Государева Ратная Палата или Первой в России музей посвященный Великой войне

Тема в разделе "Музеи России и мира", создана пользователем Mithrandir, 10 авг 2014.

  1. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Пришло время покидать центральный зал главного корпуса. Здесь остается осмотреть лишь две экспозиции - посвященную артиллерии и реконструкцию рабочего кабинета Николая Александровича в Ставке в Могилеве, где бывал и цесаревич Алексей Николаевич.


    Артиллерия являлась, главным образом, дивизионным средством и находилась в распоряжении командиров дивизий. Пехотная дивизия имела в своем составе 1–2 артиллерийских полка (бригаду) с 36–48 орудиями. Артиллерийский полк включал в себя 2–3 артиллерийских дивизиона, которые состояли из батарей. Батарея являлась основной огневой единицей и имела от 4 до 8 орудий. В корпусном подчинении артиллерии был только один гаубичный дивизион.
    Применение бездымного пороха, заряжания с казенной части, поршневых замков и противооткатных устройств привело в конце XIX в. к появлению скорострельных орудий, значительно усиливших боевую мощь артиллерии. Наряду с увеличением скорострельности и дальнобойности артиллерии была решена и такая проблема, как стрельба с закрытых позиций, что резко повысило «живучесть» артиллерии в бою. Впервые в боевых условиях стрельба с закрытых позиций применялась русскими артиллеристами во время Русско-японской войны. Тогда же русскими артиллеристами мичманом С. Н. Власьевым и инженер-капитаном Л. Н. Гобято был сконструирован миномет. С изобретением миномета появилась возможность вести навесной огонь по противнику с малых дистанций (главным образом, по траншеям). Однако лишь германская армия к началу Первой мировой войны имела на вооружении минометы в ощутимом количестве.
    Дивизионная артиллерия состояла из легких орудий калибра 75–77 мм. Предназначалась она для ведения настильного огня и поражения открытых целей шрапнелью. Дальность стрельбы достигала 6–8 км. Русские войска были вооружены полевой 76-мм пушкой образца 1902 г., которая по своим баллистическим свойствам являлась лучшей в мире. Кроме этой артиллерии в армиях европейских государств имелись пушки калибром от 100 до 150 мм, а для ведения навесного огня — гаубицы (легкие и тяжелые) калибром от 100 до 220 мм.
    Тяжелая полевая артиллерия в России была развита слабо. Лучше других была обеспечена гаубичной и тяжелой артиллерией германская армия, поскольку германское высшее командование придавало артиллерии большое значение. По количеству артиллерии германская армия накануне войны стояла на первом месте.
    Помимо полевой тяжелой артиллерии имелась осадная артиллерия более крупных калибров, предназначавшаяся для осады крепостей или для действий против сильных полевых укреплений противника. Значительное количество артиллерии различных калибров имелось в крепостях. В годы войны крепостная артиллерия использовалась в полевых войсках.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    5 сентября 1915 г. Николай II принимает на себя звание Верховного главнокомандующего русской армии, сменив на этом посту великого князя Николая Николаевича. Произошло это событие в обстановке военной катастрофы для России. В 1915 г. русская армия совершила «Великое отступление», оставив неприятелю Галицию, Литву, Польшу. Фронт стабилизировался на линии Рига — Двинск — Барановичи — Пинск — Тарнополь. Несмотря на то, что стратегические задачи австро-германских сил по выведению России из войны не достигли цели, русская армия понесла большие потери — около 1 млн. человек попали в плен. Отступление стало тяжелым моральным потрясением для солдат и офицеров, правящих кругов и населения всей страны. «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии — отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость — физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть…» — отмечал А. И. Деникин.

    [​IMG]
    Переоценка великим князем своих способностей привела в итоге к ряду крупных военных ошибок. Попытки отвести от себя соответствующие обвинения повлекли раздувание германофобии и шпиономании. Одним из подобных значимых эпизодов стало дело подполковника С. Н. Мясоедова, завершившееся казнью невиновного. В этом деле великий князь Николай Николаевич сыграл одну из главных ролей. В условиях военного и политического кризиса Николай II решил взять всю ответственность на себя и принять главнокомандование. Начальником штаба Верховного главнокомандующего стал генерал М. В. Алексеев, в заслугу которому ставилось организованное отступление русской армии.

    [​IMG]
    «Я всегда очень высоко ценил личность генерала Алексеева и считал его, хотя до войны мало встречался с ним, самым выдающимся из наших генералов, самым образованным, наиболее подготовленным к широким военным задачам. Поэтому я крайне приветствовал смену Николая Николаевича и вступление государя на путь верховного командования, зная, что начальником штаба будет генерал Алексеев. Это для меня являлось гарантией успеха в ведении войны, ибо, фактически, начальник штаба верховного командования является главным руководителем всех операций. Конечно, он [Николай II] находился в центре управления, но фактически всем управлял Алексеев», — писал впоследствии А. В. Колчак.
    [​IMG]

    [​IMG]
    Отставка популярного в армии Николая Николаевича была встречена неоднозначно. Представители высшего командования и общественных кругов выступили категорически против отставки великого князя. Но решение императора осталось неизменным.
    Некоторые представители Ставки смотрели на назначение Николая II как на знамя или символ. Император брал на себя ответственность за все успехи и поражения и в глазах простого народа становился вождем русской армии.
    [​IMG]
    Осмотрев "кабинет", не торопясь движемся к правому выходу из зала, периодически осматриваясь...

