Авиапоиск во Владимирской области.Часть 2.

Тема в разделе "Возвращение. Вахты Памяти", создана пользователем Казаков Вячеслав, 4 мар 2014.

  1. Казаков Вячеслав
    Offline

    Казаков Вячеслав Приказный

    Регистрация:
    24 дек 2013
    Сообщения:
    19
    Спасибо:
    69
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Владимирская область
    Интересы:
    Поиск солдат
    Всем привет!
    С разрешения автора Агафонова Евгения выкладываю еще одну историю...
    ПАМЯТИ ЭКИПАЖЕЙ 173-го ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ...

    Июль 1943 года
    Тяжелая двухмоторная машина, легко разрезая воздух, неслась в летнем небе на север, отбрасывая солнечные зайчики от остекления фонаря стрелка-оператора на пролетающие мимо шапки облаков. Старший лейтенант Константин Андреевич Медведев вел свой А-20 «Бостон» как по нитке, руководствуясь только указаниям штурмана, который в свою очередь, склонившись над приборами и картой в хвостовой части фюзеляжа, следил за точностью маршрута, получая от оператора пеленги наземных радиостанций. Учебный полет, один из многих, но не такой сложный и напряженный как боевой... Медведев уже знал разницу между ними. Палящее лето 1942 года в донских степях забыть было невозможно.
    Впереди начали вставать шапки грозовых облаков. Утренний прогноз погоды обещал прохождение грозового фронта через маршрут полета. Летчик уже сталкивался в небе с грозой – огромная черная стена облачности от горизонта до горизонта, пронизанная на всю высоту всполохами разрядов встретила его эскадрилью на пути к Воронежу ровно год назад, тогда перед ними стояла боевая задача «любой ценой», и они нырнули в эту бездну, но задачу тогда не выполнили. Буря раскидала эскадрилью за считанные минуты, к цели никто не смог пробиться. Тогда вся эскадрилья благополучно вернулись на свой аэродром. Сейчас встающие на пути самолета тучи выглядели по сравнению с той бурей почти безобидно...
    На предполетном инструктаже в Ряжске командир эскадрильи предупредил летчиков о возможной грозе, заходить в грозовые облака запретил, по возможности нужно было их обходить, но и задание постараться выполнить. Тем более заместителю командира эскадрильи старшему лейтенанту Медведеву со штурманом эскадрильи Абоимовым предстояло провести тренировочный полет для штурмана звена Прозорова, в котором он должен, ориентируясь на пеленги наземных радиостанций, провести самолет по строго заданному маршруту, сначала до Иваново, потом до Орехово-Зуево потом вернуться в Ряжск. 173-й, до недавнего времени бомбардировочный, а теперь особого назначения истребительный полк дальнего действия около месяца укомплектовывался экипажами, техникой и готовился к предстоящим сложным и новым для авиации Красной Армии задачам. Им предстояло впервые использовать в бою радиолокационные станции, смонтированные на борту самолетов, научиться применять «Бостоны» в качестве истребителей, и сейчас они готовились к этому в режиме строгой секретности. Вот и сегодня бойцы охраны НКВД отошли от самолета только когда летчик закончил прогрев моторов и дал знак, что начинает рулежку на взлет.
    Одна из растущих на глазах дождевых туч упорно наползала на курс полета. Насколько хватало глаз, и слева и справа нарастали такие же ватные горы, от некоторых из них к земле уже тянулись темные нити ливня. Менять курс полета или идти прямо? Прошло всего около получаса с момента вылета из Ряжска и уже в самом начале полета придется ломать маршрут, чем усложнять работу штурмана. Да и туча с виду не представляла собой серьезной опасности, несколько минут болтанки, не больше. Самолет, не меняя курса, вошел в белую пелену...

    5.jpg
    6.jpg

    Лейтенант Медведев.
    летчик медведев.jpg

    Штурман Прозоров.
    штурман Прозоров.jpg

    Май 2013 года
    Крик журавля над головой заставил вздрогнуть и замереть на месте. Кроны деревьев не давали увидеть редкую для этих мест птицу, но крик повторился, подтвердив, что это не слуховой обман. Неспроста...
    Второй день поиска места катастрофы должен принести результаты, тем более, что в поселке удалось найти свидетеля событий далекого июля 1943 года, который подсказал направление поиска. Еще два шага после неожиданного крика журавля и динамик металлодетектора завопил густым басом, показывая на наличие в грунте скопления цветного металла. И вдруг осенило – вытянутая впадина справа за редкими кустами, поросшая березняком, выглядевшая так естественно в старом лесу, не что иное, как воронка. Расширяющиеся к одной из сторон края показывали направление удара. Еще несколько шагов, и из-за куста виден большой кусок мятого ржавого металла, лежащего у высокой сосны. Нашел... Это именно то место!

    Июнь1942 года
    Девятка «Бостонов» встав в круг над полевым аэродромом, готовилась к перелету на новое место. Следом взлетали еще две эскадрильи полка. Чуть более трех недель назад 57 ближнебомбардировочный авиационный полк получил приказ о перебазировании из Кировабада в полосу Южного фронта, и вот уже полк всем составом перелетает на аэродром «Копенки» в 30 км от Россоши.
    В предрассветной дымке командир 1-й авиационной эскадрильи капитан Осипов повел свою девятку «Бостонов» к новому месту базирования. Сзади слева в четком строю, шла вторая эскадрилья, и Осипов вдруг на несколько секунд увидел такую же девятку, только самолетов СБ, идущую в четком строю на цель в августовском небе 1941 г., таком же безоблачно чистом, и поэтому смертельно опасном. Вся девятка горела, но продолжала идти к цели... Из того, первого для них боевого вылета на бомбардировку целей у г. Ельня, вернулось 16 сильно потрепанных «Мессерами» и зенитками машин, а вылетело на задание 27. В тот же день, 8 августа 1941 г. соседний полк на таких же СБ вылетел полным составом на Ярцево, и ни один самолет не вернулся...
    Сейчас Осипов серьезно волновался за судьбу их полка, не повторится ли то же самое с ними сейчас, в небе над донскими степями. Конечно у них на вооружении уже не устаревшие СБ, а новые, совсем недавно прибывшие из США через Иран по Ленд-Лизу самолеты А-20 «Бостон», летные характеристики которых были намного выше. Теперь, после реорганизации, ВВС Красной Армии не подчинялись напрямую командованию фронтов и армий, сейчас 57 бомбардировочный полк вошел в 8 Воздушную армию Юго-Западного фронта, что вселяло надежду на гарантированное истребительное прикрытие при вылетах на боевые задания.
    Волновало и то, что многие экипажи не имели реального боевого опыта, не дрогнут ли они под огнем противника с земли и его истребителей? Заместитель Осипова старший лейтенант Медведев только 1 июня был назначен на эту должность, конечно, он прибыл в полк из Кировабадской ВАШ с достаточно большим опытом полетов на различных типах самолетов, в том числе и на А-20, но можно ли ему доверить судьбы экипажей его эскадрильи в критический момент? Осипов еще не ответил себе на этот вопрос. Медведев был волевой, исполнительный человек, четко выполняющий все указания командиров, хорошо знающий материальную часть и неплохо ориентирующийся в полете, но в нем не было так необходимой инициативы и энергии, позволяющих принимать нестандартные решения в критической ситуации, что очень часто губило многих летчиков, тем более в условиях современного ведения войны. Он постарается сохранить свою эскадрилью, опыт лета-осени 1941 года не пройдет даром...
    Эскадрилья, освещенная первыми лучами солнца, грациозно выстраивалась в круг для захода на посадку.

    Май 2013 года
    Из-под лопаты фрагмент за фрагментом показываются обломки дюраля, некоторые из них в краске, темно-зеленой и какой-то... не нашей. Наши самолеты такой краской не покрывали, да и сам металл несколько отличался от того, что приходилось видеть раньше. Вот и еще одно подтверждение – фрагмент надписи черной краской по трафарету, латинскими буквами. Саму воронку пока не трогаю, пытаюсь выявить периметр разлета обломков. На краю болота одолевают первые в этом году комары - пока еще начало мая и, пожалуй, самый теплый день в этом месяце. Новый сигнал детектора отвлекает от комаров и погоды. Новая находка еще больше подтверждает иностранное происхождение погибшего самолета – гильза от патрона калибра 12,7 мм, сбоку отверстие с вывернутыми наружу краями, взрыв пороха изнутри говорит о высокой температуре воздействия, на донце маркировка с латинскими буквами. А вот и еще одна, калибром 7,62 мм, от оборонительного пулемета штурмана. Сомнений нет, это А-20 «Бостон», как его называли в СССР, или «Havoс» - по классификации ВВС США, но какая модификация? Для подтверждения записи архивного документа не хватало еще одной гильзы.
    Подъехал Артем, который отвозил домой проводника. Звук автомобильного мотора чуть слышно донесся со стороны просеки ЛЭП. Вдвоем провести рекогносцировку будет куда проще – попробуем зашурфить противоположные стороны воронки, после этого станет ясно, проводить здесь экспедицию в составе нескольких отрядов, или достаточно просто еще один день прособирать обломки вокруг воронки – вдруг попадется что-то очень интересное?
    Артем, оглядев открывшуюся перед ним картину, практически сразу начал копать ближайший к дороге край воронки. Через час у нас была третья гильза - от 20 мм авиационной пушки «Испано» М-1, теперь можно сказать уверенно, что здесь погиб самолет А-20G1 – модификация тяжелого истребителя с мощным набором вооружения на борту. Обломков много, значит экспедиции быть!

    Октябрь 1942 года
    Личный состав 651-го истребительного авиационного полка ПВО с утра был построен возле летного поля одного из подмосковных аэродромов не зря – предстояло награждение отличившихся в летних боях с фашистскими захватчиками. Сам полк сейчас представлял собой бурлящий улей – постоянно прибывала новая техника, каждый день прибывали к новому месту службы летчики, штурманы и воздушные стрелки из разных полков, в основном с боевым опытом. Шло полным ходом перевооружение полка на самолеты А-20 американского производства, и сейчас старые летчики под личным руководством начальника штаба истребительной авиации ПВО генерала Пестова, осваивали новые для них машины в новом для них качестве, как ночные истребители. Очень часто отдельные экипажи отбывали на завод № 81 в Монино, где полным ходом шли работы по оснащению американских самолетов радиолокаторами и производились пробные полеты с новым оборудованием. Старший лейтенант Медведев всего несколько дней назад прибыл к новому месту службы на должность заместителя командира эскадрильи, и уже успел узнать, что в списках награжденных есть и его фамилия.
    Полк замер – зачитывался Указ Президиума Верховного Совета СССР. После того, как выкрикнули его фамилию, Константин Андреевич вернулся в строй с орденом «Красная Звезда» на груди. В его памяти в этот момент вновь всплыли вереницы вражеской техники у переправ через Оскол и на дорогах к Дону, дымные шапки от разрывов зенитных снарядов, невероятное напряжение каждого из тех 23-х боевых вылетов на Юго-Западном фронте. Сегодня же вечером он напишет своей супруге - Раисе Аркадьевне, которая осталась ждать его в Кировабаде, о том, что она может гордиться своим мужем.
    Еще будучи в полку, лейтенант Медведев получил две благодарности от командования за эффективную поддержку наземных войск и за уничтожение переправ противника, и вот теперь орден. Теперь он чувствовал, что полученный боевой опыт сильно поднял его боевой дух и уверенность в своих силах. Теперь предстояло освоить ставший привычным для него американский бомбардировщик в качестве ночного истребителя, и он справится с этой задачей!

    Июнь 2013 года
    Более основательная разведка места падения заняла один день. Приехав ранним субботним утром в лес, взрослый состав трех отрядов тщательно проверял дно воронки и прилегающую к ней местность. И надо сказать - не зря…
    Первую значимую находку сделала Лена, впервые приехавшая со своим мужем на подобное мероприятие, как говорится - новичкам везет. Не веря глазам, мы смотрели на рваную и гнутую металлическую пластинку в ее руке со следами черной краски - шильду от двигателя Райт-Циклон американского производства. Сквозь налипшую грязь виднелась надпись «AIR CORPS OR BUREAU NO.» и выбитые символы в светлом поле ниже этой надписи - AF42 - 153741. Быстро нахожу копию аварийного акта, найденного в ЦАМО в начале этого года. Так и есть, номер одного из двигателей в акте полностью совпадает с маркировкой на шильде! Но как она сохранилась после такой катастрофы!? Все найденные обломки мотора умещаются на ладони, большая часть из них сильно оплавлена, а сорванная с корпуса табличка хоть и пострадала, но сохранила всю информацию о двигателе.
    Через час новая находка. Теперь уже Артем держал в руках фрагмент таблички, порванный как лист бумаги огромной разрушительной силой удара. И опять каким-то чудом линия разрыва прошла чуть ниже номера мотора - AF42 - 153623. Сверяюсь с документом, но тут уже что-то не так. Вместо последней цифры «3» в документе стоит «8». Скорее всего опечатка. ведь первый номер совпал полностью, а второй отличается только последней цифрой.
    В тот день мы уезжали с места падения уже подтвержденного самолета. Теперь можно уверенно сказать, что найдено место гибели конкретного экипажа.

    Июль 1943 года
    Сережка бежал по пыльному проселку в сторону леса во главе ватаги мальчишек. Самым последним бежал маленький Васька, родившийся перед самой войной. Он изо всех сил пытался догнать своего брата, на попечение которого мать оставляла младшего брата, пока уходила работать на торфоразработки. Серега тоже бежал впереди, но постоянно оглядывался на брата, который уже сильно отстал от них.
    Впереди, над верхушками сосен, вставало черное облако дыма. Именно туда так спешила деревенская ребятня. Они видели, как пролетающий над их деревней самолет, вошел в облака. Видели, и как он вывалился оттуда, стремительно, по большой дуге, приближаясь к земле. Было хорошо видно, как от самолета отрывались какие-то части, и он, оставляя за собой в предгрозовом небе дымный след, на огромной скорости врезался в лес.
    Васька споткнулся и плашмя упал в дорожную пыль. Его рев догнал ребятню, когда они уже побегали к лесу. Сережка встал и крикнул в спину убегающим друзьям: «Подождите, подождите меня!». Он помнил, как мать отлупила его крапивой по голым ногам за то, что бросил брата, убежав купаться с друзьями на Нерль две недели назад. Тогда он оставил его у своего дома в деревне, а теперь, на краю леса, перед началом грозы, он не мог его оставить - тогда крапивой просто не обойдется! Сережка бросился к брату, и увидел, что другие ребята бегут ему на помощь. Так и несли они Ваську по очереди на плечах по лесной дороге, торопясь к месту катастрофы.
    Июль 2013 года
    Накануне вечером в 200 метрах от воронки, среди кустов черники, был разбит поисковый лагерь, и теперь ничто не мешало прямо с утра приступить к работе.
    За несколько часов воронка полностью проверена и просеян весь грунт из нее. Проверили дно глубинным металлодетектором - тишина. Самолет на огромной скорости врезался в песчаный пригорок, предположительно с сильным креном на правое крыло, оставив после себя воронку диаметром 8 метров. Огромной силы взрыв разметал самолет на мелкие фрагменты, рассеяв их более чем на 100 метров по направлению удара. Сильный пожар довершил начатое взрывом. Растет гора мелких обломков, в большинстве своем, от обшивки. Становится ясно - больше ничего значимого найти не удастся. Что случилось с людьми, находившимися в самолете при падении, представить очень трудно. Среди находок каблук от ботинка, наушник и несколько пряжек от парашютной системы - немые свидетели последних минут жизни экипажа…
    Артем вылез из воронки и, пройдя несколько метров в сторону, сел и начал снимать дерн. Что повело его на это место не знает даже он сам. Но именно на этом месте совок вывернул из земли вторую половину шильды, найденную Артемом месяц назад… Удивления не было, осталось ощущение, что так и должно было случиться.

    Июль 1943 года
    Лес впереди сильно горел. Из пламени то и дело доносились резкие хлопки, похожие на выстрелы. После одного из них над головой Алика срезало толстую ветку березы, и она с шумом упала, чуть не задев ребят, с опаской подходивших к месту катастрофы. Мгновенно поняв, что в огне рвутся боеприпасы, мальчишки рассыпались по низине, прячась за деревьями. И тут огонь, видимо, добрался до одного из патронных ящиков - сквозь гул пламени и треск обгорающих стволов деревьев послышались серия глухих выстрелов, и по веткам деревьев с шумом полетели осколки.
    Любопытство взяло верх над чувством самосохранения, и Алик, вытянув шею, выглянул из-за массивного ствола осины. В огне и дыму впереди почти ничего не было видно. Чуть ближе можно было различить светлеющие местами разломов, лежащие тут и там фрагменты деревьев, сметенных взрывом и дымящиеся металлические обломки. Совсем рядом - всего в нескольких метрах, на ветках молодой полусогнутой березы, висело что-то бесформенное, буро-красное, почему-то пугающее своим видом больше, чем огонь и близкие хлопки рвущихся патрон. Алик остановившимся взглядом смотрел на это что-то, смотрел с огромным желанием не смотреть, но не мог отвести взгляд. Волны горячего воздуха приносили с собой запах гари, авиационного топлива и… Алик понял, ЧТО висело на дереве недалеко от него. С ужасом он вжался в сырую траву под осиной, за которую прятался. Никто из них не заметил, что начался дождь.

    Июль 2013 года
    Воскресным утром мы собрались уезжать из леса. Работы закончены. Перед сборами все решили еще раз собраться у поклонного креста, поставленного накануне вечером у воронки. Теперь любой человек, проходящий мимо этого места, может узнать, кто и когда погиб на этом месте, в 2 км от д. Палашкино Камешковского района Владимирской области 70 лет назад.
    «Здесь 29 июля 1943 года в результате авиакатастрофы самолета А-20 «Бостон» 173-го авиационного полка особого назначения дальнего действия погиб экипаж
    - летчик, ст. лейтенант Медведев Константин Андреевич, 1911 г.р.,
    - штурман, лейтенант Прозоров Алексей Степанович. 1918 г.р.,
    - штурман, лейтенант Абоимов Руфим Александрович, 1917 г.р.,
    - воздушный стрелок, старшина Якименко Петр(?) Парфирович(?), 1914 г.р.
    Вечная память защитникам Родины!»
    Уезжая домой, мы посетили могилу летчиков на кладбище села Палашкино, убрали выросшую траву вокруг надгробия, постояли, молча глядя на имена, высеченные в камне.
    Памятник нужно менять. Теперь понятно, что вместо фамилии «Олейников» должна быть фамилия «Абоимов», которой там нет, а также менять инициалы Якименко, указанные на памятнике неверно. Эта работа еще впереди, но теперь ничто не мешает увековечить экипаж как подобает, вернуть ему имена, воскресить память о защитниках нашего неба.

    P.S.
    Через несколько дней после окончания работ на месте гибели экипажа, среди документов ЦАМО удалось найти данные на воздушного стрелка-оператора Якименко. Оказалось, что на самом деле звали его не Петр Парфирович, а Григорий Михайлович, родом с Украины, Полтавская область, Миргородский район, село Гаркушинцы.
    Все попытки найти родственников экипажа пока ни к чему ни привели…

    Все описанные события основаны на документах Центрального архива Министерства обороны, литературных источников и показаниях свидетелей трагедии.

    Выражаю благодарность в сборе информации и помощи при проведении поисковых работ: Жителям п. Мирный Камешковского района Ефремовой Нине и Сергееву Виктору Ивановичу, свидетелю трагедии Болдину Альберту Ивановичу, учителю МОУ Мирновская средняя общеобразовательная школа Фокеевой Ирине Владимировне, директору Камешковского краеведческого музея Кудряшовой Светлане Борисовне, главе сельского поселения Мирновское Игониной Надежде Федоровне, всем участникам поисковых работ из поисковых отрядов «Небо Родины», «Звезда», «Амулет», «Исток», «Земляк» и энтузиастам из г. Камешково.
    Особая благодарность корреспондентам Дмитрию и Полине Артюх за грамотное и интересное освещение нашей работы.

    Фото с поисковых работ.

    1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 4 мар 2014
    Юлиа, Джуз, FVFERRUMS и 12 другим нравится это.
  2. Seregas1979
    Offline

    Seregas1979 Команда форума Команда форума

    Регистрация:
    14 июл 2013
    Сообщения:
    1.692
    Спасибо:
    1.490
    Отзывы:
    20
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московская область
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Поиск
    Спасибо!!!!
     
  3. пани Щелкан
    Offline

    пани Щелкан Новобранец

    Регистрация:
    20 мар 2011
    Сообщения:
    9
    Спасибо:
    7
    Отзывы:
    0
    Из:
    москва
  4. ovid
    Offline

    ovid Фельдфебель

    Регистрация:
    4 янв 2013
    Сообщения:
    68
    Спасибо:
    226
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Юг
    Интересы:
    ВСЕ
    Спасибо!
     
  5. SWEI
    Offline

    SWEI Приказный

    Регистрация:
    20 мар 2013
    Сообщения:
    21
    Спасибо:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Махачкала
    Интересы:
    нумизматика.история..
    Спасибо!!!
     
  6. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.902
    Спасибо:
    46.170
    Отзывы:
    621
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Спасибо за ваш труд :sbboy:
     
  7. sitaauk
    Offline

    sitaauk Фельдфебель

    Регистрация:
    31 май 2013
    Сообщения:
    33
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Estonia
    Из:
    alma ata
    Хорошая работа:wink:
     
  8. Khron
    Offline

    Khron Фельдфебель

    Регистрация:
    15 июн 2012
    Сообщения:
    48
    Спасибо:
    31
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Моск.обл.Чехов
    Спасибо!!!
     
  9. kalpa46
    Offline

    kalpa46 Фельдфебель

    Регистрация:
    3 июн 2011
    Сообщения:
    32
    Спасибо:
    19
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    калининград
    Да... Спасибо большое. Просто здорово. История событий поиска и событий, происшедших во время войны, настолько прочувствованы. За душу берет. Еще раз спасибо и большое уважение за работу и репортаж с места событий.
    С уважением, kalpa 46. Калининград
     
  10. Татьяна**А
    Offline

    Татьяна**А Сибирячка Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    2.805
    Спасибо:
    4.952
    Отзывы:
    123
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск
    Спасибо огромное за такую замечательную тему, за поиск, за неравнодушие!
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)