«Поезд номер ноль»

Тема в разделе "Железная дорога", создана пользователем Wolf09, 11 июн 2015.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    «Поезд № 0» - так в СССР назывались Боевые железнодорожные ракетные комплексы, замаскированные под обычные поезда.

    1.jpg

    Логика новой «Холодной войны» возвращает к жизни старые и, казалось бы, уже навсегда списанные в архивы технологии ядерного устрашения. Вот и сейчас некоторые российские генералы стали призывать возродить одну из самых неуязвимых советских ракетных пусковых установок – БЖРК. Это аббревиатура, обозначающая «Боевой железнодорожный ракетный комплекс» – проще говоря, это на первый взгляд самый железнодорожный состав, в вагонах которого были размещены пусковые установки стратегических межконтинентальных ракет, а также различные средства охраны, личный состав и командные пункты. Неуязвимыми они считались по той простой причине, что никаким спутникам-шпионам не под силу отличить БЖРК от обычных поездов, курсирующих туда и сюда по стране. А раз и невозможно найти, следовательно, их невозможно и уничтожить.

    В начале 90-х все БЖРК, согласно российско-американском договору СНВ-2, были сняты с боевого дежурства, а затем демонтированы и уничтожены. Остался только один состав – в музее Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.

    «Историческая правда» вспоминает, как был устроен этот «поезд Армагеддона».

    2.jpg
    БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге

    С 1987 по 1994 год двенадцать таких поездов, каждый с тремя пусковыми установками для ядерных ракет, замаскированными под обычные вагоны-рефрижераторы – так, что даже специалист не сразу мог их отличить вблизи от настоящих. В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК производился на Калининском вагоностроительном заводе.

    3.jpg

    Штабной вагон

    4.jpg

    5.jpg

    6.jpg

    Ядерный Армагеддон можно было начать поворотом двух ключей – с двух рядом расположенных пультов.

    7.jpg

    Когда вагон готовился к запуску ракеты, из его крыши вырастала вот такая причудливая «лапа», предназначенная для того, что раздвигать и заземлять провода над железнодорожными путями. Затем крыша вагона откидывалась в сторону и над вагоном вздымался ребристый ствол-контейнер с ракетой РТ-23 УТТХ «Молодец» внутри.

    8.jpg

    Ракету осторожно выбрасывало из контейнера специальным пороховым зарядом, затем уже в воздухе включались основные двигатели. Перед этим она немного отклонялась в сторону - чтобы реактивной струей двигателя не спалить весь пусковой комплекс с поездом. Время подготовки БЖРК к запуску составляло три минуты.

    31789726614854b9a222c12305157f09.jpg

    9.jpg

    «Молодец» был тупорылым в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что ракета РТ-23 никак не хотела влезать в вагон – она была немного длинновата, и тогда конструкторы придумали делать ее головной обтекатель складным – как складной стаканчик. Лишь после старта обтекатель надувался и принимал привычную коническую форму.

    10.jpg

    Каждая ракета «Молодец» (по классификации НАТО – «Скальпель») несла по 10 ядерных боеголовок.

    11.jpg
    Архивное фото: подготовка БРЖД к рейсу.

    Определить, где в данный момент находится "поезд № 0" и уничтожить его превентивным ударом, было крайне затруднительно - БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.

    12.jpg

    Последний поезд был списан и утилизирован в 2002 году – причем, этот процесс лично наблюдал будущий президент США и будущий лауреат Нобелевской премии мира.

    13.jpg

    На смену БЖРК пришли ПГРК – подвижные грунтовые ракетные комплексы, несущие баллистические ракеты (эти многоколесные чудища обычно демонстрируются на Красной площади во время военных парадов).

    Преимущества и недостатки

    f_c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy8zLzkvMzk3MTQzMzQ3MjYzMV9vcmlnLmpwZWc_X19pZD02MzM0OA==.jpeg

    600_inf.jpg

    Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.

    БЖРК обладал также следующими минусами:

    1) Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Долгое время американцы не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.

    2) Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестности. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100000 шт.), вывезенных со складов Центральной группы войск в Восточной Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.

    3) Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжёлый комплекс РТ-23УТТХ.

    Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Минобороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11000 км. Одного изделия, содержащего 10 боеголовок мощностью около 500 килотонн, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

    Расчёты, проводившиеся американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 000 км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при использовании для нападения 150 МБР типа «Воевода»

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Боевой_железнодорожный_ракетный_комплекс
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Зяблик Команда форума

    Регистрация:
    21 дек 2014
    Сообщения:
    2.787
    Спасибо SB:
    8.262
    Отзывы:
    268
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ЦАО
    Интересы:
    Поиск, автотуризм
    Совсем недавно была интересная передача посвященная возрождению спецпоездов, в ютубе нашел что то похожее
     
    Дождевой Земляк нравится это.

Поделиться этой страницей