Велосипеды на войне

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Андрей Бутерман, 21 окт 2016.

  1. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  2. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Самокатчики в Красной армии и в ополчении.

    Пособие "Подготовка военных самокатчиков". 1941 г. https://vivaldi.nlr.ru/ab000002465/view

    "Зачислили меня служить самокатчиком в специальное подразделение связи. Привезли на грузовике "боевую матчасть" - несколько десятков разнокалиберных велосипедов.
    Мне достался полугоночный, с изогнутым "бараньими рогами" рулем.
    Вывели нас за ворота на улицу, построили в колонну - и вперед! Сзади полуторка шла, выполнявшая роль машины сопровождения, технички. Через пол-Москвы вырулили на Минское шоссе и дальше двинулись на запад - к фронту.
    Переночевали где-то в лесу рядом с магистралью (на этом биваке, помнится, обучали, как из винтовки стрелять). На следующий день опять команда "по седлам!"...
    В итоге своим ходом добрались до поселка Дорохово, в ста километрах от столицы, где формировался велобатальон в составе отдельного полка связи.

    111.jpg

    222.jpg

    333.jpg

    Вскоре мне и еще одному самокатчику командир дал задание: "Направляю вас в 9-ю дивизию 33-й армии; смотрите на карту: поедете сейчас туда-то и туда-то, в районе вот этой высотки вас будет лейтенант ждать".
    Мы отправились, даже не получив хотя бы одну винтовку на двоих.
    Моя армейская велослужба продолжалась вплоть до начала октября 1941-го. Нас, военных самокатчиков, использовали для доставки документов. Чаще всего приходилось "курсировать" между штабами полков и штабами дивизий.
    Отправляясь в очередной "рейд", запечатанные конверты и пакеты с приказами, со сводками мы приспособились оборачивать вокруг гранаты - чтобы в случае явной опасности взорвать ее и уничтожить доверенные нам секретные штабные документы (впрочем, до такого ни разу не доходило).
    Обычно на пакете с пересылаемыми бумагами штабные помечали: во сколько отправлен связной и во сколько он должен доставить конверт в назначенное место.
    Нас с самого начала службы в полку связи предупредили: если опоздаете с доставкой - запросто попадете под трибунал.
    Конечно, порой было очень трудно уложиться в срок: то дорог, мало-мальски проезжих, для велосипеда нет, то сориентироваться по карте-километровке на местности не получалось...
    Но все-таки мы успешно выполняли порученные задания. Помню, были случаи, офицеры в штабах, куда я приезжал с пакетом, даже удивлялись:

    "Как это ты умудрился так быстро сюда добраться?"

    444.jpg 555.jpg

    В октябре, когда немцы прорвали оборону под Москвой, дивизия с боями отходила к Наро-Фоминску. В один из дней подразделение, в котором я служил, отстало от "родного" велобатальона связи.
    Добрались до какой-то деревни, и наш ротный распорядился все двухколесные машины затащить на чердак одного из домов и там спрятать: мол, когда фрицев назад погоним, эти "велики" снова пригодятся...
    Дальше шли пешим порядком и в конце концов вернулись в полк связи 33-й армии.
    Самокатчиков в нашей части ближе к зиме уже не оставалось: морозы ударили, снег выпал - какие тут велосипеды! Служил я теперь в роте передвижных средств связи.
    У нас по штату было два мотоцикла и два легких броневичка..." - из воспоминаний В.С. Фомина (самокатный батальон отдельного полка связи 33 армии).

    Воспоминания ветеранов:

    - С конца 1930-х годов я работал инструктором в Московском комитете физкультуры. Тогда, несмотря на нехватку машин, был весьма популярен велосипедный (самокатный) спорт.
    С 1924 года ни один парад на Красной площади не обходился без самокатчиков: первым катил полк военных, потом ехали гражданские велосипедисты.
    К парадам готовились целый месяц. Прохождение было сложным - приходилось объезжать с двух сторон Исторический музей, затем 24 велосипедиста смыкались в одну шеренгу.
    Смотреть по сторонам было нельзя ни в коем случае, иначе нарушишь строй.
    Однажды кто-то зазевался - ну решил взглянуть на Сталина. Руль вильнул, парень упал, следовавшие за ним на приличной скорости спортсмены стали наезжать на недотепу.
    В считаные секунды на Красной площади образовалась куча-мала вровень с Мавзолеем.
    Правительство поначалу рты раскрыло, а потом давай хохотать, смеялись до слез. А мы по команде без разбору хватали машины и бегом с площади.
    Но никого за эту промашку не наказали.

    01.jpg 02.jpg

    03.jpg

    ЭСКАДРОН САМОКАТЧИКОВ

    В начале 1941 года я стал штурманом скоростных бомбардировщиков. Началась война, рвусь на фронт, а в военкомате говорят: "Всю авиацию перебили, есть приказ Сталина летные кадры пока не призывать, гуляйте".
    Но воевать-то хотелось. Пошел в горком партии к заведующему военным отделом полковнику Чугунову, тот быстро нашелся: "Ты подумай, как помочь городу. Вон у нас на крышах сидят посты ВНОС (внешнего наблюдения, оповещения и связи), там в основном старички, которые всего боятся. Надо им помочь..."
    В помощь ночному хозяину города - местной противовоздушной обороне (МПВО) - из велосипедистов, участвовавших в парадах на Красной площади, было решено создать самокатный полк.
    А из кого создавать, когда почти все спортсмены ушли на фронт? Пришлось привлечь допризывников и подростков. Отобрали 800 самых отчаянных ребят. Пользуясь указом Президиума Верховного Совета СССР, мобилизовали у населения машины и роздали их пацанам.
    Командиром отряда стал я, начальником штаба - заслуженный мастер спорта Миронов. Во главе отряда стояла элита велосипедного спорта столицы, чемпионы-гонщики: Чистяков, Логунов, Крылов, Гладкий, Богомолов, Прянишников...

    003.jpg

    004.jpg

    005.jpg

    Ребята патрулировали улицы, проверяя светомаскировку. Как-то на Сретенке нашли интересную сигнализацию.
    В квартире, хозяева которой находились в эвакуации, в печке была установлена 500-ваттная лампа, дававшая через трубу яркий свет в небеса.
    Те, кто контролировал светомаскировку, попутно высматривали подозрительные предметы у метро, обыскивали мусорные урны в поисках взрывных устройств, выслеживали мародеров.
    Последние были настоящим бедствием. После объявления тревоги город замирал - по улицам передвигались лишь те, кто имел пропуска, вот тут-то и было раздолье для всяких темных личностей.
    Задними дворами они пробирались к небольшим магазинчикам, палаткам, разбивали стекла и тащили что под руку попадет. Немало таких грабителей с помощью наших пацанов арестовала милиция.
    Другие ребята занимали свои места на крышах. Тушили зажигательные бомбы, фиксировали очаги поражения в своей округе. На велосипедах мчались к месту падения бомбы, оценивали ситуацию и сразу вызывали необходимые службы - пожарных, "скорую помощь", водопроводчиков, газовиков... А до их приезда сами, как могли, тушили пожары, вытаскивали из-под обломков раненых и контуженых, оказывали им первую помощь.

    006.jpg 007.jpg

    В ПОГОНЕ ЗА ДИВЕРСАНТАМИ

    Одной из главных задач самокатчиков было обнаружение диверсантов-ракетчиков. "Пятая колонна" в Москве дала о себе знать в первые же дни войны. Диверсантов и террористов в столице было очень много.
    Одного я задержал случайно в переходе метро. Хромой парень, шедший впереди меня, обронил тросточку. Я решил помочь - подымаю трость и чувствую, что она слишком тяжелая.
    С помощью патруля задержал хромого. А тросточка, оказывается, была приспособлена для стрельбы одним патроном...
    Ракетчики же при каждом налете отмечали для немецкой авиации наиболее важные объекты - железнодорожные станции, заводы, склады. Одного наши ребята засекли даже на чердаке Дома союзов.
    Но особенно часто их брали у МосГЭС, напротив Раушской набережной, вблизи Кремля.
    Понятно, что сами мальчишки задержать взрослого человека не могли. Поэтому один оставался следить за ракетчиком, а второй катил к ближайшему телефону и вызывал сотрудников НКВД.
    Из-за диверсанта погиб самокатчик Вася Овчинников. Из отделения милиции у Москворецкого моста он вызвал милицейский патруль, а выйти из здания не успел.
    На месте двухэтажного дома, где находилось 130 человек, задержанных во время тревоги, где на крыше был зенитный девичий пост, после попадания бомбы осталась 30-метровая воронка.

    008.jpg

    009.jpg

    ЯД? НЕТ, МАХОРКА

    На все экстренные случаи я выезжал на мотоцикле. Однажды бомба попала в Манеж, где был правительственный гараж. Из здания валил сизый дым, и мы туда пошли в противогазах.
    Все шикарные машины, в том числе и "Паккард" Сталина, были покрыты подозрительной зеленоватой пылью.
    Грешили на немцев, мол, они какой-то ядовитой гадостью начинили бомбы, но все оказалось проще.
    При строительстве Манежа все деревянные перекрытия, чтобы их не съел жучок, засыпали махоркой, смешанной с нюхательным табаком. В Манеже я впервые увидел бомбу, наполненную песком, - этакий братский привет от западных антифашистов. Позже мы такие бомбы находили неоднократно.
    В ноябре 41-го во время страшной бомбежки на Красную площадь пытался сесть подбитый бомбардировщик. Бомбы он сбросил, горючее израсходовал и потому легко спланировал вниз.
    Но немного не рассчитал и приземлился не на площадь, а на крышу двухэтажного дома, что стоял напротив входа на станцию метро "Площадь Революции", сейчас там небольшой сквер.
    Летчик, штурман и стрелок были живы-здоровы, их сразу увезли на Лубянку.
    Интересно, что к девяти утра от самолета не осталось и следа - москвичи не должны были узнать о ночных незваных гостях, так как это вызвало бы нездоровые слухи и переполох.

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    По официальной версии, передовые немецкие части остановились у моста через Химкинское водохранилище, опасаясь прорываться через него, поскольку думали, что он заминирован.
    Но мало кто знает, что фашисты все же рискнули войти в город.
    Наши ребята увидели их в районе нынешней станции метро "Водный стадион". Шесть человек на трех мотоциклах "БМВ" спокойно ехали по тротуару.
    Мотоциклистов моментально задержали столичные ополченцы. Тут же прибыла машина НКВД, в которой исчезли и мотоциклы, и немцы.
    А пацанам строго-настрого запретили кому бы то ни было рассказывать о случившемся.
    16 октября, когда немцы вплотную подошли к Москве, началась массовая эвакуация. Среди моих мальчишек паникеров не было, и город никто не оставил.
    Зато когда стали разыскивать председателя Моссовета Пронина (а тот должен был выступать перед москвичами), то выяснилось, что он уже на пути к Горькому...
    Меня вызвали в штаб МПВО, приказали сдать пишущую машинку, сломать печать и распустить отряд. Я возмутился - немец рвется в Москву, у меня 800 мобильных ребят, готовых все сделать для защиты столицы, а мне такое приказывают!
    Поехал в штаб московской зоны обороны, прорываюсь к начальнику оперативного отдела. Сидит за стеклянным столом полковник - на груди два ордена Красного Знамени, что в то время было редкостью, и большой шрам через все лицо. Это был Дмитрий Андреевич Федоров.
    Очень хочется, чтобы люди узнали об этом удивительном человеке. Он воевал на ХалхинГоле и в Испании. В 1945-м из Берлина вывез в Советский Союз архивы гестапо, занимался их изучением и возглавлял секретный институт НКВД. Слышал, что он написал интересную книгу о тайной войне. А в конце 1950-х годов по доносу Дмитрий Андреевич был репрессирован и расстрелян.

    13.jpg 14.jpg

    Федоров сразу сказал:

    "Пишите приказ. Отряд переходит в мое распоряжение. Будете заниматься подвозом боеприпасов при баррикадных боях.
    Вот вам карта столицы, немедленно заставьте своих мальчишек исследовать все проходные дворы, определите, где какие стенки надо разрушить и нанесите всю обстановку на карту".


    Две недели мы наряду с дежурствами занимались этим делом. Каждый самокатчик мог с закрытыми глазами передвигаться по своему району, мы знали все проходы по Москве.
    Московские гавроши были готовы к боям. По счастью, наши знания не пригодились.
    Как только немцев отбросили от Москвы, я с группой ребят на базе кроватной фабрики организовал ремонт велосипедов и мотоциклов.
    Велосипедные заводы не работали, а с фронта везли эшелонами битую технику, то и дело у нас появлялись армейские гонцы и слезно умоляли дать лишнюю машину - их использовали в основном для связи и на аэродромах.
    За время войны мы передали армии 30 тысяч велосипедов и 12 тысяч мотоциклов.
    Большинство ребят из самокатного отряда впоследствии ушли на фронт и не вернулись. Когда раздавали награды за оборону Москвы, о самокатчиках никто не вспомнил.

    15.jpg

    16.jpg

    П Р И К А З
    ПО 106 ГВАРДЕЙСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ 9 ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ
    № 01/Н

    В ы п и с к а

    Медалью "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ"
    ....

    14. Стрелка-самокатчика разведывательно-самокатной роты - гвардии красноармейца ГЛУШАКОВА Аркадия Никифоровича за то, что участвуя в боях 9 октября 1943 года по форсированию реки Днепр, первым форсировал ее и с группой красноармейцев закрепился на правом берегу.
    9 июля 1943 года при наступлении на населенный пункт Катилово Полтавской обл. в рукопашном бою с противником стойко защищал занятые рубежи. В этом бою был легко ранен, при форсировании реки Днепр также получил легкое ранение.

    22. Стрелка-самокатчика разведывательно-самокатной роты - гвардии красноармейца ЕРГАЕВА Александра Михайловича за то, что будучи наводчиком станкового пулемета в бою при наступлении на село Жаворонки, Западный фронт, в составе 67 ГСП 1 гвардейской Краснознаменной дивизии с расчетом проник в глубину расположения немцев и пулеметным огнем рассеивал группы отступающих противника, тем самым помог батальону успешно развивать наступление. Был легко ранен.

    62. Командира самокатного отделения роты связи – гвардии старшего сержанта ТРАВКИНА Сергея Степановича за то, что будучи командиром орудийного расчета 20 октября 1942 года при отражении танковой атаки немцев в районе Мамаев Курган, Сталинградский фронт в составе 38 ГСД 42 ИПТД был тяжело ранен, но от орудия не ушел, продолжая вести пушечный огонь до полного отражения танковой атаки немцев.

    66. Командира отделения разведсамокатной роты - гвардии сержанта ХОСНУДИНОВА Сулеймена Шигабудиновича за то, что будучи командиром расчета станкового пулемета 7 мая 1942 года при наступлении на высоту активно поддерживал наступающую роту, несмотря на легкое ранение с поля боя не ушел.
    1 июня 1942 года при наступлении батальона 52 СП 171 СД на высоту "Перчатка" Северо - Западный фронт со своим расчетом выдвинулся вперед и массивным огнем поддержал наступающую роту. В этом бою получил второе легкое ранение.

    Орденом КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

    93.
    Гвардии сержанта ФЕДОРИНА Константина Алексеевича - заместителя командира отделения отдельной разведывательно-самокатной роты 7-й Гвардейской воздушно-десантной бригады.

    17.jpg 18.jpg

    1-я самокатно-мотоциклетная бригада с 4 августа по 19 августа 1942 года участвовала в Погорело-Городищенской наступательной операции в рамках армейской подвижной группы в полосе наступления 20-й армии Западного фронта.
    Дальнейшие действия бригады упоминаются ходе Второй Ржевско-Сычевской наступательной операции (25 ноября - 20 декабря 1942 года).
    29 декабря 42 года бригада окончательно расформирована, в отличие от полка мотоциклистов. Опыт боевого применения самокатчиков, по видимому, посчитали неудачным.

    19.jpg
    20.jpg
    21.jpg

    22.jpg

    23.jpg
    24.jpg
    25.jpg

    26.jpg

    27.jpg

    28.jpg 29.jpg

    30.jpg

    31.jpg

    32.jpg

    33.jpg

    34.jpg

    35.jpg

    36.jpg 37.jpg

    38.jpg 39.jpg

    40.jpg

    http://oper-1974.livejournal.com/634625.html
     
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    po5UA09FP1o.jpg
    Советский офицер с велосипедом у бомбардировщика Ту-2 на аэродроме.
     
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Итальянцы

    rh0B9ufblT8.jpg
     
    -HUNTER- и 3иганшинъ-Бугги нравится это.
  7. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    qWnuO9kXLZ8.jpg
    Служащая немецкой почты (Reichspost) в цвете.

    HFrUOzrK_AY.jpg
     
  9. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  10. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  12. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    nv8LwlDTwQA.jpg
    Советский солдат проезжает на велосипеде мимо разрушенной баррикады на улице Берлина

    576ffa2a475cd52cb7d36f15f0732789.jpg

    93085dd06be8c40feb8eaa2a38c79012.jpg

    e1db90553d209f95a626a8ac72783633.jpg
     
    -HUNTER-, Джуз и Андрей Бутерман нравится это.
  14. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  16. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.937
    Спасибо SB:
    31.307
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  18. Offline

    МИТРИЧ П. Поручикъ

    Регистрация:
    9 апр 2012
    Сообщения:
    72
    Спасибо SB:
    137
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    Имя:
    МИТРИЧ
    Интересы:
    военная история, рыбалка
    Ну, и где велосипеды на крайних двух фотографиях?
    Wolf09 и Андрей Бутерман! Вы постоянно "вываливаете" на страницы форума огромное количество фотографий без пояснительных подписей.
    С какой целью?
    Неужели так трудно сопровождать выкладываемые снимки информацией: "кто, что, где, когда и т.п." Тогда и форум будет носить познавательный характер, а не тупо "иди - смотри".
    Вас уже неоднократно просили об этом. Но вы продолжаете подменять качество количеством... Зачем?
     
    Последнее редактирование: 29 янв 2017
    vadimir нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.416
    Спасибо SB:
    122.167
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    МИТРИЧ П., Ну нет в источнике пояснений :t1912: И что? Не выкладывать вообще? Ohh В большинстве в интернете огромный массив исторических фотографий БЕЗ КОМЕНТАРИЕВ.
    Да, вываливают мусор в контейнер :m1061:, а мы размещаем в теме.
    Неоднократно писал о том, что критиковать и учить желающих множество, а дело сделать и показать пример надлежащий не найти кого либо :m0400.gif:
    Тема называется "велосипеды на войне". Мы не изучаем в теме боевые операции, с привязкой к дате и месту.
    Мы приводим фото солдат армий участников ВМВ на велосипедах.

    велос 1.jpg

    велос.png
     
  20. Offline

    vadimir Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2015
    Сообщения:
    1.311
    Спасибо SB:
    10.837
    Отзывы:
    395
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Имя:
    Вадим
    Интересы:
    фортификация
    Это наверно один из самых первых снимков, когда велосипеды начали применять на войне.
    Англо-бурская война. Велосипедный патруль буров на железной дороге.
    Железнодорожный велосипед!!!
    5632250_original.jpg
     

Поделиться этой страницей