Денёк в междуречье Десны и Снопота. Пешком по линии обороны советских войск

Тема в разделе "Авто и вело туризм", создана пользователем Dron32, 22 дек 2017.

  1. Offline

    Dron32 Полковникъ

    Регистрация:
    18 окт 2015
    Сообщения:
    149
    Спасибо SB:
    1.643
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Брянск
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    История ВОВ, туризм, краеведение
    Дело было 3 января 2016.
    Витя уехал к родственникам в Шаровичи. Мне это как намёк, что надо на день его отъезда ехать туда же – и походить там вместе, и машину оставить есть где, и подбросить оттуда до Брянска на обратном пути. Новогодние праздники – спасибо домашним, 2 свободных дня у меня было. Когда озвучил идею с Шаровичами ещё знакомым, они были рады и хотели присоединиться, но накануне у всех нашлись дела на 3-е. Значит, будет не 25-32км как хотелось изначально, а…. 35 наверно. Двое-то схоженных манёвреннее чем 4-5 человек, иные из которых друг друга не видели. До темноты больше не осилить.
    Плюсы за поход – малоснежье, твердогрунтовость, лужезамерзание. Оставленное одним из знакомых описание – что примерно и где можно посмотреть. Ну и Витя там тоже не чужой человек, много чего знает и расскажет. Минус – мороз. А может, и не минус…
    5-30 утра. Сажусь в промёрзшую машину. Пишет что -20 за окном. Прогреваю. Выезжаю. По городу становится -22. По трассе хорошо, машин мало, едется быстро, льда нет. У поворота на Дубровку (порядка 7-10 утра) забираю двух женщин – подвезти до дубровского молокозавода. Говорят, работы в Дубровке больше нет никакой. По Дубровке и по пути на Рогнедино наблюдаю несколько велосипедистов. Вернее, велосипедисток. Все видимо на тот же молокозавод. Кто-то стоит и греет руки. За окном -23. Праздники, транспорт не ходит. А может, и всегда не ходит в это время.
    Останавливаюсь напиться компота, пока тёплый. Было 1,5л компота, 1л чая, 0,6л воды, контейнер гречки с курицей, какие-то сладкие булочки, 6 яблок… Замечаю что на улице совсем дубак. Выхожу оценить температуру. 2 свитера + осенняя куртка…. Хватит?... Не хватит. Пододеваю под куртку ещё куртку – лёгкую от спортивного костюма, пока ещё есть время согреть это всё собой в машине. Получаю отличный непродуваемый вариант одежды. Боязно только за лицо. Ну да это уже ничего, отогрею, и балаклава есть. Докатываю в Шаровичи как раз к 8 утра. Они немного в низине. Спустившись туда, вижу что уже -26. Почти что витин дом.
    [​IMG]
    Что-то около 145км я проехал до сюда на машине. Асфальт оказался вполне достойным. Лишь километра 3 по рогнединскому району было неважнецки.
    Витя удивился, что я один. Но частица Алекса была всё же с нами – оставленное описание и советы. Пару минут обсудили примерное направление. Порядка 8-15, мы вышли в предрассветную стужу. Впереди нам предстояло не менее 30км нехоженных мной ранее земель, на которых две немаленьких реки (Десна, Снопот) в кайме высоких берегов, поднимающихся выше макушек прибрежных деревьев, почти нет живых деревень, есть несколько памятников Великой Отечественной, и ещё следы войны – ДОТы, окопы, противотанковые рвы. Маршрут более чем просто насыщенный…В итоге путь получился таким –
    https://www.gpsies.com/map.do?fileId=zsuqesheblydpido
    Шлось бодро. Дышать было не холодно. Пальцы собирались мёрзнуть, если ими брать фотик. Давно перед этим не ходили с Витей, уже отвык даже… За разговором, дошли до железнодорожного моста через Снопот. На нём установлен памятник Герою Советского Союза, ценой своей жизни взорвавшему мост при отступлении в начале октября 41-го.
    http://www.poisk32.ru/index.php?s=&showtopic=16487&view=findpost&p=159903
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Здесь, по берегам Десны и Снопота, проходила линия обороны советских войск. Возводили её в спешке в июле-августе 41-го. Для этого сюда были мобилизованы даже столичные жители – студенты, служащие. Ну и разумеется, все местные. Читаем в донесениях того времени – отсюда –
    http://bryanskfront.mybb.ru/viewtopic.php?id=82#p28658
    Работы начались 13 июля 1941-го
    “Боевое донесение №1. Комдиву 217.
    Штаполк 755. 7.00 14.7.41 ГЛУХОВКА.
    Карта 1:50000.
    1. Рекогносцировка участка произведена:
    а/ Передний край – установлен.
    б/ Районы батальонам нарезаны.
    Система огня командирам батальонов не организована, так как время одного дня недостаточно. На участке полка мной встречен майор КУРЕНКО, являющийся представителем 28 Армии, последний меня информировал: рекогносцировочная группа Армии уточнила батальонные районы, произвела посадку огневых точек, наметила противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, однако на мои требования вручить мне схему произведенных рекогносцировочных работ и произвести передачу всего выполненного рекогносцировочной группой – майор КУРЕНКО может в 13.00, для чего мы с ним и встретимся в Н. БУНЕВО.
    2. На участке полка в районе КОПАНЬ сосредоточено тысячи комсомольцев к работе по заболачиванию, отрывке рвов и эскарпов по плану Штарма приступили.
    В районе Н. БУНЕВО к вечеру 14.7.41 сосредотачивается одна тысяча комсомольцев, план работ подготовлен, к работе будет приступлено 15.7.41 г.
    В районе БУДА сосредоточено 3 тысячи осужденных. Задания на производство работ не имеют, веду переговоры с майором КУРЕНКО, на передачу их в мое распоряжение к 15.7 для производства работ в полосе предполья.
    3. Для согласования вопросов использования местных ресурсов и сил, я посетил председателя РОГНЕДЕНСКОГО Райисполкома, последний меня информирован, что вся рабочая сила и шансовый инструмент мобилизованы и отправлены на работу в распоряжение начальника Жуковского гарнизона, таким образом полк из местных средств может использовать крайне ограниченное количество инструмента, рабочей силы до 15-17 числа получить не сможет.
    Комполка 755 /НИЖЕГОРОДОВ/ ”
    В последующие дни, на участке 755-го полка, по донесениям, работало по 1-2 тысячи человек. Вернёмся в 2016-й. Нам предстоит, в том числе, и увидеть результаты деятельности тех тысяч человек.
    Ещё немного по жд полотну, потом по тропке. Выходим на дорогу. Новоалександровка.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Идём в Буду, в ней есть воинское захоронение. Тропок к нему нет, оно в 50м от дороги. Двое партизан и двое десантников.
    http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=18859
    [​IMG]
    [​IMG]
    Дальше Витя повёл лесом. Запомнились эти успевшие подняться ёлочки между колей.
    [​IMG]
    Лес негустой, идти да идти. Где-то по просеке.
    [​IMG]
    [img width=450 height=600]https://img-fotki.yandex.ru/get/38180/80631726.b6/0_befff_256f1b54_XL.jpg[/img]
    Выходим на уверенную грунтовку. Часа полтора в пути… перекусить. Достаю яблоки. Как я их ни укладывал в рюкзаке в рукавицы и к термосу, а всё равно морозец уже прихватил. Побыстрее съесть. Денёк занимался яркий. Но пока ядрёно.
    [​IMG]
    Идём куда-то в сторону ур. Красная Гора. Алекс советовал нам там что-то посетить… Дороги приятны.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Характер рельефа опишу так. Мы в междуречье Десны и Снопота. Восточнее Снопот. Западнее неподалёку Десна. К ней очень ощутимый рельеф, и края оврага как щупальца вцепились в поля и перелески. Вот этот-то рельеф и явился естественной основой линии обороны советских войск летом 1941-го года. Зачем мы шли в Красную Гору… кажется, там в окрестностях нам Алекс обещал двух-амбразурный ДОТ. Но мы до туда не дошли, с километр. Мне тут всё ново, и прикинув расстояние и время, и то что хотим немного увидеть и берег Снопота, решили повернуть здесь. Что значит повернуть – значит спуститься в овраг. И оврагом идти на юг, т.е. почти обратно.
    Спустились. В овраге однако темнее, чем там, наверху. Но тут память о тех годах хранит противотанковый ров.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Впрочем, ещё немного ниже рва, идёт пропашка, по которой мы частенько шли.
    [​IMG]
    Неожиданно, Витя заметил первый ДОТ. Он был метрах в 70-100 за противотанковым рвом. Даже целый. Витя говорит, много дотов тут разрушено в советское и пост-советское время, на металл.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Движение по оврагу требовало немалых затрат физических сил. Приходилось набирать – сбрасывать по метров 5 высоты, то перешагивать деревья. Кроме того, мы частенько поднимались с низа, в поисках дотов, забегая эти метров 20 высоты почти до верха. Согрелись. Это было самое тёплое время этого дня, я чуть было не снял что-то одно из двух курток и двух свитеров. Но не стал этого делать чтоб в руках не таскать, оно и к месту оказалось. Потом теплее не стало…
    Пообедали. Идём дальше, часто по насыпи рва. Его направление как раз нам по пути.
    [​IMG]
    ДОТ. Развалины.
    [​IMG]
    Периодически пересекаем ручейки, из подгорных родников. Один раз видели захоронение недалеко от рва.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Выходим к солнышку наверх. Внизу пойма Десны, перепад внушает… Витя кажется сказал что где-то тут спускался вниз, и было метров 40 по вертикали.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    ДОТ. Развалины. Обзор… впечатляет!
    [​IMG]
    [img width=450 height=600]https://img-fotki.yandex.ru/get/9325/80631726.b6/0_bf015_f5725a2e_XL.jpg[/img]
    Подходим к посёлку Будянский. Солнце в зените этого яркого но всё же короткого дня.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Домов 10. Большинство жилые.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    3 девИцы под окном…
    [​IMG]
    Но какой же красивой в этот день была приснеженная трава! И пусть солнышко радует теплом глаз, да мороз щёки кусает…
    [​IMG]
    Тропка на жд платформу…
    [​IMG]
    Хороша чистота, хороша когда та…
    [​IMG]
    Жив посёлок Будянский. Да нет уж здесь поездов. Ветка с Кирова на Рославль. Забытое направление. С Кирова раньше ходила матриса только до Бетлицы, один вагон раз в день. Вроде нет уж и его. А раньше-то Витя сюда и по жд ездил… Вот и глядит ровной снежной гладью жд платформа Жалынец.
    Дорога… куда тут может вести дорога?…
    [​IMG]
    Правильно, к кладбищу.
    [​IMG]
    Впрочем, идёт и дальше. Зачем нам туда? Там тоже велись работы в “полосе предполья”… ров, ДОТы… Лес местами не шибко прохожий, много завалов. Тут и склоны рва выражены чётче.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Очередной.
    [​IMG]
    Рельеф местности слабее. Возможно, это причина того, что в тех краях рвы не только прорыты, но и прорыты не в один ряд, местами пересекаются под 90 градусов. Чудовищная работа… и всё впустую. Увы, это не помогло нашим войскам. Да и в тех случаях если танки доходили до рвов, то в ров загонялся 1 танк, остальные переезжали по нему…
    [​IMG]
    [​IMG]
    Выходим на какую-то дорогу. Как говорит Витя, там есть брод через Десну. Тем интереснее здесь оказаться летом… но пока всё никак.
    [​IMG]
    Обедаем второй раз. Солнышко становится закатным. А нам ещё километров 12… а то и 15…
    [​IMG]
    Ещё один. Неожиданно так, выходишь из леса – и вот он.
    [​IMG]
    Дороги хороши. И вечер тоже.
    [img width=450 height=600]https://img-fotki.yandex.ru/get/37861/80631726.b7/0_bf02a_c5603670_XL.jpg[/img]
    [​IMG]
    Движемся в сторону Сокольего Бора. Снова склоном. Красивый и отнюдь не молодой лес.
    [​IMG]
    [img width=450 height=600]https://img-fotki.yandex.ru/get/26352/80631726.b7/0_bf02d_6bae8277_XL.jpg[/img]
    [img width=450 height=600]https://img-fotki.yandex.ru/get/25826/80631726.b7/0_bf02e_83b104b8_XL.jpg[/img]
    [​IMG]
    [​IMG]
    И ещё
    [img width=450 height=600]https://img-fotki.yandex.ru/get/37861/80631726.b7/0_bf031_59a71691_XL.jpg[/img]
    Вырубка.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Получается, лес пилить всё равно можно…
    [​IMG]
    Наконец, Соколий Бор. Населёнка на большой высоте над Снопотом и Десной, без мостов напрямик, как на полуострове.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Воинское захоронение
    http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=18862
    [​IMG]
    ДОТ и здесь. Витя сказал, что после войны здесь жила семья.
    [​IMG]
    От Сокольего Бора прямой путь – на Шаровичи. Куда мы и идём. Качество дорог меня особо не впечатлило – для велосипеда не самые лучшие. Много вырубок, намекающих, что качество дорог тут очень непостоянно.
    [​IMG]
    [​IMG]
    А вот и Снопот. Прямо возле дороги.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Заходим к воинскому захоронению в бывшем посёлке Мамочкин.
    http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=18863
    [​IMG]
    [​IMG]
    Вскоре делаем одну ошибку, пытаясь тут срезать. Сворачиваем направо.
    [​IMG]
    С километр отходим но понимаем, что хоть до моста через Снопот с километр, но дорога полностью глохнет, остаётся слабая тропка, и уже почти темень… у меня фонаря не было, у Вити как потом оказалось, был…. Вернулись на дорогу, 2-3 км (колейность, на велике я бы напрягся) – и мы у жд. Поднимаемся на полотно. Полная тьма.. светит лишь луна, да снежок отражает. Ноги тяжелы, не то слово… кое-как доходим последние 2км до Шарович до машины. Включаю её, показывает минус 18 градусов… так и не прогрело особо за день. Витя смотрит навигатор, чуть за 40 км. При сохранении трека километраж уменьшился, т.к. мы частенько ходили без больших перемещений в поисках ДОТов.
    Потом дорога домой в борьбе со сном…. И всё, финиш этого одного из самых ярких для меня, выходов.
     
    Последние данные обновления репутации:
    kress 71: 1 пункт (Спасибо за память!) 22 дек 2017
    Панаев: 1 пункт (Спасибо!!!!) 22 дек 2017
    PaulZibert: 1 пункт (За отчёты и силу!) 25 дек 2017
    Vovan171, PaulZibert, Джуз и 4 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    kress 71 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 янв 2009
    Сообщения:
    3.278
    Спасибо SB:
    16.573
    Отзывы:
    942
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    археология войны 1812г
    Спасибо за память!
     
    svi-yura нравится это.

Поделиться этой страницей