Первая Мировая война на море

Тема в разделе "Первая Мировая. Общий раздел", создана пользователем ROTBEIL, 5 янв 2015.

  1. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    "Сисой Великий"
    getImage (6).jpg
     
    Wolf09 нравится это.
  2. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.867
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Крейсер «Алмаз»

    Крейсер 2 ранга "Алмаз"
    - проектировался в России по Кораблестроительной программе 1897 года "Для нужд Дальнего Востока". Проект разрабатывался по личному заданию Председателя МТК вице-адмирала И. М. Дикова, как посыльное судно, не имеющее бронирования, для Тихого океана. Крейсер создавался под руководством старшего помощника судостроителя И. Г. Бубнова и главного инспектора кораблестроения Н. Е. Кутейникова. Наблюдающим за постройкой был назначен корабельный инженер А.И.Моисеев. Корабль предназначался для посыльной и разведочной службы при эскадре.

    Безымянный.jpg

    Вооружение корабля состояло:

    Из 4 одноствольных 75-мм пушек системы Канэ с длиной ствола 50 калибров, установленных в носу и корме. Боезапас орудия включал 272 снаряда. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки 4 человека. Угол вертикальной наводки составлял от -15 до +20 градусов, а дальность стрельбы доходила до 6,4 км. Вес пушки со щитом - около 4 тонн.
    Из 4 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра. Боезапас орудия включал 590 снарядов. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +10,5° составляла до 4,7 км.

    Строился корабль на Балтийском заводе в г. Санкт-Петербурге.

    1.jpg
    Спуск крейсера второго ранга Алмаз на воду.

    attachment.jpeg
    Почетный караул при спуске крейсера "Алмаз". 23 мая 1903 года.

    2.jpg
    Торжественный спуск крейсера 2-го ранга Алмаз с верфи завода в присутствии членов императорской фамилии.

    3.jpg
    Крейсер второго ранга "Алмаз" , спущенный на воду.


    ZT00038 .jpg

    В исторической летописи Российского флота крейсер «Алмаз» занимает особое место. Корабль оказался участником не только памятных морских походов, но и знаменитых сражений, стал свидетелем трагических для нашей Родины событий... Он числился в списках посыльным судном, крейсером II ранга и яхтой, минным заградителем и авиатранспортом, вспомогательным крейсером... Побывал в составе Балтийского флота и Тихоокеанской эскадры, служил на Черном море и закончил свою жизнь на Средиземном... Порой кажется, что в острых гранях его сверкающего названия отразились едва ли не все перипетии отечественной истории нового времени. В роскошных апартаментах корабля бывали и царь, и великие князья, там же заседал революционный трибунал... «Алмаз» называли «южной „Авророй"», но его имя выбито и на мраморной доске в память погибшей на чужбине Бизертской эскадры...

    Крейсер "Алмаз" в Цусимском бою выпустил 342 снаряда, но дистанция боя и малый калибр показали неэффективность огня. Вот как описывает один из офицеров эпизод боя:
    - По временам наши пушченки прекращали стрельбу – не было смысла без пользы расходовать снаряды. Отвратительное ощущение подвергаться обстрелу, а самому не отвечать. К одному из моих орудий подошел кондуктор. Отстранив комендора, он выстрелил в японцев и стал следить за полетом снаряда. Через полминуты, махнув рукой, пошел проч. Из орудий перестали стрелять. "Прекратить стрельбу из 47-миллимитровых,- крикнул артиллерийский офицер, спускаясь с полубака,- один перевод снарядам",- добавил он, подходя ко мне.
    К концу боя "Алмаз" получил 29 повреждений и потерял 16 человек убитыми и ранеными. Сгустившиеся сумерки фактически спасли крейсер.
    По иронии судьбы "Алмаз" стал самым крупным кораблем Второй Тихоокеанской эскадры из прорвавшихся по назначению.
    2 ноября 1905 года ушёл на Балтику. С 1906 года — посыльное судно, c 1908 — императорская яхта.
    14 ноября 1920 года в составе Русской эскадры под флагом контр-адмирала Остелецкого ушёл в Бизерту, 29 декабря 1920 был интернирован там французскими властями. После установления дипломатических отношений между Францией и Советской Россией, 29 октября 1924 года был признан собственностью СССР и продан «Рудметаллторгом» на слом французской фирме.

    В 1934 году разобран на металл.

    Первая мировая война...

    На Морском заводе в Севастополе «Алмаз» в очередной раз перевооружили, установив семь 120-мм орудий. Для безопасного плавания по Черному морю, в котором действовали быстроходные германо-турецкие крейсеры «Гебен» и «Бреслау», требовалась постоянная воздушная разведка, и «Алмаз» в числе первых отечественных судов приспособили для размещения двух гидросамолетов (спустя два года их число увеличили до четырех). Тогда такие корабли называли «авиаматками» или авиатранспортами. Но «Алмаз» мог выполнять и роль корабля огневой поддержки, содействуя операциям на турецком фронте и входил в крейсерский разведывательный отряд.

    5 ноября 1914 года «Алмаз» в тумане первым обнаружил «Гебен», подстерегавший русские корабли у мыса Сарыч, и начал отходить, рискуя попасть под прицел орудий линейного крейсера, но тот, встреченный меткими залпами линейных кораблей, был вынужден отойти. В январе 1915 года возле турецкого порта Зунгулдак «Алмаз» обстреляла береговая артиллерия, и он получил пробоину у ватерлинии. Несмотря на штормовую погоду, команда подвела пластырь, и корабль пошел в Батум, по пути потопив турецкий пароход с военным грузом. Всего за годы войны с участием «Алмаза» было уничтожено шесть судов противника.

    Гидросамолеты корабля выполняли задачи противолодочного наблюдения, в марте 1915 года участвовали в успешной операции по разведке Босфора с воздуха и в бомбардировках батарей и береговых сооружений.

    В августе 1917 года «Алмаз» направили в Одессу в роли флагманского корабля транспортной флотилии Черного моря, насчитывавшей свыше 100 судов. Здесь его и застали октябрьские события. Теперь в роскошных каютах и салонах бывшей яхты заседал Совет матросских депутатов, и есть свидетельства, что выносившиеся действовавшим при нем революционным трибуналом приговоры в отношении офицеров, не перешедших на сторону советской власти, там же и исполнялись.

    09.jpg

    p021_1_03.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    ROTBEIL: 1 пункт (за отменную информацию в разделе ПМВ на море !) 9 янв 2015
    Дождевой Земляк и ROTBEIL нравится это.
  3. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    эскадренный броненосец "Наваринъ" 1902 год
    getImage (19).jpg

    на борту яхты "Штандартъ"
    getImage (21).jpg getImage (23).jpg
     
    Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  4. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.867
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    4nmpbqgos9em5wccrdemoegow8em3wfi4gypdysttoopbqstodemmwf34gy7bpqtodemyebn4nmpbpqozueaxwcd4n31r.png


    Жемчуг.jpg

    Бронепалубный крейсер второго ранга «Жемчуг» был построен в Санкт – Петербурге на верфях Невского завода. Спущен на воду 14 августа 1903 года и введён в эксплуатацию в сентябре 1904 года.

    Тактико – технические параметры корабля:

    Водоизмещение 3380 тонн,
    главные размерения 111,2 - 12,8 м – 5.31 м. Осадка 5,31 м.
    Бронирование Броневая палуба — 30 мм Скосы броневой палубы — 50 мм Боевая рубка — 30 мм.
    Силовая установка 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 водотрубных котлов системы Ярроу.
    Мощность 11 180 л. с. Винты 2.
    Скорость 24 узла (44,4 км/ч).
    Дальность плавания 4500 морских миль (на 10 узлах).
    Экипаж 11 офицеров, 333 матроса.
    Вооружение:
    Артиллерийское вооружение: 8 × 120-мм/45, 6 × 47-мм/43, 2 × 37-мм/23, 1 × 64-мм (десантное),4 пулемёта 7,62-мм.
    Минно - торпедное вооружение: три 381-мм надводных торпедных аппарата (11 торпед).
    2 октября 1904 года, в составе отряда боевых кораблей под командованием контр – адмирал Энквиста, «Жемчуг» покинул Либаву и начал свой переход на Дальний Восток, в Порт – Артур. Головным в отряде шел крейсер 2 ранга «Алмаз». «Жемчуг» занял место третьим в колонне, за «Светланой»…Впереди, через три океана, лежал Цусимский пролив.

    11111111.jpg
    крейсер «Жемчуг на Ревельском рейде. 1904 год

    Вспомогательный крейсер японского флота «Синано-Мару», находившийся в дозорной цепи, обнаружил русскую эскадру в 4.00 утра 14 мая 1905 года и немедленно сообщил по радио ее координаты.
    Около 6.00 справа по курсу был замечен крейсер «Идзуми». С этого момента японские разведчики непрерывно сопровождали русских. После 9.00 пробили боевую тревогу, «Жемчуг» и «Изумруд» вышли вперед и в стороны от эскадры. Утро было мглистое и конец колонны не просматривался, ветер зюйд-вест 4 — 5 баллов, крейсера покачивало. «Жемчуг» отогнал с пути джонку, шедшую к о. Цусима, — опасались, что с таких судов могли набросать впереди эскадры плавающие мины. Через час на «Жемчуге» заметили пароход без флага, который двигался с веста на пересечку курса эскадры. Крейсер пошел на него полным ходом и, сделав выстрел под нос из 47-мм орудия, заставил остановиться. С парохода спустили шлюпку, которую тут же разбило волнами о борт. Подойдя на полкабельтова, увидели на палубе японцев в национальной одежде, которые стояли на коленях и молили о пощаде. Знаком им было приказано уходить, что они с большой поспешностью и сделали. «Жемчуг» же вернулся на свое место.

    222222.jpg
    крейсеры "Аврора", "Жемчуг" и "Олег" (слева направо) на рейде Манилы, июнь-октябрь 1905 года

    В 12.00, находясь уже в Цусимском проливе, корабли изменили курс на норд-ост 23°. Вскоре первый броненосный отряд вышел вправо из общей колонны, при этом «Жемчугу» было приказано перейти на траверз «Орла», за ним держался «Изумруд» и четыре миноносца 1-го минного отряда.
    В 13.20 из тумана показались главные силы противника, шедшие в одной кильватерной колонне. Когда японские броненосцы легли на новый курс, с русской эскадры, еще не закончившей перестроение в одну колонну, открыли огонь. Через несколько минут японцы начали отвечать, сосредоточив огонь на флагманских кораблях — «Князе Суворове» и «Ослябе». На правом траверзе последнего держался «Жемчуг», и все перелеты ложились вокруг него. Когда «Ослябя», кренясь на левый борт и зарываясь носом, вышел вправо из строя эскадры, «Жемчуг» прорезал линию между «Орлом» и «Сисоем Великим» и направился к тонущему броненосцу, ведя огонь по концевым японским судам. В это время 152-мм снаряд попал во входной люк командирского помещения в корме и вывел из строя прислугу левого шканечного 120-мм орудия № 8. Этим же снарядом был смертельно ранен лейтенант барон Врангель; легкое ранение получил также мичман Киселев. Чтобы выйти из зоны огня и вернуться на траверз «Орла», командир «Жемчуга» решил обойти с кормы отряд Небогатова, однако, поняв, что на это уйдет много времени, прорезал строй между броненосцами береговой обороны и оказался среди транспортов.

    33333.jpg
    крейсер «Жемчуг». 1905 год

    «Изумруд» открыл огонь по японским судам в промежутке между «Адмиралом Нахимовым» и «Олегом». Из-за неразберихи в строю транспортов, которые шарахались из стороны в сторону, «Изумруду» часто приходилось менять ход, стопорить машины, чтобы избежать столкновения с транспортами и миноносцами, при этом избыток пара стравливался в холодильники, которые дали течь.
    «Жемчуг» в это время приближался к головным броненосцам русской колонны. «Князь Суворов» повернул влево, на нем уже были сбиты трубы и мачты, а «Александр III», ставший головным, повернул вправо. Заметив у «Александра III» миноносцы и полагая, что на них может находиться адмирал, «Жемчуг» пошел к ним полным ходом, готовя к спуску вельбот. Миноносцы же, на одном из которых удалось рассмотреть флаг-офицера эскадры, не стали задерживаться и ушли. В это время подошел японский броненосный отряд и открыл огонь по «Александру III». Когда расстояние до неприятеля уменьшилось до 25 кбт, на «Жемчуге» дали ход, и он вышел из зоны огня, держась за миноносцами. В это время снаряд угодил в среднюю трубу крейсера, разлетевшиеся в разные стороны осколки попали в правое шкафутное 120-мм орудие № 1, вывели из строя его прислугу и воспламенили патроны в кранцах первых выстрелов, которые не были выпущены ранее (в Цусимском бою подобные случаи происходили на многих кораблях). Кроме того, воспламенились и три патрона, находившиеся на палубе у орудия. Гильзы при этом разрывались, и несгоревший порох разбрасывался по кораблю. Одной из гильз был контужен мичман Ратьков. Осколки того же снаряда, пронизав переднюю трубу, попали на носовой мостик, где мичман Тавастшерна был убит и три нижних чина ранены. В 16.10, чтобы не мешать огню своих броненосцев, «Жемчуг» примкнул к отряду крейсеров, вступив в кильватер «Владимиру Мономаху», и вел перестрелку с японскими крейсерами, нападавшими на транспорты. В 17.25 бой прекратился. Броненосцы выстроились в колонну во главе с «Бородино», не хватало «Князя Суворова» и «Осляби». «Жемчуг» шел за «Алмазом» на раковине «Олега» на удалении в 5 кбт. Казалось, что сражение закончилось и дорога на Владивосток открыта...
    Но в 18.00 бой возобновился. Подошел миноносец «Буйный», держа сигнал: «Адмирал на миноносце», правда, какой именно, никто не знал. В это же время усмотрели сигнал на мачте транспорта «Анадырь»: «Адмирал передает командование адмиралу Небогатову», а на «Николае I»: «Следовать за мной».

    44444.jpg
    крейсер «Жемчуг после 1909 года

    Вскоре с «Адмирала Ушакова» поступил семафор о критическом положении «Александра III», но командир «Изумруда» не решился приблизиться к нему, поскольку находился между колоннами броненосцев обеих сражающихся сторон. Когда же «Александр III» перевернулся, «Изумруд» подошел к месту его гибели, застопорил машины и стал готовить к спуску гребной катер, сбросив спасательные круги и койки. Появившиеся броненосные крейсера противника открыли огонь по неподвижному «Изумруду». Когда расстояние уменьшилось до 20 кбт, не желая более испытывать судьбу, русский крейсер дал ход. Вскоре он стал свидетелем гибели «Бородина», который после попадания в него нескольких крупных снарядов пошел вправо и исчез. «Николай I» обошел «Орла» и стал головным. В сумерках артиллерийская дуэль прекратилась.
    В ночь с четырнадцатого на пятнадцатое мая произошло то, о чем смутно упоминалось в России, но никогда официально не было предано огласке. Контр – адмирал Энквист, несмотря на требования офицерского состава прорываться во Владивосток, принял решение увести крейсера «Жемчуг», «Олег» и «Аврору», да, тот самый символ революции, чью модель в масштабе один к одному стоит на вечной стоянке в Санкт – Петербурге, на Филиппины, в Манилу и интернироваться. Кто знает, может быть именно тогда, что сломалось. То, что уже никогда не удастся восстановить и то, что станет одной из причин трагической гибели через девять лет….

    А русский Флот продолжал сражаться и умирать…. Правда, был еще отряд контр – адмирал Небогатова, который между бесчестием и смертью выбрал первое, спустив Андреевские Флаги. Был «Адмирал Ушаков», в одиночку сражавшийся против всего Флота адмирала Того, был «Рюрик», «Изумруд» и многие другие, уже забытые корабли и их экипажи. А вышедший из боя крейсер, по прежнему, корабль №1…. Такие вот разные судьбы, разные берега…
    23 августа 1905 года в США был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, и в ожидании его ратификации корабли русского отряда приступили к подготовке к возвращению на родину. «Жемчуг», как менее пострадавший в сражении, был подготовлен к океанскому переходу к 18 сентября, остальные — к 5 октября. 28 сентября «Жемчуг» и «Аврора» выходили в море на пробу машин. А утром 9 октября 1905 года контр-адмирал О.А.Энквист получил официальное извещение от американского командующего адмирала Рейтера, что отряд свободен.

    555.jpg
    повреждения крейсера «Жемчуг» в Цусимском сражении

    В январе 1905 года экипаж крейсера принял активное участие в беспорядках, имевших место во Владивостоке. После чего, был расформирован и частично предан суду военного трибунала. До 1907 года корабль числился в резерве, после чего был введен в строй и зачислен в состав Сибирской флотилии.
    С началом Первой мировой войны русские крейсера были присоединены к флоту союзников и поступили под команду английского военно – морского командования. 21 августа 1914 года «Жемчуг» получил персональную задачу на осмотр морского пространства на юг от острова Формоза.
    Где – то, далеко в Европе шла кровопролитная война, которую во всем мире, кроме СССР, впоследствии назовут Великой. Война, которая уничтожила все старые представления и понятия и возвестила о создании нового мира, новой цивилизации. А далеко – далеко от войны, в райских водах Индийского океана, крейсер военно – морского Флота Российской империи «Жемчуг» даже не заметил этого.

    6666666.jpg
    «Жемчуг» в составе Сибирской флотилии

    С самого начала боевого патрулирования, командир корабля, капитан 2 ранга, барон Черкасов установил для команды «курортный» режим службы. При появлении на горизонте судов не игралась боевая тревога. Отсутствовало расписание отдыха команды, прислуга ночью не находилась у орудий. Минные аппараты не были заряжены. При стоянке в порту игрался отбой и включались якорные огни, сигнальная вахта не усиливалась. Посторонние лица имели возможность посещать крейсер, при этом они спускались в любые помещения. В сентябре «Жемчуг» конвоировал транспорты союзников, при этом командир корабля допускал вольности и при пользовании радиосвязью: находясь у Филиппинских островов, он отослал на «Аскольд» нешифрованную телеграмму с указанием своего места. Честно говоря, читая подобное, меня берет оторопь. Как же так. Как такое вообще может быть, тем более в период войны, в то время, когда германская эскадра адмирала фон Шпее громит англичан при Коронеле, а судоходство в Индийском океане парализовано рейдером «Эмден». А какой уровень боевой подготовки был у экипажа? Когда последний раз проводились учебные стрельбы. Сколько я не перерыл материалов по «Жемчугу», ответа так и не нашел. Воистину, каждый сам выбирает свою судьбу….
    Вот еще один, незначительный на первый взгляд эпизод. В начале октября «Жемчуг» был направлен в район Никобарских и Андаманских островов для их осмотра. Выполнив задание, «Жемчуг» сделал остановку в незащищенному порту Блер для погрузки угля, при этом было включено полное освещение и отсутствовала прислуга у орудий. Сам же Черкасов, прихватив с собой пять офицеров, съехал на берег и пробыл там весь вечер, хотя его информировали, что «Эмден» трижды появлялся в районе этого порта. Просто «Эмден» не застал там русский крейсер. Иначе, трагедия случилась бы гораздо раньше….
    13 (26 по новому стилю) октября 1914 года «Жемчуг», вернулся в порт Пенанг, на острове того же названия в Малаккском проливе, откуда в конце сентября ушел в поход на поиски немецкого крейсера «Эмден». Командир «Жемчуга» капитан 2 ранга барон И.А.Черкасов получил от английского адмирала Джерама, в подчинении которого находился, разрешение на семидневный заход для переборки механизмов и чистки котлов. В связи с действиями в этом районе «Эмдена», командиру русского крейсера было рекомендовано принять все меры предосторожности, стоя на якоре в бухте Пенанг.

    Но кавторанг Черкасов должных мер не принял, он не сделал вообще, ничего.. Сам же вечером 14октября съехал на берег к жене, вызванной им в Пенанг из Владивостока на время стоянки «Жемчуга». А к гавани уже подбирался «Эмден»….
    Крейсер мирно спал. Даже его вахта, судя по всему, не опознала в «Эмдене» немецкий рейдер.
    Темный силуэт русского крейсера, освещенный огнями мирного времени, представлял идеальную цель для торпедных аппаратов «Эмдена».
    В 05:18 капитан 2 ранга Мюллер приказал открыть огонь. Минный офицер лейтенант Витгефт рванул на себя спусковой рычаг торпедного аппарата. И тут же бортовым залпом ударили орудия немецкого крейсера, а на мачте взвился германский флаг.
    10 секунд понадобилось торпеде, чтобы пройти расстояние до сонного русского крейсера и поразить его в борт за последней трубой. Над «Жемчугом» поднялся большой столб воды и огня, корму русского крейсера подбросило вверх, а затем она быстро осела в воду почти до кормового флагштока. Между тем, снаряды пяти бортовых орудий «Эмдена» рвали носовую часть «Жемчуга», где располагались кубрики русских матросов.

    Носовая и кормовая части русского крейсера были охвачены пламенем, носовая надстройка разрушена, по палубе в панике метались уцелевшие моряки.
    Мюллер резко отвернул влево, приблизившись к стоявшим в другой части гавани торговым судам — главным образом английским и японским.
    Пока «Эмден» разворачивался, над ним просвистело несколько снарядов. Уцелевшие моряки «Жемчуга» добрались до орудий, и открыли огонь по «Эмдену». Их 120-мм снаряды, перелетая через «Эмден», рвались среди торговых судов, нанося им повреждения, играя на руку все тем же немцам…
    На "Жемчуге" началась паника, часть команды бросилась за борт. Старший офицер крейсера Кулибин и артиллерийский офицер Рыбалтовский сумели восстановить относительный порядок, но люди, вставшие к орудиям, не обнаружили снарядов - элеваторы подачи не действовали. Мало того, артиллерийские погреба были закрыты, ключей не было. Замки пришлось ломать….
    Рыбалтовский сам открыл огонь из кормового орудия, произведя несколько выстрелов. Мичман Сипайло открыл огонь из носового орудия и, по воспоминаниям членов экипажа, первым же выстрелом добился попадания, вызвавшего пожар. Второй выстрел пушки Сипайло совпал с прямым попаданием германского снаряда, уничтожившего орудие и всех находившихся возле него людей. Всего десять минут. Паника необученного экипажа. Отсутствие борьбы за живучесть, граничащее с преступлением нарушения правил хранения боезапаса. Закрытые погреба, с неизвестно у кого находящимися ключами, незаряженные торпедные аппараты, отсутствие вахты. Даже если бы не было «Эмдена», экипаж надо было расформировывать, а экипаж отдавать под суд….

    777.jpg
    мачта «Жемчуга» на месте его гибели

    …Из 335 членов экипажа «Жемчуга» были убиты один офицер и 80 унтер-офицеров и матросов, семеро умерли от ран впоследствии, девять офицеров и 113 кондукторов и матросов были ранены.
    Военно-морской суд, состоявшийся в августе 1915 года во Владивостоке, признал виновными в гибели крейсера и людей командира, капитана 2 ранга Ивана Черкасова и старшего офицера, старшего лейтенанта Николая Кулибина, заменявшего съехавшего на берег командира. Они были лишены «чинов и орденов и других знаков отличия», исключены из военно-морской службы и «по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ» отдавались в «исправительные арестантские отделения гражданского ведомства»:
    Черкасов — на 3,5 года, а Кулибин — на 1,5 года.
    По Высочайшей конфирмации приговора Владивостокского военно-морского суда оба они были разжалованы в матросы и отправлены на фронт. Вопреки утверждению автора очерка «На рассвете, в Пинанге...», архивы содержат информацию — и достаточно полную — об их дальнейшей судьбе. Матрос 2 статьи барон Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в Урмийско - Ванской озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Известно, что И.А.Черкасов умер во Франции в марте 1942 года и похоронен на кладбище Сент – Женсвьев - де- Буа под Парижем. Матрос Николай Кулибин воевал на Западном фронте в морской бригаде, получил два Георгиевских креста и в сентябре 1916-го был восстановлен в чине. Вскоре произведен в капитаны 2 ранга. Умер в госпитале в августе 1918-го от раны, полученной еще в февральские дни 1917 года, когда командовал миноносцем «Подвижный».

    В 1920-х годах «Жемчуг» был частично поднят и разобран английскими специалистами.

    Список нижних чинов команды крейсера «Жемчуг», погибших в бою 15/28 октября 1914 года (список хранится в РГА ВМФ.)
    Аверьянов Петр, Акимов Сергей, Александров Александр, Алексеев Николай, Бабкин Иван, Баев Николай, Баранов Федор, Бойко Афанасий, Вавилов Егор, Вагин Георгий, Дедов Анисим, Демин Андрей, Жеребцов Петр, Калинин Степан, Кириллов Даниил, Кирьянов Федор, Кистенев Афанасий, Ковальчук Моисей, Колесников Алексей, Колесников Михаил, Колобов Трофим, Колпашников Александр, Корнеев Филипп, Костырев Яков, Косырев-Колесников Павел, Куприянов Яков, Курбатов Пимен, Левашов-Лушкин Евдоким, Леусь Гурий, Лобанов Дмитрий, Логинов Кузьма, Мальцев Яков, Меркулов Федор, Мусьяк Афанасий, Негодяев Илья, Нифонтов Феоктист, Новиков Григорий, Огарышев Иван, Панин Петр, Пекшев Сергей, Пермыкин Михаил, Пичугин Василий, Пожитков Алексей, Пономарев Игнатий, Попов Яков, Прохоров Александр, Савин Василий, Савинов Диомид, Садов Иван, Семкин Алексей, Серовиков Дмитрий, Сигай-ло Артемий, Симагин Иван, Ситьков Герасим, Судоргин Петр, Сухих Яков, Сысоев Петр, Сычев Егор, Телегин Федор, Теников Роман, Терентьев Арсений, Тинтяков Лаврентий, Томкович Александр, Третьяков Илья, Федоров Андриан, Федосеев Степан, Фоминых Илларион, Фролков Алексей, Хорошков Иван, Христофоров Захар, Христофоров Степан, Чадов Иван, Чуланов Семен, Шебалин Сергей, Шепелин Афанасий, Шишкин Дмитрий, Щеглов Андрей, Шмыг Василий, Яковлев Иван, Якушев Игнатий.

    Итоговая.jpg

    Память о крейсере

    В декабре 1914-го для производства водолазных работ на затонувшем "Жемчуге" в Пенанг зашел вспомогательный крейсер "Орел".
    Скорее всего, именно моряки "Орла" привезли и установили на могиле погибших соотечественников чугунный крест, сохранившийся до наших дней.

    88888888.jpg

    В феврале 1938 года казаки-эмигранты, оказавшиеся на гастролях на Пенанге, привели могилу в порядок, поправили крест и установили памятную табличку с девятью фамилиями, которые им удалось узнать из кладбищенских архивов). В феврале 1976 года на могиле появился новый памятник в виде каменного куба с надписью «Русским военным морякам крейсера „Жемчуг" — благодарная Родина», созданный уже по инициативе СССР. В 1990-х годах была добавлена плита с фамилиями офицеров крейсера.

    tmpDQ6vPT.jpg Итоговая  2.jpg golodomor.gif

    http://maxpark.com/community/4169/content/2851620
     
    Дождевой Земляк, Пашка и ROTBEIL нравится это.
  5. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    Японский линкор"Sagami", бывший Русский "Пересветъ" Yokosuka 10 октября 1908 года.
    getImage (27).jpg
     
    Wolf09 нравится это.
  6. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.867
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    «Пересвет» — головной корабль серии из трёх несколько отличающихся друг от друга броненосцев (помимо него, в серию входили «Ослябя» и «Победа»), построенных на рубеже XIX—XX веков на Балтике и предназначенных прежде всего для крейсерских действий в океане. Все три корабля потоплены в русско-японской войне.

    29 июня 1905 года (нового стиля) «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами» (хирагана: さがみ, катакана: サガミ, иероглифы: 相模; это древнее название японской провинции Канагава) и торжественно включён в состав японского флота. Переход в Сасебо он совершил своим ходом. Ремонт в доке продолжался до 17 августа, после чего корабль направился в Токийский залив для участия в параде, посвящённом победоносному окончанию войны. После парада корабль вновь отправился в ремонт, на этот раз капитальный, совмещённый с модернизацией. Работы продолжались до 1909 года, после чего «Сагами» был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса.

    11111.jpg
    Броненосец "Сагами" перед передачей России, весна 1916 года

    Первая Мировая.......

    В связи с потребностью в кораблях для создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, а также для участия, хотя бы символического, в операциях союзников на Средиземном море Россия в 1916 году обратилась к Японии с просьбой продать ей бывшие русские корабли, доставшиеся японцам как военные трофеи. Японцы согласились уступить лишь три старых корабля: линкоры «Танго» (бывшая «Полтава») и «Сагами» и крейсер «Соя» (бывший «Варяг»). Выкуп «Сагами» обошёлся России в 7 млн иен. 21 марта 1916 года (старого стиля) все три корабля прибыли во Владивосток; на переходе на «Сагами» держал свой флаг контр-адмирал Яманака. 22 или 27 марта кораблю было возвращено первоначальное имя, одновременно он был переклассифицирован в броненосный крейсер.

    2222.jpg
    Эскадренный броненосец "Пересвет" уходит из Владивостока, октябрь 1916 года.

