Смоленская земля от язычества до православия

Тема в разделе "От истоков по XVII век", создана пользователем Анюта, 17 дек 2008.

  1. Offline

    Анюта Штабс-ротмистр Команда форума

    Регистрация:
    6 окт 2008
    Сообщения:
    1.376
    Спасибо SB:
    1.091
    Отзывы:
    115
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    На картоведе в свободном доступе есть АКР. А перечень памятников археологии (частичный) есть здесь http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=389
     
  2. Offline

    Zabubok Завсегдатай SB

    Регистрация:
    17 окт 2008
    Сообщения:
    3.215
    Спасибо SB:
    1.920
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Есть
    Цитата(vladimir1 @ 19 Декабря 2008, 23:39)
    В образе деревянного идола восседало грозное божество в своей кумирне до тех пор, пока по велению киевского князя Владимира не произошло её разрущение, а языческий экспонат не был сброшен в Днепр.

    Хочу заметить, что идол был изготовлен так: голова из серебра, усы /борода?/ из золота, остальное было деревянным. Когда сбросили идол в Днепр, он не утонул сразу, а плыл, увлекаемый течением реки. За ним со слезами и возгласами бежали язычники. Сколько идол продержался на поверхности прежде чем затонуть - неизвестно.
     
    Пользователь удалён нравится это.
  3. Offline

    Абр Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2009
    Сообщения:
    152
    Спасибо SB:
    40
    Отзывы:
    1
    Из:
    Smolensk
    Вот что пишет по поводу крещения Смоленска в своей книге СМОЛЕНСКАЯ
    ЗЕМЛЯ в IX-XIII вв.Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии
    Алексеев Л.В.:
    Крещение Смоленской земли в 990 г.8 маловероятно. Правдоподобнее дата 1013 г. (неопубликованный источник) 9. Не случайно в «Гнездовском» Смоленске найдены всего лишь два тельных крестика и один энколпион X в.10 Более всего предметов христианского культа в «Княжеском» Смо¬ленске, и датируются они не ранее начала XII в.11
    После выделения Смоленского княжества (1054 г.) оно входило, как и Ростово-Суздальское, в Переяславскую епархию12, однако вскоре возникла необходимость в отдельной смоленской епископской кафедре
    Переяславские владыки сопротивлялись, и Мстиславу Владимировичу этого сделать не удалось. Осуществил это лишь его сын Ростислав и только после смерти, как показал А. В. Поппэ13, епископа Маркелла (1034 г.). Ростислав обеспечил новую кафедру из домена (два села, отдельная земля в Погоиовичах, сенокосные, охотничьи и рыбные угодья), с княжеского двора (головы воска, огород с семьей его обрабатывающей) и десятину со своих «государственных» доходов — даней, что составляло 308,7 гривен серебра. Сумма эта не была большой: она равнялась 3Д годовой дани с Торопца (города и волости), вдвое больше стоимости креста Евфросинии Полоцкой (правда, там фигурируют деньги 1161 г.) 14. Дарения Ростисла¬ва кафедре продолжались и далее, в 1150 г. она получила смоленский детинец со всем, что на нем было.
    Запись «О погородьи» показывает, как выросла кафедра с 1136 по 1211 г. Она стала самостоятельно собирать доходы с крупнейших смо¬ленских городов — 3970,5 кун. Города эти, главным образом княжеские, принимали смоленских епископов и платили за честь службы «почестье» — 371,5 кун. Всего же без десятины от даней и без сумм, причитающихся с самого Смоленска,— 4342 куны, т. е. около 187,2 гривен серебра. Это не¬много, основным доходом епископии была, видимо, десятина от даней.
