что-то не нашел ни одной темы, посвященной действиям флота. надо исправить это постыдное упущение. за время войны советский флот прошел через тяжелые испытания и целый ряд трагедий. один таллинский переход чего стоит - потери в нем намного превысили цусимские и до сих пор точно не подсчитаны. сейчас речь пойдет о линкоре марат. 23 сентября 1941 года, находясь в кронштадте, корабль подвергся атаке германских бомбардировщиков. крупнокалиберная бомба попала ему в район первой башни. старый дредноут (когда-то он назывался петропавловск), устаревший еще до первой мировой , совершенно не был рассчитан противостоять таким ударам. после взрыва носового погреба корабль пошел на дно. кстати его предшественник эскадренный броненосец петропавловск тоже погиб от детонации погреба в 1904 г. момент взрыва линкора. фотографии сделаны с немецких самолетов. то же место, снятое с современного спутника. при взрыве погибло более 300 человек, включая командира корабля кап. 2 ранга иванова. от более тяжелых последствий спасла малая глубина гавани, под килем было всего 2 метра воды. корабль опустился на грунт. на фото видны стволы первой 305 мм башни. мачта-надстройка линкора,поднятая и вытащенная на пирс. позднее,оставшаяся часть корабля была поднята и введена в строй в качестве несамоходной плавбатареи. корабль считался полноценной боевой единицей (отечественная историография отрицала факт его гибели) и ему вернули прежнее название . до 1944 года ему пришлось еще много воевать. бетонные плиты , уложенные на палубу . будучи в 1914 году в кронштадте, я и не подозревал, что вижу место гибели линкора и даже запечатлел его линкор стоял впереди , примерно там, где виднеется килектор александр пушкин (судно с белой надстройкой в носовой части). вероятно, там на дне еще лежит немало обломков линкора.
черное море на фотографиях изображена подводная лодка щ 209. она принимала участие в войне и на ее счету 3 потопленных судна (правда, два из них турецкие). лодка прорывала блокаду севастополя, именно на ее борту спасался бегством из погибающего города командующий приморской армии петров, а также другие члены местного военного и политического начальства. после войны она была вспомогательным судном флота и к девяностым была заброшена. ей не хватило всего ничего, чтобы дожить до наших дней. она была разделана в николаеве на металл несколько лет назад. а у берегов болгарии местные дайверы в 2000 году обнаружили другую щуку - щ 211. 45 мм универсальная пушка с лодки. то же орудие, поднятое из воды. щ 211 - одна из самых результативных подлодок советского вмф , а на момент гибели она была безусловным лидером. под командованием капитан-лейтенанта девятко она потопила два вражеских судна суммарным водоизмещением ок.12000 т. в ноябре 1941 года лодка пропала без вести. причиной ее гибели стала либо атака самолета, либо дрейфующая мина. обе эти лодки относились к десятой серии щук, имевших характерную форму рубки т.н. лимузинного типа но ожидаемого повышения подводной скорости это не дало и на следующих сериях субмарин конструкторы вернулись к более традиционным формам.
если о Таллинском переходе и Севастопольской обороне , то Адмиралы Трибуц и Октябьский, с своей эвакуацией используя все силы флота и бросив всех, ВВС , арт Дивизионы большого калибра, отходяшие дивизии, базы флота со складами, прикрываясь только собранными бригадами морпехов, То да, они (Адмиралы) всё для себя сохранили А как потом снабжать Базу Флота Севастополь? подлодкоми?
тема не вполне морская, но все же... перед войной советский союз обладал самыми мощными в европе речными силами, которые активно использовались в войне. из довоенного состава почти все было уничтожено в ходе боевых действий, но кое-что можно видеть и сейчас. остов монитора "ударный", ягорлыцкий залив, там еще кинбурн недалеко. "ударный" стоит за монитором типа "левачев" в составе дунайской флотилии корабль воевал с начала войны. вскоре обстановка вынудила флотилию отходить и ее корабли воевали и на море. 19 сентября 1941 года монитор был потоплен в бою с немецкими самолетами. глубина там метра четыре ,поэтому с затонувшего корабля некоторые реликвии были подняты и сейчас находятся в музеях 45мм зенитная баня при подъеме... ...и на смотровой площадке в николаеве. вот каким он был "при жизни". (фотографий путных нет) корабли из состава пинской военной флотилии (бывшая днепровская) воевали на днепре и все там погибли в 1941 году. одним из них был речной монитор "смоленск", бывший польский "краков". в составе советского флота корабль пробыл недолго, поэтому никаких его фотографий под советским флагом мне неизвестно. до войны его успели модернизировать и его внешний вид несколько изменился под польским флагом стрелять ему не довелось, а вот под советским- изрядно. "смоленск" воевал под киевом и разделил судьбу всех судов пинской флотилии. после очередной операции по срыву немецкой преправы корабль был поврежден, путь к своим отрезан и его взорвала команда в одном из затонов реки десна (под черниговом). часть его конструкций срезали на металл, остальное затянуло илом и заросло. вот как судно выглядит сейчас. круглый обод- основание 45 мм башни, прямоугольная коробка- остатки надстройки. неподалеку от места гибели установлен памятный знак. Сообщения объединены, 5 янв 2017, время первого редактирования 5 янв 2017 продолжая предыдущий пост еще одна фотография остатков "смоленска". корабль периодически раскапывают, добывая новые реликвии. впрочем, ничего особо ценного там, конечно, давно уже нет. все былое великолепие довоенных советских речных флотилий погибло в огне войны. мониторы и все крупные суда были уничтожены и либо впоследствии разобраны на металл, либо находятся в виде груды обломком, затянутых речными отложениями. но один -таки уцелел. это речной монитор "железняков" типа "левачев". он входил в состав дунайской флотилии и не вернулся на днепр при отходе красной армии на восток, в отличии от прочих ее мониторов "кроме "ударного", который погиб в ягорлыцком заливе. это позволило ему избежать гибели в киевском окружении. корабль провоевал всю войну и закончил ее опять на дунае. впоследствии его установили как памятник в киеве.