    [​IMG]

    [​IMG]
    Накануне Первой мировой войны армии европейских государств начали оснащаться новой военной техникой. Броневые средства были представлены блиндированными (бронированными) поездами. Бронированные автомобили только разрабатывались и стали применяться лишь с началом войны.
    Бронеавтомобили были вооружены пулеметом или малокалиберным орудием. Передвигались они с высокой скоростью и предназначались для использования как средство разведки и для внезапного нападения на тыловые подразделения противника, но существенного влияния на ход боевых действий не оказывали.
    Мы вновь вышли в аванзал, но только лишь для того, чтобы через него продолжить путешествие вглубь музея...

    [​IMG]
    ....створки своих дверей перед нами распахивает Зелёная галерея (8), где изначально предполагалось размещение коллекции преподнесенной Е. А. Третьяковой. Ныне же там можно увидеть фото времен войны и некоторые элементы вооружения.

    [​IMG]
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Спасибо за интересные темы!) 22 сен 2014
    Дождевой Земляк, PaulZibert и Jager нравится это.
  2. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Зелёная галерея (8). Здесь представлены фотографии военных лет в основной своей массе, посему предлагаю просто их посмотреть не вдаваясь в описание увиденного...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Полюбуемся окнами и остатками росписи...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  3. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Тут же имеет место быть небольшой фотораздел посвященный участию в Великой войне животных.
    «У них не было другого выбора» (надпись на монументе, посвященном памяти животных, принимавших участие и погибших в войнах. Лондон)

    C древнейших времен и на протяжении всей истории войн бок о бок с людьми сражались животные. Для своих военных нужд человек пытался приспособить самых разнообразных представителей фауны; первые сообщения об этом можно найти у античных авторов, сообщающих не только о лошадях, верблюдах, мулах, слонах и собаках, но и ядовитых змеях, свиньях и пр.
    Во время Первой мировой войны миллионы лошадей, мулов и ослов погибли, перевозя солдат и боеприпасы. Несли свою службу собаки и почтовые голуби. И даже светлячки косвенно принимали участие в боевых действиях: их специально отлавливали и собирали в бутылки, чтобы офицеры могли по ночам изучать военные карты. Всего на Западном фронте в боевых действиях принимали участие около 16 млн. животных. Следует отдать дань нашим меньшим братьям, делавшим важное дело на полях сражений и подчас являвшим примеры настоящего героизма, отдавая свои жизни за человека в его братоубийственных войнах.

    [​IMG]
    Без лошадей не обходилось практически ни одно сражение с древнейших времен и до середины ХХ в. Выучка и взаимопонимание всадника и лошади были залогом выживания среди опасностей войны; хорошо обученное животное могло стоить целое состояние и становилось лучшим другом всадника.
    Кавалерийские силы на момент начала Первой мировой войны считались совершенно необходимым элементом наступающей армии как единственный подвижный род войск, и составляли 8 – 10 % численности армии. В ходе войны уязвимость лошадей перед пулеметами и артиллерийским огнем снизило их полезность на поле боя, хотя лошади все еще играли значительную роль на протяжении всей войны.
    В России предусматривалось оперативное и тактическое использование кавалерии. Несмотря на высокую подготовку многочисленной кадровой русской кавалерии (36 кавалерийских дивизий, 200 000 человек), она даже в начальный, маневренный период войны при некоторых достигнутых успехах все же не сыграла значительной роли.
    С наступлением позиционного периода боевые действия конницы как подвижного рода войск практически прекратились. Личный состав кавалерийских соединений и частей был спешен и вел боевые действия, как пехота, из окопов, или обеспечивая действия других родов войск.
    Армии в основном использовали лошадей в области материально-технического снабжения, так как они лучше, чем механизированные транспортные средства были приспособлены к преодолению маршрутов по глубокой грязи и пересеченной местности. Лошади использовались для разведки и в качестве транспорта для курьеров, а также как тягловая сила для тяжелого артиллерийского снаряжения, санитарных карет и фургонов со снабжением.

    [​IMG]

    Первая мировая война унесла 10 млн. человеческих жизней. Гораздо меньше известно о 8 млн. лошадей, погибших на полях сражений с 1914 по 1918 год. Великобритания отправила во Францию 1 000 000 лошадей, и только 62 тыс. вернулись обратно. Лошадей приходилось закупать в США и Канаде. Во время боя лошадей зачастую было негде укрыть, и ранения среди артиллерийских лошадей были очень частыми. Лошади страдали не только от пуль, снарядов и колючей проволоки, но и от голода и неумелого обращения.
    Сотни тысяч лошадей погибли, но многие находились на лечении в ветеринарных лечебницах и отправлялись затем обратно на фронт. Так, например, британский Армейский ветеринарный корпус, основанный еще в 1796 г., за годы Первой мировой войны предоставил лечение 2,5 млн. животных различных видов, большинство из которых были лошадьми. Из них 80% вернулись в строй после лечения.​

    [​IMG]

    Преданность хозяину, острый слух и обоняние, выносливость, неприхотливость и сила – эти качества сделали собаку незаменимым помощником и другом человека; в военных целях собак стали использовать свыше 6 тыс. лет назад как для несения сторожевой и караульной служб, так и в качестве боевых животных.
    С появлением огнестрельного оружия применение собак не претерпело большого изменения. Их продолжали ставить на караульную и сторожевую службы; они обеспечивали связь между военными подразделениями, использовались в санитарных отрядах.
    В конце ХIХ в. в разных странах мира стали создавать кинологические службы, одной из задач которых была подготовка четвероногих для службы в военное время. В 1912 г. на базе Измайловского гвардейского полка был сформирован первый в России питомник военно-полевых собак. Животные готовились и использовались для обеспечения связи и ведения разведки; результаты были убедительными, и аналогичные формирования создаются и в ряде других полков.
    К началу Первой мировой войны немецкая армия насчитывала в своем составе от 10 000 до 30 000 служебных собак, большая их часть использовалась на Восточном фронте. С некоторым отставанием, но так же очень эффективно работала служба военно-полевых собак Англии, Франции и Бельгии.

    [​IMG]
    В годы Первой мировой войны существовал проект некоего В. П. Приклонского, предлагавшего использовать собак в качестве движущихся мин. По его соображениям? это могло снизить потери людей при подготовке и ведении разведки. Однако начальник киевской «Школы военных сторожевых и санитарных собак» князь Щербатов доказал, что подобные действия не приведут к значительным успехам, тем более что раненая собака может принести свою ношу обратно на совершенно другом участке. Так что этот оригинальный, но негуманный проект, к счастью, не получил поддержки.

    [​IMG]
    Сохранилось множество воспоминаний о подвигах собак – санитаров в период Первой мировой войны. Вот, например, свидетельство одного солдата из Мана, получившего ранение 2 ноября 1915 г.: «С осколочным ранением в руку, с пулевым ранением в челюсть, с раной от сабельного удара на голове, я лежал, наполовину заваленный телами погибших товарищей, когда вдруг почувствовал нежное прикосновение ко лбу. Это добрая немецкая овчарка-санитар лизала мне лицо. Несмотря на сильную боль, я сумел немного приподняться. Я знал, что собаки выдрессированы относить фуражку раненых в лагерь, но свою я потерял. Славная собака стоит в нерешительности. Тогда я ей говорю: “Ну же, собачка, давай, приведи моих товарищей”. Она поняла, побежала, прижимаясь к земле. Вернувшись в лагерь, стала ко всем приставать, лаять, хватая то одного, то другого за полы шинели, пока на нее не обратили внимание два санитара. Они пошли за собакой, та привела их ко мне – я был спасен».

    [​IMG]
    Сохранилось множество воспоминаний о подвигах собак – санитаров в период Первой мировой войны. Вот, например, свидетельство одного солдата из Мана, получившего ранение 2 ноября 1915 г.: «С осколочным ранением в руку, с пулевым ранением в челюсть, с раной от сабельного удара на голове, я лежал, наполовину заваленный телами погибших товарищей, когда вдруг почувствовал нежное прикосновение ко лбу. Это добрая немецкая овчарка-санитар лизала мне лицо. Несмотря на сильную боль, я сумел немного приподняться. Я знал, что собаки выдрессированы относить фуражку раненых в лагерь, но свою я потерял. Славная собака стоит в нерешительности. Тогда я ей говорю: “Ну же, собачка, давай, приведи моих товарищей”. Она поняла, побежала, прижимаясь к земле. Вернувшись в лагерь, стала ко всем приставать, лаять, хватая то одного, то другого за полы шинели, пока на нее не обратили внимание два санитара. Они пошли за собакой, та привела их ко мне – я был спасен».

    [​IMG]
    Привязанность голубей к своему гнезду, их способность ориентироваться, находить дом и преодолевать большие расстояния с относительно высокой скоростью (60–80 км/час) человек заметил несколько тысячелетий назад. С XVIII в. в армиях многих стран широко использовалась отправка корреспонденции посредством голубей.
    В Первую мировую войну голубиная почта широко применялась всеми воюющими сторонами.
    Наиболее профессионально использовали этот вид коммуникации бельгийцы и немцы. Бельгия славилась своими почтовыми голубями. Однако перед отступлением бельгийская контрразведка приказала уничтожить более 30 000 голубей наиболее ценных пород, чтобы они не достались противнику.
    В 1914 г. во время сражения у Марны французская армия имела 72 голубятни с птицами, которые передвигались вместе с войском.
    Американский армейский корпус связи использовал на территории Франции около 600 голубей.
    К концу войны одни лишь англичане имели на Западном фронте «штат» в 6 000 голубей.
    Одновременно велась борьба с вражескими почтарями. «Содержание незарегистрированных почтовых голубей запрещено, поскольку они могут быть использованы для передачи шпионских донесений» – в таких выражениях британское командование сухопутными войсками инструктировало свои армейские части. Со своей стороны, против английской голубиной почты в качестве «истребителей» немцы использовали обученных соколов. На Западном фронте было убито около 100 000 британских почтовых голубей. Потери сообщений составляли около 5%.

    В России первую регулярную почтово-голубиную связь организовал в 1854 г. генерал от инфантерии князь Н. С. Голицын. Трасса длиной в 90 верст проходила между его поместьем в Москве и имением во Владимирской губернии.
    В 1885 г. военный министр генерал от инфантерии П. С. Ванновский представил на рассмотрение Военного совета свои предложения по образованию Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек в военных целях, одобренные императором Александром III. Голуби рассматривались как воздушное средство связи, а их организационно-штатная войсковая структура создавалась в организационном единстве с первыми частями боевой авиации и воздушной разведки.
    В 1891 г. на Петроградской станции почтовых голубей при воздухоплавательной команде военного ведомства была учреждена линия голубиной связи Санкт-Петербург – Москва. Затем был создан ряд крупных станций постоянной голубиной связи нескольких военных округов (в основном на южной и западной границах).

    [​IMG]
    Основой голубиной почты служили стационарные или подвижные (полевые) голубиные станции (голубятни). Для осуществления связи птицы передавались лицам, от которых требовались сообщения. При посылке голубеграммы сообщение вкладывалось в легкий металлический контейнер (портдепешник), который прикреплялся к лапке птицы. В среднем дальность голубиной связи со стационарной голубятней достигала 300 км, а с подвижной – 30–50 км. Посланники обычно летали на высоте 100–300 м со средней скорость 60–70 км в час.
    Помимо известного применения голубей в доставке корреспонденции, их также успешно тренировали для аэрофотосъемки. Первый патент на устройство фотокамеры, предназначенной для переноски голубем, получил в 1908 г. немец Ю. Нойброннер (Julius Gustav Neubronner). Несмотря на приемлемое качество снимков, в Первую мировую войну воздушная съемка с помощью голубей так и не была использована.
    Важность «военной службы» некоторых птиц была оценена очень высоко. Так, один из голубей передвижной французской голубятни отличился 2 июня 1915 г. в бою за французский форт Во. Защитники форта, окруженные со всех сторон, выпустили голубя с последней надеждой на помощь. Птица вовремя принесла донесение, хотя по пути и попала в газовое облако, за что была награждена золотым кольцом с надписью «Героическому защитнику укрепления Во».
    Французской медалью «Croix de Guerre» за героические заслуги была награждена одна из птиц Американского армейского корпуса по кличке «Cher Ami». Этот голубь доставил 12 важных донесений; во время своей последней миссии в октябре 1918 г. он доставил письмо, несмотря на ранение в грудь и крыло. Это сообщение спасло жизни примерно 200 американским солдатам, которые вели наступление в Аргонском лесу. Впоследствии голубя переправили на корабле в США, причем провожал его из Франции лично генерал Першинг. Голубь был награжден «Военным крестом с дубовыми листьями», а также Золотой медалью американского общества почтовых голубей. В США о Cher Ami знал буквально каждый ребенок; о голубе слагали поэмы и писали книги. Память о нем увековечили в памятнике «Потерянному батальону».
    Английскому почтовому голубю №888 за выдающиеся боевые заслуги во время Первой мировой войны было вполне официально присвоено звание полковника британской армии. Он доставил несколько сот сообщений и погиб при выполнении боевого задания – поэтому звание он получил посмертно. Похороны отважной птицы были проведены со всеми подобающими почестями.

    [​IMG]
     
  4. Андрей U
    Offline

    Андрей U Поручикъ

    Регистрация:
    8 май 2010
    Сообщения:
    76
    Спасибо:
    159
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Как будто сам прошёл по залам. Спасибо!
     
  5. вова75
    Offline

    вова75 Поручикъ

    Регистрация:
    28 авг 2014
    Сообщения:
    73
    Спасибо:
    357
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Динабург
    Интересы:
    хобби
    Интересно и познавательно.Спасибо за за экскурсию
     
  6. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Андрей U, вова75 рад что вам понравилась данная тема. В свою очередь, спасибо что заглянули на огонёк :)
     
  7. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Нынче отправимся в малую круглую башню, она же образная палата (8). Собственно, в ней находится всего один экспонат, зато какой... смотрите сами:

    [​IMG]
    Это - автомобиль Ford T Tourer. Эксклюзивный вариант автомобиля Ford Model T, выпускавшегося Ford Motor Company с 1908 по 1927 гг. Почти все машины данной модели утрачены по причине износа в процессе эксплуатации. Комплектация данного экземпляра позволяет предположить, что он был изготовлен не ранее 1908 г. и не позже 1914 г.
    Автомобиль Ford T Tourer использовался в штабах русской армии для мобильного передвижения офицерского состава.

    [​IMG]

    [​IMG]
    Экспонат обязывает поговорить об относительном новшестве в нашей армии рассматриваемого периода времени - автомобильных войсках. К началу войны они состояли из 5 рот, в коих числилось 348 автомобилей, в т. ч. 258 грузовых, 20 легковых и 30 специального назначения.
    Автомобильная рота насчитывала от 44 до 82 грузовых автомобилей, по 4 легковых автомобиля и по 6 специальных.
    Штатное расписание роты в военное время включало 11 офицеров, 4 чиновника и 206 нижних чинов.
    В основу обеспечения войск грузовым автотранспортом был положен принцип использования автомашин только для доставки грузов до линии дивизионных обозов.
    В соответствии с утвержденным в июле 1914 г. табелем снабжения автотранспортом войсковых штабов, в военное время полагалось иметь в Ставке Верховного Главнокомандующего, а также при штабах армий и фронтов, по 10 легковых автомобилей, по 3-4 при штабе корпуса, по 1 при штабе пехотной (стрелковой) дивизии и 2 автомобиля при штабе кавалерийской дивизии.
    Однако с началом войны в вышеуказанных штабах было всего 74 автомобиля (по 1 на корпус, 22 - в штабах армий. 10 - в штабах фронтов и 5 - в Ставке). Кроме этого, в командах связи кавалерийских дивизий имелось еще 23 легковых автомобиля. 72 мотоцикла и более 250 самокатов. В распоряжении военно-окружного управления полагалось иметь 5 легковых автомобилей.
    Также необходимо отметить, что в начале 1914г. для увеличения автомобильного парка в военное время было утверждено "Положение о военной автомобильной повинности", в соответствии с которым предполагалась мобилизация автотранспорта у частных лиц. По этой повинности с началом войны от частных лиц поступило около 3000 легковых, 430 грузовых автомобилей и около 1800 мотоциклов, которые, естественно, не могли удовлетворить потребности действующей армии в автотранспорте.

    [​IMG]
    Ничтожное количество автомобилей, которые имела Русская Армия к началу войны, совершенно не отвечало потребностям военного времени. Чтобы удовлетворить нужды фронта, была введена военно- автомобильная повинность, согласно которой автомобили отчуждались у населения. Таким образом всего было получено еще 475 грузовых , 3562 легковых автомобиля и 1800 мотоциклов, которые частично покрыли недостаток в автотранспорте развернутых к этому времени войсковых штабов и автомобильных рот.
    К тому же продолжались закупки автомобилей за рубежом (в основном, во Франции). В этот же период были сформированы еще 4 автомобильные роты (6-я - 9-я) и автомобильные команды при Ставке, штабах фронтов и армий.
    Большинство машин, полученных войсками за счет автомобильной повинности, требовали ремонта. Формирование новых подразделений проводилось на базе учебной автомобильной роты (в 1915г. преобразована в военно-автомобильную школу для подготовки водителей).
    В ходе войны определились точные потребности Русской армии в автомобильном транспорте. В 1915 г.было принято решение о минимальном количестве автомобильных подразделений, которыми должны были обеспечиваться войска. В составе армии предполагалось иметь 2 автороты и мотоциклетное отделение. Такое же число автомобильных рот должно было находиться в резерве фронта. В соответствии с новыми табелями снабжения, в автомобильных командах различных штабов полагалось иметь:
    - в Ставке Верховного Главнокомандующего - 30 легковых, 6 грузовых автомобилей и до 10 мотоциклов;
    - при штабе фронта - 24 легковых, 6 грузовых автомобилей и 10 мотоциклов,
    - в аппарате начальника снабжения фронта 24 легковых, 6 грузовых автомобилей и 10 мотоциклов,
    - при штабе армии - 28 легковых, 10 грузовых автомобилей и 8 мотоциклов;
    - при штабе корпуса - 6 легковых автомобилей, 1 грузовой и 8 мотоциклов;
    - при штабе пехотной дивизии - 2 легковых автомобиля и 4 мотоцикла;
    - при штабе кавалерийской дивизии - 2 легковых автомобиля и 2 мотоцикла;
    - при штабе пехотного полка - 2 мотоцикла.
    [​IMG]

    [​IMG]
    Штаты автомобильной роты включали 105 грузовых автомобилей (из них 35 грузоподъемностью более 3 т) и 25 автомобилей вспомогательного назначения (4 грузовика для подвижных депо, 2 - для мастерских, 5 автоцистерн для горючего, 2 кухни, 12 легковых автомобилей, 2 автобуса и 5 мотоциклов).
    Кроме указанных автомобильных команд и рот, автотранспортом в обязательном порядке обеспечивались воздухоплавательные и авиационные части, тяжелые артиллерийские дивизионы и батареи (в основном тракторами и тягачами для перевозки тяжелых орудий). а также артиллерийские парки. Для перевозки тяжелораненых в корпусном санитарном автомобильном отряде насчитывалось до 20 санитарных автомашин.
    Всего к середине 1917 г. в Русской Армии насчитывалось: 5000 грузовых (из них 2300 грузоподъемностью от 3 до 5 т), 2700 легковых и около 1400 санитарных автомашин.
    Кроме этого, в войсках имелось 230 автомастерских, 500 автоцистерн, 100 автокухонь, 280 тракторов и около 6000 мотоциклов.
    При этом было закуплено за границей и частично изготовлено в России 24 978 автомашин.
    Из них войска получили 13 608 грузовых, 7506 легковых автомашин, 2173 санитарных, 569 автоцистерн, 234 автокухонь, 45 автодепо, 51 автобус.
    Крупные оперативные военные перевозки в Русской Армии применялись редко. Но во время боев в Галиции на р. Стырь в 1915 г. победа русских войск была обеспечена автомобилями. Здесь для подвоза солдат, боеприпасов и оружия использовались сотни грузовиков.
    Водители грузовиков тех лет и не помышляли о комфорте. Автомобили были тряские, шумные в работе, управление требовало больших физических усилий. Кабины в большинстве случаев были открытого или полуоткрытого типа. Для защиты от непогоды над сиденьем водителя устанавливали или жесткий козырек, или тент на ремнях-растяжках, или, наконец, откидную крышу-"гармошку", как на детских колясках. В непогоду иногда устанавливали брезентовые боковины с целлулоидными окошками. Впрочем, уже начали появляться закрытые жесткие кабины с ветровым стеклом и узкими дверками. На большинстве грузовиков стояла обычная деревянная платформа с тремя откидными бортами. На ряде армейских машин применялись платформы с пониженным уровнем пола. В этом случае боковые борта имели ниши для задних колес и не были откидными.

    [​IMG]
    Возможность двигаться вне дорог была у грузовиков тех лет, особенно средних и тяжелых, весьма ограниченной. Все авторитеты, и не без оснований, советовали съезжать с твердой дороги как можно реже. Вот как сказано об этом, например, в "Инструкции шоферам и лицам, пользующимся военными автомобилями", составленной в 10-й автомобильной роте в 1915 г.: "§ 1. ...Пользование грунтовыми дорогами допускается лишь в исключительных - вызываемых только военной обстановкой - случаях".
    В те годы грузовики имели куда худшие эксплуатационные качества, чем сегодня. Расход топлива и масла был непомерно велик, долговечность невысока. Но вместе с тем машины уже достигли определенного уровня технического совершенства и надежности. Это позволяло широко использовать их для регулярных военных перевозок. Кроме того, они служили базой для различных специальных машин. К концу 1917 г. во французской армии было уже 92 тыс. автомобилей, в английской - 76 тыс., в германской - 56 тыс., в русской - около 10 тыс. Автомобиль вступил в пору своей зрелости.
    Но все же, автомобили, несмотря на свою малочисленность, сыграли свою роль в Русской Армии в годы Первой Мировой войны и превратились в необходимый вид транспорта. Они использовались не только для перевозки личного состава, военных грузов и раненых, но и как подвижные пулеметные и артиллерийские точки, а в конце концов оделись в броню и стали бронемашинами - предвестниками танков.

    [​IMG]

    [​IMG]
    За годы Первой мировой войны русская армия получила свыше 400 бронеавтомобилей, сведенных в 50 бронеотрядов, которые с успехом использовались в ходе боев. Штаб 2-й армии Северо-Западного фронта доносил 31 января 1915 года: "Бронированные машины снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную мощную поддержку, особенно в наступлении…".
    К сожалению, автомобильные части и военные водители, эти незаметные труженики войны, остались незаслуженно забытыми (сейчас можно найти материалы, в основном, по бронеавтомобильным частям). Но день 29 мая, как дата создания российских автомобильных частей, остался в истории навсегда.
    Более подробно о зарождении автомобильных войск можно узнать из весьма познавательной статьи: http://www.saper.etel.ru/history/avohistory.html

    [​IMG]

    [​IMG]
    Напоследок изучимим сохранившуюся роспись потолка...

    [​IMG]
    ... и двинемся далее...

    [​IMG]
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  8. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    А далее у нас Розовая галерея (10), в коей изначально также планировалось размещение коллекции Е. А. Третьяковой, а ныне экспозиция, посвященная русской народной картинке в годы Первой мировой.

    [​IMG]
    Начало войны привело к значительным переменам в культурной жизни российского общества и не могло не сказаться на деятельности издательств.
    Огромное значение в годы войны приобрели изобразительные издания - открытые письма, иллюстрированные журналы, плакаты, лубки, агитационные листовки.
    Лубок как и в периоды предыдущих войн, переживавший процесс упадка, пользовался огромным спросом среди населения России. Типографии Москвы, Петрограда, Казани, Киева, Одессы производили лубочные картинки, посвященные военной тематике.
    Лубок отражал психологию народы и был искусством для народа. Лубочные картинки, появившиеся на третий месяц войны, в понятных образах, яркими красками, изображали военные сцены, ориентируясь на передачу информации под определенным углом зрения для формирования общественного мнения и создания образа врага.

    [​IMG]

    [​IMG]
    Известные типолитографии И. Д. Сытина, И. М. Машистова, Е. Ф. Челнокова, А. О. Постнова и др. производили лубочные картинки огромными тиражами, сохраняя верность стереотипным, приспособленным к новым историческим условиям сюжетам военного лубка.
    Народ искал в лубке правдивое изображение действительности. Для лубочного языка характерны такие черты, как повествовательность, внимание к деталям, а так же конкретность, эмоциональная окрашенность, декоративность, карикатуризм, юмористичность. Наиболее часто встречающиеся сюжеты связаны с историческими повестями, былинами, легендами. Лубочная тематика означала бесспорную и скорую победу России. В качестве действующих лиц выступали сильные и храбрые русские воины и трусливые и слабые противники.

    [​IMG]

    [​IMG]
    Степень остроты лубочных образов зависела от реального положения на фронте. Успешные действия в первые месяцы войны создали иллюзию скорой победы. Чем ближе казалось сокрушение врага, тем острее становился лубок, в котором высмеивалась трусость противника, глупость кайзера. Как только ситуация на фронте изменилась, он стал более сдержанным, менее юмористичным.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Значение лубка сложно переоценить. Он способствовал популяризации войны в широких слоях населения, мобилизовал для участия в гражданских акциях, поднимал моральный дух.

    [​IMG]

    [​IMG]
    С лубком ознакомились, можно продолжать путь...

    [​IMG]
     
    Дождевой Земляк и вова75 нравится это.
  9. Дождевой Земляк
    Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    6.740
    Спасибо:
    16.282
    Отзывы:
    283
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губернiя
    Интересы:
    Реставрация
    Mithrandir, если позволите, я тут немного добавлю фоток по лубочной теме. Правда фотографии сделаны в спешке и из сотен картинок выбирать не пришлось,- что было ближе всего, то и сфоткал.. там очень много их было в общем.
    Ранее не эти фото выставить не решился, но тема навеяла, вот надеюсь как небольшое продолжение подойдет к Вашей теме. С Ув!

    DSC05439.JPG
    DSC05427.JPG
    DSC05422.JPG
    DSC05423.JPG
    DSC05437.JPG
    DSC05438.JPG
    DSC05424.JPG
    DSC05426.JPG
    DSC05417.JPG
    DSC05416.JPG DSC05418.JPG DSC05425.JPG DSC05428.JPG DSC05429.JPG DSC05430.JPG DSC05431.JPG DSC05432.JPG DSC05434.JPG DSC05435.JPG DSC05436.JPG DSC05440.JPG DSC05441.JPG DSC05443.JPG DSC05445.JPG DSC05446.JPG
    DSC05433.JPG
    :smile:
     
    Mithrandir нравится это.
  10. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Дождевой Земляк нравится это.
  11. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Из галереи с лубочными картинками переходим в Шестигранную башню (11), хранящую в своих стенах легендарный и известный всем жителям нашей необъятной страны экспонат - русскую полевую кухню А. Ф. Турчановича.

    [​IMG]

    Военную службу А. Ф. Турчанович начал в 1875 году рядовым. Участвовал в Русско-турецкой войне; в 1878 г. за мужество, проявленное под Плевной, был награжден Георгиевским крестом и произведен в унтер-офицеры, а затем в прапорщики.
    После окончания военного училища стал подпоручиком. В момент, когда им окончательно овладела идея армейской кухни на колесах, он служил в чине подполковника в местечке Тульчин.
    В Военном министерстве предложение о кухне сначала восприняли без особого энтузиазма. Но после вмешательства главного интенданта генерал-лейтенанта Ростковского (1903) первые образцы подвижных кухонь поступили на войсковые испытания. Кухня, имевшая очень простую конструкцию, малый вес и позволявшая приготовить борщ, кашу и чай на роту солдат (250 человек) за четыре часа, была с признательностью принята офицерами и солдатами. Теперь готовить пищу можно было не только на привалах, но и на ходу. Костры больше не демаскировали позиции. Топлива, а главное, времени для приготовления пищи требовалось меньше.

    [​IMG]

    С началом Русско-японской войны все изготовленные к тому времени кухни образца Турчановича были отправлены в действующую армию.
    В 1907 году Министерство торговли и промышленности Российской империи выдало А. Ф. Турчановичу патент на его изобретение. Уже во время Великой войны все войска были обеспечены этими кухнями. Они же «провоевали» в Советской армии всю Великую Отечественную войну.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Продолжая тему снабжения войск питанием, в башне размещены 2 витрины с индивидуальным солдатским скарбом...

    [​IMG]
    Снизу ведро, изготовленное из снарядной гильзы.

    [​IMG]
    А это - пурка Исаева. Представляет из себя измерительный прибор для определения качества зерна. Разработана в 1880-е гг. хлеботорговцем Исаевым на основе зарубежных аналогов. Получила широкое распространение благодаря высокой точности измерения в русских единицах.

    [​IMG]
    Фляги....

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    2 - фляга, Австро-Венгрия, 1910-е гг.;
    4 - кружка, Россия, 1915 г.;
    6 - чарка, Россия, 1910-е гг.;
    7 - котелок с черпаком, Россия, 1910 г. Медные котелки данной формы были введены в состав военного снаряжения русской армии в 1882 г. и продолжали использоваться до 1910-х гг.

    [​IMG]

    [​IMG]
    8 - котелок с кружкой, Франция, 1910-е гг. Котелки аналогичной формы использовались во французской армии в 1914-1918 гг.;
    9 - ложки, Россия, 1910-е гг.

    Надо сказать, что в Шестигранной башне имеется кроме двери ведущей на улицу, еще и лестница на 2-ой этаж, пока закрытый для осмотра, но будем надеяться, до поры до времени...

    [​IMG]

    [​IMG]
    Впереди нас с Вами ожидает еще одна галерея, на мой взгляд, одно из самых познавательных мест в музее, знакомящее с конкретными Героями и их деяниями в Великой войне....

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2014
    Дождевой Земляк нравится это.
  12. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    .
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2014
    Дождевой Земляк нравится это.
  13. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Добро пожаловать в Галерею Георгиевских кавалеров (12). В данный момент, здесь экспонируются плакаты - памятки Георгиевских кавалеров, фотографии и личные вещи, предоставленные потомками героев. Начнем с плакатов. В данной теме выложу их в полном составе, не в идеальном качестве, но, тем не менее, вполне читаемыми - люди, увековеченные на них достойны памяти, да и описываемые подвиги просто захватывают дух.

    [​IMG]
    В сентябре 1915 г. начальник Царскосельского Дворцового управления князь М. С. Путятин обратился к императору Николаю IIс запиской, в которой обосновывалась необходимость создания в Ратной палате Георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадлежащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот собраний, - настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить собрание портретов особо отличившихся нижних чинов – Георгиевских кавалеров высших степеней, и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914-1915 гг. части здания Государевой Ратной палаты. Увековечивание имен и подвигов наших героев, таким образом, могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество».
    Предложение князя Путятина было поддержано, для создания портретов Георгиевских кавалеров были привлечены художники В. А. Поярков, И. Б. Стреблов, М. Г. Кирсанов, С. Е. Девяткин, писавшие портреты с натуры или по фотографиям и описаниям, присланным с фронта, для дальнейшего их размещения в Георгиевской галерее Ратной палаты.
    Параллельно с этой работой, на основе списков Георгиевских кавалеров выпускались особы плакаты – «Георгиевские памятки-таблицы» , рассказывавшие о подвигах героев. Их составление и издание отдельным указом императора было возложено на Трофейную комиссию: «… дабы подвиги этих героев сделались общим достоянием всего русского народа, не исчезли безвозвратно для потомства». В каждой памятке была фотография героя, его краткая биография с описанием подвига и рисунок с изображением подвига. Всего Комиссией было напечатано около 50 памяток; еще 82 были подготовлены к печати.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Фрагмент росписи сводов потолка...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Полагаю, не многие знают о военной стороне жизни Фёдора Фёдоровича Тютчева - сына небезызвестного Фёдора Ивановича Тютчева и так же поэта...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Прервемся на созерцание вида из окна галереи - перед нами часть внутреннего дворика...

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Чуть позже познакомимся и со второй частью данной экспозиции...
     
  14. Mithrandir
    Offline

    Mithrandir Фельдфебель

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    58
    Спасибо:
    89
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    В годы Великой войны патриотический подъем не знал ни национальных, ни религиозных ограничений.
    Две маленькие деревни – Иляксаз и Фёдоровка, находящиеся сегодня на территории Республики Татарстан, стали родиной 27 Георгиевских кавалеров.
    В деревни Иляксаз и Сармаш-Баш (Федоровка) в начале XVIIIв., во время правления Анны Иоанновны переселились несколько братьев с семьями из нагайского рода князей Юсуповых, живших в Ярославской губернии и в Москве: Алмакай, Курчай, Бекеевы, Котлуметовы.
    По архивным данным 1795 года из деревни Сармаш-Баш 10 мужчин и 8 женщин переехали в крепость Иванаево – на государеву службу. Вскоре крепость Иванаево была переименована в деревню Фёдоровка.
    Эти деревни, бывшие, по сути, владениями Юсуповых, поставляли на службу государю самых верных и преданных солдат. В годы Великой войны 27 жителей двух маленьких деревень удостоились георгиевских крестов; их фотопортреты бережно хранят потомки, предоставившие копии в Георгиевскую галерею Ратной палаты.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Портсигар, мундштук и погоны капитана, принадлежащие Порфирию Вуколовичу Кустовскому (1885-1921) - уроженцу д. Фёдоровка Мензелинского уезда Уфимской губернии. Служил в Собственном Его Императорского Величества Конвое.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
    Объявление о призыве на службу ратников государственного ополчения 2-го разряда, Петроград 1915 г.

    [​IMG]
    2 - Ополченческий билет;
    3 - Свидетельство о выполнении воинской повинности ратника;
    4 - Кокарда ополченца.

    [​IMG]
    Удостоверение личности прапорщика А. Ф. Галяминского. Андрей Филиппович Галяминский (1890-1933) сидит справа. Фото сделано в Туапсе 2 августа 1917 г.

    На этом обзор Георгиевской галереи окончен. Далее остается посетить последний зал музея...
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)