Уфа — город в Российской Федерации, столица Республики Башкортостан, административный центр Уфимского района, в состав которого не входит. Город республиканского значения, образует городской округ город Уфа. Входит в число крупнейших экономических, культурных и научных центров Российской Федерации. Также является 31-м городом Европы по численности населения. Расположен на берегу реки Белой, при впадении в неё рек Уфы и Дёмы, на Прибельской увалисто-волнистой равнине, в 100 км к западу от хребтов Южного Урала. Лежит преимущественно в междуречье рек Белой и Уфы, на Уфимском полуострове. Площадь города составляет 707,9 км². Протяженность с севера на юг 53,5 км, с запада на восток 29,8 км в самой широкой части. Уфа — четвёртый по протяжённости город России после Сочи, Волгограда и Перми, входит в пятёрку крупнейших по площади городов России. Это самый просторный город-миллионер России, на одного жителя приходится 698 м² городской территории (2010). Название города происходит от наименования средневекового города, известного с начала XVI века, которое было так названо по имени реки Уфа. В «Топографии Оренбургской губернии» (1755 г.) Рычков П. И. указывает, что «О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым нагайские ханы, исстари живучи в здешних местах, город свой именовали, ибо никакого резона не видно, чтоб городу, построенному над самой рекой Белою, коя величиною против Уфы вдвое больше, именоваться по реке Уфе, которая в реку Белую впадает с правой же стороны по течению её, версты с три выше города, где никакого городового строения нет. К тому ж над самой рекою Уфою от города верстах в пяти, на весьма высоком и прекрасном месте, поныне видно татарское городище, где, как сказывают, нагайские ханы живали. И так могло быть, что оное городище по реке Уфе, текущей подле него, прежде нынешнего города Уфы, Уфою именовано, а тому последуя и российского построения город Уфа ж названа. Башкиры реку Уфу называют Уфа-Идель, что значит Уфа-река, а Белую — Ак-Идель, то есть белая река». Михаил Сомов в «Оренбургских губернских ведомостях» (1864 г.), дополняя сведения П. И. Рычкова, писал «… вероятнее всего принять мнение одного из наших ориенталистов, который предполагает, что оно произошло от татарского — упе — возвышенность, изменившееся со временем в слово Уфа. Это очень правдоподобно, если принять в соображение, что становище хана, как сказано выше, было на возвышенном берегу реки Уфы, которая и сама потом могла получить это же имя; прежде же река эта, вероятно, называлась (как ещё и теперь иногда называется башкирами) Кара-Идель — Тёмная река, в отличие от цвета реки Белой. Название Уфы, может быть, прежде давали одному ханскому жилищу, тогда как самый город мог именоваться Туратав (а позже Казаньтав), как его называет Рычков в другом месте». В других местах своего труда он писал «Место, занимаемое Уфой, как сказано выше, давно уже заселено было башкирами и ногайцами, хан которых имел здесь своё становище… Строения башкиров и даже становище хана были деревянные, отчего и не осталось никаких следов их существования, кроме курганов… Самый город основался на том же месте, где был прежде башкирский, только ближе к рекам Сутолоке и Белой». По версии языковеда-тюрколога Н. К. Дмитриева и краеведа А. Н. Сергеева название города происходит от слова «Уба», что на башкирском языке означает «холм», «курган». Каримов С. Г. полагает, что название города произошло от слова «Опе», что на древнетюркском означает место ритуального жертвоприношения. Существует несколько версий происхождения названия реки Уфа: В «Памятной книжке Оренбургской губернии на 1865 год» приводится следующая версия: «На правыхъ возвышенныхъ берегахъ Бѣлой — городъ Уфа, (слово башкирское, значитъ „тёмная вода“) такъ названный издавна башкирами». Кузеев Р. Г., ссылаясь на Камалова А. А., указывает, что название происходит от слова «upe» — река, встречающегося в балтийских языках. По мнению А. К. Матвеева, название реки иранского происхождения, от «aп» — вода. Ранняя история окрестностей Уфы уходит в далёкое прошлое, во времена древнекаменного века (палеолита). Примечательно, что на карте братьев Пицигани (1367 г.) и в Каталонском атласе (1375 г.) примерно в междуречье Камы и Яика, ориентировочно на реке Белой был обозначен город Паскерти (Pascherti) (Башкорт). На карте Герарда Меркатора 1554 года также нанесён город Паскерти. Французский востоковед Анри Кордье связывает положение этого города на карте с местонахождением современной Уфы[21]. Выдающийся арабский автор XIV века Ибн Хальдун в числе крупнейших городов Золотой Орды называл город Башгирд (Башкорт), а западно-европейские картографы XIV—XVI веков помещали его в районе устья реки Уфы. После вхождения в 1557 году европейской части Башкортостана в состав Московского царства башкиры обратились к Ивану IV с челобитьем о строительстве на их земле города. П. И. Рычков писал об этом событии: «По достоверным выправкам нашлось, что башкирцы о построении сего города челобитье своё имели в 7081 (1573) году не только для того одного, чтобы им положенный на них ясак тут, как внутри их жилищ, платить было льготнее, но и от неприятелей бы иметь им здесь убежище и защиту». В шежере башкир племени юрматы говорится: «Трудно было возить ясак в город Казань, который был далеко: у великого царя просили построить город Уфу на своей земле». В шежере юго-восточных башкир повествуется о том, что «башкиры стали просить царя, чтобы для отражения набегов… и для удобности взноса ясака дозволено было на их земле построить город». В 1574 году в устье реки Сутолоки отрядом стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим был возведён Уфимский острог (крепость). В 1586 году Уфа получает статус города и становится административным центром Уфимского уезда. С появлением Уфимского уезда в крае была учреждена воеводческая форма управления. По свидетельству историков, первым воеводой стал присланный Москвой Михаил Нагой. Воевода возглавлял главное административное учреждение города: Уфимскую приказную избу. Ему подчинялось гарнизонное войско в 150—200 стрельцов. С постройкой городских стен и появлением посада (торгово-промышленной части, примыкавшей вплотную к крепости), находившийся в центре острог стал называться кремлём. Кремль был обнесён частоколом из брёвен общей длиной 440 метров, над южной и северной его частями возвышались дубовые башни. Дмитрий Иванович Молоствов был стольником (1692) и воеводой в Уфе. Результаты современных раскопок и радиоуглеродного анализа показывают, что основное время существования поселения приходится на IV—VIII вв. (Городище Уфа II). Анализ же полученных на территории памятника материалов свидетельствует, что следует вести речь о двух не связанных между собой объектах. Первый объект — раннесредневековое Городище Уфа-II, существовавшее в IV—VIII вв. и возможно и в IX в. Второй объект — место некоей активности в домонгольское и золотоордынское время (XII—XIV вв.), когда основная часть площадки городища была давно заброшена, а обжитая часть представляла собой небольшое поселение, возможно, сезонное (убедительно интерпретировать эту активность невозможно ввиду малочисленности и разновременности находок, доля которых составляет не более десятой доли процента всех находок). В XVI веке на территории Уфы располагалась зимняя ставка башкирского наместника правителя Ногайской Орды. Русский историк XVIII века Пётр Рычков, имевший в распоряжении недошедшие до нас рукописные документы по истории Уфимской губернии XV—начала XVI веков и исторические предания башкирского народа, писал, что на территории города Уфы до прихода русских существовал большой город, простиравшийся по высокому берегу реки Белой от устья реки Уфы «вёрст на десять», в котором находилась ставка Тура-хана. В сочинении «Краткое описание губернского города Уфы с начала его построения до сего 1806 года» относительно основания города приведены следующие слова чиновника Оренбургского губернского правления Василия Ребелинского: Что ж касается башкирев, то видно из многих описаний, как сего народа, так и о жительстве их, кои от различных возмущений, как и междоусобных воин, так и соседних своих народов, строили маленькие укрепления и городки и наконец, соединясь во множестве, распространили свои жилища и укрепления, а для сей причины и город Уфа построен. В середине XVII века город получает свой гербовый знак. В Казани была отлита печать Уфимской приказной избы с изображением на ней бегущей куницы (впоследствии этот символ будет украшать герб Уфы). Население города вместе с гарнизоном к этому времени насчитывало около полутора тысяч человек. Во второй половине XVII века в честь прибытия в Уфу из Смоленска иконы Божьей Матери в центре кремля возводится каменная Смоленская соборная церковь (ныне на этом месте монумент Дружбы). Одна из самых драматичных страниц в истории Уфы той эпохи связана с событиями Крестьянской войны 1773—1775 годов. Как писал А. С. Пушкин, первый историограф Пугачёвского восстания, осенью 1773 года сподвижник Пугачёва яицкий казак Иван «Чика» Зарубин «остановился в селе Чесноковка, в десяти верстах от Уфы, взбунтовал окрестные деревни, большею частью башкирские, и отрезал город от всякого сообщения». Количество повстанцев достигало пятнадцати тысяч человек, число защищающихся едва превышало тысячу. В городе не хватало продовольствия, фуража для скота, топлива. Восставшие дважды подступали к стенам Уфы, но взять её так и не смогли. Весной 1774 года из Казани на помощь осаждённым выступили регулярные войска под командованием подполковника И. И. Михельсона. Окрестности Уфы превратились в арену ожесточённых сражений. 24 марта хорошо вооружённые правительственные войска сломили отчаянное сопротивление повстанцев. Из города-крепости Уфа в XVII—XVIII веках постепенно превратилась в административный и экономический центр края. С 1708 года она находилась в составе Казанской губернии. В 1728 году город стал центром Уфимской провинции, воевода которой подчинялся непосредственно Сенату. В 1744 года Уфа приписана к Оренбургской губернии. С декабря 1781 года город стал центром Уфимского наместничества, губернатором которого был назначен Иван Варфоломеевич Ламб. В 1796 году город вновь передан в Оренбургскую губернию. С 1802 года Уфа стала губернским городом с резиденцией губернатора и губернских учреждений. В 1865 году Уфа стала центром Уфимской губернии. 5 июля 1918 года в ходе начавшейся в России гражданской войны Уфа занята частями выступившего против большевиков Чехословацкого корпуса и перешла под контроль структур Комитета членов Учредительного собрания (Комуча). С 8 по 23 сентября 1918 года в городе проходило Уфимское государственное совещание, наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России. 23 сентября 1918 года было образовано Временное Всероссийское правительство, известное также как Уфимская директория. Оно находилось в городе до 9 октября 1918 года, после чего переместилось в Омск. В декабре 1918 года Уфа была занята войсками Красной Армии. 13 марта 1919 года город был захвачен войсками Колчака, но уже 9 июня того же года он вновь отбит Красной Армией. 14 июня 1922 года декретом ВЦИК «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики» Уфимская губерния была упразднена. Уфимский, Бирский, Белебеевский и Златоустовский уезды Уфимской губернии включены в состав Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики. В состав республики также были включены Тургоякская, Сыростанская, Миасская волости, город Миасс Миасского уезда Челябинской губернии, позднее в неё возвращенные. Из Малой Башкирии в Челябинскую губернию передан Яланский кантон. Мензелинский уезд Уфимской губернии в 1920 году был включён в состав образованной Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Уфа стала официальной столицей Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики. В годы Великой Отечественной войны в Уфу из западных районов СССР были эвакуированы десятки промышленных предприятий, некоторые государственные учреждения и научно-исследовательские институты, сотрудники Коминтерна, писатели и Академия наук Украины.
Приходилось бывать в этом городе. Семейная история связана и с Уфой. После революции семейство мотало по большой территории. Известные крайние точки Иркутск, Казань, Москва, Ленинград и где-то в Средней азии. Одна из старших родственниц в 1920-х гг работала в в Уфе в Башнаркомвнуттторге. В конце 1920-х гг. это советское учреждение располагалось в роскошном здании в стиле модерн (ар-нуво, югенд стиль). При этом современное уфимское краеведение не знает об этом моменте. В перечне советских учреждений довоенного времени располагавшихся в нем Башнаркомвнутторг не значится. Но на корпоративной фотографии башнаркомвнутторговцев, сохранившейся от родственницы, именно это здание вынесено в оформление как "офис". Сейчас в этом здании располагается таможенное управление (совр.адрес ул.Пушкина, 86) А до революции это здание принадлежало крупному хлеботорговцу П.И.Костерину и его компаньону С.А.Чернову. После известных событий, весной 1919г. здесь располагался штаб адмирала Колчака, а с июня того же года политотдел 25-й стрелковой дивизии Чапаева. Как указывают справочные уфимские издания, позже здесь располагались военкомат, минсельхоз, НИИ животноводства… при этом они упускают, как выше отмечено, такое немаловажное учреждение, как Башнаркомвнутторг. Примечательно типичное мнение обывателей. На фасаде здания есть изображение девушек. Мотив достаточно частый в югенд стиль. Но обыватели из этого делают нелепые выводы. Что здесь де до революции располагался публичный домъ. Доводы, что публичные дома не организовывались в центральной части крупных городов, а Уфа губернский центр, и к тому же столица российского ислама. Закон ограничивал размещение учреждений подобного рода. Никаким образом они не должны были располагаться вблизи гос.учреждений, присутственных мест, религиозных мест (храмы, монастыри и т.п.) А это самый центр Уфы. Так мне, все встречные обыватели желающие блеснуть ерундицией, когда фотографировал это здание, любезно поясняя мне что это "бывший публичный дом". С подобной ситуаций встречался и в др.местах. так в г.Чистополь (бывш. Казанск.губ.) сохранилось здание бывшего дома призрения, затем ещё до революции перепрофилированного под местное училище. Городских обывателей сбило с толку неизвестное им слово призрение, которое они отождествили со словом презрение. И это понятно, ныне слово призрение (забота, опека и т.п.) вышло из оборота. Если вернуться к Уфе, то в ея историческом центре, как ни удивительно, ещё немало сохранилось интересных деревянных домов с резными наличниками на окнах. Вообще, город весьма интересный в историческом плане.
Интересны также оборотки использованных в почтовом обращении открыток. Текст, включая арабицу, печати, штампы.
Уважаемый коллега! Почту прошла только одна открытка: Все остальные открытки из одной серии (Издание Л.Я. Дворжеца, Уфа), напечатанной в типографии шведской компании E.G.S.i.S. в 1914 г. - чистые!
Ifa--это не Уфа. В данном случае--аббревиатура какой-то организации. Возможно, что-то связанное с международной ярмаркой в Лейпциге в указанный на обороте период. Возможно что-то из этой оперы: Правда, в тридцатые годы аббревиатура была DAI, a ifa стала с 1949 года, но кто его знает, кто там ещё противился приходу к власти национал-социалистов. (...ifa Kampf dem Kulturfaschismus...). Что угодно, но не Уфа ( Ufa).
Уважаемй Гiсть, благодарю за исправление. Вы абсолютно правы, виновата моя невнимательность. Видно глаз замылился
Та ничо, коллега. Не критично. Я тоже где-то ошибаюсь, не без этого. Но на то и форум, чтобы совместно докапываться до истины. Не все, правда, адекватно на это реагируют, ну да это их проблемы... С ув.
Уфа. Общий вид Уфа. Река Белая Переправа через реку Белую Вход в Случевский парк Дача С.Н. Блохиной Летний театр в саду В.И. Видинеева Парк Якутова Пожарники Уфы Соборная мечеть Угол улиц Центральной и Б. Успенской. Угол Александровской и Пушкинской Ул. Б.Казанская. Землемерное училище. Ул. Соборная. Отделение Государственного банка Ул. Телеграфная. Земская управа Ул. Центральная. Встреча Иконы 8 июля Ул. Центральная. Здание Дворянского собрания. Ул. Центральная Центральная улица Ярмарка на Верхнеторговой. 1910 год
Э. Реклю. Уфа. 1885-1888 гг. Строительство моста через реку Белую Строительство моста через реку Белую Вид на город Вид на город Городской рынок Городской рынок Древесина приготовленная для сплава Погрузка строительной древесины на р.Белой Ствол гигантского тополя на берегу р.Уфы Правый берег реки Уфы Строительство железнодорожного моста через р.Белую Вид на р.Белую и на строительство Самаро-Уфимской железной дороги Земляные работы вдоль р.Белой (строительство Самаро-Уфимской железной дороги) Земляные работы вдоль р.Белой (строительство Самаро-Уфимской железной дороги) Крёстный ход с Богородско-Уфимской иконой Божией Матери в селе Богородском под Уфой Цыганский табор в окрестностях Уфы Семья башкир
Прокудин-Горский. Уфа. Вид на р. Белую со Старого Лагеря Главная мечеть в Уфе со Случевской горы (местожительство муфтия) Железнодорожный мост через р. Белую близ Уфы Межгорье. Уфа Общий вид на Новую Уфу Общий вид на Новую Уфу Общий вид на Старую Уфу Семинарская слобода Местечко Доплик на реке Белой. [Архиерейская слобода на реке Белой. Уфа.] 1910 год Стог сена у станции Шакши 1910 год
Это тоже здание Дворянского собрания. С этим зданием связана любопытная история, оно оказалось трамплином для человека внесшего вклад в развитие музыкальной культуры БАССР. Итак, в начале 1908 г. из Казанского уезда Казанской губернии в Уфу приехала татарская семья в роду которой было много мусульманских священнослужителей. Сын хозяина, Султан Габяши по семейной традиции также учился здесь в медресе и завершив образование в 1911 г сдал экзамен на звание имама-хатиба и мударриса в Магометанском духовном собрании в Уфе а (имама-хатыб - мулла имеющий право читать пятничную проповедь). Однако, далее с 1912 по 1915-й гг Султан Габяши обучался в уфимском реальном училище и тогда же брал уроки игры на фортепьяно. Потом он с 1915 по 1917гг. учился на юридическом факультете Казанского университета. Но с момента посещения им уроков обучения на фортепьяно, у Султана Габяши продолжал расти интерес к музыке, ставший в дальнейшем призванием всей его жизни. И вот 17 октября 1914 г в зале Уфимского дворянского собрания состоялось первое выступление С.Габяши как исполнителя собственной музыки. С 1917 по 1928-й годы Султан Габяши создал музыку более чем к 10 спектаклям академического характера. И ещё с 1920-х годов Габяши стал активно работать в области музыкальной педагогики. Он преподавал теорию музыки на татарском языке на музыкальных курсах для представителей народов Поволжья, вел музыкально-теоретические предметы в крупных учебных заведениях. Но в начале 1930-х его творческая и общественная деятельность подверглась резкой критике с позиций вульгарного социологизма. В результате этого Габяши вынужден был вновь переехать из Казани в Уфу. В 1932-36гг. он работал научным сотрудником отдела искусствоведения Башкирского НИИ национальной культуры. Был преподавателем музыкально-исторических дисциплин и руководителем хора Башкирского техникума искусств. В 1936-1941гг. Габяши был научным сотрудником, зав.кабинетом музыкального фольклора при Управлении по делам искусств СНК Башкирской АССР. В 1941-42гг. был учителем музыки средней школы д.Челканово. Умер Султан Хасанович Габяши в этой башкирской деревне в 1942 году. Среди множества его общественных заслуг следует отметить, что он являлся одним из организаторов создания Союза композиторов Башк.АССР. Не, это пожарные Уфы. Пожарные обижаются, когда их пожарниками называют. Пожарники, это потерпевшие пожарное бедствие (погорельцы), а огнеборцы то пожарные. И перед нами дом П.И.Костерина, описание которого приводил выше.
Коллега, спасибо за развёрнутые поправки, но не всё так однозначно по пожарникам Значение слова «пожарник» Казалось бы, два указанных слова не имеют никаких отличий. Но чтобы убедиться точно, следует обратиться к толковому словарю русского языка. Согласно ему, действительно, мы можем употреблять «пожарный» или «пожарник» в тождественном значении с тем отличием, что второй вариант относится к разговорной лексике. Другой разницы нет. «Работник пожарной охраны, боец пожарной команды» – такое определение у этого слова. Однако не все так просто. У профессиональных пожарных есть что сказать на этот счет. Они по-своему трактуют указанное слово. Для них пожарник – это любитель, непрофессионал, член добровольческой дружины. Таким же образом называют инвалидов заштатных отрядов. Толковый словарь Д. Ушакова подтверждает данное значение. Таким образом, слово «пожарник» может считаться даже обидным и оскорбительным для настоящего мастера своего дела. Поэтому использовать его следует лишь в разговорной речи и только не перед настоящими тушителями огня. Значение слова «пожарный» Данный термин имеет несколько значений. Согласно толковому словарю русского языка, первое значение слова «пожарный» – тот, который относится к предупреждению и тушению пожаров. Это прилагательное плотно вошло в нашу повседневную речь. Мы часто говорим и слышим в новостях о славных подвигах пожарных дружин, а также знаем обо всех преимуществах установки пожарных систем. Второе значение – то, что относится к пламени, охватившему какой-то материальный объект и собирающемуся его уничтожить. Пример: пожарная тревога. Третье значение наиболее интересно для нас в ходе исследования главного вопроса статьи - работник, боец пожарной охраны. Так мы именуем профессионалов своего дела, которые изо дня в день стоят на страже нашей безопасности и спокойствия, целостности материального имущества. Как видим, между словами «пожарный» и «пожарник» разница есть. И представители данной профессии предпочитают первый вариант. «Пожарный» как нейтральное понятие Следует отметить, что это слово называет не только профессию. Так что следует изучить его и вне рамок темы «Как говорить: пожарный или пожарник?». Существует еще несколько значений. Пожарный – это также тот, который относится к тушению огня или предупреждению возгорания. В каких случаях мы встречаем это слово? Когда видим в помещении пожарный шланг, план пожарной безопасности или памятку аналогичного содержания. Можно вспомнить еще много примеров. Все мы слышали о пожарном прикладном спорте, видели пожарную технику, восхищались мужеством пожарной команды. Данное слово может иметь и противоположное значение. В этом случае мы говорим о том, что, напротив, вызывает огонь. Прилагательное, образованное от слова «пожар», характеризует огромное пламя, охватившее какую-то территорию или объект. Часто оно употребляется в сводках спасателей МЧС. Они сообщают нам о высоком уровне пожарной опасности, объявляют пожарную тревогу. Как называют этих спасателей? Пожарный или пожарник? В ходе исследования мы нашли ответ на этот вопрос. «Пожарник» как разговорное слово Соответствие речи человека литературным рамкам всегда ценится очень высоко. К тому же, как мы успели отметить в ходе изучения толковых словарей, опытных борцов с огнем нередко даже обижает разговорное слово «пожарник», употребленное по отношению к ним. Не секрет, что мы слышим его с самого детства, когда нам рассказывают об уважаемых профессиях в детском саду и начальных классах школы. Вспомним этот образ. Красная машина. Громкая сирена. Толпа людей у горящего здания. И непременно герой-спаситель - пожарник. Это слово настолько сильно укоренилось в нашем сознании, что не так легко будет приучить себя к правильному варианту, литературной норме. Но разница между пожарным и пожарником есть, и ее стоит учитывать. Возможно, сравнение будет грубым, но тушителям огня неприятно слышать разговорный вариант, так же как, например, педагогу – «препод» вместо «преподаватель» или полицейскому – «мент» вместо «милиционер». http://fb.ru/article/177520/pojarnyiy-ili-pojarnik-kak-pravilno-govorit
Всеже в данной ситуации не столь важно как трактуется слово различными словарями. Главное, как это слово сейчас воспринимают сами огнеборцы. Приходилось общаться и с ветераном пожарной охраны в Суровом Че, кстати он был зам.начальника обл.управления и организовал музей пожарной охраны, а также он ещё и известный тамошний филокартист, это А.Л.Каплан. Он мне, с подачи других местных краеведов и устроил экскурсию по Че, в т.ч. и по их музею пожарной охраны под открытым небом, как бы был моим гидом при этом. И в музеях пожарной охраны бывал, в т.ч. в родном городе, когда не существовало никаких мычээс, и отделы пожарной охраны порой справедливо располагались в исторических зданиях на территории бывш. полицейских участках. Т.е. важно как трактуют его сами огнеборцы в настоящий момент. Т.е. трактовку слова "пожарник" мне как раз и дали современные огнеборцы Но она более широкая, как привели Вы, я лишь указал наиболее важную, и обидную для них трактовку
Отличная подборка фотографий и исторического материала. С огромным интересом прочитал. Возможно у кого-то имеются подобные снимки с. Бакалы Белебеевского уезда. Там проживали мои предки Лобановы и Полковниковы. Спасибо.