Антирелигиозный музей Смоленска

Тема в разделе "Музеи России и мира", создана пользователем Кузьмич, 21 апр 2011.

  1. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В связи с запросом по данной теме, есть смысл ее открыть.
    Размещаю ряд материалов.

    Иванов М.В. Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII – первая треть XX вв.). Смоленск, 2005. С. 216-217.

    …Препятствием на пути осуществления коллективизации и индустриализации в глазах правящего режима была церковь, и для ослабления мощи и влияния всех форм религиозных организаций государство повело на них фронтальное наступление. Наряду с закрытием храмов и репрессиями против священников указанным целям служили и антирелигиозные музеи, размещавшиеся, как правило, в опустевших культовых зданиях.
    Проводившаяся на Смоленщине в 1920-е гг. атеистическая пропаганда получила новый толчок после создания в 1925 г. Союза воинствующих безбожников (далее - СВБ). С момента основания губернский совет этой организации стал добиваться открытия в Смоленске антирелигиозного музея. Однако реализация этого намерения, несмотря на благосклонное отношение губернских партийных и советских органов власти, тормозилась ввиду отсутствия бюджетных средств, К тому же, по мнению председателя губернского совета СВБ Дарусина, « со стороны ныне существующих музейных работников к «Антирелигиозному музею» обозначилось самое недоброжелательное отношение, направленное к срыву его организации».
    Подобная позиция сотрудников областного музея, если и имела место, объяснялась, по всей вероятности, обеспокоенностью за судьбу музейных предметов, которые пришлось бы выдать из всех отделов СГОМ в организовывавшийся Союзом музей. Тем не менее в 1929 г. антирелигиозный музей был открыт, а с 28 июня того же года включен в качестве отдела в состав областного музея. Его экспонаты вначале размещались в надвратной церкви Молоховских ворот, а в 1930 г. были переведены в Богоявленский собор. После проведенной в 1932-1933 гг. реорганизации музей подразделялся на следующие отделы:
    «I. Марксизм-Ленинизм и религия.
    II. Примитивно-религиозное представление о мироздании. Строение мира по учению христианской церкви.
    III. Научное объяснение мироздания.
    IV. Происхождение и развитие жизни на земле.
    V. Происхождение и развитие человека.
    VI. Происхождение и развитие религии.
    VII. Происхождение и развитие христианства.
    VIII. Инквизиция с п/о «Смоленская духовная тюрьма».
    IX. Церковь на службе эксплоататорских классов.
    X. Контрреволюционная роль религии в деле соцстроительства.
    XI. СВБ и антирелигиозная пропаганда.
    XII. Культурное строительство и всеобуч в Зап обл».
    Вне пределов Богоявленского собора находилась «Смоленская духовная тюрьма» (подотдел отдела «Инквизиция»), занимавшая «каменное полуподвальное помещение домовой архиепископской Предтеченской церкви» и состоявшая из двух «молчальных келий». В конце 1933 г. антирелигиозный музей был переведен на антресоли Успенского собора, закрытого осенью 1933 г. и превращенного в собор-музей.

    Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. Смоленск, 2009. С. 14.

    ...В июле 1941 года, по воспоминаниям заместителя директора Смоленского музея Е.В. Буркиной, при эвакуации музейных ценностей «ничего не удалось отобрать из уникальных вещей собора, так как на вратах его висел огромный замок и сотрудников этого музея в городе не оказалось».
    После оккупации Смоленска гитлеровцами 10 ноября 1941 года Антирелигиозный музей был закрыт, но прежде, 1 августа, немецкому верховному командованию группы армий «Центр» поступает донесение «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора». В нем сообщается: «Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора...» Дальше перечисляются «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».
    Поскольку размеры иконы не указаны, трудно определить, о каком чудотворном образе идет речь. «Очень древняя», «приписываемая евангелисту Луке» и «находящаяся на изначальном месте» - несомненно, относится к византийской иконе. Образ, который в 1812 году «несли впереди воюющих русских отрядов», - это уже о другой смоленской святыне - иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, получившей название «годуновской». Определение композиции как «Благовещение», скорее всего, следствие поспешности первоначального осмотра.
    Но в оккупированном Смоленске работает команда Главного штаба рейхсминистра оккупированных восточных территорий Альфреда Розенберга. В задачу специалистов этого штаба входят учет, изъятие и вывоз художественных ценностей. В Смоленске этим занимаются начальник отдела пропаганды доктор Думпф, зам. начальника отдела профессор Миллер, шеф штаба Розенберга доктор Нерлинг и другие. После закрытия 10 ноября 1941 года Антирелигиозного музея его экспонаты упаковываются и увозятся.

    Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. Смоленск, 2009. С. 52-53.

    Далее развитие событий принимает совсем уже драматический оборот. В марте 1931 года Смоленский горсовет обращается в облисполком с просьбой «ввиду систематического неплатежа налогов со строений, земельной ренты и страховых платежей расторгнуть договора на пользование молитвенными зданиями с религиозными общинами Кафедрального собора и Троицкого монастыря». В апреле 1933 года комиссия по религиозным культам при президиуме горсовета проводит обследование хозяйственного состояния Смоленского Успенского собора и приходит к выводу, что «здание кафедрального собора за испорченностью парового отопления уже несколько лет не отапливается, благодаря чему происходит большая порча внутренней части здания, имеющихся ценностей и художественного оборудования» и «рассчитывать на дальнейшие хозяйственные возможности собора не приходится, так как в нем к настоящему времени даже не имеется определенной верующей общины». В июне 1933 года президиум Смоленского горсовета вновь возбуждает перед облисполкомом ходатайство о расторжении договора с общиной верующих, а также просит президиум облисполкома «войти, в обсуждение вопроса во ВЦИК о закрытии Смоленского Успенского Кафедрального Собора как молитвенного дома и использования его для культурно-просветительных целей».
    22 августа президиум Западного облисполкома удовлетворил просьбу президиума Смолгорсовета о закрытии Смоленского Успенского собора. А уже в январе 1934 года Смоленский государственный областной музей рапортует: «К XVII-му Партийному Съезду музей-собор, после соответствующего оформления с идеологической стороны, открывается для широкого обозрения трудящихся». В переводе с советско-бюрократического языка «оформление с идеологической стороны» означает, что в соборе размещается экспозиция Антирелигиозного музея.
    «Земля вертится» - радостно сообщает все тот же «Рабочий путь»:
    «Бывший Успенский собор из центра христианского мракобесия в настоящее время превращается в один из очагов социалистической культуры - в центр антирелигиозной пропаганды. В собор переносится областной антирелигиозный музей им. Ярославского. Для того чтобы придать музею-собору еще большее культурное и общеобразовательное значение, в нем устанавливается (как и в Исаакиевском соборе в Ленинграде) опыт французского физика Фуко с качающимся маятником.
    ...В смоленском музее-соборе при длине маятника в 48 метров, весе гири в 40 кг. и диаметре круга под чечевицей в 5 метров за час качаний маятника отклонение дает угол равный 10 градусам.
    Воспроизводство опыта Фуко предполагается начать с начала учебного года. Задача заключается в том, чтобы этот опыт хорошо использовать для учебно-просветительной работы. Для школ, например, демонстрация этого опыта будет являться великолепным наглядным пособием при прохождении космографии».

    Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. Смоленск, 2009. С. 55.

    ...В озаренном пожарищами июле 1941 года при спешной эвакуации музейных ценностей ничего не удалось вывезти из экспонатов Атеистического музея. 1 августа оккупационные власти Смоленска сообщают командованию группы армий «Центр», что в Успенском соборе «имеются в наличии три значительные, всемирно известные произведения искусства», а также «множество картин и икон, которые частично повреждены временем, но не имеют механических повреждений». Далее в сообщении говорится:
    «Большевики оборудовали в соборе антирелигиозный музей. Ценные произведения искусства уцелели, они были снабжены объяснительными описаниями, содержание которых частично имело антирелигиозную направленность. В северной части нефа была встроена вольнодумная витрина, которая существенно нарушает общую картину в целом прекрасного интерьера. Эти встроенные части были в большинстве разбиты, имелись лишь осколки, которые легко удалить.
    На галерее, похожей на хоры, на которую нет хода непосредственно из церкви, находится, расположенный во многих помещениях, музей безбожника, в котором через псевдоисторическое изображение должно стать наглядным преодоление церковно-религиозного мышления благодаря современному просвещению. Важным является, наверное, бюро музея, в котором возможно находится ценный для нас материал. В боковом коридоре на хорах мы заметили стоящие деревянные скульптуры, древность которых желательно подтвердить специалисту».
    В августе 1941 года, после восьмилетнего перерыва, в Успенском соборе возобновляются богослужения. Первое из них было проведено 3 августа для немецких офицеров молодым лютеранским пастором, но уже 10 августа, в день празднования иконы Смоленской Одигитрии, собор был заново освящен православными иереями, после чего была отслужена Божественная литургия.


    [​IMG]
    Добавлено: [mergetime]1303407383[/mergetime]

    Дополнение.

    Смоленск. Путеводитель. Смоленск, 1933.

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Олли Новобранец

    Регистрация:
    21 апр 2011
    Сообщения:
    7
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Кузьмич, фото то что надо! Очень признательна!
     
  4. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Добавлю, фотография собора из книги В.М. Аникеева.
     
  5. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.095
    Спасибо SB:
    320
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    В алтаре собра была главная экспозиция антирелигиозного музея, если не ошибаюсь. Вообще, есть снимки интерьера собора сразу после оккупации в книге В.Аверченкова о Смоленской епархии в годы ВОВ, голубая такая.
     
  6. Offline

    Makss Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 май 2009
    Сообщения:
    2.063
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    "...Город Смоленск мало пострадал в результате боевых действий. Захватив старую часть города на южном берегу Днепра, 29-я мотодивизия, имея задачу установить связь с Готом, перешла р. Днепр и овладела промышленным районом города, расположенным на северном берегу реки. Воспользовавшись своим посещением позиций в Смоленске, я решил осмотреть кафедральный собор. Он остался невредимым. При входе посетителю бросался в глаза антирелигиозный музей, размещенный в центральной части и левой половине собора. У ворот стояла восковая фигура нищего, просящего подаяние. Во внутренней части помещения стояли восковые фигуры в натуральный человеческий рост, показывающие в утрированном виде, как буржуазия эксплуатирует и угнетает пролетариат. Красоты в этом не было никакой. Правая половина церкви была отведена для богослужений. Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать это до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа — старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю... "

    «Воспоминания солдата»
    Гейнц Гудериан,
    1954.
     
  7. Offline

    e2e43 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 июн 2009
    Сообщения:
    983
    Спасибо SB:
    1.240
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленскъ
    Вот кстати нашел не без помощи форумчанина Aml, фото музея на территории собора.
    [​IMG]
     
  8. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Иллюстрации из книги: Иеромонах Серафим (В.Л. Амельченков). Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). Смоленск: Свиток, 2012. С. 53.

    Антирелигиозный музей1.jpg
     
    Три Ветра и PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей