Дороги Смоленщины

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Абр, 2 мар 2009.

  1. Абр
    Offline

    Абр Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2009
    Сообщения:
    152
    Спасибо:
    27
    Отзывы:
    1
    Из:
    Smolensk
    Попалась интересная статья.
    От стёжек и троп...
    Шоссе – это своего рода неконструкционный элемент автомобиля. В странах с ограниченной территорией и бурным ростом производства автомашин, одновременно бурно увеличивалась и протяженность шоссейных дорог. В России же с ее огромными пространствами в первые десятилетия ХХ века машин было очень мало. Так в 1910 году в Московской губернии насчитывалось лишь 558 машин, а в Смоленской – всего 6.
    Хотя статистические данные времён Первой Мировой войны, касающиеся работы шоссе Москва – Брест в 1914 – 1918 годах, крайне скудны, главный вывод очевиден – это направление, как и вся организация дорожного дела в России, не обеспечивало даже минимальные потребности войск. Хотя задолго до войны Германия считалась главным потенциальным противником России, подготовка дорожной сети к войне не велась. Отечественные стратеги почему-то полагали, что военные действия будут вестись на территории противника.

    Чтобы координировать работы по содержанию и строительству дорог, 18 сентября 1916 года при Министерстве путей сообщения было создано специальное Управление шоссейных дорог (сокращенно Упшосс). Однако его региональные организации, которым, собственно говоря, и предстояло заниматься конкретными дорожными делами, начали формироваться лишь к лету 1917 года.

    Известное выражение разбойник с большой дороги и печально знаменитый лозунг Грабь награбленное!, помноженные на крылатые песенные слова весь мир насилья мы разрушим до основанья привели к тому, что и после окончания военных действий разбой, грабеж и разрушение еще долго не хотели уходить с русских дорог.

    К началу 30-х годов СССР имел всего около 20 тыс. автомобилей. Поэтому работы на дороге Москва-Минск в то время вызывались лишь крайней необходимостью и в основном ограничивались ликвидацией серьезных повреждений проезжей части и реконструкцией искусственных сооружений. Что касается нового строительства, заметным событием тех лет стало сооружение крупного моста через р. Березину.

    Гитлер строительством своих дорог прозрачно намекнул, что победа может приехать по автобанам, чтобы завершиться ударом куда более грозного оружия, нежели штык. Своеобразным ответом Советского Союза на этот дорожный вызов, стало строительство сверхсовременной магистрали Москва – Смоленск – Минск и далее на Брест, от которого открывался прямой путь на Берлин. В 1934 году вышло постановление Совета народных комиссаров СССР О мерах по улучшению дорожного хозяйства, а уже со второй половины года начались изыскания и проектирование трассы, которые проводились весь следующий год.

    Первоначально предполагалось, что новая дорога пройдет по старому Смоленскому тракту. Но будущая магистраль, замышлявшаяся как современная скоростная дорога, плохо совмещалась с узким старинным трактом, который проходил через множество сел и городов. Пришлось проектировщикам заново прокладывать дорогу через леса, болота и поля, обходя крупные населенные пункты и промышленные центры Московской и Смоленской областей и БССР.

    Поначалу автомагистраль должна была иметь 18-метровую ширину проезжей части плюс 3-метровую разделительную полосу. Но это еще не все. В то время применявшиеся в сельском хозяйстве тракторы имели огромные, в человеческий рост, железные колеса, снабженные металлическими шипами. Чтобы эти мастодонты не портили асфальт, специально для них сбоку основной трассы предполагалось проложить тракторные пути. Пересечение автодорог с железнодорожными путями в одном уровне – до сих пор большая головная боль, как для дорожников, так и для МПС. Чудо-дорога решала эту проблему тем, что по проекту все пересечения с рельсами и другими большими автодорогами осуществлялись в разных уровнях. Для прогона на пастбища и обратно колхозного и совхозного скота через каждые 5 километров они предусмотрели сооружение под магистралью специальных каменно-арочных скотопрогонов. Но, подсчитав затраты, экономисты пролили на головы проектировщиков холодный душ. Пришлось ужиматься, наступать на горло широкой дорожной песне, принимать более скромный вариант. Но и этот вариант был на уровне лучших европейских образцов. Окончательное решение сводилось к тому, что при общей протяженности в 695 км первый советский автобан обзаведется проезжей частью шириной в 12 м (под Москвой – 18,5 м), что обеспечит расчетную скорость – 120 км/час. В июне 1938 года смета была утверждена, банки открыли финансирование, и во второй половине года гигантская стройка полным ходом двинулась вперед. Сроки завершения строительства были установлены убийственными – не позднее IV квартала 1940 года.

    Предстояло добыть, привезти, переработать и уложить в предназначенное им место: железобетона – 113 тыс. куб. м, камня – 655 тыс. куб. м, щебня – более 630 тыс. куб. м, гравия – более 1 млн. куб. м, песка – 2,5 млн. куб. м. Каменные материалы для искусственных сооружений и дорожных одежд, к которым предъявлялись очень высокие требования, доставлялись с Украины – со специально организованных гранитных карьеров – Могилянского и Норильского. Валунник везли также с Валдая и других мест. Требовалось соорудить 627 транспортных развязок, 9 трубопроводов, построить 115 мостов общей длинной 3,07 км. В том числе и через такие крупные реки, как Днепр, Вопь, Вязьма, Березина и др. В среднем на один километр дороги приходилось 5 м мостов и одна труба.

    Около 105 тысяч человек и 12 тысяч лошадей – это и была главная тягловая сила, которая тащила на себе весь воз работ. Люди расчищали трассу, сносили строения, корчевали пни, возводили земляное полотно. На небольшие расстояния грунт перемещали тачками, грабарками и небольшими тракторными лопатами, на более дальние – автомашинами грузоподъемностью 1,5 – 3 тонны. Чтобы возвести земляное полотно, (трасса шла и через болотистые места, и через заболоченные поймы рек) пришлось перевернуть 20 млн. куб. метров земли – почти столько же, сколько при строительстве Беломоро-Балтийского канала. Строительство дороги Москва – Минск происходило в то время, когда по всей стране все новые и новые лагеря в небывалых масштабах развертывал ГУЛАГ. Собственно говоря, стройка и проходила под эгидой ГУЛАГа, и являлась составной частью его самого. Наряду с рабсилой, которую поставлял Вяземлаг, на стройке работало незначительное количество вольнонаемных из близлежащих сел, деревень и городов.


    ВОЕННЫЕ ГОДЫ


    Как известно, в Первую Мировую войну германские войска почти нигде не создали угрозы собственно русским землям. Ни Санкт-Петербург, ни Смоленск, ни Москва, ни Царицын за всю войну не были захвачены или окружены. Приблизиться к ним противник так и не сумел. А вот итоги последней июньской недели 1941 года оказались катастрофическими. Нанося удары по трем главным направлениям (на Ленинград, Москву и Киев), германские войска уже на шестой день войны захватили Минск. Западное направление (автомагистраль Минск – Москва) стало центром грандиозного противоборства, в ходе которого отборные войска вермахта старались проложить себе прямой путь на Москву. Минское шоссе (своеобразный полуфабрикат так и не завершенной автомагистрали) и примыкающие к нему дороги не справлялись с потоками нахлынувшего транспорта.

    С наступлением гитлеровцев строительство дороги Москва – Минск приостановилось. 15 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) N 163 Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах и формировании автотранспортных батальонов. На фронтах и армиях появились автодорожные отделы. Десятки тысяч вчерашних дорожников становились бойцами формирующихся автотранспортных и дорожно-эксплуатационных батальонов и полков. Пусть никого не обманывает название. Это были настоящие солдаты. Многие дорожные части попадали под удар, отходя на восток, становились неотличимы от пехоты и вместе с ней принимали участие в кровопролитных боях. Учитывая столпотворение, творившееся на дорогах, можно только удивляться, как дорожные части ухитрялись восстанавливать, содержать и ремонтировать дороги, пристраивать к ним новые участки с грунтовым покрытием.

    В ходе германского наступления само Минское шоссе пострадало сравнительно мало. Наши войска, отходя, почти все искусственные сооружения (мосты, путепроводы, трубы) оставили целыми. Немцы дорогу, конечно же, бомбили, но осторожно, таким образом, чтобы не повреждать само дорожное полотно. В предвидении того, что оно им сильно (как они надеялись) пригодится в будущем.

    Последним пунктом, до которого по автостраде Москва – Минск дошел враг, стала деревня Наро-Осаново. Тут уж немцы хозяйничали вовсю: стали ставить финские домики, прокладывать водопровод... Это было на 73-м километре от Москвы.

    6 декабря войска Западного фронта перешли в контрнаступление. Они наносили по захватчикам главный удар, и с тех пор Минское шоссе стало важнейшей магистралью, питавшей его мощь. К началу января 1942 года первый этап контрнаступления был успешно завершен. Группа армий Центр была отброшена от столицы на 100 – 250 км. В том же месяце управление дороги вернулось в подмосковный поселок Голицыно для обслуживания родного Минского шоссе. Здесь управление (под несколько иным названием) дислоцируется до сих пор.

    Когда война повернула вспять, наш Западный фронт ударил по захватчикам вдоль Минского шоссе. Но на этот раз гитлеровцы постарались, чтобы после них ничего, хоть отдаленно напоминающего автостраду, не осталось. Изобретательно и методично они взрывали дорогу в самых уязвимых и трудно восстанавливаемых местах. Поэтому требовалась уйма сил и терпения, чтобы обеспечить наступающим частям хоть какой-нибудь временный проезд. Эта деятельность была и тяжким трудом, и боем одновременно.

    На излете советского наступления одна из многочисленных трагедий (память о них хранит почти каждый километр дороги) 23 апреля 1942 года произошла на 134-м километре Минского шоссе. Здесь теперь стоит обелиск. Части, действующие на этом направлении, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. И тогда лицом к лицу с врагом оказались бойцы одного из подразделений, обслуживающих военно-автомобильную дорогу Западного фронта – так тогда в сводках командования называлось Минское шоссе. Их было всего семь человек этих героев-дорожников, которые ремонтировали рядом с деревней мост через ручей. Пришлось отложить топоры и пилы и взяться за винтовки. Все они в неравном бою погибли.

    Оккупанты прочили русской земле участь колонии, неисчерпаемого источника сырья и рабов. Впрочем, Гитлером было сделано одно исключение – для транспорта.

    Единственное, что должно быть хорошо организовано на оккупированных русских территориях, – сказал 11 апреля 1942 года отец германских автотрасс – это транспорт. Ибо бесперебойная работа транспорта в стране есть одно из основных предварительных условий для установления над ней контроля и использования ее экономических ресурсов. И покоренные народы также обязаны знать, как работает транспортная система. Но это – единственное, чему мы их должны обучить.

    Гитлер – большой дока и по содержанию русских дорог. Все очень просто. Дороги должны очищаться сами собой. 9 июля 1942 года предусмотрительный фюрер уже думает о зиме: Поскольку зимой не представляется возможным содержать дороги в должном порядке, то с самого начала нужно пролагать дороги так, чтобы их ни при каких условиях не заносило снегом. Поэтому необходимо проводить их по насыпи, ибо снег держится лишь в том случае, если есть защита от ветра, а с насыпей зимние ветры его всегда сметут. Основания этих насыпей должны быть особенно прочными с учетом того, что бывают периоды, когда все вокруг утопает в грязи. Ту рабочую силу в русских деревнях и городах, которая не будет использована в сельском хозяйстве или военной промышленности, следует в первую очередь привлекать для строительства дорог. Особенно тяжко приходилось военнопленным. Эту дорогу они буквально устилали своими телами. Гибли в основном от голода и непосильной работы. Их хоронили по сто человек в день.

    С началом наступательных операций дорожникам очень пригодился опыт восстановления дорог, полученный в ходе наступления под Москвой. Только один ОДСБ за сутки в среднем восстанавливал примерно 15 км дорог или же настилал (обычно через болотистые участки) до 300 метров деревянного покрытия. Отмечая свое отступление, в полях вдоль Минского шоссе фашисты оставили тысячи березовых крестов на могилах своих солдат. Война многому научила дорожников. И, прежде всего тому, что дорогу даже в военных условиях, нужно делать крепко, надежно, капитально. Продолжением Минского шоссе на запад стало новое стратегическое направление – варшавско-берлинское. Направление нашей окончательной победы.



    Источник: http://m1-uprdor.ru/shownewsn.php?id=20
     
    Fathom и Рудов нравится это.
  2. jagd
    Offline

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    6.443
    Спасибо:
    1.000
    Отзывы:
    37
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленская область
    Интересы:
    водка
    Очень интересный материал. Спасибо.
     
