Серж 2010, спасибо. Очень интересно. Иоанн Соколов был восприемником у всех детей Алексея Барсова. Возможно он был братом Елены - супруги Алексея. Отчество у обоих Васильевы На фотографии 1914 года (на обороте стоит только год) два брата: в середине Григорий Барсов, справа Андрей Барсов. Андрей - младший в семье священника Алексея Барсова. Андрей Барсов 1899 г.р. В ноябре 2011 г. мне в руки попали документы и фотографии тётушки моего отца. В заявлении о приеме в партию Пелагея написала - брат Андрей - учитель 269 школы, ушел на фронт с ополчением, погиб в 1941 г. В 269 школе Ростокинского района г. Москвы есть школьный музей, где среди прочего хранится альбом, оформленный учениками с фотографиями классов. Заведующая музеем сделала мне в школьной библиотеке ксерокопии нескольких страниц альбома: две странички рукописного текста, одна - печатного, две фотографии. Одна из фотографий - 5 класс, у меня есть дома. За 9 класс, где с учениками сняты оба ушедших с ними на фронт учителя, у меня нет. На фотографии учителя: слева – Дорофеев Арсений Власович, справа – Барсов Андрей Алексеевич; в верхнем ряду крайний справа – Штейнгарт Ш.В. Посещение музея 270 школы и общение с Ладой Викторовной помогло внести фамилию Барсова А.А. в списки 13 ДНО. Я и представить себе не могла, что в январе 2016г. "всплывет" такой уникальный документ - отыщется среди старых писем у двоюродной сестры. Судьба 13ДНО трагична, и очень тяжело узнавать, что нет списков ополченцев 13ДНО. А в восстановленном небольшом списке нет фамилий ДорофеевА.В. и ШтейнгартШ.В. http://smolbattle.ru/threads/13-МСДНО-13-Ростокинская-дивизия-народного-ополчения-Москвы-140-стрелковая-дивизия.35920/ О неспешности поисков: Ноябрь 2011 - Январь 2016.
Про Соколова больше ничего нет. Эту рабочую версию надо держать за основную. Покров-Кошкино. Село Покров-Кошкино расположено на юго-востоке от Рославля, на полуострове, омываемом с юга и запада рекой Вымклой, а с севера — Вороницей. Как давно существует село Покров-Кошкино, кем построен первый храм, из каких селений состоял приход, — за неимением письменных данных об этом сказать нельзя. Из местной церковно-приходской летописи видно, что село существовало в начале XVIII столетия[1], хотя известный историк-краевед И.И. Орловский относил его возникновение к XIV—XV вв. Он считал, что оно является родовым гнездом Захарьиных-Кошкиных-Романовых[2]. Согласно приходской летописи, село сначала называлось Кошкино, но со второй половины XIX столетия к этому названию стали прибавлять для благозвучия (по названию храма) слово «Покров». С тех пор в официальных документах село именовалось Покров-Кошкино. Но в народе оно так и осталось Кошкиным. Та же летопись отмечает, что когда-то давно в дремучем лесу, окружавшем селение, был притон разбойников, прозвище одного из них — Кошка — и дало название деревне[3]. Со слов одного из местных священников — о. Николая Геранского, — в храмовой летописи упоминается деревянная церковь во имя святого Иоанна Крестителя. После того как в лесу на срубленном пне нашли икону Покрова Божьей Матери, ее стали называть Покровской[4]. Когда она построена и когда прекратила свое существование, — сведений нет. Возможно, этой церкви и вовсе не было в реальности, а лишь в народных преданиях. Но это личное мнение автора данного труда, возможно, и неверное. Достоверно же известно, что в Покров-Кошкино церковь перенесена была в 1798 г. из села Максимково по приказу княгини Надежды Петровны Мещерской. Она была освящена во имя Покрова Божьей Матери. В 20-х гг. XIX в. к церкви пристроили деревянную колокольню, в основном, на средства помещицы М.П. Лишен. За ее счет в 1830 г. установили в церкви новый иконостас весьма хорошей работы. К 1861 г. церковь была перестроена[5]. К концу 80-х гг. того же столетия церковь настолько обветшала, что предполагалось ее упразднение. Но посетившему село епископу Иосифу храм настолько понравился своей светлостью и устройством, что он приказал начинать капитальный ремонт здания. Архиерей не согласился ни на каких условиях на упразднение прихода. С 1883 г. начался крупный ремонт, проводившийся на средства землевладельца Ивана Алексеевича Селянинова, а также на пожертвования прихожан и сторонних лиц. Под всю церковь подвели кирпичный фундамент, выстроили новую колокольню, крышу на церкви и на храме покрыли железом[6]. Здесь уместно вспомнить жертвователей на ремонт церкви. В 1884 г. на приобретение колокола крестьянин Михаил Иларионов внес 84 рубля, другие прихожане — 290 рублей[7]. На устройство новой колокольни в 1887 г. И.А. Селянинов внес 900 рублей, другие прихожане - 290 рублей[8]. Не только прихожане жертвовали на нужды своей церкви, но и сторонние лица. Так, в 1897 г. вдова рославльского купца Анастасия Чепелкина подарила храму серебряный вызолоченный оклад на напрестольное Евангелие, стоимостью в 150 рублей[9]. Работы по ремонту церкви продолжались в течение 15 лет и были закончены ко дню столетнего юбилея церкви. 1 октября (по новому стилю 14 октября) 1898 г., в день Покрова Божьей Матери, верующие Покров-Кошкина широко отмечали столетие своей церкви. Празднование началось накануне заупокойной литургией и панихидой по всем российским императорам, начиная с Петра I, епископам Смоленским, ктиторам, благотворителям и по всем усопшим прихожанам. Храм снаружи был убран гирляндами из зелени, вензелями и флагами. Разноцветные вензеля, вставленные в верхние окна колокольни, освещенные изнутри, выделялись издали. Над входными воротами в ограде тоже укрепили большой вензель, а по стенам колокольни сделали вензеля из зелени. Местные иконы в иконостасе и царские врата украсили венками из зелени и цветов. В день праздника была совершена литургия, после которой благочинный, отец Димитрий Конокотин, произнес поучение о важности и значении храма в жизни христианина. Затем состоялся крестный ход на реку для водоосвящения. При этом использовалась главная святыня церкви — икона Покрова Божьей Матери, она была вынута из киота и украшена венком из зелени и цветов. От реки крестный ход прошествовал вокруг храма и возвратился назад. Затем было отслужено молебное пение Покрову Божьей Матери[10]. Торжественность богослужения, совершаемого собором духовенства в блестящих облачениях, пение певчих при полном освещении храма и убранстве иконостаса неотразимо глубоко подействовало на души прихожан, невольно располагая их к молитве, и, видимо, надолго оставило о себе светлое воспоминание. Здесь автору кажется уместным еще раз вспомнить о епископе Иосифе. Именно благодаря его оптимизму, твердости и, если хотите, прозорливости церковь осталась действующей, была отремонтирована и встретила свой юбилей. До 1887 г. школ в приходе не было, а потому имела место низкая грамотность населения. В начале XX в. здесь уже существовало несколько школ, в которых учились не только крестьянские мальчики, но и девочки. Их родители мало интересовались тем, что преподавали на уроках. Некоторые крестьяне посылали детей учиться только из-за того, чтобы они дома не мешали. Если судить по записям в приходской летописи, то ощутительных плодов образование в начале века в Покровском приходе не давало. Некоторые смотрели на школу как на лишнюю обузу[11]. Следствием такого отношения к грамоте было низкое религиозно-нравственное состояние прихожан, несмотря на труды местных священников. С болью описывает отец Иоанн Соколов нравственное падение крестьян: «Прихожане весьма невежественны, в умственном отношении — неразвиты; в семейном и бытовом — грубы, хитры, лживы, своевольны, ленивы, непочтительны. К храму — не прилежны. В праздники работают, иные, по близости города, идут шляться на базар. Через разделы многие обеднели до того, что нищенствуют, и нищенство обращается как бы в промысел и заразно действует на других. Подобные субъекты часто пьянствуют, играют в карты, и появляется среди них воровство... Верят знахарям и ворожеям и нередко обращаются к ним, иногда за несколько верст. Но есть и такие, которые в трудных обстоятельствах обращаются к Богу с молитвою»[12]. Священникам предстояло еще очень и очень много трудиться как на ниве образования, так и по исправлению нравственного облика своих прихожан. Но грянувшая в 1917 г. революция насильно разъединила народ со своими пастырями и еще больше усугубила без того сложное нравственное состояние русского села. Покровский храм сгорел в 1920 г.[13] Неизвестно, стал ли он жертвой поджога со стороны разгулявшихся безбожников или халатного отношения с огнем самих церковнослужителей. Сейчас этот факт выяснить нет возможности, с одной стороны, из-за скудости архивных сведений, а с другой, - потому что не осталось в живых свидетелей той эпохи. Сейчас Покров-Кошкино называется деревней Кошкино. [1]ГАСО. Ф. 391.0л. 1. Д. 4. Л. 131. [2] Орловский И.И. Краткая география Смоленской епархии. - Смоленск, 1907. - С. 173. [3] ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 132. [4] Там же. Л. 133. [5] Столетний юбилей храма// Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1899. - С. 285. [6] Там же. С. 286. [7] Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1884. - С. 283. [8] Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1887. - С. 702. [9] Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1897. - С. 1292. [10] Столетний юбилей храма// Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1899. - С. 286. [11] ГАСО. Ф. 391.0п. 1. Д.4. Л. 135. [12] Там же. Л. 134 об. [13] ГАСО. Ф. Р-1544. Оп. 1.Д. 1342. Л. 62. Исходя из 7 строчки снизу страницы 285 можно предположить, что Соколов закончил семинарию в 1883 году. За 1883 год выпуска семинарии у меня нет. А вот за 1882 год видим вот что: А теперь делайте предварительные выводы. Вот ещё попалось. А среди списка воспитанников духовной семинарии за 1914год есть вот такие ученики...
Серж 2010, я конечно же не знакома с этими документами. Спасибо! И Вы отвечаете на Вопросы, которые я из-за недостатка информации пока не могла сформулировать. Теперь могу. Первый вопрос. Если Андрей учился в 1913-14 учебный год в III классе, почему документ о завершении образования в 1919 году? Пару раз оставался на второй год? Или революционные события? Или просто хотел иметь документ советского образца? Что тогда было с учебными заведениями? Если кто-либо знает статьи, книги об этом, скиньте, пожалуйста ссылку. ГАСО не дал мне выписку из метрической книги по Андрею. Возможно ли послать запрос в архив, как его сформулировать, что можно узнать из архива Рославльской 6-ой советской школы о Андрее??? Второй вопрос. Георгий Барсов. О нем чуть позже.
Итак Следы Ивана Соколова начали просматриваться. В 1918 году все духовные заведения были закрыты. На то есть правительственное решение. Все учащиеся бросились в светские гимназии и школы для завершения образования. Кто этого хотел. Например Раиса Берёзкина , после закрытие СЕЖУ подала прошение в Рославльскую гимназию. Андрей же видимо учился или вернее сказать доучивался в указанной Вами школе. А возможно после окончания училища он начал учёбу в СДС. Я просто увидел фото Андрея и Георгия и год Вот и посмотрел этот год. 1913-1914. Думаю что загадки тут никакой нет. В моей генеалогии есть случаи когда мальчики учились очень доооолго, гораздо дольше Вашего.
Эту фотографию я увидела вложенной между страниц в альбоме тетушки. Дата 30 vII 1930. - Кто это? - Барсовы. Пелагея, Елизавета, Федор, Георгий. - Задумалась...-или Григорий? Нет, точно Георгий. Я думала, что она имя боялась перепутать . Но вот в январе 2016 из архивной справки узнаю, что были у священника Алексея Барсова сыновья и Георгий (1896 г.р.), и Григорий (1994 г.р.). Зная, как выглядел Георгий (со слов тетушки), по фотографии, найденной сестрой и подписанной Г.Барсов Незнаново, я определила, что на фотографии мальчиков рядом с Андреем сидит его брат Григорий. Серж 2010 нашел, что Георгий учился в духовной семинарии. О Георгии я знаю из автобиографии Пелагеи Барсовой, что он был призван в армию в 1941г. 3 марта 1945г. он был освобожден от военной службы, имея инвалидность 2-ой группы. В 1946г. он умер.
У священника Алексея Барсова было восемь детей: четыре сына и три дочери. Из них был женат только старший - Федор. Женился поздно - в 40 лет. Жена была моложе на 16 лет. В этом браке родились мальчик Алексей (мой отец) и девочка Анна (моя тетушка). Сестры Федора замуж не вышли. Двух сестер, доживших до старости опекал племянник. Мой отец говорил, что все дети священника, кроме Федора, были учителями. Сестры и Андрей - точно. А вот про Георгия и Григория не знаю.
Барс, в метрических книгах Бельского уезда попадаются Барсовы. Например, в д.51 ф.160 ГАТО, оп.16 в церкви с.Кавельщино Бельского уезда исполняет дела псаломщика в 1881 году Иван Барсов. В этом же деле 3 сентября 1891 года восприемницей у крестьянского ребенка была указана дочь псаломщика девица Евдокия Иванова Барсова (л.160 об.-161). Интересную запись недавно увидела в фонде 1285 ГАТО (Бельское духовное правление), опись 1, дело 903. Дело по рапорту священника села Савинского Барсова о выдаче внукам его Измайловым от причта села Верховья определенной части денег -1859 год. Имя Барсова в описи не указано...
volic, спасибо, буду знать. Любовь Н., спасибо, очень интересно. Их много - Барсовых. Но Феодор - редкое для Барсовых имя.
Серж 2010, спасибо. Пора переходить к женщинам. Вот такие две фотографии без надписей были у Пелагеи. Я предполагала, что на одной Елена Барсова, на другой её старшие дочки Анна и Елизавета. Было известно, что Пелагея была младшей. Но вот я получаю архивную справку, где появляется ещё одна дочь - Александра. Года рождения: Александра 1887, Анна 1890, Елизавета 1891, Пелагея 1898. По возрасту девочек (разница у старших - неполных три года, у следующей пары - полтора года) я думаю, что это Анна и Елизавета. Появляются сомнения, куда делась Александра? Возможно на каких-то безымянных фотографиях плохого качества мы принимаем за Анну Александру? Надо уточнять в ГАСО про Александру.
Просмотрел воспитанниц СЕЖУ с 1896 по 1905 год (за 1903 и 1904 гг данных у меня нет). 1896г. Екатерина в 5 класс. Римма переэкзаменовка после 2-го класса. 1897 (не полный список у меня) Екатерина в 6 класс. 1898 Екатерина окончила курс. Римма в 4 класс. Мария во 2 класс. 1899год. Ольга во 2 класс. Мария в 3 класс. Клавдия в 5 класс. Римма в 5 класс. 1900 год. Юлия во 2 класс. Ольга в 3 класс. Мария переэкзаменовка после 3-го класса. Клавдия и Римма в 6 класс. 1901 год. Анна во 2-й класс. Валентина во 2 класс. Юлия в 3 класс. Ольга в 4 класс. 1902год. Валентина в 3 класс. Анна в 3 класс. Ольга в 5 класс. Мария в 6 класс. 1905 год. Лидия и Мария в 3 класс. Елизавета и Ольга в 3 класс. Мелетина в 4 класс. Лидия в 4 класс. Анна в 6 класс. Валентина в 6 класс. Видите Александры нет. А она должна быть ранее Анны. Думаю что её надо искать в другом месте. К тому же, что и родственники о ней не помнят. Я Вам уже говорил, что искал у своего прадеда дочку Ольгу. О ней тоже никто никогда не упоминал. Только через пару лет после моего запроса выяснилось, что она умерла в младенчестве. Ну она так же могла учиться в гимназии, что мало вероятно.
Серж 2010, буду делать запрос в ГАСО, чтобы посмотрели не умерла ли Александра. Объяснение, что она вышла замуж, и брак регистрировался по месту жительства мужа, вызывает у меня сомнение, так как из семейной легенды известно, что только Федор создал семью. Вот получается, я знала, что ответы из архива бывают не 100% с ответами на все вопросы, но и с новыми вопросами, и с упущениями. Не была готова к шести известным детям Алексея Барсова получить ещё двух. Причем Григорий - реальный. Серж 2010, спасибо за тот огромный объем проработанного материала, который Вы мне даете. Также с интересом читаю Вашу тему. http://smolbattle.ru/threads/Онисим-Чернавский-из-села-Терешок.42879/ Неожиданно было узнать, как оценивали знания учащихся, "Изъ прошлаго Смоленской духовной семинарiи. См. Епарх. Вѣд. 1914 г., № 23."
В СЕВ за 1890 год в № 13 с.599 упоминается Барсов Григорий, окончивший приготовительное отделение Рославльского духовного училища. В СЕВ 1894 № 13 с.562 Барсов Григорий окончил 1 класс семинарии.
У ИВ Соколова известно что в РДУ учится сын, в СДС 2 сына и в СЕЖУ 2 дочери. На 1903 год. Среди воспитанников РДУ за 1902 год значатся: Соколов Василий. 2 класс Соколов Николай Иванович. 2 класс. Этот из них из с. Покров – Кошкина. А вот с СДС сложнее. Тут Соколовых гораздо больше. Поскольку у меня нет списков за 1903 год, пользуюсь за 1902 год. 1 класс.Соколов АлександрИванович. Соколов Николай (исключаем т.к. не может в семье быть два сына Николая) Соколов Матвей. Соколов Сергей. Вяз.у. с.Меньшиково (Больной нужна ампутация ноги) 2 класс. Соколов Павел. Соколов Николай.(исключаем) 3 класс. Соколов Иван.(искл. По тексту он Бельский) Соколов Иван.(искл. По тексту Вяземский) 4 класс. Соколов Иван. Сын заштатного св. с. Городка Бел.у. Матвея Соколова. 5 класс. Соколов Александр. сын пс. С. Покровского Гж.у. Василия Соколова. Соколов Анатолий. Соколов Максим. 6 класс Соколов Дмитрий.? Соколов Сергей. В 1903 году добавились в 1 классе сироты ВладимирСДУ и Михаил ВДУ.(не подходят) И СЕЖУ. За 1902 год. Соколова Анна. Окончила в 1902, значит в 1903 её нет. Исключаем. 1-й параллельный Соколова Ольга. 1-й нормальный Соколова Анастасия. 2-й параллельный Соколова Наталия. 3 параллельный Соколова Анна. 3 параллельный Соколова Анастасия. 3 нормальный Соколова Анастасия. 3 нормальный Соколова Капиталина. 4 класс. Анна и Елена. 5 класс. Александра и Зинаида. Здесь на роль дочерей Иоанна Васильевича Соколова подходят все. Будем искать.
Серж 2010, впечатляет. Когда-нибудь и я так смогу? Младшая дочь священника Алексея Барсова - Пелагея 1898г.р. работала учителем с 1918г : в Волковической начальной школе Рославльского уезда, в Лозковской школе, в Погореловской щколе Шумячского района, в Криволесской школе, в Епишевсой ШКМ. В 1932г. с целью повышения своей квалификации переехала в Москву. Работала в московских школах до пенсии. Была награждена Орденом Ленина. Вот такой интересный документ.