Белорусский вопрос на Смоленщине

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем GuestX, 25 ноя 2008.

  1. GuestX
    Offline

    GuestX Новобранец

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    10
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Честно говоря, вопрос многоплановый и в одной теме изложить его сложно.
    Приходилось мне сталкиваться с многочисленными спорами на эту тему на различных форумах в сети. С одной стороны, как правило, выступали пользователи из РБ, аппонировали им россияне. Соответственно, и уровень таких дискуссий был ниже плинтуса. Обе стороны (причём, вторая куда чаще, чем первая) строили свою аргументацию на основе каких-то, изначально вбитых в голову, догм и убеждений, не имеющих ничего общего с действительностью.
    В Интернете материалов по этнографии Смоленского края тоже не много...серьёзного глубинного анализа этого вопроса никогда не проводилось (поправьте, если ошибаюсь) со времён Карского. А если и проводились, то имели явную идеологическую окраску.

    Так вот, интересно, что об этом думают сами смоляне и думают-ли вообще что-нибудь. Как я замечал, белорусы у нас "братья", но говорить о принадлежности к ним как-то не принято. Да и вообще не принято обсуждать традиции, историю и культуру смолян...а ведь без знаний о прошлом не будет и возрождения в будущем.

    В общем, тема обозначена. Предлагаю делиться информацией, ссылками и просто мыслями :)
     
  2. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.369
    Спасибо:
    506
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Ну вопервых если быть точным то никакого белорусского вопроса на смоленщине нет.Белоруссия никогда не заявляла о своих претензиях на Смоленск. Есть спор между сторонниками ВКЛ (великого княжества литовского)и россиянами.Сторонники ВКЛ в белорусие заявляют что белорусы это литвины и Унния заключалась между поляками и литвинами,тоесть белорусы должны числить ВКЛ своим государством.Такую теорию пытается внедрять в народное сознание оппозиция а Белоруссие (поддерживается Польшей и США)членами которой в основном являются этнические поляки и полукровки(в основном католики).Естественно ВКЛ представляется как исторический антогонист России,а так как Смоленск входил в свое время в ВКЛ,естественно есть и кое какие притензии.История здесь выступает как инструмент политики направленной против России(типа гладомора на Украине).
    Пока в Беллорусие батька Лукашенко у власти оппозицие ничего несветит ,однако глупая политика российской верхушки ,всячески тормозящей обьеденение братских народов и экономический кризис могут дать оппозицие шанс на отрыв Беллорусии от России.История ВКЛ в Россие действительно освещается слабо.И тема ВКЛ сома по себе интересна .Только начинать прейдется от Рюрика.
     
  3. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Тема очень интересная и глубокая. Сам хотел когда-нибудь что-то подобное открыть, так как интересуюсь этнографией. Материалов много! Только успевай обрабатывать и выкладывать. Будем работать.
    Хочу только сразу четко сказать, что вопрос об этнических корнях смолян не нужно рассматривать в плоскости политической. Это просто глупо. Смоленская земля давно Россия и не будет вне России, пока существует наша большая страна. Вопрос об этногенезе "смоленского народа" (позволю себе такой ненаучный термин) носит культурно-исторический характер. Тема интересная. Она позволяет лучше понять откуда мы взялись как общность, и почему мы имено такие.
     
  4. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Размещаю одну из своих давних статей по данной теме.

    ДВЕ РУСИ

    В глубокой древности смоленские и белорусские земли населяли племена кривичей. По устоявшейся традиции мы считаем их славянами. Однако по современным научным представлениям, кривичи не чистые славяне, а смесь славянского и балтийского населения. Балты, к которым в Средневековье относились ятвяги, пруссы, литовцы и латгалы, уже с первых веков нашей эры населяли территорию Смоленщины и Белоруссии. С VIII века на эти же земли стало проникать славянское население. Тогда и началось постепенное взаимовлияние двух разных народов, двух культур. Причем пришлых на наши земли славян ученые склонны относить к северо-западной диалектной группе, близкой к полякам. В то время как ильменские словени, поляне и ряд других племен относятся к восточным славянам. Кривичи были носителями более древней культуры, чем соседние славянские племена. Их прямой наследницей стала белорусская нация.
    Смоленский край исторически и географически оказался пограничьем белорусских и великорусских земель, поэтому смоленский народ в этническом отношении был неоднороден. Уже в середине XIX века первые исследователи народной культуры Смоленщины, выявили, что в этнографическом отношении Смоленская губерния делилась на две части. В первой, к которой относились северо-восточные уезды (Вяземский, Гжатский, Сычевский, Юхновский и большая часть Бельского), было великорусское население, а во второй (уезды Смоленский, Краснинский, Духовщинский, Дорогобужский, Ельнинский, Рославльский и Поречский) – белорусское. Конечно, резкой границы между этими двумя частями губернии не было.
    Если по занимаемой территории белорусское население значительно преобладало над великорусами, то в количественном отношении они были примерно равны. По сведениям 1857 г. великорусское население составляло 46% общей численности жителей губернии, а белорусское – 54%.
    Принадлежность к белорусскому или великорусскому населению определялась языком, внешним видом, обычаями и нравом жителей. Постепенно, благодаря отходничеству и развитию образования смоленские крестьяне все больше впитывали русскую национальную культуру, русский язык. Белорусская культура под натиском культуры русской, официальной и государственной, отступала все дальше на запад Смоленщины, ближе к белорусским губерниям. Тем не менее, и в начале XX века значительная часть населения Смоленщины имела характерные белорусские черты.
    Священники, составлявшие в конце XIX – начале XX вв. историко-статистические описания своих приходов, оставили интересные свидетельства об этнических чертах своих прихожан. Приведем некоторые из них. «Племенной состав населения, судя по их языку и обычаям, белорусы. В речи их и по сие время очень заметен белорусский акцент, за который они жителями других русских губерний обзываются «поляками». Здесь за обыкновение вместо «ли» говорить «ти», сундук называть «скрынка», погребение мертвого – «хавтуры» и проч.» (Село Юров Краснинского уезда). «Пушкинские прихожане по языку и обычаям принадлежат все, исключая помещиков, к белорусскому племени. В произношении между буквой «д» и гласною литерою вставляют «з», например, вместо деньги произносят дзеньги. Литеру «з» употребляют впереди слова вместо литеры «с», например, вместо того, чтобы произнести «с луком», «с маслом», произносят – «злуком», «змаслом»; вместо «лучше» произносят «залучше». Перед каждым словом произносят частицу «ти», а в конце слова литеру «л» изменяют в литеру «в», например, ти-ходив, ти-видев; частица «ти» составляет особенность жителей Дорогобужского уезда, без нее они не произносят ни одного слова; посему природного жителя Дорогобужского уезда можно узнать по разговору из нескольких миллионов людей». (Село Пушкино Дорогобужского уезда).
    Похожие черты народной речи были и в Ельнинском уезде: «В разговорах крестьян слышатся некоторые польские слова, например: потрафлять, зробить, ни трясса, вечерить, услон (скамейка), пошукай, як же, ти даси мине; вместо звука «с» произносят «з»: «з луком», «ти видив», «ти пришев» и т.п.» (село Яковлевичи). Или вот еще ряд характерных слов: «як» (как), «сянни» (сегодня), «ну няж» (неужели), «быднув» (украл), «схапив» (тоже самое), «демберить» (толковать), «казав» (сказал), «пуга» (кнут), «сёлита» (нынче), «позычать» (занять), «коли» (если), «ховтуры» (похороны), «дейкать» (разговор)…» (село Язвено Ельнинского уезда)
    Белорусское влияние сохранялось в начале XX в. и в Бельском уезде: «Какого происхождения или племени прихожане села Заозерья, определенно сказать невозможно: нельзя назвать их чисто белорусами или великорусами; произношение слов у них (крестьян) не совсем чистое, есть в речи их слова польского языка, встречаются слова малороссийские, например, «вечерять», т.е. ужинать, «гарно» – браво, т.е. хорошо, ловко, аккуратно; более же всего в произношении слышится польский выговор: так почти во всех словах между буквою «д» и гласною литерою вставляется «з», например, вместо «деньги» произносят «дзеньги», «деготь» – «дзеготь», «девка» – «дзевка»; «т» в произношении слов изменяется в «ц», например, вместо «путь» говорят «пуц», «плавать» – «плавац» и проч. Обращая внимание на организм и образ жизни, можно сказать, что прихожане более белорусы, нежели великорусы».
    В тоже время священник села Казулино того же Бельского уезда пишет: «Язык-говор крестьян прихода правильный, чистый, отчетливый, подходит ближе к московскому говору, но без характерного преобладания звука «а». Смоленское «дз» вместо «д» и «тс» вместо «т», а также окончания глаголов на «це» вместо «те», здесь не встречается вовсе».
    В Вяземском уезде крестьянская речь была уже чисто русской: «Язык здешних крестьян довольно правилен» (село Соловицы). Так же характеризовал своих прихожан и священник села Клушина Гжатского уезда: «Язык и нравы их ближе подходят к языку и нравам москвичей, нежнее, чище и правильнее смоленского».
    И поныне «ти видив», «ти ходив», «ну няж» и «сянни» в ходу у старшего поколения жителей многих наших деревень. Исконные смоленские крестьяне еще сохранили остатки живой речи своих предков. Но это уже уходящая натура. Вместе с деревней умирает и ее язык.
     
  5. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Еще одна публикация в тему.

    ТЕЛО И ДУША

    Белорусское и великорусское население Смоленской губернии заметно отличались друг от друга не только по своему языку, но и по физическому облику. Известный исследователь Смоленского края Я.А. Соловьев, в своей блестящей книге «Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии» (1855 г.) дает сравнительную характеристику двух разновидностей смоленского народа: «Рослость, крепость сил, здоровый вид, живость в движениях, более красивый тип мужчин и женщин – признаки великорусского населения в восточных уездах. Напротив, в западных крестьяне отличаются малым ростом, что составляет немаловажное затруднение при рекрутских наборах. Наружный вид их – апатический, нередко болезненный, движения вялы, во всем видны неуклюжество и неловкость».
    Похожее описание дается и в многотомном издании «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», изданном в 1905 г. под редакцией В.П. Семенова: «По наружности белоруса очень нетрудно отличить от двух других разновидностей русского племени – великорусов и малорусов. Прежде всего он среднего роста, скорее приземист; он не так широк и плотен, как великорус. Данные о росте новобранцев, разработанные проф. Д.Н. Анучиным, дают следующие величины среднего роста: Смоленская губерния – 1 634 мм, Витебская – 1 642 мм, Могилевская – 1 637 мм, Минская – 1 634 мм».
    Относительную низкорослость белорусского населения Смоленщины Я.А. Соловьев объяснял экономическими причинами: «Пушной хлеб, скудный приварок, тесные и курные избы, наполненные людьми и домашними животными, не могут способствовать к развитию физических сил. Напротив того, в восточных уездах замечается более удобств к жизни и большая степень довольства». С этим предположением вполне можно согласиться. Скудость урожаев и большая бедность смоленского крестьянства, конечно, мало способствовали развитию богатырского телосложения.
    В тоже время авторы многотомной «России» вступают с Я.А. Соловьевым в заочный спор по поводу недостатка красоты у белорусов: «Белорус отличается светлым цветом кожи, а женщины очень часто обладают весьма тонкими чертами лица. Светлые или светло-русые волосы являются преобладающими среди белорусского населения, точно так же как и серый или голубой цвет глаз. Таким образом у белоруса нет того высокого роста и той стройности, который обладает малорус, и нет той осанитости, степенности, которая составляет украшение великорусского типа. Несмотря на это общее впечатление, выносимое при встрече с типичным белорусом, весьма для него благоприятно: в нем заметна мягкость в чертах лица, которую удачно пополняет кроткий взгляд серых или голубых глаз; все это очень хорошо гармонирует с несколько хрупким, на первый взгляд, физическим строением всего организма».
    Описания смоленскими священниками облика своих прихожан, сделанные в начале XX века, очень схожи. «Физически народ не статный и не дородный, но черты лица имеет правильные, красивые, цвет волос русый и частью светлый» (село Ляхово Смоленского уезда). «Они худощавы, беловолосы, с длинным очертанием лица, длинною шеей и узкою грудью» (село Сусловичи Краснинского уезда). «По внешнему виду своему они далеко уступают великорусским (жителям хоть Гжатского и Юхновского уездов). Они худощавы, с длинным лицом, острым носом, длинной шеей и узкой грудью» (село Пушкино Дорогобужского уезда). «Обращая внимание на организм и образ жизни, можно сказать, что прихожане более белорусы, нежели великорусы: они худощавы, более беловолосы, с острым носом, длинною шеею и узкою грудью» (село Заозерье Бельского уезда).
    Физический тип населения Смоленщины определил общий психологический склад и душу народа. Я.А. Соловьев, описывая характер смоленского крестьянства, довольно резко разделил великорусские и белорусские уезды: «В восточной части губернии видна удаль русского крестьянина, соединенная подчас с буйным разгулом жизни. Видна сметливость, которою так прославился русский человек. Во всем заметна деятельность, заботливость об участи своего семейства, изворотливость при отыскании средств к жизни. Все это исчезает в западной части губернии, населенной белорусскими крестьянами, с народным типом апатическим и вялым, с пренебрежением к удобствам жизни, с недостатком сметливости, наконец, с терпением и некоторого рода добродушием не по сознанию, а по лености».
    А что на этот счет писали сельские батюшки? Приведем несколько характеристик крестьянства белорусских уездов Смоленской губернии. «В движениях их не заметно ни легкости, ни поворотливости, ни энергии во время работы» (село Сусловичи Краснинского уезда). «В движениях их нет особой легкости и поворотливости, но во время спешных работ бывают энергичны. При отправлении в чужую сторону тяжело расстаются с родиной и, тоскуя на чужой стороне, спешат возвращением домой; к предприятиям и занятиям, кроме обычных, другими работами несклонны и нерешительны; кроме лесной промышленности и земледельчества не многие решаются заняться другими работами; к разгулу и увеселениям мало склонны и по причине разбросанности селений мало общительны» (село Заозерье Бельского уезда). «По развитию народ не расторопный, но нравом мягкий, соседственный, привыкший к худобе и безропотный… Язык бедный, речь вялая; понятия неточны, мысль не находчива» (село Ляхово Смоленского уезда).
    Очень живописно изобразил своих прихожан священник села Пушкина Дорогобужского уезда Александр Конокотин: «В движениях неповоротливы, ленивы во время самой работы, ко всему окружающему хладнокровны. Сделайся хоть какая беда в доме, они не вдруг-то встанут со своего логовища (если он, например, лежит), а, прежде всего, помечтают лежа, да поговорят: «Да как же это случилось!?» Равнодушие не покидает их никогда: они равнодушно относятся к атмосферическим явлениям, равнодушны также и к самой смерти: «Умереть-то ничего, – говорят они, – только бы не потрошили», – одного анатомирования только они, кажется, и боятся».
    Я.А. Соловьев доводит противопоставление психологических типов великорусского и белорусского населения Смоленщины до абсолюта, доказывая отсутствие в белорусах не только подвижности и энергии, но и ума, а также практической сметки: «Великорусский крестьянин более развит. Он побывал в разных местах. Он сметлив; ему сподручны все работы: и земледельческие, и промышленные. Он может быть хорошим плотником, кузнецом, фабричным и так далее. Он толковит и понятлив; он с первого раза поймет самое сложное дело, – только надо суметь объяснить ему. Его нелегко обмануть; скорее он сам обманет. Нелегко также его обидеть. Он смел и настойчив. Напротив того, белорусский крестьянин, живя дома или работая на шоссе и железных дорогах, ничему не научается. Если возьмется за какое-нибудь мастерство, то всегда занимает в нем последнее место. Бестолковость и непонятливость его образцовые. Очень часто можно встретить белорусского крестьянина, который не умеет даже считать. Он до того сбивается в понятиях, что и на словах, и в жизни беспрестанно противоречит себе. Он терпелив из трусости и лености».
    Конечно, с таким уничижением белорусского населения трудно согласиться. Уже в следующем крупном статистическом исследовании Смоленщины, опубликованном в 1862 г., его автор М. Цебриков, комментируя суждения Я.А. Соловьева, пишет: «Впрочем, нельзя безусловно отказать белорусскому племени в способности его к занятию ремеслами промышленностью и обвинять в полном отсутствии предприимчивости. Нам известно, что во многих помещичьих имениях белорусских уездов существуют свои мастерские заведения: кузнечные, слесарные, столярные, экипажные и т.п., в которых работают помещичьи же крестьяне – белорусы, и притом с таким искусством и отчетливостию, что заслуживают одобрение знатоков».
    Приведем еще одну яркую зарисовку характера белорусского населения Смоленщины. Она содержится в очерке С.В. Максимова «Белорусская Смоленщина с соседями» (Живописная Россия. Т. 3. 1882 г.). «В области Десны, сухощавому, довольно высокому, наделенному крепким телосложением, черноволосому степняку, малороссу природа противопоставляет белокурого белоруса, небольшого роста (редко выше 2 арш. 3 вер.), слабого телосложением, с вялым взором, при светлых глазах и белой одежде. Степняк сбрил бороду, опустил книзу усы и на своих длинных ногах ходит тою медленною походкою, которая столько в нем характерна и отличительна и показывает собою полную беспечность характера с уверенностию в том, что вовсе некуда спешить и незачем бегать. Белорус с реденькой бородой клином, на том же базаре отличается проворством и легкостью в движениях, стремлением хитрить и недоверчивостью при торговых сделках. Но и в нем сквозит некоторая распущенность с придатком вялости, столь характерным во всяком ленивом человеке. Впрочем, это только на первый взгляд: в сущности – самодовольная, сановитая лень степняка ничто иное, как естественное спокойствие сытого человека, получившего сполна все то, чего желал, и в то же время лишенного всякой возможности надеяться получить неизвестное большее. Земля с избытком вознаграждает его труд, – отсюда известного рода безропотность и порывы к веселью, потому что есть на что выпить и притом некуда деться этому исконному домоседу. Белорусская беспечность тоже кажущаяся: в сущности, это самый трудолюбивый человек, которого скудная почва и природа-мачеха выучила беспримерному терпению, безграничной готовности ко всякой работе; но у него отнялись руки. Он перепробовал многое и нигде не нашел удачи; чрезмерные труды надорвали силы, постоянные беды довели до состояния отчаяния. Он стал казаться апатичным только в силу того, что природа наделила его слишком мягким и нежным характером, и оказался лишенным всякой энергии по силе предвходящих исторических причин. Белорус пьет водку и напивается до бесчувствия уже не потому, что дешева у него горилка и «мае гроши», а уже прямо с неисключимого и неисходного горя».
    Обобщая наблюдения над телом и душой смоленского крестьянина, можно сделать вывод о том, что скудость почвы и суровость климата определила, как его облик, так и душевно-нравственные качества. Ограниченность жизненных средств и возможности их приискания неизбежно вели не только к физической худобе и малорослости, но и к апатичности, сковывали инициативу, предприимчивость. Разорительные и губительные войны, периодически опустошавшие Смоленский край, также мало способствовали довольству и самодеятельности жителей. Смоляне в течение длительного времени не жили, а выживали в тяжелейших природных и социальных условиях. Однако характер народа менялся вместе с исторической эпохой. Отмена крепостного права, развитие капитализма, рост городов и индустриализация России вносили коррективы в привычный образ смоленского селянина. Правда и тут восточные уезды губернии оказались впереди остальных.
     
  6. PaulZibert
    Offline

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.109
    Спасибо:
    14.711
    Отзывы:
    233
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Русская Армия в ПМВ, Красная Армия
    Кузьмич, как всегда, уникальные материалы от тебя. + в студию.
    От себя замечу, что например в том же Демидовском районе ныне говрят часто с предлогом "ТИ", т.е например "ти пойдёшь ты за хлебом" ?
    Поначалу мне думалось, что это "деревенский язык" а потом услышал, что это отклики Белорусского диалекта.

    P.S
    Болоруссия от слов "Белая Русь" ? Т.е те земли, которые не были затронуты монгольским нашествием ?
     
  7. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.015
    Спасибо:
    163
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Я сам немного белорус:) Родился и первые 5 лет жил там, а бабушка жила там с войны, мама - половину жизни. Отец служил срочную. Мне кажется, вообще разделение на русских и белорусов может нести исключительно политический подтекст, а вне его теряет основную долю смысла. Ведь несмотря на некоторые культурно-этнографические отличия мы все - славяне, более того, православные, то есть братские народы которые именно в силу этого братства и не могут быть абсолютно похожи, ка не похожи друг на друга 2 брата. Тем более и корни у наших народов одни, как исторические, от одних племен, расселившихся по разным землям, так и религиозные, от прародителей Адама и Евы. И на мой взгляд, понятие русский, как и белорус - это не сугубо национальное, а скорее филосовски духовное. Есть ведь энические белорусы, которые тем не менее, такими являются только кровно, в остальном же всем отпали от национального в угоду западному.
     
  8. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.369
    Спасибо:
    506
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Разделение на руских и белорусов имеет,этнографические культурные и исторические корни и его нельзя игнорировать,так как это ведет к обидам и росту национализма в Белоруссие.В свое время в российской империе пытались игнорировать украинцев как этнос и это привело к всплеску национализма который поддержали страны противостоящие Россие
    (сначало Австро-венгрия,затем Германия и США).Российское государство должно прекратить играть роль самого славянского старшего брата,так как по своей сути давно не является словянским.
     
  9. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.015
    Спасибо:
    163
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Западники как течение у украинцев и белорусов - это на мой взгляд локальное явление, ничего общего с национальной самобытностью не имеющее. Западники настроены не националистически, а националистически-антиславянски, антиславянизм - неотъемлемая часть ширости и самостийности. Лечится розгами в неограниченном количестве.
     
  10. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.369
    Спасибо:
    506
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Шмяк все намного сложнее ,поляки тоже словяне но исторически не вошедьшие в орбиту московского государства, и игравшие (и сейчас пытающиеся играть ) роль другого центра словянской культуры.Тем более что проевропейский выбор сейчас (да и во многие времена ранее)выглядел предпочтительней для многих словян, Возьмите туже Сербию ,она разбомбленная евросоюзом лишившаяся половины своих территорий отнюдь неспешит в обьятия Москвы,а со всех ног бежит в евросоюз.Москва кроме православия ,неможет ничего предложить словянам не идеологически не политически не экономически.Лозунг "Гей
    словяне" в устах Москвы давно устарел(да и читается некоторыми с долей сарказма и упором на первое слово.А наше обьединение с Белоруссией давно стало для всех словян и нетолько словян примером
    эгоизма и политической импотенции Москвы в вопросах обьеденения братских народов(Москва как бы хочет обеденятся на равных и в тоже время нежелает признавать законные интересы Белоруссии.) Свой комерческий интерес Москва ставит выше общеславянского,поэтому на Украине русских представляет четырежды судимый Янукович ,а газовый вопрос уже давно стал толкачем выпихивающим Украину в НАТО. А лечить розгами неполучится не одну болезнь ,тем более западничество .Себе дороже выйдет.Вот когда Россия предложит Другим народам что либо кроме православия и газа по мировым ценам ,к ней может кто и потянется.

    Кстати попробуйте примерить лечение розгами на себя.втяд ли вы после этого будете любить доктора,тем более если другой врачи будет лечить ваши болезни более щадящими методами.
     
  11. GuestX
    Offline

    GuestX Новобранец

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    10
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Всем доброго времени суток.
    Приятно, что тема кого-то заинтересовала, ибо меня она интересует уже достаточно давно. Хотя, и не было возможности разобраться в ней основательно.
    Самому, по-началу, было странновато слышать утверждение, что Смоленщина - это, исторически, часть Белоруссии. Так что, скептицизм андерсона мне понятен. Все мы были воспитаны советской школой именно в "великорусском" духе. Все привыкли к стандартным дразнилкам в адрес "хохлов" и "бульбашей". Но, при этом, готовили те же самые драники, ели то же самое сало, говорили с тем же акцентом и даже использовали те же поговорки в быту.
    Официальная советская доктрина упорно рисовала из Смоленщины чуть-ли не западное Подмосковье: "Город-ключ", "Щит Москвы" и т.п. То есть, получалось, что смоляне всю свою историю только и делали, что защищали западные рубежи Московского государства, были чисто военной крепостью и обслуживающим её персоналом. Другой истории мы не знали, либо она была доступна только узкому кругу историков-любителей.
    К примеру, мало кому известно, что первым памятником, где проявились черты отдельного белорусского наречия, был "Договор Смоленска с Ригой и Готским берегом" (1228-1230 гг). Аналогичные памятники в Полоцком княжестве появились чуть позже.
    Одним из первых трудов на современном "народном" белорусском была "Энеида наоборот" В. П. Ровинского (сер. 19 века), записанная на смоленском диалекте Духовщинского уезда. Ну и многие другие, не известные широкому кругу людей, факты. И, как ни странно, НАТО к ним никакого отношения не имеет.
    По-этому, историческую безграмотность на Смоленщине надо исправлять, а то так и останемся на обочине цивилизации в последней десятке российских регионов.
     
  12. андерсон
    Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.369
    Спасибо:
    506
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Проблема в том чтобы пласт истории Смоленщины связаный с ВКЛ подавался ,нейтрально а не в духе белорусской опозиции,щитающей Россию душительницей белорусского народа.Слияние культур многих народов и было всегда силой России .И если Россия избавится от комплекса обиженного старшего брата,то все проблемы с соседями исчезнут.И потом у нас еще не все люди готовы принемать историю без догм,вместе с догмами начинают отрицать и целые пласты истории на которых эти догмы базировались.Пимер - восприятие ВОВ некоторыми товарищами надевающими форму вермахта и сс и пишущими на форумах темы "что хорошего сделали солдаты вермахта в СССР." и "Самый тупой полководец"(на райберте таковым признали Г.К.Жукова).При этом народ упирается в какие нибудь одни источники ,и делает выводы.Кстати я думаю что черты отдельного белорусского наречия, был "Договор Смоленска с Ригой и Готским берегом" (1228-1230 гг)были на смоленщине и ранее ,просто нет писменных источников.Ведь здесь проживали одинаковые с Полоцкой землей племена.
     
  13. Ulan
    Offline

    Ulan Полковникъ

    Регистрация:
    3 дек 2008
    Сообщения:
    115
    Спасибо:
    20
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    история губернии и ближайших окрестностей
    Белорусский вопрос на Смоленщине может быть поутих лишь несколько десятилетий назад. Провести белорусизацию на Смоленщине пытались, и весьма активно, с 1918 года. Смоленск стал центром Западной области. А на ее базе строилась формиривалась БССР. Какой город будет столицей БССР? И угадывать не надо. Причины приближения столицы советской республики ближе к Москве (в то время) достаточно понятны. Термины "Белорусская Смоленщина", "белорусизация Смоленщины" в то время никого не удивляли. После революции на Смоленщине белорусские, литовские, еврейские школы повсеместны. Читал как-то, что в области при головном учреждении по образаваниу были отдельные отделы по национальности (белорусский, литовский, еврейский - это точно). Проводились исследования по национальности населения Смоленщины. При однозначном выводе - белорусов больше. Оно и понятно. Столицей Смоленск будет.
    Если заинтересуетесь, могу поискать подробнее. Когда-то интересовался этой темой.
     
  14. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Честно говоря, впервые слышу такой термин "белоруссизация Смоленщины". Провзглашение Белорусской советской республике в Смоленске было сугубо политической акцией. Для коммунистов нация ничего не значила, нации - это пережиток прошлых эпох, и они должны отмереть в коммунистическом будущем, когда все люди заживут "единым человечьим общежитьем". Так что говорить о какой-то сознательной политике "белоруссизации" нельзя. Это историческая ошибка.
    Развитие национальных культур в 1920-е - начало 1930-х гг. на Смоленщине действительно было. Областной архив недавно издал целый сборник документов по этой теме. Были и национальные школы, и театры, и колхозы с коммунами по национальному признаку. С середины 1930-х все это многообразие было постепенно свернуто, началась имперская унификация на основе русского языка и культуры. Никогда в советское время не говорилось, что на Смоленщине большинство населения - белоруссы. Уже по Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. абсолютное большинство населения Смоленской губернии считалось русским. Приеду домой, приведу точные цифры. Сейчас в Питере. Привет вам, друзья, с берегов Финского залива (живу на Васильевском острове).
     
  15. Ulan
    Offline

    Ulan Полковникъ

    Регистрация:
    3 дек 2008
    Сообщения:
    115
    Спасибо:
    20
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    история губернии и ближайших окрестностей
    Кузьмич, если скинешь, буду премного благодарен. Я имел в виду не перепись (а она, как правило, точна), а Исследования. Согласись - это разный вещи.
     
  16. GuestX
    Offline

    GuestX Новобранец

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    10
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Вопрос о проживающих на Смоленщине белорусах представляет особую сложность.
    Данные исследователей относятся к середине ХIХ - началу ХХ вв. и показывают, что белорусское население уездов Смоленской губернии составляло от 50 до 90% .
    Этнографы достаточно четко разграничили западную (белорусскую) и восточную (великорусскую) части губернии. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. отразила количество белорусов в 6,61% (из 1,5 млн. чел.). При этом отмечено, что район проживания белорусов - Краснинский уезд. Источники статистических данных сопровождались оговоркой, смысл которой был в том, что белорусское население труднее всего поддается учету. Затрудняли его и события Первой мировой, гражданской войн, а также административно-территориальные изменения 20-х гг. ХХ в.
    Официальная перепись 1926 г. дает цифру 20408 белорусов. Советские, партийные инстанции, органы образования при работе с белорусами оперировали различными цифрами: от 20 до 400 тыс. человек. Работа эта проводилась в рамках т.н. коренизации (перевода общественной, государственной жизни на национальные языки). Коренизация белорусов получила название "белорусизация". На Смоленщине фактически она началась в 1925 г., когда был организован совет по просвещению белорусов. Первоочередными задачами в работе совета были: составление этнографической карты Смоленской губернии; организация белорусских школ; учет, подготовка учителей-белорусов; введение в школах предмета "белорусоведение". Для выяснения количества белорусов в 1927 г. институт белорусской культуры выслал в Смоленскую губернию этнографическую экспедицию, которой помогало белорусское землячество, насчитывающее около 200 человек.
    Количество белорусов Западной области (далее З.О.), образованной в 1929 г., составляло 83000 человек (21%). Они проживали в Монастырщинском, Хиславичском, Невельском, Стародубском, Суражском, Клинцовском, Новозыбковском районах и составляли 1,3% всего населения З.О. (6600000 чел.).
    Центральным пунктом белорусизации было развитие образование на белорусском языке. Планы и система мероприятий разрабатывались подотделом национальных меньшинств, при котором была организована белорусская секция. В 1927-28 учебном году в губернии числилось 36 белорусских школ 1-й ступени и 4 школы повышенного типа. К середине 30-х гг. сеть белорусских школ насчитывала 84 начальных (8190 учащихся) и 15 школ повышенного типа (2000 учащихся). Для подготовки и переподготовки учителей белорусских школ организовывались специальные курсы в Смоленской губернии, З.О. и в Минске. Руднянский белпедтехникум в 1932 г. обучал 165 учащихся; имелось три отделения: дошкольное, подготовительное и школьное.
    Работники культуры и образования готовились на белорусских отделениях Смоленского педрабфака. Было открыто белорусское отделение при Соболево-Воробьевском педтехникуме. В 1929 г. отдел народного образования организовал консультативно-методические бюро в т.ч. и для белорусских учителей. Для повышения квалификации белорусских работников образования создавалисб программы курсов-конференций. В целях улучшения учебно-методической работы, хозяйственного и финансового состояния в 1927 г. была введена должность районных инструкторов по национальной школе обширным кругом полномочий.
    Несмотря на развернутую работу по белорусизации, в результате инспекторских проверок, смотров работы по национальному образованию были выявлены недостатки. Анализ их был проведен на Первом (он же и последний) съезде национальных меньшинств З.О. в 1932 г. Было отмечено, что многие белорусские школы работают на русском языке, что организация их проходила без соответствующей подготовки и учета местных условий. Многие учителя, работающие в этих школах, плохо знают белорусский язык. Состояние белорусских школ далеко от благополучия. Об истории создания белорусских школ в Смоленской губернии говорится: "В 1927 году в Шумячском районе открыли 11 белорусских школ начали переводить на белорусский и насаждать белорусские школы, что происходило с большим сопротивлением окружающего населения". Следует сказать, что были и случаи, когда "учащиеся охотно занимались на белорусском языке белорусская школа имеет авторитет". Но таких было явное меньшинство.
    В середине 30-х гг. большинство белорусов, проживавших в З.О. говорили либо на русском, либо с более-менее значительной примесью белорусских слов. Документы говорят, что "белорусское население в большинстве относится к родному языку индиферентно". На съезде были отмечены недостатки и в других сферах белорусизации: крайне незначительное количество культурно-просветительных учреждений, отсутствие белорусских национальных советов. Наличие всего двух белорусских колхозов (из 115 национальных) скорее показатель не достижений, а недостатков работы. Так и не были открыты кафедры белорусоведения при Смоленском университете, белорусский клуб в Смоленске.
    Несмотря на разработанные в высших инстанциях ближайшие и перспективные планы белорусизации, вплоть до середины 30-х гг., работа стала сворачиваться уже в начале 30-х гг. Первыми из национальных стали закрываться белорусские школы с формулировкой: "Ввиду того, что ряд белорусских школ фактически работает на русском языке, вследствие отсутствия базы для их коренизации и учитывая требования населения". Последние белорусские школы в З.О. были закрыты накануне Великой Отечественной войны.
    В настоящее время (2001 г.) из более чем 20 национальных обществ, движений, землячеств не оформлено ни одного белорусского, хотя смоленско-белорусские экономические и культурные связи интенсивно развиваются.

    А.В. Корсак
    2002 г.
     
  17. GuestX
    Offline

    GuestX Новобранец

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    10
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    СТАТЬЯ «ВМЕСТО КУЛЬТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕЛОРУСОВ — ЖИЛСТРОИТЕЛЬСТВО»

    1926 г.**

    От собственного смоленского корреспондента. Все, кто знает историю, кто знаком с национальным составом Советского Союза, знает, что Смоленская губерния имеет достаточно большое количество белорусского населения.

    Я не буду говорить о тех цифрах, какие дала перепись 21— 23 годов (по этим числам в гор. Смоленске насчитывается около 6000 белорусов, а по губернии—около 81 тысячи).

    Но об этих цифрах можно еще поговорить. Я возьму то, что пишет академик Карский36, тот Карский, какового обвинить в белорусском шовинизме никак нельзя.

    В своей книжке «Белорусы», Варшава, 1903 г., ст. 187, он пишет: «...Количество белорусского населения Смоленской губернии довольно точно определяется в обзоре Смоленской губернии за 1901 год, Смоленск, 1902 г. (всеподданнейший доклад губернатора). Здесь в белорусских уездах, за исключением городского населения, показано 920042 чел. Если прибавить сюда за 2 года прирост населения (1,5%)—27784, то получим белорусов в Смоленской губернии 947826 человек. Это число довольно близко к действительности, так как и в городе есть ; белорусы, но, с другой стороны, и великорусы имеются по селам в белорусском районе, особенно около железных дорог. Эта цифра недалека будет от той, которою определялось число белорусов в Смоленской губернии в 1860 году (1 122000). Ср. [Живописная Россия-111, 442 статья С. Максимова». Известно, что цифры теперь уменьшились, ибо часть белорусского населения русифицировалось, часть губернии в связи с районированием присоединена к Белоруссии, но еще белорусское население в Смоленске нужно считать сотнями тысяч.

    Смоленский же горсовет надумал, что белорусов в Смоленске нет, о них не нужно говорить и на своем заседании в октябре постановил, чтобы средства, какие предусмотрены были по бюджету Смоленского губоно на культурно-просветительную работу среди белорусского населения города на 27/28 учебный год, передать на жилстроительство.

    Известно, что жилстроительство вещь хорошая, средства туда необходимы, но нужно подумать и о том, что в Смоленске нет никаких культурных белорусских учреждений, что не будет возможности организовать ни кружков, ни какой-либо постоянной культурно-просветительной работы. Нужно было принять во внимание и то, что работа среди белорусского населения Смоленщины началась недавно, года 2—3 тому назад, Что она не совсем еще крепкая, что ее нужно поддерживать.

    Это же постановление горсовета уничтожает работу, не дает возможности развернуть ее. Нужно Смоленскому горсовету позаботиться не только о жилстроительстве, а и о культурном обслуживании белорусского населения Смоленщины.

    ГАСО, ф. р-1207, оп. 1, д. 1706, л. 15—15 об. Заверенная копия.
     
  18. GuestX
    Offline

    GuestX Новобранец

    Регистрация:
    25 ноя 2008
    Сообщения:
    10
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Ulan @ 05 Декабря 2008, 11:17)
    Кузьмич, если скинешь, буду премного благодарен. Я имел в виду не перепись (а она, как правило, точна), а Исследования. Согласись - это разный вещи.

    Если позволите, вставлю свои 5 копеек.
    Данные по переписям начиная с 1897 года есть на офф сайте Госстата. Адрес не подскажу, но, на сколько помню, там количество белорусов в Смол. губернии оценивалось приблизительно в 100 с чем-то тыс. человек. Все они проживали в Краснинском уезде. При этом, к результатам прилагалось примечание (о котором упомянуто в статье двумя постами выше). В нём говорилось о том, что вопрос о реальном количестве белорусов остаётся открытым.
    Критерий, которым пользовались переписчики при определении этнического состава населения, так же не известен. Скорее всего, дело ограничивалось просмотром церковных книг и "беседой" с помещиками и священниками. А они, в основном, либо сами были великоруссами, либо, понятное дело, давно уже были "обрусевшими". Потому и окрестных жителей было удобнее записать великоруссами. Но это лишь моя версия.
    Вообще-то, есть ещё один документ - так называемая "Перепись ген. штаба Российской армии". Она датирована 1893 годом. По этим данным белорусское население Смоленской губернии составляло 72% (белорусы-кривичи), а великорусское в районе 24%. При этом, в документе явно указывается, что значительная часть великорусов - это фактически "обрусевшие" в течении 19 века белорусы (по крайней мере в Вяземском уезде). Я думаю, что исследования ген. штаба могут быть более точны, потому как армия заинтересована в точной информации о потенциальном мобилизационном резерве.
    Хотя, самого документа я не видел. Встречал только ссылки на него.
     
  19. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Привожу сведения Первой Всеобщей переписи 1897 года по национальному составу Смоленской губернии. Данные даются только по самым многочисленным национальным группам. В комментариях объясняются изменения в национальном составе губернии, происшедшие с 1860-х годов, когда почти половина населения губернии была причислена к белорусам.

    Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. 40. Смоленская губерния. СПб., 1903. С. XV-XVI.

    Великорусы – 1 397 875 человек, 91,65% от числа всего населения.
    Белорусы – 110 757 человек, 6,61%.
    Евреи – 10 903 человек, 0,75%.
    Поляки – 7 315 человек, 0,48%.
    Латыши – 3 485 человек, 0,23%.

    …Белорусы сосредоточены преимущественно в Краснинском уезде, где их числится 92 006 чел., т.е. 91,33% всего числа их и около 90% всего населения уезда.
    Между тем еще в 60-х годах на Смоленскую губернию смотрели, как на белорусскую, определяя количество белорусского населения в 46,6%, тогда как теперь оно достигает в общем по губернии только 6,6%, т.е. относительное количество белорусского населения в губернии уменьшилось в 7 раз; такую большую разницу можно объяснить тем, что народность переписью определялась по родному языку, русский же язык распространяется среди белорусов очень быстро и, хотя произношение большинства населения Смоленской губернии указывает на принадлежность его к белорусскому племени, но вследствие показания их родным языком русского, оно было причислено к великорусскому племени. Только в Краснинском уезде еще господствует белорусское наречие, как и в шестидесятых годах…

    Небольшой комментарий. Можно долго спорить по поводу того, насколько обоснованно в 1897 году более 90% населения Смоленской губернии было причислено к великорусскому племени, т.е. к русским. Смоленщина исторически была пограничьем между двумя народами – русским и белорусским. Естественно, что население по национальной культуре было смешанным: восточные уезды (Вяземский, Гжатский, Сычевский, Юхновский) тяготели к Москве и русской культуре, а центральные и западные (Поречский, Смоленский, Краснинский, Ельнинский, Рославльский, Духовщинский) к белорусской культуре. По мере развития цивилизованности, т.е. роста числа школ, усилению отходничества (уход крестьян на временные заработки в города), русский язык и русская культура все активнее пускала корни в смоленской глубинке. Так что русификация белорусского населения Смоленщины была естественным процессом включения смоленского крестьянства в общественную, экономическую и культурную жизнь России.
     
  20. Скарбашукальнік
    Offline

    Скарбашукальнік Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 фев 2010
    Сообщения:
    284
    Спасибо:
    21
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Тутэйшы
    Цитата(андерсон @ 25 Ноября 2008, 20:32)
    Ну вопервых если быть точным то никакого белорусского вопроса на смоленщине нет.Белоруссия никогда не заявляла о своих претензиях на Смоленск. Есть спор между сторонниками ВКЛ (великого княжества литовского)и россиянами.Сторонники ВКЛ в белорусие заявляют что белорусы это литвины и Унния заключалась между поляками и литвинами,тоесть белорусы должны числить ВКЛ своим государством.Такую теорию пытается внедрять в народное сознание оппозиция а Белоруссие (поддерживается Польшей и США)членами которой в основном являются этнические поляки и полукровки(в основном католики).

    Претензии на Смоленск были заявлены в начале 20-го века, а конкретнее в 1918-1919 годах. Потом когда Беларусь стала советской естественно этот вопрос снялся как неактуальный, потому, что большевики собирались строить одну большую страну советов без границ. Сейчас этот вопрос не стоит потому, что он уже не актуален - поезд ушел.
    Что косается ВКЛ, то этот вопрос в Беларуси решен уже давно на государственном уровне. ВКЛ это государство беларусов, литовцев и украинцев (украинцев до люблинской унии). В ЛЮБОМ школьном учебнике написано что литвинами называли жителей ВКЛ и в том числе беларусов. И это официальная позиция беларуского государства.
    Про Польшу и США это вообще бред сивой кобылы. Полукровки, католики..... жуть.
    У нас в Беларуси вопрос веры не актуален. Мы беларусы вне зависимости от вероисповедания. И очень много провославных и католиков отмечают и провославные и католические праздники и вместе отмечают язычиские, такие как радуница, дзяды, купала.

    Цитата(Шмяк @ 29 Ноября 2008, 19:06)
    Западники как течение у украинцев и белорусов - это на мой взгляд локальное явление, ничего общего с национальной самобытностью не имеющее. Западники настроены не националистически, а националистически-антиславянски, антиславянизм - неотъемлемая часть ширости и самостийности. Лечится розгами в неограниченном количестве.

    Западники это не течение, это беларусы живущие на территории бывшей Западной Беларуси, на территории которая была окупирована Польшей до 1939 года.

    Цитата(Кузьмич @ 04 Декабря 2008, 23:48)
    Честно говоря, впервые слышу такой термин "белоруссизация Смоленщины". Провзглашение Белорусской советской республике в Смоленске было сугубо политической акцией. Для коммунистов нация ничего не значила, нации - это пережиток прошлых эпох, и они должны отмереть в коммунистическом будущем, когда все люди заживут "единым человечьим общежитьем". Так что говорить о какой-то сознательной политике "белоруссизации" нельзя. Это историческая ошибка.
    Развитие национальных культур в 1920-е - начало 1930-х гг. на Смоленщине действительно было. Областной архив недавно издал целый сборник документов по этой теме. Были и национальные школы, и театры, и колхозы с коммунами по национальному признаку. С середины 1930-х все это многообразие было постепенно свернуто, началась имперская унификация на основе русского языка и культуры. Никогда в советское время не говорилось, что на Смоленщине большинство населения - белоруссы. Уже по Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. абсолютное большинство населения Смоленской губернии считалось русским. Приеду домой, приведу точные цифры. Сейчас в Питере. Привет вам, друзья, с берегов Финского залива (живу на Васильевском острове).

    Беларусизация смоленщины была, но продлилась она не долго, как и в Беларуси. В 30-х годах она закончилась после начала репресий интелегенции, в том числе и беларуской. Больше этот вопрос не поднимался. Более того в 19 веке этот вопрос вообще не стоял, потому что западная Смоленщина была и так беларуской. Есть хорошая книга 19 века Живописная Россия и в ней неплохие разделы, один из которых имеет название Белорусская Смоленщина. Там описывается быт, история и культура беларусов Смоленщины.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)