Армия Литовской Республики

Тема в разделе "Гражданская война в России", создана пользователем Wolf09, 18 май 2014.

  1. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.949
    Спасибо:
    46.326
    Отзывы:
    622
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Армия Литовской Республики с момента своего создания в декабре 1918 г. постоянно вела военные действия на своей территории и окончательно сформировалась только к лету 1920 г. По разведывательным данным штаба большевистского Западного фронта, к июлю она имела в своем составе 3 пехотные дивизии (по 3 полка в каждой), гусарский и артиллерийский полки, электротехнический, железнодорожный, саперный и запасный батальоны, гаубичную и авиабатареи, авиационный парк и юнкерское училище. Всего она насчитывала 20,5 тыс. штыков, 750 сабель, 1,6 тыс. артиллеристов и 1 тыс. солдат и офицеров специальных родов оружия; на вооружении армии состояло 336 пулеметов, 36 легких и 4 тяжелых орудия, 3 бронепоезда и 10 самолетов.

    Зимой 1918—1920 гг. армия Литвы имела обмундирование, вооружение и снаряжение русского образца. Отличие было только в кокарде: она была круглой, с литовским гербом — «Витисом» (скачущим рыцарем на коне) в середине и серебряным «сиянием».

    Литовские добровольцы, в основном, имели фуражки типа «каунас» (т.е. с высоким околышем и неширокой тульей) с круглыми кокардами литовских национальных цветов (желто-зелено-красные) и желтыми околышами и часто носили гражданскую одежду: темно-серые двубортные пиджаки, серые брюки и крестьянские рубашки с традиционной национальной вышивкой, пальто, а также френчи местного производства. В качестве отличительной эмблемы на униформе и гражданской одежде использовался треугольник национальных цветов — желто-зелено-красный (сверху вниз).

    Летом 1919 г. литовские военнослужащие носили фуражки полевого серого (мышиного) цвета с металлической кокардой, имевшей изображение «Витиса», и униформу британского типа, перекроенную из полевого серого германского обмундирования; у многих были нестандартные элементы униформы, например: зеленые околыши фуражек, такие же лампасы на брюках и канты на обшлагах, погоны серого цвета с зеленой выпушкой.

    --------------------------

    С 1919 г. у всех литовских военнослужащих появились фуражки — «мацейювки» — с лентой на околыше по цвету рода войск; того же цвета были выпушки на фуражках, погонах и по воротнику. Тогда же был введен новый образец кокарды — она стала круглой, красно-зелено-золотой (от центра к краю) с белым «Витисом» в центре. С того же времени знаки различия унтер-офицеров (по цвету рода войск) стали нашиваться на воротнике. У офицеров на воротнике треугольные петлицы по цвету рода войск: в пехоте — желтые (почти оранжевые), в кавалерии — белые, в артиллерии — красные и т.д. В углах петлиц у офицеров прикреплялись золотые звездочки: у лейтенанта, старшего лейтенанта и капитана — по одной звездочке, у майора, подполковника и полковника — тоже по одной звездочке, но петлицы были с золотой окантовкой; бригадный генерал имел темно-красные петлицы с золотой окантовкой и гербом «Витиса» в центре, дивизионный — такие же, по с добавлением золотой лавровой ветви позади петлиц на воротнике.
    1.jpg
    Изображенный на рисунке 1 литовский пехотинец имеет самодельное обмундирование, на околыше — национальная кокарда; сам околыш и выпушки — желтые. На рукаве — треугольная нашивка национальных цветов. Снаряжение — германского образца, винтовка — русская.
    2.jpg
    Чины белорусских частей литовской армии носили германское обмундирование. У пехоты были фуражки с белыми околышами, треугольные петлицы на воротниках и выпушка на обшлагах и погонах. Белорусские гусары (рис. 2) имели белые петлицы и околыши фуражек, красную выпушку на обшлагах и погонах и были вооружены пиками с бело-красно-белыми флюгерами.

    Фрагмент статьи: ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИТВЫ. 1919-1923
    Ярослав ТИНЧЕНКО
    Цейхгауз. №6 (38) 2010.
    Командир 1-й белорусской отдельной роты полковник-лейтенант Николай Яницкий, ноябрь 1919 г. ★
    Частная коллекция
    The commander of the 1st Byelorussian separate company, Lieutenant-Colonel Nicholas Janicki, November 1919 ★
    Private collection
    3.jpg
    Начальник белорусского войскового бюро в Ковно Виталий Козлов с ленточкой на мундире, учреждённой 11 декабря 1917 г. в качестве национального военного опознавательного знака, 5 ноября 1919 г. Національний музей історії України. Кіїв — Национальный музей истории Украины. Киев.
    Head of the Belarusian army office in Kovno, Vitaly Kozlov with a ribbon on his uniform, established December 11, 1917 as a national military identification mark, November 5, 1919 Museum Natsіonalny іstorії Ukraine. Kіїv - National Museum of the History of Ukraine. Kiev.
    5.jpg
    Лейтенант Пётр Старк, ноябрь 1919 г
    Национальный музей истории Украины
    Lieutenant Peter Stark, November 1919
    National Museum of History of Ukraine
    6.png
    Капитан Пётр Дегтярев, ноябрь 1919 г.
    Национальный музей истории Украины
    Captain Peter Degtyarev, November 1919
    National Museum of History of Ukraine


    Белорусские подразделения в литовской армии

    После того как Германия была сокрушена в Первой мировой войне, а её войска стали покидать оккупированные территории и возвращаться на родину, вопрос о судьбе БНР вновь встал на повестку дня. В начале ноября 1918 г. в Минске вновь организовалась Рада БНР, которая привлекла к организации белорусской армии генерала К. Кондратовича и произведённого в полковники К. Езовитова. Но пока шли дебаты о принципах организации армии, немцы покидали Белоруссию, а советские войска входили в неё с востока. 22 ноября они заняли Полоцк, 28-го — Бобруйск, а 10 декабря без боя вступили в Минск. Руководители Рады БНР, генерал К. Кондратович и полковник К. Езовитов вынуждены были выехать в Вильно, где ещё располагался немецкий гарнизон.
    В Вильно была провозглашена Литовская республика и спешно формировались её вооружённые силы. В связи с тем, что на юге Литвы проживало довольно много белорусов, ещё в конце ноября 1918 г. в состав местного правительства (Тарибы) было включено шесть белорусских деятелей. Кроме того, вскоре было сформировано министерство белорусских дел, которое возглавил Иосиф Воронко, а в составе военного министерства возникла белорусская секция.
    В Вильно, в составе литовской армии, начал формироваться 1-й Белорусский пехотный полк. Но в связи с отъездом из Вильно немцев и наступлением РККА литовское и белорусское правительства вынуждены были покинуть и этот город. Литовское правительство и её вооружённые силы перебрались в Ковно, а кадры 1-го Белорусского полка (28 офицеров и 22 солдата) — в Гродно, где пока оставались оккупационные войска. В то время в Гродненской губернии проживали 71% белорусов, 17,4% евреев и только 10% поляков. Однако на эту территорию претендовали не только белорусы, но и поляки. Среди польского общества в то время было распространено мнение, что белорусы — это русифицированные или «оправославленные» поляки. В Гродно возникла Польская организация войсковая, по численности превосходящая кадр Белорусского полка.
    6.jpg
    Командир пулеметной команды лейтенант Пётр Лосинский, ноябрь 1919 г.
    Национальный музей истории Украины
    The commander of the machine-gun platoon lieutenant Peter Losinsky, November 1919
    National Museum of History of Ukraine


    Белорусским комендантом Гродно стал капитан Н. Демидов. Командирами формирующегося 1-го Белорусского полка были по очереди полковники Н. Лаврентьев, К. Езовитов, А. Успенский и И. Антонов. В составе полка было четыре пехотные роты, гренадерская команда и гусарский эскадрон. 5-я рота формировалась в Ковно, где начальником белорусского войскового бюро был назначен поручик В. Козлов.
    7.png
    Командир 2-й белорусской отдельной роты капитан Андрей Ганзен, ноябрь 1919 г.
    Национальный музей истории Украины
    The commander of the 2nd Belarusian separate company captain Andrew Hansen, November 1919
    National Museum of History of Ukraine


    Тем временем польское правительство объявило о том, что в Гродно будет создана избирательная комиссия для выборов делегатов в Польский сейм в Варшаве, что вызвало протест белорусов. С середины февраля 1919 г. польские вооружённые отряды стали продвигаться вглубь Гродненской губернии. Попутно поляки арестовывали представителей Рады БНР и вербовщиков в белорусскую армию.
    Остававшийся в Гродно немецкий гарнизон побаивался поляков и не вмешивался в происходившие события. Но и он в начале апреля 1919 г. стал покидать город и выезжать на родину. 27 апреля в город вступили поляки, но они пока не предпринимали агрессивных действий по отношению к Белорусскому полку. Разоружению подвергся лишь гусарский эскадрон, личный состав которого вскоре выехал в Ковно.
    8.jpg
    Офицерский и подофицерский состав Белорусского батальона, Каунас, начало 1921 г.
    Vytauto Didžiojo karo muziejus. Литовский военный музей им Витаутаса Великого. Каунас.
    Officers and podofitsersky of Belarusian Battalion, Kaunas, beginning in 1921
    Vytauto Didžiojo karo muziejus. Lithuanian Military Museum of Vytautas the Great. Kaunas.


    31 мая 1919 г. польский начальник гарнизона Гродно приказал командиру Белорусского полка полковнику Антонову отправиться в Слоним, где влиться в состав одной из польских частей. Антонов отказался выполнить этот приказ. Вечером того же дня поляки окружили казармы, где располагался полк, разоружили и арестовали его личный состав. 11 июня полк был расформирован: все белорусы-католики были под конвоем отправлены в польские части, а православные — демобилизованы.
    После разоружения белорусских частей в Гродно вооружённые формирования БНР остались только в Ковно. Это были 5-я рота Белорусского пехотного полка (около 200 человек), комендантская команда (40 бойцов) и гусарский эскадрон (50 всадников). Все эти части входили в состав литовской армии. Рота и команда были переформированы в 1-ю и 2-ю белорусские отдельные роты, а гусарский эскадрон вошёл в состав 1-го литовского уланского полка. С 20 июня 1919 г. 1-я белорусская отдельная рота (134 бойца) в составе литовской армии участвовала в боях с советскими войсками в районе Двинска. С середины октября 1919 г. все белорусские подразделения были сконцентрированы в районе литовско-польской демаркационной линии в районе города Лиепаи. 17 ноября эти подразделения были переформированы в Белорусский батальон литовской армии под командованием майора Александра Ружанцова. К 28 декабря 1919 г. в составе батальона было 11 офицеров, 3 военных чиновника и 379 бойцов (2).
    1 апреля 1920 г. была проведена демо-билизация, и батальон вновь превратился в отряд. Но 27 сентября под давлением белорусских деятелей литовское военное ми-нистерство разрешило вновь восстановить батальон, командиром которого стал пол-ковник Успенский. В ноябре 1920 г. белорусы приняли участие в отражении нападения на Литву польских войск генерала Л. Желиговского, затем батальон какое-то время располагался в Ковно.
    С 15 марта 1921 г. Белорусский батальон под командованием полковника Успенского нёс службу на границе нейтральной зоны между Литвой и Польшей. Штаб батальона находился в местечке Серен Олитского уезда, роты занимали 46-вёрстный участок границы между населёнными пунктами Меречь - Конциево.
    28 марта 1923 г. Белорусский батальон был реорганизован в роту (в апреле в её составе было 6 офицеров и 203 солдат), которая в свою очередь была расформирована 20 июля того же года.

    Союз белорусских стрелков в Литве

    В 1919 году при Союзе литовских стрелков была организована белорусская секция. Её руководителем стал известный белорусский военный деятель, бывший поручик 12-го Кавказского стрелкового полка В. Разумович (Хмара). Белорусская секция (также именовавшаяся Союзом белорусских стрелков) ставила своей целью организацию партизанских отрядов для борьбы с поляками на территории Виленской и Гродненской губерний. Но фактически организация партизанских отрядов началась лишь после окончания боевых действий между Польшей и Литвой — до того момента все пополнения поступали непосредственно в действующий Белорусский батальон литовской армии.
    10 октября 1921 г. Хмара был назначен руководством Союза литовских стрелков командиром IV группы партизан, которая должна была формироваться из белорусов в местечке Меречь. Начальником штаба группы стал полковник Алексей Дужовский (бывший командир 13-го пехотного Белозерского полка РИА), в состав штаба также вошли капитан Александр Добровольский, поручики Василий Русак и Иван Гринько. В составе группы было около 200 стрелков.
    Уже зимой 1921-1922 гг. белорусские партизанские отряды приступили к активным боевым действиям на границе. Однако из-за белорусов-двурушников, преимущественно католического вероисповедания, полякам удалось довольно быстро нейтрализовать партизан. Более того, поляки стали засылать на территорию Литвы «своих» белорусов — для ведения аналогичной подрывной и партизанской деятельности.
    Очень скоро личный состав Белорусского батальона и Союза белорусских стрелков оказался меж двух огней. Литовцы стали подозревать белорусов в пособничестве полякам и наиболее активных из них выслали в Польшу. Но там эти белорусы сразу же попадали в концлагеря. Белорусы-католики — мирные жители Литвы и Польши — стали проявлять открытое недовольство существованием белорусских вооружённых формирований на территории Литвы, из-за которых, по их мнению, ни та, ни другая власть не давала им спокойно жить.
    Развязка наступила самым неожиданным образом. Советское дипломатическое представительство в Литве стало вести скрытую агитацию за уход батальона и партизан на территорию Советской Белоруссии. Агитация возымела действие, и в конце мая 1923 г. отряд из 60 белорусских стрелков ушёл из Меречи по направлению к Минску. Через польскую территорию отряду пришлось пробиваться с боем. Двое стрелков по дороге погибли, но остальные счастливо добрались до Минска (6).
    Это событие всколыхнуло литовское правительство, принявшее решение поставить в белорусском вопросе жирную точку. Белорусский батальон и IV группа партизан были расформированы. В 1924 г. из-за сложившихся ненормальных условий Рада Белорусской Народной Республики вынуждена была покинуть Каунас и переехать в Чехословакию. Значительная часть белорусских деятелей эмигрировала в Латвию. В Каунасе осталась дипломатическая миссия БНР, но и она очень скоро закончила свою деятельность. 10 января 1925 г. литовцы сорвали белорусский флаг над зданием миссии, а её членам предложили убраться восвояси... Литовско-белорусский союз окончательно развалился.

    Униформа белорусских формирований литовской армии

    Белорусские вооружённые формирования в составе литовской армии носили литовскую униформу и знаки различия, но со своими некоторыми особенностями.
    Прежде всего некоторая часть белорусских офицеров сохранила на мундирах ленточку национальных цветов, учреждённую К. Езовитовым в качестве знака отличия 11 декабря 1917 г. Бело-красно-белая ленточка должна была носиться между бортом мундира и прорезью для второй пуговицы сверху.
    Приказом Министра охраны края от 21 февраля 1919 г. №35 была установлена униформа и знаки различия для военнослужащих литовской армии:
    фуражка — круглая, мягкая, с околышем шириной в 2 см и кокардой на тулье, с белым подбородным ремешком;
    мундир — по фасону френча английского образца, со стоячим отложным воротником и четырьмя накладными карманами;
    штаны — фасона галифе;
    шинель — двубортная;
    сапоги — чёрные.
    Мундирный цвет полагался серо-зелёный — ближе к немецкому.
    Околыш, выпушка на тулье, вокруг воротника, обшлагов и погон полагалась по цвету рода оружия. Того же цвета были и треугольные петлицы на воротниках офицеров, на которых помещались обозначения воинских званий (поначалу — должностей). Звания младших офицеров обозначались восьмиконечными, старших и высших — четырёхконечными звёздочками. Кроме того, треугольники старших офицеров обшивались серебряным, а высших — золотым галуном. Отличием подофицеров были вертикальные нашивки приборного цвета на концах воротника.
    Цвета по родам войск были такими:
    пехота — жёлтый;
    артиллерия — красный;
    кавалерия — белый;
    технические части — розовый;
    Генеральный штаб — голубой.
    Кроме фуражки для офицеров было также учреждено кепи наподобие французского или итальянского — высокое, круглое, с козырьком и подбородным ремешком. Околыш кепи и выпушка по верхнему краю были также цвета рода войск (7).
    Белорусские части в целом были одеты в униформу и носили знаки различия, установленные литовским военным министерством, но имели некоторые различия:
    а) военнослужащие пехотных подразделений имели белые выпушки на мундире и, судя по фотографиям, красные петлицы. Фуражка оставалась общелитовского образца;
    б) белорусский гусарский эскадрон носил белые петлицы, но имел красные выпушки (8).
    Также отметим, что звёздочки для обозначения званий (должностей), судя по всему, были только четырёхконечные, германского образца.
    Кроме того, как свидетельствуют фотографии белорусских офицеров в Гродно, датированных весной 1919 г., они действительно пошили себе кепи, но особого образца. Эти кепи расширялись кверху, создавая некое подобие кивера. Похоже, околыш на них был красный, а верхняя выпушка — белая.
    Есть также информация, что весной 1919 г. на складах в Гродно белорусами были реквизированы немецкие мундиры, которые легли в основу собственной национальной униформы.
    9.png
    Офицер кавалерии 1-го Белорусского гусарского эскадрона с ленточкой, учреждённой в 1917 г. в качестве опознавательного знака белорусских военнослужащих.
    Гродно, весна 1919 г.
    Cavalry officer of the 1st Byelorussian Hussar squadron with a ribbon, established in 1917 as a distinguishing mark of the Belarusian military.
    Grodno, Spring 1919


    Офицер пехоты 1-го Белорусского пехотного полка. Знаки различия литовские, но цвета петлиц и выпушек — белорусские. Конструкция кепи также характерна именно для белорусских частей. Гродно, весна 1919 г.
    Infantry officer of the 1st Byelorussian Infantry Regiment. Lithuanian insignia, but the colors and tabs vypushek - Belarus. The design of this cap is also characteristic for the Belarusian side. Grodno, Spring 1919

    1. Езовитов К. Белорусы и поляки. Ковна, 1919. С.70-75.
    2. Lescius V. Lietuvos kariuomene, 1918-1920. Vilnius, 1998. S. 341.
    3. Воспоминания партизана Хмары, 1917-1923. Прага. 9.03.1925. // ГАРФ. Ф.5881. Оп.1. Д.525. Л.35об.
    4. Lescius V. Op. sit. S. 341.
    5. Воспоминания партизана Хмары, 1917-1923. Прага. 9.03.1925. // ГАРФ. Ф.5881. Оп.1. Д.525. Л.48-49.
    6. Там же. Л.71.
    7. Rutkiewicz J. Wojsko litewske? 1918-1940. Warszhawa, 2002. S. 115-119.
    8. Latuszonek O. Bialoruskie formacje wojskowe 1917-1923. Bialostyk, 1995. S. 230.

    10.jpg
    Офицер белорусских частей в литовской армии. 1919 г. / Officer Belarusian units in the Lithuanian army. 1919
    11.jpg
    Командующий ВВС Литвы генерал Юозас Крауцевичус (слева) и генерал Радус-Зенкевичус (Радус-Зенкович) (с бородой) на фоне самолётов литовской авиации на аэродроме в г. Ковно в 1920 году.
    Lithuanian Air Force commander - General Juozas Krautsevichus (left) and General Radus-Zenkevichus (Radus-Zenkovich) (with beard) on the background of the Lithuanian aviation aircraft at the airport in Kaunas in 1920.


    12.jpg

    Эта машина была захвачена ею в мае 1919 года, когда части 1-го пехотного полка РККА вышли на шоссе Укмерге — Утена в южных районах Литвы. В составе полка имелся одиночный бронеавтомобиль «Фиат» Ижорского завода (заводской номер 6739, выпущен в 1917 году). У деревни Клиненай броневик оторвался от основных сил полка и имел неосторожность обстрелять группу литовских солдат. Литовцы благоразумно отошли, а затем устроили на пути бронемашины засаду из поваленных деревьев. После короткого боя экипаж броневика был вынужден сдаться в плен. Технически исправный «Фиат» тотчас был включён в состав литовской армии, получив имя «Молния» (лит. Zaibas). С помощью этого броневика литовцы смогли очистить от остатков частей Красной Армии город Утена. Позднее, в ходе польско-литовской войны 1920 года, этот «Фиат» непродолжительное время использовался во в целом безуспешных боях с вторгшимися на территорию Литвы польскими войсками.
    Источник: rove.biz/index.php/ll-gg-2058?blog=17

    13.jpg
    Бронеавтомобиль "Savanoris" литовской армии, захваченный у немцев в январе 1920 г.
    14.jpg
    Бронеавтомобили Daimler литовской армии ранее принадлежавшие Freikorps начало 1920 г.


    Импровизированные германские бронеавтомобили на шасси грузовиков. “Зондрвагенам” довелось поучаствовать в кратковременной немецко-литовской войне. Дело в том, что до конца 1919 года Литва была поочередно занята немецкими и польскими войсками, не признававшими литовскую независимость. Присутствие здесь немецких частей численностью около 20.000 человек было связано с желанием Антанты не дать Советской России расширить свое влияние на Прибалтику. В то же время Польше преследовала исключительно корыстные цели, намереваясь присоединить к себе Виленский край, который по Версальскому договору отходил к Литве.


    Едва регулярные немецкие войска покинули территорию Литвы, как их место занял Freikorps под командованием генерала Рюдигера фон дер Гольца. Эта военная организация, по численности и организации ничем не отличающейся от армии, формировалась из бывших солдат и офицеров воевавших в Прибалтике против русской армии и поставившей задачу установить здесь прогерманский режим. Кроме обычного стрелкового оружия и артиллерии Freikorps получил около 10 бронемашин, большей частью “зондервагенов”. Судя по всему, их изготовлением занималась фирма Daimler.

    Как и Первую Мировую войну немецкие бронемашины применялись разрозненно и большой пользы не принесли. Потерпев несколько поражений в подряд Freikorps был вынужден покинуть Литву, бросив при этом почти всю технику. Так, 20 января 1920 года на ж\д станции Вирбалис литовские войска захватили сразу четыре бронеавтомобиля. Машины после ремонта включили в состав единственного бронеавтомобильного отряда, при этом бывшие немецкие “зондервагены” получили в литовской армии следующие названия: "Aras" (№4004), "Perkunas" (№3992), "Pragaras" (№4026) и "Sarunas" (№4010, ранее - "Savanoris"). Позднее к ним присоединлся ещё один трофейный "зондерваген".

    Вплоть до конца июня 1920 года эти бронемашины использовались против советских и польских войск, не понеся при этом потерь. После завершения войны за независимость “зондервагены” оставались на вооружении армии Литвы больше 15 лет.
    Источник: www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/germany/sonderwagen_erzatz.htm

    ЛИТОВСКАЯ КАВАЛЕРИЯ 1918-1921

    Кавалерийские части из литовцев начали создаваться в России вскоре после падения царизма. Первой такой частью был драгунский эскадрон, который был сформирован при 17-й кавалерийской дивизии, находившейся в составе 12-й армии. Первый набор в эскадрон состоялся 14 декабря 1917 г. И этот день позднее было принято считать днём рождения литовской кавалерии. Ещё через полтора месяца -27 января 1918 г. командованием 12-й армии был отдан приказ в котором предписывалось сформировать дивизион литовских драгун.
    18 февраля 1918 г., после закончившихся провалом мирных переговоров в Бресте, немецкие войска возобновили военные действия на Восточном фронте. Такая перемена военно-политической ситуации решительным образом повлияла на дальнейшую судьбу литовского дивизиона драгун. Он получил приказ отступить сначала в Псков, а потом ещё далее - в городок Верро. После подписания мирного договора немцы выступили с предложением передислоцировать весь отряд в окупированную ими Литву, но без оружия и лошадей. Этого обещания, однако, не сдержали - неподалеку от города Риги всех литовских кавалеристов задержали и отправили в лагеря военнопленных. Таким образом, первая в XX столетии литовская кавалерийская часть перестала существовать.
    Только осенью 1918 г. литовцы приступили к созданию собственных регулярных вооружённых сил. Они однако не планировали создания больших кавалерийских соединений, так как придерживались мнения, что они не будут достаточно эффективными на поле боя и, кроме того, их содержание было бы слишком обременительным для небогатого, только что возродившегося государства. Литовские власти полагали, что для обеспечения армейских потребностей и для поддержания внутреннего порядка вполне будет достаточным один или два конных эскадрона. 9 января 1919 г. был издан приказ коменданта города Каунаса офицера Й. Микуцкиса, который придписывал сформировать 1-й гусарский эскадрон.
    С самого начала формирования литовских вооружённых сил существенную проблему представляла подготовка добровольцев для только что созданых частей. Проблемой было не только отсутствие оружия, амуниции, лошадей и транспортных средств, но и нехватка надлежащим образом подготовленных сержантов и офицеров. Большинство командных постов замещали люди, получившие сержантские и офицерские звания во время войны. Лишь немногие из них владели литовским языком и идентифицировались с литовской государственной идеей, и имели к тому же фронтовой опыт и основательные теоретические и практические знания, которые могли были быть использованы в процессе подготовки военных специалистов. Офицеры и сержанты не знали литовских команд, не было даже принятых и утверждённых военных уставов (в т.ч. строевого, боевого, езды), инструкций (например выездки лошадей), подготовительных программ (например подготовки новобранцев). Отсутствовали даже литовские эквиваленты многих русских, немецких и польских военных терминов. В организовавнном гусарском эскадроне большинство офицеров и сержантов служило до этого времени в России в польских уланских формированиях, и поэтому можно было услышать команды на польськом языке или на польско-литовском жаргоне. Ещё хуже обстояло дело с офицерами имеющими высшее военное образование - такая категория в литовской армии попросту отсутствовала. Поэтому командиром первого сформированного в Литве Конного полка стал швед майор Карль Хоэгер.
    Эскадрон гусар, формирование которого началось в начале января 1919 г., очень скоро увеличил свою численность. В начале февраля это подразделение частями отправили на фронт, где оно вело бои с большевиками и поляками. В начале июня эскадрон был возвращён в Каунас. В октябре-ноябре он принимал участие в боях с бермонтовцами, в начале декабря был на постое в Шавлях, потом переместился в окрестности города Тауроги, где находился до 1 мая 1920 г. Вслед за этим эскадрон был направлен для охраны польско-литовской демаркационной линии.
    4 февраля 1919 г. началось формирование 2-го гусарского эскадрона, и уже в конце марта этого года он был отправлен на большевистский фронт. Плохо подготовленный, не имея достаточного количества лошадей и соответствующего вооружения, он не мог эффективно выполнять задачи дивизионной кавалерии, и в мае 1919 г. был возвращён в Каунас. Только после этого солдаты получили одинаковое стрелковое оружие и форму, для первых взводов были выделены лошади. В июне-июле 1919 г. гусары 2-го эскадрона принимали участие в боях с большевиками в окрестностях города Езёрасы. Поблизости деревни Новосюлки, во время инспектирования гусаров, командир 1-го Литовского конного полка майор Хоэгер был тяжело ранен. В августе 1919 г. 2-й эскадрон вёл боевые действия в районе Дынебурга. После вытеснения большевиков за реку Двину [Западная Двина, Даугава - прим. Э. В.] эскадрон был направлен в район Калькун. С середины сентября им велись бои с поляками, которые захватили южный берег Двины восточнее Дынебурга. В конце октября этого года 2-й эскадрон был передислоцирован на территорию северной Литвы, на бермонотовский фронт, где он воевал сначала под Радивилишками и Покрое, а затем в районе Лигумы - Мешкуичиай - Ионишки - Шавле. После разгрома бермонтовцев эскадрон вновь направили под Дынебург.
    Военные действия, которые велись весной 1919 г. наглядно показали литовскому командованию необходимость создания больших кавалерийских частей. 1 апреля началось формирование кавалерийского полка под командованием майора Хоэгера. Его помощником был назначен офицер Пранас Яцкевичус. 12 мая главнокомадующий литовскими вооруженными силами генерал Сильвестрас Жукаускас издал приказ, которым определялись основы формирования 1-го Литовского конного полка. Предусматривалось, что в состав полка войдут уже существующие 1-й И 2-ой эскадроны гусар, находившиеся в это время на фронте, и новые, которые должны были быть сформированы. В конце мая в состав полка был формально включен также и белорусский эскадрон ротмистра М. Глинского.
    В июне 1919 г. началась организация 3-го гусарского эскадрона. Материальные трудности и отсутствие лошадей стали причиной того, что только в конце октября и лишь часть эскадрона находилась в боевой готовности. 1 ноября два его взвода были направлены в район Кейданы-Эйрагола для ведения боёв с бермонтовцами. Практически до марта 1920 г. эта часть 3-го эскадрона занималась очищением территории от вражеских сил. Остальная часть эскадрона находилась до 12 июля 1920 г. в Каунасе и его окрестностях.
    1 июля 1919 г. командиром 1-го Литовского конного полка был назначен офицер Пранас Яцкевичюс. 25 числа того же месяца 1-й Литовский конный полк был переименован в 1-й Конный полк, а позднее - в 1-й Кавалерийский полк. В октябре 1919 г. началось также формирование 4-го эскадрона.
    12 июля 1920 г. началась операция, целью которой было присоединение к Литве Вильно и прилегающей территории. Для реализации этой задачи была задействована вся способная к полевым действиям литовская кавалерия - 1-й, 2-й и 3-й эскадроны 1-го Кавалерийского полка и учебный отряд полковника Юозаса Литвинаса (именно тогда он был назначен командиром полка). В начале третьей декады сентября большинство подразделений литовской кавалерии (2-й, 3-й И 4-й эскадроны 1-го Кавалерийского полка) были сосредоточены в районе Сувалок. В боях, которые там велись литовская кавалерия сыграла значительную роль, понеся при этом значительные потери.
    В начале октября 3-й гусарский эскадрон отбыл в Вильнюс, но уже 9 октября был вынужден отступить из города под давлением отрядов генерала Люциана Желиговского. Эскадрон отступил по направлению к Ляндварову, потом отошёл до Риконт. В этом районе он вёл интенсивную разведывательную деятельность, и кроме того, взаимодействовал с литовскими пехотными частями, воевавшими с отрядами ТН.

    26 октября сотню возглавил полковник Юозас Литвинас. С того времени можно было приняться за надлежащую подготовку солдат. В конце ноября - начале декабря сотня получила довольно многочиленное пополнение людьми и лошадьми.
    1 ноября 1920 г. Конная сотня "Железного волкоа" была переименована на 3-й Конный полк "Железного волка"; командиром продолжал оставаться полковник Юозас Литвинас. В соответствии с планом своего развёртывания полк должен был состоять из четырёх полевых эскадронов и пулемётного подразделения. Этого однако не удалось реализовать практически. 21 января 1921 г., наиболее укомплектованый людьми и оружием 1-й эскадрон 3-го Конного полка "Железного волка" отбыл в район Уцяны, где находился в подчинении командованию 2-й Пехотной, потом 1-й Пехотной, а с 12 июля 1921 г. - 3-й Пехотной дивизии. Он выполнял задачи дивизионной кавалерии - вёл разведку и прикрывал фланги пехотных соединений. Остальные части полка, которые испытывали огромные трудности в связи с отсутствием надлежащего материального обеспечения и подходящих кавалерии лошадей, продолжали находиться в Каунасе. 27 июля 1921 г. полк стал именоваться следующим образом: 3-й Кавалерийский полк "Железного волка", а 4 апреля 1922 г. он был переименован на 3-й Драгунский полк "Железного волка". После 3-х лет своего существования - 31 декабря 1923 г. - он был расформирован. Следует отметить, что полк не сыграл какой-либо значительной роли в борьбе за свободу и независимость государства. К формированию этого полка приступили слишком поздно, собственно в то время, когда война уже подходила к концу. Однако его трёхлетнее существование имело значение для поддержания традиций литовской кавалерии.
    О "Железном волке" вновь вспомнили в середине 30-х годов. 15 августа 1935 г. он был возрождён в Таурогах под своим последним названием - 3-й Драгунский полк "Железного волка", и просуществовал до конца августа 1940 г., то есть до момента ликвидации Литовской народной армии и создания на её базе советскими военными властями 29-го Териториального стрелкового корпуса.
    Осенью 1920 г. литовские военные власти приняли решение о формировании ещё одного конного полка - соответствующий приказ был подписан 30 октября. Но реализация этого плана началась только 16 ноября, то есть за несколько дней до заключения перемирия с Центральной Литвой. Первым командиром создаваемого в Каунасе 2-го Конного полка был назначен полковник Пранас Яцкевичюс, который до этого возглавлял 1-й Конный полк. С целью ускорения его организаци в полк было откомандировано нескольких офицеров и военных чиновников из Генерального штаба и 1-го Конного полка. Во второй половине ноября 1920 г. уже действовал штаб 2-го Конного полка и существовал 1-й полевой эскадрон. 17 ноября начали формировать 2-й полевой эскадрон, а 1 декабря - 3-й и 4-й полевые эскадроны.
    30 апреля 1921 г. 2-й Конный полк заменил 5-й Пехотный полк, который охранял до этого границу с Польшей от населённого пункта Гедройце до границы с Латвией. 22 октября кавалеристы передали свой участок границы 3-му Пехотному полку и отбыли в район Янова, где находились до 30 октября того же года. Затем они были передислоцированы в Каунас и расселены в бывших казармах гусаров. В Каунасе полк находился до конця октября 1922 г. 2 ноября этого же года он получил приказ пербазироваться в Волковышки, откуда его перебросили в Олиту - город, в котором полк выполнял гарнизонную службу. После нескольких лет - 30 сентября 1928 г. - декретом президента Сметоны начальником полка была назначена Великая княгиня литовская Бирута, и после чего последний раз было изменено название полка. С того времени он именовался 2-й Уланский полк Великой литовской княгини Бируты.

    15.jpg
    Литовская пехота
    16.jpg
    Литовский солдат, конец 1919 начало 1920 г.

    17.jpg
    Литовский улан. 20-е годы.

    18.jpg
    Знаки различия литовской армии.

    19.jpg

    1.jpg
    Солдат в 1919 -1920

    2.jpg
    Волонтеры - werry костяк литовцы армии в 1919 году.

    3.jpg
    Soldiers of 9th reg. with they'r first "Maksim" (a war trophey taken from bolsheviks) (March 8, 1919).

    4.jpg
    This one made a bit later- its a armoured platoon taking a break in field trinings in 1921.

    5.jpg
    Werry первые добровольцы (январь 1919).

    6.jpg
    Один из первых парадов в Каунасе (11 мая 1919 г.)

    7.jpg
    Первый бронированный автомобиль (начало 1919).

    8.jpg
    Group of 9th reg. mashineguners in mid-1920.

    9.jpg
    Mashineguners in position (1920).

    11.jpg 10.jpg
    12.jpg 13.jpg

    14.jpg
    Солдаты "железного Вольфа"
    кавалерия рег. (в конце 1920 - начале 1921).

    15.jpg
    Офицеры второй бригады (сентябрь 1919).

    16.jpg
    Сотрудники Вильнюсского comendanture (конец 1918 г.).

    17.jpg
    Верховный командующий Литовской армией ген.
    Silvestras Žukauskas (летом 1919).

    18.jpg
    Lietuvos savanoriai. Seinuose 1919 m.

    19.jpg
    Студенческая группа 2-го пехотного полка в 1919 году.

    20.jpg
    Нарукавный знак добровольцев литовской армии - один из первых отличительных знаков литовских солдат. 1919 год.

    21.jpg
    Юный литовский солдат, 1919–1920.

    22.jpg
    Добровольцы литовской армии в боях с поляками. 1920 год.

    Источник: http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?fid=12&tid=365

    8.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 18 май 2014
    Cibitis, Печник, Nikolaj и 10 другим нравится это.
  2. Ангелика Захарова
    Offline

    Ангелика Захарова Новобранец

    Регистрация:
    16 авг 2013
    Сообщения:
    8
    Спасибо:
    20
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия Курган
    Интересы:
    без вести пропавшие
    Спасибо за классную и очень интересную тему! Много узнала нового, для меня было открытием!) Особенно о белорусских бойцах в составе литовских войск. Фотокарточки раритетные!
     
    ohranik и Wolf09 нравится это.
  3. Mizan
    Offline

    Mizan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2014
    Сообщения:
    171
    Спасибо:
    466
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    История IWW IIWW
    "В августе 1919 г. 2-й эскадрон вёл боевые действия в районе Дынебурга. После вытеснения большевиков за реку Двину [Западная Двина, Даугава - прим. Э. В.] эскадрон был направлен в район Калькун. С середины сентября им велись бои с поляками, которые захватили южный берег Двины восточнее Дынебурга."
    Стоит обратить внимание любителей истории на разные названия городов и поселков в Литве и Латвии в начале ХХ века. Русское, Литовское-Латышское, Немецкое и наконец Польское название может окончательно запутать:) в данном случае название ДЫНЕБУРГ обозначает: Двинск, Dunaburg, Dyneburg, Daugavpils. Вдоль дороги от Литовской границы до Даугавпилса есть несколько братских могил поляков с характерными крестами.

    DSC_0688ПОЛЬСКИЙ КРЕСТ.jpg
     
    ohranik, Seregas1979, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  4. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.949
    Спасибо:
    46.326
    Отзывы:
    622
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Mizan, спасибо за пополнение темы :post-43-1210696242:
     
    ohranik нравится это.
  5. Гандурас
    Offline

    Гандурас Фельдфебель

    Регистрация:
    22 июн 2011
    Сообщения:
    56
    Спасибо:
    31
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Барысаў
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Страйкбол
    PaulZibert и Wolf09 нравится это.
  6. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.949
    Спасибо:
    46.326
    Отзывы:
    622
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  7. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    9.949
    Спасибо:
    46.326
    Отзывы:
    622
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Приношу свои извинения за не точный перевод текста :c0102:


    Полковая история белорусских про-литовских военных отделов в 1919-23 гг довольно подробно описано в работах Олега Латышонка и мемуарах участников тех событий (Александра Розария и других), поэтому здесь мы остановимся только на неизвестных страницах униформы Белорусского гусарского эскадрона в Гродно и Белорусского отдельного батальона в Ковно. По воспоминаниям Александра Розария (воспоминания Розария пока являются единственным источником по униформе белорусских отделов в Литве) белорусские пехотинцы, служившие в Белорусском отдельном батальоне в армии Литвы, носили белые канты на френчах, кавалерия красные. В то же время в феврале 1919 литовским пехотинцам было приказано носить желтые канты, кавалерии белые, артиллерии красные, инженерным частям (авиация, связь, саперы и другие) розовые, штабным офицером голубые (голубые канты на френч, вероятно, носил Константин Езовитов) . Литовские пехотинцы, кавалерия, инженерные части носили черные петлицы. Вероятно, такого цвета были петлицы в белорусских пехотинцев в Ковно. Точный цвет петлиц Гродненских гусар не известен (мог быть белый), белорусские офицеры, которые переехали из Гродно в Каунас, сохранили свои старые петлицы. На фуражке, как белорусы так и литовцы, носили кокарды с Погоней на поле в цветах литовского флага (желтый-зеленый-красный). Ободок на фуражках кавалеристов в Гродно (по воспоминаниям Розария) и Ременчик на фуражках белорусских пехотных офицеров были белыми. На погонах звание не обозначалось, только номер роты и знак специализации отдела. В 1923 году в армии Литвы были введены новые знаки разности (цветные петлицы с Калюмны, петлицы с полосами и звездочками), но ими не воспользовались, так как белорусский отдел был распущен.

    1.jpeg
    Кокарда с литовской фуражки.
    1919-1923 гг.


    2.jpg
    Знаки различия (петлицы) белорусских пехотинцев в армии Литвы в 1919-23 гг.
    Графическая реконструкция. 1-рядовой, 2-капрал, 3-младший сержант, 4-сержант,
    5-фельдфебель, 6-подпоручик, 7-поручик, 8-капитан, 9-майор, 10-подполковник, 11-полковник.


    Рядовые и подофицеры-литовцы с февраля 1919 года должны были носить четырехугольные черные петлицы с черной полосой по низу воротника (применялись иногда). Военная степень обозначался вертикальными полосами, которые пришивались к петлице. Треугольники на петлицах старших офицеров на первом этапе формирования вооруженных сил должны были ошиваться кантом цвета рода войск, но со временем от канта отказались, петлица майора, подполковника, полковника как белорусы так и литовцы обшивали серебряным галуном. Вместо четырехугольных немецких звездочек на петлицах использовались также пятиугольные. Как свидетельствовал Александр Розария, белорусские солдаты в Белорусском отдельном батальоне в Ковно были одеты в немецкие кители. На фотографиях того времени можно увидеть белорусских и литовских комбатантов в британских, американских, французских кителях, российских, британских, американских фуражках. К воротнику импортных кителей пришивали канты. Офицеры были одеты в кители с кантами местного производства, которые пытались шить по одному образцу, цвет их не известен. Также белорусские и литовские офицеры носили фуражки, похожие на французские, и американские офицерские кивера.

    3.jpg
    Командир Белорусского батальона в 1919-20 гг.
    Ободок на фуражке, вероятно, желтый, как это предусматривалось
    требованиями литовских регламентов для отделов пехоты.
    4.jpg
    Белорусские кавалеристы. У офицера, что по середине, к френчу прикреплена
    лента нацдемовских цветов. У рядового с права британский китель.

    5.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg

    http://bka.ucoz.ru/publ/belaruskija...ve_w_1919_23_gg_znaki_roznasci_stroj/1-1-0-26
     
    Гандурас, ohranik, Трофим и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)