Вопросы по селам

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Кузьмич, 5 ноя 2009.

  1. cheff
    Offline

    cheff Поручикъ

    Регистрация:
    11 авг 2009
    Сообщения:
    70
    Спасибо:
    2
    Отзывы:
    0
    Из:
    близ Гагарина
    Кузмич помогите информацией по селам спасское и богоявленское сычевского уезда.будет полезна любая информация.
     
  2. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Цитата(Delaware @ 15 Января 2011, 22:24)
    Цитата(Delaware @ 06 Декабря 2010, 19:06)
    Кузьмич, если можно, интересует всё про деревню Сидорки Рославльского уезда.
    С уважением,

    И я подниму свой вопросик :)
    Delaware, к сожалению, о Сидорках удалось найти не так много.
    На середину 19 века – это владельческая деревня на Остре, в 4 верстах от Рославля, в ней 13 дворов, 115 жителей. Поместье, куда входила деревня, было небольшим по размерам. Имя владельца неизвестно.
    В конце 19 века землю под Рославлем купил купец Петр Дмитриевич Сафонов. В 1890 году в его имении были земли деревень Сидорки и Кирилы, размер поместья был довольно крупным – 1002 десятины. В Сидорках и Кирилах были устроены усадьбы землевладельца. По списку населенных мест 1904 года, во владельческой усадьбе Сидорки – 3 двора, 3 мужчины и 1 женщина; в деревне Сидорки – 34 двора, 92 мужчины, 99 женщин.

    Добавлено: [mergetime]1301297672[/mergetime]
    На будущее пишите вопросы по деревням в тему про сельские населенные пункты. Данная тема по селам, то есть по тем населенным пунктам, где была церковь.

    Село Спасское Спасской волости Сычевского уезда.
    По данным 1774 года, располагалось в Вяземском уезде (тогде еще не был образован Сычевский уезд). Первый известных храм был построен еще в 1600 г. Каменный храм построен в 1833 г. помещицей Анастасией Михайловной Олонкиной (помещики Олонкины - выходцы из гжатских купцов).

    Сведения получены из данного источника:
    Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1873. №7. С. 272-273.
    «Села Спасского в Волостях церковь деревянного здания, однопрестольная во имя Преображения Господня. Оная церковь построена в 1600-м году того села приходскими людьми. Около оной церкви ограда деревянная, решетчатая». В 1774 году в церковном причте состояли: 1 священник, 1 диакон и 2 причетника; в приходе находилось 122 двора.

    (На 1873 год) Означенное село находится в Сычевском уезде; упомянутая древняя церковь теперь уже не существует. Современный каменный храм, во имя Преображения Господня, с приделами: во имя Скорбящей Божией Матери и Рождества Пресвятые Богородицы, построен в 1833 году Анастасиею Михайловою Олонкиною.
    При сей церкви имеются еще две приписные: одна во имя Преподобной Мелании, построенная в 1860 году подполковницею Меланиею Петровною Эндогуровою, и другая кладбищенская церковь во имя Святого Лазаря, построенная в том же 1860 г. и тою же г-жою Эндогуровою. Обе эти церкви зданием деревянные.



    Село Богоявленское (Артюхи тож) Богоявленской волости Сычевского уезда.

    ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Ед. хр. 1338. Опросные листы о церковных и монастырских архивах Духовщинского, Сычевского, Дорогобужского уездов. 1924 год. Л. 31-32.
    Богоявленское (Артюхи тож). Церковь во имя Богоявления (6-го января), деревянная на каменном фундаменте. Церковь воздвигнута в 1853 году местным помещиком С.Г. Ломоносовым.
    Два придела: один в честь Богоявления, а второй – преподобного Сергия Радонежского (25-го сентября). С декабря 1923 года настоятель храма – отец Василий Иванович Мышляев. Церковный староста – А. Максимов.
     
  3. АЕБ
    Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.504
    Спасибо:
    1.204
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Для Cheff :
    Добавление к Кузьмичу: Меланья Петровна Эндогурова - это внучка Настасьи Михайловны Олонкиной и с.Спаское она получила в наследство после смерти своей бабушки в 1841 году.Сама она не проживала в селе,а постоянно проживала в имении своего мужа в Калужской губернии.
    Эти сведения пишу по памяти,так как мой комп сломался напрочь.Более подробную инфу по селам Богоявленское и Спасское смогу представить не раньше 10 апреля (предположительный срок ремонта компа).Если такие сроки устраивают,то напишите в личку.
     
  4. cheff
    Offline

    cheff Поручикъ

    Регистрация:
    11 авг 2009
    Сообщения:
    70
    Спасибо:
    2
    Отзывы:
    0
    Из:
    близ Гагарина
    АЕБ Кузмич спасибо вам! по богоявленскому по подробнее можно найти что?
     
  5. Леутина Лариса Николаевна
    Offline

    Леутина Лариса Николаевна Новобранец

    Регистрация:
    5 апр 2011
    Сообщения:
    6
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    г. Смоленск ул. П. Осипенко 15а
    Разрешите небольшое дополнение. Одной деревни все-же нет. Д. Самозвановка Рославльского уезда. Знаю точно- там родился мой отец. 10 лет назад мы с ним посетили те места-фундамент от дома деда сохранился и яблоневый сад и кладбище, что интересно действующее. Если можно-информацию. Спасибо.
     
  6. ИРИНА
    Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    985
    Спасибо:
    139
    Отзывы:
    2
    Из:
    г.Смоленск
  7. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Ирина, в районе Петушков-Сапегино Горок нет. Архангельское находится за пределами Смоленской губернии. Там, может быть, Горки и были.
     
  8. ИРИНА
    Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    985
    Спасибо:
    139
    Отзывы:
    2
    Из:
    г.Смоленск
    Спасибо Юрий. С Архангельским понятно,для ориентира написала. Интересует нас. пункт с таким названием в пределах бывшего Кармановского района, ближе к Московской области. Я так понимаю Горок там не было, не только в районе Петушков-Сапегино, но и вообще?
     
  9. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В Гжатском уезде Горки были, но не вблизи Петушков-Сапегино.
     
  10. ИРИНА
    Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    985
    Спасибо:
    139
    Отзывы:
    2
    Из:
    г.Смоленск
    Спасибо. Интересует именно этот район.
    Значит будем искать в Московской области.
     
  11. Oblakin
    Offline

    Oblakin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо:
    63
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Гагарин
    Интересы:
    Гжатск и его уезд
    Цитата(Кузьмич @ 11 Апреля 2011, 21:35)
    В Гжатском уезде Горки были, но не вблизи Петушков-Сапегино.

    Нашли все-таки д.Горка вблизи Петушков-Сапегино.

    [​IMG]
     
  12. АЕБ
    Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.504
    Спасибо:
    1.204
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Цитата(ИРИНА @ 11 Апреля 2011, 21:30)
    Спасибо Юрий. С Архангельским понятно,для ориентира написала. Интересует нас. пункт с таким названием в пределах бывшего Кармановского района, ближе к Московской области. Я так понимаю Горок там не было, не только в районе Петушков-Сапегино, но и вообще?

    Село Архангельское было в Сычевском уезде рядом с д.Жерновка, столо на левом берегу р.Вазуза.Сейчас на этом месте осталось только кладбище.
     
  13. Ромашка
    Offline

    Ромашка Новобранец

    Регистрация:
    15 апр 2011
    Сообщения:
    1
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Гагарин
    Здравствуйте!!! Меня интересует деревня Рагозина или Рагозино Кармановский район.
    Добавлено: [mergetime]1302976905[/mergetime]
    На месте села Богоявленское были в прошлом году.Дорогу можно найти к кладбищу, но заросло всё вокруг сильно.
     
  14. nsp
    Offline

    nsp Фельдфебель

    Регистрация:
    6 апр 2011
    Сообщения:
    47
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Подмосковье
    прошу помощи по двум селах Гагаринского р-на (Гжатского уезда):
    1. На странице http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ...Zeu-yPnMm9XIl** есть такие слова:
    "Смоленская о., Гжатский р., д.Петряйка, Пречистенская церковь ".
    Увы, нигде не нашел информации о храме в Петряйке. В Гж.уе. Были Верхняя и Нижняя Петряихи. Но на карте Шуберта там нет отметок храмов. В списках сел Смоленской губерни тоже не обнаружил Петряихи. Еще смущает странное посвящение церкви - Пречистенская. Если речь идет про село Пречистое, то около него нет селения Петряйка. А Верхняя и Нижнии Петряихи довольно далеко от Пречистого.
    Есть ли какая информация про церковь в Петряйке?

    2. Был ли храм и какой в "Савельева"? Нашел отметку храма на карте Шуберта (севернее Величево). Но нигде не нашел никакой информации о храме в селении Савельева. Странно... На карте отметка кирпичного храма.
     

    Вложения:

    • crop.jpg
      crop.jpg
      Размер файла:
      33,2 КБ
      Просмотров:
      10
  15. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Никакой информации о храмах в Савельеве и Петряйке не имеется. Петряйка никогда не была селом, да и в указанном документе она называется деревней. В ближней округе сел с Пречистенским храмом не имеется. Можно допустить, что в 1930-е годы в какой-нибудь избе был устроен молельный дом. Но долго такой домашний храм в те годы просуществовать не мог.
    По Савельеву это или ошибка составителей карты, или часовня. Храма не было точно. Да и нужды в этом тоже. Величево-то рядом. В описании прихода Величева не упомянуто никакой часовни в Савельеве. Склоняюсь к ошибке.
     
  16. nsp
    Offline

    nsp Фельдфебель

    Регистрация:
    6 апр 2011
    Сообщения:
    47
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Подмосковье
    Цитата(Кузьмич @ 20 Апреля 2011, 20:58)
    Никакой информации о храмах в Савельеве и Петряйке не имеется. Петряйка никогда не была селом, да и в указанном документе она называется деревней. В ближней округе сел с Пречистенским храмом не имеется. Можно допустить, что в 1930-е годы в какой-нибудь избе был устроен молельный дом. Но долго такой домашний храм в те годы просуществовать не мог.
    По Савельеву это или ошибка составителей карты, или часовня. Храма не было точно. Да и нужды в этом тоже. Величево-то рядом. В описании прихода Величева не упомянуто никакой часовни в Савельеве. Склоняюсь к ошибке.

    спасибо за информацию.
     
  17. nsp
    Offline

    nsp Фельдфебель

    Регистрация:
    6 апр 2011
    Сообщения:
    47
    Спасибо:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Подмосковье
    Вопрос по Курьяново Гжатского уезда. Это село имеется в списке сел на этом сайте, 3-й округ: http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=1881
    Само село нашел - оно недалеко от Гжатска на восток.
    Не удается ничего узнать про храм, который там был - ни названия, ни даты постройки. Вот только на http://allstars.pp.ru/lenta/2007/08/30/s10.html прочитал следующее:
    "До революции деревня принадлежала Каменским. Там была церковь, а при ней погост, где Каменские хоронили своих близких. После революции церковь была разрушена, графские захоронения разорены. Местные крестьяне растащили камни по своим хозяйствам, а тяжелое гранитное надгробие графа Каменского было брошено на полдороге".
    Судя по тому, что на карте Шуберта отметки храма нет, и в Курьяново нет сведений о храме ни в "Росписание притчов 1870 ", ни в "Списке населенных мест, 1859 ", то церковь было построена незадолго до революции.
    Есть ли какие более конкретные сведения о храме и его судьбе?

    Еще есть вопрос про Красное - то которое было вблизи Вязьмы (на северо-запад). В "Росписание притчов 1870-е" указан Краснинский приход с Николаевской церковью. А в "Списке населенных мест, 1859 " указано 2 церкви без названия. На карте Шуберта отметка одного кам.храма имеется. Судя по всему трасса М-1 прошла через это село или вблизи него. Наверняка храмы не уцелели. Пока не удалось найти никаких сведений про эти храмы. Только где-то увидел Красное (Пупово) - но не уверен, что речь идет про это место, т.к. на карте Шуберта ничего похожего на Пупово в этом месте не видно.
    Что-нибудь про храмы в Красном известно?
     
  18. Oblakin
    Offline

    Oblakin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо:
    63
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Гагарин
    Интересы:
    Гжатск и его уезд
    Цитата(nsp @ 25 Апреля 2011, 14:19)
    Вопрос по Курьяново Гжатского уезда. Это село имеется в списке сел на этом сайте, 3-й округ: http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=1881
    Само село нашел - оно недалеко от Гжатска на восток.
    Не удается ничего узнать про храм, который там был - ни названия, ни даты постройки. Вот только на http://allstars.pp.ru/lenta/2007/08/30/s10.html прочитал следующее:
    "До революции деревня принадлежала Каменским. Там была церковь, а при ней погост, где Каменские хоронили своих близких. После революции церковь была разрушена, графские захоронения разорены. Местные крестьяне растащили камни по своим хозяйствам, а тяжелое гранитное надгробие графа Каменского было брошено на полдороге".
    Судя по тому, что на карте Шуберта отметки храма нет, и в Курьяново нет сведений о храме ни в "Росписание притчов 1870 ", ни в "Списке населенных мест, 1859 ", то церковь было построена незадолго до революции.
    Есть ли какие более конкретные сведения о храме и его судьбе?

    В книге А.Я. Иванов «Храмы и причты Гжатского уезда Смоленской губернии (XIX - нач XX вв.)» про храм в Курьяново написано так: "-хр. (название храма не установлено)."
     
  19. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Храм в селе Курьянове построен в 1897 году. Он был деревянным, возведен на Синодальные средства и престол освящен в честь Иоанна Предтечи. Правда, в списке закрытых церквей в Курьянове числилась Никольская церковь, закрытая в 1937 году. Но свдения по храму Иоанна Предтечи относятся к 1924 году. Так что вряд ли, в более позднее время построен еще один храм.
    Село Красное (Вяземский уезд): каменный, холодный Никольский храм построен в 1730 году прихожанами; каменный, теплый храм во имя святого мученника Иоанна Воина построен местным помещиком, поручиком Иваном Гавриловичем Белкиным в 1770-1779 годах.
     
  20. Oblakin
    Offline

    Oblakin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 апр 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо:
    63
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Гагарин
    Интересы:
    Гжатск и его уезд
    Цитата(Кузьмич @ 25 Апреля 2011, 21:45)
    Храм в селе Курьянове построен в 1897 году. Он был деревянным, возведен на Синодальные средства и престол освящен в честь Иоанна Предтечи. Правда, в списке закрытых церквей в Курьянове числилась Никольская церковь, закрытая в 1937 году. Но свдения по храму Иоанна Предтечи относятся к 1924 году. Так что вряд ли, в более позднее время построен еще один храм.

    А откуда сведения (источник)?
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)