    После проведения неотложных работ 10 мая под флагом командующего отрядом кораблей контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина «Пересвет», которым командовал капитан 1 ранга Д. Д. Заботкин, вышел на испытания. Действовало чуть больше половины котлов — 16 штук. При давлении 10,5-12,5 атм машины показали 45-60 об/мин, что соответствовало скорости 10 уз. В ходе испытаний были выявлены многочисленные дефекты. Так, обнаружился стук в золотниках, подшипниках и цилиндрах, слабина в соединениях кулис, подвесных тяг, балансире воздушного насоса. В средней машине стук обнаружился во всех мотылёвых подшипниках, особенно цилиндра высокого давления, а в левой машине эти же подшипники заметно нагревались.
    При возвращении во Владивосток корабль в тумане выскочил на мель и получил пробоину. Водолазным обследованием было установлено, что нос до 10-го шпангоута сидит на каменной плите; днище повреждено на протяжении 22,8 м, а вертикальный киль — 34,8 м. Сойти с мели не удалось ни своим ходом, ни с помощью линкора «Чесма» и портовых буксиров. В итоге пришлось просить помощи у японцев. Корабль существенно разгрузили (сняли боевую рубку, броню носовой башни и частично броню казематов, часть артиллерии), пробоины залили цементом, подвели баржи-понтоны и откачали воду. После всплытия корабля (это случилось 25 июня) его отбуксировали во Владивосток и произвели в доке аварийный ремонт. В это время был сменён командир — вместо Д. Д. Заботкина им был назначен К. П. Иванов 13-й, участвовавший в бою 1 августа 1904 г. на крейсере «Рюрик». Были заменены также старший офицер и старший штурман корабля. В июле после минимального устранения повреждений «Пересвет» перешёл в Майдзуру, где был отремонтирован более основательно. Однако качество проведённых работ было не слишком высоким; вдобавок, корпус был деформирован из-за плохой пригонки кильблоков, на которые корабль установили в доке. Спасательные работы и ремонт обошлись в 740 тыс. рублей, но, несмотря на эти затраты, «Пересвет» по-прежнему нуждался в основательном ремонте — по всей видимости, его собирались провести в Англии.
    19 октября корабль вышел из Майдзуру и направился в европейские воды. Посетив по дороге Гонконг, Сингапур, Аден и Суэц, 6 декабря он прибыл в Порт-Саид. 22 декабря «Пересвет» в сопровождении английского эсминца вышел из Порт-Саида в Средиземное море.

    Опасаясь подводных лодок, корабли шли противолодочным зигзагом. В 17.30 «Пересвет» подорвался носом и кормой сразу на двух минах, при этом была сорвана крыша носовой башни. Считая, что корабль атакован подводной лодкой, расчёты противоминной артиллерии открыли огонь по воде. Однако корабль быстро погружался, и командир приказал команде спасаться. Спустить успели лишь один паровой катер. В 17.47 «Пересвет» опрокинулся и затонул в 10 милях на норд-ост 24° от Порт-Саида на глубине около 45 м. Английский эсминец и подошедшие французские траулеры в течение четырёх часов подняли из воды 557 человек из состава русского экипажа, однако девять из них скончались от ран и переохлаждения. С кораблём погибли 252 человека. 28 марта 1917 года «Пересвет» был официально исключён из списков флота. Позже выяснилось, что корабль погиб на минном заграждении, выставленном немецкой подводной лодкой U-73.
    В 1955 году в Порт-Саиде на могиле моряков с «Пересвета» на средства министерства обороны СССР был установлен памятник.

    777777.jpg
    Мемориальная плита с именами моряков с «Пересвета», установленная на могиле на кладбище в Порт-Саиде

    800PX-~1.JPG
    Памятник на могиле моряков с «Пересвета» на христианском кладбище Порт-Саида…
     
    Дождевой Земляк, Пашка и ROTBEIL нравится это.
  7. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    крейсер "Коминтерн",бывший "Кагулъ",бронепалубный крейсер типа "Богатырь"
    getImage (34).jpg getImage (38).jpg

    линкор "Революция" (бывший "Евстафий") на разрезке на металлолом,Севастополь 1922 год
    getImage (51).jpg
     
    Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  8. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.867
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  9. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    Открытка
    getImage (53).jpg
     
    Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  10. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    манёвры Австро-Венгерского флота.
    флагман "Тогетгоф"

    getImage (86).jpg
     
    Дождевой Земляк, Пашка и Wolf09 нравится это.
  11. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    Император Николай на борту "Императрица Мария"
    getImage (86).jpg
     
    Дождевой Земляк, Пашка и Wolf09 нравится это.
  12. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
  13. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    "неапль"(наполи)спущен 1905,списан 1926....
    getImage (26).jpg

    "Джулио Цезаре"
    getImage (86).jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 20 янв 2015
    Дождевой Земляк, Пашка и Wolf09 нравится это.
  14. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    линкор "Александръ III"
    getImage (88).jpg

    Император Николай II на линкоре "Петропавловскъ",Гельсингфорс 25 февраля 1915 года
    getImage (90).jpg
     
    Дождевой Земляк, Пашка и Wolf09 нравится это.
  15. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    "Гангутъ"
    getImage (91).jpg
     
    Дождевой Земляк и Пашка нравится это.
  16. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.328
    Спасибо SB:
    121.867
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Война на море

    Сражение у Доггер-Банки 23 января 1915 г. заставило Германский флот почувствовать превосходство на море англичан и побудило его быть еще более робким. В течение 1915 г. не произошло более морских сражений, но зато кампания этого года отмечена развитием двух своеобразных операций, в которых широкая доля участия была отведена морским вооруженным силам: Дарданелльская операция со стороны Антанты и "беспощадная" подводная война, предпринятая Германией. О первой операции уже сказано выше. На второй необходимо остановиться, так как она, несомненно, оказала влияние на судьбу войны, особенно для Германии. Под беспощадной подводной войной разумелось нападение подводных лодок на коммерческие суда с целью уничтожения морской торговли Англии, причем опасности нападения лодок подвергались суда всех наций, идущие к берегам Англии. Германия первоначально долго колебалась относительно применения этого средства борьбы, которое должно было вызвать неприязнь со стороны нейтральных государств. 4 февраля было опубликовано постановление об объявлении вод, омывающих Великобританию, районом военных действий: "С 18 февраля каждое встреченное в этих водах коммерческое судно будет уничтожаться". К этому моменту Германия обладала 35 большими и 33 малыми подводными лодками, и с таким незначительным их количеством германское правительство рассчитывало в 6 недель принудить Англию сдаться.

    034.jpg

    Подводная война

    Германские подводные лодки приступили к действиям 22 февраля. 7 мая была потоплена "Лузитания" — самый крупный английский пассажирский пароход, на котором из числа 1196 погибших пассажиров оказалось 139 американцев. Правительство Соединенных Штатов заявило категорический протест. С этого момента началось медленное затухание подводной войны 1915 г. После ряда инцидентов германскому флоту было приказано не топить пассажирских пароходов, не предоставив возможности к спасению пассажиров, и деятельность лодок была перенесена в бассейн Средиземного моря, где интересы Соединенных Штатов затрагивались гораздо меньше.
    Под давлением извне среди германского правительства возникло разногласие относительно дальнейшего применения беспощадной подводной войны, и к концу 1915 г. политические соображения взяли верх. Подводная война была ограничена только действиями против военных судов. Этот перерыв беспощадной войны продолжался до 1 января 1917 г., когда ее возобновление вскоре вызвало разрыв с Соединенными Штатами. В первый период беспощадной подводной войны 1915 г. в среднем ежемесячно подводные лодки топили до 75 — 100 тыс. т морских судов.
    Державы Антанты приняли ряд мер противодействия. К ним относилось прежде всего вооружение коммерческих судов артиллерией, затем организация патрулирования (к концу года до 300 единиц) из рыбачьих судов, вооруженных легкой артиллерией, гидроавиация, прокладка подводных сетей (между Дувром и французским берегом было проложено сетей на 260 км), устройство около морских баз минных заграждений. К концу 1915 г. Германия обладала всего 80 подводными лодками, из которых 24 были потоплены. 150 лодок находились в постройке.
    На Средиземном море вступление Италии 24 мая в войну увеличило силы Антанты на 14 линейных кораблей и 15 крейсеров. Итальянскому флоту районом действий было отведено Адриатическое море, где флот должен был вести наблюдение за запертым австро-венгерским флотом и обеспечить подвоз снабжения в Сербию.
    На Балтийском море в 1915 г. главной задачей русскому флоту, хотя и усиленному в течение истекшей зимы 4 дредноутами, по-прежнему ставилась защита Финского залива (Поркаллаудской позиции), а затем содействие сухопутной армии, отступавшей под ударами германцев вдоль побережья; однако должного объединения в совместных действиях армии и флота не было, и, кроме того, Ставка очень не сочувствовала попыткам морского командования действовать активно. Действия германского балтийского отряда также сводились к демонстрациям.
    Единственным крупным событием описываемого периода был бой у Готланда 2 июля. Русская эскадра в составе 4 крейсеров, высланная в набег для бомбардировки Мемеля, встретилась вблизи острова Готланд с 2 германскими крейсерами. Ввиду значительного превосходства сил русских один германский крейсер ушел, а другой, вынужденный вступить в бой, был расстрелян и выбросился на берег. Готландский бой был последним наиболее значительным событием на Балтийском море, и с тех пор до конца войны здесь не произошло ничего серьезного.






    http://первая-мировая.рф/article/item/70
     
    Дождевой Земляк и Пашка нравится это.
  17. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    Крейсер "Бояринъ"
    getImage (23).jpg
     
    Дождевой Земляк, Пашка и Wolf09 нравится это.
  18. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    "Пантелеймонъ"
    getImage (26).jpg
     
    Дождевой Земляк, Пашка и Wolf09 нравится это.
  19. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    ...уже "Генералъ Корниловъ" - Белый Черноморский Флот(до 1919 года "Когулъ")
    getImage (88).jpg
     
  20. Offline

    ROTBEIL ALTAMTMANN

    Регистрация:
    1 мар 2014
    Сообщения:
    2.749
    Спасибо SB:
    13.386
    Отзывы:
    234
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Герцогство Курляндское
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    охота на аллигаторов...
    германский "Ольденбург"
    getImage (5).jpg
     
    Дождевой Земляк нравится это.

Поделиться этой страницей