Бронепоезда

Тема в разделе "Общий раздел. Опознание и оценка", создана пользователем zunder1, 24 дек 2013.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Сегодня были семьёй по делам в Муроме и не мог не остановиться у бронепоезда.

    бронепоезд.jpg

    бронепоезд 2.jpg

    бронепоезд 3.jpg

    бронепоезд 4.jpg
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и ещё 1-му нравится это.
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    x3253f768e24b3b3_1024.jpg
    Бронепоезд «Правда» на стоянке
    Дата съемки: 1944 г.
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и ещё 1-му нравится это.
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Бронепоезд "Илья Муромец"

    111.jpg

    В. А. Бритин, начальник военного участка, инициатор строительства бронепоезда

    444.jpg
    Суворов, учитель Гастелло, слесарь депо, строитель бронепоезда «Илья Муромец»


    1.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942. Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец». Вид бронепоезда слева

    2.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. 1941 – 1945. Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец». Вид бронепоезда сбоку с паровозом

    3.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942. Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец». Общий вид бронепоезда

    4.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942. Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец». Вид бронепоезда справа.

    5.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942.
    Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец». Командир поезда Меньшов и комиссар

    6.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942.
    Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец».
    Слева направо: Рудаков, Москвин, Бритин, командир поезда Меньшов (?)

    7.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942. Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец». Машинисты бронепоезда

    8.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942. Проводы на фронт бронепоезда «Илья Муромец»

    222.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. Февраль 1942.
    Слева направо: Виктор Смирнов, Иван Яковлевич Козьмин, Алексей Васильевич Бирюков, Иван Ефимович Серяков.

    9.jpg
    Архив: МИХМ: Муром. 1941 – 1945.

    Сидят слева направо машинисты:

    старший сержант Серяков,
    старший сержант Солдатов,
    старший сержант Снопок,
    старший сержант Шмелев.

    Стоят слева направо помощники машиниста:

    старший сержант Бирюков,
    старший сержант Журухин,
    старший сержант Белавинцев.

    10.jpg
    Командир бронепоезда «Илья Муромец», старший лейтенант Михаил Кравченя

    11.jpg
    Заместитель командира бронепоезда «Илья Муромец», капитан Николай Иванович Кузнецов

    12.jpg
    Солдатов, комиссар труда на бронепоезде «Илья Муромец»

    13.jpg
    Командир бронеплощадки, старший лейтенант Геннадий Емельянович Шагун

    14.jpg
    Старшина противовоздушной обороны бронепоезда «Илья Муромец» Афонин

    555.jpg
    Командир бронепоезда «Илья Муромец» Меньшов (в центре) в перерыве между боями проводит занятие с командирами орудий

    333.jpg
    Пулеметчики бронепоезда «Илья Муромец» в перерыве между боями изучают пулемет
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и 2 другим нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Период ГВ

    0_155ee2_8b423923_orig.jpg 0_155ee3_fb4ec43_orig.jpg
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и 2 другим нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Бронепоезда в обороне Одессы

    0717vjv.jpg

    Наряду с тачанкой и пулемётом «Максима», бронепоезд стал одним из символов Гражданской войны и победы РККА. «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути…» — пели советские люди в предвоенное время.
    Тем не менее, в эпоху моторов, танков и скоростной авиации бронепоезд выглядел анахронизмом.

    И, тем не менее, как показало начало Великой Отечественной войны, бронепоезда ещё рано было списывать со счетов. Правда, вернуться к идее их использования пришлось не от хорошей жизни.
    Огромные потери в боевой технике и вооружении в начале войны, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии искать выход из столь сложной ситуации.

    Аналогичная ситуация сложилась и в начале битвы за Одессу. В самом начале обороны города у Отдельной Приморской армии не было технически исправных танков.
    Первые шесть отремонтированных танков БТ-7 были направлены на линию фронта только 7 августа.
    Об участии бронепоездов в обороне Одессы написано немало страниц.

    1.jpg
    Матросы и рабочие «колдуют» над танком НИ на заводе Январского восстания

    Но, тем не менее, как в мемуарах, так и в специальной литературе присутствует немалая путаница, которая касается как количества бронепоездов, так и их непосредственного участия в боях.
    Дело в том, что кроме номеров «крепостей на колёсах» встречаются и названия «Черноморец» и «За Родину!». Называются разные цифры. Одни говорят о пяти, другие – о четырех бронепоездах, действовавших под Одессой.

    Начнём с того, что сооружение бронепоездов началось в августе 1941 года совместными усилиями рабочих завода имени Январского восстания и железнодорожников депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная.
    При изготовлении бронепоездов возникло большое количество проблем – не хватало материалов, кислорода, необходимого для сварки бронелистов, инструмента. И, тем не менее, рабочие справились с задачей.
    Если верить советской литературе, то первый бронепоезд №22 был передан защитникам города 11 августа, а уже 18 августа якобы уже принял участие в боях бронепоезд №21.

    2.jpg
    Григорий Георгиевич Колягин, технолог завода Январского восстания, руководит постройкой бронепоезда «Черноморец»

    «Бронепоезд №21 – 110 человек, 2 45-мм и 2 76-мм орудия, 12 станковых пулемётов.
    Бронепоезд №22 – 118 человек, 4 45-мм орудия, 12 станковых и 1 ручной пулемёт.
    Бронепоезд №23 – 137 человек, 2 45-мм орудия, 8 станковых и 4 зенитных пулемёта».

    3.jpg
    Бронировка паровоза на заводе имени Январского восстания в Одессе.Август 1941.

    Кроме трёх построенных бронепоездов №№ 21, 22 и 23 в сентябре 1941 года началась бронировка ещё двух — №24 и №25. Например, по состоянию на 1 октября состав №24 был следующим: 104 человека, 39 обычных и 3 автоматических винтовки. Но до конца обороны Одессы №24 и 25 не были закончены.
    В переписке по тылу Отдельной Приморской армии, сказано: «При эвакуации из Одессы приведено в негодность: бронепоездов действующих – 3, не действующих – 2».

    Причём, скорее всего, бронепоезда были действительно уничтожены, так как в докладе начальника железнодорожной службы штаба 11-й немецкой армии (ноябрь 1941 года) говорилось, что при взятии Одессы захвачено два бронепоезда – один в 1,5 км, а второй – в 1,3 км севернее города, причём оба состава характеризуются как «уничтоженные и сгоревшие».

    Бронепоезда были подвижным резервом Приморской армии. Причём они активно использовались не только для артиллерийской поддержки войск, но и осуществляли рейды вглубь румынской обороны.

    Первый такой рейд совершил 22 августа бронепоезд №22. «Крепость на колёсах» состояла из обшитого бронёй паровоза серии ОД, двух обшитых бронёй полувагонов, на бортах которых были размещены станковые пулемёты, и на краях платформы 4 пехотных орудия на колёсах. В середине — один полувагон для экипажа и две открытые платформы со шпалами и мешками с песком.

    В этот день чрезвычайно сложная обстановка сложилась в Западном секторе обороны, где против 95-й советской дивизии действовали четыре дивизии румын.
    Из захваченной накануне станции Выгода противник вдоль железной дороги пытался прорваться дальше на юго-восток.
    Батальонный комиссар В.Р.Вышинский был вызван к командиру 95-й дивизии В.Ф.Воробьёву, где ему был вручён приказ: «Батальонному комиссару тов. Вышинскому.
    Немедленно убыть ст.Дачная, встретить бронепоезд и вместе с ним выдвинуться до 3 будки и уничтожить огнём противника ударом в тыл и фланги в направлении 103,7 хут. Шевченко и вдоль железной дороги на ст. Выгода.
    Действовать смело и решительно, не боясь окружения. Доносить всеми средствами через 2-3 часа. Взять с собой железнодорожную летучку. Воробьёв. Мельников. 14 час. 15 мин. 22 августа 1941 г.»

    5.jpg
    Василий Фролович Воробьёв, генерал-майор, командир 95-й дивизии
    (10.08.1941 — 29.12.1941)

    Бронепоезд №22 под командованием Вышинского и командира лейтенанта Белякова без особых помех проследовал вдоль станции Дачная и пересёк линию фронта. Румыны не додумались разобрать пути и поплатились за это.

    «На параллельно проходящей дороге – вспоминал Вышинский – увидели крупную воинскую часть – несколько тысяч вражеских солдат и офицеров, стоящих на коленях (видимо, проходило богослужение или принимали присягу перед боем). Справа под лесопосадкой обнаружили полевую кухню и возле неё солдат немецкой технической части.»

    Бронепоезд высадил десант из 80 автоматчиков, которые заняли круговую оборону, после чего открыл артиллерийский и пулемётный огонь. Эффект был ошеломляющим. Неприятельские части понесли большие потери.

    6.jpg
    Бойцы, участвующие в обороне Одессы, у захваченного оружия противника. Осень 1941г.

    Уходить бронепоезду пришлось под сильным артиллерийским огнём. С воздуха атаковали пять бомбардировщиков. Бронепоезд сумел благополучно вернуться к своим.
    Потери составили семь убитых (среди них командир бронеплощадки младший лейтенант Николай Дихтяренко) и 22 раненых.

    На следующий день подвиг бронепоезда №22 повторил бронепоезд №21 «Черноморец». Впрочем, ему пришлось решать более широкую задачу.
    На станции Карпово после отступления оттуда советских войск застрял эшелон с поврежденными танками, которые были крайне необходимы Одессе.
    Сержант Зубов, ранее сопровождавший этот эшелон, был в разведке и принёс сведения о том, что эшелон по-прежнему на станции.

    7.jpg
    бронепоезда «Черноморец». На втором плане – суровое, обветренное лицо машиниста А. Макарова

    Бронепоезд №22 под командованием лейтенанта Кирпина вышел в свой первый рейс ещё не конца оборудованным. Полностью бронированным был только паровоз. Пульмановские платформы остались с непокрытым верхом.
    Бронёй защищены только борта и орудия.
    В помощь был придан танковый взвод под командованием политрука Ивана Кривули. Бронепоезд подошёл к станции и открыл огонь, в то время как советские танки вышли в тыл к румынским частям.

    «Услышав шум наших танков позади себя, – вспоминал Г.Пэнэжко –румынские солдаты, занимавшие район станции, замерли на месте, притаились в окопчиках, канавках, зданиях.
    Пехотинцам Бобковского (командира пехотной части, приданной бронепоезду – А.Ф.) оставалось только вылавливать их. Они загоняли пленных на бронеплощадки».


    Количество пленных быстро возрастало и вскоре их стало в четыре раза больше, чем команды бронепоезда.

    Ремонтники отремонтировали сто метров разрушенных железнодорожных путей, после чего эшелон с повреждёнными танками прицепили к бронепоезду и двинулись назад. Возле Выгоды пришлось остановиться.
    Немецкая авиация сбросила несколько бомб, которые разворотили путь и повредили насыпь.
    Было решено отвести бронепоезд в сторону лесопосадки, замаскировать зеленью и подключить к работе всех, на кого хватит инструмента. Ремонт пути, по подсчётам, должен был занять около восьми часов.
    Уже начало светать. Вражеские самолёты при свете дня могли обнаружить и атаковать бронепоезд. Пэнэжко отправился на командный пункт 161-го полка и попросил вызвать истребители.
    Под прикрытием самолётов путь был отремонтирован и бронепоезд вернулся в Одессу с эшелоном повреждённых танков, часть которых вскоре была отремонтирована и направлена на линию фронта.

    Бронепоезд «За Родину!» (речь идёт, скорее всего, о бронепоезде №23) под командованием лейтенанта М.Р. Чечельницкого участвовал в боях на ближних подступах к Одессе.
    Зоной его действия был участок от 1-й заставы до Сухого Лимана и Татарки (Южный сектор обороны), где он поддерживал 2-ю кавалерийскую дивизию полковника П.Г. Новикова.
    Базировался бронепоезд на 2-й заставе.

    Бронепоезда участвовали во всех крупных боях на одесском плацдарме. В мемуарах иногда встречаются упоминания о десятках подбитых вражеских танков, уничтоженных полках и батальонах. «Сухопутные броненосцы» действительно были серьёзной проблемой для румын, это признают и румынские источники. Однако, учитывая основной калибр орудий (76 и 45 мм), вряд ли можно говорить об использовании бронепоездов против танков противника.
    Тем более, что они были уязвимы для артиллерийского огня и авиации.

    Нередко им доводилось попадать под массированный артобстрел или бомбёжки, нести потери. Во время наступления советских войск в Восточном секторе 22 сентября немецкая авиация накрыла бронепоезд «За родину!».
    Прямым попаданием бомбы были разбиты контрольная площадка и паровоз.

    8.jpg
    Макет трамвайной артиллерийской установи в экспозиции мемориала обороны Одессы.

    В октябре, когда началась постепенная эвакуация советских войск из Одессы, бронепоезда №22 и «За Родину!» поддерживали огнём части на восточном берегу Сухого лимана.
    В одном из боёв «За Родину!» попал под серьёзный артобстрел.
    Один из снарядов угодил в бронеплощадку и вывел из строя расчёт 76-миллиметровой пушки. Загорелись ящики с боеприпасами. Бойцы Дикий, Мишкин, Люсюк кинулись к ним и с риском для жизни сбросили их с платформы, предотвратив взрыв. Военфельдшер Ф. Большаченко и медсестра Литвиненко пробрались из своего вагона на бронеплощадку и вовремя оказали раненым первую помощь. Снарядом пробило тендер, вытекала вода.
    Машинист М.Я. Богатов, более тридцати лет проработавший на транспорте, сумел экономно расходовать воду. Расстреляв боеприпасы, бронепоезд отошел к 1-й заставе. Потом на буксире его отвели на ремонт.

