Флакон с иконой

Тема в разделе "Стекло и посуда", создана пользователем Отрепьев, 29 ноя 2017.

  1. Offline

    Отрепьев Новобранец

    Регистрация:
    29 ноя 2017
    Сообщения:
    5
    Спасибо SB:
    7
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Интересы:
    смутное время
    на оценку, продажу
    IMG_20171129_220933.jpg IMG_20171129_220941.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 29 ноя 2017
    Юниор нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.067
    Спасибо SB:
    39.708
    Отзывы:
    668
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    С просторов интернета...
    Хочется описать один церковный пузырёк, массовые находки которого в начале вызывали недоумение. Флакон имеет на фронтальной стенке изображение Черниговской иконы Божьей Матери, а на обратной, следующую надпись « Во исцеление с верою помазующихся». Флакон выпускался трёх размеров, высотой примерно 8.5, 10 и 11 см, высота указанна примерно так как при ручной выдувке пузырьков . пузырьки выдутые в одну и туже форму часто имели разные размеры это происходило из-за того что после отливки дополнительно формировалось горлышко. Есть ещё флакон другого иконографического варианта и формы, на нём также Черниговская икона Божьей Матери,
    а на другой стороне восьмиконечный Галгофский крест, отличаются они и по форме, если первые флаконы имеют в сечении эллипс то последний, прямоугольник, качество отливки и другие особенности литья, позволяют датировать его производство 1914-1917 годами, когда многие опытные стеклодувы, были призваны в действующую армию, в результате, качество производимой тары стало катастрофически падать. Формы забивались остатками стекольной массы и стенки флаконов от этого имели бугристые стенки, стекло варилось в неочищенных печах и после « цветного» стекла могло производиться прозрачное, от чего оно приобретало грязноватый серо-голубой или даже коричнево-зеленоватый оттенки.
    Удивляло одно откуда в Москве, вдали от Чернигова могли взяться в большом количестве подобные пузырьки? Черниговская икона была прославленна на территории России довольно поздно , хотя есть упоминания что первый образ был обретён Преподобным Антонием Киево-Печёрским, но тем не менее все известные списки выполнены в поздней « Фряжской» манере письма, в конце девятнадцатого века Чернигов стал чаще упоминаться в связи с канонизацией святителя Феодосия Черниговского, синодальный период жизни церкви был скуп на прославление святых и любая канонизация становилась событием государственного масштаба , так вот канонизация Феодосия Черниговского произошла в 1896 году, но даже она не могла породить такого количества пузырьков, ведь эти пузырьки встречались даже чаще чем пузырьки Троице_ Сергиевой лавры, чаще чем Афонские из Русского Пантелеимонова монастыря я уж не говорю о других обителях и приходах. Вся массовость находок свидетельствовала лишь об одном, что иточник распространяющий святой елей был близок к Москве, и вскоре ответ был найден, флакон производился для Черниговского скита Троице- Сергиевой лавры или как раньше говорили из Черниговско-Гефсиманского скита.
    До революции этот скит был особенно посещаем, каждый богомолец приезжавший в Лавру считал своим долгом посетить и лаврский скит. Людей привлекала прежде всего чудотворная Черниговская икона Божьей Матери, а также старцы- подвижники обитавшие в этом скиту, само строительство скита началось для уединения монахов имевших склонность к суровой аскетической жизни. В 1844 году по благословению Митрополита Московского Филарета ( Дроздова) несколько насельников Троице- Сергиевой лавры поселились в трёх верстах от Лавры, где проводили жизнь в нищете и молитве , даже церковная утварь у иноков была деревянной, примерно в 1847году в скиту по благословлению Митрополита Филарета поселился известный Московский Юродивый Филиппушка, который и испросил благословление у наместника Лавры на копание « погребка» и с этого года близ Гефсиманского скита в Исаковской роще он ископал себе пещеру в которой и стал жить ведь и до этого юродивый спал на голой земле и ходил на босу ногу, нося пудовый металлический посох. Вскоре к нему присоединились сподвижники которые и стали расширять пещеру и делая подземные коридоры с отдельными пещерками- кельями, средняя пещера предназначалась для собирания на общую молитву. Работы продолжались до 1849 года, а с 1849по 1851 в пещерах уже работали специальные землекопы и каменщики, нанятые Лаврой, в результате этих работ средняя пещера была превращена в часовню, бревенчатый сруб выступал из земли и имел окна и купольную крышу, работы были завершены к осени 1851 года и часовня была освящена, как храм в честь Небесных Сил Бесплотных. В этом же году в пещерный храм была пожертвована Черниговская икона Божьей Матери, жертвовательницей была девица Александра Григорьевна Филиппова, икона была писана на холсте, а 1 сентября 1869 года
    произошло исцеление парализованной крестьянки, страдавшей параличом десять лет с этого момента, зарегистрировано около сотни чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в пещерный храм ожидая исцеления , те кто не мог по немощи приехать просили по почте прислать маслица от иконы, а списки с чудотворного образа во множестве разошлись по России. Списков было так много, что даже сейчас, не смотря на иконоборческий период, если войти в, не закрывавшийся в советское время храм, то там с большой вероятностью, можно найти список с чудотворной иконы Божьей Матери. Приток богомольцев был так велик, что в 1856-57 годах над пещерной церковью построили верхний храм в честь Антония и Феодосия Киево - Печерских чудотворцев, в 1874 году стараниями известного лаврского благотворителя П. Г. Цирикова построена колокольня им же пожертвован колокол весом 260 пудов. В 1879 году скит имел деревянную на каменных столбах ограду и кирпичный келейный корпус. В 1886 году учреждённый собор Лавры принял решение о строительстве нового каменного надпещерного храма в замен, старого деревянного, храм предполагалось построить в честь Черниговской иконы Божьей Матери. Руководителем проекта был выбран архитектор Н. В. Султанов, выбор был не случаен так как архитектор был ещё и инженером, а при возведении церкви предполагалось сохранить весь пещерный комплекс. Храм был построен в 1889 году, хотя отделка продолжалась до 1897 года, но в уже освященном храме, которое состоялось в 1893 году. Видимо с этого момента скит стали называть Черниговским, так как до этого говорили Гефсиманский скит и пещеры при нём. С какого времени стали производиться пузырьки с видом Богородичной иконы сказать сложно, скорее всего с 1893 года то есть с момента освящения Черниговского храма, а возможно и раньше, ведь икона была прославленна уже 1866 году , мне по крайней мере удалось проследить появление данных пузырьков с 1890- х годов, датировка производилась по сопутствующим находкам.
    Картина жизни Черниговско-Гефсиманского скита была бы не полной, если бы мы не упомянули о процветавшем здесь со второй половины XIX века старчестве. Возраждение в духовной жизни старчества связанно с Преподобным Паисием Величковским , его труды нашли себе благодатную почву на Русской духовной ниве и с девятнадцатого века во многих обителях появляются наставники наставляющие в духовной жизни как иноков так и мирских людей, старцы почитались как людьми простого звания так и людьми из высших сословий, наставление последних требовало больших усилий чем вразумление простецов, не избалованных властью и богатством. Вспомним Сонм Оптинских старцев, но не мене почитаемы были и Лаврские духовники.
    Одним из самых известных был Преподобный Варнава ( 1831-1906) причисленный сейчас к лику святых, подвизался он в Лавре с 1851 года с начала интенсивного строительства Черниговского скита, где и проходил самые разные послушания в 1873 году он назначен духовником скита, обладал даром прозорливости и исцеления, что бы получить совет люди съезжались сотнями, так что временами батюшку было и невидно от окружавших его людей. Вот что пишет Иван Шмелёв в своей книге « Богомолье»
    В 1905 году к старцу Варнаве приезжал император Николай II, которому старец подтвердил пророчество о мученическом венце, это пророчество Николай II получил во время прославления Серафима Саровского. Старец предсказывал страшные гонения на церковь которым она подверглась в XX веке.
    В 1919 году Свято Троице- Сергиева лавра была закрыта, а монахи из неё переселены в Черниговский скит, в 1921 году был закрыт и скит, черниговский собор продожал работать, а осенью1922 году закрыт и храм, по ходатайству рабочих бывшего Гужоновского завода, ныне « Серп и Молот» чудотворная икона божьей Матери была перенесена в церковь Преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской Ямской слободе.
    Гефсиманский скит в 1924 году получил статус « сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, последний храм в Гефсимании закрыт в 1928 году.



    Цена, думается (при отсутствии сколов и трещин) - до 2000 рублей
     
    NEMO, Юлиа, LIR 75 и 2 другим нравится это.

Поделиться этой страницей