села Казельска священнический сын, был в селе Рубихине дьячкомь 45) в 1789 г поступил в это село во священника на место тестя своего Прокопия Никитина, уволенного от должности за болезнью 46), и состоял на должности до 1803 года и в этом же году умерь 47).

    14-й— Василий Терентиев Лелюхин, села Рубихина диакона Терентия Петрова сын, прежде был Елеазар, а при посвящении во священника переименован в Василия поступил из диаконов этого села 48) на месго помершего своего тестя Григория Максимова в 1795 году 49); в 1807 году умер 50).

    15-й— Прохор Григорьев Соколов, села Рубихина священника Григория Максимова сын, поступил в 1803 г. во священника на место помершего Бориса Феофилактова 51); прежде же был в этом селе диаконом 52) и дьячком 53).

    В 1837 году, по преклонности лет, от должности уволен; в 1840 г. умер 54). В 1816, 1820 и 1833 годах был штрафован монастырским подначалием за нетрезвую жизнь и неблагопристойные поступки; наград никаких не получал 55),

    16-й— Михаил Архиппов Смирнов. Рубихинского пономаря Архиппа Петрова сын 56), поступил в 1807 г. на место помершего священника Василия Терентиева 57) прежде быль в этом селе диаконом и дьячком 58) в 1809 г. умер 59).

    17-й —Иоанн Лаврентиев Вишневский, по окончании курса философии в Смоленской духовной семинарии, поступил в 1809 г. в село Рубихино во священника на место отца своего Лаврентия Сергиева; в 1811 году утвержден был депутатом; за 1812 г. получил темнобронзовый наперсный крест; с 1813 по 1828 год был присутствующим в Юхновском духовном Правлении; в 1816 году избран был духовником; в 1818 году награжден набедренником; с 1819 по 1828 г. был благочинным; с 1827 по 1850 г. был сотрудником попечительства о бедных духовного звания. В 1826 году был под двумя следствиями и, по случаю манифеста, от суда освобожден; в 1828 году был еще под двумя следствиями и по решению суда отставлен от должности благочинного и присутствующего; в 1829 г. был опять под двумя следствиями и по решению обязан подпискою иметь поведение честное и трезвое 60); в 1848 г. передал место зятю, а в 1850 г. умер 61).

    18-й— Прохор Терентиев Лелюхин, села Рубихина диакона Терентия Петрова сын, обучался в инфиме Вяземского духовнаго училища; был в селе Рубихине причетником 62) и диаконом 63), а в 1811 г. поступил на место священника по смерти Михаила Архиппова 64); в 1837 году передал свое место зятю Григорию Березкину, а потом, по смерти его, снова исправлял должность приходского священника; наград никаких не получал. В 1827 году был запрещен в священнослужении за неблагопристойные поступки и нетрезвую жизнь; в 1847 г. опять штрафован за обиды, ругательство и нетрезвость 65). В 1855 г. умер 66).

    19-й —Григорий Петров Березкин, села Лучесы, Ельнинского уезда, дьячковский сын, по окончании полного курса в Смоленской семинарии с аттестатом 2 разряда, поступил в 1837 году в село Рубихино во священника на место Прохора Терентиева Лелюхина со взятием его дочери. Должностей особых не проходил и наград никаких не получал; судим и штрафован не был 67); в 1846 году умер 68). Священник этот отличался, по сдовам современных ему старцев -прихожан, тихостию характера и много терпел от своего тестя и безпокойной жены своей; в приходе особых воспоминаний о нем не осталось.

    20-й — Иоанн Васильев Красев, села Рубихина пономаря Василия Дмитриева сын, по ощончании курса в Смоленской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда, поступил в 1837 году на место уволенного от должности Прохора Соколова; в 1844 году был катихизатором при Юхновском соборе; в 1846 г. определен депутатом; в 1847 году награжден набедренником и в этом же году преподано ему благословение Святейшаго Синода за обращение раскольников; с 1848 по 1859 г. был присутствующим в Юхновском духовном правлении; в 1854 г. два раза преподано ему благословление епархиальнаго начальства за обращение раскольников; в 1853 и 1857 гг. преподаны ему благословения Святейшего Синода; в 1856 г. награжден скуфьею. Судим и штрафован не был 69); в 1859 году умер 70) Современники говорят, что священник этот был деятелен в исполнении своих должностей и очень трудолюбив в хозяйственной жизни; прихожане о нем вспоминают, как о пастыре обходительном и добром.

    21-й— Петр Стефанов Ильенков, Бельского уезда, села Ветлиц, диаконский сын, окончил курс в Смоленской семинарии с аттестатом 1 разряда, поступил в 1848 г.в село Рубихино во священника на место Иоанна Вишневскаго со взятием его дочери; в 1851 г. был катихизато-ром; в 1853 г. награжден набедренником 71); в 1857 г. с апреля месяца по август был под следствием и на это время от должности удален 72); в 1860 г., по распоряжению епархиального начальства, от должности приходского священника отставлен; 1866 г. был штрафован годовым подначальством за повенчание в прежних годах 6 несовершеннолетних браком; в 1867 году умер в Рославльском монастыре 73). Священник этот, по словам современииков, как вдовый и бездетный, любил гостеприимство и разгул; отличался всегда остротами перед равными, а иногда высшими.

    22-й — Иоанн Иоаннов Воробьев, Гжатскаго уезда, села Пречистого, дьячковский сын, по окончании курса в Смоленской семинарии с аттестатом 1 разряда, определен был на должность священника Вяземскаго уезда в село Новое; отсюда в 1857 г. в апреле месяце переведен в село Рубихино на место удаленного на время священника Ильенкова, и находился до августа месяца сего года; в августе же, по поступлении Ильенкова снова на свое место, перемещен в село Артюхи, Гжатского уезда 74).

    23-й— Александр Алексеев Соколов, села Кикина, Юхновского уезда, дьячка Алексея Яковлева сын, по окончании курса в Смоленской семинарии в 1857 г., с аттестатом 1 разряда, поступил в 1859 году в село Рубихино во священника, на место умершего Иоанна Красева, со взятием его дочери; в 1860 г. был катихизатором; в 1862 г. определен наблюдателем сельских школ; с 1872 по 1891 год был окружным следователем; с 1887 по 1891 г. был помощником благочинного; с 1884 по 1891 г. был наблюдателем церковно-приходских школ; в 1891 году назначен благочинным по Юхновскому уезду. Получил награды: в 1872 году— набедренник; в 1877 году— скуфью; в 1883 году - камилавку; в 1890 году— наперсный крест. В 1896 году переведен к соборной города Юхнова церкви,с оставлением в должности благочинного. (Клировые ведомости с. Рубихина).

    24-й —Василий Яковлев Юденич, Краснинского уезда, села Максимовского, диакона Якова Иванова сын, по окончании курса в Смоленской семинарии в 1833 году с аттестатом 2 разряда, поступил в том же году Гжатского уезда в село Пречистое, на место уволенного от должности священника Семена Трофимова Скворцова, со взятием его дочери; в 1858 году переведен был Смоленского уезда в село Мокшеево, а оттуда в 1860 году поступил в село Рубихино. Награды получал следующие: в 1841, 1844, 1845, 1847, 1849 и 1852 годах преподаны были ему Архипастырския благословения за обращение раскольников; в1845 г. был награжден набедренником; за Севастопольскую войну— крестом; в 1870 году— скуфьею. С 1841 но 1845 год был наставником поселянских детей при сельском училище. Судим и штрафован не был. Особенно замечательная черта у священника Юденича была та, что он любил неспешность и торжественность церковных служб и службы эти совершал почти всегда с слезным молением и большим числом земных поклонов; в 1871 году умер от холеры 75).

    25-й— Николай Васильев Юденич, сын священника Василия Юденича, до 1871 года был диаконом в селе Климове, Юхновского уезда; 8 октября 1871 года был переведен на священническую вакансию в село Рубихино; в 1877 г. награжден набедренником; в 1878 г., с открытием села Ново-Успенска (5 верст от Рубихина), был переведен туда. Особенных воспоминаний о нем не сохранилось.

    26-й—священник Василий Васильев Каченовский, из студентов Смоленской семинарии, рукоположен епископом Никанором 26 января 1896 года в село Рубихино, где и состоит священником и в настоящее время.

    Свящ. Василий Каченовский.

    (Продолжение будет)​

    СЕВ 1902г. №19​

    Диаконы

    О диаконах при Рубихинском храме до 1706 г. не упоминается ни в одной из имеющихся под руками древней записи, а потому были ли они до этого времени в с. Рубихине или нет, ничего неизвестно; с 1706 г. были следующие:

    1-й— Иван Лазарев, 2-й— Антип Леонтиев были в 1706 г. в с. Рубихине диаконами 76), но в каком году поступили на должность и когда уволены, не известно.

    3-й —Иродион Петров, с. Рубихина дьячковский сын 77), состоял на должности диакона в с. Рубихине в 1782 и по 1789 г., но был ли на должности раньше 1782 г., не известно; в 1789 г. вышел в с. Волково, Вяземскаго у., на должность священника 78).

    4-й— Терентий Петров, этого села дьячковский сын 79), с 1782 по 1787 г. был диаконом; в 1787 г. умер 80).

    5-й — Иван Прокопиев, с. Рубихина свящ. Прокопия Васильева сын 81); в 1791 г. состоял на должности диакона, но в этом ли году поступил или прежде, не известно; в 1794 г. умер 82).

    6-й — Елеазар Терентиев находился в должности диакона при с. Рубихине с 1794 83) по 1795 г., а в этом году поступил в это же село священником 84).

    7-й Прохор Григорьев, из дьячков 85) этого села находился диаконом с 1796 86) по 1803 г.; в этом же году поступил на должность священника 87).

    8-й— Михаил Архиппов, из дьячков этого села 88), поступил в 1796 г. на должность диакона 89) и был до 1807 г.; в этом же году поступил священником 90).

    9-й - Прохор Терентиев Лелюхин, поступил во диакона на место Михаила Архиппова в 1808 г. 91), из пономарей этого села 92) и был диаконом до 1811 г.; в этом же году поступил священником 93).

    10-й — Петр Борисов Богоявленский, с. Рубихина священника Бориса Феофилактова сын, из философии Смоленской семинарии, произведен был в 1812 г. в с. Рубихино во диакона 94), а в 1817 г. поступил в с. Бариново, Юхновского уезда, священником 95).

    11-й -Алексей Лаврентиев Вишневский, этого села священника Лаврентия Сергиева сын, из дьяков этого села 96), произведен в 1813 г. во диакона на место Прохора Терентиева 97) и был на должности до 1844 г. 98), в этом году сдал место зятю и поступил в Вяземский монастырь—в монашество. Штрафован был: в 1829 г. поклонами за несоблюдение чистоты и опрятности в алтаре; в 1836 г .—деньгами за самовольство; в 1838 г. за вольность —поклонами; в 1839 г. двухмесячным подначальством за ложные доносы 99).

    12-й — Иван Михайлов Смирнов, с. Рубихина диакона Михаила Архиппова сын, из дьячков с. Рубихина 100), произведен в 1824 г. в это же село во диакона 101); в 1829 г. был оштрафован поклонами за несоблюдение чистоты в алтаре; в 1837 г. передал место зятю 102), а в 1838 г. поступил в монашество в Юхновский монастырь; диакон этот отличался тихостью характера и способностью к церковному письмоводству; к сельскому хозяйству охоты не имел 103).

    13-й— Капитон Михайлов Сокольский, Гжатск, у., с. Сосниц, священника Михаила Иванова сын, по исключении из низшего отделения Смоленской семинарии, определен был в 1835 г. того же уезда в с. Ивакино на должность дьячка, а оттуда в 1837 г. поступил в с. Рубихино во диакона на место Ивана Смирнова со взятием его дочери, в 1868 г. был оштрафован 4-месячным подначалием в монастыре за повенчание в прежних годах шести несовершеннолетних браков; в 1888 г. вышел за штат; 26 января 1891 г. умер 104). По свидетельству современников, диакон Сокольский к должности был усердѳн, служил хорошо и характера был кроткого и уступчивого.

    14-й — Яков Иванов Георгиевский, Калужской губ., Медынскаго у., с. Строилова, причетнический сын; по исключении из среднего отделения Калужской семинарии, поступил в 1844 г. в с. Рубихино во диакона на место Алексея Лаврентиева Вишневского со взятием его дочери; судим и штрафован не был 105); в 1846 г. умер 106).

    15-й — диакон Иосиф Павлов Орлов до 1896 г. состоял псаломщиком, из с. Зилова, Сычевск. у.; в 1896 г. рукоположен во диакона в с. Рубихино, где состоит и по сие время (Клировые ведомости 1901 г.).

    Причетники:

    1 - й - Андрей Исаев с 1666 по 1678 г. был пономарем 107); более о нем ничего не известно.

    2-й— Елисей Епифанов; до 1666 г. о нем ничего не известно; с этого же года упоминается, что он был до 1670 г. дьячком 108), а потом поступил священником 109).

    3-й— Фома Епифанов с 1670 по 1674 г. был дьячком 110); после же о нем ничего не известно.

    4-й -Лев Елисеев состоял на должности причетника с 1674 по 1679 г. 111).

    5-й— Панфил Иванов был дьячком с 1674 по 1690 г. 112).

    6-й— Киприан Елисеев, с. Рубихина дьячка Елисея Епифанова сын 113); с 1674 по 1679 г. упоминается о нем, что он был в с. Рубихине дьячком 114) с 1679 по 1706 г. о нем ничего не известно; в 1706 г. был в этом же селе священником 115).

    7-й Иван Елисеев в 1674— 1689 гг. был дьячком 116); прежде же этих лет и после о нем ничего не известно.

    8-й Петр Антонов, 9-й— Гордий Прокопов и 10-й Борис Трофимов— состояли на должности причетников раньше 1782 г. 117), но в каких именно годах, не известно.

    11-й Василий Васильев, с. Рубихина священнический сын, с 1782 по 1793 г. значится дьячком 118); но был ли прежде на должности, не известно; в 1793 г. умер 119).

    12-й— Лаврентий Сергиев с 1782 по 1785 г. состоял на должности дьячка 120), а после поступил священником 121).

    13-й— Иона Яковлев, с. Рубихина церковнический сын,в каком именно году поступил на должность, не известно; с 1782 122) по 1786 г. был в с. Рубихине дьячком, а в І786 г. поступил в с. Городище, Юхновского уезда, диаконом 123).

    14-й— Борис Феофилактов с 1782 по 1789 г. был дьячком 124), а потом поступил священником 125).

    15-й— Петр Прокопов, с. Рубихина пономарский сын, был пономарем в с. Рубихине с 1782 126) по 1788 г. и в этом же году умер 127).

    16-й— Архипп Петров, сего же села пономарский сын, был пономарем с 1782 128) по 1790 г., в этом году умер 129).

    17-й — Григорий Родионов, сего же села диаконский сын, в 1782 г. был пономарем 130), а в 1783 г. посвящен во диакона Юхновской округи, в с. Хрустальную Фабрику 131).

    18-й - Димитрий Яковлев, с. Рубихина церковника Якова Борисова сын; в 1783 г. поступил на место выбывшего пономаря Григория Родионова 132); в 1812 г. поступил в заштат 133), а в 1820 г. умер 134).

    19-й— Прохор Григорьев, в 1785 г. поступил на должность дьячка 135) на место Лаврентия Сергиева, посвященного во священника, и находился на этой должности до 1796 г.; после этого был диаконом и священником в этом селе 136).

    20-й —Михаил Архиппов в 1786 г. поступил на место дьячка Ионы Яковлева, выбывшего во диаконы 137), и находился в этой должности до 1796 г.; после же был диаконом и священником в этом селе 138).

    21-й — Прохор Терентиев Лелюхин поступил в 1788 г. на место умершего пономаря Петра Прокопова 139) и был пономарем до 1808 г.; в этом году поступил во диакона,а после был священником 140).

    22-й— Порфирий Григорьев, с. Рубихина священника Григория Максимова сын, поступил в 1793 г. на место умершего дьячка Василия Васильева 141); в 1817 г. при этой же должности умер 142).

    23-й— Алексей Лаврентиев Вишневский был в с. Рубихине дьячком с 1802 по 1813 г. 143); после был в этом селе диаконом 144).

    24-й— Василий Дмитриев Красев, того же села пономаря Дмитрия Яковлева сын, поступил на праздное пономарское место в 1805 г, 145) и находился в этой должности до 1831 г.; в этом году отдан в военную службу 146).

    25-й — Иван Васильев, священника Василия Терентиева сын, из семинарии, поступил в 1807 г. на праздное пономарское место 147) и находился до 1824 г.; в этом же году умер 148).

    26-й— Иван Михайлов Смирнов поступил на должность дьячка в 1809 г. на место Прохора Терентиева 149) и был при этой должности до 1824 г.; в этом году посвящен в это же село во диакона 150).

    27 й— Иродион Дмитриев Красов поступил на место отца своего— пономаря Димитрия Яковлева в 1812 г. 151) и находился в должности до 1858 г. 152); в этом году передал место зятю, с которым перешел в село Мощину, Юхновского у., там и умер 153). Причетник этот был трудолюбивый, скупой и промышленный хозяин, почему и имел порядочное состояние; любимое его занятие состояло в обмене лошадей 154).

    28-й— Феодор Васильев Лелюхин, Рубихинского священника Василия Терентиева сын, из грамматики Вяземского училища, определен в 1813 г. на должность пономаря 155) а в 1821 г. посвящен в с. Дрожжино сего уезда во диакона 156).

    29-й— Никифор Дмитров, Рубихинскаго пономаря Димитрия Яковлева сын, находился в должности пономаря с 1819 157) по 1831 г ; в этом году отдан в военную службу 158).

    З0-й —Алексей Прохоров Лелюхин, с. Рубихина священнический сын, был дьячком с 1821 по 1856 г. 159) и в том же году умер 160).

    31-й— Егор Прохоров Соколов, этого села священника Прохора Григорьева сын, поступил на место выбывшего причетника Феодора Васильева в 1821 г. 161) и был при должности до 1870 г.; в этом же году поступил в заштат; в 1838 г. был штрафован 2-месячным подначальством за нетрезвую жизнь 162); в 1872 г. умер 163).

    32-й —Матвей Прохоров Побитов, из послушников Смоленского Троицкого монастыря, поступил в 1833 г. в с. Рубихино на пономарское место; в 1849 г. был штрафован полугодичным подначальством за задавление 4-летней девочки; в 1856 г. за нетрезвую жизнь и буйные поступки лишен половины доходов 164), а в 1858 г. исключен из духовного звания 165).

    33-й— Василий Иванов Щеголев, с. Извольска, этого уезда, диаконский сын; по исключении из низшего отделения Смоленской семинарии, поступил в 1834 г. в с. Рубихинсна должность пономаря; в 1838 г. был штрафован 2-недельным монастырским подначальством за ослушание 166); в 1849 г. посвящен в с. Извольск во диакона 167).

    34-й — Стефан Иродионов Красев, с. Рубихина причетника Иродиона Красева сын, из II класса Вяземского дух. училища, поступил в 1838 г. в это село пономарем и находился до 1842 г. 168), а потом перешел о с. Извольск Юхновск. у ., на ту же должность 169).

    35-й— Иван Иродионов Красев, этого жѳ села причетнический сын, из I кл. Вяземского дух. училища, поступил на должность пономаря в 1842 г. на место выбывшего родного брата Стефана Красова 170); в 1880 г умѳр 171); судим и штрафован не был. По отзывам современников, Красев отличался равнодушным характером и особенною охотою к трудолюбию и хозяйству.

    36-й— Феодор Платонов Срединский, Дорогобужск. уезда, с. Вержина, дьячковский сын, по увольнении из низшего отделения Смоленской семинарии, поступил в с. Рубихино в 1849 г. на должность пономаря, на место выбывшего Василия Щеголева, а в 1853 г. перешел на ту же должность в гор. Ельню 172).

    37-й— Василий Иванов Строгонов, Бельск. у., с. Соловиц причетника Ивана Иванова сын, в училище не обучался; В 1853 г определен был Гжатскаго уезда в с. Петропавлово и в том же году перешел на причетническую же должность в с. Рубихино 173); в 1878 г. переведен во вновь открытое село Ново-Успенск, где находится и в настоящее ремя.

    38-й— Иван Иванов Плаксин, с. Бутурлина, Юхнов. у., диаконский сын, определен в 1858 г. 174) в с. Рубихино дьячком на место поступившего в заштат Иродиона Красова со взятием его дочери и в том же году— 1858— перешел на эту же должность в с. Мощину, сего уезда 175).

    39-й — Иван Егоров Бучеров, с. Велина, Юхновск у., дьячковский сын, по исключении из низшего отделения Вяземского училища, определен был в 1848 г. в с. Опосово, Юхновск. у.; оттуда в 1853 г. перешел того же уезда в с. Мошину, а отсюда в 1858 г. поступил в с. Рубихино, на место выбывшего Ивана Плаксина; за дерзкий поступок с священником с. Мощины был штрафован 6-недельным подначалием в Рославльском монастыре; за повенчание шести незаконных браков штрафован 4-месячным подначалием в Юхновском монастыре; в 1897 г. вышел в заштат, а в 1900 г. умер 176).

    40-й— Феодор Иванов Бучеров, из послушников Юхновскаго монастыря, определен в 1897 г. на место своего отца; состоит в с. Рубихине и в настоящее время 177).

    В с. Рубихине с 1666 по 1670 г. был один комплект; с 1670 и в 1706 годах было два комплекта; после 1706 до 1855 г. было три комплекта; с 1855 же года до 1878 г. оставалось наличных членов причта: два священника 178), один диакон 179), два дьячка 180) и один пономарь 181).

    В 1878 г. в Карцовских дворах (5 верст от Рубихина) Преосвященнейшим Иосифом была освящена новая каменная церковь, устроенная землевладельцем Василием Прохоровым Жидковым, и при ней открыто село Ново-Успенск, с отделением к нему из Рубихинскаго прихода 13-ти селений: Карцово, Приселье, Новая, Малая-Каменка, Мосейково, Щелаки, Железенка, Паново, Минаки, Столбинка, Бильдягино, Беляево и Батино.

    В том же году сюда назначен из с. Рубихина священник Николай Юденич и дьячек Василий Строгонов; таким образом, в Рубихине остался один причт, состоящий из священника, диакона и псаломщика, каковой состав существуешь и в настоящее время.

    Жалованья на причт в настоящее время положено 444 р. 92 к.

    К какой кафедре— Смоленской или Крутицкой— принадлежало с. Рубихино во иерархическом отношении со времени своего первоначального существования до 1702 г .— не известно.

    В 1702 же году оно было под ведением епископа Сарского и Подонского, как это видно из надписи на антиминсе 182), хранящемся в Рубихинском храме; но в какомгоду перешло под управление епископов Смоленских (заведывающих этим селом и ныне), не известно.

    Местные благочинные над селом Рубихиным были следующие 183):

    1) Юхновский протоиерей Илия Войташевский с 1794 по 1809 г.

    2) Юхновский протоиерей Иоанн Лелюхин с 1809 по 1820 г. и с 1829 по 1833 г.

    3) Села Рубихина свящ. Иоанн Вишневский с 1820 по 1828 г.

    4) Села Слободки священник Иоанн Чанцев в 1828 г.

    5) Юхновский прот. Иоанн Богданович с 1833 по 1845 г.

    6) Села Дрожжина свящ. Захарий Глаголев в 1845 г.

    7) Села Извольска свящ. Иоанн Соколов с 1846 по 1862 г.

    8) С. Мочалова свящ. иоанн Голенкин в 1862 и 1863 г.

    9) Села Дмитровца свящ. Парфений Богданович с 1864 по 1866 г.

    10 ) Села Бутурлина свящ. Евфимий Соколов с 1866 по1870 г.

    11) Села Извольска свящ. Василий Белавенцев с 1870 по 1891 г.

    12) Священник соборной гор. Юхнова церкви Александр Соколов с 1891 г.

    Как велико было число приходских душ с. Рубихина до литовскаго разорения (до 1611 г.), не известно, и куда разошлись эти прихожане после разорения, об этом тоже не сохранилось никаких сведений. Из позднейших записей 184) видно, что опустошенный земли Коробовской и Карцовской волостей начали снова населяться с 1626 г. 185) и населялись по 1674 г. выходцами из разных губерний и уездов 186), преимущественно из Смоленского и Дорогобужского. Из этих выходцев возобновилась (вместо двух прежних волостей Карцовской и Коробовской одна) Дворцовая волость Коробовская, и в этой волости в 1674 г. было уже 29 селений 187) и 514 душ муж. пола 188), а женского не известно.

    Впоследствии, по переходе Коробовской волости, по жалованной грамоте государей Иоанна и Петра Алексеевичей, во владение окольничего Матвея Филимоновича Нарышкина 189) и его наследников, некоторые из прежних селений были уничтожены 190), а иные устроены вновь 191), но общий итог селений не изменился, и Рубихинский приход состоял до 1878 г., как и прежде, из 29 селений, которые называются так:

    1) село Рубихино, деревни: 2) Николаевка, 3) Ладышкино, 4) Семеновское, 5) Платино, 6) Большая Каменка,7) Малая Каменка, 8) Мосейково, 9) Железенка, 10) Щелоки, 11) Паново, 12) Минаки, 18) Столбинка, 14) Бельдягино, 15) Беляево, 16) Батино, 17) Роковое, 18) Сойкино, 19) Попаево, 20) Горенец, 21) Ступино, 22) Мокрое, 23) Подборье, 24) Козловка, 25) Никитино, 26) Строево, 27) Карцово, 28) Приселье, 29) Новая.

    Все эти селения (кроме села Рубихина, жители которого были казенного ведомства и принадлежали к Рупосовской, а потом к Мочаловской волостям) в прежнее время принадлежали разным владельцам 192), но последнее время (перед 1861 годом) состояли в имении гг. Барышниковой, Толстой и Мельгуновой, а ныне составляют свою Рубихинскую волость, крестьяне которой принадлежат к Рубихинскому приходу и вновь устроенному в 1878 г. приходу с. Ново-Успенского, отделенному от Рубихинского, и состоят в одном Юхновском уезде.

    Прихожане с. Рубихина, кроме раскольников, вероисповедания православного, но с настроением раскольническим; это видно: из неохотного исполнения необходимого христианского долга ежегодной исповеди и св. таин причастия; из неусердного посещения храма в дни воскресные и праздничные; из нерасположения к нравственным наставлениям; из двуперстного сложения для крестного знамения; из безразличного отношения к православию и расколу; из принятого общего обычая иметь в доме медные образа и проч.

    С какого времени началось и при каких условиях сложилось такое настроение прихожан, определить это с точностью в настоящее время трудно. Судя потому, как некоторые из прихожан неохотно оставляют те обычаи, которые потемняют их православие и предрасполагают к расколу,—нужно полагать, что вышеупомянутое настроение прихожан началось очень давно, так что успело уже укорениться в них очень твердо.

    Раскольники Рубихинского прихода все секты безпоповщинской. Совращений в раскол не происходило и большого числа обращенных не было. С какого времени начался и кто первый посеял раскол в Рубихинском приходе, точно определить это за неимением положительных данных, невозможно; на основании одного реестра о раскольниках, имеющегося при копии исповедной ведомости за 1821 г., можно за достоверное полагать, что в 1795 и 1796 гг. раскол в Рубихинском приходе уже был 193).

    Прихожане с. Рубихина племени великорусского, с нравами и обычаями не выдающимися: ни резкой грубостью, ни заметной образованностью.

    Грамотность в Рубихинском приходе до 1861 г. была редкостыо, потому что школ и училищ до этого времени здесь никогда не существовало. В 1861 г. в первый раз училище было открыто в доме священника Соколова и существовало до апреля месяца 1863 г., а потом, по совершенному неудобству в помещении, было закрыто; в этом училище ежегодно обучалось до 15 мальчиков. В 1863 и 1864 гг. была школа в дер. Семеновской, где каждую зиму обучалось до 25 мальчиков.

    С 1865 г. существует училище при Рубихинском волостном правлении, где ныне с 1862 г. с. Ново-Успенск. Училище это устроено и содержится на общественный счет.

    Успешное развитие грамотности в Рубихинском приходе началось лишь с 1889 г., когда была открыта в с. Рубихине церковно-приходская школа, в коей до 1896 г. обучалось ежегодно до 50 чел. учеников; в 1899 г. открыта земская школа в дер. Семеновской, куда и поступают ученики из ближайших к училищу селений.

    С 1896 г. число учеников в Рубихинской и Семеновской школах бывает каждый год от 35 до 45 в каждой.

    Промышленность Рубихинских прихожан издавна состоит в земляных работах: одни из прихожан и притом малая часть нанимаются к дорожным мастерам в так называемые граборы или тачечники, а другие— и самая большая часть —отправляются небольшими артелями (по 4 и более человек) в разные губернии и уезды для копания колодцев, прудов, садков дня рыбы, канав вокруг полей, для устройства садовых дорожек, устройства мельничных плотин и проч.; в последнее же время с 1860 г. многие приладились к раскрытию шахт для каменного угла и к выемке самого угля. Заработки прихожан (за некоторыми исключениями) недостаточны на покрытие расходов, которые с каждым годом принимают большие размеры по настоятельной необходимости и частью по прихоти.

    Домохозяйство прихожан вообще очень плохо; потому что мужчины дома не живут, а женщины не могут правильным порядком заправлять им; при этом же и самые местные условия хозяйственной жизни крестьян самые неблагоприятные: лугов очень мало, лесов нет, пахотные поля песчаные с таковою же подпочвой, и в Рубихинском приходе редкость, если какой домохозяин провел год без покупки хлеба.

    Несмотря на плохое и убыточное хозяйство и не всегда удачные заработки, Рубихинские прихожане почти все имеют прекрасно устроенные дома, большей частью на две половины; сами одеваются по городскому и равно наряжают свои семьи в городские наряды, вообще стараются, чем бы то ни было, щегольнуть пред другими, хотя это щегольство обходится им не дешево и ведет лишь к упадку домашнего хозяйства.

    Говоря об отхожих промыслах Рубихинских прихожан, нельзя обойти молчанием тот факт, что эти промыслы повели к развитию и приходе индиферентизма к церкви и религии; такого усердия к храму Божию, какое замечается в приходах, жители коих живут исключительно земледелием и домашним хозяйством, в Рубихинском приходе нет.

    Вместе с тем заметна и легкость нравов, упадок добрых обычаев, бывают частые случаи нарушения постов.

    Впрочем, непосещение храма прихожанами можно объяснить и тем обстоятельством, что в воскресные дни в Юхнове бывают базары, на которые и устремляются жители окрестных селений за делом и без дела, благо—город близко.

    С другой стороны народ вообще стал настолько изнежен, что холодный Рубихинский храм часто является препятствием для лиц, которые и желали бы посещать церковь, но боятся холода.

    Но будем надеяться, что это последнее препятствие скоро устранится, так как в селе Рубихине воздвигается новый, теплый каменный храм на средства, завещанные бывшим Рубихинским прихожанином (ныне умершим), крестьянином Игнатом Прохоровым Прохоровым.

    Делом постройки заведует особый Строительный Комитет, под председательством отца игумена Петра, настоятеля Юхновского монастыря, человека в высшей степени опытного и энергичного.

    В 1903 году храм будет окончен вполне, и будем надеяться, что теплое и просторное помещение его будет всегда полно молящимися прихожанами.

    Свящ. Василий Каченовский.​




    1) Древний документ 7142 года 31 августа межевых судей князя Мезецкагос товарищами.
    2) Из Вяземского уезда променены: Свечковский, Жирковсвий, Жадинский и Озеринский станы, которые втянулись клином между Дорогобужским и Бельским уездами.
    3) Из Дорогобужского уезда выменены: пустошь,— что бывал стан и село Воскресенское; волость Извольская, а в ней пустошь,— что бывало село Извольск; волость Коробовская, а в ней пустошь,—что бывало село Рубихино и пустоши: Батькова, Корщикова, Тычинина; волость Карцовская, а в ней пустошь,— что было село Карцово и пустоши: Мосеева, Макова, Щелокова, Столбина, Железная, Монакова и Горенец, которые втянулись кдином в Вяземский уезд, а сошлись с Можайским в Медынским уездами.
    Примечание. Пустоши, поименованные при Коробовской и Карцовской волостях, все находятся в нынешней Рубихинской волости и все почти заселены; по именам пустошей названы и самые селения.
    4) Страница 338.
    5) Из Смоленского — 46 семейств., Дорогобужского - 15, Вяземского - 5, Бельского - 1, Поречской вол - 1, Дмитровской - 1, Жулинской - 1, Шиловского уезд. - 4, Могилевской губ. - 9 семейств., Виленской - 1 , Тверской - 5, Тульской - 1, Калужской - 12 и Можайского уезд. - 1, всего 102 семейства.
    6) В 1664 году было 304 души муж. пола, а жен. неизвестно. (Выпись из переписных книг сыскного дворца стряпчего Исая Спечева 1664 года).
    7) Волость же Карцовская и село Карцово не были восстановлены, и земли, принадлежащие Карцовской волости, вошли в состав Коробовской; в память села Карцова существует ныне деревня Карцово , которая, по преданию, поселилась на том же месте, где было село Карцово.
    8) Предание это издавна и ныне поддерживается следующим заведением: ежегодно во время Пасхи и в другое время года, когда бывают подымаемы в деревню из церкви иконы, всегда, по просьбе жителей, совершается молебен Николаю чудотворцу, и после него затевается панихида на деревенском проулке, где, по преданию, были церковь и кладбище.
    9) Выпись из меновых книг, межевых судей князя Никиты Михайловича Мезецкого с товарищами 143 (1635) года.
    10) Копия с жалованной грамоты окольничему Матвею Филимоновичу Нарышкину 16S0 года
    11) См. выше выноску 4.
    12) „Клецки”— рублен без углов, в лапу.
    13) Выписка Приказа Большого Дворца из писцовых книг Артемия Рчинова и Феодора Леонтьева 1666 года.
    14) Храм этот устроен был для малого числа прихожан (см. выноску 6), а пред устроением в 1702 году нового храма число прихожан было уже более 600 душ, (Выпись Приказа Большого Дворца из отказных книг подъячего Луки Волкова 1689 года 4 февраля).
    Примечание.
    Об утвари второго Рубихинского храма в выписке Приказа Большого Дворца из писцовых книг Артемия Рчинова и Феодора Леонтьева 1666 года написано так: „в церкви Божие милосердие образов: образ Спаса— Вседержителя, образ Пресвятыя Богородицы Казанския, образ Святителя Христова Николая Чудотворца Можайскаго в киоте, образ Св. Мученика Георгия, образ Св. Мучен. Парасковеи, нарицаемыя пятницы, Деисус девять икон; свеча местная восковая; двери царския с сенью и столбцами; да н а престоле образ Пресв. Богородицы Казанской в окладе, венец и цата серебряные, позолоченые, да приклад 10 алтын; свеча восковая; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии запрестольный; Сосуды деревянные; Крест благословящий в окладе медном; да книг печатных: Евангелие запрестольное — Еванглисты медные, Минея общая большая, Псалтирь малая, Служебник, шестоднев, Часослов, Апостол, да Триод письменная, да ризы и стихарь полотняные, поручи, пояс, да на колокольне два колокола весом пуд“.
    15) Или окольничим Матвеем Филимоновичем Нарышкиным, или женою его Меланиею Тимофеевною, или же сыном его Григорием Матвеевичем, потому что с 1690 года до 1713 только они и были владельцами Коробовской волости и села Рубихина.
    16) Клировые ведомости села Рубихина.
    17 ) Хотя храм этот существует уже давно (200 лет), по он заботливо поддерживался, а потому до ветхости не допущен.
    18) В церкви хранится деревянный крест с следующей надписью: «освятися жертвенник сей Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа во храме, иже во святых отца нашего, Николая, Архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, при державе Багочестивейшаго, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя, и белыя России Самодержца, меж Патриаршеств, по благословению Преосвященнаго Стефана, Митрополита Рязанского и Муромскаго в лето 1702-е, 10-го месяца октября в 4-й день, на память Св. Священномученника Иерофея, Епископа Афинскаго и освятися оная церковь Мещевскаго уезда, Юхновскаго монастыря Игуменом Трифиллием».
    19) Антиминс надписан так: «имеет власть священнодействовать во Храме Св. Мученик Флора и Лавра. Священнодействан Преосвященным Трифиллием, Митрополитом Сарским и Подонским. Сие же бысть при державе Благочестивейшаго, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и при Великом Господине Святейшем Кире Адриане, Архиепископе Московском и всея России и всех северных стран Патриархе. Лета от Рождества Христова 1702-го, октября во 2-й день».
    20) Смотр. выноску 19.
    21) Смотр. после выноски 14-й примечание.
    22) Про этот образ рассказывают три замечательных случая:
    а) В 1848 году, при появления холеры в соседних к Рубихину приходах, Рубихинские прихожане обносили этот образ по своим селениям и в Рубихинском приходе в то время не только никто не умер от холеры, но даже никто и не болел ею. (В копии метрик за 1848 год умерших от холеры не значится).
    б) В том же 1848 году кому-то из Юхновских жителей, во время распространения холеры в Юхнове, было во сне видение поднять из Рубихинскаго храма образ Николая чудотворца; икона была поднята в Юхнов, обносима по домам, и после того холера сперва заметно уменьшилась, а потом скоро и прекратилась.
    в) В 1828 году Рубихинский церковный староста был в г. Калуге для покупки вещей для церкви; лавочник, у которого была сделана покупка, как-то обсчитал старосту на несколько рублей, и староста по простоте не заметил этого ни в то время, ни по приезде домой; чрез несколько времени тот самый купец, у котораго забраны были вещи, приехал в с. Рубихино и, после молебна Николаю чудотворцу, подошел к церковному старосте и сказал:
    «я, брат, обсчитал тебя, когда ты забирал у меня вещи дли церкви, и этого сам не знал, но благодарю святителя Николая, что он не допустил этому ненамеренному греху остаться на душе моей: он явился мне во сне в таком точно виде , как вижу его здесь, напомнить мне про обман и велел отвезти деньги, поэтому я приехал отслужить молебен и отдать деньги».
    23) Предание говорит, что в пустоши Хотеновой было до 15 десятин, а в пустоши Хлебной до 90 десятин.
    24) В копии с Сенатскаго указа 4 сентября 1830 года за №2968 упоминается, что церковной земли с одной пустошью Суворовой было З55 десятин.
    25) На пустоши Хотеновой издавна до 1847 года была усадьба с хозяйственными постройками помещиков Нарышкиных. Пустошь Хлебная была отдана во владение крестьян.
    26) Копия с указа Правительствующего Сената 1830 года за № 2968.
    27) Выписка из писцовых книг Приказа Большого Дворца 1666 —1689 гг.
    28) Смотр. ниже о причетниках, причетник 2-й.
    29) Выписки Приказа Большого Дворца из писцовых книг 1670— 1673 гг.
    30) Выпись из отказных книг Приказа Большого Дворца 1689 года.
    31) Челобитная Юхновскаго игумена Никанора, Вяземскому воеводе Василию Ивановичу (в Юхновском монастырском архиве).
    32) Выпись Приказа Большого Дворца из писцовых книг 1670 года и 1674 года.
    33) Смотри ниже о причетниках, причетник 6-й.
    34) В Рубихинской церкви есть древний Октоих 5 гласа , в коем с 24 листа надпись такая: «сия книга села Рубихина, церкви Николая Чудотворца, попова Микиты, да Василья, да Максима»
    35) Ревизная сказка 1782 года.
    36) Ревизная сказка 1795 года.
    37) Ревизная сказка 1811 года.
    38) Ревизная сказка 1782 года.
    39) Ревизная сказка 1795 года.
    40) Ревизная сказка 1782 года.
    41) Ревизная сказка 1795 года.
    42) Смотр. причетник 12-й.
    43) Ревизная сказка 1795 года.
    44) Ревизная сказка 1811 года
    45) Смотр. причетник 14-й.
    46) Ревизная сказка 1795 года.
    47) Ревизная сказка 1811 года.
    48) Смотр. диакон 6-й.
    49) Ревизная сказка 1795 года.
    50) Ревизная сказка 1811 года.
    51) Ревизная сказка 1811 года.
    52) Смотр. диакон 7-й.
    53) Смотри дьячек 19-й.
    54) Копия метрик 1840 года.
    55) Клировая ведомость 1838 года.
    56) Ревизная сказка 1795 года.
    57) Ревизная сказка 1811 года.
    58) Смотр. диакон 8-й и причетник 20-й.
    59) Ревизная сказка 1811 года.
    60) Клировая ведомость 1848 года.
    61) Копия метрик 1850 года.
    62) Смотр. причетник 21-й.
    63) Смотр. диакон 9-й.
    64) Ревизная сказка 1815 год».
    65) Клировые ведомости 1838 и 1847 годов.
    66) Копии метрик 1855 года.
    67) Клировые ведомости 1845 года.
    68) Копии метрик 1846 года.
    69) Клировая ведомость 1858 года.
    70) Копия метрик 1859 года.
    71) Клировая ведомость 1853 года.
    72) Свидетельство современников и подписи в церковных документах
    73) Свидетельство современников и родственников
    74) Свидетельство современников
    75) Клировая ведомость 1870-х годов и копия метрик за 1871 год.
    76) Это видно из челобитной Юхновского игумена Никанора Вяземскому Воеводе Василию Ивановичу 1706 года (в Юхнов. Монаст. архив).
    77) Ревизная сказка 1782 года.
    78) Ревизная сказка 1795 года.
    79) Ревизная сказка 1782 года.
    80) Ревизная сказка 1795 года.
    81) Копия исповедных ведомостей 1791 года.
    82) Копия исповедных ведомостей 1794 и 1795 годов Ревизная сказка 1975 года.
    83) Копия исповедных ведомостей 1794 года.
    84) Смотр. выше священ. 14-й.
    85) Смотр. ниже, причетник 19-й.
    86) Ревизная сказка 1796 года и копия исповедных ведомостей 1796 года
    87) Смотр. священник 15-й.
    88) Смотр. причетник 20-й.
    89) Подпись к Ревизии 1795 года и копия исповедных ведомостей 1796 г.
    90) Смотр. священник 16-й. '
    91) Ревизная сказка 1811 года.
    92) Смотр. причетник 21-й.
    93) Смотр. священник 18-й.
    94) Ревизная сказка 1815 года
    95) Ревизная сказка 1834 года.
    96) Смотр. причетник 23-й.
    97) Ревизная сказка 1815 года.
    98) Клировые ведомости 1843 и 1844 годов.
    99) Клировые ведомости 1839 года.
    100) Смотр. причетник 26-й.
    101) Исповедная ведомость 1824 года и Ревизная сказка 1838 года.
    102) Клировые ведомости 1837 года.
    103) Свидетельство современников и родственников.
    104) Клировая ведомость 1870 года и копия метрики 1891 года.
    105) Клировая ведомость 1845 года.
    106) Копия метрик 1846 года.
    107) Выписки из писцовых книг 1666— 1678 годов.
    108) Те же выписки 16666 — 1670 годов.
    109) Смотр. священник 2-й.
    110) Выписки Приказа Большого Дворца из писцовых книг 1670-1674 гг.
    111) Те же выписки 1674— 1679 гг.
    112) Выписки Приказа Большого Дворца: из писцовых книг 1674 -1678 гг и из отказных книг 1689 г.
    113) Выписки из писцовых книг 1666 г.
    114) См. выноску 112-ю.
    115) Смотр. священник 5-й.
    116) См. выноску 112-ю.
    117) Ревизная сказка 1782 г.
    118) Ревизная сказка 1782 г.
    119) Ревизная сказка 1795 г.
    120) Ревизная сказка 1782 и 1795 гг.
    121) Смотр. священник 12-й.
    122) Ревизная сказка 1782 г.
    123) Ревизная сказка 1795 г.
    124) См. выноску 120-ю.
    125) Смотр. священник 13-й.
    126) См. выноску 122-ю.
    127) Ревизная сказка 1795 г.
    128) Ревизная сказка 1782 г.
    129) Ревизная сказка 1795 г.
    130) Ревизная сказка 1782 г,
    131) Ревизная сказка 1795 г.
    132) См. выноску 180-ю.
    133) Ревизная сказка 1815 г.
    134) Ревизная сказка 1834 г.
    135) Ревизная сказка 1795 г.
    136) См.: диакон 7-й, священник 15-й.
    137) Ревизная сказка 1795 г.
    138) См.: диакон 8-й, священник 16-й.
    139) Ревизная сказка 1795 г.
    140) См. диакон 9-й, священник 18-й.
    141) Ревизная сказка 1795 г.
    142) Ревизная сказка 1834 г.
    143) Клировая ведомость 1838 г.
    144) См. диакон 11-й.
    145) Копия исповедных ведомостей 1805 г. Ревизная сказка 1811 г.
    146) Ревизная сказка 1834 г.
    147) Ревизная сказка 1811 г.
    148) Ревизная сказка 1834 г.
    149) Ревизная сказка 1811 г
    150) См. диакон 12-й.
    151) Ревизная сказка 1815 г.
    152) Клировая ведомость 1858 г.
    153) Свидетельство родственников.
    154) Рассказы современников.
    155) Ревизная сказка 1815 г.
    156) Свидетельство родственников.
    157) Копия исповедных. ведомостей 1819 г.
    158) Ревизная сказка 1834 г.
    159) Клировая ведомость 1855 г.
    160) Копия метрик 1856 г.
    161) Клировые ведомости 1869 и 1870 гг.
    162 ) См. выноску 161.
    163) Копия метрик 1872 года.
    164) Клировая ведомость 1857 года.
    165) Указ Смоленской Духовной Консистории 1858 г за № 8648.
    166 ) Клировая ведомость 1845 года.
    167) Свидетельство современников.
    168) Клировые ведомости 1841 и 1842 годов
    169) Свидетельство современников.
    170) Клировая ведомость 1870 года.
    171) Копия метрик 1880 гида.
    172) Клировые ведомости 1852 и 1853 годой.
    173) Клировая ведомость 1870 г.
    174) Подпись в церковно-расходной книге в апреле 1858 г.
    175) Свидетельство родственников и современников.
    176) Клировые ведомости 1870 и 1897 гг. и Копия метрик 1900 г.
    177) Клировая ведомость 1901 г.
    178) Смотр. священников - 23-й и 24-й.
    179) См. диакон 13-й.
    180) См. дьячков— 37-й я 39-й.
    181) См. пономарь 35-й.
    182) Смотр. выноску 19.
    183) Сведения о Благочинных собраны из подписов их в церковных документах.
    184) Выписки Приказа Большого Дворца из писцовых: а) Исая Спечева 1664 года; б) Артемия Рчинова и Феодора Леонтьева 1666 и 1667 годов; в) Томилы Дивова и Ивана Губанова 1670 -1673 год; г) Петра Лихарева и Якова Незымаева 1674— 1678 год.
    185) В 1626 году во воей Коробовской волости было только четыре души мужского пола, (а женскаго неизвестно) в деревне Чихириной; вышли из деревни Ошчепковой, Старковской Дворцовой волости, Можайского уезда в 143-м (1626) году (Писцовая книга Петра Лихарева 1674 года).
    186) Сведения эти взяты из записей, поименованных в выноске 184-й.
    187) 1) Село Рубихино, 2) деревни: Попаево, 3) Сойкино, 4) Роковая, 5) Батино, 6) Беляево, ) Сергейково, 8 ) Луки, 9) Тычинино 10) Кирилово, 11) Минаково, 12) Карцово, 13) Строево, 14) Гаарилово, 15) Никитино, 16) Филиппово, 17) Горенец Большой, 18) Горенец Малый, 18) Рыково, 20) Чихирино, 21) Гудково 22) Приселье, 23) Паново, 24) Маковье, 25) Семеновское, 26) Мосейково, 27) Железенка, 28) Голопузово, 29) Суренки (смотр. выноску 188).
    188) Выписки из писцовых книг — Петра Лихарева 1674 г.
    189) Копия с жалованной грамоты Нарышкину 1690 г.
    190) Уничтожены следующие селения: 1) Сергейково, 2) Луки, 3) Тычинино, 4) Кирилово, 5) Филиппово, 6) Гаврилово, 7) Горенец Малый, 8) Рыково, 9) Чехирино, 10) Гудново, 11) Маковье, 12) Голопузово, 13) Суренки.
    191) Вновь устроены следующие селения: 1) Каменка Большая, 2) Каменка Малая, 3) Мокрое, 4) Ступино, 5) Бельдягино, 6) Столбинка, 7) Щелоки 8) Платино, 9) Подборье, 10) Козловка, 11) Ладышкино, 12) Новая, 13) Николаевка.
    192) До 1690 года Рубихинский приход был Дворцовою волостью; с 1690 г. перешел во владение Окольничаго Матвея Нарышкина, а но смерти его поступил жене его Мелании Тимофеевне Нарышкиной в 1698 году (Выписки из писцовой книга Луки Волкова). После них был владельцем сын их Григорий Матвеевич Нарышкин, за ним с 1722 г. сын его Михаил Григорьевич Нарышкин (надпись па колоколе), после же его сын его Надворный Советник Ивань Михайлович Нарышкин в 1749 г. (надпись по листам на октябрской Минеи); после Ивана Михайловича был владельцем с 1780 г. сын его полковник Иван Иванович Нарышкин (копия метрик). В 1799 г. полковник Феодор Васильевич Бахметьев (копия метрик 1799 г.) получил часть из этого имения за женой Марьей Ивановной, дочерью полковника Нарышкина; в 1804 г. другая часть имения Нарышкина досталась зятю его князю Алексею Петровичу Щербатову, а остальная третья часть осталась за дочерью Нарышкина девицею Евдокиею Ивановной Нарышкиной. Имение князя Щербатова после разделилось на две половины: одна часть в 1828 г, поступила в приданое за дочерью Натальей Алексеевной надв. сов. Степану Степановичу Мельгунову; а другая в 1836 г, за дочерью Еленою Алексеевною отдана в приданое генералу Ивану Николаевичу Толстому; имения же Бахетьева и девицы Нарышкиной в 1836 и., по купчей, крепости, перешли во владение генерала Василия Петровича Барышникова. По смерти же Мельгунова, Толстого и Барышникова, имения их достались женам их: Наталье Алексеевне Мельгуновой, Елене Алексеевне Толстой и Варваре Феодоровне Барышниковой, которые и были владельцами до выхода крестьян на волю 1861 г. 19 февраля.