    5 октября румынские части захватили Болгарские хутора. Бронепоезд «За Родину!» один отбивал их атаки. 9 октября М.Р. Чечельницкий получил от командира 2-й кавалерийской дивизии П.Г. Новикова приказ: «Прикрывать отход дивизии. Отход состоится с наступлением темноты 15 октября. Экипаж бронепоезда будет отходить последним».
    16 октября бронепоезд вышел на однопутную ветку. После выполнения задания здесь, в районе 3-й заставы, он должен был быть взорван. Всё личное оружие и одиннадцать пулемётов сняли с бронеплощадок.
    Бронепоезд №22 расстрелял боезапас по врагу и также был взорван.

    Так закончился славный путь одесских «сухопутных броненосцев». Они были важным подспорьем в нелёгкой обороне Одессы, восполняя нехватку танков и играя роль подвижного резерва, направляемого на наиболее опасные участки фронта.

    Артём Филипенко

    http://picturehistory.livejournal.com/tag/бой
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и 3 другим нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Бронепоезда в боях за Царицын.

    86f16950cdac13d6ab8c633440f83131.jpg

    В истории бронепоездов Гражданской войны особое место занимает оборона Царицына (ныне Волгоград). В этой военной кампании бепо сыграли существенную роль по обе стороны линии фронта.
    Именно здесь бронепоезда впервые применялись массово как в обороне, так и при наступлении — чему в немалой степени способствовала развитая сеть железных дорог западнее города, опираясь на которую, можно было маневрировать бепо, создавая бронепоездной кулак в нужное время, в нужном месте.

    Царицын, на момент начала братоубийственного конфликта, имел важное значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Владение этим городом давало огромное преимущество в ведении боевых действий на всем Южном фронте, так как большая промышленная и продовольственная база позволяла обеспечивать войска всем необходимым, проводить не только ремонт оружия и боевой техники, но и заниматься его производством. В первую очередь это касается ремонта и постройки бронепоездов.
    Не стоит забывать, что Царицын — это «…кузница кадров — точка стечения многочисленного контингента первопроходцев бронепоездного дела с богатым, разносторонним и чрезвычайно актуальным практическим опытом, систематизации и анализа этого опыта, выработки первых теоретических схем и установок. Отсюда превосходное понимание специфики бронепоездной войны на высшем уровне, творческий подход к делу, чрезвычайно эффективное использование БП, высокая согласованность действий всех звеньев, разумная инициатива командиров БП, исключительное понимание своих задач бронепоездными командами, их высокий уровень сколоченности, хорошая индивидуальная подготовка каждого бронепоездника в отдельности».
    Поэтому в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности становятся ареной жесточайших сражений.

    Летом 1918 года командование Донской армии предпринимает попытку очистить от красных северные районы Донской области и захватить Царицын, ликвидировав тем самым угрозу своему правому флангу и тылу.

    Для этого было сосредоточено 42 тыс. штыков и сабель, свыше 150 орудий. Также командующий Донского войска атаман Краснов возлагал большие надежды на помощь Добровольческой армии Деникина. Группировка РККА на этом фронте насчитывала до 40 тыс. штыков и сабель и около 100 полевых орудий. Обороняющиеся были ослаблены «разношерстностью» своих подразделений и отсутствием должного боевого опыта у большинства командного состава.

    В конце июля войска Добровольческой армии Деникина овладевают станицами Торговая и Великокняжеская, отрезав тем самым Царицын от Северного Кавказа. Но в дальнейшем Деникин отказывается от участия в битве за Царицын и уводит свои части на Екатеринодар. Станицу Великокняжескую передают донцам Краснова.
    В первых числах августа части оперативной группы Фицхелаурова, отбросив красных на 150 км, выходят на линию Царицын — Камышин, прервав этим маневром сообщение царицынской группировки РККА с Москвой.

    71ce810cd9cd76d0371baf21ef8c964e.jpg
    Бронепоезд №152 "Молния"

    18 августа частям Донской армии удается захватить пригороды Царицына — Сарепту и Ерзовку — и завязать бои непосредственно за сам город. Но группа Полякова, наступавшая на город с юга, увязла в локальных боях и не смогла пробиться Царицыну. А 23 августа красные, подтянув резервы, наносят удар во фланг и тыл группе атамана Мамонтова, наступавшей в центре, вынудив белоказаков к 6 сентября отступить за Дон.
    Причиной первого поражения Донской армии под Царицыным было отсутствие тяжелого вооружения и строевых пехотных частей, так необходимых для закрепления достигнутых наступлением успехов.

    28c14347e60b6d7e7a4fb4a67264c766.jpg
    Командир броневой колонны 10-й армии РККА Ф.Н. Алябьев, 1918 год

    Второе наступление белых на Царицын началось в середине сентября 1918 года. В этот раз на штурм города было направлено около 40 тыс. штыков и сабель, больше сотни станковых пулеметов и 129 полевых орудий. Осуществлять поддержку наступающим должна была Донская железнодорожная бригада генерал-майора Н.И. Кондырина, насчитывавшая 14 бронепоездов. «Бронепоезда состояли нормально из двух бронеплощадок с двумя 3-дюймовыми орудиями и четырнадцатью тяжелыми пулеметами Максима. Экипаж броневого поезда насчитывал 9 офицеров и 100 нижних чинов, половина из которых были донские казаки. Командирами в большинстве случаев были офицеры Донской артиллерии, на правах командиров батарей. Бронепоезда носили названия:

    1-й дивизион: «Атаман Каледин», «Гундоровец», по 2 орудия, «Князь Суворов» — 4 орудия;
    2-й дивизион: «Раздорец», «Митякинец», по 2 орудия, «Илья Муромец» — 4 орудия;
    3-й дивизион, командир дивизиона войсковой старшина И.И. Бабкин: «Партизан полковник Чернецов» — подъесаул Сергей Амплиевич Ретивов (убит), капитан Киянец, «Казак Землянухин» — штабс-капитан Попов, «Генерал Бакланов» — сотник К. Н. Фетисов;
    4-й дивизион: «Донской баян», «Ермак», «Иван Кольцо».

    Два отдельных бронепоезда: «Атаман Орлов» — войсковой старшина Л.А. Стефанов (убит); «Атаман Назаров» — подъесаул Н.Д. Скандилов.» Помимо этого соединения, на участке Бобров — Таловая — Поворино — Михайловка действовали самостоятельно три отдельных бронепоезда: «Бузулук», «Хопер» и трофейный бепо, отбитый у красных отрядом генерала Гусельщикова. Наличие радиальных железнодорожных веток западнее Царицына играло на руку белым, так как само наступление Донской армии должно было развиваться вдоль этих путей, дабы максимально использовать возможность маневра бепо.

    Обороняющая Царицын 10-я армия красных, несмотря на большие потери, понесенные во время первой обороны города, была пополнена свежими частями и вновь насчитывала около 40 тыс. штыков и сабель, до 200 пулеметов и полторы сотни полевых орудий. Помимо этого, огневую поддержку войскам должны были оказывать 15 бронепоездов, сведенных в броневые колонны 10-й армии под руководством Ф.Н. Алябьева и Д. Рудя.

    5feea6872df451dd7989a4141d74c6b1.jpg
    Бронепоезд «III-Интернационал»

    Это были бепо: «Черноморец», «2-й Таганрогский», «Брянский», «2-й Сибирский», «1-й Донской», «Большевик», «Артем», «Молния», «Углекоп», «Гром», «Коммунист», «3-й Интернационал», «Воля», «Гроза», «Тов. Ленин». Техническое обслуживание их должно было осуществляться в мастерских «Цетроброни» Северо-Кавказского военного округа, расположенных на территории Орудийного завода. Корабли Волжской военной флотилии должны были обеспечивать прикрытие флангов 10-й армии РККА.

    e1276d27da8da1a8a0170f86f70fd9cd.jpg

    Второе наступление Донской армии, несмотря на ожесточенное сопротивление противника и большие потери, развивалось успешно. Части 10-й армии красных были вновь отброшены от Дона к пригородам Царицына.
    В сентябре частям Донской армии удалось захватить: 43 орудия, 312 пулеметов, 10 тысяч винтовок, 5 бронепоездов, 4 бронеавтомобиля, 12 тысяч снарядов.
    Однако Краснов признавал, что потери личного состава в его войске составили 40% казаков и 80% офицеров.

    59efe29af9dc83d067c7dd9ca05a3558.jpg
    Бронепоезд «Тов. Ленин»

    В начале октября белоказакам удалось выбить красных из пригородов Царицына — Сарепты, Отрады, Бекетовки — и выйти к последнему рубежу обороны города.
    Несмотря на отступление, экипажи красных бронепоездов продолжали проявлять себя достойно в боях с противником.

    17ad79b5464df19481c6316384e8bff2.jpg
    1918, Сталин, Царицынский фронт

    Из донесения Ворошилова Сталину:

    «Противник рано утром повел сильное наступление на разъезд Басаргино, но нашей пехотой и бронепоездами был сбит. Нами были заняты господствующие высоты, но командный состав не распорядился задержаться на высотах и начал преследовать отступающего врага.
    Противник, оправившись, пошел в контратаку, сбил нашу цепь, и все побежало. Я и Кулик с ног сбились, пытаясь остановить отходящих, но задержать не удалось. Цепи дошли до железнодорожного пути. Броневые поезда работают самоотверженно и исключительно стойко. Если положение восстановится, то исключительно благодаря бронепоездам. Я напрягаю все силы и принимаю меры спасти положение. Еду опять на фронт в цепь».
    2-го октября яростные бои разгорелись в районе Мариновского железнодорожного моста и станции Кривая Музгагде. Здесь казакам Краснова пришлось вести тяжелейшие бои с бронепоездами 10-й армии. Не помогло даже подкрепление: подошедший на помощь 98-й Ново-Николаевский казачий полк буквально был сметен мощнейшим артиллерийским и пулеметным огнем красных бепо. Командир 98-го полка записал в донесении: «Понеся огромные потери, я с полком отступил вне выстрелов. Сейчас отправляю раненых и привожу в порядок полк».


    Но, несмотря на местные успехи бронепоездов Алябьева, в целом наступление белоказаков продолжало развиваться, не сбавляя темпов.

    Успешные действия красновцев пошатнули и моральное состояние воинов Красной Армии: 15 октября 1918 года в районе Бекетовки 1-й и 2-й крестьянские полки переходят на сторону белоказаков.
    В результате этой измены образовывается брешь в обороне красных, закрыть которую было нечем, так как подкрепление не поспевало из-за заторов на железных дорогах:

    «Пленные показывали, что подкрепления к красным идут походным порядком, так как железнодорожные составы все забиты боеприпасами, что ящики со снарядами стоят даже на крышах вагонов»
    .

    86f16950cdac13d6ab8c633440f83131 (1).jpg
    К.Е. Ворошилов с Луганскими красногвардейцами на фронте под Царицыным у бронепоезда
    «Коммунист», осень 1918 г. Надпись на броневагоне бепо — «коммуна летит»


    Казалось, исход битвы был решен: еще один бросок — и Царицын окажется в руках армии Краснова. Решающий штурм командование белых запланировало на 17 октября.
    Но порой фортуна бывает очень изменчивой, и ярким примером этому могут послужить следующие события.
    Командир так называемой «Стальной» дивизии РККА Дмитрий Петрович Жлоба, рассорившись с главнокомандующим Красной Армии на Северном Кавказе И.Л. Сорокиным, снимает свою дивизию с Кавказского фронта и уводит в сторону Царицына. Уже в пути Жлоба получает приказ от все того же Сорокина — выступать на Царицын. «Стальная» дивизия, насчитывавшая 8 пехотных и 2 кавалерийских полка, 10-15 тысяч бойцов, выдвинулась в поход еще в сентябре.

    5e9bd41fcc9aa28120ee9d586c6ae515.jpg
    Командир Стальной дивизии Д. П. Жлоба

    Двигаясь ночами, дивизия тщательно маскировала свой путь, стараясь не приближаться к железной дороге ближе, чем на 100-120 верст. Благодаря этому боевое соединение Жлобы подошло к Царицынскому фронту, не обнаружив себя противнику. Разобравшись на месте, комдив «Стальной» принимает решение — нанести 15 октября мощный удар по штурмующим частям белоказаков с тыла.

    В это же время на красновцев обрушивают шквал артиллерийского и пулеметного огня со стороны Царицына.

    «…В это время с севера по кольцевой железнодорожной ветке подошел бронепоезд; на правом и левом флангах участка фронта вырвались вперед грузовики, переделанные в бронемашины и вооруженные пулеметами; батареи перенесли огонь в глубь расположения белогвардейцев, чтобы отрезать пути отхода их передовым частям. В контратаку пошла красная пехота. Она быстро продвигалась вперед. И по мере того, как артиллерия переносила огонь все дальше и дальше, перед глазами наблюдателей открывалось еще дымящееся поле боя, усеянное трупами белогвардейцев и перепаханное снарядами»
    .

    После такого контрудара о наступлении на Царицын не могло идти и речи. Донская армия вынуждена была отступить — и 25 октября основные части белых отошли за Дон.

    1acce319ec30fccbd313ef92291c8120.jpg
    Бронепоезд "Воля" с аэростатом

    Но, несмотря на это, местами продолжали происходить жестокие бои, в которых принимали участие бронепоезда. Из оперативной сводки 10-й армии: «На участке Лог — Липки 28 ноября, в 14 часов, противник значительными силами перешел в наступление. Наши части, не выдержав натиска, вынуждены были отступить, но наш бронепоезд «Молния», заехав в тыл противника, открыл артиллерийский, пулеметный и бомбометный огонь.
    Противник в панике бежал. Командир «Молнии» товарищ Белогрудов, прекратив огонь, скомандовал бегущим: «Сдавайтесь, иначе всех перестреляю». Часть команды бронепоезда бросилась догонять убегавших. Кадеты, поднимая руки вверх, кричали: «Товарищи, сдаемся», подходили к броневику».

    Отследить путь развития Царицынских бронепоездов по отдельности крайне трудно. Это вызвано в первую очередь отсутствием должной документации, а также большой путаницей в их внешнем облике, который довольно часто менялся. Бронепоездам при прохождении ремонта могли по много раз заменять выбывшие из строя бронеплощадки либо довооружать и перебронировывать имеющиеся. В дополнение к этому бепо часто переходили из рук в руки, поэтому порой становится невозможным определить, кому изначально принадлежал данный бронированный состав.

    Несмотря на то, что бепо, прошедшие ремонт в Царицыне, классифицируются историками как бронепоезда Царицынского типа, считать так буквально было бы ошибочно, поскольку многие бепо были построены в других мастерских.

    Так, например, бронепоезд «Воля» был построен в Изюме, а бепо «Брянский» был сооружен на Брянском заводе в Екатеринославе. Поэтому классифицировать бепо как Царицынские будет вернее не в проектном отношении, а в концептуальном. В документации же «Центроброни» они вообще все с декабря 1918 года имели маркировку «Д» — «донские». И это будет вернее, поскольку модернизацию они проходили не только в Царицыне, но и на всех остальных железнодорожных мастерских и ремонтных базах «Центроброни».

    29f251bcc879701526f0fff47465e093.jpg
    Бронепоезд Кубанской железнодорожной сотни № 4

    Осенью 1918 года, согласно директиве «Центроброни», началась повсеместная унификация бронепоездного парка РККА. Большинство построенных бронепоездов теперь должны были компоновочно походить на бепо Русской армии образца 1915 года . На смену «разношерстной компании» паровозов Э, Щ и С должен был прийти только один надежный паровоз-компаунд серии О, максимально удовлетворяющий требованиям использования в интенсивных боевых действиях.

    Сами бронепоезда «донского» типа должны были состоять из двух-трех четырехосных бронеплощадок, на которых устанавливалось одно 76,2-мм полевое орудие образца 1902 года. Иногда встречались и двухосные площадки царицынской переделки, но это явление было крайне редким. Также встречались четырехосные броневагоны, вооруженные двумя орудиями, но таковых тоже можно буквально пересчитать по пальцам.

    9ee001ab0576761cf08521d14c38f69e.jpg
    Бронепоезд 2-й Таганрогский 10-й армии

    Бронеплощадки имели упрощенный каземат, с полукруглой крышей, радиус скругления которой мог сильно разниться, занимавший 2/3 либо 3/4 длины вагона. Остальная часть отводилась под бруствер с «трехдюймовкой». На каждый борт полагалось 2-3 амбразуры для пулеметов «Максим».

    Для «донских» бепо бронировались стандартные «Овечки», приспособленные под работу как на сухом, так и на жидком топливе. Бронепаровозы имели округлую бронировку котла с установленной над ней тумбовой бронированной надстройкой, защищавшей сухопарник и прочие выводные устройства локомотива.
    Часто встречались бронепоезда с небронированными локомотивами, это было вызвано как нехваткой самих забронированных паровозов, так и необходимостью иметь на фронте как можно большее количество мобильных носителей оружия.
    Для этого у уже существующих бепо забирали третий броневагон, и таким образом, подцепив его к обычному «черному» паровозу, получали еще одну бронеединицу на фронте.

    Третье наступление на Царицын началось 1-го января 1919 года. Развивалось оно вяло и вскоре прекратилось.

    b2847633d1678d1853da5cce543326af.jpg
    Бронепоезд «Гром»

    8-го января 1919 года на станции Торговая прошло совещание белых генералов Деникина и Краснова, на котором было принято решение о слиянии Всевеликого Войска Донского и Добровольческой Армии в Вооруженные силы Юга России (ВСЮР), под предводительством генерала А.И. Деникина.
    Во второй половине мая 1919 года Вооруженные силы Юга России начали операцию, целью которой был разгром Южного фронта Красной Армии и выход на оперативный простор, чтобы начать наступление на Москву.

    В это же время войска Южного фронта РККА под командованием В.М. Гиттиса начали наступление на Донбассе и реках Северский Донец и Маныч в направлении на Новочеркасск. Целью этого наступления было окружение и полный разгром ВСЮР.

    Для достижения этой цели красные собирались задействовать 27 бронепоездов, которые распределялись следующим образом: 13-я армия — 13, 8-я армия — 6, 9-я армия — 3 и 10-я армия — 5. Кроме того, несколько бронепоездов было в 14-й и 12-й армиях, дислоцированных в то время на Украине.
    В конце мая войска ВСЮР успешно нанесли контрудары по Южному фронту красных в полосе от Азовского до Каспийского морей. Красные под натиском отступили, и белогвардейцы перешли в наступление на Харьков и Царицын.

    2-го июня, в пригороде Луганска, недалеко от станции Попасная произошел бой красного бронепоезда №16 «Углекоп» с тремя белогвардейскими танками MK-V и бепо «Единая Россия».

    8e592ee74385a200b32ee22ccfa5c4c2.jpg
    Бронепоезд «Единая Россия»

    Бронепоезд «Углекоп» был типичным бепо «донского» типа, состоявшим из паровоза (предположительно не имевшего бронировки) и двух «царицынских» бронеплощадок. Вооружение боевого состава состояло из двух «трехдюймовок» и двенадцати пулеметов «Максим». Команда бепо была набрана из моряков Балтийского флота, закаленных в боях, — «Углекоп» принимал участие в боях на Донбассе и во время второй обороны Царицына.

    f503d0ebaa6c944e8667737fa49c3eb6.jpg
    Бронепоезд «Углекоп» царицынской постройки

    Танки британского производства MK-V входили в состав 1-го отряда (командир капитан Веремеев) 1-го дивизиона танков Вооруженных сил Юга России. Танки прибыли из Великобритании в Новороссийск 22 марта 1919 года на пароходе «Святой Михаил». Всего 12 машин: шесть тяжелых MK-V и шесть легких MK-А. Изначально британские инструктора собирались обучать экипажи 6 месяцев, но уже через полтора месяца боевые машины отправили на фронт.

    В конце мая 1919 года, ввиду угрозы нового наступления частей ВСЮР, со станции Попасная железнодорожники эвакуировали весь подвижной состав и цепное оборудование.
    2 июня 1919 года части 42-й стрелковой дивизии РККА, оборонявшие фронт в районе Попасной, были атакованы пехотой и тремя танками Добровольческой армии. На помощь обороняющимся прибыл бронепоезд №16 «Углекоп», который сразу открыл шквальный огонь из орудий и пулеметов по наступавшим частям белых. Получив достойный отпор, деникинцы стали отступать в сторону станции Роты.

    6b26f6525a130c42b4bc3b456d822354.jpg
    Бронепоезд №16 «Углекоп»

    В продолжавшейся артиллерийской дуэли с танками «Углекоп» уничтожил прямым попаданием MK-V, двигавшийся вдоль железнодорожной насыпи. Боевая машина полностью сгорела, погибло 7 из 10 членов экипажа. (По результатам этого бая командование бронечастей ВСЮР издало дерективу, запрещающую «использовать танки для действий вдоль железнодорожного полотна, по которому можно ожидать движение неприятельских бронепоездов»)

    В разгар боя со стороны станции Роты подошел белогвардейский бронепоезд «Единая Россия». Скрытый лесной посадкой, что тянется вдоль железнодорожного полотна, он своевременно не был замечен членами команды и сумел первым открыть прицельный огонь. Первый же снаряд угодил в котел паровоза, а несколько следующих выстрелов попали в отсек, где хранились боеприпасы к орудиям.
    Прогремел взрыв, и «Углекоп» окутал огонь и большое черное облако дыма. Внутри продолжал рваться боекомплект бронепоезда, отчего прогремело еще несколько взрывов. Из тридцати человек в живых осталось пять бойцов и одна медсестра.

    В 1965 году на месте гибели бронепоезда «Углекоп» был воздвигнут памятник.

    dc8c2fb6bd53e27d671f801012ca5bd6.jpg
    Памятник, установленный в 1965 году на месте гибели бронепоезда «Углекоп»

    Помимо боевых, случались и небоевые потери людей и материальной части бепо. Так, ранее нам известный по захвату кадетов в плен бронепоезд царицынской постройки «Молния», берущий свое название от одноименного красногвардейского отряда, после боев на царицынском фронте был переброшен в Донбасс, где вел активную боевую деятельность.
    В начале июля 1919 года, после одного из боев, невдалеке от бронепоезда был обнаружен неразорвавшийся крупнокалиберный снаряд. Решив свинтить с него дистанционную трубку, чтобы определить установку, командир бепо Белогрудов приказывает перенести опасный боеприпас на контрольную платформу. Результат был вполне очевиден: снаряд сдетонировал и всех присутствующих при этом разнесло на куски, включая и командира бепо.
    Вскоре после этого бронепоезд попал в окружение и был подорван своей командой.

    a092e366d28cad4f9f7e48a7f7b4fe61.jpg
    Народ приветствует Деникина после взятия Царицына. Июнь 1919 г.

    К концу июня в руках у Деникина оказываются Крым, Донбасс, 24 июня — Харьков, 27 июня — Екатеринослав. 30 июня, фактически без боя, был взят Царицын.
    Разгромив три армии большевиков, войска ВСЮР к началу июля выходят на оперативный простор.
    3 июля 1919 г. начинается наступление ВСЮР на Москву.
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и ещё 1-му нравится это.
  7. Offline

    Береза-9 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июл 2011
    Сообщения:
    6.962
    Спасибо SB:
    11.500
    Отзывы:
    259
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Дайвинг, коп
    Тула....вокзал

    IMG_20151009_085852.jpg
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и 2 другим нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    История бронепоезда «Маршал Будённый», созданного в Полтаве.

    111.jpg


    В начале войны немецкие части наступали настолько стремительно, что уже к июлю понадобилась новая бронетехника, в том числе — железнодорожная. В Полтаве был только один завод, способный дать фронту необходимое вооружение — ППРЗ. 20 июля 1941 года на заводе получили приказ построить бронепоезд для укрепления защиты Киева.

    Опыта создания бронепоездов полтавским рабочим не хватало. Во время гражданской войны чинить — чинили, но не строили. На заводе не было нужных чертежей и необходимой для такого строительства стали. Ждать новых поставок было уже поздно — коммуникации (и без того не лучшие) рушила война.

    В команду «бронепоезда № 1», которому то ли с руки местных, то ли приказом администрации, дали имя «Маршал Будённый», было зачислено 104 человека (только с самого завода согласилось стать командой поезда около 50 человек). Вооружением поезд особо не отличался — несколько 76-мм пушек разработки 1914-го года да 6 пулемётов ДТ. В других источниках упоминается ещё зенитные пулемёты «Максим», но их точное количество спорно. Основой поезда послужили два 60-тонных вагона, бронетендер и сам паровоз, доставленный с депо Гребёнка. Создание бронепоезда шло фактически без отдыха, многие мастера не возвращались домой, работая сутками.

    1 августа работы по созданию поезда были завершены и «Будённый» успешно прошёл испытания и стрельбы возле станции Кочубеевка.
    В середине августа творение полтавских рабочих уже патрулировало небольшую территорию возле моста через Псёл рядом с селом Потоки. В обязанности бронепоезда входило отражение авианалётов и выбросок десанта под Кременчугом.

    21–22 августа бронепоезд-тезка сопровождал маршала С. Буденного в поездках на станции Новомосковск, Павлоград, Синельниково. Во время прорыва немецких войск под Кременчугом и разворачивания наступления на Полтаву, бронепоезд трое суток оборонял позицию возле села Потоки. Командир одной из орудийных площадок забрался на тополь и корректировал огонь. В результате этих действий, немцы лишились открытого склада с боеприпасами и части живой силы, подготовленной к прорыву на Полтаву.

    Главная трагедия полтавского бронированного детища разыгралась 4 сентября. Следуя с десантом на подготовленную позицию, «Будённый» попал в немецкую западню и частично сошёл с рельсов. Ловушка была подготовлена заранее: пути оцеплены пехотой, установлены пушки, правда мощи артиллерии откровенно не хватало.

    Одна из бронеплощадок остановленного поезда вести бой не смогла, так как её сильно накренило. Вторая (на которой до последнего сражался командир орудия В. Молодцов и наводчик В. Сергиенко) вела огонь, уничтожив, по советским источникам, пару орудий и лёгкий танк противника.

    Полтавский «крепкий орешек» смогли взять только термитные снаряды, которые вызвали пожар внутри поезда. Далее история не так понятна. То ли после возгорания боекомплекта, то ли после умышленного подрыва, команда поезд бросила, начав прорыв из кольца. На немногих фотографиях подбитого поезда видна его развороченная задняя часть — след мощного взрыва.

    Тридцать бойцов с «Будённого», что успешно вышли из окружения, прибыли в Харьков, где вскоре продолжили воевать на бронепоезде «За Родину!».

    «Будённый» же так и пролежал до освобождения территории нашими войсками и закончил свой боевой путь в плавильной печи.

    222.jpg 333.jpg
    444.jpg 5555.jpg 6.jpg
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и 2 другим нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  10. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.934
    Спасибо SB:
    31.284
    Отзывы:
    885
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
    upload_2016-10-22_13-34-57.png upload_2016-10-22_13-35-17.png
     
    Последнее редактирование модератором: 22 окт 2016
    Duplik, Wolf09, Юниор и 2 другим нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    бронепоезд.jpg

    бронепоезд 2.jpg

    бронепоезд 3.jpg
    1942, Россия, Крым, Ялта,
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и 4 другим нравится это.
  12. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.934
    Спасибо SB:
    31.284
    Отзывы:
    885
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
    Спасибо. Познавательно.
     
    Юниор и Wolf09 нравится это.
  13. Offline

    -HUNTER- Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 окт 2015
    Сообщения:
    5.853
    Спасибо SB:
    38.672
    Отзывы:
    1.879
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ижевск
    Интересы:
    разносторонние
    Как то весной поехали в Тулу и сын захотел побывать в Кубинке, в музее. Ну чтож, было принято решение сделать небольшой крюк. Вот там и увидели этого красавца

    1.jpg 1 (1).jpg
     
    Duplik, Юниор, 2bellum и 3 другим нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    бронепоезд.jpg
    Советский бронепоезд в начале второй мировой войны.
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и 3 другим нравится это.
  15. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.934
    Спасибо SB:
    31.284
    Отзывы:
    885
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
    Взбодрю тему :
    1941_71.jpg 10933733_871510782879230_2079864785701559695_n.jpg 10981651_887390847957890_312387071479323728_n.jpg 12370821_1051176434912663_2860879038408590471_o.jpg
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и ещё 1-му нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Команда бронепоезда Красной армии позирует фотографу

    10856.jpg

    на переднем плане предположительно командир бронепоезда с нагрудным знаком образца 1818 г.

    10799.jpg

    Бронепоезд №43 имени товарища Зиновьева и его команда с транспарантом

    10855.jpg

    на котором под названием бронепоезда читается текст: Да здравствует Красная Армия как передовой отряд борцов за освобождение трудящихся в мире.
    Бронепоезд №43 имени товарища Зиновьева с 1919 по январь 1920 г дислоцировался на станциях Петроград, Батецкая, Новосокольники, Рогачев, Красный Берег.
    С января 1920 г. на станциях Гомель, Жлобин, Речица, Болва.
     
    Duplik, Юниор, PaulZibert и 4 другим нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Русский бронепоезд на Галицийском фронте. 1915 год.

    wPTYJSCbQFc.jpg


    Блиндированные поезда (бронепоезда) входили в состав железнодорожных войск.
    Первый бронепоезд был собран в август 1914 года в мастерских под Тарнополем 9-го железнодорожного батальона Юго-Западного фронта и сразу был направлен на фронт.

    Во время войны бронепоезда собирались в Киеве (в мастерски Юго-Западной железной дороги) и в Одессе (в мастерских Русского
    общества пароходства и торговли). В дальнейшем были разработаны и приняты на вооружение более совершенные образцы, которые
    эффективно использовались в боевых действиях.

    На снимке, скорее всего, именно тот самый первый блиндированный поезд, собранный 9-м железнодорожным батальоном.
    Вот что говорится в отрывке из воспоминаний его командира, подпоручика Белова "Наш первый бронепоезд. Из воспоминаний 1914 года", опубликованных в 1960 году в журнале "Военная быль":
    "... я выехал я Тарнополь, где находился штаб железнодорожного батальона и мой бронепоезд. Явившись к командиру и познакомившись с офицерами, постоянно находившимися при штабе, я сразу попросил показать мой бронепоезд. Он уже стоял на путях и я с удовольствием разглядывал это железное детище, ведь это был первый броневой поезд на Галицийском фронте. Прежде всего, он был очень маленький, то есть вагоны гораздо ниже обыкновенных вагонов. Построен он был из обыкновенного котельного железа, то есть пулей не пробивался, но даже трехдюймовка, конечно, могла его пробить свободно даже и не бронебойным снарядом. Впереди находилась артиллерийская площадка с трехдюймовой пушкой, далее следовал первым пулеметным вагон с шестью пулеметами системы
    Максима, за первым вагоном был паровоз, а за паровозом второй пулеметный вагон также с шестью пулеметами.

    Встретила меня пулеметная команда поезда, сформированная и солдат железнодорожного батальона не по назначению, а из добровольцев.
    Среди них было много вольноопределяющихся. Была и ремонтная команда, человек 5-6 на случай, если снаряд разобьет железнодорожное полотно по время боевых действии, с расчетом, что и пулеметчики будут им помогать.

    Команда мне очень понравились - все молодые, много интеллигентных лиц. Я поздоровался с ними. Лихо ответили. Обошел команду. Молодцами, провожают глазами. Собрал команду около себя, стали разговаривать.
    Это, конечно, не наши пехотные солдаты, наивные ребятки, а достаточно развитая публика, все грамотные, окончившие железнодорожные школы, ремесленные училища. Про вольноопределяющихся, конечно, и говорить нечего.
    Через несколько дней прибыли артиллеристы к орудию с начальником артиллерии поезда - довольно громкое название при одном орудии.
    Этот начальник представился мне как начальнику бронепоезда, и, к моему смущению, оказался старше меня на два чина, то есть штабс-капитан, и много старше по годам. Ему было 27 лет.
    Впрочем, это нисколько не портило наших отношений, мы с ним быстро сошлись в дальнейшем. Он оказался добрейшей души человек, склонный к мистицизму, храбрый, доблести офицер.
    Через несколько дней мы с Иваном Степановичем двинулись на фронт под Станислав, и наш бронепоезд поступил в непосредственное распоряжение командира XXX корпуса генерал-лейтенанта Веоели и его начальника штаба генерала Маньковского, от которого я и получал соответствуют приказания. Предполагалось наступление на Станислав.
    Наша передовая линия отлипни противника отделялась рекой, через которую проходил железнодорожный мост. Непосредственно примыкал
    к железнодорожному полотну Венгровский полк, которым я тоже держал связь.
    Базу бронепоезда я наметил полустанке, приблизительно на линии обегая Венгровского пол Отсюда до передней линии я проезжал за несколько минут.
    Маленький мой бронепоезд был укрыт естественными возвышенностями железная дорога пролегала в лощине. По телефону мне передавали из штаба корпуса: бронепоезд на позицию.
    Иногда указывали, что именно желательно было обстрелять, а чаще давали нам самим инициативу. Иван Степанович вскакивал на орудийную площадку своим артиллеристам - самое опасное место, так как площадка была бронирована с боков и спереди, а сверху была полуоткрыта.
    Я заходил в первый пулеметный вагон, садился на боевое место, а место меня было такое: в крыше вагона была небольшая вышка наподобие широкой трубы, сверху и с бока забронированная, с большим открытым не забронированным круглым окном, откуда я свободно наблюдал местность впереди и по бокам.
    Сидел я, как в седле, железном приспособлении. По бокам у меня было два рупора: в мой и во второй пулеметный вагоны, а спереди на планке
    сигнальные кнопки на паровоз. Этими кнопками я руководил движением паровоза, указывая: "полный ход вперед", "медленный", "полный назад" и т. д.
    Команда открывала пулеметные люки, и мы мчали по направлению к мосту. Открывали огонь куда надо, сразу навлекая на себя бешеный огонь артиллерии противника и, кончив свое дело, полным колом уходили обратно.
    Иван Степанович вёл меткий огонь. Первоклассный артиллерист, храбрый, решительны команда подобралась хоть куда, и все сходило счастливо.
    Особенных потерь мы противнику не наносили, но переполоха делали много.
    Вероятно, штабу это и надо было, чтобы не давать покоя неприятелю. Тут же их батареи, как собаки, набрасываются на бронепоезд.
    Пехота наша вся попрячется, а Иван Степанович стоит, точно ничего и нет, я же в окно наблюдаю, а как только разрывы ложатся близко, нажимаю кнопку - сигнал на паровоз "полный назад".
    Задымит наш паровоз, и летим мы обратно па свою базу, а как попадем в мертвое пространство, усмиряется и их артиллерия... мы работали
    долгое время благополучно, но однажды мы уж очень зарвались - заехали далеко, даже за наши позиции. Видимо, нас нарочно заманивали, так как артиллерия противника не стреляла.
    Как только в одном месте бронепоезд выскочил из-за поворота, как нарвался на 6-орудийную батарею, поставленную непосредственно перед железнодорожной линией специально, чтобы уничтожить бронепоезд. Но, видимо, орудийная прислуга прозевала и, когда бросилась к орудиям, моментально заработали наши пулеметы и вся их прислуга была перебита.
    Я хотел было приказать снять замки, но сейчас же по моему броневику был открыт такой ураганный огонь другой батареей, что уж тут не было времени снимать замки.
    Мы понеслись полным ходом назад к нашим позициям. По дороге опять нарвались но сюрприз. Что это было - не знаю, но в одном месте сзади нас раздался страшный взрыв, рельсы полетели вверх.
    Но мы успели и тут как-то удачно проскочить"
     
  18. Offline

    Зяблик Команда форума

    Регистрация:
    21 дек 2014
    Сообщения:
    2.787
    Спасибо SB:
    8.262
    Отзывы:
    268
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ЦАО
    Интересы:
    Поиск, автотуризм
    bookimage.php?book=1019972&image=i_09921-47-38-.jpg
    Заамурец, бывший русский бронепоезд принимавший участие в боях на китайской земле. Многочисленные отряды Белой гвардии пытались найти убежище в Китае после поражения в противостоянии с красными войсками.
    Но, покончив с одной войной, они оказались на новой. В Китае шла своя гражданская война, и многие русские офицеры и солдаты приняли в ней участие, став, по сути дела, наемниками в армиях многочисленных самозванных маршалов и генералов.
    После отхода остатков белогвардейских войск, большую часть которых составляли части атамана Семенова, с территории России, китайцам достались несколько бронепоездов, в том числе уже упоминавшийся ранее мотоброневагон «Заамурец».
    bookimage.php?book=1019972&image=i_09821-54-25-.jpg
     
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    ПМВ

    0404 (1).gif

    0404.gif
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и ещё 1-му нравится это.
  20. Offline

    Зяблик Команда форума

    Регистрация:
    21 дек 2014
    Сообщения:
    2.787
    Спасибо SB:
    8.262
    Отзывы:
    268
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ЦАО
    Интересы:
    Поиск, автотуризм
    Бронепоезд «Атаман Каледин», захваченный частями Красной Армии у донских казаков. Весна 1919 года. На переднем плане видна артиллерийская площадка, вооружённая 3-дм. (76,2-мм) полевой пушкой, установленной на штатном станке, но без колёс, и четырьмя пулемётами. Для её изготовления использовали металлический полувагон, на котором соорудили деревянный, обшитый стальными листами каземат с наблюдательной башенкой. Справа на фото видна часть двухосного пулемётного вагона, вооружение которого состоит из четырёх пулемётов, установленных в бортах корпуса.
    foto-01.jpg foto-02.jpg
    Команда тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита» у своего состава. Лето 1919 года. Вооружение площадки состоит из 6-дм. (152-мм) морского орудия системы Канэ. Хорошо видно название бронепоезда белого цвета, нанесённое славянской вязью на борту, и два V-образных бело-сине-красных добровольческих шеврона. На фото стоит справа командир бронепоезда полковник Зеленецкий.
    foto-03.jpg
    Тяжёлый бронепоезд «Грозный» ведёт огонь по позициям красных. Лето 1919 года. Хорошо видно, что при стрельбе площадка опиралась на грунт при помощи специальных упоров. Вагон оснащён 6-дм. (152-мм) пушкой системы Канэ.
    foto-04.jpg
    Бронепоезд «Семёновец» из состава дивизии бронепоездов имени атамана Семёнова. Чита, сентябрь 1919 года.
    foto-05.jpg
    Сообщения объединены, 22 май 2017, время первого редактирования 22 май 2017
    Бронеплощадки тяжёлого бронепоезда ВСЮР «На Москву», захваченные частями Красной Армии в Новороссийске. Апрель 1920 года. По конструкции бронеплощадки одинаковы, на каждой установлена 127-мм английская пушка и четыре пулемёта в бортах корпуса. Для наблюдения за полем боя каждая оборудована наблюдательной башенкой, а судя по трубе в крыше площадки, для обогрева в зимнее время на них стояли печки-«буржуйки». На переднем листе бронеплощадки на том же фото видно название «На Москву» и эмблема бронепоездных частей ВСЮР — железнодорожное колесо с крылышками, катящееся по рельсу, скрещённые орудийные стволы, и всё это вписано в V-образный бело-сине-красный добровольческий шеврон
    foto-07.jpg foto-08.jpg
    Бронепоезд «Офицер» после ремонта. Лето 1919 года. Бронепаровоз и две бронеплощадки использованы от захваченного бронепоезда красных «2-й Сибирский», только 3-дм. (76,2-мм) полевые орудия образца 1902 года установлены в бронированных полубашнях. Судя по большому металлическому баку на тендере паровоза, он переделан с угольного на нефтяное отопление
    foto-12.jpg
    Команда бронепоезда «Офицер» перед отправкой на фронт. Лето 1919 года. Обратите внимание на разнообразие в форме одежды — английские френчи, русские гимнастёрки, кители различных покроев, сапоги и ботинки с обмотками, галифе и даже английские шорты (последние использовались в английской армии для службы в африканских и индийских колониях).
    foto-13.jpg
    Бронепоезд «Генерал Шкуро». Лето 1919 года. Это бывший бронепоезд красных «Тов. Ворошилов».
    foto-15.jpg
     
    Duplik, Юниор, -HUNTER- и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей