Волжские авианосцы 19-го века

Тема в разделе "Поволжье", создана пользователем Felix500, 8 апр 2015.

  1. Felix500
    Offline

    Felix500 Новобранец

    Регистрация:
    23 янв 2015
    Сообщения:
    7
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Пенза
    Интересы:
    Старина
    Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, суда. По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 м. Высота борта могла достигать 6 метров.

    1.jpg

    Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

    2.jpg

    Рубка и сплав леса велись варварскими способами при отсутствии какой-либо механизации. Рубить лес рабочие отправлялись артельно, захватив с собой из дома продовольствие. Жили в лесу, по три-четыре месяца не бывая дома, довольствуясь скудным и однообразным питанием, ночуя в маленьких избушках-зимницах, которые плохо удерживали тепло.

    3.jpg

    Несмотря на то, что работа бурлака была очень опасной, угрожающей иногда потерей здоровья и даже гибелью, люди шли сюда, так как работа эта была хотя и скудным, но подспорьем в крестьянской жизни. Женщины тоже работали на белянах, но их труд оплачивался гораздо ниже. Поэтому сплавлялись они в редких случаях, лишь когда плот обслуживала вся семья.

    4.jpg

    Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.

    5.jpg

    Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

    6.jpg

    Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз – «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

    7.jpg

    А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

    8.jpg

    При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

    9.jpg

    Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.
    Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беля - не ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки - "казенки", служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман. При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!

    Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!
    Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.
    Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! "Казенки" продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж - абсолютно все приносило доход владельцам белян! Только лишь небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать беляну на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно!

    История белян интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие беляны в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму беляну, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где беляны разбирались уже во второй раз!

    А теперь посудите сами, насколько творческими и смекалистыми были наши далекие предки, сумевшие создать столь огромные и грузоподъемные речные суда, представлявшие собой практически безотходное транспортное средство на один сезон.


    10.jpg

    Взято тут.
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За интересную тему!) 8 апр 2015
    fantom1: 1 пункт (За интересную тему!) 8 апр 2015
    Wolf09: 1 пункт (Отличная тема! Спсибо!) 8 апр 2015
    Последнее редактирование: 8 апр 2015
    Атася, Юлиа, RAUS и 9 другим нравится это.
  2. fantom1
    Offline

    fantom1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    1.563
    Спасибо:
    5.033
    Отзывы:
    117
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    история под пивко
    Саня, тема интересная-никогда не слышал о белянах!Спасибо!
    С Ув Стас
     
  3. Marty McFly
    Offline

    Marty McFly Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 фев 2015
    Сообщения:
    532
    Спасибо:
    2.365
    Отзывы:
    109
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    СЗАО
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    История, поиск с МД
    Интересная тема, [​IMG]
    получается она была неуправляема , сплавлялась как большой плот по течению ? вниз она сплавилась, а обратно против течения как ?
    не пойму.
     
  4. fantom1
    Offline

    fantom1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    1.563
    Спасибо:
    5.033
    Отзывы:
    117
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородчина
    Интересы:
    история под пивко
    Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.
     
  5. Felix500
    Offline

    Felix500 Новобранец

    Регистрация:
    23 янв 2015
    Сообщения:
    7
    Спасибо:
    14
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Пенза
    Интересы:
    Старина
    Управляемость была хорошей, вверх по течению бурлаки тащили.
    "управляли ею при помощи огромного руля – лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, несмотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью!"
     
  6. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.494
    Спасибо:
    54.093
    Отзывы:
    782
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Felix500, Спасибо за отличную тему [​IMG]
    Внесу небольшой вклад в тему.

    беляна 11111.jpg

    22222.jpg


    постройка.jpg


    0_15531c_99bd7750_orig.jpg

    333.jpg 26.jpg

    1364612028_1364184349_0_8ddd6_84018d33_l.jpg 46u34y4herhreherherher.jpg

    8888.jpg 7777.jpg
     
    Последнее редактирование: 8 апр 2015
    Атася и Fathom нравится это.
  7. PaulZibert
    Online

    PaulZibert Администратор

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.270
    Спасибо:
    16.505
    Отзывы:
    276
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск, реконструкция
    Felix500, спасибо, очень занимательно! Открыл для себя много нового!
     
  8. rydvan driver
    Offline

    rydvan driver Завсегдатай SB

    Регистрация:
    2 окт 2013
    Сообщения:
    404
    Спасибо:
    1.095
    Отзывы:
    30
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    .
    Интересы:
    История
    Не внимательно читаем материал - вверх по течению беляны не ходили. Разбирались на дрова. Не просто так они строились без гвоздя, не смолились и существовали всего одну навигацию.;)
     
    rar-archive нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)