    Госпоже Мельгуновой принадлежали деревни: 1) Мокрая, (здесь же была господская контора) 2) Ступино, 3) Горенец, 4) Попаево, 5) Никитино, 6) Строево, 7) Подборье.

    Г-же Толстой принадлежали деревни: 1) Железенка (здесь была контора, переведенная в 1847 г. из села Рубихина), 2 ) Щелоки, 3) Новое, 4) Карцово, 5) Козловка, 6) Николаевка.

    Г-же Барышниковой принадлежали : 1) Мосейково, (здесь была господская контора) 2) Паново, 3) Минаки, 4) Столбинка, 5) Бельдягино, 6) Беляево, 7) Батино, 8) Сойкино, 9) Роковое, 10) Приселье, 11) Ладышкино, 12) Малая Каменка, 13) Большая Каменка, 14) Платино, 15) Семеновское.

    Владельцы Рубихинского прихода в имениях своих никогда не жили, а заведывали здесь их доверенные: от Мельгуновой всегда посторонний, а от Толстой и Барышниковой (с тридцатых годов) свои крестьяне.

    У Мельгуновой во все время были хозяйственные хутора и земляные запашки, а оброчных крестьян было не много; у Барышниковой же и Толстой крестьяне издавна были на оброке. (Сведения собраны из церковных исповедных ведомостей, конторских бумаг и расспросов крестьян).

    193) В реестре при копии исповедной ведомости за 1821 год, части священника Прохора Григорьева, написано: деревни Роковой, Матвей Леонтиев 64-х лет не был у исповеди 26 лет за расколом; деревни Батиной Лазарь Трофимов 62-х лет не был у исповеди 25 лет за расколом.
    Сообщения объединены, 13 мар 2020, время первого редактирования 13 мар 2020

    СЕВ 1910г. №10​

    Освящение приписного храма в дер. Семеновском, прихода села Рубихина, Юхновского уезда.

    После устроения в 1903 году в селе Рубихине нового каменного храма, древний деревянный Рубихинский храм, существовавший с 1702 года, был упразднен. Богослужение в нем не совершалось и храмовое здание начало мало по малу приходить в упадок. Местный священник, видя постепенное разрушение древней святыни и не встречая сочувствия к поддержанию её со стороны прихожан и церковного старосты, обратился к одному местному деятелю, известному своею отзывчивостью ко всякой общественной нужде—землевладельцу А.А.Сибарову и последний изъявил готовность на свои средства перенести старое храмовое здание в приходскую деревню Семеновское (5в. от Рубихина)и устроить из него небольшой однопрестольный храм, приписной к Рубихинскому.

    У епархиального начальства было испрошено необходимое разрешение и вот в начале текущего 1910 года Семеновский храм был совершенно готов. Он стоит на прекрасном, видном месте, рядом с земской одноклассной школой и как бы осеняет своими крестами эту школу. Будучи чрезвычайно красиво отделан снаружи и внутри, новый храм производит весьма приятное впечатление. Освящение его предполагалось еще зимой, в марте месяце, но продолжительная, и тяжкая болезнь устроителя его — А.А. Сибарова вынудила отложить освящение до весны. По распоряжению о. благочинного, освящение Семеновского храма было назначено на 4-е мая текущего года.

    Накануне в храме было торжественно совершено всенощное бдение, причем на литию и величание выходили: Юхновский протоиерей о. П.Заболотский, благочинный о. В.Порецкий, местный священник о. В.Каченовский и священник г. Юхнова о. С.Соколов.

    На следующий день, при довольно благоприятной погоде в 8 ½ ч.утра в Семеновском храме начался перезвон; в 9 час. о. протоиереем Заболотским было совершено освящение воды и затем освящение престола и храма, и наконец литургия, в сослужении вышеупомянутых священников и вновь прибывшего священника села Новоуспенска о. К.Соколова. Благолепный чин освящения и литургия, при участии прекрасного хора певчих Юхновского собора, соборнее служение пяти священников и трех диаконов (юхновского соборного — П.Капутовского, рубихинского —К.Чанцева и новоуспенского — И.Стефанова) —произвели на молящихся неизгладимое впечатление. В конце литургии священником В.Каченовским было сказано слово, в котором он кратко описал историю построения древних храмов рубихинского прихода, затем указал, что вновь освященный храм устроен именно в дер. Семеновском, где по достоверному преданию, стоял первый приходский храм, в чем нельзя не видеть особой милости Божией, возвратившей древний рубихинский храм на место его первоначального устроения; в заключение проповедник приглашал окрестных поселян особенно усердно поминать всем храме своих умерших предков, по молитве коих, быть может, Господь и устроил дом Свой на прежнем месте,и тем дал возможность живущим доселе потомкам часто и усердно молиться о упокоении душ усопших дедов и прадедов. По окончании литургии было совершено молебствие преподобному Алексию — человеку Божию, во имя которого освящен храм и провозглашено обычное многолетие царскому дому и строителю храма — Алексею Алексеевичу Сибарову.

    Священник В.К.​
     
    PaulZibert, Andrey70, Юлиа и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей