ЖЗЛ

Тема в разделе "Россия", создана пользователем MikeGorby, 14 фев 2018.

  1. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.466
    Спасибо SB:
    4.935
    Отзывы:
    208
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    ЖЗЛ: Лагин Л.И.
    Старик Хоттабыч — старая советская сказка из детства

    «У советских собственная гордость» — писал когда-то Владимир Маяковский. Сказок это тоже касалось. Был советский Пиноккио — Буратино, советский Дулиттл — Айболит, советский Волшебник Оз — Волшебник Изумрудного города… Ну, а советского джинна нам подарил писатель по имени Лазарь Иосифович Лагин.

    Книгу «Старик Хоттабыч» знаменитого советского писателя Лазаря Лагина (04.12.1903 — 16.06.1979), уроженца Беларуси, читал, наверное, каждый представитель старшего поколения. А если и не читал, то уж точно смотрел одноименное кино. Даже если не смотрел, то слышал название. Так что, если спросить — «Знаете ли вы, кто такой Хоттабыч?», ответ будет утвердительный. В чём же заключается популярность данного персонажа?

    Каждый советский ребёнок мечтал, что однажды к нему явится джинн, исполняющий заветные желания с помощью волшебной бороды. Наверняка многие завидовали Вольке Костылькову, ведь этот мальчик умудрился прокатиться на ковре-самолёте и съесть бесплатное эскимо. Старик Хоттабыч стал культовым литературным героем, книгу Лазаря Лагина дети любили не меньше, чем приключения Буратино или же сказку о Чебурашке и крокодиле Гене. Но задумывались ли мы в детстве, что хотел писатель донести до своих читателей, в чём смысл данной литературной сказки?

    Но сначала вкратце напомним жизненный путь писателя, потому что его биография тесно переплетается с его творческим кредо.

    КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ЛАЗАРЯ ЛАГИНА
    [​IMG]
    https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/127/725/127725098_Lagin1.jpg

    На самом деле он не Лагин, а Гинзбург. Из имени и фамилии — ЛАзарь ГИНзбург — получился литературный псевдоним.

    Родился наш герой 4 декабря 1903 года в белорусском городе Витебске в бедной еврейской семье. Сразу после окончания школы 16-летний Лазарь отправляется на гражданскую войну, через год вступает в Коммунистическую партию (тогда РКП (б)), а уже после (!) — в комсомол. Что, в общем-то, неудивительно, если учесть, что комсомольская организация возникла позже партийной. По сути, Лагин этот самый комсомол на Беларуси и создавал.

    [​IMG]
    Молодой Лагин
    http://www.kursivom.ru/wp-cont...

    Дальнейшая карьера Лагина складывается не менее бурно и цветасто. Он начинает публиковаться в газетах с очерками и стихами, затем — поступает в Минскую консерваторию на отделение вокала, но из-за трудностей с теорией музыки бросает обучение.

    В 1924 году Лагин уже в Москве, где оканчивает Институт народного хозяйства по специальности «политэкономия». Какое-то время Лагин служит в Красной армии. И, наконец, в 1930 году полностью погружается в литературную деятельность.

    Карьера его постепенно идёт вверх. С 1934 года Лагин — заместитель главного редактора журнала «Крокодил», с 1936-го — член Союза Писателей, а в 1938-м выходит его сказка про Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба…

    Отдельным изданием «Старик Хоттабыч» вышел в 1940 году.

    [​IMG]
    Лазарь Лагин на флоте
    http://www.kursivom.ru/wp-cont...

    Вскоре началась война, и Лазарь Лагин не стал отсиживаться в тылу. Он оборонял Одессу и Севастополь, а закончил свой военный путь в Румынии в составе Дунайской флотилии. В битвах с фашистами он использовал не только оружие, но и свой литературный талант, сочиняя военные песни и язвительную сатиру.

    По окончании войны Лагин возвращается корреспондентом в «Крокодил», пишет сатирические «Обидные сказки» и несколько романов в стиле «социальной фантастики». Именно за фантастический роман «Остров Разочарования» ему присуждают Сталинскую премию. Кстати, лучшим из своих произведений Лагин считал роман «Голубой человек», о том, как ученик истфака МГУ попадает в прошлое и участвует в зарождении революционного движения.

    [​IMG]
    https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1515/0_f2783772f772a81588521a5b79eb51f4_1428604207.jpg

    Но ни одна из книг писателя не могла превзойти популярностью его сказку Старик Хоттабыч.

    И вот в 1955 году Лагин выпускает новую редакцию своей сказки. В результате, объём книги Старик Хоттабыч вырос, чуть ли, не вдвое. Одни сцены были добавлены, другие сильно изменены, третьи — просто убраны. Но с 1999 года стало правилом издавать Старика Хоттабыча в редакции 1938 года. Как читателю сделать выбор между двумя вариантами сказки трудно: у каждой есть свои достоинства и недостатки.

    Мы остановимся на анализе первоначального варианта (1938).

    В ЧЁМ ТАИНСТВО СКАЗКИ СТАРИК ХОТТАБЫЧ?
    «Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на поразительные совпадения в повести с другим произведением, созданным примерно в то же время.
    Я имею ввиду «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова.
    Прочитанный под этим углом «Старик Хоттабыч» даёт повод для раздумий.
    В обоих случаях в абсолютно материалистической Москве оказывается персонаж, наделённый сверхъестественным могуществом. Ему не страшен человек с ружьём (маузером), олицетворяющий власть. Да и само всесилие этой власти кажется иллюзорным» (Из статьи Г. Алюнина «Сказка ложь, да в ней намёк»).
    Старик Хоттабыч — книга таинственная. И не только потому, что на её страницах происходят совершенно невероятные события, но и потому, что в ней без всякого сомнения говорится больше, чем написано (аналогичная ситуация и в книге Н.Носова Незнайка на Луне, читайте нашу статью —http://inance.ru/2016/11/nezna...

    [​IMG]
    http://www.stihi.ru/pics/2017/...

    Взять того же Хоттабыча, кто он такой?

    — Что же здесь неясного? — удивится всякий, кто в детстве читал книгу писателя Лагина. — Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб — дитя арабского Востока, мусульманин. Имя арабское, одежда арабская, Аллаха поминает… Кстати, и в кувшин его на три с лишним тысячелетия заточил могущественный повелитель Сулейман ибн Дауд. Тоже араб, надо полагать!
    Вот здесь, как говорят юные читатели, первый «затык»: исламу на сегодняшний день чуть больше четырнадцати веков. Ни о каком Сулеймане три тысячи лет назад никто слыхом не слыхивал, зато всем был известен блистательный Соломон, строитель Иерусалима и сын израильского царя Давида.

    «Затык» первый, но не единственный. Вот следующий! Вспомним сцену в цирке. Заклинание, которое произносит Хоттабыч, помните? Звучит оно непроизносимо «лехододиликраскало», значение его для нашего слуха непонятно. Для арабского, надо сказать, тоже. Зато религиозные евреи, с легкостью разбив эту словесную кучу-малу на отдельные слова, ещё и пропеть её сумеют!

    «Лехо доди ликрас кало», — затянут они пятничным вечером, встречая приход субботы. И будет это первой строкой иудейского литургического гимна.

    «Иди, мой друг, встречай свою невесту» — вот что выкрикивал Хоттабыч в 1938 году и до сих пор поют иудеи пятничным вечером. А невеста — она суббота и есть!
    Знали ли редактор газеты «Пионерская правда» и советские цензоры, что это за «лехо…» такое, сказать сегодня сложно. Тем не менее публикация повести была, хотя при этом сам идиш тогда только что вычеркнули из числа государственных языков и удалили с герба Белорусской ССР…Стоит отметить, что интеллектуальный профессионализм литераторов и редакторов того времени был достаточно высок, поэтому, как сегодня пишет пресса, что редакторы не знали идиша и потому пропустили сказку в печать, вероятность низка.

    Наверно, подоплёка была в другом — не забываем, что это был 1938 год, напряжённые отношения с Германией, где начинались гонения на евреев.

    Но продолжим про писательские намёки в сказке.

    Писатель, словно не чувствуя опасности, продолжает подавать нам тайные знаки.

    [​IMG]
    http://diafilmy.su/uploads/pos...

    Ещё прежде, чем выкрикнуть диковинное заклинание, Старик Хоттабыч выдергивает из бороды 13 волосков, и рвёт их на мелкие части: без них волшебство не работает. Но почему именно 13? Не стоит говорить, что это случайность! Может быть потому, что джинн — это нечистая сила? Хотя ни о каких чёрных деяниях здесь речь не идёт.

    [​IMG]
    http://rubooks.org/pic/15651/s...

    Наоборот, чуть раньше Старик Хоттабыч, увлекшийся своим всемогуществом и очистивший цирк от оркестрантов, артистов и зрителей, сейчас, по просьбе Вольки, возвращает на свои места разбросанных по четырём сторонам обитаемого мира жертв своего тщеславия. То есть совершает благое дело — как раз с помощью диковинного заклинания и этих самых 13 волосков!

    Ну и кому число 13 помогает делать добрые и полезные дела? В христианской цивилизации оно приносит одни несчастья: не зря же называют его чёртовой дюжиной. У мусульман 13 никак не выделено из ряда других чисел. И только у иудеев оно счастливое: и разрозненные части соединяет в целое, и утраченную гармонию восстанавливает. Вот старый джинн и вырывает ровно 13 волосков — и в мгновение ока все разбросанные по миру люди снова оказываются вместе под куполом цирка. Раздаются оглушительные аплодисменты, и утраченная гармония перестает быть утраченной.

    У Лагина по книгам рассыпаны имена и названия, корни которых лежат в иврите, и события, имеющие начало в еврейских традициях. При этом упрятаны они не хуже, чем происхождение Хоттабыча.

    Заметки на полях
    Когда Лазарю исполнится тринадцать лет, родители соберут гостей на бар-мицву — праздник взросления. Нынче мальчикам по такому случаю дарят деньги, раньше дарили книги. Книг, как и гостей, будет много.

    [​IMG]
    https://blog.t-s.by/2016/12/vo...

    Одну из них — незадолго до этого изданный в России «Медный кувшин» англичанина Ф. Энсти — Лазарь немедленно выделит из общего числа.

    Глядя с дистанции в век, понимаешь до чего вовремя оказалась эта книга в руках у мальчика. Взросление совпадёт с началом его увлечением Востоком. Через четыре года, когда только что окончивший школу Лазарь вместе с родителями будет вынужден бежать в Москву от погромов, учинённых в Минске польскими легионерами, он позн
    Тот поинтересуется, что юноша читает, и услышит в ответ: сказки «Тысячи и одной ночи». Ещё через семь лет будущий автор книги Старик Хоттабыч будет увлечённо пересказывать всё те же сказки, сидя у постели больного мальчика. А ещё десять лет спустя этот мальчик станет прообразом Вольки ибн Алёши.

    ЗАЧЕМ ЛАГИН ШИФРОВАЛ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?
    Так зачем, в самом деле, писатель «шифровал» свои произведения, прятал в них тайные отсылки к запрещённому языку? И всё это в «безжалостной» к людям стране в годы так называемого «Большого террора», пропагандируемого сегодня либералами и Западом?!

    Еврейские коды — письменные, культурные, иудейские и каббалистические (таких у Лагина тоже немало) — вовсе не фига в кармане для Советской власти, а связь с детством и с юностью. Связь с Минском. В разнонациональной Москве не звучал ни идиш, ни иврит. Там ничто не напоминало о традициях, которыми было наполнено детство мальчика из черты оседлости.

    Да и не сподобился бы Лагин на фигу Советской власти! Он был глубоко советским человеком, свято верящим в идеалы справедливости, которые в то время многим не казались ни дикими, ни недостижимыми. И вера эта у него тоже из Минска — здесь он вступил в партию, здесь руководил еврейским бюро белорусского комсомола, здесь создал газету «Красная смена» (прародительницу «Чырвоной змены»).

    Просто, когда Лагин писал детскую сказку, в нём говорило его детство. То, без чего писатель перестает быть писателем, так же как и любой человек не может быть Человеком, если в его душе отсутствует связь с детством.

    «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку — сказал великий русский педагог Н.В.Шелгунов (1824 — 1891)».
    Но данная сказка является не только литературной, но и фантастической.

    КАКАЯ ФАНТАСТИКА НУЖНА ЧИТАТЕЛЯМ?
    [​IMG]
    http://diafilmy.su/uploads/pos...

    Фантасты как-то не задумываются, позволяя героям своих произведений добиваться определённых целей, чаще всего сводящихся к личному благополучию или достижению мира во всём мире (пример тому — фильмы Голливуда). Лазарь Лагин взглянул на данную ситуацию иначе — представленный им Старик Хоттабыч оказался могущественным созданием, способным изменять реальность, но вместе с тем он был перегружен устаревшими представлениями о действительности, возвращения которых никто из ныне живущих не пожелает.

    [​IMG]
    https://regnum.ru/uploads/pict...

    С первых страниц читателю становится ясно — добра от Хоттабыча ждать не приходится. От него более вреда, нежели пользы. Разумеется, открой сосуд кто-нибудь другой, имеющий в жизни иные, корыстные, убеждения, не пропитанные советской повседневностью, умения джинна такому человеку обязательно бы пригодились. Пионеру же Вольке джинн был без надобности, лишь обуза, которую придётся воспитывать, показывая ему на личном примере, как следует поступать в том или ином случае. Ежели нет соблазнов у человека, то и джинн такому без надобности: всем всё доступно в равной степени, никто не заботится о личном благосостоянии, у людей есть работа, они не знают нужды. Именно таким рисует перед читателем Лазарь Лагин Советский Союз. Даже нищим не подашь, поскольку нищих в стране нет.

    Так можно ли изменить мир к лучшему, имея для того соответствующие возможности? На примере Старика Хоттабыча становится ясно, что нам только мнится идиллия сегодняшних дней, должная быть глубоко противной жившим в прошлом и кому предстоит жить в будущем.

    Именно данную истину предлагается вынести в качестве главной идеи произведения Лазаря Лагина. Не нужно стараться подстраивать чужие нравы под свои представления о должном быть, иначе те, чей быт мы постараемся изменить, окажут не менее разрушительное влияние на наш собственный уклад.

    [​IMG]
    https://regnum.ru/uploads/pict...

    Что мы и ощутили в период правления Горбачёва — Ельцина, когда наши либералы выбрали в роли джинна (Старика Хоттабыча) коллективный Запад.

    Заметки на полях
    Образ джинна требует некоторого разъяснения.

    Джинны — герои арабской мифологии, чаще всего выступавшие в роли, аналогичной более привычным нам бесам или чертям.

    [​IMG]
    http://static.ozone.ru/multime...

    В западной культуре джинны получили популярность после выхода сборника сказок «Тысяча и одна ночь».

    В мифах существовало четыре вида джиннов: повелевающие огнём злобные ифриты, жестокие оборотни гулы, всемогущие рациональные мариды и слабые силы. Джинны жили в параллельном мире, куда люди не могли попасть. Даже в переводе слово «джинн» означает «скрытый».

    [​IMG]
    http://buksel.ru/covers/89917....

    Старик Хоттабыч был маридом — эти высшие джинны могли быть как злыми, так и добрыми, были способны предсказывать будущее и помогать в достижении целей.

    Выглядели они как высокие бледные люди с белыми бородами, умели выпускать огонь из ноздрей и превращаться в эфирные летучие существа. Но именно мариды часто становились пленниками разных предметов: например, кольца или лампы — в сказке про Алладина или бутылки — в истории с Хоттабычем.

    Исламский пророк и иудейский царь Сулейман ибн Дауд, которому Хоттабыч служил и был рабом его кольца, более известен как царь Соломон.

    Он обладал необычайной мудростью, умел разговаривать с животными, управлять ветром и обладал властью над всеми существами, включая джиннов. Братья Хоттабовичи не захотели больше быть под властью Сулеймана, за что и были наказаны заточением в бутылки.

    Кстати, в биографии Хоттабыча много исторических несуразностей. В сказке джинн является мусульманином и поминает багдадского халифа Гаруна Аль-Рашида — реального исторического деятеля и одновременно героя сказок «1001 ночи». Однако, если в бутылку джинна заключил ещё Соломон, то Старик Хоттабыч не мог исповедовать ислам, появившийся гораздо позже, и уж тем более не мог знать Гаруна.

    Кстати, о халифах. В Иерусалиме и сегодня можно увидеть площадь Омара ибн-Хаттаба. Так звали ещё одного прославленного и арабского халифа (585 — 644), которого лично обратил в ислам сам пророк Мухаммед.

    И вот что говорит Л. Лагин о Старике Хоттабыче:

    «По понятию джиннов из старинных волшебных сказок и тех, чьи желания они в этих сказках выполняли, это и было самое полное человеческое счастье, о котором только и можно было мечтать.
    Сотни и сотни лет прошло с тех пор, как впервые были рассказаны эти сказки, но представления о счастье долго ещё связывались, а в капиталистических странах у многих людей и по сей день ещё связываются с сундуками, битком набитыми золотом и бриллиантами, с властью над другими людьми (выделено нами).
    …Ну, а что, если бы такой джинн да вдруг попал в нашу страну, где совсем другие представления о счастье и справедливости, где власть богачей давно и навсегда уничтожена и где только честный труд приносит человеку счастье, почёт и славу?».
    КАК ТРАКТУЮТ СКАЗКУ СОВРЕМЕННЫЕ «СЕРЕБРЕННИКОВЫ»
    Прошло время. Умер 16 июня 1979 года Лазарь Лагин. Распался Советский Союз.

    [​IMG]
    Кадр из к-ф «Хотт@быч» 2008 года http://www.kursivom.ru/wp-cont...

    В фильме «Хотт@быч» 2006 года уже нет идейных бессеребреников, а джинн — прожжённый и брутальный циник.

    Наталья Лагина ( дочь писателя)

    «Мне удалось запретить несколько экранизаций, но когда я увидела этот фильм, я была в обмороке. Там осталось только имя отцовского персонажа и то, что он вылез из бутылки. Ну так придумайте своего «Похабыча», а не спекулируйте на бренде. Не может старик Хоттабыч из детской книжки интересоваться бабами с титьками в телевизоре и ходить «отлить», говорить через каждое слово «офигеть».
    Трудно что-либо добавить к этим словам. Но, хочется надеяться, что приключения советского Хоттабыча не закончились с советской эпохой. Книга-то, всё равно интересная, поучительная и будем надеяться, что современному поколению она также будет интересна и полезна.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ
    В 1979 году всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку с мюзиклом композитора Г. Гладкова «Хоттабыч». И запели герои известной повести-сказки голосами популярных актёров М.Боярского, Л. Гурченко, И. Муравьевой…

    Лазарю Иосифовичу Лагину уже не пришлось увидеть пластинку. Его не стало 16 июня 1979 года. В Москве на улице Черняховского стоит дом, приметный мемориальной доской с надписью «Здесь жил писатель Константин Симонов…». В этом же доме последние годы жил и Лазарь Иосифович Лагин. Правда, мемориальной доски, свидетельствующей об этом, до сих пор нет.

    Странно и обидно… Почему-то есть доска Солженицыну, против творчества которого большинство нашей страны, но нет памятной доски писателю, сказку которого любят все поколения как в России, так и на постсоветском пространстве.

    [​IMG]
    https://ok.ru/group51289744474...

    В Беларуси, в Витебске есть декоративная скульптурная композиция у кукольного театра «Лялька», памятник старику Хоттабычу. Белорусы чтят своих знаменитых людей, оставивших след как в советской культуре, так и в белорусской.

    Не пора ли и нам отдать должное нашим любимым писателям, которые в своих произведениях провозглашали Справедливость, ставить памятники таким как Лагин, а не Солженицыну.

    МАТЕРИАЛЫ:
    Сказка «Старик Хоттабыч»

    http://lib.ru/LAGIN/hottab.txt

    История о джине

    https://blog.t-s.by/2016/12/vo...

    Лазарь Лагин

    https://www.liveinternet.ru/us...

    Лазарь Лагин

    http://trounin.ru/lagin38/

    Кто такие джины

    https://isralove.org/load/5-1-...

    Лазарь Лагин

    http://www.kursivom.ru/ист�...

    Кто такие джинны?

    https://pwa.fishki.net/2331071...
     
    volic и Комановский нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Комановский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    31 дек 2012
    Сообщения:
    1.321
    Спасибо SB:
    4.974
    Отзывы:
    182
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Николай
    Интересы:
    Воопсче и в частности
    Да, для кого то это и политика и смысл между строк , а лично для меня это счастливое детство с книгой и фонариком под одеялом.
     
  4. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.466
    Спасибо SB:
    4.935
    Отзывы:
    208
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    Самый знаменитый клан бастардов в Российской империи
    Бастарды Перовские были если не самым могущественным, то уж точно самым знаменитым незаконнорожденным кланом Российской империи.

    [​IMG]

    Во-первых, бастардов Перовских было много. Их папенька, всесильный граф Алексей Разумовский прожил с их маменькой, мещанкой Марией Соболевской,в гражданском, как бы сегодня сказали, браке более 35 лет. И произвел десять детей, получивших специально для них придуманную фамилию «Перовские».

    [​IMG]

    Во-вторых, все бастарды Перовские оказались ужасно деятельные — не зря их родовым девизом была фраза «Не слыть, а быть».

    [​IMG]
    Родовой герб Перовских

    Пожалуй, нет такой области, где бы не отметились «внезапные графья» или их потомки. Перовские были министрами внутренних дел и цареубийцами, губернаторами Санкт-Петербурга и феодосийскими градоначальниками.

    [​IMG]
    Лев Алексеевич Перовский, четвертый из бастардов, министр внутренних дел и министр уделов Российской империи

    [​IMG]
    Будущая цареубийца Софья Перовская, повешенная на плацу Семёновского полка в 1881 году (справа). Ее отец, Лев Николаевич Перовский, был губернатором Санкт-Петербурга

    [​IMG]
    Дед цареубийцы, Николай Иванович Перовский, старший из бастардов, единственный, носивший отчество "Иванович", всем остальным уже давали по отцу. Губернатор Таврической губернии, феодосийский градоначальник.

    Они вели Большую Игру с Англией из-за Средней Азии и писали книжку «Ребята и зверята», были генеральными консулами в Генуе и политкаторжанами, создавали Российское историческое общество и разводили лес в Казахстане.

    [​IMG]
    Василий Алексеевич Перовский, пятый из бастардов, оренбургский генерал-губернатор, фактический зачинатель Большой Игры, руководивший первыми попытками завоевания Средней Азии — Хивинским походом (1839—1840) и Кокандским походом (1853).

    [​IMG]
    Ольга Васильевна Перовская, советская детская писательница, автор повестей "Ребята и зверята", "Остров в степи" и других популярных книг.

    [​IMG]
    Василий Львович Перовский, брат Софьи Перовской, участник кружка чайковцев, политкаторжанин.

    [​IMG]
    Борис Алексеевич Перовский, младший, десятый бастард, член Государственного Совета, один из создателей Российского исторического общества.

    Один представитель фамилии придумал сказку «Черная курица», Алексей Алексеевич Перовский, второй из бастардов, писавший и переводивший под псевдонимом "Антоний Погорельский", а четверо других — величайшего русского философа, автора афоризма «Единожды солгавши, кто тебе поверит?».

    [​IMG]
    Алексей Алексеевич Перовский
    [​IMG]
    Директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков, придуманный двоюродными братьями - Алексеем Константиновичем Толстым (сыном Анны Алексеевны Перовской, шестой из бастардов) и тремя братьями Жемчужниковыми (детьми Ольги Алексеевны Перовской, седьмой из бастардов).

    От бастардов Перовских остались цветущий кустарник перовския, фраза «Земля богата наша, порядка только нет» ,название московского района Перово, обозванного в честь их когда-то подмосковной усадьбы и минерал перовскит, впервые найденный на Урале.

    [​IMG]
    Perovskia atriplicifolia или Перовския лебедолистная, цветочный род Perovskia получил название в честь Василия Перовского, оренбургского губернатора.
    [​IMG]
    Писатель Алексей Константинович Толстой, сын Анны Алексеевны Перовской, автор «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева», романа «Князь Серебряный», хорроров "Упырь" и "Семья вурдалака", романса «Средь шумного бала, случайно…» и многого другого.

    [​IMG]
    Усадьба Перово, современный вид
    [​IMG]
    Титанат кальция, он же перовскит. Назван в честь Льва Перовского, министра внутренних дел и известного минеролога-любителя. Сегодня перовскиты яростно изучают по всему миру, поскольку перовскитные солнечные батареи - основной конкурент традиционных кремниевых.
    При этом пробились Перовские практически самостоятельно, графу Разумовскому, по большому счету, на потомство было наплевать. Как точно написал кто-то из современников, "растения он любил больше, чем детей".

    [​IMG]
    Анна Алексеевна Толстая, в девичестве Перовская, шестая из бастрадов.
    Просто Перовские были настоящим кланом, они друг за друга натурально горло рвали, и с этой семейкой все предпочитали не связываться. Василия, если не путаю, кто-то из ехидных аристократов отрекомендовал как «человека без предков, но с кучей родственников и необоримыми связями при дворе».

    [​IMG]
    Софья Алексеевна Львова, урожденная Перовская, девятая из бастардов.
    Любопытно, что при этом у всесильного графа Разумовского были и законные дети - от Варвары Петровны Шереметьевой, бывшей до замужества одной из богатейших невест России. И Разумовских было пусть и меньше, чем Перовских, но тоже немало - пятеро.
    Но практически никакого следа в истории России они не оставили.

    Вот что значит свежая кровь.





    https://zen.yandex.ru/media/va...
     
    PaulZibert, Andrey70, Wolf09 и 2 другим нравится это.
  5. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.466
    Спасибо SB:
    4.935
    Отзывы:
    208
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    Самый титулованный военачальник Российской империи

    Тут намедни решил разобраться. И несколько был удивлен. Оказалось, что это не Барклай де-Толли и даже не Суворов, нет. Это...Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский. Человек яркий, умный, храбрый, можно даже с легким сердцем сказать выдающейся. Но все-таки, все-так... Повторюсь, удивлен.
    Почему он самый титулованный?
    Ну, судите сами.
    [​IMG]
    Сын коллежского советника стал сначала графом, а потом и вовсе Светлейшим князем Варшавским, генерал-лейтенантом свиты и генерал-фельдмаршалом
    Был награжден почти всем иконостасом отечественных наград.
    Золотая шпага «За храбрость» (25.11.1807).
    Золотая шпага, украшенная алмазами и лаврами, с надписью «За поражение персиян при Елизаветполе» (29.09.1826).
    Крест «За взятие Базарджика» (1810).
    [​IMG]
    Орден Святой Анны II степени (1809), Алмазные знаки к ордену Святой Анны II степени (07.08.1810), Орден Святой Анны I степени (26.08.1812), Алмазные знаки к ордену Святой Анны I степени (27.09.1813)
    [​IMG]
    Орден Белого орла (1831)
    [​IMG]
    Орден Святого Александра Невского(03.05.1814), Алмазные знаки к ордену Святого Александра Невского (15.11.1818).
    [​IMG]
    Орден Святого Владимира IV степени с бантом (16.03.1807), Орден Святого Владимира III степени (29.06.1810), Орден Святого Владимира II степени (1812 год), Орден Святого Владимира I степени(11.08.1827).
    [​IMG]
    Орден Святого Георгия IV степени(07.07.1810), Орден Святого Георгия III степени (30.01.1811), Орден Святого Георгия II степени (29.10.1827), Орден Святого Георгия I степени (27.07.1829).
    [​IMG]
    Орден Святого апостола Андрея Первозванного (22.09.1828), Алмазные знаки к ордену Святого апостола Андрея Первозванного (16.07.1829), Мечи к ордену Святого апостола Андрея Первозванного(05.08.1855)
    [​IMG]
    Фельдмаршальский жезл, украшенный бриллиантами, с надписью «За двадцатичетырехлетнее предводительство победоносными русскими войсками в Персии, Турции, Польше и Венгрии» (1850).
    Портрет императора Николая I с бриллиантами для ношения в петлице на Андреевской ленте (1833). Редчайший Портрет императоров Николая I и Александра II для ношения в петлице(1855).
    [​IMG]

    и иностранные
    Прусская золотая шпага, украшенная алмазами (1835)
    Прусский Орден Красного орла I степени(1813).
    Прусский Орден Чёрного орла (1829).
    Алмазные знаки к прусскому Ордену Чёрного орла (1834).
    Австрийский Королевский венгерский орден Святого Стефана, большой крест (1844).
    Алмазные знаки к австрийскому Королевскому венгерскому ордену Святого Стефана (1849).
    [​IMG]
    Австрийский Военный орден Марии Терезии, большой крест (1849).
    Датский Орден Слона (1850).
    Баварский Военный орден Максимилиана Иосифа, большой крест (1849).
    Саксен-Веймарский Орден Белого сокола, большой крест (1841).
    [​IMG]
    Вюртембергский Орден «За военные заслуги», большой крест (1850).
    Польский знак отличия «За военное достоинство» I степени (1831).
    Нидерландский Военный орден Вильгельма, большой крест.
    Португальский Ависский орден, большой крест.
    Неаполитанский Орден Святого Фердинанда и Заслуг, большой крест (1849).
    [​IMG]
    Пармский Орден Святого Людовика, большой крест (1850).
    Османский Орден Полумесяца (1807).
    Персидский Орден Льва и Солнца I степени на золотой цепи (1828).
    [​IMG]
    Плюс 14 Высочайших благоволений, куча денег, недвижимости, табакерок, знамен, и даже орудий. куча всего :)
    Таким образом, Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский один из четырёх полных кавалеров ордена Св. Георгия и единственный в истории полный кавалер одновременно двух орденов — Св. Георгия и Св. Владимира.
    https://id77.livejournal.com/2952729.html
     
    Гiсть нравится это.
  6. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.466
    Спасибо SB:
    4.935
    Отзывы:
    208
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    Ломоносов пошёл пешком в Москву, потому что не хотел жениться
    Когда в следующий раз вы будете ехать в мёрзлом автобусе, жалуясь на плохую погоду и пробки, вспомните, пожалуйста, Ломоносова, который почти 300 лет назад преодолел 1200 км из Архангельской губернии в Москву.

    [​IMG]
    Примерный маршрут из Архангельска в Москву

    Стоял декабрь. Ломоносов двигался то пешком, то в лошадиной телеге. Никакого подогрева сидений и Лепса в динамиках. Только мороз, лошадиные "ароматы" и мороженная рыба под седалищем. Это даже не эконом-класс РЖД, скажу я вам.

    Весь путь занял 3 недели. То есть Ломоносов преодолевал по 50-60 км в сутки на декабрьском морозе. Что им двигало? Об этом я сейчас кратко расскажу.

    Вообще, о Михаиле Ломоносове имеется множество легенд и мифов. Например, многие думают, что он выходец из простого народа, сын крестьянина. Вовсе нет.

    Отец Ломоносова являлся местным "олигархом", если так можно выразиться. Это был крупный промышленник на Крайнем Севере, который, между прочим, первым в России построил корабль нового типа – гукор:

    [​IMG]
    Корабль, построенный отцом Ломоносова.

    Как и подобает богачу, отец Ломоносова женился несколько раз. Ну, Пугачеву он, конечно, по количеству браков не обошел, но Михаилу удосужилось пожить сначала с одной мачехой, а потом и со второй.

    Эта вторая мачеха, прям как в сказке, оказалась злой и вредной. Ломоносов с детства был "ботаником", то есть любил читать и учиться, а мачеха говорила, что это всё ерунда и ему стоит заняться настоящим делом. То есть строить корабли и ловить рыбу.

    Именно из-за тяжелой обстановки в семье Ломоносов впервые задумал свалить куда-нибудь подальше. Например, в Москву. Ведь в Москве он смог бы учиться спокойно, без скандалов с мачехой.

    Короче, история Ломоносова очень напоминает историю современного подростка. Только наш подросток, в силу примитивности, весь день рубится в "Танчики" и мечтает свалить в Питер, чтобы его никто не трогал и не доставал. А Ломоносов вон – мечтал о высоком.

    И, может, он потерпел бы жизнь в глубинке еще подольше, если бы его не решили женить. А как же? Богатый отец хотел наследника, который продолжил бы семейный бизнес.

    Довольно быстро Ломоносову нашли хорошую невесту. И знаете, что сделал наш герой, чтобы не жениться? Он притворился больным. Не, ну определенно – красавчик. Я бы также сделал. Ибо какая там свадьба в 19 лет?

    Короче, притворившись негодным к женитьбе по состоянию здоровья, Михайло ускорил план своего побега. Поезда и автобусы в те времена в Москву не ходили, только караваны с мороженной рыбой.

    Один из таких караванов отправился в Москву в декабре 1730 года. И если вы думаете, что Ломоносов, как белый человек, пошел и забронировал себе VIP-место в какой-нибудь телеге, то вовсе нет.

    Караван изначально вообще ушёл без Ломоносова. Лишь следующей ночью, пока все спали, Михайло просто оделся потеплее и побежал следом за обозом. Дома никто не знал, куда он делся. Просто был человек – и нет человека.

    Три дня и три ночи догонял Ломоносов лошадей. А когда догнал – все погонщики были в шоке. Ведь Михаил, фактически, был тогдашней "Золотой молодежью". Но вместо того, чтобы, как и пложено сыну олигарха, гонять на Гелентвагене дорогом коне по центру Архангельска, этот юноша выкинул вот такой фокус.

    – Я только Москву посмотрю и обратно! – обманул Ломоносов начальника каравана.

    Ему поверили и взяли на телегу, в которой он и проехал 1200 км до Москвы...

    Такова краткая история первого знаменитого "понаехавшего". Приключения Ломоносова в большом и незнакомом городе – отдельная песня.

    Он фактически начинал всё с нуля, а заканчивал – гордостью нации, известнейшим человеком в России и Европе.
    Вот это я понимаю – человек сделал сам себя...

    Источник
     
    Гiсть нравится это.
  7. Offline

    P/o Bibirevo Поручикъ

    Регистрация:
    2 дек 2017
    Сообщения:
    91
    Спасибо SB:
    242
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Saint-Petersburg
    Интересы:
    genealogy
    Семья Ломоносова принадлежала к податному сословию, хотя они были свободными людьми. За отпущенного в "большой мир" надо было платить подушную подать. В волостной книге Курострова значится, что "1730 года декабря седьмого отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался" (Ченакал В.Л., Андреева Г.А. и др. Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова... С.22) Однако платил подать отец Ломоносова и платил он ее за сына до самой своей смерти (1741), даже после того, как Михайло Васильевич приказом ревизора был объявлен в бегах. После кончины Василия Дорофеича подушная подать за его сына вносилась "из мирской общей суммы" Куростровской волости вплоть до 1747 года, когда Ломоносов стал академиком (Дмитриев И.С., Кузнецова Н.И. Академия благих надежд).
     
  8. Offline

    fidji Команда форума

    Регистрация:
    15 апр 2010
    Сообщения:
    5.731
    Спасибо SB:
    30.171
    Отзывы:
    1.250
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Екатерина
    Интересы:
    поиск, генеалогия, история
    Однажды, тридцать пять лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил занятия спортом. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких в спортивном мире - тысячи. Но это - лишь на первый взгляд. Потому что речь идет об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. Спортсменов с таким "послужным списком" во всей истории спортивных состязаний можно перечесть по пальцам.
    В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал тренировочную пробежку многократный чемпион и рекордсмен мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян.
    Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и стал вытаскивать потерявших сознание пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти. Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.
    Потом, на вопрос - что же было тогда самым страшным? - Шаварш ответил: "Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня... кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке - чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам".
    Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови - в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Врачи с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом.
    Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям он преумножил за эти страшные двадцать минут многократно.

    нен.jpg




    Нина Соколова стала первой в истории женщиной водолазом, однако это не единственная ее заслуга. Именно эта девушка предложила руководству осажденного немцами Ленинграда проложить по дну Ладожского озера трубопровод, через который на протяжении всей блокады город будет получать бесценное топливо.
    После школы Нина Соколова поступила в Ленинградский институт водного транспорта. Получив диплом, девушка попала в бригаду особого назначения, занимающуюся подводными работами, и которая в это время строила порт города Сочи. Девушка проявила себя как смелый ответственный работник и была направлена в Ленинград на курсы повышения квалификации, где и познакомилась с водолазным делом. Экзаменационная комиссия была удивлена глубокими познаниями девушки, и контр-адмирал Крылов подписал на имя Соколовой документ, разрешающее спуски под воду на десятиметровую глубину. На выдачу свидетельства потребовалось личная санкция председателя Верховного совета Калинина.
    Во время Зимней войны 1939 года Нина Васильевна привлекалась на строительство десантных платформ в сложных условиях Баренцева моря. В одну из смен она чуть не утонула, провалившись в тяжелом снаряжении под лед.
    После нападения Гитлера на СССР Соколову назначили инженером особого отряда, занимающегося восстановлением подводных коммуникаций Ладожского озера, разрушенных немецкой авиацией.
    В начале осени 1941 года в ходе успешного десанта советские войска заняли на противоположном берегу Невы клочок земли шириной 2 километра, который на всю глубину простреливался нацистскими пулеметами.
    Группа обеспечения Соколовой занималась прокладкой по дну реки прохода для буксирования под водой танков, артиллерийских снарядов и снаряжения. Водолазы Нины Васильевны проводили аварийно-спасательные работы в Балтийском море. Часто приходилось действовать под огнем противника, работа усложнялась осенними балтийскими штормами.
    Водолазы ежедневно опускались на дно при суточной норме хлеба в 300 грамм, многие из них оказались контужены прямо в воде от близких разрывов немецких бомб. За всю войну группа Соколовой подняла со дна 4 тысячи мешков с зерном, которые направлялись в голодающий город.
    Осенью 1941 года водолазы начали прокладку по дну Ладожского озера телефонных кабелей, обеспечивающей связь с «большой землей». После нескольких неудачных попыток 30 октября задача была выполнена.
    Во время работы Соколовой пришла в голову мысль, что таким же способом можно проложить по дну и бензопровод. До этого топливо поступало в Ленинград баржами, и главной проблемой была малая пропускная способность.
    Свою идею Нина Ивановна озвучила начальнику военно-восстановительных работ Ивану Зубкову, а тот направил запрос на разрешение в комитет обороны. Весной 1942 года группа водолазов и спецработников провели разведку на дне Ладожского озера.
    Строительство началось у Осиновецкого маяка, где на берегу рос большой лесной массив, в котором прятались сотни строителей, транспорт, оборудование и трубы. Ценой невероятных усилий секретный трубопровод с наносными станциями и топливными резервуарами протянули всего за полтора месяца. Местами трубы прокладывались на глубине 35 метров, а благодаря продуманной маскировке немцы так и не узнали о существовании трубопровода. Смелый замысел Нины Соколовой позволил обеспечить город топливом, которое помогло отстоять Ленинград и спасти тысячи жизней горожан. За время войны через трубопровод прогнали более 45 тысяч тонн горючего.
    Одновременно с установкой труб Нина Соколова участвовала в прокладке электричества по дну к Волховской ГЭС. Во время этих работ девушка была серьезно ранена.
    После снятия блокады Ленинграда Нина Васильевна получила звание полковника, за свою службу она провела под водой почти 650 часов. После войны Соколова занималась преподаванием и передачей своего опыта работы водолазом.

    ууц.jpg
    https://www.facebook.com/groups/2600166296972834/
     
    Андрей Бутерман нравится это.

Поделиться этой страницей