  3. Nikolaj
    Offline

    Nikolaj Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2008
    Сообщения:
    8.711
    Спасибо:
    666
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Уважаемый Абр ,коль владеете такими знаниями,нельзя ли подкинуть материал по переустройству дорог,т.е.не помню где читал,что старая смоленская дорога по которой шел Наполеон после войны была немножко переделана всвязи с разбитыстию и захламленностью прежней?или что-то в этом роде,сам прекрасно понимаю что некоторые участки стар.смол.используются до настоящего времени.
     
  4. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Абр меня немного опередил с темой. Я тут накопил материалы по строительству трассы М1. Собираюсь открывать тему. Мои материалы не будут пересекаться с теми, которые здесь.
    По Старой Смоленской дороге надо открывать отдельную тему. Николай прав. И тема это будет большая! У меня уже столько долгов перед форумов, что боюсь на себя брать дополнительные обязательства. Но тем не менее. В ближайшие несколько дней обещаю открыть две темы по дорогам! B)
     
  5. Смоленский кладоискатель
    Offline

    Смоленский кладоискатель Завсегдатай SB

    Регистрация:
    28 фев 2009
    Сообщения:
    367
    Спасибо:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Ну как то интереснее, мне по крайней мере, старая.
    может я и не прав- посмотрим
     
  6. Абр
    Offline

    Абр Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2009
    Сообщения:
    152
    Спасибо:
    27
    Отзывы:
    1
    Из:
    Smolensk
    Смоленский тракт. Одна из старейших смоленских дорог, возникновение которой относится к ХIV-ХV вв.

    Вначале она была сухопутно-водной. Ее описывает австрийский посол С. Герберштейн в своих "Записках о Московитских делах" (Вена, 1557 г.).
    В последующие годы дорога постепенно спрямляется и становится "прямоезжей". Контуры ее можно проследить по разрядным столбцам 1654 г., где описан Смоленский поход царя Алексея Михайловича с указанием мест ночлегов и расстояния между ними. Сведения о дороге даны в книгах А. Мейерберга "Путешествие в Московию" (1661 г.) и "Сказание Адольфа Лизека о посольстве в Россию" (1675 г.), а также в "Путевом дневнике" стольника П.А. Толстого, отправленного в 1697 г. из Москвы на учебу за границу.
    К середине ХVIII в. дорога окончательно оформилась, была застолблена и оборудована почтовыми станциями и постоялыми дворами.
    Старая Смоленская дорога на протяжении веков была кратчайшим сухопутным путем в Европу. В 1812 г. по ней отступали русские войска до Москвы, а затем шло преследование отступающей наполеоновской армии. Через 100 лет, в 1912 г., по ней состоялся крестный ход с иконой Смоленской Божьей Матери Одигитрии от Смоленска до Бородинского поля, повторивший путь Иконы с русскими войсками в 1812 г. Сохранилось описание маршрута с указанием всех населенных пунктов и расстояния между ними. Дорога проходила по пяти уездам Смоленской губернии:
    Смоленский уезд - Волчейка, Козино, Лубино, Лешино, Бредиха, Кузино, Любково, Слотово, Кунцево;
    Духовщинский уезд - Пнева Слобода, Скрышево, Красная ель, Макеевская, Соловьево;
    Дорогобужский уезд - Коровники, Челновая, Дубки, Михайловка, Быково, Гончарово, Усвятье, Хатычка, Шагирки, г.Дорогобуж, Кузяево, Митюшино, Благовещение, Болдин монастырь, Щербинино, Васино, Славково, Чеботово, Прудище, Зарубежи;
    Вяземский уезд - Башуково, Лаптево, Станище, Семлево, Дягилево, Замарацские дворы, Ново-Троицкое, Поляново, Старое Поляново, Ечеистова Слобода, Юренево, Гулино, Лукьяново, г.Аязьма, Мясоедово (Гурки тож), Федоровское, Лежные дворы, Теплуха, Царево-Займище, Красная Слобода;
    Гжатский уезд - Семешкино, Ломы, Колокольня, г.Гжатск, Ивашково, Старое, Поляниново, Жулево, Свистово, Дурыкино, Халево, Дровнино, Григорово, Дорофеевка.
    Через две версты начинается Можайский уезд Московской губернии.
    Общая протяженность более 250 верст.
    В 1830-е гг. была сделана попытка шоссировать Старую Смоленскую дорогу, но из-за дороговизны и злоупотреблений подрядчиков шоссе было устроено только на участке Смоленск - Соловьево. Прошло оно не по старой дороге, а по указанию начальника путей сообщения генерала К.Ф. Толя через Гедеоновку, Сеньково, Кардымово и т.д.
    Генерал Толь в 1812 г. был квартирмейстером 1-й армии, войска которой при отходе из Смоленска по Старой Смоленской дороге были обстреляны артиллерией противника из-за Днепра, откуда хорошо просматривалась дорога; чтобы избежать этого в последующих возможных ситуациях, дорога была проложена севернее, по пересеченой местности.
    Взято с http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php...&Itemid=119
     
  7. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Предлагаю-таки, отдельную тему по Старой Смоленской дороге.
     
  8. владимир1
    Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    6.722
    Спасибо:
    8.603
    Отзывы:
    211
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Ну если говорить о дорогах, то как не говорить о знаменитых или известных родах извозчиков, деревнях, для которых этот вид деятельности был отновным. О правах и правилах извоза.

    Поддерживаю Кузьмича.
     
  9. Абр
    Offline

    Абр Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2009
    Сообщения:
    152
    Спасибо:
    27
    Отзывы:
    1
    Из:
    Smolensk
    Ну если про старую смоленскую нельзя, то пусть будет статья про гжатский тракт))))

    Лауреатами прошедших в Москве 2-х Всероссийских юношеских Королевских чтений стали школьники из Калуги, которые подготовили серию докладов по использованию космических снимков в своих первых исследованиях истории Калужской земли.
    Одна из работ школьников была посвящена истории Гжатского тракта – торгового пути из Юхнова в Гжатск, известного с конца XVI века, который соединял степные хлебные районы с северными губерниями страны. Однако к настоящему времени древняя дорога не сохранилась на всем протяжении.

    Школьники собирали древние карты, изучили историю края, доступные интернет-источники, нашли по спутниковым снимкам оставшиеся участки дороги и предприняли летом туристические походы по тракту.

    Гжатский тракт: от Петра Великого до гитлеровского нашествия

    Развитие Гжатского транспортного пути, как и многое в России начинается с Петра Великого, который издает указ о строительстве на реке Гжати пристани для вывоза товаров из южных и центральных российских губерний в столицу. Первый же хлебный караван, прибывший в Санкт-Петербург с Гжати, спас от голода тысячи строителей Ладожского канала. Петр Великий повелел считать Гжатскую пристань «житницей Петербурга».

    Быстрорастущая Гжатская слобода во времена Екатерины II становится уездным городом Гжатск (ныне – Гагарин) и получает герб в виде «нагруженной хлебом и готовой к отправлению барки».

    Торговый путь способствовал экономическому развитию края, вокруг росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани, не оставляя земледелия.

    В годы Отечественной войны 1812 года вдоль Гжатского тракта действовал партизанский отряд Дениса Давыдова и юхновские ополченцы Семена Храповицкого, благодаря чему Юхновский уезд не был оккупирован и разорен армией Наполеона.

    Существование Гжатского тракта заканчивается в ХХ веке. Транспортный путь изображен на русских картах издания 1911 года масштаба 1 к 300 000. В годы Великой Отечественной войны копии этих карт использовали части Вермахта при наступлении на Москву в октябре 1941 года в ходе операции "Тайфун".

    По данным немецких оперативных карт 1941 года, опубликованных в книге Льва Лопуховского "Вяземская катастрофа 1941 года", части моторизованной дивизии СС "Райх" (на карте – SS R), захватив Юхнов 5 октября 1941 года, прошли по Гжатскому тракту из Юхнова на Гжатск. В результате эсэсовцы перерезали Минское шоссе и 9 октября вошли в Гжатск, сформировав внешнее кольцо вокруг окруженных под Вязьмой советских армий.

    В ходе контрнаступления под Москвой в январе-марте 1942 года на Гжатском тракте снова развернулись кровопролитные бои, в результате которых 33-я армия легендарного генерала Ефремова, прорвавшаяся к Вязьме, попала в окружение.

    В дни контрнаступления под Москвой Гитлер в директиве от 15 января 1942 года требовал, чтобы при отводе немецких войск «дороги Юхнов-Гжатск-Зубцов-Ржев оставались свободны в качестве поперечной связи сзади фронта», однако удержать Гжатский тракт на всем протяжении гитлеровцам не удалось.

    Окончательное освобождение пришло только в марте 1943 года. Война стала катастрофой для края. После двухлетней оккупации и ожесточенных боев окрестные деревни были разорены или сожжены, а местные жители угнаны в Германию. Города Гжатск и Юхнов превращены в развалины. Отступая, гитлеровцы поджигали деревни и взрывали церкви.

    Гжатский тракт сегодня

    Сегодня некоторые участки Гжатского тракта послужили основой современных автодорог, в других местах движение по тракту затруднено даже на внедорожниках.

    На местности тракт угадывается среди заросшей травы по наличию насыпи и посадкам деревьев, благодаря чему местоположение дороги можно определить даже на детальных космических снимках.

    О прошедшей войне до сих пор напоминают памятные обелиски, следы от воронок, заросшие окопы и остатки колючей проволоки в лесу. Бывшие деревни, отмеченные на старых картах, сегодня превратились в отдельные дворы, а то и вовсе в погосты.

    В 2003 году на месте уничтоженной гитлеровцами на Гжатском тракте деревни Никитино, известной с XVI века, установлен поклонный крест.

    Часть древнего торгового пути сегодня проходит по территории национального парка Угра, где в бывшем здании Беляевского лесничества открыт тематический музей, посвящённый Гжатскому тракту.


    Российские и советские карты – две большие разницы

    В своих первых исследованиях калужские школьники столкнулись с вопиющими «вольностями» современных российских картографов. Так, в региональном атласе Калужской области 2002 года издания на месте начала Гжатского тракта у города Юхнова (стр. 11), показана автодорога с асфальтовым покрытием, пересекающая реку Угра через несуществующий мост
    Изучив побережье Угры в районе Юхнова, школьники установили, что моста здесь нет очень давно, много десятилетий. Как нет и асфальтированной трассы сразу за переправой (дорога начинается через несколько километров).

    Атлас издан 439-й центральной экспериментальной военно-картографической фабрикой, расположенной в Москве. На обложке атласа указано, что фабрика – ведущее предприятие топографической службы ВС РФ, которая выпустила атласы территорий уже 40 субъектов Федерации и не намерена останавливаться на достигнутом. Сейчас можно только предполагать, почему картографы решили «нарисовать» мост. Возможно, стройка был запланирована, но не реализована местными властями, но и этот факт не может служить оправданием для картографических фантазий.

    Интересно, что военные карты советской эпохи, доступные сегодня в Интернете, отражали реальность гораздо точнее, чем труды их российских последователей. На старой советской карте Генерального штаба ВС СССР 1985 года (масштаба 1 к 200 000), доступной на Интернет-сайтах, мост через реку Угру в районе Юхнова отсутствует, а сам Гжатский тракт показан грунтовыми или лесными дорогами.

    Космическое краеведение, опирающееся на достоверные и доступные космические снимки и исторические карты, становится новым и интересным направлением изучения истории края.

    Источник: http://rnd.cnews.ru
     
  10. jagd
    Offline

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    6.443
    Спасибо:
    1.000
    Отзывы:
    37
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленская область
    Интересы:
    водка
    Неточности на картах для врага, а военные нормальными картами пользуются :)
     
  11. Nikolaj
    Offline

    Nikolaj Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2008
    Сообщения:
    8.711
    Спасибо:
    666
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Разрешите уточнить,старая смол.дорога от пункта А до пункта Б ,т.е.от Москвы и до....(Берлина?).Что-то в сторону Красного из Смоленска по 3х верстке две дороги показаны:первая -понятно через Вишенки,вторая -вдоль Днепра и дальше непонятно-помогите слепому.
     
  12. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    23
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Абр @ 02 Марта 2009, 9:51)
    Попалась интересная статья.
    От стёжек и троп...

    В практически несуществующем уже музее завода имени Калинина года три назад разрешили перефотографировать большой альбом - рукопись по истории строительства трассы Москва - Минск. Дело в том, что завод в предвоенные годы выпускал дорожную технику, использовавшуюся при строительстве дороги. И в 1970-годы управление дороги Москва - Минск ГУШОСДОРа, составившее несколько таких альбомов, один подарило заводу. Если кому интересно, могу выложить фото
     
  13. Андрон
    Offline

    Андрон связной

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    2.403
    Спасибо:
    376
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Лопатинскiй садъ
    Интересы:
    эзотерика
    конечно интересно!)))
     
  14. Pavel
    Offline

    Pavel -

    Регистрация:
    31 авг 2009
    Сообщения:
    554
    Спасибо:
    147
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Москва
    Интересы:
    История Поречского уезда
    "Пути сообщения
    а) Сухопутные

    Смоленская губерния покрыта сетью дорог в разных направлениях. Главные внешние сообщения составляют: Московско-Варшавское шоссе, пролегающее через города Рославль и Юхнов и Витебско-Рославльское, соединяющее через Смоленск западную часть Империи с полуденными губерниями; также почтовые дороги: С.Петербургская и Московская. Второстепенные пути, для внутренних сообщений суть: почтовые дороги от Смоленска к уездным городам, не лежащим на главных сообщениях и купеческие бывшие почтовые дороги, между всеми уездными городами; наконец дороги между волостными правлениями Государственных Имуществ и от них к окружным управлениям, последние содержатся Государственными крестьянами во всегдашней исправности. Все эти дороги, кроме шоссе, большею частию обсажены с обеих сторон деревьями и удобопроходимы для всякого рода войск с обозами; только во время весенних разливов рек, даже по почтовым дорогам встречаются значительные препятствия от затопления низменных мест и уничтожения мостов".

    Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Том 6. Смоленская губерния.1852 г. - стр.59

    С уважением ко всем участникам форума, Павел.
     
  15. Pavel
    Offline

    Pavel -

    Регистрация:
    31 авг 2009
    Сообщения:
    554
    Спасибо:
    147
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Москва
    Интересы:
    История Поречского уезда
    Дороги Смоленщины – Поречский уезд (начало XIX века).
    По территории Поречского уезда Смоленской губернии в начале XIX века пролегал почтовый тракт Санкт-Петербург – Полтава. На границе Поречского уезда по дороге из Велижа в 18 верстах стояла почтовая станция Коряки, имевшая 18 почтовых лошадей. Далее от Коряков дорога 22 версты шла до уездного города Поречье, на почтовой станции которого имелась 21 лошадь. Почтовые экипажи въезжали в город по Санкт-Петербургскому тракту (такое название носила городская улица, ныне – ул.Пролетарская) проезжая по единственному в городе деревянному мосту через р.Гобзу. Из г.Поречья уже по Смоленской улице (ныне – ул.Гуреевская) почтовый тракт тянулся до губернского города Смоленска. Первой почтовой станцией по этой дороге был Пересуд в 14 верстах от Поречья. От Пересуда одна дорога расстоянием в 17 верст уходила к почтовой станции Харина, далее 13 верст – почтовая станция Рубцово и через 14 верст попадала в уездный город Духовщину. Смоленский тракт от Пересуда до почтовой станции в Киселеве Духовщинского уезда имел 18 верст, далее от Киселево через 18 верст на границе Духовщинского и Смоленского уездов стояла почтовая станция Терехи, от которой до Смоленска оставался один перегон в 23 версты. Почтовые станции Пересуд, Киселево и Терехи обязаны были содержать по 21 почтовой лошади на каждой.
    Летом 2009 года проезжал по этой дороге от Демидова до бывшего Свадьицкого озера на хорошей машине (4х4) в сухую погоду – повезло вернуться в Демидов без особых при-ключений. Если после дождей – рекомендую только ГАЗ-66 или гусеничную технику.
     
  16. Andreas.L
    Offline

    Andreas.L Новобранец

    Регистрация:
    30 мар 2010
    Сообщения:
    4
    Спасибо:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Кёнигсберг
    А кто-нибудь слышал про Екатерининскую(ие) дорогу(и)? В совр. Починковском районе в Климщинском с/с между дд.Петрищево и Шпунты сохранилась аллея берёзовая, которую местные называют Екатеринской дорогой. Намёк на Екатерину вторую....
     
  17. jagd
    Offline

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    6.443
    Спасибо:
    1.000
    Отзывы:
    37
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленская область
    Интересы:
    водка
    Ельнинские дороги

    Через Ельню проходили разные дороги: почтовые, купеческие, из одного уездного города в другой, например:

    Из города Дорогобуж в город Ельню 40 ¾ верст.

    По выходе из города, дорога, принимая направление на юг, пересекается глубокой лощиною, из которой круто поднявшись, тянется на значительную возвышенность, заросшую лиственным кустарником и через 2 версты спускается в деревню Яковлеву, или Пушкаршину, имеющую 70 дворов. Далее пролегает по местности очень возвышенной и волнистой, через лиственные перелески и деревни Пензево и Филаты до Новой-Деревни, где имеется почтовая станция, расположенная от Дорогобужа в 20 ¾ вестах. В сухое время года дорога на этом направлении удобна, но весною и осенью, после продолжительных дождей, в оврагах и лощинах она затруднительна для движения обозов, по причине суглинистого грунта. От Новой-Деревни местность по которой идет дорога, более волнистое, до границы Ельнинского уезда и несколько далее; по мере приближения к городу Ельне местность постепенно понижается и около города становится совершенно ровной.

    Торговые дороги.

    Например Калужская, из города Смоленска в город Ельню 83 версты и дальше до границы Калужской губернии 45 ½ версты, всего 128 ½ верст.

    Из Ельни в город Вязьму, 105 верст.

    Общее направление дорога имеет на северо-восток и идет сначала почти ровным, потом волнистым и открытым местом 9 верст, до села Богородицкое, потом проходит через реку Усию, по мельничной плотине; на этом расстоянии она пересекается тремя лощинами из которых по крутизне своей более замечательна находящаяся на 4 версте при деревни Шилово. От Богородицкого, дорога пролегает по пригоркам, покрытым лиственными перелесками и кустарником, через село Ушаково, до села Волочек и пройдя через глубокий овраг, входит в густой сосновый лес, покрывающий левый берег реки Осьмы, а по выходе из леса близ деревни Грекова, дорога пересекается речной долиной.Отсюда продолжается по возвышенностям реки Осьмы, более открытым местом, пересеченным несколькими оврагами, впадающими в Осьму ручейков, до деревни Б.Колпиты, при которой с западной стороны, соединяется с дорогой в город Духовщину, и через1 ½ версту при деревне Максименке опять отдаляется на восток в город Юхнов. Потом через 1 ½ версты встречает границу Вяземского уезда, по речке и за нею пройдя через луг спускается в лощину которую переходит по мосту при мельнице, а за селением Лужки поворачивает на восток до деревни Нивки, опять идет на север лиственными перелесками и полями, потом через 4 версты выходит, при селе Семлеве, на почтовую дорогу из Дорогобужа в город Вязьму. Грунт земли в Ельнинском уезде более глинистый, в Дорогобужском и Вяземском – песчаный.

    Большая проселочная дорога из города Ельня в город Рославль, около 80 верст.

    Она составляет прямое сообщение между этими городами; проходима только в летнее время. По выходу из Ельни, она пролегает в направлении на юг, по мало возвышенным полям и лугам, через деревни: Казариново, где левее имеется пруд и мельница с плотиной, Поповку, Липню и Передельники до хутора Липина. Здесь через реку Десну выстроен мост. Продолжаясь вдоль правого берега этой реки 5 верст, до села Новоспасское, дорога опять переходит по двум мостам на левый ее берег, и при деревне Логочевой примыкает к густому еловому лесу. На пространстве от хутора Липина до деревни Логачевой, находятся, в 1 версте по обоим сторонам дороги, густые хвойные леса. Потом, начиная от деревни Нешево, местность составляет, на 3 версты, ровные поля до деревни Липинки и дорога спускаясь здесь с левого берега реки Десны, переходит ее летом по мосту, а в половодье здесь переправляются на небольшом пароме. Далее дорога пролегает через несколько деревень и выходит на почтовую дорогу из Смоленска в город Рославль.
    Грунт дороги более суглинистый и в низменных местах, после дождей, она бывает очень грязной и затруднительной для движения, в особенности в болотистых местах. Ширина дороги от 4 до 6 саженей, местами она обсажена деревьями.
     
  18. Адольф
    Offline

    Адольф Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 фев 2012
    Сообщения:
    1.555
    Спасибо:
    2.448
    Отзывы:
    38
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Iva, так где говоришь фото?....:cool2:
     
  19. Трошкин
    Offline

    Трошкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 апр 2009
    Сообщения:
    4.477
    Спасибо:
    472
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    +
    Интересы:
    +
    Адольф, Ива давно забил...)))
    но можно записаться к нему на прием в департамент)
    дороги копаешь?)
     
  20. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.542
    Спасибо:
    974
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Поздно. Прием окончен.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)