Красногородищенская заштатная пустынь (Бельский уезд)

Тема в разделе "Бельский уезд", создана пользователем belzanka, 26 июн 2017.

  1. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Из истории Красногородищенской заштатной пустыни
    (Бельский уезд Смоленской губернии)



    Крестом высоким осененный,
    Вдали от сел и городов
    Один стоишь ты, окруженный
    Густыми купами дерев.

    Это стихотворение поэт И.С. Никитин посвятил монастырю. Наверное, именно так и в Бельском уезде, в 20 км от города Белого, стояла раньше Красногородищенская святая обитель.
    Располагалась она на высоком живописном правом берегу реки Шлюбы, откуда открывался вид на озеро Красногородское (Лосьминское, Монастырское). Своим образованием и дальнейшим существованием пустынь обязана семейству дворян Пенских, а заштатной она называлась потому, что содержалась на собственные средства.
    23 января 1656 г., стольнику Григорию Стефановичу Пенскому, перешедшему на службу к царю Алексею Михайловичу, были пожалованы в Бельской округе Смоленского княжества имения Демяхи и Городище, ранее принадлежавшие при польском владычестве Бельскому каштеляну католику Стефану Невельскому. Получив эти имения, Григорий Стефанович Пенский расположил на горе при дер. Городище свою барскую усадьбу и здесь же, при господском доме, построил деревянную однопрестольную домовую церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы в 1680 г.
    Третий сын Г.С. Пенского, хорунжий Смоленской шляхты Григорий (Меньшой) Григорьевич Пенский, после смерти отца (в 1707 году) получивший в наследство имения Городище и Демяхи, подал челобитную императрице Анне Иоанновне в 1731 году о дозволении ему основать в имении Городище мужской монастырь (пустынь).
    13 марта (по старому стилю) 1732 года с благословения преосвященного Гедиона, епископа Смоленского и Дорогобужского, Г.С. Пенский построил в пустыне вместо деревянной каменную церковь Преображения Господня с двумя пределами: Введения Божьей Матери и св. пророка Ильи.
    Отдав земли под устройство монастыря, хорунжий Григорий Пенский переселил жителей деревни Городище частично в соседнюю дер. Дворище, частично в деревню Пруд, ныне не существующую, и окончательно устроил монастырь, переименовав монастырскую усадьбу в Красное Городище. А сам с семейством перебрался жить в другое свое имение – Демяхи, что примерно в 2-х км от обители, на левом берегу р. Шлюбы (Шелобы).
    Случайно на земле его было найдены четыре трехведерных бочонка серебряных монет. Возблагодарив Бога за ниспосланный дар, Юрий Григорьевич при настоятеле Феофане и других лицах дал обет употребить все найденное на св. обитель, а на месте находки устроить часовню во имя Воздвижения Креста Господня. Вскоре им были приобретены для монастыря церковная утварь, богослужебные книги, облачения и отлит главный колокол, весом в 47 пуд. 35 ф. В 1767 году, с благословения епископа Парфения, Юрий Григорьевич построил новый каменный теплый храм во имя Живоначальной Троицы [Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915].
    В 1777 году, при генеральном межевании Георгий Григорьевич Пенский выделил монастырю участок в 76 дес. 2129 кв. саж. земли усадебной, пахатной, луговой и лесной, сделав на эту землю план.
    Умирая бездетным и свято соблюдая завет отца, чтобы основанная им обитель находилась всегда на попечении Пенских — владетелей Демяховской вотчины, — Георгий Григорьевич Пенский завещал своим наследникам — вдове Анастасии Ивановне и родному брату Михаилу Григорьевичу Пенскому — передать родовую ватчину Демехи с деревнями племяннику и крестнику своему Богдану Алексеевичу Пенскому. Он же еще при жизни уступил этим своим наследникам остальные свои владения в Верховском стане Бельского уезда. Желание Георгия Григорьевича Пенского, после его смерти, было немедленно исполнено совершением купчей крепости на имение Демяхи с деревнями на имя Богдана Алексеевича Пенского 12 июня 1779 года [Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915].
    При строительстве Преображенской церкви каменщики допустили погрешности, и в 1781 году алтарная стена стала разъезжаться, в пределе же Введения и вовсе упала, а кровля начала течь. Поэтому по просьбе преосвященного Парфения полковник Богдан Алексеевич Пенский в 1785 году перестроил Преображенский храм с двумя его пределами.
    Им же были возведены две каменные кельи для настоятеля и братии, каменная трехаршинная ограда в 145 сажен вокруг монастыря с пятью небольшими башнями по углам. Вне ограды находились деревянные монастырские постройки: братская кухня, два амбара для всякого монастырского экипажа, скотный двор и гумно; близ кухни был небольшой садик. Для монастырских работ давалось от Пенских необходимое количество крестьян.
    От Богдана Алексеевича Пенского родовая Демяховская вотчина в 1815 году перешла к Екатерине Богдановне Пенской, по мужу Семичовой, которая продолжала заботиться о благосостоянии обители. В 1829 г., к ней обратился епископ Иосиф, сообщив, что в монастырской Преображенской церкви с приделом Введенским сгнили и покоробились полы. Из Демяховского имения отпущено было нужное количество лесного материала, и полы переделаны были господскими плотниками [
    http://hram-tver.ru/belsk/krasngorpreobr.html].
    В середине 19-го столетия, в связи с рядом неблагоприятных обстоятельств, встал вопрос о закрытии монастыря и переводе братии в другие обители. Монастырские здания ветшали. Ремонт требовал финансовых вложений, которых в монастырской кассе не было. Братия была доведена до нищеты.
    Оставшись после смерти мужа 1 января 1845 г. бездетной вдовой, Екатерина Богдановна Семичова направила все свои силы на благоустройство обители. В период времени с 1855 по 1861 гг. на средства её, из материалов Демяховского имения, был построен вновь в два этажа — низ каменный, верх деревянный — обрушившийся главный корпус с настоятельскими и братскими кельями; возведены два корпуса для братских келий — один каменный на 4 кельи, другой деревянный, большой, двухэтажный, с трапезной, сгоревший в 1887 г.; продолжена каменная ограда, начатая Богданом Алексеевичем Пенским, и к 3-м прежним башням прибавлено еще две, а в восточной стороне её сделано двое въездных каменных ворот: главные, святые, для крестных ходов, и другие — для ежедневного проезда; построена гостиница для богомольцев, перенесенная в другое место в 1896 году [Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915].
    Неоценимую помощь единственной обители в нашем огромном малонаселенном уезде оказывал преосвященного Тимофея. Он не раз убеждал потомков прежних благотворителей Пенских и Аршеневских помочь монастырю своими средствами, а сам подарил в 1850 году обители копию с чудотворной иконы Соборной Смоленской Божьей Матери Одигитрии.
    Икону торжественно пронесли крестным ходом в течение двух месяцев и поставили во Введенском храме монастыря. Жители г. Белого тоже захотели видеть у себя икону, и епископ Тимофей с радостью благословил это пожелание. Ежегодно монастырская икона Смоленской Божией Матери приносилась в город Белый, где пребывала с 26 июля по 1 сентября. Икона обносилась также почти по всем селениям, расположенным вокруг монастыря на 50 верст.
    Для улучшения состояния монастыря епископ Тимофей 8 января 1852 г. назначил настоятелем его секретаря своей канцелярии, умного и образованного иеромонаха Савватия (1853 — 1874). На время его управления монастырем падают многочисленные монастырские постройки. Но самая важная из них — переделка соборного монастырского храма. Собрав через иеромонахов Тихона и Мелхиседека до 4000 р., настоятель решил из двух существовавших в монастыре храмов - Троицкого и Преображенского — устроить один трехпрестольный храм, для чего нужно было, разобрав Преображенскую церковь, поместить ее между Троицкой и Введенской. Предпринятая в 1861 году, постройка эта вчерне была окончена преемником Савватия Феодосием в 1875 г. [Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915].
    В 1877 году из Ордынской пустыни переведено было 7 человек братии, под руководством игумена Нила. Вновь пришедшей братии предстояла задача — завершить переделку монастырского храма. Благодаря хозяйственным способностям игумена Нила Троицкий храм окончен был через два года и освящен епископом Иосифом в 1878 г. и переименован в Введенский. Еще через три года отделан был и Преображенский храм с приделом в честь иконы Божией Матери Одигитрии, и освящен епископом Нестором.
    Конец 19 века стал временем расцвета обители. Здесь были прекрасно обустроенные места и для молитв, и для жизни монахов. В 1889 году построено здание монастырской школы, где к середине 90-х годов 19 века обучались 30 мальчиков. Посещение монастыря богомольцами стало значительно чаще и многолюднее [ Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908].
    По записи на Евангелии 1760 года и архивным данным, настоятели Красногородищенской пустыни были следующие: 1) Ферфан (1732—1777), 2) Иларион (1777—1781), 3) Досифей (Потемкин) (1781-1784), 4) Исакий (Высоцкий) (1786—1792), 5) Иосиф (Щировский) (1792-1805), 6) Константин (Юденич) (1805—1809), 7) Владимир (Неклюдов) (1809—1816), 8) Аркадий (Цамбровский) (1816—1818), 9) Вениамин (Соколов) (1818—1820), 10) Гавриил (1820—1821), 11) Макарий (Юденич) (1821—1823), 12) Павел (Верзилов) (1823—1827), 13) Иероним (Полубинский) (1827-1836), 14) Иннокентий (Чаплин) (1836—1849), 15) Фаларет (Крылов) (1849—1851), 16) Савватий (1851—1874), 17) Феодосий (1874—1877), 18) Нил (1877—1887), 19) Викторин (с 1887 года) [ Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915].
    Сохранился послужной список настоятеля монастыря Иннокентия. Сын священника из Рославльского уезда, обучался в Смоленской семинарии. Служил дьяконом, затемв 1827 году поступил в Рославльский Спасский монастырь, где и принял монашество. В 1833 году был переведен в Гжатский Колычевский монастырь, а в 1836 году – в Красногородищенский. В 1840 году ему исполнился 51 год.
    На просторах Интернета нашла информацию, что летом 1910 года
    архимандрит Порфирий, согласно его просьбе по болезни, уволен от должности настоятеля Бельской Красногородищенской пустыни, Смоленской епархии, с разрешением ему возвратиться в братство Глинской Богородицкой пустыни, Курской епархии [http://www.russian-inok.org/books/ri16.html].
    Число же братии монастыря колебалось, то уменьшаясь до 1 человека, то увеличиваясь до 50 человек с послушниками и рабочими. В 1896 г. в монастыре были — настоятель, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 4 монаха, не имеющих сана священства, и 8 послушников (то же почти число было в 1864 и 1874 гг.).
    В «Ведомости о монашествующих Бельской Красногородищенской Пустыни за 1840 год» числится восемь монахов и послушников:

    1. Иосиф (Иаким Ковалев) 67-и лет – сын пономаря села Рожина Бельского уезда. В монашестве 6 лет. Служил в Вяземском Святопредтеченском монастыре. В 1840 году преосвященным Тимофеем епископом Смоленским и Дорогобужским рукоположен иеромонахом. Штрафов не было. Поведения хорошего. Временно исполнял обязанности игумена.

    2. Григорий (Григорий Высоцкий) 44-х лет – сын дьякона села Герасимова Смоленского уезда. В монашестве 1,5 года. Служит дьяконом, поведения хорошего.

    3. Монах Сергий (Симеон Романовский) 83-х лет, прапорщик, из дворян Бельского уезда. В монашестве 14 лет, из них 9 в Красногородищенской пустыни. Должности не имеет из-за престарелого возраста.

    4. Монах Феофим (Федор Диаконов) 88-и лет, сын священника Рославльского уезда села Даниловичи. Получил монашество 2,5 года назад в Вяземском Святопредтеченском монастыре.

    5. Послушник Иоанн (Горенский) 58-и лет, сын дьякона из села Малютина Поречского уезда.

    6. Послушник Тимофей Доможиров 46-ти лет, из дворян Бельского уезда. В монастыре 2 года.

    7. Послушник Василий Кудрявцев, сын священника из Поречского уезда, 46-ти лет, страдает глухотой.

    8. Послушник Яков Цветков 19-ти лет, сын дьякона из Сычевского уезда. [ГАСО, ф.48, опись 4, с. 67 - 72].
    Несколько слов хотелось бы сказать об архиепископе Тимофее (в миру Трофим Тимофеевич Кетлеров или Котлярев, или Котляров), епископе Смоленском и Дорогобужском, который немало сделал для Красногородищенской пустыни. Надо заметить, что монастыри и монашествующие всегда пользовались его особым расположением, за что его и называли «монахолюбивым».
    25 лет прослужил епископ Тимофей на благо смоленских церквей. При нем был обновлен и украшен Богоявленский собор, построен в нем придел святого Меркурия, смоленского чудотворца, двухэтажный корпус для Бельского духовного училища (1852). Главная заслуга Тимофея – учреждение женского духовного училища для девиц духовного звания при Вяземском Аркадьевском девичьем монастыре, перемещенного в 1852 году в Смоленск. Он боролся против раскола, за что в 1855 году получил благодарность синода. В 1856 году был награжден орденом св. Владимира, а в августе 1856 года пожалован в сан архиепископа.
    В 1859 году Архиепископ Тимофей подал прошение в синод по слабости здоровья и преклонности лет об увольнении от управления епархией. Для жизни на покое он в 1855 году он построил себе дом с церковью в Красногородищенской пустыни. Однако настоятель пустыни Савватий, кстати, ставленник Тимофея, был недоволен тем, что постройка обезобразила монастырь и сам он должен будет оставить настоятельство в случае переселения туда преосвященного, побудило архиепископа избрать местом своего покоя Ордынскую пустынь в декабре 1859 года. Там он прожил недолго, всего два с половиною года и 23 июля (по другим источникам 24 июля) 1862 года скончался.
    В журнале «Край Смоленский» (№6 за 2009 год) напечатана статья Геннадия Зуева «Не святые отцы» о нравственности священнослужителей. В ней говорится, что одним из самых серьезных нравственных изъянов духовенства Смоленской епархии в XIX веке было пьянство, демонстративное, разгульное, несоизмеримое ни с верой, ни с саном. Особенно сильно этот порок проявлялся в монашеской среде.
    Так в 1875 году в Бельской Красногородищенской пустыни по штату числилось всего 5 человек. Но с какими характеристиками! Так, иеромонах Макарий в 1872 году был запрещён в священнослужении за разные противозаконные поступки и за нетрезвую жизнь. И подобные записи сделаны ещё в отношении трёх насельников. Таким образом, из пяти проживающих четверо – "склонны к нетрезвости...» [ГАСО., ф. 47, оп. 1, д. 166, лл. 3-9].
    О безнравственном поведении духовенства свидетельствовали и светские власти. Например, 11 ноября 1893 года земский начальник первого участка Духовщинского уезда М. Кулаков сообщает епископу, что уже неделю по его участку разъезжает пьяный иеромонах Красногородищенской пустыни Бельского уезда о. Флавии с иконой в сопровождении одного монаха и двух молодых послушников. Этот начальник имел возможность лично убедиться в полной неспособности монахов исполнять церковные требы. Сам о. Флавии в грязном подряснике с растрёпанными волосами был настолько пьян, что едва стоял на ногах. Второй монах, сопровождавший Флавия, валялся на улице и, пытаясь подняться, произносил самые непристойные слова. И всё это на глазах у местного населения. А вернувшись в свою обитель, путём обмана, подлога и подделки подписей некоторых местных сельских старост о. Флавии всё же сумел сфабриковать ряд положительных отзывов о своей деятельности в уезде. А это уже, по словам М. Кулакова, переходит из морально-нравственной оценки в сферу деятельности следственных органов [ГАСО, ф.47, оп. 1, д. 198, л. 97)].
    Наступил XXI век с известными революционными событиями. С самых первых дней после октябрьского переворота 1917 года началось притеснение служителей церкви. Первые санкционированные набеги на монастыри носили характер обыкновенных грабежей. Нападение на Бельскую Красногородищенскую пустынь в феврале 1918 года происходило, согласно донесению в Священный Синод архиепископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия, следующим образом: «По распоряжению Ляпкинского волостного совета в ночь на 20 февраля было назначено провести в Бельской Красногородищенской пустыни обыск огнестрельного оружия, при чем, пьяные солдаты ворвались в квартиру отца настоятеля, буйствовали как лишенные ума, поносили игумена всякими непристойными уличными словами, направляя в него дулами винтовок, угрожали убить и совершали всякие бесчинства; довольно надругавшись и не найдя оружия, они ринулись по кельям братии и, под видом обыска, стали грабить, что попадалось под руки. Иеромонах Моисей, испугавшись, выбросился из окна на двор в одном белье; бесчинники сломали дверь его кельи, разбили сундук и забрали найденные там 20 рублей и некоторые домашние вещи, такие же бесчинства и грабежи они совершали и в других кельях братии. По уходу их из монастыря у отца настоятеля обнаружено похищение из письменного стола 158 рублей, приготовленных для уплаты за дрова».
    Следующий налет на обитель состоялся 24 апреля. «Представитель того же волостного комитета, некто Ефим Романов, - писал Преосвященный. – с одним из своих товарищей, вооруженный шашкой. В пьяном виде, явился в квартиру о. настоятеля для составления протокола, угрожая арестовать его, подозревая в агитации против власти, но сбежавшаяся братия не допустила совершить насилие. Бывали случаи кощунства над обителью и святынями ее, угрожали закрыть монастырь, сломать колокольню и забрать кирпич, правда, были люди, которые вставали на защиту святынь. Бельское уездное казначейство отказалось платить пустыни по вкладным бессрочным бумагам. Вся земля с озимой, за исключением 5 десятин, оставленных пустыни, и часть заливного луга, отнята комитетом».
    Эпизоды начала 1918 года, когда священнослужители находились на грани расстрела, но все-таки его избежали, как монахи Красногородищенской пустыни, свидетельствуют о том, что большевики, комиссары или же просто пьяные солдаты принимали решение расстреливать или не расстреливать – по своему усмотрению, все зависело от накала страстей, а также от того, успевал ли вмешаться народ.
    В апреле 1934 года в комиссию по открытию закрытых церквей Западного областного исполнительного комитета поступила жалоба от общины верующих Красногородищенской церкви Бельского района Демяховского сельского совета Сергеева Ивана Яковлевича из деревни Вышегоры и жителей деревни Околица Буденкова Стефана и Антонова.
    В ней говорится, что с апреля 1933 года (целый год) храм Красногородищенской церкви был закрыт. Все церковное имущество описано, опечатано, а сторож заменен другим.

    Когда верующие стали ходатайствовать перед Бельским РИКом и Бельским РАЙФО, с нас потребовали недоимку с налога. Такую сумму община уплатить не может, так как храм год стоял закрытым.
    "Мы, верующие, нуждаемся в храме, но нос этого лишают. Кроме того, президиум Демяховского сельского совета постановил снять купола и отдать храм под училище. Просим Западный областной исполнительный комитет в срочном порядке рассмотреть нашу жалобу, оставить храм верующим, а решение о снятии куполов отменить».
    Ответ от комиссии по вопросам культов при президиуме Западного областного исполнительного комитета председателю Бельского РИК не заставил себя долго ждать: «Комиссия предлагает немедленно предложить Демяховскому сельскому совету передать здание церкви в пользование верующим и не чинить препятствий к совершению религиозных обрядов. В случае неуплаты налогов религиозной общиной вам предоставлено право расторгать с ней договор и запрещать совершение религиозных обрядов» [ГАСО, ф.2360, опись 2, дело 892, с.39, 42-44].
    Как гласит документ «О закрытии церквей в Смоленской области», Красногородищенский монастырь и храм при нем были закрыты в 1935 году1935 году постановлением областного исполкома №-366/о [ГАСО, Фонд Р-2360 опись 1 дело 67]. Монахов выгнали из обители, храм разрушили, а в одном из монастырских зданий устроили клуб.
    В апреле этого года я побывала в Красногородке. Место, где когда-то располагался монастырь, в самом деле, замечательное. С высокого холма, окруженного липами и дубами, открывается живописный вид на озеро. Внизу петляет, поблескивая, речка Шлюба. Как стражи, стоят вдоль ее берегов вековые дубы. Я насчитала их около десятка. Возможно, они были посажены монахами или же представителями рода дворян Пенских.
    Здесь же внизу можно увидеть остатки кирпичной кладки – это все, что осталось от монастырской каменной ограды. Эти старинные кирпичи – последние немые свидетели событий того времени.

    На территории бывшего монастыря сохранилось захоронение Пенских, частично разрушенное и разграбленное. Похоже, что это родовой склеп. Местные жители говорят, что один из надгробных памятников при помощи трактора черные копатели выдернули из земли и уволокли в лес. Искали кортик, с которым был захоронен один из представителей рода Пенских. Пытаемся найти место, где сейчас находится этот памятник.
    Но об этом будет уже другая история!


    CIMG5639.JPG CIMG5648.JPG CIMG5654.JPG CIMG5625.JPG CIMG5636.JPG CIMG5635.JPG CIMG5633.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Барс: 1 пункт (Интересная тема) 25 авг 2017
    Последнее редактирование модератором: 26 июн 2017
    NatalyaBel, Ellenna, Тамара и 13 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Говорят, что "Дорога ложка к обеду". Узнаю, что мой пра-прадед "...Феодор Прохоров Барсов, сын пономаря Бельского уезда села Мольни. По исключению из высшего отделения Рославльского Духовного училища, в 1847 году определен был послушником в Красногородищенскую пустынь..." и нахожу на форуме не только историю, но и современные фотографии этого места. belzanka, спасибо.
    http://smolbattle.ru/threads/Жил-был-поп.43863/page-3
     
    kress 71, Юлиа, P/o Bibirevo и 4 другим нравится это.
  4. Offline

    Рачинский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июл 2011
    Сообщения:
    175
    Спасибо SB:
    151
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    как много полезной информации о дальних предках открывается, просто удивительно!. Хотелось бы побольше подробностей, а не только о храмосозидании.
    Сообщения объединены, 12 сен 2018, время первого редактирования 12 сен 2018
    belzanka, огромное спасибо за Пенских. Меня очень интересует: как, кому из Пенских и когда досталось Татево (Ивановское, Троицкое)?
     
  5. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Я как раз сейчас занимаюсь самими Пенскими. Правда пока не могу сказать, когда все соберу в кучу, т.е. в статью. Хочется побольше "покопать".
     
  6. Offline

    Рачинский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июл 2011
    Сообщения:
    175
    Спасибо SB:
    151
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    поскорее бы! А может быть, уже известно как они стали владельцами усадьбы Татево? Первыми владельцами были князья Татевы. Потом, я полагаю, во времена Сигизмунда IV имение отошло к Пенским или всё же после 1656 г.?? От Потёмкина Н.Б., выделившего Татево в качестве приданного своей дочери Александры, оно досталось Рачинскому А.М. Татево же Потёмкину Н.Б. досталось от его отца, женившегося на Пенской Ф.М., в качестве её приданного.
     
  7. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    К сожалению, пока не знаю. Мне известно, что в в Оленинском районе есть еще поселок Пенский. Вероятно, его название как-то тоже связано с этой фамилией.
     
  8. Offline

    Рачинский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июл 2011
    Сообщения:
    175
    Спасибо SB:
    151
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
     
  9. Offline

    Рачинский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июл 2011
    Сообщения:
    175
    Спасибо SB:
    151
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    После этого прекрасного материала о Пенских и их землях окончательно запутался вопрос о Пенских, Татево и церкви в Татево. В частности, как эта заметка о Пенских, их владениях и о монастыре согласуется с этим:
    "Первый храм построен (а вместе основано и село) в начале ХVIII в. Бывший тогда владельцем с. Татева Григорий Григорьевич Пенский (сын Григория Стефановича Пенского! - я)15 февраля 1714 г. испросил у митр. Дорофея благословение на построение в своей деревне Коптелой деревянного храма во имя Рождества Ианна Предтечи "ради поминовения родителей своих и ради крестьян своих великия их нужды". До тех пор нынешний Татевский приход принадлежал к приходу с. Егорья (Березы), которое удалено было от некоторых деревень на 20 и более верст. "И в те деревни того села Березы (говорилось в прошении Г.Г. Пенского) попу к крестьянам со всякою духовною потребою в иныя времена за водами да за болотами выезжать удалено". Когда построена и освящена эта церковь, - неизвестно; но она упоминается в документах первой половины ХVIII в., и со времени её построения село стало называться Ивановским.

    Нынешняя каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, с тогдашним приделом Покрова Пр. Богородицы, построена сыном ктитора первого храма, поручиком Смоленской шляхты Михаилом Григорьевичем Пенским, в 1748 г. Антиминс, выданный в том же году епископом Гедеоном в придельную церковь, хранился в ризнице Смоленского Архиерейского дома. Эта церковь упоминается в 1774 И 1780 г.г. Ктитор в 1748 и 1749 г.г. пожертвовал в пользу церкви остальную землю дер. Коптелой, а также пустошь, при чем владевших ей крестьян помянутой деревни обязался в январе 1751 г. перевести в другое место.

    Внук Михаила Григорьевича Пенского, Николай Богданович Потемкин, — коему досталось Татево, по духовному завещанию, от матери его Феодосии Михайловны, — пожертвовал 25000 р. на постройку церкви в с. Воротышине, Духовщ. уезда, сожженной французамии, и на обновление церкви в с. Татеве. Воля его была исполнена его зятем Антоном Михайловичем Рачинским, во владение котораго поступило Татево. Церковь получила тогда тот вид, который она имеет и до настоящаго времени. (Грамота на пристройку к каменной церкви Пресв. Троицы каменного же придела во имя Рождества Пр. Богородицы выдана Николаю Богд. Потемкину епископом Парфением 20 мая 1789 г.; антиминс же в эту, придельную, церковь выдан был в 1808 г."???
     
    NEMO нравится это.
  10. Offline

    Рачинский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июл 2011
    Сообщения:
    175
    Спасибо SB:
    151
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Обнаружил в РГАЛИ дело за 1816 г. о разделе наследства после смерти Н.Б. и А.Н.Потёмкиных и тёток: надв. сов. Настасьи Петровны и ржевской капитанши Екатерины Богдановны Транковыкой (?) между сёстрами Екатериной Николаевной Огонь-Догоновской, Анной Николаенвной Мицкой и детьми Александры Николаевны Рачинской, в котором в составе движимого и недвижимого имущества фигурирует с. Татево и Знаменское - в Бельском у., с. Покровское - в Порецком у., с. Воротышино - в Духовском у.
     
    Последнее редактирование: 3 июл 2019
    NEMO нравится это.
  11. Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    699
    Спасибо SB:
    1.808
    Отзывы:
    61
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Екатерина Богдановна Транковыкая- это,скорее всего Транковская.
     
    NEMO нравится это.

Поделиться этой страницей