Великие Луки - путешествие в прошлое

Тема в разделе "Псковская область", создана пользователем Wolf09, 21 авг 2014.

  1. Wolf09
    Online

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.183
    Спасибо:
    47.798
    Отзывы:
    651
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Великие Луки — приграничный город: до границы с Белоруссией 80 км, с Латвией — 200 км. Город Великие Луки расположен в 313 км к юго-востоку от Пскова, в пределах Ловатской низины, на берегах реки Ловать (бассейн озера Ильмень).
    Город с 1166 по 1406 гг. носил название Луки; а с 1406 года и по настоящее время — Великие Луки.
    Версии происхождения топонима Луки:
    В форме множественного числа от лука́ — «кривизна, заворот реки; дуга, крутой меандр», «низменный и травный или лесистый мыс; поемный луг, огибаемый рекою» (по В. И. Далю) — река Ловать, на которой расположен город, образует рядом с ним крутые излучины.
    В Древней Руси словом «лука́» называли также сырой участок земли. В некоторых славянских странах (Украина, Словакия, Белоруссия) слово «лука» чаще обозначает «луг» или «заливной луг». Перевод с украинского «великі луки» — «обширные луга» (см. М. Фасмер: «болотистый луг в долине», «низкая равнина», «травянистая лощина»).
    Имя одного из первых правителей города — новгородского наместника Луки, посланного сюда из Холма (По преданию, приведенному М. И. Семевским).

    5.jpg

    Славянские племена кривичей появились на территории Великолукского края в I тыс. н. э. (с V—VII вв.), сменив жившие эдесь до этого восточно-балтийские племена, принадлежавших к Днепро-двинской культуре железного века (до V в.). Памятниками, свидетельствующими об этом, расположенными поблизости Великих Лук, являются древнеславянские городища (деревни Васьково, Дергановское, Исаковщина, Полибино), а также неукреплённые поселения — селища с прилегающими к ним, так называемыми длинными курганами (бор Гиберта, Сенчитский бор, вокруг Колюбакской сети озёр, деревня Жигари—Стайки, комплекс Полибино). Только в Великолукском районе зафиксировано более 250 памятников археологии: 25 городищ, 37 селищ, 160 длинных курганов, 20 сопок, 6 жальничных могильников, несколько культовых камней.
    Эта местность издревле находилась на геополитическом и этнокультурном стыке между Новгородскими и Псковскими землями. В Южном Приильменье и в бассейне реки Ловати В. В. Седовым отмечен процесс ассимиляции ильменскими словенами местных кривичей псковских. Когда в первой половине IX века ильменские словене образовали с северо-западной частью кривичей и чуди раннегосударственное объединение, называемое в арабских источниках «Славия», территория вошла в состав владений Новгородской Руси.
    Великолукская провинция — отнесена из восточнославянских языков к южной подзоне среднерусской культурной зоны и к средневеликорусским западным «акающим» говорам псковской группы, в пределах преобладания юго-западных диалектных зон разговорного наречия. Письменный язык — великорусский (старорусский).

    «Иногда среди предполагаемых дат основания поселения на месте Великих Лук встречаются и такие: 56 год до нашей эры, 961 год и другие. В древних легендах повествуется о том, что на Луках бывал киевский князь Олег, где кудесник Изур предсказал ему смерть от своего любимого коня; в 961 году княгиня Ольга крестила лучан; князь Святослав (сын Игоря и Ольги) набирал здесь себе дружину; в XI веке Ярослав Мудрый отдыхал здесь от путешествия по великому водному пути и так далее».

    — Манаков А. Г., Кулаков И. С. Глава 8. В сфере влияния Великих Лук // Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). — Москва, 1994. — С. 264.

    Впервые упоминается в Новгородской летописи как город Луки на Ловати под 1166 годом, когда киевский князь Ростислав I Мстиславич прибыл сюда для переговоров с новгородскими боярами (первое поселение — городище IXXII веков, в 3 км от современного города, на правом берегу ЛоватиГородок на Ловати).
    Известно также дошедшее легендарное предание: «…Из беглецов составилась шайка удалых разбойников — они нападали на суда, плывущие мимо, бились с дикими соседями, воевали с новгородцами. Между этими витязями особенно отличался наездничеством и богатырством Лука — муж великий и дородный. Тесно ему стало между удалыми холмитянами, и он, собрав своих молодцов, переселился за 70 верст вверх по Ловати. Между высокими холмами, где ныне город Луки, свил себе гнездо лихой ястреб. Отсюда, как стая хищных птиц, налетала его дружина на соседей, кривичей, новгородцев, полочан, литовцев, чудь, — не было пощады и прежним землякам холмитянам».

    — Семевский М. И. Историко-этнографические заметки о Великих Луках и Великолукском уезде. СПб., 1857. С. 4-5


    Сын новгородского князя Ярослава Владимировича, Изяслав Ярославич, был послан отцом в 1197 году княжить в Луки, НПЛ старшего извода пишет: «Изяслав бяше (был) посажен на Луках княжити и от Литвы оплечье Новгороду…». Первое летописное известие на 1198 год о наличии в Луках укрепленного места: «…На ту же осень придоша полочяне с Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша в город». С XII века в составе Новгородской земли, крепость (построена в 1211 году) на подступах к Новгороду и Пскову. Однако отличие от других новгородских земель сохранилось вплоть до XV-го века, когда были образованы податные единицы — пятины; Великие Луки, как и Ржева Пустая, не вошли ни в одну из пятин.
    «Особое положение Лук в составе Новгородской земли обеспечивалось рядом обстоятельств: крепкие экономические позиции города, особенности его географического положения (труднодоступность с севера и юго-запада из-за болот, озёр и непроходимых лесов — с одной стороны, близость к границе — с другой) и этнические связи с Псковом (одна и та же группа славян — кривичи). Помня последнее, лучане говорили: Душа на Великой, сердце на Волхове».
    — Манаков А. Г., Кулаков И. С. Глава 8. В сфере влияния Великих Лук // Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). — Москва, 1994. — С. 264-265.

    В 1210 г. новгородский посадник Дмитрий Якунич прибыл в Луки с новгородцами для строительства укреплений первой крепости. Тогда же Мстислав Мстиславич Удатный, в то время будучи князем Новгородским, назначил своего младшего брата Владимира Мстиславича на княжение в Великие Луки (сохранив титул «Псковский») — ставшего одним из первых, после Изяслава, прославившихся подвигами князей Великолукских.
    Крепость, теперь имевшая очень важное стратегическое значение как надежный форпост обороны новгородской границы от Литвы и суздальцев. Лучане не раз с новгородцами и псковичами дают отпор и совершают походы на Литву (знаменитая битва при деревне Ходыни на Ловати). С самого начала своего существования Великие Луки географически оказались на стыке между Новгородским, Псковским и Полоцким княжествами, и поэтому город был постоянно втянут в междоусобную княжескую борьбу, сменявшейся борьбой против общего внешнего врага — литовцев. За период XII—XV вв. ратникам-великолучанам пришлось участвовать в 56 сражениях на стороне Новгорода. Оправдывая тем самым слова летописи, «от Литвы оплечье Новгороду».
    Отсюда открывалась дорога к Смоленску и Пскову, а через Торопец на верхнюю Волгу, Тверь и саму Москву. Недаром за воинские заслуги его также называли и «предсердием Москвы», — исполняя роль сторожевого Западного пункта Российского государства… Часто разорялся, горел, но потом вновь восстанавливался из руин, сохраняя при этом своё имя. Весь XIII век ратники Лук не раз участвовали в походах и сражениях, в том числе и в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере в апреле 1242 года, и в битве на Жижицком озере в 1245 году.
    Со временем город становится не только военной крепостью, но и значительным торговым городом: удобным перевалочным центром, оказавшись на бойкой торговой дороге между Новгородом и Ганзой. Входил в состав Ганзейского союза. Вероятно, по мнению краеведа В. В. Орлова, также имел и своё особое управление — в одной из городских башен, Воскресенской, висел вечевой колокол.
    В 1406 году Луки обрели титул «Великих». С начала XV века, когда они были захвачены Витовтом (1405), по договору Новгорода с Литвой — Русь и Литва владела городом совместно («а на Луках наш тиун, а ваш другии: суд им напол»). В 1478 году, когда Иван III взял Новгород, Великие Луки, как и вся Новгородская земля, подчинён Московскому княжеству.
    «Оболенский-Лыко Иван Владимирович в 1478 участвовал в Новгородском походе, а после покорения Новгорода Великого был назначен наместником в Великие Луки, но начал так притеснять и беззастенчиво грабить его жителей, что те стали разбегаться, в том числе в Тверское княжество, за границу, в Литву и прочее, а некоторые написали жалобу великому князю. <…> Но бывший наместник тогда решил, не отдавая долгов, перейти на службу уйдя от Ивана III к князю Борису Васильевичу, пользуясь старой боярской привилегией свободы службы. Иван III, однако, больше не признавал этого принципа и приказал своих людей силой захватить Оболенского в его вотчине и в оковах доставить в Москву на суд, что и было исполнено. <…> Иван III нарядил суд, и Оболенскому-Лыко пришлось выплачивать обиженным всё, что взял у них неправдой».
    — Оболенский князь Иван Владимирович Лыко // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. — СПб.: 1896—1918.; См. также Г.В. Вернадский Россия в средние века. Глава IV, п. 1. ПСРЛ, 6, 222.
    К концу XV столетия Великие Луки вошли в единую оборонную линию русских крепостей между Смоленском и Псковом и стали важным центром сбора русских войск. В 1493 году «повелением великого князя Ивана Васильевича, поставиша град древян на Луках на Великих по старой основе». Во время начального этапа Ливонской войны здесь находилась ставка Ивана Грозного (с 1558 г). С 1563 года Великие Луки, наряду со Смоленском, являлись сборным пунктом русских войск для похода на Полоцк. В XVI—XVII вв. существовала стрелецкая слобода.
    «В июле 1566 года началось моровое поветрие в Новгородской Шелонской пятине, а через месяц… и в Невеле, Великих Луках» (Н. М. Карамзин «История государства Российского». Том IX. Глава 2).
    К середине XVI в. в городе насчитывалось более 1500 дворов, из которых около 300 — находилось на территории торгово-ремесленного посада. Папский нунций в Речи Посполитой в 1563—1565 гг. кардинал Коммендоне в своих письмах называл Луки того времени одним из самых крепких городов Московии, наряду с Новгородом Великим, Псковом и Торопцем. По сведениям некоторых участников осады в августе-сентябре 1580 г., по своим размерам превосходил Вильну не менее чем в два раза; в то время город насчитывал пять тысяч домов и сорок церквей.
    В результате осады Великих Лук 1580 года Великолукская крепость была взята польско-литовскими войсками короля Стефана Батория. Однако, в первом сражении русские ратники нанесли серьёзное поражение польскому войску. В ходе боя противник потерял около 10 тысяч человек, было захвачено королевское знамя, а сам Баторий чуть не попал в плен. Великолучане защищались до последнего воина, и тем самым, помогли Пскову, куда Баторий отправился после Великих Лук. В 1583 г. по Ям-Запольскому миру город был возвращен России.

    «…Учинили позорное и великое убийство. Они не обращали ни на кого внимания и убивали как старых так и молодых, женщин и детей… Все заняты были убийствами и грабежом, так что никто не тушил пожар. Огонь охватил всю крепость и спасать более было нечего. Когда огонь дошел до пороха, то погибло разом 200 человек; 36 пушек сгорело и несколько сот гаковниц, несколько тысяч ружей и других ценных вещей; денег, серебра и шуб весьма много, так что мало досталось, кроме разве платья и денег, взятых с убитых».

    — «Дневник осады и взятия Велижа, Великих Лук и Заволочья с 1-го августа по 25 ноября 1580 г., веденный Лукою Дзялынским, старостою Ковальским и Бродницким». В кн.: Дневники второго похода Стефана Батория на Россию (1580 г). М., 1897

    В Смутное время город вновь оказался в зоне боевых действий. В начале XVII века город занимали войска Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II, в феврале 1609 г. освобождены М. Скопиным-Шуйским. Совершались набеги отрядов пана А. Просовецкого, донских казаков во главе с полковником А. Лисовским, Г. Валуева. По сообщению псковских летописей за 1610 год отмечалось, что уроженец великолукской земли воевода Григорий Леонтьевич Валуев с отрядом «пришел от короля из-под Смоленска, Литвы и детей боярских русских собрав; и пришед в нощи искрадом, Луки Великие высек, многое множество православных християн, и выжег»; в память о нём дошла пословица: «Кому от чужих, а нам от своих». Далее «Бельский летописец» пишет: «…О луцком взятье. Того же года посылал из Торопца князь Семен Васильевич Прозоровский под Луки Великие на литовских людей товарища своего князя Семена Гагарина с ратными людьми разных городов. И князь Семен Гагарин пришел под Луки Великие изгоном, и Луки Великие город взял… и Луки Великие выжгли. И русские люди с Лук Великих разошлись по городам Московского государства, а Луки Великие покинуты пусты и без остатков». В 1611 году город совершенно разрушен. По описанию очевидца «на месте Великих Лук было тогда обширное пепелище; кое-где виднелись развалины домов, обвалившиеся валы крепости, обожжённые колокольни и церкви».
    С 1619 года велись работы по восстановлению военно-оборонительных сооружений на левом берегу реки Ловать, в которых участвовали присланные в город по указу царя Михаила Федоровича казаки (потомков которых называли «казачьими недорослями»), уездные крестьяне и прочие, руководил организацией работ воевода Г. Кокорев. Они снова построили деревянные рубленые стены длиною 528 саженей с 9 глухими и 2 проезжими башнями. В 1627 г. стольник В. А. Измайлов составил смету на строительство укреплений в Луках Великих, «как городу новому быть и острогу». Для строительства крепости-острога был послан князь Ф. А. Елецкий.
    В Смоленской войне 1632—1634 гг. участвовали и великолучане — велено было воеводам «дворян и детей боярских и казаков… лучших людей» послать под Смоленск. Великолучане участвовали в битве под Невелем, закончившейся победой русских. На следующий год лучане отбили поход литовцев под Себеж.
    Данные приправочных книг 1619/20 и 1622/23 гг. свидетельствуют, что к середине XVII в. в городе оставалось всего 217 дворов. По сведениям переписной книги 1627 г., насчитывалось уже 758 дворов, в том числе в посаде находилось 98 дворов, в которых проживали 104 дворовладельца. С 1646/47 г. посад к тому времени увеличился до 180 дворов, в которых было учтено 524 дворовладельца.
    Народное восстание 1650 года, охватившее Новгородскую и Псковскую земли, затронуло и Великолукский край. Так, 4 августа 1650 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Никон писал царю: «…А твоя государева вотчина около Пскова, и в Новгородском уезде в Шелонской и в Вотцкой пятинах, и в Луцком уезде, и в Пустой Ржеве многие люди, дворяне и дети боярские и их жены и дети посечены, и животы (имущество — Прим.) их пограблены и села и деревни пожжены, а иные дворяне, и дети боярские, и стрельцы, и казаки, и всяких чинов люди на твоей государевой службе подо Псковом и по дорогам от псковских воров побиты. <…> И твоя государева вотчина пустеет, и посадские людишки и крестьянишки бредут врознь».
    По переписи 1678 г. на посаде оказалось всего 137 дворов с 335 дворовладельцами. Однако значительная часть, около 60-70 %, всего населения — это были служилые люди, пушкари, стрельцы, казаки.
    В грамотах упоминались существующие монастыри: Великолукский Троицкий-Сергиев мужской монастырь (ранее XVI в.); Великолукский Вознесенский женский монастырь (1675 г.); Морипчельский Успенский мужской монастырь (до 1611 г.); Великолукский Введенский женский монастырь (до 1611 г.); Великолукский Ильинский мужской монастырь (до 1611 г.); Кулебацкий Успенский мужской монастырь (1686 г.); Рышков мужской монастырь (1695 г.).

    Период конец XVII — начало XX вв
    Город в разное время посещали многие исторические деятели: царь Иван IV Грозный, неоднократно бывали император Пётр I Великий, императрица Екатерина II Великая, императоры Александр I и Николай I, последняя российская императрица Александра Фёдоровна.
    По приказу царя Петра I по чертежам известного математика Л. Ф. Магницкого была построена новая Великолукская крепость. С 1727 года центр Великолукской провинции Новгородской губернии, а в 1772 году (после первого раздела Польши, из вновь присоединённых земель) была создана Псковская губерния (центром губернии был город Опочка), в неё были включены 2 провинции Новгородской губернии — Псковская и Великолуцкая. В XVIII веке через город прошёл Белорусский государственный тракт.
    В 1724 году Пётр I подписал указ об объявлении Великих Лук портовым городом. В Великих Луках была построена речная пристань, и это непосредственно сказалось на развитии торговли.
    В Москве, в Кремлевском Георгиевском зале, среди названий прославленных воинских частей и имен Георгиевских кавалеров, — упомянут 12-й пехотный Великолукский полк (образованный 17 января 1711 года).
    В период Отечественной войны 1812 Великие Луки — крупная тыловая база русских войск, прикрывающая подступы к Санкт-Петербургу и Пскову. Сформированные в городе части народного ополчения героически проявили себя в сражении за освобождение Полоцка. Ополченцы первыми ворвались в город, где укрепилась 30-тысячная французская армия маршала Сен-Сира и, как доносил П. Х. Витгенштейн, они «дрались с таким отчаянием и неустрашимостью, что ни в чём не отставали от своих товарищей — старых солдат, а тем паче отлично действовали колоннами на штыках». 8 (20) июля 1812 в Великих Луках Н. П. Румянцев и Ф. Сеа Бермудес подписали Российско-испанский союзный договор.
    Традиционной отраслью промышленности XIX века была кожевенная: 55 % кожевенной продукции по Псковской губернии давал Торопец, 25 % — Великие Луки, 20 % — Псков. В 1846 г. работали 6 щетинных заводов в Великих Луках.
    По сведениям «Топографических известий» в Великих Луках в 60-е гг. XVIII в. находился 671 купец. По подсчетам В. Н. Яковцевского в Великих Луках в это время насчитывалось 643 купца, 24 из которых были 1-й гильдии, 39 — 2-й и 580 — 3-й. По данным М. Я. Волкова в 1722—1726 гг. из 14 кожевенных предприятий 4 были купеческими. В Великих Луках на занятии торговлей в 1788 г. специализировалось 107 человек, на производстве — 81 человек (из них 39, то есть 48 %, были связаны с кожевенным производством). Массовым потребителем продукции этого промысла на рубеже XVII—XVIII вв. были служилые люди, значительный контингент которых располагался в городе. В 60-е гг. XVIII в. великолукское купечество обеспечивало («покупало и подряжало») как проходящие армейские полки и команды, так и местный пограничный батальон и артиллерийскую команду. В XVII в. великолукские купцы были одними из основных покупателей соли в Старой Руссе. И уже в 40-50-е гг. XVIII в. в город вывозилось от 9 до 41,5 тыс. пудов соли. В «Ведомостях» за 1797—1803 гг. отмечен один великолукский завод, на котором в разные годы работало от 40 до 93 рабочих, при среднем по России — 5-7 работников на предприятие. На нём могло быть выпущено продукции на 3-7 тыс. рублей. На заводах купцов 2-й гильдии было задействовано от 5 до 15 человек, а «когда требовалось, то и больше». Крупными считались заводы 60 саженей в «длинину» и 40 саженей в «поперечник». Такими владели великолукские купцы Сергей Ломакин, Василей Невлянинов, Авраам Попов и Яков Мошин. Размеры завода Макария Невлянинова — 60 на 30 саженей (то есть 129,6 на 64,8 м).
    В Псковской губернии, накануне реформы от 19 февраля 1861 г., отчетливо выделялась группа юго-восточных уездов с резким преобладанием барщины: в Великолукском уезде процент оброчных крестьян достигает 91,6 %. Причем дореформенные наделы крестьян здесь были наименьшими в губернии (на 14,5 % меньше среднегубернского уровня, то есть 4,3 десятин на душу). После отмены крепостного права великолукские помещики сохранили за собой 58 % всей земли. В связи с низкими урожаями, крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших господ на самых кабальных условиях[29]. Доктор Л. А. Маровский, обследовавший Великолукский уезд в 1870 году, писал: «Крестьяне в домах, многие уже с масленицы, не едят хлеба. Да и тот хлеб, что ели они, был ржаной с мякиной, кострой и песком от жерновов, высеченных из песчаных камней. Такой хлеб хрустит на зубах, и я часто видел у крестьян стертые, как бы опиленные зубы. Но весной крестьяне и этого хлеба не знают и не бывают никогда сыты. Вместо хлеба они едят лепешки из корней водяного подорожника». Сохранилась таблица конца XIX века о незначительном количестве скота на одну ревизскую душу по Великолукскому уезду: лошадей — 0,7; крупного рогатого скота — 0,9; свиней — 0,3; овец — 0,4; коз — 0,2.
    Неоднократно за историю Великих Лук происходили серьезные наводнения:​

    «Почти каждую весну Ловать выходила из берегов. В половодье, вода поднималась в реке в центре города на два и три метра и частенько затопляла Правую набережную. Большое половодье было, например, в 1915 году, когда снесло Волоцкий мост, и была затоплена не только Правая набережная, но и почти половина Торговой площади».

    — А. П. Лопырёв «Вниз по Ловати», 1977 г

    «Самое страшное из них в Великих Луках произошло в апреле 1795 года. Водой было снесено большое количество жилых домов, хозяйственных построек, залиты были и окрестные деревни. Центр города напоминал озеро. А в декабре 1927 года разбушевавшаяся река натворила столько бед, что оставшихся без крова жителей пришлось размещать в городских школах».

    — Орлов В. В. «Путешествие в прошлое. Великие Луки», 2005 г

    «Ранее упоминалось уже о свирепости и бесшабашности здешних помещиков в конце прошлого века. Образчиком которых служил Григорий Михельсон, недоросль, ещё в 1800 годах сделал все возможное для крушения благосостояния, оставленного отцом; помещик самых диких свойств, он совершал набеги на Великие Луки и Невель, причем пускал в ход даже дарованные отцу пушки; тучею носились по улицам городов михельсоновцы; купцы запирали лавки, женщины скрывали детей и прятались сами, так как не было суда и расправы над именитым баричем. Таких людей здесь было много, и архивные дела хранят множество дел возмутительнейшего свойства… Десять лет, лютый помещик Алексей Орлов, безнаказанно грабил соседа своего Василевского. Отбивал у него скот, увозил рожь, хватал и насиловал девушек; тщетно Василевский искал суда, Орлов сек заезжавшего к нему для допроса исправника, и то побоями, то подачками замазывал рты корыстолюбивым подьячим. Случайно сошлись они на молитве в церкви Св. Троицы; „Не молись“, — говорил Алексей Орлов, гордо сидевший на стуле у левого клироса, стоявшему на коленях и молившемуся Василевскому, — „Не молись иконе, а помолись мне: захочу — помилую, захочу — сгублю“, и народ затрепетал, услышав кощунство… В то время, когда помещик Григорий Савоскеев, поколотивший в 1760 году секунд-майора Лаврова, в 1765 душит и нещадно дерет за волосы бургомистра городового магистрата и выбивает в его доме все оконные стекла, известный уже нам секунд-майор Лавров, пылая злобою и отуманенный винными парами, собрав дворовых людей своих, всего до 100 человек, с дубьем и рогатинами делает набег на имение жены Савоскеева, ругает последнюю, бьет её по щекам немилосердно, приказывая челяди грабить село и бить всякого противящегося смертным боем. Избитая, полунагая помещица, бежит в соседнее имение версты за три, а победитель, нагрузив несколько возов пожитками соседки, везет их к себе как трофеи победы, присоединив к ним баб и девок Савоскеевских — яко пленных».

    — Случевский К. К. Великие Луки // По Северо-Западу России. Т. 2: По Западу России. 2-е изд. СПб., 1897. С. 262, 267; Семевский М. И. Историко-этнографические заметки о Великих Луках и Великолукском уезде. СПб., 1857. С. 132-136.

    Безымянный.jpg untitled.png

    История герба Великих Лук

    Первый вариант герба Великих Лук появился в 1712 году, когда были утверждены и изготовлены знамёна Луцкого (Великолуцкого) драгунского полка: одно белое с вензелем Петра Великого в окружении венка, остальные: «Желтыя, пересеченныя большимъ краснымъ крестомъ, и съ золотымъ изображеніемъ, въ верхнемъ углу, у древка, руки, съ мечемъ, выходящей изъ облаковъ и перерубающей змея».
    Символ — «выходящая рука с мечем» вероятно был взят из книги «Символы и Эмблемата», напечатанной по указу российского царя Петра I в 1705 году в Амстердаме.
    В июне 1728 года Верховный тайный совет издал указ о введении нового образца полковых знамён с государственным и городским гербами. В 1729 году под руководством обер-директора над фортификацией генерала Б. К. Миниха и при участии художника А. Баранова был составлен Знамённый гербовник. 8 марта 1730 года новые гербы для полковых знамён были утверждены. Герб на знамени Луцкого (Великолуцкого) драгунского полка имел следующее описание: «В золотом щите, на красном поле рука, выходящая из облаков и мечем перерубающая чёрного змея»

    Flag_Velikolutsrii_polk_(1712).gif
    Знамя Луцкого (Великолуцкого) драгунского полка (1712 год).

    Герб_Луцкого_(Великолуцкого)_драгунского_полка_1730.jpg
    Герб на знамени Луцкого (Великолуцкого) драгунского полка (1730 год).

    Герб_Луцкого_(Великолуцкого)_драгунского_полка_1730_г.jpg
    Значок с изображением герба на знамени Великолуцкого полка (1730 г).

    Исторический герб Великих Лук был Высочайше утверждён 28 мая 1781 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Псковского наместничества. (ПСЗРИ, 1781, Закон № 15162).Подлинное описание герба гласило:

    «Имеетъ старый гербъ. Въ красномъ полѣ три золотые большiе лука». Внешние изображения
    Проект герба Великих Лук (1861 год)


    Информация о более раннем (до 1781 года) утверждении герба Великих Лук с изображением оружейных луков отсутствует. До сих пор остаётся загадкой, почему герб с луками при Высочайшем утверждении был назван старым, когда и кто его составил.

    В 1861 году, в период геральдической реформы Кёне, был разработан проект нового герба уездного города Великие Луки (официально не утверждён):«В червленом щите 3 золотых лука в столб. В вольной части герб Псковской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой».

    В ряде источников герб Великих Лук называют гласным, то есть изображение в гербе прямо раскрывает название города, однако местные краеведы это оспаривают, ссылаясь на то, что топоним Великих Лук имеет разные версии. Также есть разные мнения относительно символики оружейных луков в гербе : «По одной из них, луки — это излучины реки Ловать, которых в районе города как раз три. По другой, луки — боевое оружие средневековья — символ героического прошлого нашего города. И, наконец, третья версия считает, что три лука символизируют Новгород, Псков и Великие Луки, в древности военное братство трёх крупнейших городов Северо-Западной Руси", есть и другая версия из альтернативной истории, изложенная в рассказе В. Н. Павлова «Сон императрицы или Самый куртуазный герб России». (Новая версия происхождения герба Великих Лук), где образ великолуцкого герба навеян Императрице Екатерине её сном.

    Coat_of_Arms_of_Velikie_Luki_(Pskov_oblast).png
    Герб Великолуцкого района (2001 год)

    Исторический герб Великих Лук (1781 года) был восстановлен в качестве официального, ныне действующего, герба Великих Лук при содействии Союза геральдистов России и утверждён в 2001 году.
    Авторы реконструкции исторического герба Великих Лук: идея — Константин Мочёнов (Химки); художник: Роберт Маланичев (Москва); компьютерный дизайн: Сергей Исаев (Москва).
    26 декабря 2001 года на основе исторического герба Великих Лук был утверждён герб Великолукского района, описание которого гласит: «В пересеченном зеленью и червленью поле три золотых продольно положенных лука».
    28 октября 2008 года Указом Президента Российской Федерации городу Великие Луки присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Герб Великих Лук, выполненный из бронзы, размещён на стеле «Воинской славы», которую открыли 17 июля 2010 года.
    3 сентября 2012 года Банком России была выпущена памятная монета номиналом 10 рублей, из серии «Города воинской славы», на реверсе которой изображён герб Великих Лук.

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    4.jpg


    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    8.jpg


    9.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    13.jpg


    14.jpg

    16.jpg

    17.jpg

    18.jpg


    19.jpg

    20.jpg

    21.jpg

    22.jpg

    23.jpg

    24.jpg

    25.jpg


    26.jpg

    27.jpg

    28.jpg

    29.jpg

    30.jpg

    31.jpg


    11.jpg
    Никольская улица.

    Городская Дума.jpg

    Рыночная площадь.jpg
    Рыночная, или Торговая площадь (ныне пл. Ленина) Слева – торговые ряды, за которыми видна р. Ловать. Справа – ограда и главный вход женского Вознесенского монастыря. На заднем плане – двухэтажное здание, принадлежавшее почтовому ведомству, трехэтажное здание окружного суда и одноэтажное здание казначейства. Над ними возвышается Богоявленский собор. В центре – часовня Александра Невского, за ней – биржа извозчиков. Ни одна из этих построек не сохранилась. Снято с пожарной каланчи.

    часовня.jpg
    Часовня Святого Алексанлра Невского

    Часовня Святого Александра Невского на Вознесенской площади (ныне южная часть пл. Ленина). Часовня (она же памятник царю Александру II Освободителю( была изготовлена из чугуна на добровольные пожертвования великолучан, поставлена в 1881 году, уничтожена в 1918 году и восстановлена на новом месте в 1996 году. Слева – здание городской Думы, построенное в 1793 году, справа – пожарное депо с каланчой, на его месте сейчас музыкальная школа им. Мусоргского.


    биржа.jpg

    777.jpg 222.jpg


    999.jpg 1362919858661.jpg

    888.jpg

    никольская.jpg
    Никольская улица 1916г.

    777.jpg krestnyj-hod-na-torgovoj-ploshadi-2-800x509.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Потрясающая тема!) 21 авг 2014
    Трофим, Юниор, Khron и 5 другим нравится это.
  2. Остап Бендер
    Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    1.838
    Спасибо:
    4.156
    Отзывы:
    170
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
    Интересный Городок!
    Постораюсь Подержать Тему.
    Дед ,Освобождал Город в декабре 1942года.
     
    Андрей U нравится это.
  3. Андрей U
    Offline

    Андрей U Поручикъ

    Регистрация:
    8 май 2010
    Сообщения:
    76
    Спасибо:
    159
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересная экскурсия в историю. Спасибо!
     
  4. Wolf09
    Online

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.183
    Спасибо:
    47.798
    Отзывы:
    651
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    ПЕРЕКРЕСТКИ ВЕЛИКИХ ЛУК

    Перекрестки исторические


    К концу XIX века Великие Луки, город с более чем 700-летней на тот момент историей, оказался в стороне от транспортных путей. Промышленность постепенно стала приходить в упадочное состояние. Проблема стала настолько очевидной, что в 1893 году уездное собрание рещает ходатайствовать о строительстве железной дороги через город. Правда, решение такое родилось в спорах и основным аргументом «за» стало согласие богатого купечества на выплату стоимости 60 десятин земли под постройку станции и железнодорожных мастерских. Эти десятины позже, когда Московско-Виндаво-Рыбинская дорога начала прокладку дороги Москва – Виндава, решили вопрос о появлении станции Великие Луки. Первоначально дорога должна была пройти в стороне от города, но комиссия дороги резко изменила свое мнение после того, как стало известно, что упомянутые десятины бесплатно передаются дороге под мастерские в безвозмездное пользование. И вот летом 1898 года на дальней окраине города, на засыпанном Волчьем болоте был заложен первый камень в фундамент зданий будущих мастерских и, одновременно, началось строительство прилегающего к городу участка дороги Москва – Виндава.

    [​IMG]
    Техническое училище. Из коллекции автора статьи.
    Первый поезд пришел на станцию Великие Луки 24 сентября (здесь и далее все даты по новому стилю) 1901 года, а уже 28 сентября прибыл первый пассажирский поезд. Надо отметить, что это было местное пассажирское сообщение. Дальнее пассажирское сообщение началось 11 ноября 1904 года, когда открылось регулярное сообщение Москва – Виндава. Приход железной дороги существенно изменил жизнь города. Железная дорога надолго становится «градообразующим предприятием», говоря современным языком. Число работающих в мастерских до революции 1917 неуклонно повышалось, а ведь в 1907 еще выделилось и локомотивное депо, а затем и вагонное депо. Почти сразу после открытия дороги возникла необходимость в специалистах, поэтому уже в 1902 открывается техническое училище. Оно существует и сейчас, как техникум, и, что самое уникальное, в том же старом здании (оно только «подросло» на один этаж). Потребность в образовании разрешалась, например, и организацией технической библиотеки мастерских. Так в 1909 году начальнику мастерских для этого было выделено 50 рублей.
    События 1905 года показали важность станции и мастерских для железных дорог. 3 февраля 1905 года началась забастовка рабочих мастерских и станции. Требования выдвигались, в основном, экономические – повышение зарплаты, улучшение социальных условий, увольнение неугодного рабочим мастера. Забастовка парализовала движение на дороге, что повлекло и существенные финансовые для нее потери. Уже на следующий день в Луки прибыл из Москвы чиновник для проведения переговоров. Итогом переговоров явилось удовлетворение следующих требований: повышение зарплаты, оплата сверхурочных и увольнение мастера. Конфликт был, таким образом, исчерпан уже 4 февраля. Впрочем, ячейкой большевиков был сформирован специальный комитет, который призывал бастовать и дальше, видимо, «за идею». Комитет добился своего позже: забастовки еще проходили в октябре и декабре. Но даже проведенные в ответ на забастовки репрессии не смогли существенно уменьшить количество работающих на железной дороге. Только в мастерских в 1914 году работало уже около 1000 человек.
    В 1908 году в Великие Луки пришла и вторая дорога: Бологое – Полоцк. Так образовался очень важный треугольник дорог Новосокольники – Великие Луки –Невель. До конца существования императорской России, а затем СССР этот узел был одним из важнейших на западе России в стратегическом плане, поэтому во время всех военных событий XX века он становился объектом притязаний противоборствующих сторон.
    Но, отвлекаясь немного от военной темы, надо сказать, что железная дорога в Луках с трудом, как и все страна, пережила революционные события 1917 года и «пришла в себя» только к концу 1920-х. В 1927 году мастерские, к тому времени уже ремонтировавшие несколько десятков паровозов и около сотни вагонов в год, становятся паровозовагоноремонтным заводом (ПВРЗ). Самыми частыми «гостями» мастерских были паровозы серий «Щ», «С», «Ов», но попадали и паровозы других серий. Несколько ранее (1925) район станции и мастерских, наконец, вошел в черту города (до этого формально этот район относился к пригороду).
    В 1930-х годах количество отремонтированных паровозов в год уже исчисляется на сотни, а в 1940 году благоустраивается привокзальная площадь и асфальтируются перроны. В 1941 году начинается война...

    Перекрестки военные


    Перекресток дорог в Луках во всех военных событиях XX века считался архиважным, поэтому уже, например, накануне Первой мировой войны был ужесточен контроль за дисциплиной, а уже в 1915 году вышел циркуляр об установлении военной дисциплины в мастерских. Сделано это еще было и потому, что в матерских стали делать корпуса для фугасных гранат (кстати, из-за этого выросла и средняя зарплата рабочих).
    В 1919, в гражданскую, Луки были одной из целей Юденича, в армии которого в то время применялись и бронепоезда (один из них был захвачен красными в районе Новосокольников, т.е. недалеко от Лук). Лишь в 1921 году было отменено военное положение в городе. На 20 лет...
    Уже 2 июля 1941 года состоялся первый налет немецкой авиации на город. Одними из основных целей налета были станции, прилегающие к Лукам (Чернозем и Великополье) и сама станция Великие Луки, которая во время всей войны будет объектом постоянных притязаний воюющих сторон. Продвижение немецких войск летом 1941 года было очень стремительным и уже 18 июля они вошли в город, но, так как особых сил для удержания города они не оставляли, 21 июля в город вернулись советские войска. Таким образом получился своеобразный выступ – с севера и с юга от Лук немцы продвинулись далеко вперед. Только в конце лета немецким войскам пришлось «вспомнить» о незахваченном, но очень важном в преддверии наступления на Москву, железнодорожном узле. В августе 1941 начались жестокие бои за город и 25 августа фашисты вновь вошли в Великие Луки.
    К железнодорожному хозяйству захватчики подошли с немецкой педантичностью – уже в сентябре возобновилась работа бывшего завода (отдельные цеха). Впрочем, постоянные проблемы с «лояльностью» работающих не давали наладить работу завода в полной мере. В мае уже 1942 года при заводе был создан лагерь, где находились все работающие. Лагерь территориально был объединен с заводом и выход в город из него был невозможен. После подъема в 04:30, рабочие приступали в 06:00 к работе и работали до 17:00.
    Но еще до этого, во время Торопецко-Холмской операции в январе 1942 года, советские войска подошли вплотную к городу, при чем на некоторых окраинах уже 1 февраля завязались уличные бои. К сожалению тогда город освободить так и не удалось. Штурм возобновился лишь 25 ноября того же года и продолжался около двух месяцев. Операцию по освобождению Лук называли «Сталинградом в миниатюре», так как порядок военных действий был очень похож на примененный под Сталинградом.
    В освобождении города, особенно его пристанционной части, сыграли свою роль и бронепоезда: 29 декабря 1942 два бронедивизиона прибыли в Великополье и участвовали в огневой поддержке войск и ближней разведке.
    К 1 января 1943 большая часть города была освобождена, но оставались два очень серьезных очага сопротивления: старая крепость и район станции. Около станции немцами было сооружено большое количество фортификационных сооружений (остатки которых тоже иногда встречаются до сих пор) и поэтому освобождение станции затянулось до 20 января.

    [​IMG]
    Вокзал после налета немецкой авиации в 1944 году. Из коллекции автора статьи.

    Железнодорожное хозяйство было почти полностью уничтожено (как и город, в котором почти ничего не осталось от 700 с лишним предыдущих лет), но станция была восстановлена относительно быстро (в основном силами строительных частей). До января 1944 года Великие Луки остаются прифронтовым городом и являются важным «перевалочным пунктом», а потому железнодорожный узел регулярно подвергается бомбардировкам весь 1943 год. В этих условиях, тем не менее, частично восстановленный завод ремонтирует десятки паровозов. Лишь после января 1944 года жизнь города и станции становится более-менее мирной.
    Эта жизнь была прервана однажды – 19 июля 1944 года. Это был последний, но самый массированный налет немецкой авиации за полтора года. Практически полностью были уничтожены здания только восстановленных вокзала и депо, сильно повреждены здания завода и разрушена станция.
    Перекрестки современные
    После войны железная дорога, как и сам город, с огромным трудом восстанавливалась из руин. Паровозоремонтный завод продолжал работать одновременно с восстановлением, а город, в течении небольшого периода времени, успел побывать областным центром (до 1957 года). Появлялись новые промышленные предприятия, которые остро нуждались в услугах железной дороги, которая по-прежнему во многом определяла жизнь в городе. Именно вокруг дороги формировалась поначалу целая «инфраструктура»: больница, дом культуры, жилой район и т.п. С увеличением роли дороги вновь, как в начале XX века возникла потребность в специалистах, только теперь – в высококвалифицированных специалистах. Проблема была решена открытием в 1964 году филиала ЛИИЖТа (ныне – ПГУПС).
    Локомотиворемонтный завод (бывший паровозоремонтный) освоил и собственное производство хопперов-дозаторов и автомотрис. Именно ЛРЗ стал первым великолукским предприятием, экспортирующим свою продукцию: в Сирию и Монголию были отправлены большие партии вагонов собственного производства. В список ремонтируемой продукции добавились также дизель-поезда и, время от времени, попадали электропоезда. Перекресток двух железнодорожных магистралей жил достаточно активной жизнью до середины 1980-х. После этого начался процесс уменьшения количества перевозок и сокращения всего и вся.

    [​IMG]

    Вокзал на станции Великие Луки в 1990-х годах, Октябрьская сторона.
    Фото Юрия Акимова.

    В конце 1990-х практически перестала использоваться для грузовых перевозок дорога Бологое – Великие Луки, а участок Великие Луки – Опухлики –Невель начальство Октябрьской дороги в 2001 планировало закрыть. Также по нескольку раз в год в 2000 и 2001 году грозились закрыть и пассажирское вагонное депо, а значит – и очень активное пригородное пассажирское движение (обслуживаемое исключительно тепловозной тягой). Последняя угроза о закрытии была высказана незадолго до написания этой статьи.
    В некотором роде повезло локомотивному депо. Уже достаточно давно депо было базовым для целого региона и, в свое время, уже успело поглотить депо Новосокольники. В конце 1990-х в состав депо, на правах т.н. «цехов» вошли и закрытые депо Ржев, Дно и другие. В результате к началу XXI века почти все перевозки на Октябрьской дороге под тепловозной тягой, осуществляемые южнее Санкт-Петербурга, обслуживались тепловозами с трафаретом ТЧ-31 (код депо Великие Луки) на борту.
    В этом депо, кстати, еще в 2001 году активно использовались в работе представители «вымирающей» серии тепловозов ТЭП60 (правда, их было всего несколько штук). Но именно в Луках преобладают «Машки» (М62) и ТЭП70. Последние и обслуживают все пригородное движение. Путешественник, пребывающий из Москвы может видеть депо незадолго до вокзала справа по ходу движения. Во дворе депо иногда можно заметить и паровоз-парогенератор или паровоз, пригнанный на разделку (попадают они затем на склад металлолома, расположенный рядом с вагонным депо, и находящийся между проспектом Гагарина и вагонным депо). Может увидеть путешественник и множество опор, оставшихся от разобранных путепроводов и маленьких мостиков. До войны в районе станции можно было обнаружить и трехуровневые (или почти трехуровневые) развязки.
    Вокзал в Луках – островного типа. С одной стороны от вокзала расположена Балтийская сторона, с другой – Октябрьская, а так как платформ только две (прилегающие к зданию вокзала с обеих сторон), то и поезда прибывают и отправляются с какой-либо «стороны», а не «платформы». На Октябрьскую (северную) сторону прибывают поезда со стороны Ржева, Опухликов и отправляются поезда в сторону границы с Латвией и в сторону Опухликов. На Балтийскую (южную) сторону прибывают поезда со стороны Бологова, границы с Латвией и отправляются поезда в сторону Ржева и Бологова.
    Надо отметить, что жизнь вокзала – достаточно бурная, так как, не смотря на малое количество дальних поездов, количество пригородных поездов, вопреки усилиям руководства Октябрьской дороги, сокращается незначительно. Станция же в последние годы тоже зажила более активно, пропуская большое количество нефтеналивных составов в сторону границы и, естественно, порожних в обратном направлении.

    А. КОНДАКОВ

    http://semafor.narod.ru/4_2002/luki.html
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2014
  5. Verzond
    Offline

    Verzond директор ДЕДсада Команда форума

    Регистрация:
    20 авг 2014
    Сообщения:
    975
    Спасибо:
    2.796
    Отзывы:
    70
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    интересности
    Спасибо! Сколько там искал, а вот историей так и не удосужился поинтересоваться.
     
    PaulZibert нравится это.
  6. Wolf09
    Online

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.183
    Спасибо:
    47.798
    Отзывы:
    651
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Вокзал.jpg
    Станция Великие Луки, отряд железнодорожников перед отправкой на фронт. 1919 год. Из фондов Псковского железнодорожного музея.

    вокзал 2.jpg

    Вокзал станции Великие Луки.Предположительно 1941 год.

    вокзал 3.jpg
    Вокзал станции Великие Луки в годы войны.Название станции на немецком языке.

    вокзал 4.jpg
    Вокзал станции 1973 год.

    вокзал 5.jpg
    Вокзал станции 1975 год.
     
    Юниор, Khron, Verzond и ещё 1-му нравится это.
  7. Wolf09
    Online

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.183
    Спасибо:
    47.798
    Отзывы:
    651
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
  8. Wolf09
    Online

    Wolf09 Рядовой запаса

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.183
    Спасибо:
    47.798
    Отзывы:
    651
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История Государства Российского
    Великолукская крепость

    28517.jpg крепость.jpg

    Крепость и кремль до конца XVI в.

    Крепостные укрепления занимали значительное место в топографии средневековых Великих Лук, оказали существенное влияние на формирование и развитие пространственной структуры города. Первое известие о наличии в Луках укрепленного места относится к 1198 г. В летописном сообщении отмечалось, что при нашествии на Луки литовцы и полочане «пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша в город». Понятие «город» выступает в источнике в значении кремля.
    Следующее известие о крепостных сооружениях Лук связано с их строительством в 1211 г. Под этой датой в Новгородской первой летописи старшего извода сообщается: «И посла князь Мстислав Дмитра Якуниця на Лукы с новгородцы города ставить». Есть основания полагать, что «города» возводились на территории, занимаемой современными Великими Луками.
    Новый этап в истории крепостных сооружений Великих Лук, отраженный в источниках, определяется летописным сообщением 1493 г.: «повелением великого князя Ивана Васильевича, поставиша град древян на Луках на Великих по старой основе». В известии подчеркивается постоянство местоположения укреплений относительно прежнего периода их существования. Вероятно, «град древян» был выстроен на том же месте, что и «города» в 1211 г.
    Наличие крепостных укреплений в Великих Луках первой четверти XVI в. отметил в своем сочинении «Записки о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 г. и 1526 г.
    Выражения «крепость и кремль», применимое для характеристики Великих Лук, раскрывает Михаил Иванович Семевский:

    В средние века существовало два кольца укреплений: «крепости» — земляного вала с высоким и толстым острогом и деревянными башнями с проезжими воротами на углах, — опоясывающей территорию города по обоим берегам р. Ловать, и «кремля», располагавшегося в юго-западной части «крепости», на левом берегу реки, напротив острова Дятлинка. Первоначально укрепления «кремля» состояли из частокола или дубового тынника, каждое бревно которого имело до 10 дюймов (25,4 см) в диаметре. В XIV в. или XV в. на месте частокола появились деревянные стены с наклонно вбитым в ров тыном, длина которых составляла 503 сажени (1086,4 м). Вдоль стены, на углах, размещались 12 башен, самые обширные из них — Воскресенская (шестиугольная) и Спасская (четырехугольная).

    В результате осады города войском Стефана Батория 26 августа — 5 сентября 1580 г, крепость и кремль были разрушены, деревянные конструкции укреплений сгорели, но тогда же Стефан Баторий начал советоваться о постройке нового замка. 6 сентября король «ездил осматривать место для постройки, но не нашел лучшего, чем старое», «решено употребить самое большое старание, чтобы восстановить и укрепить» разрушенную цитадель. Король самостоятельно составил план укрепления, возводимого на прежнем месте кремля. В строительстве принимали участие венгерские, литовские и польские солдаты. К 17 сентября 1580 г. основные работы по восстановлению крепостных сооружений были выполнены, насыпались туры. Восстановительные работы проведённые в столь короткие сроки не предусматривали восстановления всех оборонительных сооружений города.
    Судя по отсутствию в более поздних источниках известий по восстановлении укреплений посада, можно считать, что в августе 1580 г. они навсегда утратили свое стратегическое значение. К этому же времени понятие «Великолукский кремль» полностью заменяет названием «Великолукская крепость». В росписном списке 1640 г. отмечается: «а на Луках Великих около города… и в городе и около посаду Казачьих и Стрелецких и Пушкарских слобод острогу и иных никаких крепостей нет».
    Однако в топографии Великих Лук сохранялись очевидные следы бывших крепостных сооружений. В документах XVII—XVIII вв. довольно часто встречаются топонимы, обозначавшие остатки укреплений посада: старый городовой вал, старый острог, старый вал и ров.
    Во время Смуты начала XVII в. крепость вновь подвергалась разрушению. Причиной тому служили набеги отрядов А. Просовецкого, донских казаков во главе с полковником А. Лисовским. В сообщении псковских летописей 1610 г. отмечалось, что Григорий Валуев с отрядом «пришед в нощи искрадом, Луки Великие высек, многое множество православных християн, и выжег». Таким образом, к началу второго десятилетия XVII в. крепостные укрепления сильно пострадали и крепость Великих Лук утратила обороноспособность.

    Крепость 1635 года

    Описание топографии крепостных укреплений Великих Лук от 1635 г. Крепость, в документах, как это было принято в средневековой Руси, обозначали топонимом «город»:

    Деревянный «город» состоял из городовых стен, 12 башен, две из которых — с проезжими воротами. Общая длина укреплений составляла, от 521 сажени (1125 м) до 535 саженей с полусаженью (1156 м).

    Башни:

    Воскресенская с проезжими воротами — «мерою в длину пять сажен, поперег тоже» (10,8х10,8 м), в два боя. На башне находился вестовой колокол, возвещавший горожанам о праздниках, наступлении неприятеля, пожарах.
    Михайловская — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6,4х6,4 м), в два боя. Расположена между Воскресенской и Спасской башнями, от последней по городовой стене на расстоянии 60 сажен (129,6 м).
    Спасская с проезжими воротами — «мерою в длину пять сажен без четверти аршина, поперег полпятых сажени» (10,7х9,6 м), в два боя. Спасские ворота имели захаб и в захабе отводную башню «мерою полтрети сажени, поперег тож» (5,3х5,3 м).
    Макаревская — «мерою в длину три сажени с четверти аршина, поперег тож» (6,6x6,6 м), в два боя. Располагалась между Спасской и Пятницкой башнями, до последней по городовой стене — 40 саженей с полусаженью (87,4 м).
    Пятницкая — «мерою в длину три сажени с четверти аршина, поперег тож» (6,6x6,6 м), в два боя. Поставлена была между Макаревской и Благовещенской башнями, до последней от нее — «мерою городовые стены тритцать полтрети сажени» (65,1 м).
    Благовещенская — «мерою в длину четыре сажени, поперег тож» (8,6x8,6 м), в два боя. Располагалась между Пятницкой и Дубовой башнями. От Дубовой башни отстоит на 36 саженей (77,7 м).
    Дубовая — «мерою в длину полтрети сажени, поперег тож» (5,3x5,3 м), в два боя. До Успенской башни городовая стена в 30,5 саженей (65,8 м).
    Успенская — «мерою в длину пять сажен с четверти аршина, поперег тож» (10,9x10,9 м), в два боя. Располагалась между Дубовой и Никольской башнями. До Никольской башни — «мерою городовые стены сорок полосьма сажени» (87,6 м).
    Никольская — «мерою в длину пять сажен, а поперег тож» (10,8x10,8 м), в два боя. Ближайшие башни — Успенская и Троецкая, до последней — «мерою городовые стены сорок полчетверти сажени» (87,7 м).
    Троецкая — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6,4х6,4 м), в два боя. Ближайшие башни — Никольская и Покровская. Между Троецкой и Покровской башнями городовая стена величиной в 43. сажени (92,8 м).
    Покровская — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6,4х6,4 м). Находилась между Троецкой и Егоревской башнями, а до последней от нее — 61 сажень (111,2 м).
    Егоревская — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6,4x6,4 м), в два боя. Располагалась — между Покровской и Воскресенской башнями. От Егоревской до Воскресенской башни — 40 саженей (86,4 м).

    «Город» был окружен валом и рвом, в котором «устроен частокол для крепости, чтоб тот ров не осыпался». Для проезда через ров служили мосты у Воскресенской и Спасской башен. Между валом и рвом, «около города», были установлены «рогатки дубовые и елевые в колодах».

    Отстраивать «крепость» пришлось после пожара, произошедшего в ночь с 4 на 5 октября 1680 г.: были установлены двойные деревянные стены с насыпанной между ними землей; башни восстановили «в прежнем виде», сохранив их названия и местоположение. Представленная система укреплений, существовала до 1704 г.

    Крепость бастионного типа

    В 1704 году во время Северной войны, по указу Петра I на левом берегу реки Ловать вместо прежней обветшавшей крепости была построена крепость бастионного типа. Ее проект разработал русский математик Магницкий, Леонтий Филиппович. Главный надзор за этим строительством осуществлял генерал Нарышкин, Семен Григорьевич.
    Крепость в год окончания строительства (1708) представляла собой неправильный шестиугольник, состоящий из 6 бастионов по углам и равелинами между ними, укрепленных двенадцатью медными и сорока чугунными пушками, а также двумя мортирами.

    Безымянный.jpg

    Для входа в крепость в северной и западной частей вала имелись двое сводчатых каменных ворот.
    Высота земляного вала составляла 10 саженей (21,3 метра); высота с наружной стороны земляного вала достигала 50 метров; общая высота от уровня Балтийского моря равна 115 метрам; окружность всех шести валов достигает 2-х километров; общая внутренняя площадь ее — 11,8 гектара. Возводили ее солдаты и крепостные крестьяне.
    Однако, после Полтавской битвы — 27 июня 1709 г. крепость утратила свое значение военного объекта. В период Отечественной войны 1812 года крепость служила важным сборным пунктом русских войск, отправляющихся на борьбу с Наполеоном.

    СНИМОК.jpg

    схема.jpg

    Имелось небольшое озеро с чистой водой. В восточной стороне был сооружен выход-тайник, ведущий к реке Ловать. Существует легенда, что еще один выход-тайник был прорыт под Ловатью и выходил в городе внутри церкви, впоследствии был затоплен.

    Крепость во время Великой Отечественной войны и позднее

    Свой последний бой крепость приняла во время Великолукской операции в период 55-дневных боев: с 25 ноября 1942 года по 17 января 1943 года. Именно она явилась центральным местом разгрома фашистов в Великих Луках: в ее стенах 3 января 1943 года совершили бессмертный подвиг пять советских танкистов.
    Гарнизон крепости состоял примерно из 600 немецких солдат, она была отлично защищена. По валу проходили траншеи. Перед ними — остатки другого крепостного вала. За основным валом — контрэскарпы, оборудованные по всем правилам инженерной науки, противотанковые рвы. За ними проволочные заграждения, подвалы-дзоты. В опорные пункты превращены тюрьма, церковь и две казармы. К северо-западу крепость имела с вала три водосточные трубы, а также проход — остатки бывших ворот. Все подступы к крепости находились под фланговым огнем пулеметов, установленных на угловых, бастионах. С внешней стороны вал имел обледенелые скаты, каждую ночь поливаемые водой.
    Наши войска шесть раз штурмовали крепость, и все здания в крепости были полностью разрушены, она была взята во время очередного штурма бойцами 357-й стрелковой дивизии 16 января 1943 года.
    Памятник федерального значения Постановлением СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960. Музеефицирован в 1971 г.

    IMG_0137.jpg

    http://kmsneva.ru/klo-xisoes84/Великолукская_крепость
     
  9. Игель
    Offline

    Игель Фельдфебель

    Регистрация:
    3 ноя 2014
    Сообщения:
    48
    Спасибо:
    111
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Великие Луки
    Интересы:
    вторая мировая
    Отличная фотоподборка, впечетляет!
     
    Wolf09 нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)