"Акула" Российской Империи

Тема в разделе "Россия. Русская Императорская Армия", создана пользователем zunder1, 30 июн 2014.

  1. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    88.001
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    0.jpg
    Подводная лодка "Акула" 1909 года. Фото: Архивное фото

    Почти 100 лет оставались неизвестными место и обстоятельства гибели первой русской подводной лодки «Акула», которая ушла в последний свой боевой поход в Финском заливе в ноябре 1915 года. В год 100-летия Первой Мировой войны, в серии погружений 23 июня 2014 года дайверы команды Deep Explorer (Эстония) обнаружили на 30-метровой глубине неизвестный объект, который сходу не удалось идентифицировать...
    http://rus.tvnet.lv/novosti/obschje..._na_dnje_eto_pjervaja_podvodnaja_lodka_rossii
     
    Пашка, Димсаныч, Ludkin и 4 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    88.001
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.407
    Спасибо SB:
    122.150
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Подводная лодка "Акула" в начале Первой мировой оказалась одной из немногих подлодок Балтийского флота, которые были способны действовать у побережья противника. Это во многом определило дальнейшую напряженную боевую службу подлодки.

    Вечером 4 декабря 1914 года подводная лодка "Акула" находилась в открытом море. Бушует пурга, ветер мчит спрессованный снег – зимняя Балтика штормит. Моментами видимость была практически нулевой. В это время на мостике находились командир подводной лодки капитан второго ранга Власьев С.Н., вахтенный начальник мичман Терлецкий К.Ф. и унтер-офицер рулевой Пастэ Иван. Волны захлестывают подводную лодку, однако она упрямо продвигается вперед, поскольку Власьев ищет вражеские суда. Перед выходом в море командиру подводной лодки в штабе сообщили: замечен германский крейсер "Аугсбург", являющийся заманчивой целью. Вот и идет подлодка "Акула" в надводном положении, хотя при подобных погодных условиях давно нужно было погрузиться.

    Разглядеть что-то сквозь снежную мглу практически невозможно. Но нет, оказывается возможно! -"Справа корабль! До него от двадцати до двадцати пяти кабельтовых! Движется встречным курсом!" Иван Пастэ являющийся одним из лучших рулевых-сигнальщиков Балтики и только недавно произведенный в унтер-офицеры за заслуги, и на этот раз не повел. -"Молодец, - отвечает командир, всматриваясь вдаль. – Вижу! "Аугсбург"! Всем вниз!" Терлецкий и Пастэ нырнули в люк. До того как последовать за ними, Власьев рукавицей смахнул с головки перископа снег. Однако пурга с каждой минутой усиливалась. Спустившись в рубку и задраив люк, командир приник к окуляру перископа, однако решительно ничего не увидел. Линзы мгновенно покрывались снегом. Лодка ослепла. Возможна ли атака в данных условиях? - "Константин Филиппович, что будем делать? - спросил Тердецкого командир и, не дожидаясь от вахтенного начальника ответа, сказал: - "Выход только один: необходимо вновь подниматься на мостик, подводная лодка – в позиционное положение, буду командовать сверху. Здесь останется рулевой. Пошли!"

    Зашумели насосы. Подводная лодка "Акула" начала принимать в концевые цистерны воду. Долго, очень долго погружались первые подводные лодки Бубнова И.Г. – 3 минуты – и поэтому командир принял решение привести подлодку в позиционное положение, когда над поверхностью остается лишь одна рубка.

    На погружение в этом случае уйдет всего одна минута. Даже если вражеский крейсер обнаружить российскую подлодку, что в данных условиях весьма сомнительно, у нее останется время для погружения.

    Открыв верхний люк, Власьев и Терлецкий вновь заняли место на крохотном мостике, львиная доля площади которого была занята тумбами двух перископов. На офицеров обрушились и небо, и море. Ураганным ветром несло снег, мостик яростно штурмовали волны. Мостик заливало как в походном положении, так и во время позиционного положения, когда он находился с поверхностью моря почти вровень, офицеров от ударов волн практически ничто не ограждало. Они шли в атаку практически "верхом" на лодке. При малейшей ошибке рулевого-горизонтальщика – подлодка зароется носом, и офицеры будут смыты за борт. Однажды на подлодке "Пескарь" произошло то же самое. Остановка буксира (подлодка буксировалась), просчет рулевых, и в итоге командир и механик, которые находились на мостике, нашли свою могилу в волнах. Терлецкий и Влаьев помнили этот случай. Однако тогда стояла июльская жара, а в этот раз – декабрь, пурга, мороз. На мостике подлодки "Акулы" посреди ревущего моря в храбрости двое состязались. Состязались. И тому была причина… Рядом с ними в этот момент как бы находилась и жена Власьева, Иоанна Александровна, которую преданно любит Тердецкий. Власьев знает об этом, но к подчиненному не питает никакой вражды: в его сердце место Иоанны Александровны заняла другая женщина. Разрыв уже неизбежен, однако Власьеву не безразлично, кто будет воспитывать его детей – двух сыновей и дочь. Уже решено, что дети останутся с матерью. Командир и Тердецкий давно знаком, он в нем уверен, но не может еще раз проверить качества человека, которого дети Власьева будут называть отчимом. Поэтому не только боевая необходимость заставила командира подводной лодки решиться на отчаянный шаг и выйти в атаку "верхом" на подлодке.

    На лодку накатывает волна за волной… Через открытый люк падают потоки воды. Очень плохо. Подлодка принимает лишнюю воду именно тогда, когда в цистернах она учтена и точно сбалансирована. - "Это плохо, - крикнул Власьев. – Лодку утопим. Необходимо задраить люк!" - "А как связываться с рубкой?" – прокричал Терлецкий практически в самое ухо командира, поскольку море попросту ревело. - "Будем отдавать команды через верхний вентиляционный клапан, благо сейчас он открыт. Задраить люк!" Приказ командира Терлецкий выполнил. Германский крейсер приближается. Его силуэт то вдруг возникал, пурга, словно исчерпав злость, делала передышку, то вновь исчезал в снежной пелене. Пуск торпед! Однако они прошли мимо. В рапорте Власьев докладывал: "Вероятными причинами было следующее: плохое прицеливание в связи с малой видимости, меняющаяся пурга, а также то, что, оставаясь наверху, главное внимание приходилось уделять тому, чтобы перекатывающие волны не смыли за борт, - во время выстрела я едва успел схватиться за поручни".

    В рапорте будет и такая запись: "Считаю своим долгом отметить самоотверженную работу господ офицеров и команды во время плавания в столь тяжелых условиях… также необходимо отметить самоотверженную и полезную деятельность мичмана, вахтенного начальника, Терлецкого, выдающегося во всех отношениях офицера, заслуживающего по способности, характеру и знаниям особого отличия по службе".

    Акула.jpg Акула 2.jpg
    Зимой 1914-1915 годов во время ремонта в носовой части надстройки было установлено орудие калибра 47 мм. Поскольку в составе Балтийского флота отсутствовали подводные минные заградители специальной постройки подводную лодку "Акула" к осени 1915 года оборудовали устройством для перевозки и поставки четырех мин, использовавшихся на подводном минном заградителе "Краб" Черноморского флота.
    Мины крепились в гнездах бугелями позади рубки на верхней палубе, а после освобождения походных креплений вручную скатывались по наклонным кронштейнам за борт. Практические испытания проведенные на Ревельском рейде дали положительные результаты. 14 ноября 1915 года командир подводной лодки капитан второго ранга Гудим Н.А. повел подводную лодку "Акула" в семнадцатый с начала войны боевой поход для постановки южнее Либавы мин.
    Вечером 15 ноября 1915 года подводную лодку "Акула" видели с береговых постов у берега, где судно укрывалось от шторма. Это последние сведения – обстоятельства гибели подводной лодки "Акула" остаются тайной по сей день.

    Памяти экипажа ПЛ "Акула"



    На дне Балтийского моря





    http://blackseafleet-21.com/newsid/5050
     
    flyagi, Димсаныч, Ludkin и 3 другим нравится это.
  5. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    88.001
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Wolf09,
    спасибо за поддержку темы! +
     
    Seregas1979 и Wolf09 нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.407
    Спасибо SB:
    122.150
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Мы одна команда :sbboy:
     
    Seregas1979 и zunder1 нравится это.
  7. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    88.001
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    "Акула", Россия, 1906-1911 г.г.

    akula.jpg


    Самой лучшей из подводных лодок Балтийского флота к началу первой мировой войны была «Акула» прямая предшественница знаменитых «Барсов». Особенностью «Акулы» являлось очень мощное вооружение: 8 торпедных аппаратов - 2 носовых, 2 кормовых и 4 наружных решетчатых.
    Водоизмещение: 370/468 т. (надводное/подводное положение)
    Тип двигателя: дизель-электрический
    Мощность: 3Х300/1Х300 л.с.
    Скорость: 10,7/6,4 узлов
    Длина: 56 м.
    Ширина: 3,7 м.
    Высота: 3,4 м.
    Глубина погружения: 50 м.
    Вооружение: 8 торпедных аппаратов;1 пулемет.
    Дальность плавания: 1000/28 миль


    akula3.jpg

    25 сентября главный инспектора кораблестроения получил от Бубнова И.Г. докладную записку, в которой он указывал на то, что бензиновые двигатели, установленные на подводных лодках, имеют повышенную взрывоопасность. Бубнов предлагал заменить два бензиновых двигателей (мощность каждого 600 л.с.) парой дизелей мощностью 600 и 300 лошадиных сил, работающих на один вал последовательно. Для сохранения проектной скорости, конструктор считал возможным уменьшить на 305 миллиметров ширину подлодки и отказаться от использования в обшивке корпуса дерева. Также, Бубнов предложил заменить шесть торпедных аппаратов Джевецкого и один трубчатый четырьмя трубчатыми аппаратами с четырьмя запасными торпедами.
    Внесенные изменения МТК одобрил. Кроме этого, был рассмотрен и утвержден проект малой подлодки водоизмещением 117 тонн, представленный Бубновым И.Г. Данная лодка имела на вооружении два носовых трубчатых аппарата. Основанием для начала разработок послужили выводы комиссии МГШ о том, что в составе флота должны иметься два типа подводных лодок – прибрежные и крейсерские. Во время совещания МТК был одобрен проект малой подлодки, а также изменения которые были внесены в документацию 360-тонной подводной лодки. Балтийский завод должен был построить данные подводные лодки. Общее наблюдение было возложено на корабельного инженера Бубнова. На основании резолюции Морского министра Бирилева А.А., последовавшей затем, Отделом сооружений ГУКиСа 9 февраля 1906 года Балтийскому заводу был выдан наряд №4457, согласно которому завод в течение 20 месяцев должен был построить две подводные лодки водоизмещением 117 и 360 тонн. 0.jpg

    Заказ Балтийскому заводу с самого начала профинансировали лишь 200 000 рублей. Явно недостаточная сумма, которой хватило только для того чтобы развернуть подготовительные работы и приступить к переговорам с контрагентами. Заводскими специалистами летом 1906 года велись переговоры с германской компанией "МАН" (Аугсбург), занимавшейся в то время постройкой дизельных двигателей мощностью 300 л.с. для подводных лодок французских ВМС. Такие двигатели хотел создать и завод "Л.Нобель" (Санкт-Петербург), но это представлялось очень сомнительным, поскольку у предприятия отсутствовал опыт. Бубнов И.Г. 19 августа представил в МТК докладную записку, в которой предлагал изменить энергетическую установку для подводного хода. Поскольку предполагавшийся 600-сильный дизель в габарит прочного корпуса не входил и имел некоторые недостатки, Бубнов высказал предложение использовать три дизеля по 300 л.с., которые будут работать вал каждый на отдельный.

    Столь необычный проект рассматривался во время заседаний МТК - 21 августа, 22 сентября и 13 октября. Члены комитета 21 августа предложили приостановить постройку подводной лодки и заказать один дизель для проведения всесторонних испытаний. Данное решение отодвигало принятие подводной лодки в строй на неопределенное время, в связи с чем П.Ф. Вешкурцев, начальник Балтийского завода, ответственность за постройку 117- и 360-тонных подводных лодок взял на себя 13 октября МТК принял данное предложение. В октябре заводом было представлено МТК технические условия, утверждение которых состоялось 7 декабря. Данную дату и нужно считать началом постройки подводных лодок.
    1.gif

    В январе 1907 года заводу "Л.Нобель" выдали заказ на три 300-сильных двигателя и два 120-сильных двигателя, заводу "Вольта" (Ревель) - на гребные электродвигатели. Срок поставки дизелей – 15 месяцев со дня заказа. Аккумуляторные батареи в течение 11 месяцев должна была поставить французская компаний "Мэто". Корпусные работы велись достаточно быстро, в особенности на подводной лодке водоизмещением 117 тонн, которую официально заложили 6 февраля 1906 года. Малая и большая подлодки Балтийского завода 14 июня 1907 года были зачислены в списки флота. Субмарины получили названия "Минога" и "Акула".

    История постройки подводных лодок "Минога" и "Акула" во многом похожи, в основном из-за аналогичных трудностей при создании заводом "Л.Нобель" дизельных двигателей надводного хода, что во многом задержало вступление подводных лодок в строй.

    Спустя 22 дня после того как МТК утвердил спецификации, Балтийским заводом был выдан заказ Южно-Русскому Днепропетровскому заводу на поставку стали для корпуса подводной лодки водоизмещением 360 тонн. Первая партия металла массой 1569 пудов 19 фунтов (25 тонн) поступила 30 марта 1907 г. на стапель. Работы велись без бесконечных согласований с разными ведомствами и обычной канцелярской волокиты. Это стало возможным благодаря принятому 13 октября 1906 года решению МТК в котором говорилось: "… считать подводные лодки в 117 и 360 тонн опытными, практическое выполнение постройки предоставляется организовать Балтийскому заводу … по усмотрению завода, а не по утвержденным чертежам, в пределах утвержденных тех. требований и со свободою выбора типа и числа двигателей…, кроме этого, завод должен разработать… все детали… провести предварительные испытания… подводные лодки в плавании своими средствами до момента удовлетворительной сдачи в казну".

    Несмотря на благоприятные условия, постройка задержалась в связи со срывом сроков изготовления двигателей для надводного хода - завод "Л. Нобель" представил их к сдаче только в марте 1909 года, то есть с опозданием практически на год. Монтаж дизельных двигателей и новой аккумуляторной батареи, поставленной фирмой "Мэто" вместо сгоревшей, ушло все лето. За установкой дизелей наблюдали лично Бубнов И.Г., инженер-технолог Бубнов Г.Г. и старший мастер Ругэ Г.Э.

    Подводная лодка "Акула" 22 августа 1909 года благополучно сошла на воду. По окончании достроечных работ подлодка, которой командовал старший лейтенант Власьев С.В., вышла в Бьоркэ-Зунд для осуществления предварительных заводских испытаний.
    Во время данных испытаний была выявлена необходимость замены гребного электрического двигателя на более мощный, гребных винтов, установки на трубчатые торпедные аппараты волнорезов.

    В течение месяца все недостатки были устранены в Кронштадте во время докования. Во время повторных испытаний была выявлена полная непригодность новых гребных винтов – в надводном положении достигнутая скорость не превышала 8,5 узлов, поэтому было принято решение оставить старые винты.

    Винты в третий раз установили в кронштадтском плавучем доке. 4 октября 1909 года подводная лодка "Акула" выйдя из дока, прошла в Бьоркэ-Зунде для повторных заводских испытаний. Из-за ранних морозов контр-адмирал Главный инспектор минного дела Лиллье В.А. приказал отложить сдаточные испытания до момента перехода подводной лодки в Ревель. Подводная лодка "Акула", после непродолжительной стоянки у Балтийского завода, вышла в Ревель из Санкт-Петербурга. В Морском канале подлодка перескочила с хода через затопленную баржу, но повредила ограждение среднего винта и правый винт. Полученные повреждения затруднило работу вертикального руля. Однако беды во время перехода следования продолжились: сгорел мотылевый подшипник левого дизельного двигателя, поэтому пришлось дальнейший путь под одним средним двигателем. Подводная лодка на попутной волне оказалась настолько валкой, что из аккумуляторных баков вылилась кислота. Несмотря на штормовую погоду и полученные повреждения, подводная лодка до Ревеля дошла благополучно, а сдаточные испытания были перенесены на весну следующего года.

    Специалисты Ревельского военного порта зимой 1909-1910 годов перебрали двигатели, установили трубопровод санитарной воды, систему парового отопления, укрепили перископы, улучшили вентиляцию носового отделения. Одновременно определялась остойчивость, испытывалось вентиляция, торпедопогрузочное устройство, компрессоры, другие механизмы и системы. В тоже время Балтийский завод изготовил комплект гребных винтов, которые были установлены в Ревельском плавучем доке.

    "Акула" 15 марта 1910 года вышла на сдаточные испытания. На борту находилась приемочная комиссия под председательством капитана первого ранга, начальника бригады подводных лодок Балтийского флота, Левицкого П.П. Повторно определяли остойчивость, емкость и диаметр циркуляции аккумуляторной батареи, замерялась скорость в подводном и надводном положениях под электромотором. 1 июля программу испытаний пришлось прервать – во время запуска левого дизеля лопнула фундаментная рама. Аварию вызвал гидроудар, который произошел из-за попадания воды через газовыхлопную трубу в цилиндры.

    5 июня 1910 года подлодка "Акула" осуществила первую торпедную стрельбу, после чего самостоятельно перешла на ремонт в Санкт-Петербург. После устранения повреждений и возвращения в Ревель программу испытаний выполнили полностью.

    В акте от 14.09.1911 приемочная комиссия, кроме положительных качеств, отмечала и отрицательные: так, например, скорости надводного (11,5 узлов вместо 16) и подводного (6,5 узлов вместо 7) хода не удовлетворяли тех. условиям, что уменьшало дальность плавания, недостаточная емкость масляных цистерн и малая метацентрическая высота подлодки в надводном положении (190 миллиметров) ограничивала ходовые возможности.

    Комиссия к явным преимуществам отнесла улучшенную обитаемость, отличную управляемость в разных положениях, высокие мореходные качества. Члены минного отдела МТК, ознакомившись с актом испытаний, вынесли 26 октября решение: "… Не ожидая дальнейших улучшений подводной лодки "Акула" и ввиду невозможности увеличить скорости подлодки до нормы, указанных в спецификации и тех. заданиях, комитет считает себя вынужденным принять подводную лодку в казну с зачислением в состав действующего флота". Однако, в дальнейшем формулировка "считать себя вынужденным" была изменена на "полагает возможным". Подводная лодка, ставшая первой в летописи Балтийского завода, на основании данного решения 19 ноября была причислена к кораблям второго ранга.
    Подлодка "Акула" в конструктивном отношении - дальнейшее развитие проекта однокорпусной подводной лодки, с размещением в оконечностях главного балласта. Набор прочного корпуса, который был рассчитан на глубину 45 метров, образовывали концентрические стальные шпангоуты (коробчатая конструкция с размерами 120х55х6,5х9 миллиметров), установленные с шагом 305 миллиметров. Толщина листов никелевой обшивки составляла 12 миллиметров. К ней снизу дополнительно приклепывался лист толщиной 12 миллиметров, который к оконечностям утончался до 7 миллиметров. Концевые сферические переборки на шпангоутах 30 и 155 (толщина 12 миллиметров) отделяли прочный корпус от оконечностей подлодки, которые состояли из шпангоутов (уголки 80х40х6 миллиметров) с 4,5-мм обшивкой и 305-м шпангоутом. Боевая рубка (шпангоуты 86-97), рассчитанная на предельную глубину, склепывалась из маломагнитной стали толщеной 12 миллиметров. Сверху прочного корпуса, для улучшения мореходных качеств, собиралась легкая надстройка (бимсы и стойки из угольников 45х30х4 миллиметров, шаг 305 миллиметров, толщина обшивки 3 миллиметра).

    Носовая балластная цистерна (емкость 29,1 тонн) занимала всю носовую оконечность и заполнялась через 280-миллиметровый клинкет с левого борта помпой. Откачивание производилось через 157-миллиметровый клинкет правого борта. Внутри цистерны размещались носовые трубчатые торпедные аппараты, хранилища запасных торпед, дифферентная цистерна (емкость 1,3 тонны), баллер носовых горизонтальных рулей. Кормовые дифферентная и балластная цистерны имели аналогичное устройство и отличались только емкостью (1,2 и 26,1 тонн). В кормовой и носовой частях подводной лодки для осмотра механизмов и цистерн в сферических переборках предусматривались водонепроницаемые двери. По проекту в самих цистернах, предназначавшихся для размещения части личного состава во время плавания в надводном положении, были выполнены иллюминаторы.

    В нижней средней части прочного корпуса (шпангоуты 85-99) размещались две цистерны (емкость каждой 6,4 тонн), причем, как и на подводной лодке "Минога", носовая служила для срочного погружения и всплытия, а кормовая – уравнительной. Средние цистерны заполнялись своим индивидуальным кингстоном. В надстройке, в корму и в нос от боевой рубки (шпангоуты 97-127, 57-86), находилось две палубные цистерны (емкость каждой 18 тонн), заполнявшиеся при открытых клапанах вентиляции через шпигаты самотеком. Их приводы и кингстоны средних балластных цистерн были выведены в боевую рубку.

    Для перехода между надводным и подводным положениями принималось около 100 тонн балласта. Во время всплытия дифферентные и средние цистерны могли на предельной глубине продуваться сжатым воздухом. В концевых цистернах вода откачивалась двумя реверсивными центробежными насосами системы "Мажино" (в зависимости от глубины погружения производительность составляла 10-362 тонн в час), установленные в кормовом и носовом отделениях. Они же соединялись со средними и дифферентными цистернами трубопроводом. Также имелись дополнительные ручная и электрическая трюмные помпы. Вполне надежной системой обеспечивалось погружение за 3 минуты.

    В нижней части носового отделения (шпангоуты 30-74) размещалась аккумуляторная батарея (емкость 5050 А-ч), которая состояла из 126 элементов системы "Мэто". Аккумуляторная батарея сверху закрывалась деревянным настилом, который служил палубой носового отделения. В трюме также размещалось 13 воздухохранителей, один из которых был предназначен для ведения огня из носовых торпедных аппаратов. На настиле были установлены рундуки, крышки которых служили местами отдыха членов команды. Камбуз с рефрижератором, а также различные вспомогательные механизмы размещались с правого борта. С левого борта размещались электрокомпрессор, трюмный насос и умывальник. Среднюю часть подводной лодки (шпангоуты 74-87, в нос от боевой рубки) занимали офицерские помещения, которые состояли из кают-компании и трех кают, под палубой которых размещались цистерны для пресной воды. Прямо под боевой рубкой (шпангоуты 87-97) побортно размещались топливные цистерны (суммарная емкость 17 тонн). При этом расходуемое топливо замещала забортная вода. Вся кормовая часть до сферической переборки была отведена под машинное отделение с тремя 300-сильными 4-цилинровыми реверсивными дизелями, работавшими на отдельный вал (ход поршней 380 миллиметров при 350 об/мин, диаметр цилиндров - 330 миллиметров). В диаметральной плоскости размещался 300-сильный электромотор, который использовался как гребной двигатель для подводного хода или динамомашина. Для использования в качестве динамомашины он соединялся через фрикционную муфту со средним дизелем.

    2.jpg

    В процессе эксплуатации был выявлен недостаток такой компоновки главных механизмов. При "проваливании" кормой во время погружения (это нередко происходило на подводных лодках конструкции Бубнова И.Г.) и удара о грунт ограждением вертикального руля среднюю валовую линию заклинивало, поэтому подлодка "Акула" могла двигаться лишь под крайними дизелями в надводном положении. К явным преимуществам перед подводной лодкой "Минога" является наличие реверсивных устройств, которые позволяют менять ход без снятия нагрузки. Это значительно улучшило маневренность подводной лодки. Так же удалось увеличить дальность плавания за счет дополнительного запаса масла, которое принималось на борт и хранилось в кормовой балластной цистерне. Подлодка "Акула" в подводном положении управлялась двумя парами горизонтальных кормовых и носовых рулей площадью 4 и 7,4 м2 соответственно. Посты (как и на подводной лодке "Минога") размещались в оконечностях, что не позволяло осуществлять в подводном положении перезарядку торпедных аппаратов – мешали рулевые-горизонтальщики. Вертикальный руль (площадь 4,2 м2) управлялся штурвалами стоящими в боевой рубке и на мостике. Вооружение подводной лодки состояло из четырех трубчатых торпедных аппаратов (по два в корме и в носу) и четырех запасных 450-миллиметровых торпед, а также четырех торпедных аппаратов Джевецкого-Подгорного, которые были установлены в вырезах надстройки. Визуальное наблюдение осуществлялось через 5 иллюминаторов выполненных в боевой рубке и 2 выдвижных перископов системы Герца (длина 5 м, время подъема 20 секунд).

    shema-akula.png

    Подводная лодка "Акула" несмотря на имеющиеся недостатки, стала важным этапом для развития отечественного подводного кораблестроения – первой подлодкой, способной решать оборонительные задачи и действовать на дальних коммуникациях. Не случайно 11 марта 1911 года во время обсуждения в МТК проекта подводной лодки водоизмещением 630 тонн конструкции Бубнова И.Г. (впоследствии типы "Барс" и "Морж") прямо указывалось, что прототипом стала подводная лодка "Акула". Поэтому предлагалось провести дополнительные испытания подлодки для уточнения маневренных характеристик и остойчивости в разных положениях. Пробы, закончившиеся 25.04.1911, подтвердили проектные характеристики новых подводных лодок.

    ПЛ "Акула" обстреливает Данциг. По старинному рисунку. 1966 год.

    8.jpg

    Архивные фото:
    1.jpg 0.jpg 4.jpg 5.jpg 2 (Small).jpg 6 (Small).jpg 7.jpg
     
    Последнее редактирование: 5 июл 2014
    Пашка, flyagi, ValeraMXM и 5 другим нравится это.
  8. Offline

    Димсаныч Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 окт 2013
    Сообщения:
    512
    Спасибо SB:
    1.651
    Отзывы:
    40
    Страна:
    Из:
    Москва
    Интересы:
    XVII-XX вв.
    Краткий боевой путь ПЛ "Акула после вступления в строй:

    1911 год 6 ноября
    Вошла в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок Балтийского флота.
    1914 год по 1915 год
    Приняла участие в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море, обеспечение и прикрытие минно-заградительных и набеговых действий легких сил флота, совершила в общей сложности 17 боевых походов.
    1914 год 9 октября
    Во время выхода из пролива Соэлозунда совместно с ПЛ «Аллигатор», обе ПЛ сели на мель. «Акула» снялась с мели самостоятельно.
    1914 год с 14 по 15 октября
    Совместно с пл «Е-1» и «Е-9» прикрывала постановку минного заграждения крейсерами к западу от о-ва Борнхольм.
    1914 год 7 ноября
    ПЛ вышла в поход к Дагерорту, а затем вместо того, чтобы вернуться, по инициативе командира осталась в море и прошла к берегам Швеции.
    1914 год 8 ноября
    Обнаружила крейсер «Amazone» у Готска-Скандэ и с расстояния около 7 кабельтовых в 04.05 выстрелила одной торпедой по приближающимся миноносцам. Германские корабли, заметив пенный след торпеды, отвернули.
    1914 год 22 октября
    В боевом походе ПЛ выполнила безуспешную атаку торпедой по пароходу противника.
    1914 год по 1915 год зима
    Прошла капитальный ремонт двигателей надводного и подводного хода зимой на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Кроме того, на ПЛ было установлено 47-мм орудие и на палубе надстройки (за ограждением рубки) смонтировано устройство для транспортировки и постановки 4 мин заграждения.
    1915 год
    Перечислена в 3 дивизион дивизии подводных лодок Балтийского моря.
    1915 год 21 мая
    На траверзе озера Папензее безуспешно атаковала двумя торпедами германский броненосец береговой обороны «Beowulf», торпеды прошли в нескольких метрах от цели.
    1915 год 12 сентября
    ПЛ вышла из Ревеля на позицию к Либаве.
    1915 год 16 сентября
    В прибрежном районе, в штормовую погоду во время погружения пл несколько раз ударилась о грунт. В результате средний вал стал работать с биением, а вертикальный руль перекладывался с большим трудом.
    1915 год 18 сентября
    ПЛ прибыла в Балтийский порт.
    1915 год 21 сентября
    ПЛ перешла в Ревель, где стала в док. У ПЛ оказались погнутыми рулевые рамы, свернута пятка руля, две лопасти среднего винта срезаны, а две - погнуты.
    1915 год с 14 по 16 ноября (ориентировочно)
    Погибла по неизвестной причине при следовании на минную постановку между Либавой и Мемелем со всем экипажем из 33 человек.
    1917 год 15 марта
    ПЛ исключена из списков кораблей Балтийского флота.

    Командиры:
    1.Власьев С.Н. (19.11.1907 - 20.02.1915);
    2. Виноградов В.А. (врид, 1909);
    3. Гудим Н.А. (20.02.1915 - 11.1915).

    Хотелось бы добавить несколько слов о человеке, который повел ПЛ "Акула" в последний поход и погиб вместе с лодкой и её экипажем...
    [​IMG]
    Николай Александрович Гудим (30 (11) июня 1882, Брянск, Орловская губерния — 2 (15) июля 1915, Балтийское море)
    Родился 11 июля 1882 года в городе Брянск, в семье потомственного орловского дворянина Александра Гудима. В 1902 году окончил Морской кадетский корпус. Окончил курсы учебного воздухоплавательного парка в 1903 году. В ноябре 1903 г. на время отсутствия М.Н.Большева назначен заведующим временной воздухоплавательной станцией в Севастополе. Участвовал в Русско-Японской войне, проходя службу на крейсере I ранга «Россия». Так же в 1904-1905 гг. во Владивостоке проходит службу в воздухоплавательном парке Морского министерства. В 1907 году окончил Офицерский класс подводного плавания (I выпуск !). Командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». В 1910 году переведен на службу в Балтийский флот. В 1910 году совместно с заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Борисом Сальяром предложил применить телескопическую трубу для судовой вентиляции и удлинить газоотводную трубу от дизелей (прообраз современных шнорхелей). Автор первого в русском флоте учебника по боевому применению ПЛ, "Тактика подводных лодок." — СПб., 1911. С 6 декабря 1914 года капитан 2 ранга. Погиб вместе с подводной лодкой "Акула" при выходе к Мемелю 15 ноября 1915 г.

    http://www.oldvladivostok.ru/articles/?a=256&s=123&p=2
    В небесах, под водой и на море.
    Случай скорее исключительный, нежели редкий: офицер русского императорского флота Николай Гудим стоял у истоков отечественного воздухоплавания. Служил на крейсере «Россия». А затем его неугомонная и деятельная натура привела в зарождающийся подплав Российской империи, где он командовал новым оружием войны на море - подводными лодками «Скат», «Дракон» и «Акула».
    Моряка увлекло воздухоплавание
    Николай Гудим родился в 1882 г. в Брянске в семье офицера, героя двух русско-турецких и кавказской войн. Это предопределило его дальнейшую судьбу: еще мальчишкой он стал питомцем Московского кадетского корпуса, по окончании которого в 1902 г. в чине мичмана распределяется на Черноморский флот. Однако вместо службы на корабле его увлекло новое дело - воздухоплавание: в Севастополе располагался учебный воздухоплавательный парк по подготовке первых русских воздухоплавателей. Мичман Гудим пишет рапорт с просьбой направить в это диковинное подразделение. Ему пошли навстречу. Уже осенью 1903 г. он заканчивает учебу и продолжает службу в новой ипостаси - в качестве воздухоплавателя. Когда зимой 1904 г. грянула Русско-японская война, Гудима с товарищами направляют во Владивосток.
    В дальневосточном небе
    Воздухоплавательная рота появились во Владивостоке накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг. Состояла она из офицеров морского и сухопутного ведомств. Воздухоплавательный парк - несколько воздушных шаров и змейковых аэростатов - первоначально базировался на ипподроме в Гнилом углу (район Спортивной, где сейчас стадион ТОФ), но уже летом 1904 г. воздухоплаватели сменили место дислокации и перебазировались на Эгершельд. Старшим в их команде был инженер-капитан Постников.
    На первых порах эти отчаянные парни производили пробные подъемы в небо, а затем стали выполнять конкретные задания: изучали плюсы и минусы системы обороны Владивостокской крепости и подступов к ней, наблюдали за морем, проводили поиск японских минных заграждений, вели метеорологические наблюдения, аэрофотосъемку и т.д. Совершали и свободные полеты, порой удаляясь от Владивостока на сотни километров.
    Гудим быстро стал своим человеком и в узком кругу владивостокских воздухоплавателей. Здесь он познакомился с флотским прапорщиком Сашей Кованько, сыном Александра Кованько, стоявшего у истоков отечественного воздухоплавания (в Русско-японскую войну за успешные разведполеты над вражескими позициями старшего Кованько произведут в генерал-майоры). Младший Кованько пошел по стопам отца. Во время полетов у них случалось всякое.
    К примеру, когда прапорщик Кованько с мичманом Гудимом поднялись в небо на аэростате «Чайка», в долине реки Лефу они напоролись на огромное дерево. Шар зацепился за ветки, корзина, в которой находились Кованько с Гудимом и двумя матросами, тоже. Самим выбраться и спуститься на землю не представлялось возможным. Стали кричать, палить из револьверов. Наконец подошли местные мужики, стали их снимать. Полдня на это дело ухлопали. Воздухоплаватели им «спасибо», а они ругаются: мол, летают тут антихристы всякие, креста на вас нет! У них, понимаешь, посевная, а их от дела оторвали. Аэростат же сняли только на следующий день, для чего потребовалось срубить дерево.
    Летал мичман Гудим и на дальние расстояния, к примеру, до озера Ханка. И даже участвовал в боевом походе крейсера «Россия» к берегам Японии. После войны в силу ряда причин Гудим покидает воздухоплавательный отряд и продолжает службу на крейсере «Россия» вахтенным начальником. Вскоре выходит приказ о производстве его в лейтенанты флота. На «России» он совершает переход на Балтийский флот, где корабль должен был пройти ремонт и модернизацию.
    В рядах пионеров русского подплава
    Еще во Владивостоке Гудим знакомится с новым оружием войны на море - подводными лодками, которые впервые были обкатаны на Тихоокеанском театре боевых действий. И наш герой загорается новым рискованным делом. Прибыв на Балтику, лейтенант Гудим подает рапорт направить его в Либаву (Лиепая), где герой Русско-японской войны, бывший командир броненосца «Ретвизан» контр-адмирал Щенсович создал учебный центр первых подводников России. Питомцев у него сначала было немного: 7 офицеров и 20 матросов-добровольцев. Кого попало сюда не брали. Претендент в подводники должен был соответствовать следующим критериям, установленными Щенсовичем: «Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть высоконравственным, непьющим, бравым, смелым, отважным, не подверженным действию морской болезни, находчивым, спокойным, хладнокровным и отлично знающим дело».
    Лейтенант флота Гудим соответствовал предъявляемым требованиям. Его приняли в отряд подводников, и он стал учиться «на самоубийцу», как называли тогда пионеров подводного плавания, т.к. служба на тех «доисторических» и весьма несовершенных субмаринах была очень опасной: лодки часто горели, тонули, взрывались. А уже летом 1907 г. Гудим вновь во Владивостоке. На сей раз в качестве командира подводной лодки «Скат» Сибирской военной флотилии.
    Снова Балтика. Война
    В 1910 г. лейтенанта Гудима переводят в Балтийский подплав. Он продолжает учиться сам и помогает осваивать профессию подводника новичкам, пожелавшим встать на эту нелегкую стезю. А на следующий год его назначают командиром большой субмарины «Кайман» (подводное водоизмещение 409 т, в то время как «Скат», которым до этого командовал Гудим, имел полное водоизмещение 177 т). В 1912 г. уже старшего лейтенанта Гудима, который зарекомендовал себя грамотным и опытным подводником, направляют натаскивать экипаж «Дракона» (однотипную с «Кайманом»), показавший весьма слабую подготовку на учениях.
    Подводник Гудим, как и его товарищи, не только осваивает новое оружие, но и думает над тем, как наиболее эффективно его использовать. Так, с его подачи было внедрено новшество: специальные крепления для четырех мин на палубе надстройки позади рубки для их постановки на коммуникациях неприятеля. По его предложению на субмаринах стали устанавливать специальное устройство (так называемый шнорхель) для обеспечения работы дизелей в подводном положении. Правда, оно было еще несовершенно, как и те варианты, что уже были придуманы за границей. Впоследствии шнорхель доработали голландцы, установив на нем поплавковый клапан для предотвращения попадания воды в шахту вентиляции воздуха.
    Летом 1914 г. начинается Первая мировая война. «Дракон» под командованием Гудима выполняет задачи по прикрытию морских подступов к Петрограду, участвует в боевых походах на коммуникации противника в Ботническом заливе. В начале 1915 г. капитан 2-го ранга Гудим получает новое назначение - командиром подлодки «Акула» (полное водоизмещение 475 т). Эта субмарина представляла собой окончательно сформировавшийся тип русской подводной лодки - однокорпусная, с размещением главного балласта в оконечностях и послужила прототипом для последующих лодок конструкции Бубнова типов «Морж» и «Барс».
    В военную кампанию 1915 г. «Акула» под командованием Гудима проявила себя самой активной субмариной Балтийского подплава, проведя в море больше времени, чем остальные русские подлодки. «Акула» стала первой русской подводной лодкой, применившей метод поиска противника в море (до этого наши лодки просто ожидали противника на установленных позициях).
    Последний поход «Акулы»
    14 ноября 1915 г. капитан 2-го ранга Гудим получил новый приказ: произвести минную постановку в районе Данцингской бухты. «Акула», закрепив на палубе четыре мины, покинула базу и взяла курс в заданный район. Это был ее 17-й боевой поход. Вскоре начался шторм с сильным ветром и снежными зарядами. Больше лодку никто не видел. Вместе с 33 членами экипажа она пропала без вести, растворясь в море, словно кусок сахара...
    «Акула» стала первой субмариной ВМФ России, погибшей в Первую мировую войну. Предположительно, она подорвалась на мине или же затонула в результате технической аварии. Так оборвалась жизнь 33-летнего блистательного офицера русского императорского флота Николая Гудима, которому удалось испытать и сказочное чувство свободного полета в поднебесье, и непередаваемые ощущения подводника, всплывшего с глубины, отдраившего верхний рубочный люк, выбравшегося на свет божий и, щурясь на солнце, жадно вдыхающего свежий морской воздух...

    [​IMG]
    http://militera.lib.ru/db/merkushov_va2/index.html

    Смешной рисунок. Вероятно - плод воображения советского матроса или офицера, проходившего службу на подлодках типа "К" во время ВОВ. Эти ПЛ действительно имели артиллерийское вооружение, соответствующее вооружению миноносца времен ПМВ - 2х100мм и 2х45мм пушки, и могли эффективно применить его в бою, в том числе и для обстрела берега, что иногда и происходило. А представить себе, что бы командир корабля решился обстрелять крупнейший вражеский город и порт - военно-морскую базу, имеющую развитую систему охранения , из одной (1!) 47мм пушки (дальность стрельбы - 4,6/25 (км/каб), вес снаряда - 1,5 кг, вес ВВ около 0,02 кг) - надо считать его круглым идиотом. Коим Н.А. Гудим безусловно не был... Видимо автор рисунка был в полном неведении относительно вооружения и ТТХ ПЛ "Акула".

    Если кто то располагает данными относительно другие членов экипажа ПЛ "Акула" в её последнем походе, или хотя бы их списком, прошу дополнить!
     
    Последнее редактирование: 13 ноя 2014
    Пашка, flyagi, Wolf09 и ещё 1-му нравится это.
  9. Offline

    Димсаныч Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 окт 2013
    Сообщения:
    512
    Спасибо SB:
    1.651
    Отзывы:
    40
    Страна:
    Из:
    Москва
    Интересы:
    XVII-XX вв.
    На счет списка членов экипажа лодки сам нашел информацию. Судьбой лодки уже многое годы интересуютя наши коллеги - подводные поисковики...
    1. ГУДИМ Николай Александрович - капитан 2-го ранга, командир корабля, родился 11.06.1882 в селе Княвич, ныне - Жирятинского района Брянской области России
    2. КАЛЧЕВ Стефан Афанасьевич - лейтенант Российского Императорского флота (ранее - мичман 1-го разряда Королевского ВМФ Болгарии Калчев Стефан Атанасов), флагманский минный офицер Штаба начальника Отряда заградителей Балтийского моря, прикомандированный на боевой поход к экипажу «Акулы» «для постановки мин собственной конструкции», родился 02.02.1885 в Калофере, ныне - округ Пловдив, Болгария
    3. ФОН ГЕРСДОРФ Карл Павлович - лейтенант, старший и минный офицер, родился 05.08.1884 в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Курляндской губернии России, ныне - Латвия
    4. КОПЕЦ Константин Иосифович - лейтенант, штурманский офицер, родился 03.06.1885 в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Минской губернии России, ныне - Белоруссия
    5. ЧИСТОВСКИЙ Роман Алексеевич - мичман, вахтенный начальник, родился в 1894 г., место рождения в документах не указано
    6. ИСАКОВ Алексей Иванович - минный боцманмат (сверхсрочнослужащий), родился в 1884 г. в деревне Коросыльно, ныне - Макарьевского района Костромской области России
    7. ПАСТЕ Иван Янович - рулевой боцманмат, родился в 1892 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшего Гробинского уезда Курляндской губернии России, ныне - Латвия
    8. СУЧКОВ Дмитрий Куприянович - рулевой боцманмат (сверхсрочнослужащий), родился в 1884 г. в селе Сокольные Горы, ныне - Мамадышского района Татарии, Россия
    9. АРХИПОВ Николай Максимович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Вторая Потаповка, ныне - Ногинского района Московской области России
    10. МИХАЙЛОВ Пётр Александрович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 г. в Санкт-Петербурге, Россия
    11. СИДЕЛЬНИКОВ Василий Антонович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1893 г. в Аткарско-Пригородной слободе, ныне - город Аткарск Атакарского района Саратовской области России
    12. ФРОЛОВ Михаил Дмитриевич - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1890 г. в деревне Красная, ныне - Гдовского района Псковской области России
    13. ЭРМАН Александр Иванович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1892 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Вехмутской волости Вейсенштейнского уезда Эстляндской губернии России, ныне - Эстония
    14. БЕРСТЕНЁВ Сергей Петрович - электрик-унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в селе Высоцкое, ныне - Оршанского района Витебской области Белоруссии
    15. ТЯПКО Захар Наумович - электрик-унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в селе Великая Корогода, ныне - Радомышльского района Житомирской области Украины
    16. ЩЕРБАКОВ Константин Алексеевич - электрик-унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в деревне Старые Кривцы, ныне - Новозыбковского района Брянской области России
    17. ГОНЧАРОВ Иван Лаврентьевич - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в Могилёве, ныне - Могилёвской области Белоруссии
    18. КОНДРАШКИН Василий Семёнович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Серковая, ныне - Михайловского района Рязанской области России
    19. НИКИФОРОВ Тарас Никифорович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1883 г. в деревне Александровка, ныне -Вяземского района Смоленской области России
    20. СЕМЁНОВ Григорий Семёнович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1883 г. в деревне Курдюки, ныне - Юхновского района Калужской области России
    21. ШУБИН Фёдор Михайлович - машинный унтер-офицер 1-й статьи (сверхсрочнослужащий), родился в 1888 г. в деревне Павловская, ныне - Шенкурского района Архангельской области России
    22. ТУРЧИН Филипп Трофимович - телеграфный унтер-офицер 1-й статьи, родился в 1889 г. в Ивангороде, ныне - Борзненского района Черниговской области Украины
    23. АВКСЕНТЬЕВ Авксентий Иосифович - машинный унтер-офицер 2-й статьи («из юнг набора 1914 года»), родился в 189? году в селе Субботинское, ныне - Александрийского района Кировоградской области Украины
    24. ДОРОНИН Филипп Михайлович - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1892 г. в селе Ревязено, ныне - Княгининского района Нижегородской области России
    25. ЛЕБЕДЕВ Василий Сергеевич - минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, родился в 1891 г. в деревне Дементьевка, ныне - Кинешемского района Ивановской области России
    26. ЛЕПА Вольдемар Эмильевич - старший электрик, родился в 1891 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории бывшей Кремонской волости Рижского уезда Лифляндской губернии России, ныне - Латвия
    27. МАУРИН Пётр Савельевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1889 г. в селе Ивашково, ныне - Одинцовского района Московской области России
    28. ЧВАНОВ Василий Васильевич - минный машинист 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Кватиха, ныне - Сенгилеевского района Ульяновской области России
    29. МОНАХОВ Фёдор Николаевич - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Медяны, ныне - Пильнинского района Нижегородской области России
    30. ПАВЛОВ Владимир Иванович - рулевой 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Барское Городище, ныне - Суздальского района Владимирской области России
    31. МУХИН Григорий Сергеевич - машинный содержатель 1-й статьи, родился в 1889 г. в Орле, Россия
    32. ПАНИН Михаил Александрович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 г. в деревне Староподгорная, ныне - Спасского района Рязанской области России
    33. ЮЩЕНКО Анисим Захарович - электрик 1-й статьи, родился в 1893 г. в селе Бреч, ныне - Городнянского района Черниговской области Украины
    34. РУМЯНЦЕВ Владимир Павлович - фельдшер 2-й статьи, родился в 1893 г. в деревне Козлово, ныне - Старицкого района Тверской области России
    35. АФАНАСЬЕВ Александр Андреевич - матрос 2-й статьи («запасной»), прикомандированный из «штата малой подводной лодки» на данный боевой поход к экипажу «Акулы» (в качестве строевого?), родился в 1887 г. в неуказанном в документах населённом пункте на территории нынешнего Кемского района Карелии, Россия.
    http://kortic.borda.ru/?1-22-0-00000000-000-30-1

    И даже нашлась фотография экипажа лодки, правда состава 1914 года с командиром Власьевым (в центре, с бородой) и вахтенным офицером Терлецким ( слева от него). К моменту гибели "Акулы" эти офицеры служили на других судах, причем Терлецкий уже сам командовал ПЛ "Окунь". А вот большинство нижних чинов с этой фотографии так и остались служить на лодке, и погибли с ней в ноябре 1915 года.
    Вечная им память!
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
    http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000365-000-0-0-1408193754
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2014
    Пашка, Жульковъ и PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей