Афанаскина Мария Ивановна. Поиск свидетелей или информации увода в рабство немцами в феврале 1943 г.

Тема в разделе "Поиск солдат ВОВ", создана пользователем Дединовец, 30 май 2017.

  1. Offline

    Дединовец Новобранец

    Регистрация:
    26 май 2017
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Поиск исторической правды
    Здравствуйте! Во время войны 16 февраля 1943 г. (согласно архивной справки ГАСО) мою тетю, Афанаскину Марию Ивановну (1933 г.р), вместе с семьей (7 человек) угоняли в рабство в Германию из деревни Станы Невесельского с/совета Всходского района. До сих пор она не может добиться установления статуса "Бывшего несовершеннолетнего узника фашизма" и получения соответствующего удостоверения. Возможно кто-нибудь подскажет, как действовать?
     
    Последнее редактирование: 30 май 2017
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Дединовец, насчет свидетелей. Вы можете дойти до ГАРФ в Москве и в читальном зале снять копии с акта о причиненном ущербе семье Марии Ивановны в период оккупации.
    Архив достаточно удобно работает по будним дням, но пару раз придется попасть туда до 17.45, чтобы выписали пропуск.
    Если решите пойти, попробую найти номер фонда

    Можете запросить архив ФСБ Смоленской области о копии протоколов допросов вернувшихся из плена в Германии членов этой семьи

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 445н г. Москва "Об утверждении Порядка оформления, выдачи и учета удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны"
    2. Удостоверения выдаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по месту жительства бывшего несовершеннолетнего узника фашизма.
    3. Выдача удостоверений производится на основании личного заявления бывшего несовершеннолетнего узника фашизма или его законного представителя, поданного в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4479) с приложением следующих документов:
    - документа, удостоверяющего личность;
    - документов военного времени, подтверждающих факт нахождения бывшего несовершеннолетнего узника фашизма в период Второй мировой войны в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы, либо справок и других документов архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения.
    4. Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации не позднее месячного срока с момента принятия заявления от бывшего несовершеннолетнего узника фашизма или его законного представителя.
    Источник: https://rg.ru/2013/11/06/udostoverenie-dok.html

    Воспоминания Марии Андреевны Котовой (Шуруповой) о д.Станы Невесельского с/с Всходского района
    «В первые дни войны деревни стремительно пустели. Мужчины уходили на фронт. Но, казалось, все это еще далеко, не у нас. В июне 1941 года деревенскую молодежь отослали в Семлево копать противотанковые рвы. Выполнив работы, они отправились пешком в родные Станы Невесельского сельского Совета. Шли стороной мимо Мытишино, Полднево. Весело переговаривались. Вот и Всходы совсем рядом, уже речка виднеется. Остается только мост перейти. Гурьбой кинулись к нему, но грубый окрик военного остановил их: «Вы куда летите, мост заминирован. Подождите, я вас проведу».
    На другом конце моста теперь уже стояла не стайка весело щебечущих подростков, а разом повзрослевшие парни и девчата. И им стало страшно от того, что их ждет в будущем. А будущее было таковым...
    - Немцы пришли в деревню в октябре, - вспоминает Мария Артемовна. - В первых числах. Мы еще картошку на огороде не выкопали. А тут ее снегом запорошило. Выбирали из земли сырую. Рассыпали в хате, сушили. Да сами мало ею попользовались, все равно немцы всю поели. Оказались мы на оккупированной территории.
    В войну мама наша осталась одна с шестью детьми. Отец умер еще в тридцать девятом году. В нашей деревне семьи были многодетные: по шесть, десять ребятишек имели. И бедные были. Знаете, как говорят, один - с сошкой, семеро - с ложкой. Попробуй такую ораву только прокормить. А маме моей Пелагее Андреевне и вовсе туго было одной нас тянуть. И так несладко жили, а тут еще эта война.
    Зима, как помню, выдалась морозная, снежная. Сугробы огромные наметало. Фашисты сгоняли жителей деревень на расчистку дороги до Павлинова. От деревни до деревни так и чистили. Руки, ноги мерзли, но мы-то привычные. А вот на немцев смешно было смотреть, когда они в бабьих шалях поверх своих шапок стояли закутавшись. Некоторые умудрялись на сапоги лапти еще надевать. А нижнее мужское белье они еще в самом начале первой военной зимы по хатам все подсобрали. Все замерзали в России-матушке.
    Голод у нас быстро наступил. Какие были припасы, немцы забрали. Посреди хаты была большая русская печь, в ней хлеб пекли. Мама, бывало, мякин соберет, потолчет в ступах, на решето просеет, если раздобудет где мучицы, добавит, так лепешек напечет. А потом она ходила по деревням до Павлинова побиралась. Принесет какие куски, так мы их сразу и съедим.
    Тяжелое наступило время. Брат мой старший, двадцать третьего года рождения, осенний он у нас, под призыв еще не попал, а в оккупации очутился, так он с одногодками в лесу прятался, чтобы немцы в Германию не угнали. Хотел к партизанам уйти, да мама отговорила. Побоялась, что тогда немцы всю семью расстреляют. Да долго им прятаться не пришлось. Каратели устроили облаву и брата, друзей его - Мишу Гольцова и Егора Суренкова и еще деревенских парней выловили. Отправили в лагерь в Рославль, а затем угнали в Германию. Мама очень плакала. Беспокоилась о сыне. Ведь многие так больше и не свиделись.
    Чуть погодя, продолжила свой рассказ Мария Артемовна, - через нашу деревню гнали военнопленных. Колонной. С обеих сторон автоматчики с собаками. А наши-то худые, ослабшие. И раненые были. Споткнутся, упадут, а немцы-то тут как тут. Давай их плетками охаживать, собаками травить. Те, что рядом идут, поднимают слабых с земли и чуть ли не на себе несут. Такая жалость.
    Я вот уже говорила, что в лесу немало народа пряталось. И партизаны, и население. Есть-то в лесу нечего было. Так нападали на немецкие обозы, отбивали подводы с продовольствием. А фашисты тогда по деревням лютовали. В отместку жгли дома, надворные постройки.
    В 1942 году нашу деревню почти всю сожгли, а население погнали на Белоруссию. Угнали и нашу семью. Мама только успела меня одну с дальним родственником в лес отправить. Зима сорок второго была. Жили, как могли. Под елками прятались, шалаши строили. Народу в них столько набивалось, что сесть негде было. В основном здесь были жители деревни Большая. Им удалось почти всей деревней спрятаться в лесу. Побросали дома, лишь бы угнанными не быть.
    У одной семьи была с собой печечка-времянка. Сучков наломают, протопят. Хоть руки погреть. Ели, что придется. Иногда ночами мужики в Большую ходили. Где у кого припасы были припрятаны, приносили. В первую очередь кормили маленьких детей. Остальным что останется - сухарик, картофелинка какая. Мучили голод, холод, вши. Не знаю, как мы тогда выжили.
    Перезимовали зиму. Весна пришла. Бои совсем рядом шли. Канонада слышна была и днем, и ночью. А выходить из своих укрытий страшно было. Так и сидели, затаившись, пока однажды не услышали в лесу русский говор. Вначале подумали, что это полицаи. Старшие велели молодым ребятам на дерево, что повыше, забраться да оглядеться что происходит. Да толком-то ничего не видно было в лесу. Вскоре на нас набрели наши солдаты. Радости сколько было! Решили мы в свои деревни возвращаться. Вернулась я в Станы, а там лишь обгорелые трубы вдоль дороги стоят. Как в Хатыни. Я там была два раза на экскурсии, когда уже после войны работала.
    Я-то одна осталась. Брат Петр в Германии, мама с младшими - в Белоруссии. Трудно мне пришлось, но, Бог дал, войну пережила. На освобожденной территории стали колхозы организовываться, предприятия открываться. Люди работать пошли. Строительство началось. Все к жизни возрождаться стало.»

    Станы дер. ВОВ.png
     
  4. Offline

    Дединовец Новобранец

    Регистрация:
    26 май 2017
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Поиск исторической правды
    Спасибо, Юлиа, за оперативный и содержательный ответ! А после архива в суд надо подавать?
     
  5. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    В органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по месту жительства бывшего несовершеннолетнего узника фашизма.
    А вот если они откажут, тогда в суд
     
  6. Offline

    Дединовец Новобранец

    Регистрация:
    26 май 2017
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Поиск исторической правды
    А в архив может быть сначала по электронке запрос сделать?
     
  7. Offline

    Мирумир Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 ноя 2016
    Сообщения:
    3.098
    Спасибо SB:
    5.755
    Отзывы:
    191
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Плещеницы
    Интересы:
    поиск
    В период СССР всеми узниками без исключения занимался КГБ, думаю, что сейчас в РФ эти функции выполняет ФСБ, значит сначала запрос в ФСБ Смоленской области. В свое время я давала запрос по отцу( несовершеннолетний узник) в г.Донецк и для подтверждения не нужны были свидетели - контора все знает - но желательно указать где находились в Германии и какую работу выполняли. Удачи.
     
  8. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Если времени много, попробуйте
     

Поделиться этой страницей