Авиапоиск во Владимирской области. Часть 3.

Тема в разделе "Возвращение. Вахты Памяти", создана пользователем Агафонов Евгений, 6 сен 2014.

  1. Offline

    Агафонов Евгений Новобранец

    Регистрация:
    15 авг 2014
    Сообщения:
    6
    Спасибо SB:
    19
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Владимир
    Интересы:
    авиапоиск, военная археология
    Уважаемые участники форума, хочу представить Вашему вниманию материал пока документального поиска судьбы одного из экипажей 150-года бомбардировочного авиационного полка, погибшего в нашей области и... пропавшего без вести. Этот поиск открыл не только забытые имена летчиков, но и неизвестную страницу военной истории нашей области.

    ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА

    На судьбу этого бомбардировщика я наткнулся случайно, выискивая чуть более года назад материал на списание другого бомбардировщика - ДБ-3ф, погибшего у д. Смыково Судогодского района Владимирской области в ноябре 1941 г. На маленьком листочке - инспекторском свидетельстве значилось: "Инспекторские свидетельства № 287 и 288 на имя командира 150 АП, г. Киржач. О списании самолета Пе-2 № 16/96 и моторов М105РА № 222-161 и № 222-205. Летчик - Бурда Василий Николаевич, заключение комиссии - самолет сгорел с экипажем 6 июля 1942 г. Вылетел для выполнения учебного задания бомбардирование с пикирования и стрельба по щиту. Набрав высоту 1500 метров начал разворачиваться и терять высоту, в результате чего врезался в лес."
    Тогда я еще не мог представить, что прикоснулся к истории легендарного авиационного полка и судьбам уникальных и героических людей. Эта история еще не закончена, но уже достойна Вашего внимания! Итак, по порядку...
    150 смешанный бомбардировочный авиационный полк сформирован в дружественной Советскому Союзу Монгольской Народной Республике в городе Баин-Обо-Сомон 8 июня 1938 г. В 1939 году полк активно участвовал в событиях на реке Халхин-Гол. В процессе боевых действий полк полностью был перевооружен самолетами СБ. После разгрома японо-манчжурских войск в районе реки Халхин-Гол полк вышел на первое место 1-й Армейской группы в МНР и решением Военного Совета фронта 17.10.1939 г.переброшен в г. Читу. С перебазированием в г. Чита командиром полка назначен командир 4-й эскадрильи капитан Полбин Иван Семенович. Надо сказать, что этот молодой командир был другом Василия Сталина (который, как известно, тоже был летчиком ВВС РККА), что окажет влияние на судьбу полка в 1942 году. За умелое руководство эскадрильей в событиях на Халхин-Голе Иван Семенович был награжден орденом Ленина.
    RWmQLcehLtQ.jpg
    Майор Полбин на фоне самолета СБ. 1941 год.
    С началом Великой Отечественной войны полк в составе 28 смешанной авиадивизии был направлен на фронт. Самолеты везли на железнодорожных платформах до Балашова, оттуда после сборки самолетов полк перелетел в г. Ржев, откуда и начал с 17 июля 1941 г. боевую работу. Полк работает на Западном направлении - Невель, Витебск, Великие Луки, Андреаполь, Велиж, Демидов, Духовщина, Смоленск, Ярцево. Полк несет потери, но со своими задачами успешно справляется. Благодаря умелому применению техники и тактике, Полбин сохранил костяк полка, что позволило ему непрерывно воевать до января 1942 г., что удавалось практически единичным авиационным частям, которые в большинстве своем теряли почти всю технику и людей за 2-3 недели боев и убывали на переформирование. 24 января 1942 г. в г. Калинин практически весь личный состав полка получает боевые награды, некоторые летчики получают сразу по две награды! Так высоко оценило их заслуги военное руководство страны.
    Но пришло время на переформирование и 150 СБАП, и 15.02.1942 г. полк железнодорожным эшелоном выбыл из г. Калинин и 19.02.1942 прибыл в г. Киржач для переучивания на самолет Пе-2.14.02.42 г. с прибытием в город Киржач личный состав 150 БАП энергично и упорно принялся за изучение материальной части самолета Пе-2. Первые два самолета были получены в марте 1942 г. Самолетов УПе-2 не было, обучение летчиков технике пилотирования происходило непосредственно на боевом самолете Пе-2 под непосредственном руководстве командира полка подполковника Полбина. Благодаря умелому планированию, правильному персональному подходу к каждому летчику-экипажу, настойчивости всего летно-технического состава в овладении новой матчастью, к 1.5.42 летно-техничский состав в совершенстве овладел самолетом Пе-2, а к 20.5.42 г. 12 экипажей закончили программу ночной подготовки на самолете Пе-2. Надо сказать, что этот полк ПЕРВЫМ в советских ВВС освоил полностью использование Пе-2 ночью и ПЕРВЫМ освоил бомбометание на данном типе самолета с пикирования! По воспоминаниям ветеранов полка, Полбин лично вылетал на первые занятие с КАЖДЫМ летчиком, передавая свой личный опыт.
    wtsw-uz9a9w.jpg
    Аэродром "Киржач", весна 1942 г. (ЦАМО, ф. 35 Гв.БАП, оп. 256279, д. 1
    В Киржаче в полку появился первый Герой Советского Союза - лейтенант Демченков, награжденный Золотой Звездой в апреле 1942 г., а к лету 1942 г. в полку будет уже 3 Героя! Все эти награды они получат за бои 1941 года!
    Pz9ehfVPGdw.jpg
    Подполковник Полбин с офицерами своего полка, июнь 1942 г., Киржач. Слева от Полбина лейтенант Демченков, получивший в полку первым звание ГСС. (ЦАМО, ф. 35 Гв.БАП, оп. 256279, д. 1)
    AdO_mauDa04.jpg
    Полковник Сталин В.И. и подполковник Полбин И.С. (Источник: http://polbinis.narod.ru/3.html)
    В Киржаче полк пробыл до июля 1942 г. За это время он был подчинен полковнику Василию Сталину и вошел в 1 авиационную оперативную группу на Сталинградском направлении в июле 1942 г. Еще будет много славных побед, Полбин получит осенью 1942 г. первую Золотую Звезду Героя Советского Союза, звание полковника, в 1943 г. лично проведет в составе эскадрильи беспримерный ЕДИНСТВЕННЫЙ в истории воздушный бой с немецкими бомбардировщиками на самолете Пе-2, в результате которого эскадрилья уничтожит в воздухе 13 вражеских самолетов Ю-87!!!!
    11 февраля 1945 г. генерал-майор Полбин лично поведет группу бомбардировщиков Пе-2 на город-крепость Бреслау и погибнет вместе с самолетом, сбитый зенитной артиллерией врага. Вторую Золотую Звезду он получит посмертно...
    Именно за время нахождения полка в Киржаче и произошла трагедия самолета Пе-2 с экипажем из 3 человек, который в полном составе погиб.
    В экипаж входили:
    - младший лейтенант, летчик Бурда Василий Николаевич, 1916 г.р., Украина, Харьковская область;
    - лейтенант, стрелок-бомбардир Пестов Георгий Васильевич, 1916 г.р., Удмуртская АССР;
    -старший сержант, воздушный стрелок-радист Полынин Михаил Аркадьевич, 1917 г.р., Ярославская обл.
    sVzgz2fmL4I.jpg
    Младший лейтенант (на фото еще сержант) Бурда Василий Николаевич (ЦАМО, учетно-послужная картотека)
    G2Uo5G7sJwg.jpg
    Лейтенант Пестов Георгий Васильевич, фото датируется февралем-июнем 1942 г. (фото из семейного архива потомков Пестова Г.В.
    Сейчас о летчике Бурда известно очень мало, родственники остались на оккупированной территории, а значит найти следы его семьи будет очень трудно.
    Стрелок-радист Полынин за 10 боевых вылетов в 1941 г. получил награду - медаль "За боевые заслуги". Сейчас идет поиск его родственников в Ярославской области.
    Еще летом я направил информацию о Пестове Г.В. нашим друзьям из Удмуртской республиканской молодежной общественной организации "Долг", и вскоре получил ответ, что найдены две племянницы Пестова Г.В. Позже со мной связался и его племянник - Абашев Петр Семенович, проживающий сейчас на Украине в Киевской области. С этого момента начались поиски среди родственников Пестова - искали его фотографию, письма, все, что могло сохраниться. У Георгия Васильевича оказалось много племянников, живущих и в Ереване, в Сибире, в Удмуртии и на Украине!
    И вот наконец я с волнением открываю конверт, который прислал мне Петр Семенович Абашев, и на меня смотрит молодое красивое лицо лейтенанта ВВС Красной Армии, на груди лейтенанта две награды - орден "Красная Звезда" и медаль "За отвагу". Это Пестов Георгий Васильевич, трагически погибший под городом Киржач. Читаю архивную справку, которую Петр Семенович приложил к фотографии. Оказывается он пытался установить судьбу своего дяди совсем недавно, в 2011 году. В справке написано, что награжден Пестов орденом и медалью двумя Указами Президиума Верховного Совета СССР в конце января 1942 г.! Значит в числе награжденных в Калинине был и Пестов. Вдруг осеняет - фотография могла быть сделана в Киржаче!!! Ведь после награждения полк через две недели убыл на переформирование! Вполне возможно... Архивная справка говорит о многом, но не открывает запросчику главного, а именно - где погиб и похоронен Пестов Г.В. Указано только, что 150 СБАП находился в июле 1942 г. в Киржаче, и что именно тогда погиб штурман Пестов.
    Из телефонного разговора с Петром Семеновичем стало известно, что после получения справки, он написал запрос в Киржачский районный военкомат, и получил ответ - такой у нас не захоронен, не числится. Но как же так? Пытаясь разобраться в этом вопросе начал просматривать список захороненных воинов в годы войны в Киржаче, и сразу понял в чем дело. Летчик Бурда Василий Николаевич числится в списках без искажений, но без даты смерти, штурман Пестов Георгий Васильевич числится как "ПИСТОВ Л.И.", а Полынин Михаил как "ПОЛЫННИКОВ С." Все встало на свои места...
    Петр Семенович поведал мне, что Пестов незадолго до войны женился,у него родилась дочь, но его родственники никогда ее не видели. Его маме в 1942 г. пришло письмо от жены Пестова, в котором она рассказывала, что их дочь умерла в эвакуации от болезни, а сама она уходит на фронт, мстить за мужа... На этом ее следы теряются.

    Вот такая история, незаконченная, но уже не дающая нам право забыть об этом экипаже. Еще предстоит найти место гибели самолета, еще предстоит поиск родственников летчика и стрелка-радиста, еще многое не сделано, но уже многое известно...
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Шикарная тема! Добро пожаловать на SB!) 6 сен 2014
    Татьяна**А: 1 пункт (За чудесный поиск!!!) 6 дек 2015
    Зяблик, AVIA, Жеnik и 10 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.407
    Спасибо SB:
    27.483
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Агафонов Евгений, спасибо за содержательную тему и правильную работу. Прочёл на одном дыхании!
     
  4. Offline

    dudorov Новобранец

    Регистрация:
    4 дек 2014
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    москва
    Интересы:
    авиация
    На 3 фотографии 2-й в верхнем ряду Хвостунов Андрей Григорьевич.
     
  5. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.285
    Спасибо SB:
    23.370
    Отзывы:
    586
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    В ЦАМО искать личное дело Пестова, возможно там есть имя жены. Интересно, "незадолго" до войны где он служил?

    Бурда Василий Николаевич, мл.лейтенант погиб при выполнении учебного полета 6.07.1942 года.

    150 бомбардировочный участие принимал в боях на Дальнем Востоке. Война полк застала в Чите.
    Где был Пестов перед войной? Если жену знал по Чите, то почему была в эвакуации, из Читы не надо было выезжать? Короче, надо рыть личное дело.

    Есть еще лейтенант Бурда Василий Николаевич из 35-го гвардейского бомбардировочного полка( это бывший 150-й, это именно тот полк) просто донесение от 47 года.
    В нем есть данные, что погиб 6.06.42. все правильно, из Харьковской области ст. ДЕРГАЧИ, это севернее Харькова. Отец Бурда Николай Сидорович.
    Есть мл.лейтенант Бурда Иван Николаевич, зам.командира стрелковой роты.
    Фамилия Бурда
    Имя Иван
    Отчество Николаевич
    Дата рождения/Возраст __.__.1911
    Место рождения Украинская ССР, Харьковская обл., г. Харьков, Н. Бавария, Ясная Поляна
    Последнее место службы 241 СД 303 СП
    Воинское звание мл. лейтенант(кадровый)
    Причина выбытия пропал без вести (убит 10.01.42 д.Трутнево, Демянский р-н, Лен.область).
    Дата выбытия 13.01.1942
    Название источника информации ЦАМО
    Номер фонда источника информации 33
    Номер описи источника информации 11459
    Номер дела источника информации 13

    У которого отец тоже Бурда Николай Сидорович. Новая Бавария - это уже Харьков, за Комсомольским озером Новая Бавария. Такое название от пивного завода, построенного немцем до революции, завод в 70-80 работа на полную катушку.

    На 2012 год. Начальник отдела приграничного контроля Восточного регионального управления Олег Бурда. г.Харьков.
     
    Последнее редактирование модератором: 7 дек 2014
  6. Offline

    Михаил 63 Новобранец

    Регистрация:
    6 дек 2015
    Сообщения:
    6
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Поиск
    А третий из героев СССР Фак Федор Кузмич
     

Поделиться этой страницей