Борьба с религией в СССР

Тема в разделе "Разговоры о истории", создана пользователем Wolf09, 7 сен 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Союз Советских Социалистических Республик был создан большевиками в 1924 году, на месте Российской Империи.
    В 1917 году Русская Православная церковь (РПЦ) была глубоко интегрирована в самодержавное государство и имела официальный статус. Это был главный фактор, который больше всего волновал большевиков и их отношения к религии. Они должны были полностью взять под свой контроль русскую церковь. Таким образом, СССР стал первым государством, одна из идеологических целей которой, ликвидации религии и ее замена на всеобщий атеизм. Коммунистический режим конфисковывал церковное имущество, высмеивали религию, преследовали верующих и распространяли атеизм в школах. О конфискации собственности религиозных организаций можно говорить долго, но частый итог этих конфискаций — незаконное обогащение.


    Конфискация ценностей гробницы Александра Невского.

    [​IMG]


    [​IMG]


    Суд над священником.

    [​IMG]


    Церковную утварь разбивали.

    [​IMG]


    Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год.

    [​IMG]

    2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».


    [​IMG]

    РЕЛИГИЯ охотно одевается в узорные одежды ИСКУССТВА. ХРАМ это особого типа ТЕАТР: АЛТАРЬ — СЦЕНА, ИКОНОСТАС -ДЕКОРАЦИЯ, ДУХОВЕНСТВО — АКТЕРЫ, БОГОСЛУЖЕНИЕ — музыкальная ПЬЕСА.

    [​IMG]

    В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

    [​IMG]


    Конфискованные митры, 1921 г.

    [​IMG]

    В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    Арестованные священники, Одесса, 1920 год.

    [​IMG]

    В 1920-х и 1930-х годов, такие организации, как Лига воинствующих безбожников были активны в антирелигиозной пропаганды. Атеизм был нормой в школах, коммунистических организаций (например, пионерскую организацию), и средств массовой информации.

    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]

    С Воскресением Христовым боролись рейдами и танцами в храмах, а верующие устраивали «горячие точки» и исповедовались в письмах. Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник.

    [​IMG]

    На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполья.

    Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго. «Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя.

    [​IMG]

    В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню, по словам Олеси Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.

    [​IMG]

    Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими. «Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи». Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20—30-х — уж слишком издевательскую пародию представляли они собой.

    [​IMG]

    В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне. «Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию». Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество.

    «Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:

    «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики з корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…».

    [​IMG]

    Всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — «братья и сестры!». А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни.

    На атеистическую пропаганду в СССР выделяли сумасшедшие деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной «советам» манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем. Особенно наседали на Западную Украину. Приходилось брать данные с потолка, и бывало, Донецкая область показывала чуть ли не втрое больший процент крещеных детей, чем Тернопольская, что невозможно по определению».

    [​IMG]

    Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости. «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает уроженец Виннитчины Николай Лосенко. А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько на Черкасчине ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался. «Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».

    [​IMG]

    Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца. «Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».

    [​IMG]


    Источники: http://digestlj.livejournal.com/421389.html, http://antik-war.com/news/Cerkov-i-religiya-v-SSSR
     
    vadimir, BYVALYI, Кудасов и ещё 1-му нравится это.
  2. Offline

    Эрудит Поручикъ

    Регистрация:
    1 ноя 2017
    Сообщения:
    93
    Спасибо SB:
    173
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Выкса
    Интересы:
    В поисках истории.
    о времена были, сколько редких икон и прочего было уничтожено ......
     
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  4. Offline

    Dryg Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2012
    Сообщения:
    611
    Спасибо SB:
    4.770
    Отзывы:
    99
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Cмоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    нумизматика
    Успел,в ВУЗе,прослушать курс лекций:"Научный аттеизм".Считаю,что этот курс ничего не дал.Самое основное закладывается в юнности и в результате какого то сверхестественного случая.
     
    Wolf09 нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Сброс колоколов
    г. Галич

    Дата съемки: 1932 год

    0a91a0e641c8fb1e_1024.jpg

    Снос монастырских зданий
    г. Челябинск

    Дата съемки: конец 1920-х - начало 1930-х
    С 1922 по 1926 год в монастырских зданиях размещались различные городские организации.
    В 1927 году планировалась постройка на его месте Дома съездов с залом заседаний на 700–800 человек. Позднее, в 1940 году, на этом месте была построена гостиница «Южный Урал».

    5zdstj6q33whuczf_1024.jpg

    Снос зданий Одигитриевского монастыря
    г. Челябинск

    Дата съемки: 1926–1930
    Кирпич снесенных строений использовался для строительства и ремонта жилых зданий.

    t2kumtdnxngk11er_1024.jpg

    Разбор завалов и вывоз кирпича после сноса Одигитриевского монастыря
    г. Челябинск

    Дата съемки: 1937–1939
    На втором плане – здание облисполкома (ныне Администрации области).

    o9edyxwg89cbcb1f_1024.jpg

    «Обезглавленное» здание церкви Рождества Христова
    Челябинская обл., пос. Юрюзань

    Дата съемки: 1937 год
    Церковь построена в XIX веке. Ныне восстановлена.
    Рабочий поселок Юрюзань в 1943 году получил статус города.

    lat49gdlrp5una5y_1024.jpg

    Москвичи у церкви Святого Георгия на Моховой улице во время изъятия церковных ценностей
    г. Москва

    Дата съемки: 1922 год
    Здесь в 1816 году был освящен «придел мученицы Татианы», в день которой 12 января (25 — по новому стилю) 1755 года основан был Московский университет. В XIX веке церковь три раза перестраивалась и обновлялась. В тридцатых годах XX столетия ее снесли. В 1934 году архитектор Иван Жолтовский возвел на ее месте жилое здание.

    taw52b32d82625d7_1024.jpg

    Группа членов Комиссии по изъятию церковных ценностей и епископ Дитоний
    г. Москва

    Дата съемки: 1922 год

    cbz52b32e50ef5e0_1024.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Изъятие церковных ценностей
    Дата съемки: 1920-е

    gg352ed21fd1da17_1024.jpg

    Допрос митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина
    г. Петроград

    Дата съемки: июнь - июль 1922

    Митрополит Вениамин (Василий Павлович Казанский, 1873- 13 августа 1922, Петроград) — епископ Русской Церкви; митрополит Петроградский и Гдовский.
    Арестован 1 июня 1922 г.
    Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 в здании б. Дворянского собрания.
    Расстрелян еще с 5 людьми по приговору Петроградского ревтрибунала 13 августа 1922.
    Прославлен в лике святых в 1992 году.

    u6m52ed21fd0b24b_1024.jpg

    Cудебный процесс над «обновителями икон». Подсудимые под стражей
    Великие Луки

    Дата съемки: январь 1924

    99a52ed22003f8ff_1024.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Работники читают антирелигиозный журнал в обеденный перерыв .
    Демонтаж церкви, 1927 год.

    8YFMk-BMhfg.jpg
     
    PaulZibert нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    0_63e96_2c20305b_orig.jpg

    2.jpg

    5.jpg

    Главная1.jpg

    7bMtB4WtFmU.jpg

    maxresdefault.jpg

    Изъятие церковных ценностей, 1921 г.

    0777.jpg

    Рабочий клуб, 1924 г.

    0888.jpg
     
    Кудасов и BYVALYI нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Взрыв Богоявленского храма
    1931 год
    Нижегородская область, Павловский район, Павлово
    Крупный кирпичный храм в стиле классицизма, выстроенный в 1810-1816 на средства Безбрязгова и Вагиной.
    Четырехстолпная кубическая постройка с шестиколонными портиками, завершавшаяся пятью цилиндрическими барабанами.
    Боковые приделы Рождество-Богородицкий и Михаило-Архангельский.
    Располагался на перекрестке ул. Куйбышева и ул. Кирова.
    Взорван в 1931.

    ysu1ru3az8sqaz3q8s.jpg

    a0f6cm5la7xz6tzsxu.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Судебный процесс над группой церковников Александро-Невской лавры
    Петроград. РСФСР. Май 1922 года.

    Подсудимые в зале суда во время судебного процесса над группой церковников Александро-Невской лавры (Двадцатка).

    1.jpg

    Члены судейской коллегии за столом. Судебный процесс по делу об изъятии церковных ценностей

    2.jpg

    Общий вид зала суда на судебном процессе над группой церковников Александро-Невской лавры (Двадцатка).

    3.jpg

    Судебный процесс по делу об изъятии церковных ценностей

    Группы обвиняемых по делу об изъятии церковных ценностей в грузовиках.

    4.jpg

    Группа сотрудников трибунала - участников судебного процесса - в здании филармонии.

    5.jpg

    Группа подсудимых в зале суда, проходившего в филармонии.

    6.jpg

    Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонии.

    7.jpg

    Члены трибунала на совещании по делу об изъятии церковных ценностей в здании филармонии.

    8.jpg

    Председатель суда на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей зачитывает решение суда, проходившего в здании филармонии.

    9.jpg

    Обвиняемые по делу об изъятии церковных ценностей садятся в автомобиль после окончания процесса.

    10.jpg

    Группа работников юстиции, принимавших участие в процессе церковников.

    11.jpg
     
    Андрей Бутерман и Кудасов нравится это.
  11. Offline

    kotov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 дек 2015
    Сообщения:
    919
    Спасибо SB:
    1.379
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московия
    Имя:
    Волонтёр
    Интересы:
    Разные
    Сообщения объединены, 10 дек 2018, время первого редактирования 10 дек 2018
    \Гонения на церковь \-вторичный акт после переворота 1917 года разрушения России через уничтожение христианской церкви навязыванием огнём и мечом
    за бугорными денежными кураторами экспериментального проекта \социализмус - коммунизмус\. Пример сегодня соседняя страна по перетряхиванию церкви. Сто лет назад экспериментом давили нашу страну и сейчас давят демократией -\дерьмократией \ забугорной матрицей управления однополярным миром. Взгляните на лица разрушителей святынь ,обвиняемых , лица охраны, лица судей.
     
    Последнее редактирование: 10 дек 2018
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Инвентаризация ценностей принадлежащих князю Юсупову.
    1925 год

    rUTC_qGTTX8.jpg
     
    Андрей Бутерман и Кудасов нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    181004015bb539901665e.jpg
    181214215c12d322a9513.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Тверская область. Калязинский район. Село Устье.
    Руины Ильинской церкви после взрыва
    1930 год

    1.jpg

    Село Устье. Ильинская церковь зимой
    1910-1920 гг

    0.jpeg

    Село Устье. Момент взрыва колокольни Ильинской церкви
    1930 год

    2.jpeg
     
    Кудасов и PaulZibert нравится это.
  15. Offline

    Михаил Беленький Вольноопределяющийся

    Регистрация:
    21 июл 2017
    Сообщения:
    336
    Спасибо SB:
    1.927
    Отзывы:
    36
    Страна:
    Germany
    Из:
    Кобург
    Имя:
    Михаил
    Интересы:
    Фалеристика
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Московская область. город Серпухов.
    Снос храма Александра Невского в 1934 г. во время реконструкции Главной торговой площади Серпухова (название в тот период: площадь III Интернационала, ныне - площадь Ленина).

    1.jpg

    Здание храма было спроектировано Митрофаном Александровичем Арсеньевым (1837-1905) в формах русской эклектики. Лишённое, по тесноте (в ширину 7 саженей (почти 17 м), а в длину 12,5 саженей (ок. 27 м), своего строительного участка трапезной, оно представляло собою живописную пару шатров красного кирпича: колокольни и собственно храма.

    1.jpg

    Храм решено было строить на месте стоявшей на площади часовни, построенной в 1854 г.
    К ней ежегодно совершались два крестных хода — в воскресенье после Петрова дня и в день Спаса Нерукотворного. Будущий храм было решено приписать, подобно этой часовне, к городскому Троицкому собору. До того на Главной площади г. Серпухова также была часовня, стоявшая в центре её, в окружении ограды, рядом с гауптвахтой (обе постройки 1838 г.).
    С 1845 г. эта часовня оказалась окружена корпусами Торговых рядов, возведёнными Д. Ф. Борисовым.

    Среди горожан был открыт сбор средств на новое строительство, и уже к июню 1881 г. собрано до 12 000 руб. деньгами и ещё на 3 000 руб. строительных материалов из 32 800 руб., требуемых по предварительной смете строительных работ. Однако это начинание встретило противодействие со стороны прихожан близлежащих Распятского и Бело-Никольского храмов, которые 20 сентября 1881 г. подали в Епархию прошение, где указывалось, что храм не может быть построен на Торговой площади, среди трактирных и питейных заведений и что соседство с ним должно подорвать благосостояние окрестных приходов и довести их храмы до упадка. В результате 15 декабря 1881 г. епархиальные власти не дали разрешения на строительство нового храма. Но строители Александро-Невского храма повели встречную кампанию, вплоть до обращения в Синод, обещая, что торговля крепкими напитками будет удалена от храма на требуемое законом расстояние 40 саженей (ок. 85 м).

    Церковь же «предполагается устроить небольшую, куда только пойдёт торговец из близлежащей лавки или остановившийся близ оной приезжающий окрестный житель, которые за дальностью вовсе не пошли бы в другую церковь» — и у соседствующих приходов нет оснований для беспокойства. Консистория пересмотрела своё решение, и 9 апреля 1882 г. был дан указ разрешить строительство храма, как только будут собраны на это средства. В дальнейшем предполагалось приписать этот храм к Троицкому г. Серпухова собору, причту которого совершать там богослужения каждую субботу и, при возможности, в другие дни. Суббота как день богослужений устанавливалась в силу поминального характера храма.

    Сбор остающихся средств на постройку, видимо, потребовал времени — храм св. Александра Невского на площади Серпухова освящён был только в 1889 г.

    1.jpg
     
  17. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    5.818
    Спасибо SB:
    21.597
    Отзывы:
    532
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Зернохранилище в православном храме

    og_og_1472775203286221996.jpg


    15 ноября 1932 года один из ключевых соборов Петербурга Казанский стал музеем истории религии и атеизма – РПЦ здание было возвращено спустя почти 70 лет. Вспоминаем, что происходило в уцелевших и уничтоженных храмах города в советское время.

    Казанский собор

    Гонения на церковь не могли не коснуться Казанского собора: в 1922 году из него изъяли около двух тонн только одного серебра.
    На втором съезде «Союза воинствующих безбожников» в 1932 году его решили сделать центром антирелигиозной пропаганды и передали Академии наук – и в этом же году в Казанском открылся Музей истории религии и атеизма.

    Его внутренний вид сильно изменился: многие предметы уничтожали, книги сдавали в макулатуру, а парчовые облачения пускали на пошив модных тогда тюбетеек.
    Церковную утварь, живописные работы и иконы отдали в Русский музей, где большинство из них осело в запасниках.

    На стенах собора осталось лишь несколько картин: С.А. Бессонова «Тайная вечеря», работы художников Г.И. Угрюмова, С.С. Щукина, А.И. Иванова, Ф.И. Яненко, а также большое полотно Ф.Я. Алексеева «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве».

    _normal.jpg

    _normal (1).jpg

    Среди экспонатов Музея истории религии были и предметы, вынесенные из закрытых отечественных храмов, и буддистско-ламаистской скульптуры, коллекции по исламу, конфуцианству и даосизму, индуизму, иудаизму и другим восточным религиям.

    Во время Великой Отечественной войны атеизм отошел на второй план: государство стремилось воспитывать в людях патриотизм, поэтому возрос интерес к известным главнокомандующим – Суворову, Нахимову.
    Осенью 1941 года у колоннады Казанского собора разместили выставку «Героическое прошлое русского народа».

    Во время войны в собор попали три крупных снаряда, колоннада и стены покрылись следами от бомб, на куполе и крыше были сотни пробоин, через которые в здание попадала вода – от сырости разрушались своды, скульптуры, настенные росписи, в некоторых помещениях рухнули перекрытия.

    Заново музей открылся только в 1950-х после реставрации, власть продолжала строго контролировать его до конца 1980-х.
    Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе, в 1994 на купол вернули крест, а в 2000 году собор был окончательно возвращен РПЦ и получил статус кафедрального.

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    Спас на Крови

    30 октября 1930 года Президиум ВЦИК постановил закрыть храм и передать его обществу политкаторжан – оно собиралось открыть там кинотеатр или антирелигиозный музей.
    В ноябре 1931-го Областная комиссия по вопросам культуры решила снести Спас на Крови как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности», решение одобрил Отдел охраны памятников революции и культуры.

    Осуществление плана затянулось: в 1934 году вопрос дважды выносили на обсуждение, но разработка проекта стартовала только в 1938 – уничтожение строения усложнялось тем, что оно находится на берегу канала.
    Обсуждения уже почти было завершились в 1941, но началась война, и появились более важные дела. В храме разместили районный Дзержинский морг, сюда свозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев, позже здесь организовали мастерские и картофелехранилище. После 1945 года здание арендовал Малый Оперный театр и устроил в нем склад декораций.

    В 1968 году Государственная инспекция по охране памятников взяла собор под охрану, а в 1970 в нем организовали филиал музея «Исаакиевский собор» – это спасло Спас на крови от разрушения, на тот момент он нуждался в срочной реставрации. Завершились работы только в 1990-х: 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.

    4.jpg

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    Исаакиевский собор

    В мае 1922 года под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и в других регионах из собора изъяли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений – это церковное имущество на 4,5 миллиарда рублей.
    Службы прекратились здесь в конце 1920-х, когда Президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника», а в начале 1930-х открыли антирелизиозный музей. В пасхальную ночь 1931 года здесь прошел первый масштабный эксперимент с маятником Фуко – посмотреть на это пришли 7 000 человек.
    Его качнули после торжественной речи: «Нам, советским людям, дорого каждое материальное доказательство вращения Земли».

    8.jpg

    9.jpg

    В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль.
    В годы войны и блокады Ленинграда собор пострадал от бомбежек и артобстрела, на стенах и колоннах сохранились следы от снарядов.
    Здесь хранились экспонаты Музея истории города, Летнего дворца Петра I и пригородных Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.
    С декабря 1948 года он функционирует как музей «Исаакиевский собор», церковные службы возобновились в 1990 году.

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    13.jpg

    Знаменская церковь

    В XVIII веке на Знаменской площади, позже названной Восстания, появилась одноименная деревянная церковь: сюда перенесли утварь из бывшей домовой церкви Зимнего дворца.
    В начале века XIX ее перестроили в камне и добавили две часовни. Разговоры о сносе велись с начала 1930-х, но закрыли церковь только в 1938 – есть мнение, что дело затянулось из-за того, что на защиту храма встал влиятельный ученый Иван Петрович Павлов, и сдвинулось только после его смерти.

    Разобрали здание в 1941: иконы передали в Никольский собор, убранство – в Госфонд.
    А через 14 лет на этом месте появилась одна из семи первых станций метро «Площадь Восстания». Уже в XXI веке в ее вестибюле появилась табличка в память о Знаменской церкви.

    15.jpg

    16.jpg

    17.jpg

    18.jpg

    19.jpg

    20.jpg

    Церковь Спаса на Сенной

    Еще один утраченный храм находился на Сенной, его также называли церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы.
    В 1920-х годах все ценности были изъяты, с 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии.
    В апреле 1938 его закрыли и сняли с охраны: колокола отправили на переплавку, иконы передали в другие соборы и музеи.

    Пострадал же храм только в начале 1960-х. Тогда в одной из ленинградских газет появилась статья, автор которой уверял: «Скоро позорное пятно на облике площади Мира – бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм – будет снесен и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона».

    Распоряжение о сносе храма дал главный архитектор Ленинграда Валентин Каменский: он подписал документ «о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в панораме Сенной площади».
    Против выступала единственный министр-женщина в правительстве Советского Союза Екатерина Фурцева, но ее письмо с запретом было потеряно между ведомствами.

    Перед уничтожением здесь была разобрана кровля с медью и позолотой. Боясь повредить соседние дома, инженеры рассчитали взрыв так, чтобы его сила ушла в землю; тем не менее, есть сведения, что в его результате повредились даже сваи Исаакиевского собора. На новом месте в 1963 году по проекту Каменского открыли станцию метрополитена «Площадь Мира», которую впоследствии переименовали уже на привычную нам «Сенную площадь».

    Текст: Сабина Алиева

    http://www.sobaka.ru/city/city/81866
     
    Кудасов нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Кинотеатр "Безбожник". Город Шуя. Ивановская область
    Снято в 1967 году.
    Кинотеатр «Безбожник». Сфотографировано с Большого моста с видом на бывший алтарь бывшей Ильинской церкви. Пристройки сделаны после закрытия церкви в революционные годы.
    Церковь переделано на кино в 1924 году (25 февраля).

    4ojl7wseil4uxjt1x3.jpg

    Безымянный.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    16.587
    Спасибо SB:
    77.747
    Отзывы:
    1.161
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    «Комсомольское Рождество» на площади Правды
    Тверь. 27 января 1923 года.
    ТЦДНИ. Фотофонд. Ед.хр. 216.

    h6jufzvxx8ijwppu9c.png
     

Поделиться этой страницей