На этой фотографии виден белый длинный корпус в котором размещается несколько музеев. Это подвергшееся значит.реконструкции здание казанского юнкерского пехотного училища, известное и как казанское военное училище (КВУ). Здесь получали военные знания юнкера приехавшие из разных уголков Российской империи, а не только из Казанской губернии, о чем свидетельствуют списки юнкерских рот. Были воспитанники КВУ даже приехавшие из Варшавы. Навскид вспомнить всего не могу, но по архивным данным за 1915 г. как минимум один сын героического начальника казанского порохового завода Всеволода Всевлодовича Лукницкого обучался в этом юнкерском училище. Владимир, так звали этого сына поступил в это уч.заведение по окончании 7 классов 1-й казанской гимназии (ныне в этом здании раз.гл.уч.здание КНИИТУ КАИ). Отец этого юнкера генерал В.В.Лукницкий геройски погиб спасая пороховой завод во время пожара случившегося на заводе в 1917 г. В тот роковой день 14 августа стояла жаркая солнечная погода. Шел обычный рабочий день. Завод напряженно работал для нужд фронта. В его цехах и различных подразделениях было занято более 11600 человек, в том числе 2500 солдат. Во второй половине дня раздался мощный взрыв. На завод и за его пределы посыпались разрывающиеся снаряды. Возник пожар и на железнодорожной станции Пороховая (ныне Лагерная). В зоне огня оказалось небольшое количество снарядов, которые взрывом разметало в разные стороны. Часть снарядов, попав на территорию артсклада, который располагался в нескольких верстах от завода и находился в подчинении военного ведомства, вызвала взрыв большого количества боеприпасов. Многочисленными осколками они обрушились на завод. Некоторые осколки перелетали через русло Казанки и падали даже возле стен Кремля. В самом Заречье начались массовые разрушения. Из имеющихся порохов и зарядов 46100 пудов сгорело, 32400 пудов взорвалось. Уничтожены были все запасы нефти и мазута в количестве 1,8 миллиона пудов. Пострадало 542 административных и жилых здания, из которых 156 были разрушены до основания. Большое количество горожан в страхе бежали за черту города через Арское поле. Когда начался весь этот ад, начальник завода Лукницкий был дома на обеде. Услышав первый взрыв, он поспешил на завод. Ему удалось главное – открыть дренажную систему, в результате чего артсклады и честь цехов с опасным производством были затоплены. Это и спасло не только Заречье, но и, возможно, большую часть Казани. Хотя страшное пожарище еще и бушевало в течение двух суток, разрывы снарядов почти сразу прекратились. Однако самого Лукницкого смертельно ранило. Осколком снаряда ему оторвало часть правой руки. На лодке по Казанке мастеровые доставили начальника в крепостной госпиталь. Здесь 14 августа 1917 года Всеволод Всеволодович вскоре скончался – было потеряно слишком много крови… В районе Пороховой слободы Казани установлен мемориал с бюстом героя. А ближе к складам завода памятная ротонда якобы на месте его захоронения, ныне утраченного. Как несколько лет назад властями была снесена 2-х этажная усадьба Лукницких.
Обе фотографии (склад делового леса у пристани на Казанке и Спасская башня Казанского кремлина) сделаны в 1930 г. американцем Франком Уитсоном Феттером (Frank Whitson Fetter, 1889-1991) из миссии АРА. До середины 1930-х гг. принято было в аббревиатуре нац республик в составе РСФСР литеру А (автономная) выносить в начало. Тоже можно встретить и у аббревиатуры Башреспублики - АБССР, Карельской АССР. Надпись ATSSR на спасской башне казанского кремлина выполнена татарской латиницей сменившей татарский алфавит на основе арабицы в период с 1927-1939 гг. В 1930 г. Казань отмечала 10-летие образования Татреспублики, образованной в 1920 г. Потому на спасской башне присутствует и римская цифра Х. Она плохо видна из-за окаймляющего цифру изображения серпа и прочих атрибутов труда, выполненных в стиле конструктивизма. Православный храм, купола которого заметны на заднем плане крепостной стены был уничтожен в середине 1930-х в рамках борьбы с наследием религиозного культа. Остальные культовые сооружения на территории кремлина были сохранены и переоборудованы под хозяйственные нужды. Как был сохранен и прилегающей к площади перед спасск.башней Ивановский монастырь. Площадь носит название в честь 1Мая, ранее была Ивановской, на которой стоял памятник Александру II. На фотографии 1930 года памятника царю уже нет, снесен. Сейчас примерно на этом месте установлен памятник поэту-герою Мусе-Джалилю и создан мемориал участников подпольного антигитлеровского сопротивления в легионе Идель-Урал.
Казань и Казанцы. Случайно найденная негативная пленка с видами города Казани и его жителями. Лето 1973 года. https://foto-history.livejournal.com/11562052.html
такая миниаюра висит в доме Пушкина А.С. в Болдино. Казань - 18-век. Там, где сейчас брусчатка, совсем недавно, по историческим меркам, навигация была. Сообщения объединены, 2 ноя 2019, время первого редактирования 2 ноя 2019 Так выглядит Мечеть Кул Шариф изнутри) Это первый этаж, а есть 2-й и выше. Выше - залы для молитвы и внутренние балконы в небесно-голубых, синих и ментоловых цветах. Очень красиво. Название Мечеть получила в честь последнего своего имама. Не ошибиться бы, было это в начальный советский период.
Всё же это ошибка. В начальный советский период была построена только т.н. Закабанная мечеть. После большевистского октябрьского переворота религиозные институты были отделены от государства. Однако на первых порах у мусульман не было проблем. Был организован Центральный мусульманский комиссариат Советской России. На первых порах большевистское правительство достаточно благосклонно взирало на "самоорганизующихся" мусульман. Дальнейшие перспективы им смешал чехословацкий мятеж и начавшаяся гражданская война. Тем не менее, отдельные представители духовенства начали организовывать религиозные школы еще в 1924-1925 гг., однако настоящий бум этой кампании приходится на 1926 год. К 1 апреля 1926 г. количество религиозных школ по Татреспублике по официальным данным достигало 684 с 17498 учащимися. В Казани об этом этапе истории нашей страны свидетельствует Закабанная Мечеть, построенная в 1924-26 годах в честь 1000-летия принятия ислама в Поволжье. Мечеть эта расположена на восточном (противоположном Татарской слободе) берегу озера Кабан (ул.Х.Такташа, 26), чего не могло быть в дореволюционной Казани, т.к. мусульманская часть населения была сосредоточена на западном берегу Кабана. Её двухэтажное здание, со смещённым относительно продольной оси мощным минаретом, было построено по проекту архитектора А.Печникова, созданном ещё до революции, а реализованным уже после. Сам минарет, своим основанием напоминает знаменитые минареты Магриба, например, минареты аль-Кутыбьи (Марракеш), мечети Рибата, минарет Кордовской мечети или экс-минарет Хиральда (Севилья). Особенно явственно это проступает на отдельной фотографии минарета Закабанной мечети. Мечеть Кул Шариф конечно же построена в нынешнее время. В основу её проекта легли исследования доктора архитектуры Нияза Халита. Он спроектировал историческую реконструкцию на основе древних гравюр с видами Казани европейских путешественников. Так же справедливо основываясь на том, что в пору возведения аутентичной мечети Казанского кремля в исторический период, местные зодчие базировались на архитектурных образцах Османской империи, куда и ездили т.с. на "ученичество". Строительство современной реконструкции начато было в 1996 году, т.е. во времена до сердечных приступов цеплявшегося за власть Ельцина. Сам видел как она строилась, как проламывали в крепостной стене огромный проем для подвоза строительных материалов и строительной техники. Открыта мечеть была в 2005 году, при нынешнем Незаменимом Вожде РФ. Воссозданная мечеть названа была в память одного из руководителей обороны Казани в 1552 году имама и сеида Кул Шарифа.
Бесспорно, мечеть Кул Шариф жемчужина Казани. В Казани немало мечетей, глядя на Закабанную мечеть сразу вспоминается одна из старейших «Голубая мечеть» (ул.Нариманова, 98). На памяти 1815-1816 гг ее появления, потом неоднократные достройки осуществленные казанскими купцами. Одна из последних ее достроек была в 1907 г купцом Ишмуратовым. В 30-е годы ХХ века мечеть переделали под жилую застройку и восстановили, как Мечеть, в 1993 году.
Но всё же она далеко не самая старая. Одной из ранних каменных мечетей возведенных в городе после Высочайшего разрешения императрикс Екатерины в связи с ея указом о религиозной терпимости и построенная местными татарскими мастерами (1766-1770гг.) по проекту В.И.Кафтырева является «Первая приходская» или Юнусовская. Позже мечеть поименовали в память о выдающемся татарском учёном, историке и энциклопедисте Шигабутдина аль-Марджани (мечеть Марджани). В советский послевоенный период в Казани действующей была только эта мечеть аль-Марджани (ул.К.Насыри, 17). Совсем рядом с мечетью Марджани, по адресу ул.К.Насыри, 27, находится ещё одна из ранних каменных мусульманских построек, сохранившихся в городе. Это Апанаевская (Галеевская) мечеть, построенная в 1768-1769 гг на средства купца Якуба Султангалеева. Другое её название говорит о том, что мечеть находилась на попечении у богатой купеческой семья Апанаевых. Так называемый «второй» дом Апанаевых, находится совсем рядом с мечетью (первый дом Апанаевых уничтожен в 2010-х гг) и также являющимся важным архитектурным памятником Казани второй половины XVIII века. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в начале 1930-х гг. Самая же красивая в Старо-татарской слободе Казани является Азимовская мечеть. Однако она значительно более поздней постройки. Возведена была в 1887 году на средства купца Азимова, причём, на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 г. По свидетельству Ш.Марджани, возникновение её прихода относится уже к 1810, когда юго-западная сторона города в районе деревни Плетни стала интенсивно заселяться мусульманами, работавшими на находившихся здесь мыловаренных заводах купцов Юнусовых, Апанаевыех, Китаевых. Добраться до Азимовской мечети в период распутицы до недавнего времени представлялось сложностью, несмотря на соседство с крупным п/я радиотехнического профиля. В нашей скрепоносной державе как то не жалуют промзоны развитой дорожной инфраструктурой. Считается и грунтовки с остатками асфальта достаточно. Что касается собственно казанского кремлина, то новая транспортная развязка под кремлем существенно закрыла прежнюю панораму. Вот каков был старый обзор, с прежним мостом Вид на кремлин со старым деревянным мостом (старая литография) Но и сейчас с крепостной стены тем не менее она величественная. На крепостной стене выходящей на Дворец Землебездельцев роскошные панорамы можно наблюдать. Мост Линолиум во всей красе, etc. Следует понимать, что нынешний кремлин не соответствует территори ханского и даже времен Ивана-4. План-реконструкция историка Н.Ф.Калинина Почти все стены тогда временные деревянные. Сохранившийся участок старой стены внутри крепости параллельно стене при Спасской башни, которая почти единственно на тот момент каменная.
Выходит, все мечети изначально строились купцами, а они много ездили и много видели (это к слову об османских течениях в строительстве мечетей) )) Насколько помню, Абдрахман Ишмуратов был противником новомодных медресе и при реконструкции "Голубой мечети" придерживался традиционных воззрений. Кремлин был отстроен на месте булгарского поселения?
Нет, купцами, т.е. на их средства, мечети строились в период начиная с времени правления Екатерины II. Обычно же (изначально, в классическом исламе) в ханской Казани. как и в др. мусульманских государствах мечети и медресе строились на средства всей общины. Что касается Зангар масит ("Голубой мечети") Ишмуратов был противником не новомодных, а новометодных медресе. Т.е. в которых использовалась новая методика преподавания и была расширена программа изучаемых предметов. Ишмуратов же отстаивал необходимость преподавания исключительно религиозных дисциплин и язков стран дар-уль-ислам, а введение светских считал излишними. Это т.н. кадимистская (традиционная) т.з. Однако, следует понимать, что новометодные медресе появились позже. Но с самого зарождения движения джадидизма, которое и иницировало введение новометодных медресе, Ишмуратов боролся с ним. Следы булгарского поселения ранней эпохи имеются на территории бывшей Архиереской дачи, но не имеют к Иске-Казан и к нынешней территории казанского кремлина прямого отношения.
Странно, конечно, Ишмуратов много ездил по торговым делам, много видел, получал преференции от императорского дома, водил дела с продвинутыми столичными купцами-миллионерами, а такая упертость в вопросах медресе ) Насколько помню, при Советах пытался что-то хорошее для родных мест сделать, писал письма в мусульманское военное ведомство, но увы... п.с. На стенах Закабанной Мечети рекламные щиты?
Рекламные щиты не на стенах Закабанной мечети, а на расположенном за ней современном здании фитнесс-центра. Ракурс такой получился на фотографии, что кажется одним зданием. Если обратить внимание на минарет, то станет понятно, что это два разных здания. Ну и колеровкой здания отличаются - мечеть из необлицованного красного кирпича, как и соседствующий с ней слева дом архитектора Печникова, автора проекта Закабанной мечети. На фото вложенных выше его не видно. Странного с Ишмуратовм ничего нет - идеи джадидизма поддержали далеко не все, но наиболее прогрессивно мыслящая татарская и в целом мусульманская буржуазия стояла на позициях джадидизма. Мне известна аналогичная ситуация с Челябинском.
Хорошо, что я ошиблась с рекламными щитами. Наверное, из-за своих идей Ишмуратов жизнью и поплатился...
Размер обложки очень мелкий, ничего не смог разглядеть. Б.м. проще было привести выходные данные книги, но более информативно.
Купец А.А. Ишмуратов в истории Татарского коннозаводства.- Чебоксары: "Перфектум", 2020.- 130 с. с илл. (А5 формат, цветная). Из аннотации: ...посвящена истории коннозаводской деятельности классического представителя татарского купечества последней трети XIX века А.А. Ишмуратова.... приведены подробные сведения о коневодстве и коннозаводстве Казанской губернии.... исторические факты, в т.ч. из неопубликованных источников.... Хронологический период охватывает вторую половину XIX – начало ХХI веков.
Обложка все равно какая-то очень маленькая, можно сказать микроскопическая. А вот кто есть сей Н.Н.Задорова, чьих будет? Знаю, что в Чебоксарах печатают и многие казанские, и из др.регионов, так дешевше, и меньше шансов что часть тиража растырят. Из Идель-пресс много тырили и продавали на тинчуринской Книжке задешево, на порядок ниже отпускной и даже ниже себестоимости издания.