Борьба с религией в СССР

Тема в разделе "Разговоры о истории", создана пользователем Wolf09, 7 сен 2018.

  1. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Нижне-Волжский край (Саратовская область). Вольск.
    Взрыв Предтеченского собора
    1930 год

    3fpecbeo6i9wykwmbi.jpg
     
    Андрей Бутерман и Кудасов нравится это.
  2. Online

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.934
    Спасибо SB:
    31.284
    Отзывы:
    885
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
    Из журнала "Крокодил", 1931 год,
    2019-03-30_15-31-19.png
     
    Кудасов, Анна Гл и Wolf09 нравится это.
  3. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Взорванная церковь в Красно-Михайлове
    Тульская область. Суворовский район.

    1.jpg
     
    Андрей Бутерман и Кудасов нравится это.
  4. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Взрыв Воскресенской церкви на Святой горе, с. Святогорье, Междуреченского района, Вологодской области.
    Запечатлен момент взрыва. В центре изображения видны два купола в клубах дыма.
    1968 год http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15147710

    1.jpg

    Вид старого города Урюпинска, момент разрушения Красного собора, в результате взрыва облако пыли, летящий камень, кирпич
    1930 год http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13322325

    1.jpg
     
  5. Online

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.934
    Спасибо SB:
    31.284
    Отзывы:
    885
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  6. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Уральская обл., Курганский округ, пос. Усть-Терсюк
    Закрытие церкви в селе Терсюкском и открытие в здании церкви народного дома.
    1929 г. http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=3745579

    Безымянный.jpg

    с. Тевриз Омской области
    Фото здания культтоваров, бывшая церковь
    1960-е годы http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9776962

    Безымянный.jpg

    Фотоотпечаток: Общежитие (бывшая церковь)
    1932 год http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17223644

    Безымянный.jpg

    г. Ленинград
    Клуб Красного Путиловца (бывшая церковь Святого Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры при Путиловском заводе)
    1925 г. http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5266821

    Безымянный.jpg

    Сахалинская обл., г. Александровск-Сахалинский
    Улица Советская, здание педегогического училища (бывшая церковь Покрова Пресвятой Богородицы). 1972 г. http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8097949

    Безымянный.jpg

    Площадь Бограда в г. Минусинске. Ярмарка.
    Справа - кино "Октябрь", бывшая церковь.
    Первая половина 1930-х гг. http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8382229

    Безымянный.jpg
     
  7. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Верующие сдают иконы.
    1920-е гг

    1.jpg
     
    Кудасов и Андрей Бутерман нравится это.
  8. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Первый пост данной темы начинается с фотографии осквернения раки легендарного святого благоверного князя Александра Невского.
    Считаю необходимым развернуть подробнее историю по данному акту вандализма.

    87128.b.jpg

    29 апреля / 12 мая — 1922 г. Вскрытие мощей Святого благоверного князя Александра Невского

    IMG_2847.jpg
    С осени 1918 г. по декабрь 1920 г. советской властью была организована и проведена кампания по вскрытию и конфискации святых мощей, на протяжении десятков и сотен лет, хранившихся в православных храмах и монастырях. За указанный период было совершено около 70 вскрытий святых мощей. Это была одна из наиболее крупных антирелигиозных кампаний за всю историю государственно-церковных отношений советского периода.

    0.jpg

    По учению православной церкви, «мощи – оставшиеся нетленными после смерти тела христианских святых, которые должны чтиться также, как и иконы, но не должно воздавать им честь, приличную одному Богу». Дни обретения и перенесения мощей церковь отмечает как особые праздники. Однако нетленность тел «почивших святых людей» не является главным или даже обязательным атрибутом почитаемых мощей. В православном катехизисе содержится следующее разъяснение: «Тела некоторых усопших святых сохраняются в сравнительной или даже полной целостности. Но почитаются они отнюдь не за их всегда бывшую нетленность, а за то, что по причине святости почивших тел их и по смерти являются хранителями Божественной благодати, силою которой подаются верующим дары исцелений и другие духовные дарования».