    Помимо сказанного о смоленской церкви, мы можем сказать, к сожале¬нию, крайне мало. Первому епископу Смоленска греку Мануилу принад¬лежит Подтвердительная грамота к Уставу 1136 г.15 Мануил был постав¬лен в марте — мае 1136 г. (ультрамартовское исчисление), и его отношения с Ростиславом были дружескими. В 1146 г. на киевский стол сел брат Ростислава Изяслав и начался известный конфликт с иерархами. Бурные перемены, происходившие в эти годы в Византии, потребовали отъезда туда киевского митрополита Михаила, и тот, возможно, недовольный клят¬вопреступлением Изяслава, на время отъезда наложил на служение в киевской Софии своего рода интердикт 16. Взбешенный Изяслав самоволь¬но посадил на митрополичий стол известного богословской ученостью ино¬ка Зарубского монастыря Климента Смолятича (27 июля 1147 г.). Про¬тестовавшие новгородский, полоцкий и смоленский иерархи подверглись опале. При каждом возвращении и бегстве из Киева Изяслава Климент был вынужден оставлять Киев вместе с ним. «Бегал перед Климом» и его враг — наш смоленский владыка. Непонятно отношение к конфликту Ростислава Смоленского, который все же допускал эти бегства своего иерарха. В 1154 г. Изяслав умер. Севший на его место Ростислав не за¬щищал Маиуила, может быть, он, правда, чувствовал, что в этом городе он недолог, как думает Л. В. Карташев. В 1155 г. Ростислава прогнал Юрий Долгорукий, снова возник Мануил, который вместе с полоцким Козмой и новгородским Нифонтом торжественно встречали нового митропо¬лита грека Константина, «испровергшего затем службу Клима и ставле-ние», т. е. «переосветил киевскую Софию малым чином» (А. В. Карташев). Любопытно, что Ростислав находился в переписке с Климентом, совещал¬ся по религиозным и другим вопросам с знатоками греческого языка Гри¬горием и его учеником Фомой. Фоме было поручено написать Климу ответ. Дальнейшие сообщения о христианстве в Смоленске в летописи случайны и кратки. В 1172 г. в связи со смертью на «Волоцъ» Святослава Ростисла-вича упоминается епископская смоленская церковь св. Богородицы17. В 1177 г. на Смядыпи исцеляются ослепшие Ростиславичи18. В 1198 г. в Смоленске упоминается епископ Симеон, вероятно, тот самый, который был духовником умирающего Ростислава Смоленского 19. В XII—XIII вв. в Смоленске было уже, очевидно, несколько монастырей. В Отрочем мо¬настыре в 1206 г. игуменом был Михаил, который вместе с епископом ездили как посланцы князя Мстислава Романовича20. В 1211 г. возникли какие-то трения смоленской епископии с Торопцом, где служил, как мы видели, изгнанный из Новгорода новгородский владыка.
    Авраамий Смоленский и массовое религиозное движение 1218—1220 гг. Ярчайшей страницей религиозной жизни Смоленской земли были годы второго десятилетия XIII в., когда по всему Смоленску разлилось слово знаменитого релшиозного деятеля Авраамия. Сведения об этом событии необычайно скудны, и они исчерпывающе исследованы Б. А. Рыбаковым21.
    Как мы указывали, более всего сведений содержится в дошедшем до нас Житии Авраамия Смоленского22. По канону житийной литературы Ав¬раамий родился у «благочестивых» родителей. В «возраст смысла пришед-шоу, родители же его даста и книгамъ оучити». Блаженный отличался прилежанием, не ходил на детские игры, которым предпочитал церковное пение. Придя «в болшии возрастъ», стал очень красив, родители его «къ браку принужающе», он же «не восхоте». По их смерти он раздал имущество бедным и тайно постригся в монастыре св. Богородицы в 5 поприщах от города, в месте, называемом Селище. Повиновался игумену, был «хитръ божественыымъ книгамъ», которые при нем не решались тол-ковать другие — Авраамий знал всю литературу в совершенстве и мог в толковании одолеть всякого. Блаженный «прия» «священнический санъ». Сначала он дьякон, а в княжение «христолюбивого князя Мстислава» иерей.
    Здесь начинаются, судя по нашему источнику, первые козни дьявола: зависть монахов монастыря Богородицы. Причины ее ясны: «се оуже весь
    градъ к собЪ обратилъ есть»! Авраамий, следовательно, вышел за пределы монастырских стен, он учил и обличал (как видно, священнослужителей и монахов) во всем Смоленске и проповедь его имела необычайный успех. Возмущенный игумен потребовал прекращения проповеди и «много озлоб¬ления на нь возложи». Авраамий перешел в монастырь «Честного креста» и продолжал проповедь. Здесь учение его распространилось на зло врагам еще шире, к «блаженному» стекался городской люд столицы «посдушати церковнаго пения и почитания божественных книг: 6Ъ бо блаженный хитръ почитати»... Авраамий был и художником: его кисти принадлежали две иконы. Возмущение церковных властей росло. Его называли еретиком, обвиняли в чтении «Голубиных книг», за ним шла молодежь («оуже наши дтзти все обратилъ есть»), называли его пророком. Суд не заставил ждать себя. На «Владычень двор» нечестивца доставляли с оскорблениями... Его ждали игумены и иереи «аще бы мощно, жива пожрети». Но здесь вступился за него господь, явившийся Луке Прусину в церковь Архангела Михаила во время молитвы — такова канва событий по Житию препо¬добного.
    Б. А. Рыбаков делает попытку реконструкции проповеди Авраамия, пытается определить, в какой плоскости движется его мысль. В очень общей форме, пожалуй, это удается. Слово Авраамия обращено, мы виде¬ли, к самым широким слоям населения, на диспутах он блестяще опровер¬гает деятелей церкви, основываясь на богословских текстах, которые он блестяще знал. Против него не князь, не феодалы, а игумены и служители культа, значит, его проповедь направлена против каких-то действий слу¬жителей культа, игуменов, возможно, монахов. Борясь с ними, кроме того, Авраамий основывается на «Голубиных книгах», на какой-то, возможно, не канонической, а апокрифической литературе, что и вменяется ему в вину. Эти отреченные («голубиные») книги, полагает Б. А. Рыбаков, и есть ключ к «идеологии Авраамия»; это те самые книги, которые в буду¬щем стали основой ереси стригольников XIV в. Одна из них названа «Златыя чепи», которая бичует священнослужителей за мздоимство и т. д. Есть мнение23, что некоторые статьи этой книги составлены под влиянием ереси ВаЛьденсов последней четверти XII в. Западной Европы, которая распространилась с запада и в своей основе имела учение о нестяжании церкви. О самостоятельной связи Смоленска со странами Западной Европы уже говорилось.
    Конфликт Авраамия со смоленской церковью Б. А. Рыбакову удалось довольно точно датировать. Он обратил внимание на то, что имя Мстисла¬ва Романовича (1198—1213 гг.), при котором Авраамий получил сан, в конфликте не названо, следовательно, там идет речь о другом князе, т. е. после 1213 г., но до 1225 г., когда упоминаемый там епископ Лазарь сошел со сцены. Упоминание в Житии засухи, которая разразилась в год суда над Авраамием, позволяет использовать дендрохронологию, где это несчастье датируется, как и по всей Европе, 1218—1222 гг., в Новгороде — 1218—1220 гг. Этим временем и датировал названный ученый смоленский церковный конфликт24.
    В 1962 г. при раскопках Н. Н. Ворониным большого храма на Большой Рачевке в Смоленске была найдена уникальная надпись, процарапанная на штукатурке у погребальных камер южной стены25, которая, оказалось, сделана в связи с событиями конфликта Авраамия: «Г(оспод)и помъзи дому великъму нь даж(дь) в(ъ)рагомъ игумьн(,ъ)мъ истратит (и его до) кън(ь)ца ни Климяте». Раскопанный храм датируется концом XII в., надпись, как показал Б. А. Рыбаков, по палеографическим признакам,— 1211—1240 гг.26 У той же стены храма был найден еще фрагмент фрески с граффити «Аврам», и это лишний раз подтверждает, что речь идет о церковных волнениях Авраамия и его сторонников. Первая надпись (№ 7) имеет, как показал Б. А. Рыбаков, ряд сокращений, умышленно затруд¬няющих чтение: лигатура «ЛН», замена ера, или О и еря, титлами. Это крайне напоминает дошедшую до нас «Златую Чепь» XIV в., которая име¬ет подобные же умышленные сокращения и усложнения. «То, что в на¬чале XIII в. было еще в зачатке, могло к XIV в. под влиянием потребности в конспирации значительно усложниться». Под «домом великим» пола¬гает Б. А. Рыбаков, надлежит понимать официальную церковь, молившую¬ся за князя и «вся христианы», «лучшими представителями которой счи¬тали себя последователи Авраамия». «Враги-игумены» могли до конца «истратити» этот «великий дом». Рассмотрение надписи можно закончить цитатой из Б. А. Рыбакова: Поклонники Авраамия могли «располагать несколькими пунктами в городе. Житие называет Крестовоздвиженский монастырь, церковь Архангела Михаила и неизвестный нам по имени храм, где попом был Лазарь. Надпись добавляет еще один храм, в кото-ром вольнодумные «авраамисты» открыто призывали Бога в помощь себе против врагов-игуменов, а какого-то особого врага Климяту, смело назва¬ли по имени»
     
  4. Online

    Хан Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 янв 2009
    Сообщения:
    1.418
    Спасибо SB:
    4.474
    Отзывы:
    177
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Немного из Б.А. Рыбакова:
    От времени Ростислава до нас дошел интереснейший документ, подробно
    вводящий нас в княжеское феодальное хозяйство. Это грамота Ростислава
    Мстиславича епископу Мануилу, данная по случаю учреждения в Смоленске
    епархии около 1137 года. Здесь перечислены статьи княжеского дохода с разных
    городов Смоленского княжества, десятая часть которого (десятина)
    передавалась церкви. В 36 пунктах собралось различных поборов на 4 тысячи
    гривен; здесь были и виры, и продажи, и полюдье, торговые пошлины, мыт
    (таможенные сборы), гостевые и др. Епископ получал, кроме того, земельные
    владения с феодально зависимым населением (изгои, бортники и др.) и доходы с
    церковных судов по особым видам преступлений.

    Рост церковных богатств и имений в 1130-е годы вызвал резкую критику.
    Климент Смолятич, известный писатель середины XII века, ставший по воле
    киевского князя митрополитом, писал, что он, Климент, не относится к тем,
    "ижи прилагают дом к дому и села к селам, изгои же и сябры и борти и пожни,
    ляди же и старины". Возможно, что Климент, отвечая смоленскому священнику,
    имел в виду прежде всего смоленского епископа, своего политического врага,
    Мануила. Самому Клименту было предъявлено любопытное обвинение в том, что
    он, христианин, слишком увлекается такими языческими "философами", как
    Гомер, Аристотель и Платон.
     
  5. Offline

    Радист Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 июл 2009
    Сообщения:
    543
    Спасибо SB:
    2.774
    Отзывы:
    138
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    KO64QX
    Вот в многих публикациях встречал упоминание о
    Чебышева В.М. Раскопки курганов Смоленской губернии Дорогобужского уезда
    летом 1879 года Известия Императорского общества естествознания,
    антропологии и этнографии. — М., 1886. - Т XLIX. — Вып. 1-2. А с самим первоисточником ознакомится не могу. Секретная книга? Может есть у кого скан?
     
    PaulZibert нравится это.
  6. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Почему секретная? Просто редкая. Не все же отсканировано и выложено в сеть.
    Чебышева копала Харлаповские курганы. И она не была профессиональным археологом. Что Вы хотите такое интересное узнать в данной книге?
     
  7. Offline

    SIMON Partisan

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    2.433
    Спасибо SB:
    1.221
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    спод Вязьмы
    Интересы:
    сеять смуту.
    Николаевич, подскажи так сказать средние р-ры наших длинных курганов.
    Длинна-ширина-высота. Очень нада, а книгу почитать дал.
     
  8. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Леша, длинные курганы обычно бывают высотой 1-1,5 м, шириной 6-7 м и длиной - не более 25-30 м.
     
  9. Offline

    SIMON Partisan

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    2.433
    Спасибо SB:
    1.221
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    спод Вязьмы
    Интересы:
    сеять смуту.
    Благодарю Юра!
    Я это к чему... давно приметил в АКРе и все забывал об нем... в угранском р-не есть один в небольшой группе. Высота до метра, в основании 13х5 метров.
    Вот от куда он там такой, нетипичный так сказать? :m1361:
     
    Последнее редактирование: 12 авг 2014
  10. Offline

    Радист Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 июл 2009
    Сообщения:
    543
    Спасибо SB:
    2.774
    Отзывы:
    138
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    KO64QX
    ;)
    Николаич, доброго дня! Я так понял, что многие исследователи ссылаются на этот труд, но сам отчет Чебышевой не читали. Видимо она была помещицей и в её владения входили земли по левому берегу Каменки, потому она и копала курганы левобережья, а те что на правом берегу оставила Савину, Шмидту, а также "чернушникам" из деревни Воронино.
    Хотелось бы почитать её отчет. Я нашел в сети некоторые сканы Известий ИОЛЕАЭ, но отчета Чебышевой в этих выпусках нетути

    ?
     
    Последнее редактирование модератором: 13 авг 2014
  11. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Да, Юра, Чебышева владела хутором Труханово, по соседству с Харлаповым. Все верно.
     
  12. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Видел длинные курганы от 0,5 м высотой , по ссылке даже от 0,3м :
    http://www.selivanovka.ru/s_historia/s_skifk/zakon.htm
     
    Пользователь удалён нравится это.

Поделиться этой страницей