Автомобили в гражданской войне

Тема в разделе "Гражданская война в России", создана пользователем Wolf09, 28 окт 2015.

  1. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В Гражданской войне применялось немало автомобилей различных марок, оставшихся от Императорской армии, поставленных Белым и национальным армиям из различных стран. Конечно немало автомобилей было и в войсках интервентов.
    В Красную армию такие авто попадали уже в качестве трофеев.

    001.jpg
    Германский автомобиль "Престо" (Presto) модели 1916 года.
    Поляки на улицах Тернополя готовятся оставить город перед наступлением Красной армии. 1920 г.

    002.jpg
    Автомобиль "Ауди" генерала Деникина. 1919 г.

    003.jpg
    FIAT 15 Ter из 1-й автобоевого отряда при ВЦИК. 1918 г.

    Созданный в 1918 году первый автобоевой отряд при ВЦИК - изначально создавался как "сверхсила", преторианцы, способные при случае разогнать десятикратно превосходящего противника. Ну, и на их вооружение денег и материальных ресурсов (без которых задыхался фронт, кстати) не жалели. На 30 человек списочного состава, к примеру, приходилось 12 пулеметов "Максим", половина нормы немецкой пехотной дивизии того времени и полковая норма уже развалившейся российской императорской армии. Пулеметы устанавливались в грузовики FIAT 15-Ter сначала как два отдельных пулемета - но так было тесно и патроны возить негде.

    004.jpg

    Поэтому очень быстро от "просто два пулемета в кузове" отказались, - проще вышло изготовить специализированную спаренную установку, на которой из двух пулемет мог стрелять один человек. Конечно, на гибкости огня это сказалось отрицательно. Но в условиях недостатка автомобилей - наверное, это было сделано правильно.

    Да и эффект от двух пулеметов одновременно должен был быть получше, чем от двух "расположенных" (просто поставленных) в кузов.


    А.М.ИВАНОВ. ПЕРВЫЕ АВТОСАНИТАРНЫЕ ОТРЯДЫ

    У нас в Петрограде практическая работа по созданию автосанитарных отрядов :началась в январе 1919 года. Петроградское военно-санитарное управление возложило формирование автосанотрядов на доктора Павла Борисовича Хавкина - начальника Петроградской «скорой помощи» - и его помощника Льва Исааковича Дембо. Вслед за этим на Малом проспекте Петроградской стороны, на участке домов № 1-а и 1-6, была создана соответствующая база.

    В феврале 1919 года мне предложили перейти на службу в эту организацию.

    Несколько слов о том, что собой первоначально представляла база формирования. В помещения старых боксов (гаражей) частных прокатчиков автомобилей пригласили слесарей, сборщиков, шоферов и автомехаников. Они стали первыми работниками базы. Им пришлось собирать авто՛ машины из разных блоков, узлов и деталей (шасси, колес, моторов, радиаторов, кузовов), которые были обнаружены в гаражах частников и на кладбищах старых машин. Буквально из старья и хлама были собраны, отремонтированы и поставлены на ход первые семь автомашин: санитарная автомашина «моундслей», три машины «джеффери», одна марки «непир», один грузовик «уайт» и легковой автомо-биль «делаге». Образовался первый автосанотряд, названный 6-м пунктовым автосанитарным отрядом. Командиром отряда назначили меня.

    Вспоминаю некоторых шоферов и их помощников, особенно горячо и деятельно работавших на ремонте автомобилей. Это, прежде всего, Николай Кузнецов, Василий Иванов, Николай Романов, Крылов, Сепп, Чалов, Маслов, Родзевич. Их зачислили в штат 6-го отряда. Помощником командира отряда стал Роман Романович Зоммер, делопроизводителем - Ян Карлович Арберг, санитаром - Портянкин. Всего в отряде насчитывалось 7 автомашин с командой 27 человек.

    В конце июня 1919 года наш отряд был отправлен на Петроградский фронт. Его прикомандировали к 6-й стрелковой дивизии 7-й армии, в селе Ополье мы поступили в распоряжение дивизионного врача Смородинова, военкома Тимоско. Первое задание, которое мы получили, - перевозка раненых из Котлов на станцию Веймарн для погрузки их в санитарный поезд, в Котлы ушли две автомашины. Две другие выделили для обслуживания 19-й стрелковой дивизии, отправив их в село Яблоницы.

    В напряженной работе прошло три месяца. 29 сентябри командование 6-й стрелковой дивизии приказало перевести наш отряд ближе к Петрограду. Сначала мы перебазировл лись в деревню Чирковицы, а затем в Красное Село. Здесь отряд находился до 5 октября, фронт приближался к Петрограду. Пришлось нам вернуться в город, на базу формирования, которая теперь располагалась в помещении бывшего садоводства, в Таврическом саду. Раненых в это время обслуживали непосредственно автомашины из Петрограда.

    С тех памятных дней и до конца гражданской войны, точнее до 1922 года, в Потемкинском гараже шло формирование автосанитарных отрядов, в помещении здания бывшей оранжереи были оборудованы мастерские с отделениями: моторным, электрическим, медницким, вулканизационным, столярно-корпусным, механическим и другими, в здании гаража, помимо стоянки на 40 машин, размещались кладовые резины и запчастей, в подвале - склад горючего и смазочных материалов. База укомплектовывалась работниками по штатам армейского автосанитарного отряда и насчитывала 200 человек военнослужащих и вольно-наемных.

    В период с 1919 по 1922 год при моем участии было сформировано в Петрограде и отправлено на Петроградский, Восточный, Западный и Южный фронты восемь пунктовых автосанитарных отрядов. Каждый отряд состоял из 27 человек при одной легковой, одной грузовой и пяти специальных (санитарных) автомашинах. Кроме того, база сформировала четьіре армейских военно-санитарных автоотряда в составе 35 автомашин и одного мотоцикла, в каж-дом таком отряде насчитывалось 180-200 военнослужащих.

    в начале 1920 года создается 1-й Особый автосанотряд, предназначенный для борьбы с холерой и тифом в Петрограде. Командовал отрядом Георгии Иванович Занкович, его помощником был Р. Р. Зоммер.

    В январе 1920 года к нам на переформирование прибыл с Урала из 3-й армии 1-й армейский автосанитарный отряд под командованием Германа. Он имел 35 автомашин «фиат» американской сборки, захваченных у белой армии Колчака. После того как машины подремонтировали, отряд пополнился личным составом - питерскими специалистами - и отправился на Южный фронт.

    Мобилизация автомашин санитарного типа и грузовиков малого тоннажа производилась по учреждениям, заводам, воинским частям. Кроме того, база получала частично отремонтированные автомобили из мастерских № 8 и мастерских Петроградского военного округа (они располагались на Ковенской улице). Научились наши работники и сами собирать машины из автомобильных частей различных иностранных марок. Так, моя легковая машина была собрана из таких деталей: шасси фирмы «тальбот», кузов - «пежо», радиатор - «непир», колеса на деревянных спицах - неизвестно какой марки.

    Запчасти и инструмент мы частично делали у себя, частично получали со складов окружного военно-инженерного управления, а также со складов Главного военно-инженерного управления - из города Бежецка. Авторезину поставлял завод «Треугольник». Колеса подгонялись под имевшиеся в наличии камеры и покрышки, подбирались соответствующих размеров обода с клиньями («сухарями»). В большинстве случаев на покрышки путем вулканизации наносились десятки заплат по протектору и ободам, камеры тоже были не лучше. Не только умением, но и смелостью отличались те шоферы, кто ездил на такой резине и заново скроенных колесах. Тут же в гараже изготовлялись кузова машин и подвески для носилок. Магнето ремонтировались (включая перемотку катушек) специалистами-магнетчиками. В качестве устройства для освещения фар применялись генераторы с карбидной зарядкой. Мы постоянно испыты вали большую нужду в горелках для фар, а также в запальных свечах зажигания.

    Горючим для автомашин обычно служили керосин или спирт с ментолом. Инженер «скорой помощи» Муравьев изобрел специальный подогреватель смеси (до впуска ее в камеру сгорания), позволявший использовать в качестве горючего керосин. Этот «Муравьевский подогреватель» использовался в Петрограде всеми гаражами.

    Формировавшиеся в Петрограде автосанитарные отряды пополнялись главным образом за счет питерских рабочих. Так, например, 12-й армейский автосанотряд, отправленный в 1920 году на Западный фронт под моим командованием, состоял из 199 военнослужащих, в основном питерских рабочих - шоферов, слесарей и прочих автоспециалистов. Командный состав полностью набирался из питерцев. С Петроградских курсов красных техников (первого выпуска) поступили к нам: помощник командира отряда по техни-ческой части Николай Романов, помощник по учету и техническому снабжению Сергей Сидоров, заведующий складом горючего и смазочных материалов Иван Чирков, начальники автоколонн два брата Федоровы и многие другие специалисты. На молодых командиров-энтузиастов, достаточно технически подготовленных и дисциплинированных, можно было вполне положиться.

    Питерцы на фронтах гражданской войны. Л., 1970. С.369-373.


    Московский завод АМО в начале 20-х годов на 70% реконструировал старые грузовики «Уайт», приобретенные в свое время в больших количествах для русской армии. АМО по существу не ремонтировал, а изготовлял заново машины, сохраняя лишь раму. Завод делал сам коробки передач, блоки цилиндров, дифференциалы, радиаторы, колеса и другие узлы и детали.
    Грузовики «Уайт—АМО» имели алюминиевый картер двигателя, коленчатый вал на шарикоподшипниках, цепную передачу, литые стальные колеса и сплошные резиновые шины, руль был расположен слева.
    Всего из ворот завода вышло около сотни грузовиков «Уайт—АМО».

    005.jpg

    Годы постройки — 1922—1924;
    колесная формула — 4X2;
    грузоподъемность — 3000 кг;
    двигатель: число цилиндров — 4,
    рабочий объем — 3684 см,
    мощность — 30 л.с. при 1400 об/мин;
    число передач — 4;
    масса в снаряженном состоянии — около 3500 кг;
    скорость — 21 км ч;
    длина — 6300 мм;
    ширина — 2050 мм;
    база — 4200 мм.

    006.jpg
    Курский полк Железной дивизии на параде после освобождения Симбирска.

    007.jpg
    Прибытие Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака в штаб армии.
    Омск, 1919 год

    авто.jpg
    Разгрузка французских армейских тягачей "Латиль" (Latil TAR 4x4). Владивосток.
    Ноябрь 1919 года

    авто 2.jpg
    Владивосток, 31 января 1920г.

    авто 3.jpg
    Владивосток, 31 января 1920г.

    авто 4.jpg
     
  2. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Грузовики Гражданской войны

    002.jpg 001.jpg

    003.jpg 004.jpg 005.jpg

    007.jpg 006.jpg 18.jpg 008.jpg 009.jpg 11.jpg
    13.jpg 12.jpg

    14.jpg

    15.jpg

    16.jpg 17.jpg

    19.jpg 20.jpg

    21.jpg
     
  3. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.652
    Спасибо SB:
    1.582
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Похоже, пневматических шин на грузовиках тогда не было - монолитный каучук?
     
    Wolf09 нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Вот по этому фото с ПМВ 13 армии не могу разобрать.
    Толи камера, толи так цельное изделие выглядит.

    003.jpg
    Походная кузница автомобильной команды штаба армии.
     
  5. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.652
    Спасибо SB:
    1.582
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    На некоторых колесах что-то похожее на щтуцеры точит, напр., второе фото снизу /передняя шина/
     
    Wolf09 нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Да, согласен, тоже разглядел.

    20.jpg
     
  7. Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    8.495
    Спасибо SB:
    23.166
    Отзывы:
    514
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губерния
    Интересы:
    Реставрация
    Видимо были разные. И пневматические и цельнорезиновые шины в одно время.

    DSC04627.JPG DSC04628.JPG DSC04655.JPG DSC04656.JPG

    Пневматические шины на грузовиках появились уже в 1913 году.

    "1839 г. — американец Чарльз Гудьир создал прообраз существующей резинотехнической смеси на основе процесса "вулканизации" каучука с серой.
    1846 г. — шотландец Роберт Томсон официально зарегистрировал изобретение пневматической шины "воздушное колесо".
    1888 г. — шотландец Джон Данлоп практически применил пневматическую шину на велосипеде.
    1895 г. — французы, братья Андре и Эдуард Мишлен впервые практически применили пневматическую шину для легкового автомобиля.
    1890 г. — англичанин Чарльз Уэлтч предложил разделить понятие и конструкцию: "колесо" и диск, пневматическую шину и камеру.
    1913 г. — начало применения пневматических шин для грузовых автомобилей.
    1948 г. — изобретена и применена конструкция "радиальной пневматической шины".
    1956 г. — появилась бескамерная шина.
    Наше время — эпоха бескамерных радиальных шин "низкого профиля". (с)
     
  8. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Добавлю автомобиль Врангеля (Харьковский институт).
    Как прекрасно виден пневмоштуцер [​IMG]

    000.jpg

    Далее по общей теме.
    Фото из Владивостока.

    001.jpg

    002.jpg
     
  9. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    10-й Авто-грузовой отряд
    Евпатория
    1860-1270479045.jpg

    Митинг в части РККА

    2037-1460100172.jpg

    02.jpg
     
    rar-archive и Андрей Бутерман нравится это.
  10. Offline

    Geradot Фельдфебель

    Регистрация:
    25 сен 2014
    Сообщения:
    48
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ДВ
    Интересы:
    много чего
    Если Алексей (Wolf09 ) не против , внесу свои "пять копеек" в эту тему.
    Как раз занят сканированием своего Владивостокского архива и кое что имеется для этой темы.

    img006.jpg

    AEFS - Американский Экспедиционный корпус в Сибири . Владивосток. 1919

    img015.jpg

    Владивосток 1920 (?)

    img017.jpg

    далее все снимки так же Владивосток

    img034.jpg img026.jpg

    img035.jpg img057.jpg img058.jpg img066.jpg img081.jpg

    img097.jpg img108.jpg img109 2.jpg img109.jpg img126.jpg img198.jpg img288.jpg img292.jpg

    img307.jpg img326.jpg img327.jpg img329.jpg img341.jpg img351.jpg img366.jpg img385.jpg img390.jpg img399.jpg img397.jpg img330.jpg img137.jpg
    Сообщения объединены, 29 янв 2018, время первого редактирования 29 янв 2018
    немного колесной бронетехники , Владивосток. img020 2.jpg img020.jpg img021.jpg img023.jpg img125.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За интересные фото материалы!) 30 янв 2018
  11. Offline

    Geradot Фельдфебель

    Регистрация:
    25 сен 2014
    Сообщения:
    48
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ДВ
    Интересы:
    много чего
    Владивосток 1918

    img071.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 1 фев 2018
    Андрей Бутерман нравится это.
  12. Offline

    Geradot Фельдфебель

    Регистрация:
    25 сен 2014
    Сообщения:
    48
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ДВ
    Интересы:
    много чего
    Продолжаю сканировать ... и продолжаю находить фото с автомототранспортом .
    Прошу прощения , за не атрибуцию автомобилей. Пока совершенно нет время . Буду признателен тому , кто это сделает .
    Владивосток 1920 г. День пролетариата .
    img024.jpg img025.jpg img029.jpg
    Сообщения объединены, 1 фев 2018, время первого редактирования 1 фев 2018
    Броневики , большевики . Владивосток 1920 г.

    img037.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 1 фев 2018
    Андрей Бутерман и vadimir нравится это.
  13. Offline

    Geradot Фельдфебель

    Регистрация:
    25 сен 2014
    Сообщения:
    48
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ДВ
    Интересы:
    много чего
    Продолжаю ... Владивосток
    img054.jpg img066 2.jpg img067.jpg img082.jpg img084.jpg
     
    Dolphin, rar-archive и Андрей Бутерман нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Бронемобили 1918-1919 гг.
    Ростов на Дону.

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    Красногвардейцы Путиловского завода на броневике «Лейтенант Шмидт», захваченном у юнкеров в ночь на 23 октября 1917 года.

    ps71bha9n8jct1ajv3.jpg
     
    Dolphin, rar-archive, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Волк - одиночка Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    13.380
    Спасибо SB:
    65.350
    Отзывы:
    997
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Дни революции в Москве. Вооруженный грузовой автомобиль.
    1917 год.

    as8fbfbd3njyzerzhj.jpg
     
    Dolphin, rar-archive, Geradot и ещё 1-му нравится это.
  16. Offline

    rar-archive Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 авг 2011
    Сообщения:
    208
    Спасибо SB:
    294
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Казань
    Интересы:
    краеведение, генеалогия
    Жаль тема моторизованных бициклов не раскрыта
     

Поделиться этой страницей