Детская железная дорога в Иркутске

Тема в разделе "Железная дорога", создана пользователем Wolf09, 19 мар 2019.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.595
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Первая Детская железная дорога в Советском Союзе открылась в Тбилиси в 1935 году.
    Через год вступила в строй ДЖД в Красноярске.
    А еще год спустя в Иркутске во Дворце пионеров, где активно работал кружок "Юный железнодорожник", собралась группа энтузиастов, мечтавших и в городе на Ангаре проложить детскую магистраль.

    В начале 1937 года коллектив дворца, комсомольские организации вагонного депо Иркутск Пассажирский, паровозного депо Иркутск Сортировочный и завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева выступили с предложением о строительстве в городе детской железной дороги. Инициативу поддержали горком и обком ВЛКСМ, обком ВКП(б), горисполком, руководство Восточно-Сибирской железной дороги и общественность города.

    Даешь Малую восточно-сибирскую!

    ДЖД было решено разместить в парке в предместье Pабочем. В то время парк в обиходе называли иркутской Венецией, потому что в нем были искусственные пруды, лодочная станция и мост.
    Проект дороги разработали специалисты проектной конторы ВСЖД в феврале 1937 года.
    Весной того же года началось строительство. Вечерами, после работы, и в выходные сотни комсомольцев и родители будущих хозяев Малой Восточно-Сибирской шли прокладывать путь и возводить служебные здания дороги. Возглавил строительство Константин Леонтьевич Гончарук, начальником штаба стал директор Дворца пионеров Борис Александрович Костюковский, техническим директором — Валентина Петровна Александрова.

    Средства на народную стройку жертвовали все организации города.
    Предприятия скооперировались: ВСЖД заказала проект зданий, рельсовые пути прокладывали работники завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева, ВСЖД и комсомольцы других иркутских организаций. Узкоколейный паровоз "Компаунд" привезли из Киева. Вагоны предоставили Иркутское и Слюдянское депо.

    Стройка требовала большого количества шпал, кирпича, гравия, сантехнического и прочего оборудования. Первыми здесь пришли на помощь ВСЖД, Лисихинский кирпичный завод, завод инертных материалов, Иркутский лесозавод, локомотивное депо Иркутск-Сортировочный, вагонное депо Иркутск-Пассажирский, Слюдянское паровозное депо, завод тяжелого машиностроения и другие организации.

    Одновременно со строительством дороги инструктор Дворца пионеров Андрей Евтихьевич Дрягин обучал ребят, которые должны были в день открытия обеспечить движение поездов.
    За месяц до пуска дороги в эксплуатацию на педсовете Дворца пионеров и школьников был утвержден командный состав дороги. Роман Атласов был назначен заместителем начальника дороги, Георгий Руденко — начальником паровозной службы, Евгений Смирнов возглавил службу связи, а Юрий Кудрин — службы движения. Первыми начальниками ДЖД стали Валентина Петровна Александрова и восьмиклассник школы N 13 Боря Богоявленский.

    2.jpg
    Во Дворце пионеров обучались ребята, которые в день открытия обеспечивали движение поездов

    1 ноября 1939 года бюро Иркутского обкома партии приняло решение о пуске ДЖД. Ровно через неделю, 8 ноября, в два часа дня состоялось торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги. Событие транслировалось по радио, в газете "За здоровую смену" печатались фотографии юных специалистов. Торжественный митинг, в котором участвовало около пяти тысяч человек, открыл секретарь обкома комсомола Арон Борисович Генкин.
    Первые 114 юных железнодорожников приняли детскую дорогу в дар от взрослых.

    1.jpg
    Отправление поезда с Малой Восточно-Сибирской дороги, 1939 год. Узкоколейный паровоз "Компаунд" привезли из Киева. Вагоны предоставили Иркутское и Слюдянское депо

    Начальник Малой Восточно-Сибирской дороги Борис Богоявленский отдал рапорт о готовности ДЖД к эксплуатации начальнику Восточно-Сибирской дороги Михаилу Петровичу Сычеву, и паровоз с тремя деревянными двухосными вагонами под марш духового оркестра двинулся в свой первый рейс протяженностью 1800 метров от станции Солнечной до станции Пионерской.
    Работу дороги обеспечивала смена из тридцати ребят в новенькой, с иголочки, железнодорожной форме.
    В первый рабочий день поезд совершил пять рейсов, перевезя около полутысячи пассажиров. Приказом номер 24 от 11 ноября 1939 года начальника ВСЖД детская железная дорога была принята в эксплуатацию, ей присвоено официальное наименование "Малая Восточно-Сибирская".

    ДЖД тоже ковала Победу

    В 1941 году завершилось строительство паровозного депо. Дорога стремительно развивалась.
    Но наступило 22 июня. С началом войны в помещениях ДЖД разместился военкомат. Заводу имени Куйбышева был передан паровоз, на котором 16—17-летние машинисты с ДЖД перевозили военную продукцию на станцию Иркутск-Пассажирский. А более взрослые воспитанники Малой дороги ушли добровольцами на фронт. Семеро из них — Витольд Бушман, Евгений Смирнов, Владимир Полозов, Александр Мазов, Станислав Куликов, Владимир Кулик и Геннадий Герман — сложили головы в боях за свободу Отечества.

    Но невзирая на военное лихолетье иркутские школьники, имевшие тягу к железнодорожному транспорту, как и в мирное время занимались в технических кружках Дворца пионеров. Чтобы научиться хорошо водить паровоз, в зимние каникулы юные машинисты ездили с лучшими машинистами депо Иркутск-Сортировочный по маршруту Иркутск — Черемхово.

    Детям — новейшие знания и технику

    После победы завод имени Куйбышева вернул локомотив "Компаунд" его юным хозяевам, и с 1947 года Малая Восточно-Сибирская железная дорога возобновила свою работу.

    3.jpg
    "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!"

    По окончании общеобразовательной школы воспитанники ДЖД в торжественной обстановке получали свидетельства с рекомендацией для поступления в институты и техникумы железнодорожного транспорта.

    7.jpg
    По настоящему мосту

    В 1959 году дорога была оборудована полуавтоматической блокировкой и получила два тепловоза ТУ-2 и один тепловоз ТУ-7. А паровоз вновь отправился на ИЗТМ, где верой и правдой служил до 70-х годов. В 1964 году на смену старым деревянным вагончикам пришли четыре комфортабельных цельнометаллических вагона польского производства.
    В 1973 году локомотивный парк дороги пополнился тепловозом ТУ2-053.

    5.jpg
    Новый локомотив. 1960-е

    В 1967 году в Москве собрались делегаты от всех детских железных дорог СССР. Готовясь к дорожным и сетевым соревнованиям в честь 50-летия образования СССР, ребята с Малой Восточно-Сибирской изготовили электровоз с программным управлением из двадцати четырех команд, робота, способного продавать билеты, модель снегоочистителя, модель первого тепловоза, построенного в Советском Союзе. Работы иркутских школьников получили самые лестные отзывы специалистов.

    4.jpg
    Проводницы. 1960-е годы

    Мучительная смена прописки

    В 1962 на месте иркутской Венеции началось строительство жилого массива. Был разработан проект переноса ДЖД на берег реки Ушаковки. Но из-за отсутствия финансирования он не был реализован и дорогу просто укоротили. Колея длиной 920 метров (полная эксплуатационная длина составляла 1528 метров) проходила между заборами, гаражами и свалкой строительного мусора.

    6.jpg
    "Внимание! Состав отправляется!". 1960-е

    В 1984 году проверить состояние детской дороги приехал начальник ВСЖД Шалва Омехович Цинцадзе.
    Шалва Омехович был поражен увиденным и пообещал начальнику ВС ДЖД Валентину Ивановичу Красюкову воспользоваться грядущим 300-летним юбилеем Иркутска и заручиться поддержкой городских властей в переносе ДЖД на ангарские острова Юность и Конный. Железнодорожники обязались проложить путь и приобрести подвижной состав для новой ДЖД.
    Остальную инфраструктуру должны были построить городские организации.

    8.jpg
    Товарищи ожидающие

    Очень быстро на острове Юность на две трети от запланированного сделали насыпь и уложили 400 метров пути. Но когда празднование юбилея Иркутска закончилось, закончился и интерес города к строительству новой детской дороги. Остро не хватало денег. Чтобы окончательно не заморозить стройку, был открыт банковский счет. Средства приходили от самых разных людей. Даже две маленькие девочки переслали 25 рублей в надежде, что через некоторое время они прокатятся по ДЖД. Общими усилиями стройка оживилась.

    В 1987 году строительство опять было приостановлено из-за безденежья и возобновилось лишь в мае 1992 года. К этому моменту было отсыпано 2,6 км земляного полотна, уложено 350 метров пути, закуплено 14 вагонов ПВ-51 и два тепловоза ТУ-7, построен мост между островами.

    Наконец в три часа ночи 2 августа 1992 года завершились основные работы на рельсовой колее, а в 9 часов утра состоялся пробный рейс. Но предстояло еще возвести здания. А пока от непогоды ребята укрывались в вагончиках.

    В начале 2000 года над дорогой в который уже раз нависла угроза закрытия, поскольку новый автомобильный мост через Ангару по первоначальному проекту накрывал часть территории ДЖД. После вмешательства прессы проект моста был подкорректирован в пользу юных железнодорожников. В том же году ВСЖД взяла на себя все расходы по достройке Малой дороги. И уже в сентябре 2000-го первый кирпич лег в кладку здания учебного корпуса.

    Иркутская ДЖД — лучшая в России

    В 2001 году современный учебный корпус на станции Солнечной был торжественно открыт, а в 2003 году вступил в строй новый вокзал, построенный по проекту архитектора Распутина, а также две новые станции, Родники и Ангара, оборудованные электрической централизацией. Полным ходом сейчас идет строительство локомотивно-вагонного депо и оборудование дороги двухсторонней автоблокировкой. Ребята обживают собственный стадион. В перспективе — строительство лодочной станции.

    Сегодня Иркутская детская железная дорога, которой в 2003 году было присвоено имя бывшего начальника ВСЖД Георгия Ивановича Тетерского, — ведущая в России. Это подтверждает обилие призов, завоеванных нашими юными земляками на всероссийских и международных конкурсах.
    В 2003 году в Иркутске прошел международный слет юных железнодорожников. По его итогам ребята с Малой ВСЖД признаны лучшими в сети дорог России и стран СНГ. Эти успехи достигнуты еще и потому, что эксплуатационное и учебное оборудование, которым оснащена Иркутская ДЖД, имеется далеко не на всех "взрослых" железнодорожных магистралях России.

    За 65 лет работы Иркутской детской железной дороги более 36 тысяч мальчишек и девчонок с различных станций Большой Восточно-Сибирской обучились на Малой ВСЖД железнодорожным специальностям. Около 8 тысяч из них связали свою судьбу с железнодорожным транспортом, многие стали крупными руководителями на стальных магистралях России.

    https://ok.ru/pro38irkutsk/topic/66305969488100

    Поезд ведёт паровоз серии 159
    Фото из архива Иркутской ДЖД. 1939 год.

    1.jpg

    Танк-паровоз 57-90.
    Фото из фондов РГАКФД. 1951 год.

    2.jpg

    На мосту – поезд с паровозом 57-90 во главе.
    Фото начала 1950-х годов из архива А.К. Филиппова

    3.jpg

    Паровоз 159-70 во время среднего ремонта.
    Фото, предположительно, начала 1950-х годов из архива А.К. Филиппова

    4.jpg

    Пассажирский вагон.
    Фото начала 1950-х годов из архива А.К. Филиппова

    5.jpg

    Слёт преподавателей детских железных дорог.
    Фото начала 1950-х годов из архива А.К. Филиппова

    6.jpg

    Поезд «старой» Иркутской ДЖД.
    Фото из собрания Д.Зиновьева. Год неизвестен.

    7.jpg

    Поезд на мосту.
    Фото 1970-х годов из личного архива Т. Алтбергса

    8.jpg

    Поезд ведёт тепловоз ТУ2-228
    Фото из архива Иркутской ДЖД. 1974 год.

    9.jpg

    Поезд прибывает на станцию Пионерская.
    Фото из архива Хабаровской ДЖД. 1975 год.

    10.jpg

    Тепловоз ТУ2-053 на станции Пионерская.
    Фото Вадима Миронова. Август 1983 года.

    11.jpg

    Весь подвижной состав на станции Солнечная.
    Фото Петера Ромена (Австрия).

    111.jpg

    Подвижной состав на станции Солнечная.
    Фото Петера Ромена (Австрия).

    333.jpg

    Тепловоз ТУ2-228 на станции Солнечная.
    Фото из коллекции Дмитрия Зиновьева.

    444.jpg

    Поезд ведёт тепловоз ТУ2-228.
    Фото из архива Иркутской ДЖД. 1992 год.

    222.jpg

    Тепловозы ТУ2-228 и ТУ7-2925 на станции Солнечная.
    Фото из коллекции Дмитрия Зиновьева.

    555.jpg

    Тепловоз ТУ2-228 на станции Солнечная.
    Фото из коллекции Дмитрия Зиновьева.

    6.jpg

    Тепловозы ТУ2-053 и ТУ7-2925 на станции Солнечная.
    Фото Михаила Крайнова. Июль 2001 года.

    7.jpg

    Поезд на мосту.
    Фото Михаила Крайнова. Июль 2001 года.

    8.jpg

    Подвижной состав на станции Солнечная.
    Фото Василия Турченко. 13 сентября 2003 года.

    9.jpg

    Подвижной состав на станции Солнечная.
    Фото Василия Турченко. 13 сентября 2003 года.

    10.jpg

    Тепловоз ТУ2-053 на станции Солнечная.
    Фото Василия Турченко. 13 сентября 2003 года.

    01.jpg

    Тепловоз ТУ2-228 перед локомотивным депо.
    Фото Владимира Пашкова. 10 июня 2006 года.

    02.jpg

    Тепловозы ТУ2-228 и ТУ7-2925 перед локомотивным депо.
    Фото Владимира Пашкова. 10 июня 2006 года.

    03.jpg

    Тепловоз ТУ2-053 на станции Солнечная.
    Фото Владимира Пашкова. 10 июня 2006 года.

    04.jpg

    Тепловоз ТУ2-228 после модернизации.
    Фото предоставлено Виктором Тарутой. Май 2007 года.

    05.jpg

    Тепловоз ТУ2-228 после модернизации.
    Фото предоставлено Виктором Тарутой. Май 2007 года.

    06.jpg

    Тепловоз ТУ2-228 после модернизации.
    Фото предоставлено Виктором Тарутой. Июль 2007 года.

    07.jpg

    Тепловоз ТУ2-228 после модернизации.
    Фото предоставлено Виктором Тарутой. Июль 2007 года.

    08.jpg

    Дизель ЯМЗ-238 в машинном отделении тепловоза ТУ2-228.
    Фото предоставлено Виктором Тарутой. Июль 2007 года.

    09.jpg

    Тепловоз ТУ2-053 после модернизации.
    Фото Андрея Малышева. Май 2008 года.

    111111.jpg
     
    PaulZibert нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей