«Александр Дейнека и Леонид Сойфертис художники разные, несмотря на то, что оба принадлежат, примерно, одному творческому поколению XX века. Так, размах художественных устремлений первого универсален и трудно обозрим, второй отличается приверженностью собственной достаточно камерной творческой нише журнальной, станковой и книжной графики. Возможно, потому различна и та роль, которая отводится военной теме в творческой практике этих мастеров. У Дейнеки она может рассматриваться как один из многих интересных разделов его искусства, хотя именно графическая его часть остается на сегодняшний день еще мало освоенной. Что касается Сойфертиса, то у него тема войны занимает одну из ключевых и лучших страниц его художественной деятельности. Объяснение этому отчасти может проистекать из простых биографических фактов: Дейнека был только дважды на короткое время командирован в зону боевых действий, в то время как Сойфертис практически всю войну прошел военным художником фронтовых газет. Подобное различие внешних обстоятельств неизбежно должно было повлечь за собой и несхожие ракурсы восприятия военной действительности. Для Дейнеки относительно непродолжительные, но исключительные по силе воздействия фронтовые впечатления отозвались в его творчестве подчас жуткими в своем экспрессивном натурализме зарисовками, странно не вписывающимися в привычную для нас эпическую интерпретацию военной темы в советском искусстве. При этом откровенный драматический гротеск его рисунков нередко парадоксальным образом соседствует с образно-пластическими мотивами ампирно-барочной классики (о чем свидетельствуют, например, аллегорические фигуры Славы или Смерти, сопровождающие реальные сцены атак или осеняющие своим присутствием поля сражений). Подобный экспрессионистский ракурс военной графики Дейнеки, нередко населенной фантазийными, почти сюрреалистическими образами, прослеживается и в изображении сцен, связанных с жизнью тыла, где мальчишки, играющие черепом в футбол, показаны в рамках обыденной жанровой сцены. В совершенно ином аспекте развивается военная тема у Сойфертиса. Ожидая от него как закоренелого фронтовика показа эффектных батальных композиций или динамичных боевых действий, мы неожиданно погружаемся в мир теплого юмора, веселых переживаний, забавных сюжетных положений и даже романтических интонаций. В его графических сериях о войне можно встретить и матроса, тщательно бреющегося в краткое затишье между боями, и ребенка, делающего первые шаги посреди развалин, и увлеченно прихорашивающихся регулировщиц, и играющих в солдаты детей. В отличие от Дейнеки, стремящегося практически в каждом из военных набросков и зарисовок создать предельно обнаженный в своей остроте символ военной трагедии, Сойфертис бережно и неторопливо, хотя не менее выразительно и точно фиксирует те бытовые моменты, которые повествуют о неистребимом течении и утверждении жизни даже перед лицом или на пороге смерти». Е. Грибоносова-Гребнева АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА Из фронтовых зарисовок. 1942 Из фронтовых зарисовок. 1942 6 октября 42 года. По Никитской улице. 1942 Солдаты в атаке. 1942 1941 год. Сумерки. 1941 В атаке. 1942 В атаке. 1942 Самолет. 1942-1944 Летчик. 1942-1944 Дороги войны. 1942 Военные фантазии. 1942-1943 Женщина в военной форме с папиросой. 1942 Фронтовой врач. 1942 В очереди. 1942-1944 Слепой с поводырем. 1942-1944 Идущий. 1942 Инвалид. 1942 Несут раненого. 1942 Женщина с гранатами. 1942 «Слава» над павшим воином. 1942 Летящая «Слава». 1942 ЛЕОНИД СОЙФЕРТИС Концерт в бригаде. 1943 Сцена у дома Наши части заняли город. 1944 На прогулке На улицах Берлина. 1945 Справка. 1945 Среди развалин. 1943 Берлин. 1945 Берлин. Скрипач. 1945 Отряд уходит на фронт. 1942 Здравствуйте. 1942 Мой папа на фронте. 1942 Уборка лестницы. 1942 Подруги. 1943 Раненый. 1943 В окопах. 1942 В землянке. 1942 Фортепиано В минуты отдыха. 1945