    file (1).jpg

    Почитание этих священных реликвий уходит своими корнями в далекое время зарождения христианской религии, гонений на первых христиан. Тогда же стало обязательным строить храмы на мощах мучеников. Святые останки, обычно находившиеся в приходской или домовой церкви, помещались частицами в крестах запрестольных и напрестольных, в крестах-мощевиках, в серебряных ковчегах. Во вселенском православии почитаемы также костные останки святых. Согласно традиции, принятой в монастырях Афонской горы, к мощам можно относить и выкопанные из земли по прошествии трех лет после погребения костные останки подвижников. Русской православной церковью с древнейших времен в равной степени почитались святые мощи как в виде нетленных тел, так и в виде костей. Например, опубликованный в 1903 г. в некоторых газетах отчет с подробным описанием результатов обследования духовенством останков Серафима Саровского, которые были обнаружены в виде костей, не помешал его канонизации. Выдающийся церковный историк Е.Е. Голубинский писал в начале XX в., что церковь в своем учении о нетленности мощей отнюдь не предлагала понимать нетленность их в смысле ненарушенности, сохранности тел.

    Все эти обстоятельства, важные для церковного почитания мощей, не учли организаторы антирелигиозной кампании, поскольку исходили из того, что осмотр содержимого рак выявит тленность останков святых и тем самым «разоблачит перед массами вековой обман церковниками трудового народа». Кроме того, антирелигиозники рассматривали святые мощи как «средство извлечения монастырями и храмами огромных доходов». Поэтому «разоблачение мошеннических проделок церковников с мощами», по замыслу П.А. Красикова, руководившего в то время религиозной (точнее – антирелигиозной) политикой советской власти и являвшегося одним из главных организаторов кампании, должно было привести к подрыву материального положения церкви.

    Конфискация у церкви мощей грозила затруднить ее богослужебную деятельность. Со времен первого Карфагенского собора (около 220 г.), определившего, что ни один храм не должен строиться иначе, как на мощах мучеников, до настоящего времени каждый православный храм имеет частичку мощей какого-нибудь святого. Частичка эта зашивается в антиминс – особый, возлагаемый на освященный престол храма плат, без которого нельзя совершать божественной литургии. Это обстоятельство позволяет лучше уяснить позицию духовенства и, в частности, патриарха Тихона, который в письме к председателю ВЦИК М.И. Калинину от 9 августа 1920 г. оценил кампанию по вскрытию мощей как неприкрытое вмешательство государства во внутренние дела церкви, непосредственно относящиеся к области культа.

    16 февраля 1919 г. коллегия Народного комиссариата юстиции приняла постановление об освидетельствовании, публичной демонстрации и изъятии мощей. Согласно этому документу, само вскрытие, т.е. снятия с мощей покровов и т. п., должны были производить священнослужители в обязательном присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. После оформления протокола вскрытия, подписанного духовенством и медицинскими экспертами, к осмотру мощей рекомендовалось привлекать «самые широкие массы». Губисполкомам рекомендовалось «для устранения возможности использовать в дальнейшем обман с мощами по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, открытые раки со всем содержимым передать… в местные музеи, или захоронить».


    1.jpg

    Вскоре после издания центральной властью этого распоряжения Комиссариат юстиции Союза коммун Северной области в конце марта 1919 г. запросил разрешение президиума Петроградского совета на вскрытие останков святого князя Александра Невского, которые по инициативе Петра I 30 августа 1724 г. были перенесены из Владимира в новую столицу для освящения ее покровительством этого общерусского святого и хранились в Троицком соборе лавры. В разрешении было отказано в связи с опасениями, что вскрытие мощей в одной из наиболее почитаемых религиозных святынь города – Александро-Невской лавре – может вызвать массовый протест верующих, воспрепятствовавших в январе 1918 г. попытке властей захватить помещения лавры и организовавших тогда же братство защиты лавры.

    Важную роль в недопущении осквернения святых мощей сыграл митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), который пользовался особым уважением и любовью среди верующих. 24 марта 1917 г. «свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии» владыка Вениамин был избран ее правящим архиереем. Репутация его как «кроткого но твердого архипастыря» еще больше упрочилась после событий 13 – 21 января 1918 г., когда власти безуспешно пытались занять помещения Александро-Невской лавры и выселить оттуда митрополита. Характеризуя поведение владыки и отношение к нему верующих в те дни, настоятель Казанского собора протоиерей Ф.Н. Орнатский говорил участникам заседавшего в Москве церковного Поместного собора: «Он всегда с народом. Трогательно слышать, когда народ называет его «голубчик, наш избранник». Народ любит его».

    В апреле и сентябре 1919 г., когда вновь возникла угроза вскрытия мощей князя Александра Ярославича, митрополит Вениамин дважды обращался с письмами к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву. После обращения митрополита к петроградским властям в апреле 1919 г. – в то время отдел юстиции Петросовета выступил с предложением последовать примеру московских властей, организовавших «вскрытие раки с мощами преп. Сергия Радонежского в знаменитой Троице-Сергиевой лавре» — с надеждой, что «мощи святого благоверного князя не будут потревожены», в журнале «Революция и церковь» была опубликована статья П.А. Красикова со злобными выпадами против владыки Вениамина и… защитника Русской земли Александра Невского. Руководитель развернувшейся антирелигиозной кампании утверждал, что никаких останков князя не сохранилось и призывал «вскрыть пустой ящик якобы с мощами Александра Невского, а огромную серебряную раку утилизовать».

    В письме от 15 сентября митрополит Вениамин писал: «В первых числах текущего сентября на лекции «О коммунизме и религии» члена ВЦИК Красикова и М.В. Галкина была поставлена на голосование резолюция, предлагающая все мощи изъять из церквей и сконцентрировать в особом музее, в частности, так поступить и с находящимися в Петрограде мощами св. Александра Невского. Слухи об этом взволновали православное население Петрограда… Желая успокоить верующих и выяснить положение вопроса о вскрытии раки благоверного князя, обращаюсь к Вам, гражданин Зиновьев, как стоящему во главе Петроградского правительства, с просьбой от лица многих тысяч верующих, в числе которых немало рабочих и крестьян, приведенной в начале резолюции не придавать значения и не приводить ее в исполнение и этим дать мне возможность успокоить тысячи взволнованных людей. Доброжелательная церковная политика петроградского правительства дает мне уверенность надеяться, что настоящая просьба многих граждан будет услышана и исполнена, их религиозная свобода не будет ограничена и стеснена».

    Тактичной и выдержанной дипломатией митрополиту удалось в то время уберечь от поругания мощи Александра Невского. За всю «мощейную эпопею» — так кампания нередко называлась в документах церковного отдела Народного комиссариата юстиции – это был единственный случай, когда власти вняли увещеваниям со стороны церкви.
    Кампания по вскрытию мощей в 1918 – 1920 гг. являлась своеобразным прологом антирелигиозных акций 1922 г., имевших целью, терроризировав церковь, сломить ее духовное сопротивление и, расколов, подорвать влияние на народ. В обстановке разворачивавшегося террора и провокационной политики государства в отношении церкви митрополит Вениамин не смог воспрепятствовать вскрытию мощей Александра Невского, произведенному в разгар кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. На заседании президиума исполкома Петроградского совета 8 мая 1922 г. было принято решение «произвести вскрытие мощей во время изъятия серебряной раки Александра Невского». Организация вскрытия поручалась председателю губернской комиссии по изъятию церковных ценностей И.П. Бакаеву (в 1919 – 1920 гг. – председатель Петроградской губернской ЧК), в помощь которому от Петроградского губисполкома назначались ответственные представители – Н.П. Комаров и И.Н. Кондратьев. Вскрытие мощей было решено начать в 12 часов дня 12 мая.

    За несколько лет до этого дня, 24 июля 1917 г. архиереи Вениамин и Сергий, а также два лаврских архимандрита произвели осмотр останков благоверного князя. Тогда это было вызвано тем, что летом 1917 г., при наступлении немцев, лавра готовилась к эвакуации и поэтому святые мощи после осмотра, переложили в новую кипарисовую шкатулку.
    Вскрытие мощей 12 мая 1922 г. носило публичный характер и имело антирелигиозную направленность. Уполномоченные местной советской власти производили осмотр останков князя Александра Ярославича под наблюдением нескольких сотен представителей «общественности»: от воинских частей и предприятий, профсоюзных организаций, райкомов и укомов РКП(б). Все они получили в Смольном специальные удостоверения, разрешавшие присутствовать во время вскрытия мощей. Митрополит Вениамин и лаврское духовенство вынуждено было наблюдать за этой акцией. Вот как описывал репортер «Петроградской правды» результаты вскрытия: «На дне гроба лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посередине небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера. Отпирают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда кусок какой-то материи…, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню, не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все «мощи».
    О том, что мощи князя не могли сохраниться полностью, так как горели во время пожаров во владимирском соборе и шлиссельбургском павильоне, где они ранее хранились, было известно еще до их вскрытия, и духовенство не скрывало этого факта от верующих. Однако газеты тех дней запестрели заголовками: «Вскрыты мощи Александра Невского – раскрыт вековой обман спекулянтов в золоченых ризах», «Еще один обман трудового народа рассеян в Петрограде».

    2.jpg

    3.jpg

    Серебряная рака князя была изъята и по частям на грузовиках перевезена в Эрмитаж. Эту операцию осуществили одиннадцать слесарей и один ювелир, которые еще 9 мая были выделены исполкомом 1-го городского района в распоряжение заведующего отделом управления Ершова, отвечавшего за демонтаж и перевоз раки в Эрмитаж. Однако сами мощи лаврскому духовенству во главе с митрополитом удалось тогда отстоять – шкатулка с ними после осмотра была запечатана и, вопреки циркуляру наркомата юстиции от 25 августа 1920 г. о конфискации мощей и передаче их в музеи, помещена на хранение в алтаре Троицкого собора Александро-Невской лавры.

    Мощи были конфискованы властями лишь осенью 1922 г. после расстрела митрополита Вениамина, обвиненного в «сопротивлении изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья». В ответ на многочисленные ходатайства верующих о возвращении мощей для поклонения малый президиум губисполкома принял 10 октября 1922 г. постановление о том, чтобы передать эти прошения губпрокурору для расследования, каким образом производился сбор подписей.

    Долгие годы останки защитника Русской земли князя Александра Ярославича находились в Музее истории религии и атеизма. В связи с празднованием 1000-летия крещения Руси государственные органы стали возвращать церкви некоторые православные святыни, уцелевшие в период гонений и утрат. Одними из первых были возвращены мощи святого благоверного князя Александра Невского, по давней традиции являющегося небесным покровителем нашего города. 3 июня 1989 г. останки князя были торжественно перевезены из музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


    http://gosudarevsobor.cerkov.ru/vsk...ksandra-nevskogo-v-petrograde-12-maya-1922-g/

    Вид трапезной храма Христа Спасителя во время изъятия церковных ценностей
    1922 год


    1.jpg


    Снос храма Христа Спасителя в Москве
    1931 год


    1.jpg

    1.jpg

    1.jpg

    1.jpg
     
    Кудасов и Андрей Бутерман нравится это.
  9. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    В некоторых случаях кампания по вскрытию и конфискации святых мощей дала такие результаты, которые не только атеистическая власть, но и часть местных жителей могли истолковать как «мошеннические проделки церковников с мощами».

    Так, при вскрытии мощей преподобного Макария в Белевской Жабынской пустыни в Тульской губернии комиссия не нашла останков святого в земле под ракой, хотя считалось, что они пребывают там «под спудом».

    При обследовании 5 февраля 1919г. мощей святой благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской (г. Торжок Тверской губернии) были обнаружены останки «с костями рук (суставы пальцев)». Однако, согласно житию святой, руки у нее были отрублены и «она приплыла вверх по течению без рук».

    По итогам кампании был опубликован Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому Съезду Советов
    ( П. А. Красиков // журнал Революция и церковь. — 1920. — № 9—12. — С. 70—82.)

    "Революция и церковь» - журнал, издававшийся в РСФСР и СССР в 1919—24 наркоматом юстиции. Центральный периодический антирелигиозный орган того времени.
    Инициаторы создания «Р. и ц.» П. А. Красиков (ответственный редактор) и М. В. Галкин (Горев).
    Журнал популяризировал среди трудящихся идею отделения церкви от государства, вёл борьбу с воинствующим клерикализмом всех исповеданий и разоблачал контрреволюционную агитацию духовенства.

    Отрывки из журнала
    "Революция и церковь", 1920, №№ 9-12
    (Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов)


    Сводка вскрытий "мощей", произведенных ... в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.:

    отчет 8-й отдел НКЮ-1.jpeg отчет 8-й отдел НКЮ-2.jpeg отчет 8-й отдел НКЮ-3.jpeg отчет 8-й отдел НКЮ-4.jpeg отчет 8-й отдел НКЮ-5.jpeg
     
  10. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Похороны религиозных празднеств
    Москва. 7 ноября 1929 г.

    1.jpg

    Газета Известия в репортаже о демонстрации На Красной площади сообщала 10 ноября:

    "Бурю восторгов вызывает инсценировка «Похороны субботы и воскресенья».«Суббота» и «воскресенье» покоятся в гробу, который несут рабочие. Гроб с дорогими «покойничками» провожают поп, пастор и раввин. На жирных лицах смятение я испуг. А за ними веселая рабочая молодежь несет советскую «неделю-пятидневку»".

    После явного ослабления борьбы с религией и церковью коммунистическими правителями в 1923-1928 годах, второй этап активного наступления на церковь был начат в 1929 году с письма ЦК ВКП(б) "О мерах по усилению антирелигиозной работы" от 24 января. Как пишет Н. Лебина в своей книге "Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии" в 1929-1930 годах возобновились мероприятия типа карнавалов и шествий с антирелигиозной направленностью. Хотя, как отмечает историк, эффективность таких мероприятий была невелика. Так, например, зимой 1929 года антирелигиозный молодежный карнавал был проведен на заводе "Электросила". После этого мероприятия многие из его участников с удовольствием отметили Рождество дома.

    Религиозные праздники исчезли в это время из календаря. Привычке отмечать эти праздники мешала также введенная с 24 сентября 1929 года непрерывная пятидневка: пять рабочих дней чередовались одним выходным, при этом в разных организациях дни отдыха не совпадали, людям стало сложно собираться вместе. Так продолжалось до ноября 1931 года, когда скользящие выходные были отменены: 6, 12, 18,24, 30 каждого месяца были объявлены выходными. В 1940 году была введена рабочая неделя с выходным в воскресенье.

    post-41180-0-25491700-1452680185_thumb.jpg

    2377863_900.jpg
     
    Андрей Бутерман, Кудасов и NEMO нравится это.
  11. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Москва. 1932-1935 гг.
    Антирелигиозный музей в Страстном монастыре

    1.jpg

    "Центральный антирелигиозный музей Союза воинствующих безбожников, находящийся в Москве в помещении б. Страстного монастыря, существует всего около 4 лет. Зародышем ЦАМ'а следует считать большую выставку на тему «Церковь и революция», которая была организована еще в 1926 г. в Московском военно-инженерном училище. Выставка состояла из большого количества подлинных материалов и в этом смысле была первой в Москве и пользовалась большим успехом.
    Через 2 года (1928 г.) мы имеем в Москве уже Антирелигиозный музей, правда, в прескверном полуподвальном помещении, но зато сразу ставший популярным и посещаемым. В противовес «музеям-монастырям» и некоторым культурническим провинциальным музеям наш московский музей сразу взял четкую политическую линию, стал острым орудием разоблачения классовой эксплуататорской сущности религии. Связь религии с царской властью, контрреволюционная деятельность религиозных организаций в 1905 г., поддержка ими империалистической войны, выступления их против Октябрьской революции и связь с интервентами, — все это впервые, на подлинных документах, выявлялось перед широкими массами. Однако полуподвальное помещение не только было совершенно негодно для музея, но и не давало никаких возможностей для его расширения. Поэтому все силы бросаются на подыскание, а затем, когда была получена соборная церковь б. Страстного монастыря, на приспособление нового помещения. Таким образом антипасхальная кампания 1929 г. была ознаменована открытием в самом центре Москвы в б. очаге религиозного дурмана боевого безбожного музея. Через 2 месяца, после нового расширения и пополнения, музей принял делегатов II Всесоюзного съезда Союза воинствующих безбожников, съезда, который впервые затронул вопросы музейно-антирелигиозной работы.
    С тех пор ЦАМ делается одним из наиболее популярных в Москве музеев (за год с ноября 1929 г. по ноябрь 1930 г. музей посетило 234 716 чел.) и постепенно развертывает массовую музейную работу."

    Из воспоминаний М.Л.Богоявленского:

    "В соборе монастыря в 1929 году был устроен антирелигиозный музей. В нем были выставлены разные мощи, среди них мощи святителя Феодосия Черниговского, а рядом с ними труп фальшивомонетчика, найденный в лестничной клетке московского дома. Другие мощи состояли из костей, тряпок, бумаг и разного барахла. Я видел оба тела. Мощи Феодосия Черниговского потом были перевезены в Ленинград и помещены в стеклянном колпаке в Исаакиевском соборе. Это хорошо сохранившееся высохшее тело пожилого, с большой лысиной на голове человека, с остатками седых волос. У него был большой живот, так как на животе много складок. Лежит он, сложив руки на груди, как и положено покойнику (к этому времени со дня кончины св. Феодосия (1696 г.) прошло более двух веков.). Труп фальшивомонетчика производил неприятное впечатление своей неестественной изогнутой позой—это скорченный, вывернутый, не полностью сохранившийся труп. В 1937 годах все здания обители были снесены. Один из колоколов был передан театру Станиславского, а недавно отдан актёрами Оптиной пустыни. Часть колокольни было спасено, и перевезено в советское время на одну из дач, в которой тайно собирались на моления христиане (этой истории посвящена одна из книг, название которой не могу сейчас воспроизвести).

    1.jpg
     
  12. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Новороссийск. 1929 г.

    1.jpg

    1.jpg

    1.jpg

    1.jpg

    1.jpg

    Антирелигиозные курсы девушек-горянок (Ессентуки, 1935 г.)

    1.jpg

    Первая Всесоюзная конференция антирелигиозниц и культармеек
    г. Москва. 23 декабря 1930 г.

    1.jpg

    Первые Северные краевые Антирелигиозные курсы в городе Вологде.
    г. Вологда. 15 октября - 31 декабря 1931 г.

    1.jpg

    Евпатория. Антирелигиозный музей.
    1931 год

    1.jpg

    Троице-Сергиева лавра. Московская обл. г.Сергиев Посад.
    Первомайский митинг 1929 г. Антирелигиозное шествие.
    01.05.1929 г.

    1.jpg

    Участники антирелигиозного субботника в первый день Пасхи
    1927 г.

    1.jpg
     
    Андрей Бутерман и Кудасов нравится это.
  13. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Введенский собор Семёновского полка рядом с витебским вокзалом после взрыва
    1933 г.

    1.jpg
     
    Андрей Бутерман и Кудасов нравится это.
  14. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Моор Дмитрий Стахиевич, Черемных Михаил Михайлович, Дени Виктор Николаевич
    Набор открыток "Рисунки плакаты на антирелигиозную тему".
    г. Москва. 1964 г.

    1.jpg

    2.jpg

    1.jpg

    1.jpg

    Моор Д. С., художник.
    Ненужный груз. /Из подборки открыток: Рисунки, плакаты на антирелигиозную тему
    1963 год

    1.jpg

    Черемных М. М., художник.
    Небесной награды не надо. "Антирелигиозная азбука". 1932 г.

    1.jpg

    Мазрухо М., художник.
    Знахари заявляют, что лечат все болезни "святой" водой. "Есть у бабки каждый день доход…" (стихи Г. Тумаринсона).

    1.jpg

    Антирелигиозная демонстрация
    г. Казань. 1925-1927 гг.

    1.jpg
     
    Андрей Бутерман и Кудасов нравится это.
  15. Offline

    Николаич 1

    Регистрация:
    10 июл 2011
    Сообщения:
    505
    Спасибо SB:
    987
    Отзывы:
    27
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сейчас Москва
    Имя:
    Николаич
    Интересы:
    Копеечки ищу
    У каждого из нас отношение к данной теме разное, и отличия очень даже контрастные!
    Сколько себя помню , и у бабушек , и матери и тётушек , всегда в обороте было === Спаси бог , Слава тебе господи , Господи помоги .... ===
    и т.д. Но ведь это было в советские времена , развитой социализм !! Не смогли все эти агитки в виде плакатов , листовок , парторгов --- выбить из народа
    , то что вкладывалось поколениями . Работая в связи приходилось заходить в дома и квартиры людей , разных по достатку и обеспеченности , но как правило
    у всех на кухнях была икона , у кого старая у кого образ на бумаге , но они были !!!
    Я вырос в семье двух членов КПСС , но слушая и запоминая ( в детстве всё лучше запоминается) , для себя сделал вывод ---- хочешь верить -- Верь,
    но вот кричать об этом и кичится не надо !
    До сих пор только изредка захожу в храм , про исповеди стояния служб и говорить нечего, но всегда склоню голову в сторону церкви !
    Не знаю верующий я или нет , но не хочу между собой и Богом иметь посредника в виде батюшки ! Ну не смог я "перекраситься" как
    наши депутаты и руководители , и враз стать верующим!
    Вот такие мысли если кратко на эту тему !
    Вы уж извините люди если зацепил чьи то чувства !
     
    Grevyach, volic, Кудасов и ещё 1-му нравится это.
  16. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Да мы 100% одинаково видим веру. Я беседую мысленно и прошу прощения у Господа в душе.
    Правильно это или нет? Отвечу там. Здесь я не перед кем отчитываться не обязан.
     
    Кудасов нравится это.
  17. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Участники Муромского уездного совещания воинствующих безбожников
    1926 год

    1.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  18. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Москва. Кремль. 1929 год
    Разрушение Чудова монастыря

    1.jpg

    1.jpg

    1.jpg

    1.jpg
     
    Николаич, Кудасов и PaulZibert нравится это.
  19. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.212
    Спасибо SB:
    121.586
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Снос Храма Христа-Спасителя в Москве.
    1931 год

    1.jpg

    8.jpg

    Демонтаж интерьеров Храма Христа-Спасителя

    2.jpg

    7.jpg

    Снос Храма Христа-Спасителя

    3.jpg

    4.jpg

    Демонтаж купола Храма Христа-Спасителя

    5.jpg

    Снос Храма Христа-Спасителя

    6.jpg

    Журнал «Красная Нива» №7/1930
    «На рассвете ленинского дня динамитом была взорвана старая цитадель мракобесия - Симоновский монастырь»

    1.jpg

    Журнал «Красная Нива» №7/1930
    «Вместо монастыря - дворец культуры!»

    1.jpg

    Журнал «Красная Нива» №7/1930
    «Субботник, собравший более 6000 пролетариев окружающих фабрик и заводов на разборку монастырских руин»

    1.jpg

    Журнал «Красная Нива» №7/1930
    «35 тысяч уложенного в штабели кирпича и свыше 200 тыс. кирпича, увезенного на склады - вот боевые трофеи рабочих»

    1.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  20. Offline

    Кудасов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 авг 2015
    Сообщения:
    2.506
    Спасибо SB:
    26.607
    Отзывы:
    1.549
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    село Шаболово
    Имя:
    Сергей.
    Интересы:
    Интересно все...
    Часть барельефов все это время, после сноса Храма Христа Спасителя, находилась в Донском монастыре. И чего уж греха таить, будучи пацанами умудрялись по этим самым фигурам на стены забираться........
     
    Wolf09 нравится это.

Поделиться этой страницей