Гороховец - путешествие в прошлое

Тема в разделе "Владимирская область", создана пользователем Wolf09, 15 авг 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.412
    Спасибо SB:
    122.165
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Гороховец-вид-на-монастыри.jpg
    Coat_of_Arms_of_Gorokhovets_(Vladimirskaya_oblast).png

    Гороховец — город в России, административный центр Гороховецкого муниципального района Владимирской области, расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу реки Клязьмы в 157 км к востоку от Владимира у границы с Нижегородской областью.

    Один из древнейших городов Владимирской области, с 1970 года входит в список исторических поселений России, в черте города и окрестностях сохранилось много памятников церковной и гражданской архитектуры разных эпох.

    Через город проходит трасса М-7 «Волга», в 12 км расположена железнодорожная станция Гороховец (деревня Великово). Население — 12 948 человек (2017).

    Основание города

    В VI веке на месте будущего города находилось финно-угорское поселение, а в X—XI веках — славянское, превратившееся в 3-й четверти XII века в небольшую крепость. Вероятнее всего укреплённый пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества был основан великим князем Андреем Боголюбским в 1168 году во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию. Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе — крутом мысу правого берега Клязьмы, высота его земляных валов достигала 5 м. После появления детинца у подножия горы возник нижний посад.

    Впервые Гороховец как «град Святой Богородицы» упоминается в Лаврентьевской летописи, датированной 1239 годом, когда его впервые сожгли татаро-монголы, после чего жизнь в городе надолго замерла.

    Пограничная крепость

    В конце XIV — начале XV века при князе Василии I Гороховец вошёл в состав Московского княжества. В это время юго-восточная пограничная засечная черта Руси проходила по реке Оке и называлась не иначе как «Поясом Пресвятой Богородицы». Естественным продолжением этого пояса и был «град Святой Богородицы Гороховец», прикрывавший границу с востока.

    Одновременно Гороховец становится центром христианизации прилегающих земель, в 1352 году недалеко от города возникает обитель Василия Кесарийского (современное с. Мячково) от Суздальского Спасо-Ефимиева монастыря, а в 1365 году недалеко от устья реки Лух — пустынь Святого Георгия от Троице-Сергиева монастыря (современный скит Егорий).

    В начале XV века Гороховец становится центром волости Нижегородского уезда, в нём находится мытный двор и живут «волостели» — великокняжеские управители (с 1500 г. Терентий и Степан Острогины, с 1508 г. боярин Прокофий Матвеевич Апраксин).

    В 1539 году волость пережила набег казанских татар и была разорена, а город разрушен, но быстро восстановлен, новое нападение 1545 года удалось отбить. Согласно легенде этого периода, когда враги осаждали Гороховец, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется Пужаловой горой.

    В 1563 году Иван Грозный передал Гороховец своему шурину, кабардинскому князю Михаилу Темрюковичу. К концу XVI века город получает статус уездного центра.

    В XVII веке, с началом Смутного времени, Гороховец попадает под контроль поляков, и в 1610-11 гг. король Сигизмунд III жалует его своему князю Андрею Милославскому. С началом освободительного движения город вновь встает на защиту Родины, именно с Гороховецкого уезда, из своей вотчины князь Пожарский отправился в Нижний Новгород, чтобы возглавить второе народное ополчение 1612 год. Гороховец в числе первых присоединился к народному движению.

    В 1619 году кочующий отряд украинских казаков («черкесов») захватил Гороховец и сжёг городские укрепления и постройки. Это было последнее нападение, которому подвергся город, к этому периоду функции пограничной крепости были уже утрачены, а городские деревянные укрепления начали приходить в упадок и были постепенно разрушены.

    Уездный город

    По писцовым книгам 1628—1687 годов, Гороховец состоял из небольшой, срубленной из дуба крепости на отроге Пужаловой горы периметром в 242 сажени (500 м) и располагавшегося под горой городского посада с деревянным острогом по периметру в 980 саженей (2 км); к воротам крепости подходило ответвление от владимиро-нижегородской дороги, возле посада находилась переправа через Клязьму, от которой уходила дорога на Балахну. К 1628 году посадский острог пришёл в негодность, а на месте крепости в 1643 году грамотой царя Михаила Фёдоровича был основан Никольский монастырь. В 1646 году город состоял из 217 дворов, жителей мужского пола насчитывалось 388 человек, 90 % принадлежало к ремесленным и торговым людям.

    В 1658 году указом патриарха Никона основан Владимирский (Сретенский) девичий монастырь, расположившийся на территории городского посада. В 1669 году возле города, на левом берегу Клязьмы, на средства Петра Лопухина и жителей города построен небольшой мужской монастырь. Помимо монастырских церквей, в центре посада располагались Благовещенский собор и церковь Воскресения с колокольнями и небольшими кладбищами при них, а также таможенный двор, воеводский двор, двор для чиновных людей из Москвы, земская и съезжая избы. Все сооружения были деревянными. К 1687 году мужское население города возросло вдвое, достигнув 801 человека, в городе насчитывалось пять кожевенных и два маслобойных завода, 15 кузниц, 36 торговых лавок, работали мельницы, винокурни и пивоварни, развивалось садоводство и огородничество.

    Последнее десятилетие XVII века отмечено расцветом Гороховца и появлением богатых купеческих семей Ершовых, Шумилиных, Селиных, Сапожниковых, Ширяевых, Судоплатовых, Канонниковых, разбогатевших на торговле товаром по Клязьме, Оке и Волге.

    В середине XVII века расцвела торговля, и местные купцы, владевшие винокуренными заводами и кожевенным производством, взамен деревянных палат возводили себе каменные хоромы. В это же время здесь были построены каменные ансамбли трёх монастырей: Знаменского, Никольского, Сретенского, а также комплексы приходской церкви Воскресения Христова и главного городского Благовещенского собора.

    В 1778 году Гороховец сделан уездным городом Гороховецкого уезда Владимирской губернии. В 1883 году в Гороховце было 24 каменных дома и 381 деревянный; лавок 69, пять церквей и Николаевский монастырь. В ризнице монастыря хранились шесть грамот царских и патриарших. Жителей в 1897 году было 2824; промышленность не развита; в 1883 году было три кирпичных завода и одна красильня. Было много садов; жители занимались огородничеством и прядением тонких ниток. Гороховец вместе с земством содержал городское училище и женское училище, богадельню, содержимую на проценты с капитала, пожертвованного купцом Лахмановым; земскую больницу на 12 кроватей, с амбулаторией.

    Наряду с плотничеством, распространённым отхожим промыслом в Гороховецком уезде в XIX — начале XX века был отход в котельщики. География отхода мастеров по металлу — практически вся Российская империя от Балтики и Чёрного моря до Амура. Руками и умением гороховецких котельщиков были построены практически весь первый российский военный металлический флот, все железнодорожные мосты, которые используются до сих пор. Гороховчане претворяли в жизнь и проекты русского инженера Владимира Шухова, включая Шаболовскую башню.

    1.jpg

    Развитие капитализма

    В 1892 году фабрикант С. И. Семёнычев в Гороховце основал завод по производству металлических ёмкостей, судов и различных металлоконструкций, который позднее перешел к предприимчивому выходцу из гороховецких крестьян-отходников, фабриканту Ивану Александровичу Шорину[8]. Шорин значительно расширил производство, более ориентировав его на судостроение.

    В 1907 году он получил заказ на постройку самой большой на тот момент в мире нефтеналивной баржи «Марфа Посадница», спроектированной известным инженером Владимиром Шуховым. Постройка «Марфы Посадницы» и ещё ряда крупных барж для Волго-Каспийского бассейна ввело завод в ряд признанных судостроительных предприятий России. В советское время непрерывно росли масштабы и технический уровень производства. До 1941 года выпускались баржи и паровые буксиры, во время Великой Отечественной войны десантные мотоботы, в 1950-х гороховецкий судостроительный завод претерпел масштабную модернизацию и ещё более расширился, став градообразующим предприятием. Производились рейдовые буксиры проекта 498, баржи, сухогрузные, рыбопромысловые, водолазные и вспомогательные суда для ВМФ, численность рабочих достигала 3500 человек. Завод внес значительный вклад в развитие города и был остановлен в 1990-х годах, а в начале 2000-х инфраструктура предприятия уже была разрушена.

    4.jpg

    2.jpg

    В конце XIX — начале XX века самым значимым благодетелем для Гороховца стал купец второй гильдии Михаил Фёдорович Сапожников (1836—1913), владевший крупными магазинами в Казани, Астрахани и Самаре и жертвовавший на нужды земляков значительные средства. На эти средства с 1882 года были построены богадельня, городская больница, городское училище, женская гимназия, прогимназия, высшее начальное училище, водопровод в верхней части города. Помимо этого, он учредил стипендии как для гимназистов, так и для гороховчан — студентов высших учебных заведений. Сапожников содержал фонд для бедных невест, а в 1904 году принял участие в создании Городского общественного банка.

    3.jpg
    Городское училище

    После смерти Сапожникова в 1913 году город Гороховец по завещанию получил капитал в 100 000 рублей, проценты от которого употреблялись на народное образование. Дело благотворительности в Гороховце продолжил сын Сапожникова Константин, построивший в 1917—1919 годах храм Всех Святых для расквартированного в городе 253-го запасного пехотного полка.

    После Февральской революции, когда с марта по июль по Владимирской губернии прокатилась волна рабочих демонстраций, на предприятиях Гороховца в июне явочным порядком был введён 8-часовой рабочий день. В июле 1917 года размещённый в городе пехотный полк отказался выехать на фронт — сказалась агитационная работа большевиков. В первые дни Октябрьской революции большевики установили в городе советскую власть.

    Советский период

    В августе 1919 года Гороховец посетила «Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи» в ходе работы которой, были взяты на учёт основные памятники. Город произвел сильное впечатление на руководителя комиссии Игоря Эммануиловича Грабаря хорошо сохранившейся уникальной архитектурой и обилием старинных зданий.

    С 1924 года в городе вновь возрождается судостроение, в предвоенное время основным промышленным предприятием становится Гороховецкий судостроительный завод, производящий речные буксирные пароходы и баржи.

    В годы Великой Отечественной войны 17 тысяч гороховчан и жителей района ушли на фронт, из них 39 человек участвовали в героической обороне Брестской крепости. Десять человек получили в годы войны звание Героя Советского Союза. Именами двоих из них, Александра Беседина и Николая Краснова, названы улицы города. Для нужд фронта судостроителями города выпущего около 200 десантных мотоботов, которые принимали активное участие в десантных операциях на фронтах войны.

    В послевоенное время Гороховецкий судостроительный завод претерпел масштабную модернизацию и перешел на выпуск морских судов. К 1980-м годам, после закрытия судостроительной программы на Петрозаводе, он стал ведущим предприятием страны по производству портовых буксиров-кантовщиков и единственным судостроительным заводом Владимирской области. Численность работающих достигала 3000 человек.

    Вторым крупным предприятием города стал завод подъёмно-транспортного оборудования (ЗПТО, сейчас «Элеватормельмаш»), основанный в 1961 году на базе авторемонтного производства. Продукцией стали конвейеры, тали, мостовые краны; количество работающих достигало 1500 человек. Завод работает и в настоящее время, сильно сократив объёмы производства. Помимо этих предприятий в городе работало около десятка более мелких производств, пищевой, мебельной, строительной, сельскохозяйственной направленности, Гороховец также являлся центром сельскохозяйственного района с развитым животноводством, поголовье крупного рогатого скота в советский период достигало 20000 голов.

    Рост промышленного производства и активное жилищное строительство в 1950—1990 годах стали причиной значительного роста населения города.

    В 1970 году Гороховец был включён в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность. Он вошёл в систему туристического маршрута «Золотое кольцо России». Предприятие «Владимирспецреставрация» разработало проект превращения исторического ядра города в музейно-туристический центр. Были реставрированы дом купца Ершова (Сапожникова), Предтеченская церковь, дома Канонникова, Опарина, Шорина, ансамбль присутственных мест, церковь Иоанна Лествичника, Сретенский собор, Знаменская церковь, Всехсвятская церковь. В 1972 году в помещении бывшей церкви Иоанна Предтечи был открыт народный музей (Гороховецкий муниципальный историко-архитектурный музей).

    Настоящее время

    В 2010 году Гороховец включён в перечень исторических поселений федерального значения.
    28 мая 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ «О праздновании 850-летия основания г. Гороховца». Празднование юбилея намечено на 2018 год.
    7 мая 2016 года в Гороховце открылся первый туристический центр. Туристам Гороховецкий ТИЦ сможет предложить: информацию о туристических объектах города, фирменные сувениры и изделия народных промыслов, возможность заказать экскурсию по Гороховцу и окрестностям и пр.
    7 марта 2017 года Гороховец вошёл в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гороховец был принят сразу по двум критериям: объект отражает воздействие, которое оказывает чередование общечеловеческих ценностей в пределах определённого периода или определённого культурного района мира, на развитие архитектуры или технологии, градостроительства или планирования ландшафтов; объект представляет собой выдающийся образец типа строения, архитектурного или технологического ансамбля, или ландшафта, иллюстрирующего важный этап в истории человечества.

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    8.jpg

    9.jpg

    На реке Клязьме, перевоз

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    Панорама города

    13.jpg



    14.jpg

    15.jpg

    16.jpg

    17.jpg

    18.jpg

    Панорама города

    19.jpg

    20.jpg

    21.jpg

    Панорама города 1969 год

    22.jpg


    23.jpg

    24.jpg
     
    Вятич и Любовь Н. нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.412
    Спасибо SB:
    122.165
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    star_foto59.jpg

    star_foto28.jpg

    star_foto53.jpg

    star_foto27.jpg

    star_foto40.jpg

    star_foto37.jpg

    star_foto48.jpg

    star_foto16.jpg

    star_foto45.jpg
     
    j.silver нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.412
    Спасибо SB:
    122.165
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Город - музей

    Гороховец — город – музей, по плотности уникальных памятников истории на квадратный километр он стоит в одном ряду с такими городами, как Суздаль, Владимир, Ростов и Новгород Великий.
    Именно архитектурные ансамбли, а так же сохранившаяся с «екатерининских» времен планировка исторического центра города, послужили причиной внесения в 2011 году Гороховца в список 41 города России, имеющих статус «исторического поселения». Приехав в этот сказочный город, Вы, несомненно, будете очарованы той гармонией, в которой слились архитектурный и природный ландшафты. Панорамные снимки, сделанные с высоких гороховецких холмов, будут всегда Вас питать той умиротворяющей энергетикой, которая присутствует в сакральных местах. Не мечтайте о машине времени, просто приезжай в Гороховец, и время потеряет свои границы.

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpeg

    8.jpg

    9.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    Благовещенская Базарная площадь

    7777.jpg

    Рядом с Благовещенским собором, величественный силуэт которого замыкает площадь с северо-запада, располагалось здание Гороховского магистрата, начавшее свою историческую жизнь в Петровскую эпоху.

    Базар в городе бывал по четвергам. Он занимал всю площадь, как спереди, так и сзади торговых рядов, и даже в узком проходе между старыми и новыми рядами была базарная толкучка. Съезжались на базар с раннего утра, некоторые приезжали даже с вечера. В некоторые дни подводы не умещались на площади и распространялись на соседние улицы и пустыри.

    Над площадью стоял гул голосов и изредка ржание лошадей, да отчаянный визг поросят с мешках, из двух кабаков и возле них слышался нестройный галдеж.

    Торговля шла во всю. Многие городские лавки и торговали только по четвергам во время базара, в остальные дни покупатели заходили лишь случайно.

    Зазывающее вкусный запах доносился из магазина-пекарни Максима Михайловича Савельева. На окраине площади - булочная Козиной. Колбасный магазин Мусатова торговал свежей колбасой разных сортов и окороками. Колбасные обрезки, таковыми считались вполне приличные куски, продавались за бесценок, их мог купить даже нищий, так что все бедные гороховчане пробовали даже самые дорогие сорта колбас.

    Кроме магазинов торговали в ларьках и с открытых прилавков, а позади торговых рядов стояли большие весы, где взвешивали сено и скот. Здесь шла торговля скотом. Там, где виднелись цыгане, шла купля-продажа лошадей, иногда приводились на продажу коровы или телята, но этот товар чаще шел прямо к городским мясникам, Карликову и Опарину.

    Все ждали Петрова дня, 29 июня по ст. стилю, когда открывалась большая ярмарка! Около Городской думы поднимался на древке флаг в знак ее открытия.

    На ярмарку приезжали купцы из Нижнего Новгорода и других городов. Особенно привлекательными были целые ряды кустарных хозяйственных изделий: расписных ложек и солонок, глиняной посуды. Приезжали мастеровые из Павлова, торговали замками, ножами и вилками. Здесь же торговали решетами, корытами, деревянными кадушками и бочками. Ярмарки ждали все потому, что купить товары на ней можно было много дешевле, чем в обычные дни.

    В деревянных лавках рыботорговцев располагались подводы сушеной и соленой рыбы. Зимой особенно много привозилось соленых судаков, лежавших целыми поленницами и ворохами. Летом в рыбном ряду появлялась и свежая рыба.

    Ребят больше всего привлекала средняя часть базара. Здесь располагались торговцы сладостями. Чего только здесь не было: черный чернослив в ящиках, в ящиках же изюм двух сортов, в мешках - сушеные груши, яблоки, шептала, т.е. сушеные абрикосы. Прямо на полке покрытом белой холщовой подстилкой, красовались белые мятные и коричневые медовые пряники и коврижки, длинные изогнутые рожки с своеобразным сладким вкусом. Большой популярностью пользовались пареная груша, темно-коричневая, разопревшая, сладкая, в коричневом соке и стоившая баснословно дешево.

    По другую сторону от полков со сладостями располагались полки с веревками и нитками, паклей и т.п., а напротив — промаслившиеся лотки со жбанами и кадушками льняного масла.

    Молодежь интересовала карусель, построенная напротив аптеки Вялова, там же были и качели, играла шарманка. Мальчишки ходили за китайцами - продавцами игрушек. Сами китайцы, носившие косички, тоже были диковиной. Иногда приезжал и цирк.

    Осенью покупался и мед, сотовый и прозрачный. Осенью же торговали яблоками. Местными сортами были: анис, барвинка, антоновка и другие, более редкие.

    Городские легенды

    9267284e7733f4bec00d2e114d3f3ba1_XL.jpg

    Легенда о разбойничьих кладах

    «Однажды напали здешние разбойники на какой-то городок. Дело было в пасхальную ночь: все жители были в церкви, у заутрени. Дома оставались только немощные старики да малые дети. Разбойники учли это. Они окружили церковь и сразу заперли все двери, чтобы никто не мог выйти на волю. А сами без помехи начали грабить город. Перегруженные добычей, вернулись они к себе на Чертову гриву, чтобы как следует погулять после удачного дела и поделить добычу. Но погулять разбойникам не пришлось. В первую же ночь дозорный, посланный атаманом на Гороховецкую дорогу, вернулся назад с известием, что целая рота солдат встала на ночлег у Светлых озер.

    — И слышно, что солдаты про Чертову гриву разговаривают. Прямо сюда их путь. Выдал нас кто-то, — закончил дозорный.

    Разбойники переполошились. Некоторые готовы были сейчас же все бросить и бежать. Но атаман остановил их.

    — Успеем еще уйти,— сказал он. - Ночью солдаты по болотам не пойдут, пусть с ними и вожатый есть. А все же время у нас мало, дуванить некогда. Думайте, что делать?

    И порешили разбойники зарыть все свои богатства в землю, а самим разойтись на время в разные стороны, чтобы собраться снова, когда минует гроза. Потом разбойники, всё, что у них было ценного, сложили в пивной котел, вырыли яму и опустили в нее котел.

    — Ну, а кто останется хранить клад? — спросил атаман.

    — Я, — подал голос один из разбойников.

    — Добро,— отозвался атаман и выхватил саблю. В следующую минуту голова разбойника, вызвавшегося хранить клад, упала на землю. Атаман поднял ее и поставил на опущенный в яму котел с кладом. — Вот так и будешь хранить, — сказал атаман. Засыпав яму с кладом, разбойники разошлись кто куда. Среди разбойников была одна женщина, подруга атамана, родом от Мордвинова. Выводя ее со стана, атаман до тех пор кружил по лесу, пока не уверился, что его спутница не найдет обратного пути. Только после этого он вывел ее на Флорищенскую дорогу и сказал: — Иди в деревню, к своим, и жди, я скоро приду зa тобой. — Но атаман не пришел за ней. И он, и вся его шайка попали в руки солдат. Только спустя много лет атаман, уже из Сибири, прислал своей подруге письмо. Он велел ей выкопать зарытое на Чертовой гриве богатство и ехать к нему. В письме было подробно написано, как найти клад. Атаманово письмо стало известно людям, пошло по рукам. Многие пытались найти по нему клад, но никому это не удалось. Если верить рассказам, Чертова грива — не единственное место в заклязьменских лесах, где зарыты клады. Старый лесник Осипов рассказывал, что лет сорок тому назад в его руки тоже попало письмо, в котором кто-то неизвестный писал, должно быть, своему другу и, видимо, о кладе. Письмо гласило: «От места, где сошлись три бора, иди краем большого болота. Дойдешь до моей землянки, отмерь на восход от двери сорок локтей и ищи колодчик. От колодчика, на восход же, отмерь сорок лаптей, найдешь мой погреб, в нем двойной пол, а под полом моя поклажа». Осипов с товарищем ходил по этому письму в лес и на краю Чистого болота отыскал и развалины землянки, и следы колодчика, и даже погреб с двойным дном. Но пол в погребе был порублен, а земля под ним изрыта. Кто-то уже успел побывать здесь. А нашел ли он чего — бог весть».

    Из книги Б.А.Зубкова «В заклязьменских лесах», 1961 года издания.

    Гороховецкое золото

    Что может быть романтичнее и азартнее поисков золота? Для того чтобы найти новое месторождение этого символа богатства, люди преодолевали моря и океаны, пересекали пустыни и забирались высоко в горы. Однако мало кто знает, что золото искали (и находили) не только в Сибири и на Урале, в далекой Калифорнии, на Аляске или в стране инков, но и в: пределах Владимирской губернии!

    – Очередная газетная "утка"! – пожмет плечами искушенный читатель. И попадет, что называется, пальцем в небо. Факт поисков золота и обнаружения россыпей золотого песка во владимирских пределах зафиксирован в архивных документах и подробно отражен на страницах фундаментального труда профессора Владимира Данилевского "Русская техника", который увидел свет еще 60 лет назад и был удостоен Сталинской премии. Уважаемый профессор из-за полученных в молодости травм едва мог передвигаться на костылях, но, тем не менее, изъездил почти весь Советский Союз, изучая старые документы и беседуя со старожилами, собирая материалы обо всех примечательных разработках и экспедициях наших предков. Интереснейшие сведения ученый нашел в Гороховце. Именно там когда-то была организована экспедиция, которая нашла золото неподалеку от этого города. Однако обо всем по порядку:

    Багратион мог бы сделать Гороховец новым Эльдорадо

    Золото – символ богатства – именуют то благородным, то презренным металлом. За обладание этим редким химическим элементом, который в силу своей неподверженности коррозии, сравнительно малой распространенности в природе и небольших запасов стал аналогом денег еще в древнем мире, велись войны, лилась кровь, стирались с лица земли города и целые государства. Неудивительно, что поиски новых месторождений золота в течение многих веков велись почти постоянно. Не стала исключением и Россия.
    Но вплоть до первой половины XIX века в Российской империи велись разработки лишь только золотой руды из коренных месторождений, то есть жильного золота. Промышленную добычу россыпного золота специалисты считали невозможной. Первым, кто пытался разработать способ промышленного использования так называемого золотого песка, был не кто иной, как знаменитый академик Михаил Ломоносов. Правда, решить эту задачу ученому-универсалу не удалось. Новую попытку предпринял талантливый инженер князь Петр Багратион – племянник и тезка известного полководца, окончившего свои дни в селе Сима Юрьевского уезда. Багратион-младший разработал технологию растворения золота в соляных растворах, из которых потом драгоценный металл мог быть получен путем несложной химической реакции. Но сообщение об этом Петр Багратион опубликовал лишь в 1843 году. Если бы результаты его исследований были бы известны раньше, то, возможно, Владимирский край имел шанс стать новым Эльдорадо:

    Золотой песок – сказка, оказавшаяся правдой

    Гороховецкая купеческая династия Туруловых издавна занималась торговлей солью. При Екатерине II купец Иван Турулов был даже в Гороховце соляным головой – чиновником, отвечающим за поставку соли во Владимирскую губернию с озера Эльтон, расположенного тогда во владении калмыков, а ныне – на территории нынешней Волгоградской области. Розоватой цветом эльтонской солью тогда снабжалась почти вся Россия. Перевозили соль барками по Волге и Оке, поэтому гороховецкая пристань на Клязьме служила важной перевалочной базой для соляной торговли, откуда соль перевозили обозами по окрестным губерниям.

    Не раз посещая Эльтон, Туруловы познали практические основы геологии. Неудивительно, что внук и тезка головы Турулова Иван Турулов ровно 185 лет назад в 1824 году задумал экспедицию по поиску золота в долине реки Клязьмы. О том, что крупицы золотого песка находили бурлаки и крестьяне-отходники, Туруловы слышали не раз. Поначалу такие известия все считали баснями. Но однажды у одного из земляков Иван Турулов собственными глазами увидел металлические крупицы желтоватого цвета. Проверив, убедился – золото! Поначалу сделавший такую находку мужичок запирался, но потом изрядная порция хмельного развязала неизвестному счастливцу язык.

    Экспедиция обманутых надежд

    Выведав нужные сведения, Турулов решил найти золото сам. К участию в экспедиции он привлек местного чиновника – губернского секретаря Александра Сметанина. Тот мог добыть необходимое разрешение и, в случае удачи, помочь оформить права на добычу золота фирмой Турулова. Все приготовления к поискам Турулов и Сметанин хранили в тайне, а для участия в походе набрали минимальное число рабочих и приказчиков из числа самых надежных своих людей. Поэтому данных об этой экспедиции дошло до нас очень немного. Покинув Гороховец в середине лета 1824-го, Турулов и Сметанин почти целый месяц пропадали неизвестно где. А потом, возвратившись, объявили, что нашли месторождение золотого песка и начали хлопотать о получении привилегии по добыче драгоценного металла.
    В Гороховце поговаривали, что однажды члены экспедиции причалили для дневки к песчаной косе и, вытащив лодки на отмель пляжа, обратили внимание, что песчинки слишком ярко посверкивают на ярком солнце. Промывка песка дала неожиданный результат – через считанные минуты в лотке оказалось несколько граммов чистого золота!
    О столь невиданной находке было немедленно доложено владимирскому губернатору графу Петру Апраксину. Однако приглашенные специалисты, изучив привезенные пробы грунта, содержавшие крупицы золота, объявили, что промышленного значения найденное месторождение не имеет! Для организаторов экспедиции такое известие прозвучало как приговор. Их радужные надежды развеялись, как дым. Они и не подозревали, что не пройдет и 20 лет, как князь Багратион найдет способ использовать и такие "неперспективные" золотоносные слои.
    Впрочем, Турулов и Сметанин еще в 1824-м не исключали, что возможность добычи золота на их заветном месте еще может состояться. Поэтому координаты участка, на котором был найден золотой песок, они держали в строжайшей тайне. К тому же по Гороховцу, да и всей Владимирской губернии, вскоре пошли слухи, что, мол, на самом деле золотоискатели ничего не нашли. Возможно, что такие толки распускали сами купец и чиновник, дабы не разжигать чрезмерного ажиотажа. Разочарованные земляки махнули на все рукой и, как оказалось, зря.

    В поисках "золотого пляжа"

    Прошли годы. Турулов умер, а Сметанин, выслужив потомственное дворянство, доживал свой век в отставке и хранил тайну "золотого пляжа". Только в конце 1860-х годов на основе документов, которые компаньоны когда-то подали в Горный департамент Министерства финансов, было опубликовано сообщение о "гороховецком" золоте. При этом утверждалось, что россыпи золотого песка находились на берегу Клязьмы по течению выше Гороховца, но ниже Вязников.
    Узнав об эпопее Турулова и Сметанина, шуйский купец и фабрикант Иван Попов решил заново найти их "золотой пляж". Наняв рабочих и закупив буровой инструмент, он отправился в путь. Но гороховецкое золото он решил искать не на Клязьме, а на Лухе! Кто-то из числа старателей Турулова рассказал фабриканту из Шуи (этот город до 1918 года также входил в состав Владимирской губернии) о том, что на самом деле золото было найдено не на берегу Клязьмы, а в низовьях Луха – речки, впадающей в Клязьму между Вязниками и Гороховцом. Во всяком случае, Попов искал золото именно на Лухе. Экспедиция Попова вела работы в течение двух полевых сезонов 1870-го и 1871 годов, но золота так не нашла.

    Клязьма или Лух?

    Только спустя 70 лет профессор Данилевский заново обнаружил материалы забытой экспедиции 1824 года, изучил их и опубликовал в своей книге. Но точного места, где был найден золотой песок во Владимирской губернии, исследователь так и не узнал. Непревзойденный знаток гороховецкой старины, бывший глава Гороховца Николай Андреев, который сегодня по праву считается лучшим краеведом Гороховецкого района, придерживается той же версии, что и фабрикант Попов. Николай Иванович полагает, что "золотой пляж" находился именно в нижнем течении Луха неподалеку от устья. Однако точного местонахождения месторождения Турулова и Сметанина не знает даже он.
    Сам факт находки "золотого пляжа" гороховецкой экспедицией 1824 года сомнения не вызывает. Не исключено, что с использованием современных технологий там сегодня можно было бы добывать драгоценный металл. Но поиски золота после экспедиции Попова ни на Клязьме, ни на Лухе больше никто не предпринимал. Да и реки за минувшие почти два столетия, очевидно, не раз меняли свое русло, поэтому не исключено, что "золотой" участок ныне представляет собой старицу, которых в пойме Клязьмы и Луха десятки.
    Так или иначе, отправляясь в речной поход или на пикник на реку в окрестностях Гороховца или Вязников, внимательнее присматривайтесь к песчаным пляжам на берегу. Возможно, что именно там поблескивает баснословный природный клад, до сих пор уходивший от тех, кто его пытался найти. Как песок сквозь пальцы. Золотой:

    Николай Фролов, газета «Призыв»

    Пропавшая библиотека Иоанна Грозного

    Известно также, что в подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идёт от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки. Согласно местным легендам, в сём обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Её оберегали хранители, служившие в храме Николы. Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сёл Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретённою «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова. Подземный ход под храмом стал открыт со времени упразднения общины в 30-х гг. ХХ в., тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Многое они успели спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека.

    Буфет Пушкина

    На первом этаже музея воссоздана обстановка комнат, как они и предназначались. В Красной палате установлены стол, покрытый скатертью и лавки. Расставлена посуда для приема гостей. Есть здесь и один уникальный экспонат — буфет. Экскурсоводы рассказывают, что однажды, проводя экскурсию, они заметили женщину, стоящую напротив буфета и то ли плачущую, то ли смеющуюся.

    Поинтересовались причиной, и она им рассказала, что давно ищет именно этот буфет, т. к. он является семейной реликвией и якобы принадлежал когда-то прабабке А. С. Пушкина. Насколько это является правдой — сказать невозможно. Документальных подтверждений о принадлежности этого буфета семейству Пушкиных нет. Да и каким образом она могла определить, что это именно ТОТ буфет? Но, как легенда, имеет право на существование.

    Лысая гора

    Много есть красивых и памятных мест в Гороховце, но, пожалуй, самое удивительное - это Лысая гора. Бескрайний, похожий на тайгу лес, гладь извилистой реки, широко, настежь открытая ветру равнина, луга и озёра далеко видны отсюда, с высоты без малого 100 метров над Клязьмой. Побывав здесь, нетрудно догадаться, почему именуется она Лысой. Вокруг неё, на похожих холмах вдоль берега р.Клязьмы шумит лес, и только на этой возвышенности и ее склонах не выросло ни одного деревца. Причину этого объясняет еще одна легенда. В 1445 году на русские земли напал татарский хан Аманак (по другой версии Улу-Мухаммед). Но Русь была уже не та, что во времена Батыя, да и татары уже не располагали такой силой. Нападавшие терпели поражения, как говорится в летописи,«татар тогда били в Нижнем Новгороде, и под Муромом, и в Горóховце, и под Горóховцем». По преданию, именно в Гороховце был убит один из татарских ханов. Похоронили его на берегу р.Клязьмы, каждый из воинов принес на могилу хана горсть земли, и насыпали они огромный холм. И с тех пор здесь не выросло ни одного деревца. В 1929 году тайны горы заинтересовали археолога, доктора исторических наук Отто Николаевича Бадера. Раскопки показали, что Лысая гора представляет собой холм естественного происхождения, где ещё в V веке до н.э. жили люди племени меря. Гончарные и костяные изделия, найденные здесь, доказывают, что заселение продолжалось и в I тысячелетии нашей эры. Защищенное с трёх сторон крутыми скатами берега Клязьмы, это городище, ещё до начала нашей эры, было укреп¬лено с четвёртой стороны земляным валом, сохранившимся до наших дней. Вероятно, стоянка возникала здесь не один раз. Кроме керамических изделий, на Лысой горе найдено немало изделий из кости: проколки, шило, амулет, изготовленный из зуба животного. Найдены археологами также топор, точильный брусок, кусок шлифовального камня, наконечники стрел. Несмотря на то, что легенда о происхождении Лысой горы опровергнута, среди гороховчан она всё еще жива, потому что форма горы также не остаавляет никого ровнодушным. С противоположного берега р.Клязьмы гора представляется высоким ровным конусом, и трудно поверить, что создана она природой, а не руками человека. Проплывая по реке, можно увидеть, что форма горы напоминает сидящего человека со сложенными на груди руками, и это чем-то похоже на мусульманское захоронение. А кто-то видит здесь царский или ханский трон. Сегодня городище «Лысая гора» является памятником археологии федерального значения. Почему же здесь не приживаются деревья и кустарники - до сих пор остается загадкой...

    Легенда о Пужаловой горе

    Исторический центр Гороховца ютится у подножья Пужаловой горы. Происхождение ее названия объясняет сохранившаяся в городе легенда, которая переносит нас в далекие времена татарских набегов. В начале XVI века Московское государство во главе с Иоанном Васильевичем Грозным начало проводить методическую экспансию на восток в громадные пределы, занятые угро-финнами и казанскими татарами. Казанский хан Сафа-Гирей становится данником Москвы, но и для Москвы и для Казани появился новый противник в лице крымского хана Саип Гирея, который в 1539 году утвердил свое влияние в Казани и отправил Московскому правительству послание. «Я открыто иду против тебя ... Возьму твою землю, а если окажешь сопротивление, в моем государстве не будешь». Начался очередной этап борьбы с татарами, который был окончен взятием Казани в 1552 году. За время этой войны многие русские города были опустошены. В 1539 году отряды казанских татар оказались под стенами Гороховца. Город обложенный со всех сторон находился в осаде. Но неожиданно татары сняли осаду и поспешно ушли. Только чуду приписывали жители Гороховца свое избавление от беды. Так возникла красивая легенда, которую уже несколько столетий передают гороховчане из поколения в поколение: «В очередной раз татары устроили набег на Гороховец. Началась осада города. В то время, когда казалось, что разорение города и рабство для его жителей – это неминуемая участь, в лучах заходящего солнца, в облаках над соседней с городом горой стал возвышаться кроваво-алый образ огромного воина с мечом и щитом в руках – образ русского богатыря. Посчитав это плохим предзнаменованием, татары обратились в паническое бегство. С тех пор стала гора эта называться Пужаловой, от слова «пужаться» - пугаться». В наши дни возвышенность занимает городской парк, стадион, комплекс центральной районной больницы и горнолыжный курорт «Пужалова гора». На территории парка культуры и отдыха находится памятник археологии федерального значения - комплекс курганных могильников IX-XII вв.

    Исчезнувший город Бережец

    aa5045f13216477abf2a0e16a08acd59_XL.jpg

    В XII веке одна из волн славянской колонизации, распространявшаяся вниз по течению реки Клязьмы, достигла места ее впадения в Оку. Тесня мирные племена местных финнов и расселяясь между ними, пришельцы из Суздальского ополья расчищали места под пашни, осваивали бортные угодья, охотились и загораживали речки и протоки деревянными заколами. По высокому правому берегу полноводной Клязьмы они поставили свои городки: Стародуб, Ярополч и град Святой Богородицы Гороховец.

    На противоположном берегу Оки лежали земли мордовских и мещерских племен – данников болгар, с которыми владимиро-суздальские князья вели извечную вражду.

    Необходимо было держать устье реки, путь по которой приводил прямо в столицу княжества, под постоянным наблюдением. Чем раньше будут замечены неприятельские струги, поворачивающие в Клязьму, или отряды всадников, переправляющихся через Оку, тем больше у Великого князя будет времени на подготовку достойной встречи непрошенных гостей. С этой целью, вероятно, почти одновременно с Гороховцом, на устье Клязьмы возник еще один, самый восточный в княжестве, город Бережец. Вряд ли он мог серьезно задержать неприятеля от проникновения вглубь княжества, но дымовой столб, поднимавшийся из него во время нарушения границы, заставлял зажигать сторожевые костры по всему побережью Клязьмы, сигнализируя о надвигающейся опасности.

    Кроме сторожевых, этот населенный пункт впоследствии был наделен пошлинными и таможенными функциями и более этого никакой серьезной роли в княжестве не играл.

    После того, как в 1221 году был основан Нижний Новгород, вдоль Клязьмы пролегла сухопутная дорога, соединяющая столицу княжества с этим городом. Ее назвали Бережецкой дорогой. Она положила начало одному из торговых путей, соединивших позднее Москву со средней Волгой. Свое название эта дорога получила оттого, что проходила через город Бережец, возле которого существовал перевоз через Оку, называвшийся Лисовским, так как он располагался рядом с деревней Лисёнки.

    Не сумев обзавестись никаким каменным строением, Бережец остался деревянным, и трудно поверить в серьезность его оборонительных или фортификационных сооружений. В лучшем случае – дубовый частокол и несколько рубленых сторожевых башен. В актах XV века то, что осталось от Бережца, называется не «городище», а «селище», а это в свою очередь серьезно подрывает статус Бережца как крепости, т.е. укрепленного пункта.

    Однако, несмотря на свою незначительность, Бережец все же сумел оправиться от первых ударов монгольских завоевателей и верно служил интересам Владимиро-Суздальского, а с XIV века Нижегородского княжества. Затем, примерно с конца XV века, со страниц летописи и актов исчезли даже те скудные упоминания о Бережце как о городе, которые встречались ранее. Исчез и сам город. Что послужило причиной этого? Очередной татарский набег или моровое поветрие, а может быть, просто отпала в нем необходимость? Свидетельств не сохранилось. Не сохранилось сведений и о том, когда город прекратил свое существование.

    Гороховецкий уезд – центр старообрядчества Владимирской губернии

    8888.jpg

    В середине XVII века, в результате церковных реформ патриарха Никона, произошел раскол доселе непоколебимой православной веры. В расколе обвинили приверженцев старых обрядов, на них организовали жестокие гонения. Укрытием для старообрядцев становились дремучие леса. В выгодном географическом положении здесь оказались мало заселенные Гороховецкие земли.

    Тайный приказ, упраздненный в 1676 году, особенно преследовал гороховецких старообрядцев. Об этом свидетельствует, сохранившийся среди его дел сыск про гороховецких «богомолов». По указу царя Федора Алексеевича, брата будущего императора Петра I, в Гороховецкий уезд была направлена команда стрельцов для борьбы с раскольниками.

    Из Москвы на берега Клязьмы в 1665 году прибыл боярин князь Иван Семенович Прозоровский, который возглавил особую следственную комиссию. С ним прибыл и отряд столичных стрельцов под командованием полковника Авраама Никитича Лопухина. Сожжение в лесах скитов и зачастую людей, находившихся в них, было после реформ Никона делом обычным.

    За р.Клязьмой же в одной из возникших лесных пустыней в 1662-63 годах погиб известный в истории раскола Капитон Даниловский, которого П.И.Мельников (Андрей Печерский) не считал старообрядцем, так как еще до возникновения раскола при патриархе Никоне этот пустынножитель проповедовал будто ни церковь, ни таинства не нужны для спасения, для этого достаточно одной молитвы и других личных подвигов богоугождения.

    Уже на рубежеXIXиXXстолетий ни один из уездов Владимирской епархии не был заражен в такой степени «церковным расколом», как Гороховецкий. По числу староверов, которых здесь насчитывалось в самом начале XX века 12173 души обоего пола, он занимал первое место в епархии. Старообрядчество в Гороховецком уезде держало в своих сетях 1/8 часть всего населения уезда.

    В 1912 году на средства крестьянина-предпринимателя, владельца котельно-судостроительного завода Ивана Александровича Шорина была построена и торжественно открыта старообрядческая школа в д.Выезд Гороховецкого уезда. О большом значении этого события свидетельствует тот факт, что об этом празднике очень подробно писал известный среди староверов журнал «Щит веры», в рубрике «Церковно-общественная жизнь».

    Недаром именно этих места стали родиной одного из выдающихся деятелей старообрядчества, с 1897 года ставшегоепископом уральским и оренбургским Арсением(в миру Онисим Васильевич Швецов). Он родился в 1840 году в семье крестьян-староверов в деревне Ильина Гора, входившей в Вязниковский уезд, но причисленной к приходу Егорьевской церкви Гороховецкого уезда. Первым учеником окончил трехклассное училище в Красном Селе близ Гороховца. Работал у ковровских купцов-староверов, затем жил в Москве при канцелярии архиепископа Антония исполняя работу письмоводителя. Все это время он деятельно изучал святоотеческую и старообрядческую литературу и скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества. В 1885 году он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки. В 1897 году Арсений был избран на уральско-оренбургскую епархию и рукоположен во епископы. Его деятельность в качестве архиерея была весьма плодотворна.

    Не забывал Арсений и о своих родных местах. Он оказал огромное влияние на старообрядцев-поповцем Вязниковского и Гороховецкого уездов, посещал моленные дома, участвовал в публичных собеседованиях с православными миссионерами, содействовал распространению староверческих книг и брошюр.

    Скончался епископ Арсений в 1908 году и был погребен близ храма в г.Уральске (Казахстан). Его кончину оплакивало все старообрядчество. Он был одним из самых основательных и плодовитых старообрядческих писателей. Общее количество написанного им не поддается учету, и составляет классику старообрядческой литературы.

    В 2011 году прославлен в лике святых Русской православной старообрядческой церковью.
     
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.412
    Спасибо SB:
    122.165
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Площадь у Сретенского монастыря
    1980-1985 гг.

    1.jpg

    2.jpg

    Сретенский монастырь
    1980-1985 гг.

    3.jpg

    Сретенский собор.
    1980-1985 гг.
    В левом верхнем углу виден Никольский монастырь. На Никольской горе князем Андреем Боголюбским был основан древний деревянный Гороховец - сторожевая крепость на границе Владимирского княжества. Справа колокольня Благовещенского собора.

    4.jpg

    Сретенский монастырь
    1969 год

    6.jpg
     
    PaulZibert нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.412
    Спасибо SB:
    122.165
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Воскресенская церковь
    1910-1915 гг.

    1.jpg

    Комплекс церкви Воскресения Христова и Сапожниковская богодельня
    Вид с колокольни Благовещенского собора.
    1910-1915 гг.

    2.jpg

    Бывший дом Морозова
    1971 год
    Этот симпатичный деревянный дом был построен судовладельцем Иваном Александровичем Шориным в начале 20 века, затем подарен им зятю, купцу Морозову.
    Постройка представляет собой красивый одноэтажный деревянный особняк в стиле модерн с полуподвальным этажом и разными по размеру окнами.
    Дом Морозова украшен резьбой и башенками причудливых форм, которые сооружены на крыше.
    Каждая башенка покрыта чешуйчатой кровлей, завершающейся шпилем.

    3.jpg

    Бывший дом Морозова
    1980-1985 гг.

    4.jpg

    Дом Ф.К. Пришлецова
    1985-1987 гг
    1915 г. Председатель земской управы Пришлецов мог себе позволить жить в таком "дивном", в прямом смысле этого слова, особнячке.
    Башня со шпилем над главным входом и объём второго этажа, на поперечной оси перекрытый "бочкой", очень живописны.
    Примечательны слуховые треугольные оконца, ступенькой поднимающиеся к коньку кровли.

    5.jpg

    Дом Ф.К. Пришлецова.
    1980-1985 гг

    6.jpg
     
    PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей